на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоргалки по ТГП


хар-тся полным контролем Г над всеми сферами жизни общества. Преобладают

методы физического насилия 3. Фашистский – характеризуется полной

ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных

организаций и учреждений, широким использованием террористических методов

правления.

Билет № 15

1) Нормативно-правовой акт: понятие и виды.

Классификация НПА производится по различным основаниям: по юр. силе, по

содержанию, по объему и хар-ру действия, по субъектам их издающим.

Юридическая сила – место НПА в иерархии НПА – это соответствие

соподчиненности НПА нижестоящими органами нижестоящих.

По юр. силе все НПА делятся на законы и подзаконные акты. Юр. сила НПА

явл. наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их

место и значимость в общей системе гос. нормативного регулирования. В

соответствии с теорией и практикой правотворчества НПА вышестоящих

правотворческих оргнаов обладают высшей юр. силой, чем акты нижестоящих

правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение НА,

издаваемых вышестоящими органами.

Закон - правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом

процедурном порядке высшими законодательными органами государственной

власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные

отношения. Главный источник права в современном мире - закон. Является

основным источником права в странах континентальной правовой системы.

Признаки:

- Содержит нормы права.

- Принимается высшим органом государственной власти.

- Регулирует наиболее значимые общественные отношения.

- Обладает высшей юридической силой - а) невозможность признания его

утратившим юридическую силу, это может сделать только тот орган, который

его принял; б) содержанию закона не должны противоречить все иные

юридические документы.

- Является фундаментальным юридическим документом - служит базой,

основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных

органов, судов.Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в

законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его

опубликование (обнародование). Законы не подлежат контролю или утверждению

к.-л. другими орагнами Г. Они могут быть отменены или изменены только

законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить

может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой

системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. ислу

каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один

поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он

должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. В

свою очередь законы подразделяются на конституц. и обыкновенные. Конституц.

законы определяют начала гос. и общ. строя, правовое положение личности и

организации. Среди законов прослеживается след. иерархия(в РФ):

1) Конституция - основной закон государства, является основой всего

законодательства России. Все остальные законы принимаются в строгом

соответствии с К.

2) Федеральный конституционный закон (ФКЗ) – принимается по вопросам,

предусмотренным Конституцией, и отличается особым порядком принятия (2/3 ГД

и 3/4 СФ).

3) Федеральный закон (ФЗ).

4) Законодательство субъектов РФ.

Подзаконные акты - это издаваемые на основе и во исполнение законов

правотворческие акты компетентных органов, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы и призваны

конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к

своеобразию различных индивид. интересов. По своему содержанию подз. акты

явл. актами различных органов исполнит. вл. По субъектам издания и сфере

распространения они подразделяются на общие, метсные, ведомственные и

внутриорганизационные акты.

Общие подз. акты. Это НПА общей компетенции, действие которых

распространяется на всех лиц, в пределах территории страны. По своей юр.

силе и значению они следуют за законами. К ним относятся нормотворческие

предписания высших органов исполнительной вл. Они исходят от През. или

Главы Прав-ва. Существует 2 разновидности общих подзаконных актов:

Указы и распоряжения Президента РФ - ст. 83-90 Конституции РФ. Они могут

быть нормативными и ненормативными. Они обязат. для исполнения на всей

территории РФ и не должны противоречить К. и законам. Они регламентируют

различные сторооны общ. жизни, связанные с гос. управлением

Постановления и распоряжение Правительства РФ - постановления принимаются

по особо важным вопросам, а распоряжения по текущим. Они издаются на

основании К., ФЗ,… нормативных Укавзов През. и обязательны к исполнению на

территории РФ. В случае противоречия они могут быть отменены През.

Исполнение Постановлений обеспечивается в пределах предмета ведения и

полномочий РФ и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

2. Местные подзаконные акты. Это НПА органов представительной и

исполнительной власти на местах. Их издают местные органы исполн. вл. и

орагны местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной

им территорией. Акты органов местного самоупр. устанавливают статус

муницип. территории и еее органов, налоги и сборы, правила местного хар-ра

и др. вопросы местного значения. Нормативные акты органов местного

самоуправления - акты представительных органов, акты глав администраций

районов, городов, муниципалитетов, акты принимаемые на референдуме.

3. Ведомственные НПА (приказы, интсрукции) – это НПА общего действия, но

они распростран. только на ограниченную сферу общ. отношений (таможенные,

банковские, транспортные) и они издаются различными министерствами и

ведомствами

4. Внутриорганизационные (корпорационные) НПА Локальные нормативные акты,

которые регулируют внутреннюю жизнь предприятий. Они распространяются на

членов этих проедприятий, регулируют самые различные отношения, возникающие

в конкретной сфере деятельности гос. учреждений, предприятий, в/ч и др.

организаций.

