на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоргалки по ТГП


вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в

постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по

расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта

деятельность и есть систематизация.

Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицированного

акта.

Таким образом, систематизация законодательства необходима в целях его

упорядочения, классификации, придания ему стабильности, благодаря чему

существенно облегчается реализация норм права.

2) Понятие правовой системы и ее элементы. Виды правовых систем

(англосаксонские, романо-германская, религиозно-традиционная)

Система как философское понятие - это некое целостное явление, состоящее

из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как

целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не

могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Система права формируется и функционирует на основе общих объективных

закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое

отражает и закрепляет в нормативонй форме закономерности олбщественной

жизни.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и

взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а

также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной

страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного

государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно

связанные между собой. Это:

- собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе,

иных, признаваемых государством источниках

- правовая идеология

- активная сторона правосознания

- судебная (юридическая) практика.

Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики

права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о

«национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д.

Ну а сама система права подразделяется на нормы права, институты права,

подотрасли и отрасли права.

Основным элементом системы права является отрасль права, которая состоит

из правовых норм, регулирующих данный, специфический, отличающийся от всех

остальных вид общественных отношений. В свою очередь отрасль права

подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются

институтами права. Это уже отдельный, обособленный комплекс правовых норм,

часть отрасли права. Институты права регулируют один отдельный вид

общественных отношений.

Именно через институты образуется отрасль, а не непосредственно правовыми

нормами.

Более крупное объединение, входящее в состав отрасли – подотрасль права.

Она складывается из родственных институтов, изучающих и регулирующих группы

близких отношений определенного вида.

Система права современного общества объединяет следующие основные

отрасли: Государственное (конституционное) право, Административное право,

Финансовое право, Земельное право, Гражданское право, Трудовое право,

Семейное право, Гражданско-процессуальное право, Уголовное право,

Исправительно-трудовое право, Уголовно-процессуальное право.

Правовая система каждого государства отражает закономерности развития

общества, его исторические, национально-культурные особенности. Каждое

государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с

правовыми системами других государств, так и отличия от них, то есть

специфические особенности.

Исходя из этого, выделяют семьи правовых систем: англосаксонская, романо-

германская, религиозно-традиционная.

РГП система – это совокупность правовых систем континентальной Европы;

Северной Африки, Южной Америки, Японии, России и некоторых других гос-в,

чья отличительная особенность в том, что основным источником права в данной

семье являются нормативно-правовые акты, которые составляют иерархическую

систему нормативно-правовых актов

Во всех странах семьи есть писаные конституции, за нормами которых

признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии

Конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении

государственного судебного контроля за конституционностью обычных законов.

В практике различают 3 разновидности обычного закона: кодексы, специальные

законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. Развивается с 12

в. на базе кодификации императора Юстиниана в общую для всех юр. науку,

приспособилась к условиям современного мира. Возникла в результате рецепции

римского права странами континентальной Европы.

В своем становлении и развитии прошла 3 основных этапа: 1. Эпоха Римской

империи – зарождение римского права и его упадок в связи с её гибелью,

господство в Европе архаических способов решения споров – фактическое

отсутствие права; 2. Возрождение 13-17 в. – распространение его в Европе и

приспособление к новым условиям, достижение независимости права от

королевской власти; 3. 18 в. – наши дни – кодификация права, появление

Конституций и отораслевых кодексов, создание национальных правовых систем.

Основным источником является закон. Кроме законов принимаются

подзаконные акты: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, др.

документы. Второй источник – обычай: в качестве дополнения к закону. Третий

– судебная практика: решения публикуются в судебных сборниках и являются

частью правовой системы.

Особенность: 1 деление на публичное (властеподчиненное) и частное

(семейное, гражданское, международное частное право) право – горизонтальный

тип, 2 последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным

отраслям права и институтам

Англо-американская правовая семья.

