на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Муниципальная собственность как объект муниципального управления (на примере МО “Город Архангельск”)


Муниципальная собственность как объект муниципального управления (на примере МО “Город Архангельск”)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»

6

1.1. Категория «собственность» в общественных науках 6

1.2. Общесоциальный характер собственности 8

1.3. Общее и особенное в содержании понятия «муниципальная собственность»

10

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В МО «Город

Архангельск» 25

2.1. Нормативно-правовое обеспечение управления муниципальной

собственностью 25

2.2. Характеристика муниципальной собственности МО «Город Архангельск» 38

2.3. Система органов управления муниципальной собственностью и их роль 43

3. ПРОБЛЕМЫ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В МО «Город Архангельск» 55

3.1. Экономическая эффективность управления муниципальной собственностью

55

3.2. Проблемы управления муниципальной собственностью 57

3.3. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью

60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Система управления муниципальной собственностью

МО «Город Архангельск»………………………………………………………74

ВВЕДЕНИЕ

Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна

из самых актуальных. Во-первых, ещё пятнадцать лет назад такой формы

собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её

становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности

властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного

самоуправления: «ведь почти все государственные решения, касающиеся

интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются

в жизнедеятельности местных сообществ»[1]. Люди ощущают результаты

государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих

жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного

сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в

первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление

муниципальной собственностью.

В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов

местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их

компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для

достижения цели дипломного проекта необходимо решение следующих задач:

. изучение категории «муниципальная собственность» с экономической

и правовой точек зрения;

. изучение муниципальной собственности МО «Город Архангельск»:

формирование и состав;

. изучение местных органов власти, участвующих в управлении

муниципальной собственностью;

. выявление основных проблем, препятствующих наиболее эффективному

управлению муниципальной собственностью;

. поиск путей решения существующих проблем, в том числе с

использованием стороннего опыта.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Город

Архангельск», муниципальная собственность является одной из составляющих

экономической основы местного самоуправления наряду с местными финансами,

имуществом, находящимся в государственной собственности и переданном в

установленном порядке в управление органам местного самоуправления и

другими. В связи с этим, объектом изучения в процессе написания данного

дипломного проекта является деятельность органов и должностных лиц местного

самоуправления муниципального образования «Город Архангельск» в области

управления муниципальной собственностью. Предметом выступает эффективность

использования муниципальной собственности, эффективность управления ей со

стороны органов местного самоуправления г. Архангельска.

В соответствии с поставленными задачами, объектом и предметом

дипломного проекта ведущим методом при анализе деятельности органов

местного самоуправления является статистический. Данный метод позволяет на

основе имеющихся показателей оценить результативность деятельности

соответствующих органов по управлению муниципальной собственностью, в том

числе в сравнительном аспекте. Также использовался анализ документов

(законов, других нормативных правовых актов). Наряду со статистическим

методом и анализом нормативных документов применён метод экономического

анализа, предметом которого являются «хозяйственные процессы предприятий,

их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты

деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных

факторов, находящие отражение через систему экономической информации»[2].

При исследовании обозначенной выше темы возникли сложности, прежде

всего с публикациями и другими источниками, посвящёнными проблеме

управления муниципальной собственностью в Российской Федерации на

современном этапе. Центральный вопрос дипломного проекта можно определить

как мало изученный в рамках экономической науки, особенно отечественной.

Тем не менее, в работе были применены следующие основные группы источников:

. федеральные законы;

. законы субъектов Российской Федерации;

. муниципальные нормативные правовые акты;

. книги и публикации отдельных авторов, посвящённые как правило

общеэкономическим вопросам;

. статистические источники.

Для более качественного изучения вопроса управления муниципальной

собственностью в рамках дипломного проекта необходимо больше публикаций,

посвящённых именно управлению муниципальной собственностью. Большинство

авторов заостряют своё внимание на процессе формирования муниципальной

собственности, процессах приватизации и пр.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»

1.1. Категория «собственность» в общественных науках

Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует

проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему

экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до

ухода в иной мир. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий

коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто присваивает

материальные условия существования людей, является хозяином земли, фабрики,

духовного богатства?

