![]() |
|
|
Реферат: Теоретические аспекты делового общенияЭти типы обладают почти одинаковым набором технологических свойств: оба наделены от природы незаурядными умственными способностями и такими качествами, как энергия, независимость, самостоятельность, стремление изменить действительность и т. п. Функциональная цель, задача обоих типов обусловлена их местом в экономической среде и характером экономической деятельности. Эта цель состоит в том, чтобы получать прибыль, извлекать из любого мероприятия выгоду для себя. В то же время типы кардинально противоположны по важнейшему этическому параметру — социальной ориентации: по отношению к индивидууму, к себе в частности, и к обществу. Соответственно различны их идеология, ответы на ключевые, смыслообразующие вопросы: что такое этот мир, для чего я живу, как достичь поставленной цели, кто в этом будет мне помощником, союзником, а кто — конкурентом или даже врагом. И соответственно будет отличаться набор средств, используемых для достижения цели. Как же выглядят эти типы? Их можно создать, руководствуясь понятием "идеальный тип". "Акула": более ранний с исторической точки зрения тип. Он наиболее распространен в современном деловом мире. Вот, например, как мог бы выразить свое миропонимание представитель этого типа. Отношение к людям В основной своей массе все люди, исключая меня, — злые, слабые, глупые, ленивые, лживые, порочные существа. Ими управляют животные инстинкты и низменные страсти. Они не ценят добро и понимают только язык силы. Они средство, которое надо использовать для достижения цели.Наиболее опасны среди них те, кто умнее и сильнее людей среднего уровня. Они мои конкуренты, т. е. враги. Лучший способ вести с ними дело -стараться быть сильнее и хитрее их, меньше им доверять. Полезно было бы овладеть техникой управления ими. Конкурентов по возможности следует устранять. Если этого не сделаю я, то это сделают со мной. В этом мире выживает сильнейший. Победитель получает все. Отношение к обществу Общество — это скопище людей, установившее законы, из которых одни мне выгодны, другие вредны. Последние я даю себе право нарушать, но только когда нет риска быть уличенным. Отношение к себе Я лучше всех, хотя тоже животное. Если я беден, то только потому, что общество, его законы и другие люди мешают мне разбогатеть. Отношение к миру и к природе Мир враждебен, холоден и опасен. Поэтому всегда надо быть начеку. Реальны лишь материальные ценности, все остальное — проповедь для неудачников. Природа — это кладовая, из которой следует брать столько, сколько можно, иначе возьмут другие. После нас — хоть потоп. Отношение к религии Возможно, Бог и существует, но его законы и законы людей, религиозная мораль и законы бизнеса — разные вещи. Надо тем не менее иметь репутацию верующего, это выгодно. По той же необходимости следует жертвовать и на благотворительные цели. Отношение к делу Мое дело — это основа и источник моей власти в мире, средство защиты от людей и общества. Отношение к риску Определяется только соотношением между ожидаемой прибылью и потенциальной опасностью. Цель жизни Я живу для себя. Для того, чтобы иметь как можно больше денег, чтобы иметь как можно больше власти над людьми и миром, чтобы жить как можно более комфортно и безопасно. Потреблять все самое лучшее, не ограничивая своих желаний. Жизнь дается только однажды, и прожить ее надо как можно лучше. Средства достижения цели Любые. Моральный выбор определяется только материальной выгодой. Кто мои друзья и кто враги Потенциально все люди — конкуренты в борьбе за материальные блага. С некоторыми из них временно можно кооперироваться, объединиться против общих наиболее опасных для обеих сторон конкурентов. Длительность союзнических отношений определяется сугубо соображениями выгоды. "Дельфин": тип, возникший гораздо позже, чем тип "акула". Он менее распространен, но все более утверждается в деловом мире. Вот как мог бы описать свое