на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоргалки по ТГП


отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы

российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и

свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко

происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

5. Взаимная ответственность личности и государства

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак

правового государства. В недемократическом государстве признается только

ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему

права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве,

напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и

должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и

свободы.

Обязанности закреплены Конституцией. Каждый гражданин должен, в первую

очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и

свободы других граждан. Правовое государство имеет определенные обязанности

перед своими гражданами.

Речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны и всех

кто вступает с ним в правоотношения, с другой.

Правовое же государство предполагает взаимную, двустороннюю

ответственность: с одной стороны, личность несет юридическую

ответственность (в традиционном ее понимании) перед государством, а с

другой, - государство отвечает перед личностью в случае неисполнения

или ненадлежащего исполнения лежащих на нем обязанностей или

злоупотреблений предоставленными ему правами.

Успешное решение формирования правового государства невозможно без

создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся:

достижение высокого уровня политического и правового сознания людей;

создание единого, внутренне не противоречивого законодательства;

ограничение вмешательства в сферу экономики; разработка продуманной

национальной политики и эффективных средств ее реализации.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового

государства, следует рассматривать развитие и совершенствование

законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

2) Применение права как особая форма реализации права.

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия

государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без

принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках

которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают

установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях

возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация

права оказывается невозможной.

Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее

запрограммировано участие государства. Это, прежде всего, нормы, в

соответствии с которыми осуществляется государственное распределение

имущественных благ. Например, реализация права на пенсию включает в

качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального

обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину. Выделение жилья из

муниципального или государственного жилого фонда требует индивидуального

властного решения соответствующего государственного органа или органа

местного самоуправления. В том же порядке, т.е. путем принятия

индивидуальных властных решений, гражданам и организациям выделяются

земельные участки, находящиеся в собственности государства.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными

лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер

власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве

необходимого элемента властные решения, т.е. акты применения права

(например, указ Президента России о снятии с должности министра).

В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если

стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях,

они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный

орган (так, хозяйственные споры между организациями рассматривают

арбитражные суды).

В-четвертых, применение права необходимо для определения меры юридической

ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения

принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Таким образом, применение права — это властная деятельность компетентных

органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по

юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями

государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий —

субъективных прав, обязанностей, ответственности;

4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;

5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

Применение права – это властная организующая деятельность компетентных

субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний

для индивидуального случая.

Акты применения права – это документально оформленное, государственно

властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение

компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее

юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение

правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права.

Применение права следует рассматривать в двояком смысле:

- как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение,

использование, соблюдение);

- как стадию реализации права.

Т.к. применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции,

либо санкции, то акты применения опосредуют:

- исполнительно-распорядительную деятельность гос. органа (напр.,

распределение матер.фондов);

- правоохранительную деятельность (напр., приговор суда);

Применению права присущи следующие функции:

- социальные – экономические, политические, социально-культурные,

культурно-воспитательные;

- юридические – регулятивные и охранительные (закрепление господствующих

общ. отношений, охрана общ. отношений).

Стадии:

I. Анализ фактических обстоятельств дела с которыми связано применение

диспозиции или санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным,

исследованы все обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка

значения этих фактов.

II. Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников

правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция. При

этом проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2)

характер действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы действия в

пространстве, во времени и по кругу лиц.

III. Уяснение смысла и содержания нормы права.

IV. Разъяснение нормы права компетентными гос. органами или иными

субъектами.

V. Принятие акта применения нормы права.

Исполнение акта применения – есть заключительный этап реализации нормы

права, поэтому мы не говорим о нем как о стадии применения права.

Субъекты – гос. органы, должностные лица, уполномоченные общ.

организации.

Билет № 7

1) Понятие и признаки государства.

Государство — это организация политической власти, необходимая для

выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из

природы всякого общества.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую

систему общества, рядом существенных признаков.

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в

качестве единственного официального представителя всего общества, всего

населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее

государству верховенство на своей территории и независимость в

международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной

власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической

силой и содержащие нормы права.

Те или иные общественные объединения могут принимать решения,

обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как

нормативные акты государства обязательны для всех государственных и

муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций,

должностных лиц и граждан. Правотворчество — исключительная прерогатива

государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом,

разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой

систему государственных органов и соответствующих материальных средств

(вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности

государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их

полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением

формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности

издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного механизма,

этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает

наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение

которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том

только и состоит, чтобы управлять.

5. Государство — единственная в политической системе организация, которая

располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура,

милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже

законности и правопорядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами

безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную

целостность и безопасность.

7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся

со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, — это тесная

органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически

и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли

общества, государственный регулятор общественных отношений. В современных

условиях Российскому государству принадлежит первостепенная роль в

утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира,

согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к

цивилизованному обществу. Успешное претворение этих целей в жизнь

неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства,

обеспечения действенности всех институтов государственной власти в России,

наведения правопорядка в самой власти и в стране.

2) Понятие реализации права, ее основные формы.

Реализация права – такое социальное поведение субъектов права в котором

воплощяются предписания правовых норм.

Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение

субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных

областях общественной жизни.