Рассматривая муниципальную собственность, в том числе как объект

управления, необходимо, прежде всего, рассмотреть понятие «собственность»,

его понимание наукой. В науке существуют довольно многочисленные и весьма

неоднозначные толкования этого вопроса.

Значительной популярностью пользуется вещественное понимание

собственности – как отношение людей к вещам, в том числе денежным знакам.

Например, П. Самуэльсон считает, что собственность есть владение товарами

или денежными суммами. Макконнелл и Брю характеризуют собственность как

распоряжение материальными ресурсами. Подобное понимание встречается и у

советских обществоведов: «собственность – принадлежность каких-либо

объектов субъекту, которым могут быть отдельные люди, их группы,

государство, общество»[3]. Между тем Г.И. Черкасов в своей книге «Общая

теория собственности» отмечает, что «там, где нет отношений между людьми,

не существует и собственности»[4].

Широкое распространение имеет юридическое толкование собственности,

согласно которому «это понятие относится к совокупности прав»[5]. Данный

подход является слишком узким, так как в реальной жизни собственность

далеко не всегда юридически оформляется или соответствует правовым нормам.

Собственность как порождение естественной природы человека

рассматривается природно-биологическим представлением о собственности. В

научной литературе встречаются также религиозно-идеалистическое понимание

собственности. По мнению многих авторов, такое видение природы

собственности, мягко говоря, сомнительно.

Сторонники многопланового толкования собственности видят природу

данного явления в отношениях двоякого рода: и между людьми, и между людьми

и вещами. С одной стороны, это правомерно: ведь собственность без участия

людей и вещей существовать не может; с другой – отношения между людьми

далеко не всегда обусловлены собственностью и их отношением к ней

(например, самооценка). В то же время существуют отношения, которые

возникают между людьми только благодаря наличию собственности. Например,

профессор Г.И. Черкасов выделяет как одну из характерных черт собственности

её способность выступать в качестве «опосредованной связи» между

субъектами. А примером здесь может служить ситуация, когда собственник

предприятия находится в одной стране, а работники – в другой.

Рассмотрев выше обозначенные подходы к понятию «собственность», считаю

возможным заключить, что наиболее близкими к реальности является

вещественное и многоплановое толкования данного понятия. При этом стоит

отметить, что многоплановый подход к определению собственности в некоторой

степени дополняет вещественное понимание, так как трудно не согласиться с

утверждением, что отношения между человеком и вещью, хоть и не во всех

аспектах, но влияют на отношения между людьми. Например, люди могут сильно

отличаться внешне (рост, телосложение), и это будет определяющим фактором,

влияющим на их взаимоотношения (при прочих равных условиях), но до тех пор,

пока они либо не знают об уровне благосостояния друг друга (или оно

незначительно у обоих) либо если данные субъекты занимают практически

равные позиции в обществе (относительно объёмов средств производства,

которыми они обладают).

1.2. Общесоциальный характер собственности

Муниципальное образование в лице органов местного самоуправления

призвано осуществлять свою деятельность по решению вопросов местного

значения, «исходя из интересов населения, его исторических и иных местных

традиций»[6]. Очевидно, что защищать интересы местного сообщества органы

МСУ могут, не только осуществляя законотворческую деятельность, представляя

интересы местного населения на вышестоящем (государственном) уровне или

иными действиями, но и во многом за счет использования муниципальной

собственности, составляющей экономическую основу местного самоуправления

(ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации», ст. 28).

С уверенностью можно утверждать, что вопросы местного значения,

решаемые посредством пользования и распоряжения собственностью, относятся к

самым разным сферам («интересы населения» довольно широки): не только

экономической или правовой. Само понятие «собственность» является, прежде

всего, экономической категорией, а юридическое закрепление объектов

собственности является значительным фактором в межсубъектных

взаимоотношениях. Тем не менее, отношения собственности (на местном уровне

это видно лучше) присутствуют и в духовной, и в социально-политической

сферах жизни общества. Таким образом, «собственность носит общесоциальный

характер»[7] как одну из её содержательных черт.