отношение к жизни человек этого типа. Отношение к людям Большинство людей достойны уважения и доверия. В человеке сочетаются как доброе, так и злое начала. И доброе и злое проявляются неодинаково у разных людей в зависимости от многих факторов: природных, внутренних, а также от воспитания, образования, ситуации и т. п. Добром можно добиться от людей большего, чем силой. Лучший способ вести с ними дело — стремиться к взаимовыгодному результату. Искренность и доверие в деловых отношениях — лучшая основа для сотрудничества. Доказывать свое превосходство следует наделе, завоевывая потребителя лучшим качеством товаров и услуг при более низких ценах. В конечном счете такая политика оправдывает себя. Других людей, не похожих на меня, надо стремиться понять. Отношение к обществу Общество и его институты — механизм, средство согласования интересов отдельных индивидуумов и социальных групп, гарантия защиты граждан от произвола. Закон, который я считаю несправедливым, надо все же соблюдать, пока он не будет изменен легальным путем, в том числе и благодаря моим усилиям. Дело не в том, попадусь я или нет при попытке обойти закон, а в моем добровольном выборе не нарушать его. Отношение к себе В общем я неплохой человек и, как многие другие, достоин уважения. Если я беден, то только потому, что пока недостаточно изобретателен, не прилагаю достаточно сил или неправильно выбрал сферу их применения, недостаточно образован, плохо организован. Отношение к миру и природе Мир чудесен. Он предоставляет человеку столько возможностей для раскрытия своих способностей, дает столько радости. Мир — это большая игра природных сил, в которой участвую и я тоже. Жизнь — это большое благо. Она не ограничена только видимым, материальным. Существуют ценности духовные, непреходящие: любовь, дружба, благоговение перед красотой, перед величием проявлений человеческого духа. Природе мы обязаны самой жизнью и должны ее не только сберечь для своих детей, но и сделать еще прекраснее. Отношение к религии Мир подчиняется не только материальным законам. Существуют и другие законы, которые мы чувствуем в себе: голос совести, сострадание к горю других людей. Эти законы действуют везде, в том числе и в бизнесе. Я верую не из подражания, но потому, что нахожу в вере опору и поддержку в трудные минуты, точку отсчета при принятии трудных решений. Я помогаю другим не потому, что так принято, а потому, что, помогая им, я помогаю себе. Отношение к делу Мое дело — это мое призвание и предназначение. Это то, что я могу делать лучше всего, будучи хозяином своей судьбы. Это средство реализовать свои способности и свои идеи. Это возможность жить лучше, помогая своим делом другим. Отношение к риску Определяется расчетом долгосрочных результатов, соотношением между ожидаемой прибылью и угрозой разрушить дело, нанести ущерб людям, например тем, кто со мной работает. Цель жизни Я живу для того, чтобы сделать жизнь — свою и других, материальную и духовную — богаче и лучше. Для того, чтобы видеть, как становятся реальностью мои самые смелые идеи. Чтобы оставить о себе добрую память. Чтобы наслаждаться своими способностями и силой, свободой и независимостью. Чтобы иметь возможность честно смотреть людям в глаза и пользоваться их уважением. Важно не то, сколько я проживу, а то, как я проживу. Средства достижения цели Любые законные средства, а также те, которые не противоречат моим моральным принципам. Выбор между большей прибылью и хорошей репутацией делается в пользу хорошей репутации. Опора в основном на свои силы и доверие партнеров. Кто мои друзья и кто враги Потенциально все люди могут стать моими партнерами. Главные принципы, по которым я выбираю партнера, — его деловая репутация и сходная с моей этическая позиция. Такой человек надежен. В качестве рабочей гипотезы можно выдвинуть мнение, что эти типы в принципе одинаковы в различных культурах и даже цивилизациях. Исторический и социокультурный контекст