НПА классифицируются и по содержанию, но такое деление условно. Эта

условность объективно объясняется тем, что не во всех НПА содержатся нормы

однородного содержания. Существуют акты, содержащие нормы только одной

отрасли права (УП, СП, ТП). Но наряду с отраслевыми НПА имеются НПА,

имеющие комплексный хар-р. Они включают нормы различных отраслей права,

обслуживающих определенную сферу общественной жизни. (хозяйственное,

торговое, военное, морское зак-во – комплексные НПА)

По объему и хар-ру действия НПА подразделяются на:

- акты общего действия – охватывающие всю совокупность отношений

определнного вида на данной территории;

- акты ограниченного действия – только на часть территории или на

определенный круг людей, находящихся на данной территории;

- акты исключитеольного (чрезвычайного) действия . Их регулятивные

возможности реализуются только при наступлении исключительных

обстоятельств, на которые рассчиттан акт (военные действия, стихийные

бедствия).

Т.о. в нормативном регулировании общ. отношений главное и определяющее

место занимает закон. Подз. каты играют вспомогательную и детализирующую

роль. В правовом гос-ве закон охватывает своим действием все основные

стороны общественной жизни, он явл. главным гарантом коренных институтов,

прав и свобод личности.

Акты палат Федерального Собрания.

Акты федеральных органов исполнительной власти - приказы, инструкции,

постановления, положения, письма, уставы и др.

Акты субъектов Федерации:

а) указы и распоряжения главы субъекта Федерации,

б) постановления и распоряжения правительства субъекта Федерации.

По субъектам правотворчества:

Принятый законодательным органом.

Принятый в результате референдума.

По предмету правового регулирования:

Конституционный.

Административный.

Гражданский.

Уголовный и т.д.

По сроку действия:

Постоянный.

Временный.

Также существуют и другие виды законов: чрезвычайные, тематические,

бюджетные и т.п.

2) Теория происхождения государства и права.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой

плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития

общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими

приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и

другими причинами.

Рассмотрим следующие теории:

Теологическая. Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение

получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция

представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления

божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению

богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти

религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем

велениям государственной води. как продолжению воли божественной.

Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению

Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях

достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха

— естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о

членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники эт ой теории

утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем

завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными.

Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем

признать главные, основные части, действительные краеугольные камни

государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и

сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они

предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания,

эксплуатации порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо

слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и

управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным

средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других

сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества

государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты

и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была

воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Договорная теория происхождения государства.

Значительной теорией происхождения государства является договорная

теория, получившая прочное распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в

XVII веке сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии -

Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо.

В договорной теории государство возникает как продукт сознательного

творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся

до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это

сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу

которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между

изолированными до того индивидами на объединение, на образование

государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но

это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий

конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и

государственное образование - политическую организацию: государство.

В договорной теории в связи с этим различали первичный договор

объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или

иным государственным органом.

Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как

исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа,

который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда

люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму,

как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти.

Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая

естественное право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до

революционного восстания.

Марксистская теория происхождения государства.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в

работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и

государства", само название которой отражает связь явлений, обусловивших

возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью

и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно,

представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический

подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью,

расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм

выражает в формуле "Государство есть продукт и проявление непримиримых

классовых противоречий".

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но

так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его

появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и

формировалось до возникновения классов; кроме того, на процесс

государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

Билет № 16

1) Понятие источника (формы права)

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт,

судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные

исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую

идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило,

которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается

государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права

тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые

населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи

санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас

встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка

к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного

характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является

не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой

позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют

специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio dcidendi». Из

прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник

права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон

критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются

предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам

права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы

независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также

формирование их правосознания в том направлении, при котором станет

возможным их правотворчество.

Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах

мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части

изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные

процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы,

что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или

реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм,

что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного

толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае

нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и

наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-

правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные

источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные

прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием

разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические

документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные

государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную

структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и

значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания

юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта

система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в

результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении

по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и

реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права

(и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем

они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного

правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это

совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих

определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными

органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы

(правила поведения).

2) Система и структура права.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура

(строение, организация), которая складывается объективно как отражение

реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не

результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с

действительности. Фактический социальный строй общества, государства

определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли,

институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей,

элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие,

взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность,

материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право,

определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли;

во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и

действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его

исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б)

отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут.

Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма — первичный элемент системы права. Это исходящее от

государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности

общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании.

Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся

специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые

участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не

представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов.

Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не

присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует

общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы

предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов

права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные

с ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения,

связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право

регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе

осуществления трудовой деятельности в сфере производства. Способность

осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений

отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции

которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью

отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит

исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия,

устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений

соответствующей сферы.

Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных

обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее

компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом

для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор

юридических средств правового регулирования, что позволяет не только

объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный

характерно и отличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных по

составу отраслях права имеется еще один компонент — под отрасль права —

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.