Попробуем обосновать данное утверждение. Во-первых, в перечисленных

выше сферах складываются присвоение и отчуждение – основы отношений

собственности. В социально-политической сфере жизни общества неизбежно

распределение власти, привилегий, возможностей и гарантий. Духовная сфера

включает в себя присвоение и отчуждение (даже элементарное использование)

идей, знаний, информации, художественных произведений и др. Данные явления

в этих сферах должны существовать в определённой общественной форме, то

есть в виде собственности. В то же время стоит отметить, что, например,

одной из функциональных статей расходов местных бюджетов является

«организация, содержание и развитие учреждений образования,

здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, других

учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов

местного самоуправления»[8] (Бюджетный Кодекс РФ, ст. 87). Этот пункт

показывает участие отношений собственности в социально-политической и

духовной сферах жизни населения (в данном случае органы МСУ через отношения

собственности участвуют в жизни общества).

Общесоциальный характер собственности доказывается также тем

обстоятельством, что все участники общественной жизни (всех её сфер) могут

быть субъектами каких-либо отношений собственности. К примеру, объектами

социальной сферы, такими как кинотеатры, различные развлекательные

комплексы, могут владеть частные и юридические лица. Как участники

общественной жизни могут стать субъектами отношений собственности, так и

любые жизненные блага могут выступать в качестве объекта таких отношений.

Таким образом, видно, что отношения собственности проникают во все

сферы жизни человека и общества в целом.

1.3. Общее и особенное в содержании понятия «муниципальная

собственность»

В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации, в нашей

стране «признаются и защищаются равным образом частная, государственная,

муниципальная и иные формы собственности»[9]. Фактически в современной

России существует большое разнообразие типов собственности, что допускается

законодательством и, соответственно, получило своё развитие в последнее

десятилетие прошлого века.

Рассмотрим типы собственности, которые по праву можно считать наиболее

крупными её разновидностями, наиболее фундаментальными и качественно

отличными.

К таковым отнесём следующие типы:

. частная;

. государственная;

. муниципальная;

. коллективная;

. общественная;

. смешанная.

1.3.1. Частная собственность

Частную собственность можно определить как «собственность отдельных,

обособленных лиц, направленную главным образом на получение и умножение их

доходов»[10]. Отношения частной собственности представляют собой – по сути

– отношения по поводу присвоения-отчуждения названными лицами определённых

жизненных благ в целях обогащения. Данному типу собственности присущ

приобретательский характер. Стоит отметить, что это тот тип собственности,

который вполне обоснованно можно считать естественным типом собственности,

так как в основе лежит появление прибавочного продукта в результате роста

производительности труда (на основе разделения труда).

Частными собственниками могут быть индивиды или группа людей,

обособленных друг от друга в силу глубокого различия их приобретательских

потребностей и интересов (владельцы частных состояний). Развивая данную

идею, приходим к тому, что субъектами частнособственнических отношений

могут являться определённые социальные слои (промышленная, торговая

буржуазия), а также целые классы, жизнедеятельность которых основана на

частном присвоении жизненных благ: рабовладельцы, феодалы, капиталисты,

свободные крестьяне и ремесленники – обособленные лица (в рамках класса).

Основными объектами частной собственности служат материальные блага:

средства производства и рабочая сила (если она используется для личного

обогащения), а также многие природные богатства, разнообразные услуги

(строительные, транспортные и пр.) и т.п. К объектам частнособственнических

отношений относятся также социальные и духовные (при условии, если они

используются отдельными лицами в интересах получения прибыли) блага. Среди

социальных объектов можно назвать такие, как использование личной

популярности и славы в целях обогащения, а также, например, юридические и

образовательные услуги. Духовными объектами могут служить интеллектуальные

ценности (например, информация, изобретения), художественные произведения.