меняет лишь их форму. Идеальный тип остается практически неизменным, так же как неизменным на протяжении тысячелетий остается генотип человека. Следует подчеркнуть при этом одно важное обстоятельство: в абсолютно "чистом ", идеальном виде ни один тип реально не существует. Речь, скорее, должна идти о соотношении свойств, характерных для разных типов, но присущих одному предпринимателю. Сочетание черт "акулы" и "дельфина" в одном человеке может привести к внутренним конфликтам при разрешении морально-этических проблем. Нельзя не отметить, что постепенно "дельфины" вытесняют "акул". Этот процесс набирает силу, о чем, в частности, свидетельствует повышенный интерес к проблемам этики деловых отношений, в первую очередь, в цивилизованных странах, принятие кодексов предпринимательской этики. Дело здесь в росте общей культуры населения земли и ее универсального влияния на жизнь человечества. Наличие внимания к этим проблемам уже говорит об определенном уровне деловой культуры. Эти процессы происходят и в российском бизнесе. Следует отметить, что и мировое деловое сообщество, и деловое сообщество какой-нибудь страны проходят в своем развитии этапы, характерные для морального совершенствования отдельной личности. Эти этапы таковы: 1. Я исхожу из собственной выгоды, не задумываясь об отрицательных последствиях (зле) для других и даже для себя. 2. Я знаю, что это зло, но оправдываю его для себя и других (порой даже выдавая за добро). 3. Я осознанно, но вынужденно воздерживаюсь от нанесения ущерба, совершения зла, поскольку понимаю, что это в конечном счете повредит и мне. 4. Я осознаю связь своих поступков с тем, что происходит в моей стране и в мире. 5. Я сознательно не делаю зла, дабы не умножать его в мире. 6. Я не могу совершить зло. 7. Я совершаю добро, не задумываясь о выгоде для себя. Психологический алгоритм любого продвижения вперед по пути этического развития начинается с осознания того, что "что-то не так", затем должна возникнуть потребность поделиться с другими этими мыслями и совместно предпринять какие-то практические шаги для улучшения положения дел. В деловой культуре разных стран существует постулат: "Честь дороже прибыли", хотя честь — это сугубо морально-психологическая категория. Можно даже утверждать, что на основе этической системы ценностей образуется комплекс моральных норм делового поведения, этический кодекс. Именно такой позиции придерживался Адам Смит, и, как свидетельствует опыт развития экономики за прошедшие 200 лет, он оказался прав. Рассмотрим положение о том, что этические приоритеты выгодны в деловой практике. Хотя многочисленные примеры указывают на то, что бизнес ведется нечестно и недобросовестно, существует масса других примеров, показывающих, что миллионы решений, принимаемых в бизнесе, основаны на принципах честности и благополучия окружающих. Почему это возможно? Почему бизнесмены должны принимать решения, соответствующие моральным нормам? Какая разница в последствиях? Вот один из ответов: "Наиболее важным вопросом в наши дни является вопрос о том, как правильно действовать, как правильно вести себя, какими методами вести бизнес. Заботьтесь о том, чтобы все было не только законно, но и этично. Вы когда-нибудь задавались вопросом: каким был бы бизнес, если бы каждый следовал "золотому правилу"? Конгресс не стал бы тогда так серьезно рассматривать ситуацию внутренней торговли, компании не требовали бы от работников подписывать свод этических законов фирмы или устанавливать определенные нормы при заключении контрактов с агентами. Многие люди, включая бизнес-лидеров, предполагают, что такие этические нормы неблагоприятно повлияют на результат деятельности с точки зрения прибыли. Я считаю, что мораль — это и есть бизнес, так как честное ведение бизнеса привлекает честных работников, много клиентов и т. д. Вы делаете то, что считаете верным, не потому, что вы следуете установленным нормам, не из-за законов и правил, а потому, что вы сами предполагаете, что так будет правильнее" (Д. Перелла). Добавим к этому высказывание крупного отечественного предпринимателя Е.