Иначе ее называют семьей общего права.(Англия, США, Канада, Австралия,

Новая Зеландия и др.) Исторически она сложилась в Англии и оправдывает

свое название тем, что оно действовало на территории всей Англии (период

становления – 10-13 века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо

законодательства и распространялось на всех свободных подданных короля в

гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях,

судьи руководствовались нормами уже сложившихся общественных отношений и на

их основе вырабатывали свои юр. принципы. Совокупность этих решений, точнее

принципов (прецедентов), на которых они основывались, была обязательной для

всех судов и т.о. составила систему общего права. Специфика общего права

состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве

источника права громадного кол-ва судебных решений (прецедентов),

являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых др. судами. Кроме

общего права в систему общего права входят статутное право

(законодательство) и право справедливости. Норма общего права носит

казуистический (индивид.) хар-р, т.к. она модель конкретного решения, а не

результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее

право приоритетное значение придает процессуальным нормам, ыормам

судопроизводства, источникам доказательств, т.к. они составляют

одновременно и мех-зм правообразования и мех=зм правореализации. Важным

признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой др. вл.

в гос-ве, что проявляется отсутствием прокуратуры и административной

юстиции. В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской

правовой семьи получило широкое развитие законодательство (статутное

право), источником которого являются акты представительных органов, что

свидетельствует о сложной правовой эволюции данной прав. семьи. Однако

исходные признаки организации, например, Англия, сохраняет с 13 в. до сих

пор.

Религиозно-традиционная

Правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании,

где право не рассматривается как результат рациональной деятельности

человека а тем более гос-ва, обладают значительным своеобразием. Различают

т.н. традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные

правовые (мусульманское, индусское право) системы. К странам традиционного

права относят Японию, гос-ва тропической Африки и нек. др.

В основе обычного права лежат нормы традиций, обычаев, которые в течении

достаточно долгого времени оставались неизменными и в связи с тем, что

стали составляющим элементом правосознания были должным образом закреплены

на законодательном уровне.

В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система

вероучения. Так, источниками мусульманского права являются Коран, Сунна и

иджма. Коран – священная книга всех мусульман, состоящая из высказываний

пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими

духовными положениями там есть и установления вполне нормативно-

юридического хар-ра.

Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка,

представляет собой сборник норм – традиций, связанных с поведением и

высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.

Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама,

составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти

комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное

толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного

юр. значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, содержащихся в

иджме. Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех

пор проделало существенную эволюцию с т. зр. развития своих источников.

Характерные черты этого права: архаичность, казуистичность, отсутствие

писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее

время законов, кодексов – продуктов деятельности гос-ва.

Другой широко распространенной системой религиозного права является

индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же

как мусульманское право тесно связано с религией – индуизмом. В содержание

этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль,

философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и

общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности – почти

2 тыс. лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего

времени. В этом качестве индуизм выступает элементом гос.-правовых

отношений современного, в частности индийского общества. Особенную роль

индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор ощутимо –

семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и. д.

Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и

религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как

источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающегося

значения традиционных и особенно религиозных норм и даже в известной мере –

их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма

характерно для исламских гос-в.

Билет № 13

1) Общенаучные и частно-научные методы познания ТГП.

Общенаучные:

На протяжении долгого времени в науке противоборствуют идеалистический и

материалистический методы познания, метафизика и диалектика. Нашей

отечественной науке присуща ориентация на материалистический подход,

согласно которому глубинные, сущностные стороны государства и права

предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами

собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь

государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их

возможности для упрочения материальных основ и увеличения экономического

потенциала общества.

Философской основой теории государства и права служит диалектический

метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и

сознания.

К философским законам и категориям непосредственно примыкает метод

восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.

Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции

«форма государства» к ее видам — форме правления и форме государственного

устройства, затем к разновидностям названных форм

Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции,

социокультурные корни государства и права. Изложенное обусловливает

применение при познании государственно-правовых явлений исторического

метода.

На вооружении теории государства и права находится и системный метод

познания. Любая система представляет собой целостное, упорядоченное

множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им

самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре — сложные,

системные явления. Основными элементами первого выступают органы

государства, второго — нормы права. В целом же государство как важнейший

политический институт входит наряду с другими политическими институтами в

политическую систему, а право — в нормативную систему общества.