Таким образом, видно, что частная собственность имеет место в

экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Среди основных черт частной собственности выделим, прежде всего:

. трудовой или нетрудовой характер (также может быть смешанный,

что нередко встречается в современной России);

. способность становиться капиталом: когда данная собственность

приносит прибавочную стоимость посредством использования

наёмного труда;

. классовый характер: она сама порождает классы, к которым и

принадлежат соответствующие собственники.

1.3.2. Государственная собственность

«Государственная собственность всегда выступает одним из факторов

ускорения развития экономики»[11]. Безусловно, нельзя отрицать и

значительное влияние данной формы собственности для общего развития

экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении

предприятий современными средствами производства, без организации

производства таких средств производства развитие частной инициативы и

предприимчивости невозможно.

Существуют разные подходы к определению государственной собственности.

Одно из определений гласит: «государственная собственность – это система

отношений по поводу присвоения благ в целях реализации государственных,

публичных интересов»[12].

В экономике западных стран велико значение государственной

собственности. В нее входят обычно некоторые крупные промышленные

предприятия, банки, а также предприятия тех отраслей, которые обслуживают

производство и социально-бытовую сферу — грузовой транспорт, энергетика,

связь и т.д. Создание государственных предприятий обусловлено отчасти

желанием ускорить научно-технический прогресс. Вместе с тем государство

иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики.

В собственности государства сосредоточены немалые материальные резервы

в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения.

Это объясняется, главным образом, двумя факторами[13]:

. каждое государство должно думать о своей безопасности;

. государство выполняет широкий круг «социализаторских функций»,

призванных обеспечить достаточный прожиточный минимум населения

и поддержку власть предержащих со стороны электората, среди

которого немало обездоленных.

Долгое время (СССР в доперестроечный период) государство являлось

единственным субъектом отношений государственной собственности. «В руках

государства было сосредоточено около 90 процентов основных производственных

фондов страны»[14]. Таким образом, наблюдался одноуровневый, единообразный

характер государства как субъекта права государственной собственности. В

настоящее время многоуровневый характер государственной собственности и

круг ее субъектов определены в гражданском, а в известной мере и в

конституционном законодательстве (см., например, ст. 212, 214 ГК; п. "д"

ст. 71; подп. "г" п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Государственная

собственность подразделяется на федеральную собственность, т. е.

собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность,

принадлежащую субъектам федерации – республикам, краям, областям, городам

федерального значения, автономной области, автономным округам.

Государственная собственность выражает высшую форму обобществления

отношений присвоения благ. Функции государственной собственности

иллюстрируют её значимость, показывают природу отношений субъектов

государственной собственности. Видно, что это особый тип собственности,

затрагивающий интересы всех членов общества. Правомерен тезис,

законодательно закреплённый в СССР: «Государственная собственность — общее

достояние всего советского народа» (например, ст. 94 ГК РСФСР).

1.3.3. Муниципальная собственность

Муниципальная собственность – это собственность муниципального

образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских

поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в

отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и

используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных

мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в

качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и

иными.

Отметим, что если круг субъектов государственной собственности очерчен

в российском законодательстве достаточно четко, то этого нельзя сказать о

субъектах муниципальной собственности, в отношении которых «употреблена

расплывчатая формулировка»[15] – городские и сельские поселения, а также

другие муниципальные образования.

На территории муниципального образования проживает население,

объединённое общими интересами в решении вопросов местного значения. Это

местное сообщество, которое имеется на территории любого муниципального

образования. Понятие «местное сообщество» в российском законодательстве не

встречается. Однако закон гласит, что местное самоуправление в Российской

Федерации – это «деятельность населения по решению непосредственно или

через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из

интересов населения, его исторических и иных традиций» (ФЗ «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1

ст. 28). Здесь главными моментами являются, во-первых, то, что это

«деятельность населения», и, во-вторых, что данная деятельность

осуществляется в соответствии с интересами населения. В пункте 2 статьи 28

закона говорится, что местное самоуправление выступает в качестве выражения

«власти народа» и составляет тем самым «одну из основ конституционного

строя Российской Федерации», то есть население России – источник власти на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.