А. Полецкого: "Репутация — это не деньги, это очень большие деньги". Преуспевать в делах будет намного легче, если подойти к рассмотрению вопроса о вашей карьере, зная, что существует несколько закономерных последствий этического поведения на работе. Аналогично — для ситуации с аморальным поведением. Само собой разумеется, что ваш начальник не подойдет к вам и не скажет: "Я рад отметить, что за последние шесть месяцев вы выросли в наших глазах, так как ни разу не приписывали несуществующих результатов в отчеты. Вы заслужили премию". Тем временем, завышая расходы компании за те шесть месяцев, несчастный работник мог бы "вытащить" из компании столько денег, что хватило бы, так скажем, на пару модных ботинок и на незабываемый ужин в дорогом ресторане. Хотя бы уже поэтому вам может показаться трудной "игра в этику". Вам потребуется много времени для того, чтобы дойти до мысли, что длительные последствия морального поведения, несомненно, намного лучше, чем кратковременные выгоды, полученные в результате аморального поведения, что та самая украденная пара обуви и ресторанное похмелье не стоили этого. Современное общество выработало сложную систему этических правил, которые позволяют людям сосуществовать вместе и выполнение которых строго обязательно для каждого. Большего от человека общество не требует. Вмешательство в приватную жизнь — табу. Свое поведение выбирает сам человек. В этой связи интересно определение А. Швейцером этики как "имени, которое мы даем хорошему поведению. Мы чувствуем обязательство не только перед самим собой, но и перед другими, перед обществом в целом". Иначе говоря, этика — это принципы, ведущие нас к принятию решения, которое благоприятно отразится на окружающих. Однако они далеко не всегда соблюдаются в практических отношениях между деловыми партнерами. Каковы же причины неэтичного поведения в деловом общении? 1. Слишком большой акцент на прибыль. 2. Неправильное понимание верности интересам компании. 3. Чрезмерное увлечение личными амбициями. 4. Расчет на то, что тебя не поймают. 5. Неуверенность в правильности или в неправильности действий. 6. Нежелание занять этическую позицию. Понимание основных причин поможет стать более восприимчивыми к тем сигналам возрастающего давления на вас, которые заставляют вас поступиться своими принципами. Рассмотрим эти причины подробнее. 1. Первая и, возможно, самая важная причина неэтичного поведения -это слишком большое внимание, уделяемое компанией получению прибыли. Примером может служить компания Beechnut no производству яблочного сока. Должностные лица компании сначала приобрели сомнительный, но дешевый концентрат, так как Nestle, их головная компания, требовала и повышения прибыли, и увеличения денежного потока. Учитывая предыдущие показатели работы компании Beechnut, эти цели были нереальны, по крайней мере на ближайшее будущее. Чтобы сохранить свои рабочие места и улучшить положение компании, должностные лица Beechnut считали возможным обходить этические нормы стороной. Слишком большой акцент на прибыль может убедить менеджеров, что цель оправдывает средства. Другими словами, если при оценке деятельности руководства имеет значение только доход, то основным принципом работы менеджеров становится "делай все необходимое для его увеличения". 2. Реакция должностных лиц компании Beechnut на нереальные цели по достижению большей прибыли вскрывает и другой фактор неэтичного поведения: искаженное понимание верности компании. В этом случае менеджеры думают, что их действия, хотя и имеющие сомнительный характер, идут на благо компании. 3.
Менеджеры,
которые хотят обойти своих коллег или работают для перманентного должностного
роста, часто чувствуют, что не могут себе позволить потерпеть неудачу. Они могут пойти
на все, чтобы достичь по 4.