Частнонаучные:

Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а

напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания

государственно-правовых явлений.

Традиционен для юридической науки формально-юридический метод.

Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ

источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего

свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической

техники и т. п. — все это конкретные проявления формально-юридического

метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и

юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д.

Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства

и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать

государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю

формы.

В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы,

возрастает роль метода сравнительного государствоведения и правоведения,

который имеет свои объектом сходные государственно-правовые институты

различных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на

последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов.

Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов

нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами

других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает

необходимость в политических и правовых реформах. Вместе с тем

сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с

бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в

наши специфические исторические, национальные и социально-культурные

условия.

Билет № 14

1) Правотворчество: понятие, принципы и виды.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов

по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами

правотворчества выступают государственные органы, негосударственные

структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные

соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на

референдумах. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках

установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции,

регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых

норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и

дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что: - оно представляет

собой деятельность активную, творческую, государственную; - основная

продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в

нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях,

юридических прецедентах); - это важнейшее средство управления обществом,

здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила

поведения; - уровень и культура правотворчества, а соответственно и

качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и

демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы: - научность (ибо в процессе

подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую,

политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и

т.п.); - профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны

компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.); - законность

(данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе

Конституции, иных законов и подзаконных актов); - демократизм

(характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития

процедурных норм и институтов в обществе); - гласность (означает

открытость, “прозрачность” правотворческого процесса для широкой

общественности, нормальную циркуляцию информации). - оперативность

(предполагает своевременность издания нормативных актов). Следовательно,

принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала,

исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с

заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды,

как: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения

референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам

государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных

органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); 3)

правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное

правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6)

правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на: 1)

законотворчество (правотворчество высших представительных органов -

парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей

юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной

процедурой); 2) делегированное правотворчество (нормотворческая

деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства,

осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения

определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию

представительного органа); 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы

права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к

высшим представительным органам - президентом, правительством,

министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами

государственного управления, губернаторами, главами администраций,

руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все

юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть

целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на

уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме

всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей

оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью

осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное

правотворчество связано с “непрозрачностью” процесса принятия нормативных

актов, с их громоздкостью.

2) Антидемократические режимы.

Антидемократические режимы харак-ся следующими признаками:

1. Главное, что определяет хар-р гос.вл., - это соотношение гос-ва и

личности. Если Г в его различных органов подавляет личность, ущемляет её

права, препятствует её свободному развитию, то такой режим явл. антидемокр.

2.АД режим характеризуется полным (тотальным) контролем Г над всеми сферами

общественной жизни: экономической, полит.-й, идеологией, йоуиальным,

культурным и нац. строительством. В таком Г устанавливается диктатура одной

партии, которая фактически осуществляет все гос. функции, обладая

полномочиями, неограниченными никакими законами.3.АД режимам свойственно

огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных,

творческих, спортивных и др. обществ и объединений).4.Личность фактически

лишена к.-л. субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться

даже в конституц. актах. К инакомыслящим и прогрессивным силам применяются

жесткие репрессивные меры.5. Реально действует примат Г над П, что явл.

следствием произвола, нарушения законности, ликвидацией правовых начал в

общественной жизни. 6. Всеохватывающая милитаризация общественной жизни,

наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного

комплекса, довлеющего над мирной экономикой. 7. АД режимы игнорируют

интересы национ-х гос. образований, особенно национальных меньшинств. В

тоталитарном гос-ве члены национальной федерации практически лишены самост-

сти в решении своих внутренних дел, в осущ. внешней политики, т.к. эти

вопросы полностью находятся в компетенции центральных властей. 8. АД гос-во

во всех его разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений

населения. Оно полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает

предпочтение одной из религий, запрещая все неугодные ему религиозные

течения.

АД режим может быть: 1. авторитарный – характеризуется значительным

ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения полит. партий и

др. организаций, ограничением роли выборных гос. органов и усилением роли

исполнительных орагнов. Преобладают методы принуждения 2. тоталитарный –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.