По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием

правовой нормы, выделяют четыре формы реализации права:

Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей

нормы);

Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная

деятельность субъекта (реализация обязывающей нормы) ;

Использование - использование предоставленного права, полностью зависит

от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы) ;

Применение - властная организующая деятельность государства в лице его

органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию

принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за

данным процессом.

Активный субъект правоотношений может использовать свои субъективные

права, круг пассивных субъектов - соблюдать их. Субъект правоотношения,

имеющий юридические обязанности, должен их исполнять. Неисполнение

субъектом своих юридических обязанностей влечет возникновение охранительных

правоотношений, что является одним из фактических обстоятельств, требующим

применения права.

В юридической литературе формы реализации права классифицируются по

различным основаниям:

а) по характеру правовых связей между субъектами права – в общих и

конкретных правовых отношениях;

б) по субъектному составу – индивидуальная и коллективная формы;

в) по внешнему проявлению – активная и пассивная формы;

г) по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление

права;

д) по правовому положению субъектов – гражданско-правовая и

административно-правовая формы.

Признаки применения норм права:

- Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные

государственные органы (должностные лица) ;

- Деятельность по применению норм имеет государственно-властный характер;

- Содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на

основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор

суда в отношении лица, совершившего преступление;

- Применение норм права осуществляется в строго установленном

государством порядке.

Акт применения нормы права - это официальный правовой документ,

содержащий индивидуальное государственно властное предписание компетентного

органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного

юридического дела.

Билет № 8

1) Понятие ТГП, как гуманитарно-юридической науки.

Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом,

весьма условно можно подразделить на три большие группы: 1) технические; 2)

естественные; 3) гуманитарные. Гуманитарные науки изучают общество,

человека, социальные отношения и институты. Юридические науки — часть

гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными

институтами. В свою очередь юридические науки можно подразделить на

следующие виды: — теория государства и права; - историко-правовые науки

(история государства и права, история политических и правовых учений); -

отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское,

административное и другие отрасли права); - прикладные науки

(криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая

кибернетика и т.п.). Теория государства и права, находясь в системе

гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией,

политологией и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются

мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего

последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой

действительности. В свою очередь теория государства и права дает конкретный

материал для широких философских обобщений. Место теории государства и

права в системе юридических наук. Общность теории государства и права и

историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и

право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной

деятельности. Различие выражается в том, что историко правовые науки

изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом

порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает

обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права,

закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно

логический метод). По отношению к отраслевым юридическим наукам теория

государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает

наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и

права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой

общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых,

теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук

проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.).

В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Вместе с тем

теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с

отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в

них. Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в

значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые

науки. Таким образом, особенности теории государства и права как науки

состоят в том, что она является: - гуманитарной, предмет которой составляют

общественные явления - государство и право (этим она отличается от

технических и естественных наук); - политико-юридической, изучающей такие

социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-

правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других

гуманитарных наук); - теоретической, изучающей наиболее общие

закономерности государства и права (этим она отличается от других

юридических наук).

2) Содержание правоотношений: субъективные права и юридические

обязанности.

Правоотношение обладает сложной по составу элементов структурой. В нее

входят субъект, объект и содержание правоотношения (субъективные

юридические права и обязанности).

Содержание правоотношения имеет двойственный характер. Различают

юридическое и фактическое содержание.

Юридическое содержание правоотношения - это возможность определенных

действий управомоченного, необходимость определенных действий или

необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое

- сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

Содержание правоотношения (повторим) - это субъективные юридические права

и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность

образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем

правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических

связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-

продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая — право

покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю;

вторая — право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя

заплатить за него согласованную в договоре сумму.

Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между

отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные - между субъектом права

и обществом (всяким и каждым).

Субъективное право — это предусмотренная для управомоченного лица в целях

удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная

юридическими обязанностями других лиц.

Признаки субъективного права.

1. Субъективное право есть мера возможного поведения.

2. Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и

юридическими фактами.

3. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой

стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий,

нарушающих субъективное право другой стороны, в других — данное право

обеспечивается исполнением обязанности, т.е. активными действиями

обязанного лица.

4. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для

удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для

осуществления субъективного права теряется.

5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом или

фактическом поведении управомоченного лица.

Субъективное право - сложное явление, включающее в себя ряд правомочий:

а) право на собственные фактические действия, направленные на использование

полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе

использовать ее по прямому назначению); б) право на юридические действия,

на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить,

подарить, продать, завещать и т.д.); в) право требоватъ от другой стороны

исполнения обязанности, т.е. право на чужие действия (заимодавец имеет

право требовать от заемщика возврата денег или вещей); г) право притязания,

которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения

против обязанного лица, т.е. право на принудительное исполнение обязанности

(в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено

восстановление рабочего или служащего на работе).

Юридическая обязанность - есть предписанная обязанному лицу и

обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого

поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

(книга)

Юридическая обязанность – мера предписанного законом совершения

обязанного лицом определенным действиям, с целью соблюдения субъективного

права. (тетрадь)

Юридическая обязанность имеет следующие признаки.

1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно

должно быть.

2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых

норм.

3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны -

отдельного лица или общества (государства) в целом.

4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и

реальное фактическое поведение обязанного лица.

5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением

обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридическое

обязанности является правонарушением и влечет меры государственного

принуждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.