Менеджеры,
убежденные в том, что цель оправдывает средства, час то думают, что их
неэтичные действия никогда не обнаружатся. К сожалению, часто так и
происходит. Поэтому эта причина неэтичного поведения 5. Еще одна причина неэтичного поведения относится к культуре компании. Если высший менеджер действует, нарушая определенные этические нормы, то низшее звено менеджеров в результате тоже их нарушает. Работники не имеют никакого стремления действовать этично, если вышестоящее руководство действует в противоположном направлении, не приветствуя этичное поведение. Следующие примеры действий топ-менеджеров проиллюстрируют неэтичное поведение такого типа: - менеджер по торговле
безоговорочно требует от торговых представителей пообещать немедленную доставку
товаров потенциальному клиенту, зная о невозможности совершения этих действий
из-за - вице-президент компании дает задание закупить оборудование у фирмы своего брата, хотя есть возможность купить его по более низ кой цене у другой фирмы; - менеджер по работе с
персоналом копирует программное обеспечение, фильмы, книги, учебные пособия для распространения, и не смотря
на то что несколько работников обратили его внимание на 6. Очень часто менеджеры попадают в такие ситуации, когда сложно определить границу между этичным и неэтичным решением проблемы. При встрече с такой ситуацией менеджер задается вопросом: "Как далеко я могу зайти?" Следующие ситуации продемонстрируют такие случаи поведения: - компания предлагает свои услуги клиентам, хотя и осознает, что не имеет в этом большого опыта; - фирма берет с клиента сумму, которая на самом деле преувеличен на, так как полная стоимость проекта была слишком высоко оценена; - консалтинговая фирма
предоставляет свои услуги двум конкурирующим компаниям. Компания, обращаясь к фирме с вопросом, как обойти конкурентов, просит провести анализ
ситуации. Фирма в свою Часто работники понимают неэтичность своих действий, но не желают менять тактику поведения, приносящую те или иные дивиденды. Кроме того, работникам может недоставать уверенности или навыков, чтобы противостоять тем, кто совершает поступки, не соответствующие моральным нормам. Они могут сохранять молчание, не желая или не имея возможности принимать какие-либо меры. Проанализируйте, например, риск, возникающий при откровенном высказывании своей точки зрения по поводу совершения аморальных поступков на рабочем месте: - вы сообщаете, что подверглись сексуальным домогательствам, или вы знаете, что им подвергался какой-либо другой работник компании, - вы информируете менеджера о директоре отдела по связям с общественностью, который незаконно копировал материалы компании для личного использования, а также для распространения за пределами компании; - вы ставите в известность руководство о том, что один из работников использовал междугороднюю телефонную связь компании в личных целях или занес в статью расходов несуществующие переговоры. Если вы когда-либо на какой-нибудь из ступеней своей карьеры обнаружите, что находитесь в среде совершения неэтичных поступков, то, конечно, поймете, что устоять перед искушением неимоверно трудно. Всегда существует единый дух группы людей, нарушающих этические нормы, которые говорят: "Посмотри, мы спокойно делаем свое дело, никто нас не трогает. Присоединяйся, и наш успех будет твоим". Если ваши личные принципы сильны и неуклонны с точки зрения этики, то вы можете устоять, но все зависит от вашей позиции на работе и степени влияния. Сделайте вызов — попытайтесь устоять перед искушением. Это отважный и рисковый путь, на котором вам обязательно понадобятся ответственность, сила и способность принимать решения. Если вы не имеете достаточного опыта и ваши позиции и этические принципы не очень прочны, то в скором времени вы почувствуете на себе давление со стороны коллег. Прежде чем это произойдет и разрушит ваш шанс на честную карьеру и сохранение чувства самоуважения -бегите! Не уходите, а именно бегите туда, где преобладает этичное поведение! В конкретном деловом общении вам необходим выбор инструментов для анализа этичности поведения в определенной ситуации. Анализируя этические дилеммы с разных точек зрения, вы, возможно, найдете те, которые соответствуют вашим собственным нормам, представляют схему выбора подходящего решения проблемы (рис. 3.4). Если вы собираетесь принять какое-то решение, то необходимо: 1. Проанализировать возможные варианты, т. е. выяснить, соответствует ли каждый из них своду законов компании и требованиям договора. Если ответ положительный, то... 2. Определить, совместимо ли решение с законами других компаний. Если ответ "да", то... 3. Использовать принципы этики, чтобы оценить, считается ли данная альтернатива легальной (1-й шаг) и соответствует ли своду законов (2-й шаг). Если да, то... 4. Остановить свой выбор на данном варианте и принять меры для его выполнения. Если же ответы на первые три вопроса отрицательные, то необходимо выработать альтернативу. Рассмотрим процесс принятия решения практически. Первый шаг при принятии решения — это поиск этической основы, другими словами, определение того, является ли действие легальным. Соответствует ли оно своду законов компании и требованиям договора? Необходимо сразу определить так называемую черную сферу, т. е. решения, которые не соответствуют определенным нормам. Очевидно, подчинение закону является наилучшим выходом во всех областях и вопросах, касается ли это вас как личности, вашей компании или общества в целом. К тому же требования договора между компанией и второй стороной часто точно определяют этически возможные альтернативы. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |