![]() |
|
|
Фрактальные свойства социальных процессовния. Для понимания этнической специфичности мышления мы должны более внимательно отнестись к атрибутивным формам и образной стороне мышле- ния , так как именно на этом уровне этнический аспект проявляет себя более полно и психологически . Образность может быть выражена в речи , визуально ( живопись , танцы , ваяние , архитектура ) , может воздейс- твовать на слух ( музыка ) , комплексно, как это имеет место в ритуа- лах . Ритуал - это неотъемлемое и важное средство организации общест- венной жизни . Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или лиц , призывающих всех , кто присутствует , обратить внимание на какое либо явление или факт и не только обратить внимание , но и выразить определенное эмоциональное отношение , содействовать общественному -------- 27)"Психологические механизмы регуляции социального поведения" М.Наука 1979г , стр32 , автор статьи Королев С.И. настрою . При этом обязательны некоторые принципы : во первых общепри- нятая условность действия ; во вторых общественная значимость явления или факта , на котором концентрируется ритуал ; в третьих ,- его осо- бая цель . Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей , вызвать их к активному сопереживанию или признанию факта или явления . В чем и как выражается это психологическое пережи- вание зависит от конкретной цели . ВСЯКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ РИТУАЛ ИМЕЕТ СВОЙ ЧИСТО РИТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ Любое действие или текст в ритуале приобретает специфическое зна- чение. Даже прямой текст, употребляемый в ритуале несет не тот смысл, который был бы свойственен этому же тексту вне ритуала . Известна лишь одна бесспорно самоценная форма , хотя и для нее иногда находятся внешне целесообразные объяснения . Однако красота многих форм ритуального поведения не может служить объяснением ценнос- ти ритуального поведения вообще . Ритуал ценен своим соответствием особым потребностям социального человека . Одна из таких потребностей , в которой заинтересовано все общест- во, при всем многообразии и несовместимости частных целей его членов состоит в обеспечении для своих членов возможности осмысленного выбора средств в естественном , целенаправленном поведении . Ритуальность поведения создает некую всеобщность целей , стоящих над "естественными" целями отдельных индивидов , и тем самым , не по- давляя их свободы , обеспечивает нужную степень предсказуемости собы- тий . Если мы уверены , что те , с кем нам приходится общаться , счи- тают самоценным поддержание неких норм вежливости , то этим уже сильно облегчается наше общение . И при этом уже гарантируется некоторая сво- бода и нужная степень предсказуемости чужого поведения . Таким образом для культуры в целом , как сложной, самоорганизую- щейся системы , для полноценного функционирования которой необходима большая степень свободы ее субъектов ( см. ранее ) т. е. демократичес- кое устройство и потребности в оптимальном , гармоничном , устойчивом воздействии на людей характерна ее опора на грань , разделяющую эти полюса . Эмпирически , уже на протяжении тысячелетий эта грань, золотая се- редина между свободой человека и его порабощением , детерминации его поведения социокультурными нормами определена .Эта грань носит название золотого сечения , эта математическая пропорция лежит в основе поведе- ния людей , и всех ритуалов. Психологические эксперименты и наблюдения не раз поставляли мате- риал , позволяющий думать , что человек , взаимодействуя с миром , часто квалифицирует его объекты вовсе не в тех системах классификации и категорий , которые привычны для естественнонаучной практики . Ко- нечно, актуальные свойства внешнего объекта определяются прежде всего ситуацией в которую он включен : яблоко сладкое для сорвавшего его ре- бенка , желто-красное для художника-колориста , спелое для садовода , слабокислое для винодела . Однако, для того чтобы обсудить логику это- го вычерпывания качеств , интересно выяснить , каким является нам объ- ект при достаточно неопределенных "условиях задачи" . Если бы при этом актуализировались устойчивые сгустки свойств , это означало бы сущест- вование механизмов закономерно "упаковывающих" опыт общения субъекта с миром в некие специальные структуры. "Согласно гипотезе А.Б.Запорожца (1963г.), спецификой генезиса человеческого восприятия является то , что с овладением индивидуальными средствами осуществления перцептивных действий происходит усвоение выделенных обществом систем чувственных качеств, к которым относятся системы геометрических форм , музыкальных звуков , цветов спектра , фонем родного языка и т. д. Подобные образо- вания были названы Л.А.Венгером "сенсорными эталонами" . Существование сенсорных эталонов несомненно обеспечивает инвариантность перцептивно- го восприятия объекта ."(28) "Широкую известность получили психологические опыты Фехнера , ориентированные на выявление у взрослых чувства прекрасного , гармо- нии. Всем участникам опыта (228 мужчин и 119 женщин) предлагалось оце- нить эстетические качества десяти белых геометрических фигур (один квадрат и прямоугольники ) и посредством сравнения их между собой упо- рядочить по степени привлекательности для восприятия , отобрав одну или несколько из них , наиболее удовлетворяющих этому признаку . Полу- чено 150 ответов мужчин и 110 женщин . Количество предпочтений отдан- ных определенным фигурам как мужчинами , так и женщинами хорошо взаи- мосогласуется (см. таблица). -------- 28)Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" Изд. МГУ 1980г , Москва ¦ ¦ ко Данные таблицы говорят о том , что самой привлекательной и прият- ной на вид фигурой оказалась фигура , наиболее точно соответствующая пропорции золотого сечения . Впоследствии с близким результатом подобные опыты провели Вит- ма (1894) , Лэйо (1908) , Зондайк (1917) и другие. В России в 1896-1898гг. И.П.Балталон под руководством А.А.Токарского." (29) " Эти же опыты , проведенные в детской аудитории , дали совершенно иные результаты , не обнаружив чувства гармонии свойственного взрослым По видимому ощущение прекрасного в его наиболее тонких и глубоких сторонах присуще лишь человеку зрелому, находящемуся за пределами воз- растных границ , в которых происходит формирование психики , чувства и интеллекта , как отдельных элементов единого целого - эстетически вполне сформированной личности ." (30) Сейчас невозможно достоверно установить ни человека впервые отк- рывшего золотую пропорцию , ни времени , когда это произошло . Очевид- но ее неоднократно открывали , забывали и открывали вновь , в разное время и в различных странах . Многие исследователи считают первооткры- вателем золотой пропорции греческого математика и философа Пифагора. Эстафета знаний древности ведет от Греции к Египту ,а от него к Вавилону . Одним из самых замечательных , известных и загадочных архи- тектурных сооружений с древности являются пирамиды Египта , которые также были построены строго по золотой пропорции . Помимо пирамид , множество других построек Древнего Египта пост- роены по этим принципам . Сохранился рельеф эпохи Древнего царства (2800-2400гг. до н.э.) свидетельствующий о сознательном использовании египтянами геометрических пропорций , основанных на золотом сечении. -------- 29)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем", Минск "Наука и техника" , 1984г , стр.87. 30)там же. В древних культурах других стран мы обнаруживаем тоже самое .Осо- бенно выделяется храм Афины - Парфенон . В его геометрии вообще от- сутствуют прямые линии ; его совершенные пропорции передают наблюдате- лю чувства величия и радости , наполняя его душу гармонией , взывая к гуманистическим чувствам . Существуют исследования русских храмов И.Шевелева , К.Н.Афанась- ева, М.А.Ильина , Б.Смоляка установивших наличие золотой пропорции во многих , если не во всех православных храмах . В Западной Европе , в которой , начиная со средневековья , оха- рактеризовавшегося постройкой великих готических соборов , образова- лись ложи Вольных каменщиков , проще говоря - масонов , архитектуре , геометрии , и священной золотой пропорции уделялось огромное значение. Множество людей занималось исследованиями о том , как " с помощью геометрии философские и теологические идеи перевести в конкретные фор- мы изящества и красоты ".(31) " Золотое сечение , известное так же , как золотая пропорция или золотая середина , было одной из самых важ- ных и широко распространенных геометрических формул , использовавшихся при строительстве соборов . Золотая пропорция имела особое значение для христианской теоло- гии, поскольку она обозначает трехэлементную теорему , сконструирован- ную из двух элементов и "соответствующей первой загадке святой Троицы : трое, которые являются двумя". "(32) -------- 31)Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book. Ваклер 1996г Д.Готье "Карты вечности" , стр.203 32)там же , стр.203-204 "Все материальные силы , все интеллектуальные силы общества сош- лись в одной точке - в зодчестве . Таким образом искусство под предло- гом возведения божьих храмов достигло великолепного развития ," - пи- сал масон Виктор Гюго.(33) Древние зодчие Египта, Греции , Руси , Средней Азии , во многих других местах, при построении своих архитектурных шедевров пользова- лись системой мер , соответствующих золотой пропорции ( таких, как система саженей в России ), что существенно облегчало эту задачу во времена , когда уровень образования архитекторов и вообще науки был не слишком велик. Выражение "архитектура - это застывшая музыка стало крылатым . Оно основано на образном, интуитивном ощущении некой связи гармоничес- кой архитектурной формы с музыкальной гармонией. Музыкальная мелодия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности , в её основе - временная упорядоченность звуков . В основе архитектур- ной композиции - пространственная упорядоченность форм. Но что бы оце- нить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры , мы должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру , и чем боль- ше , например длинна её , тем длительнее будет восприятие. Очевидно здесь и заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком ."(34) ------- 33)Васютинский Н. "Золотая пропорция", М. Молодая гвардия ,стр.64 34)там же , стр.64 Существует "представление о готическом соборе, как о музыкальном инструменте . Если взглянуть на церковь с этой точки зрения , то её скрытые пропорции и молчаливая гармония апсид , верхнего ряда окон и нефа могут зазвучать в мозгу человека , заставить его сердце и душу тихо запеть в унисон с божественной гармонией".(35) Есть исследования М.Марутаева, Л.Мазеля , Л.Сабанеева и других , устанавливающих наличие золотого сечения в произведениях великих ком- позиторов. С древних времен имеются представления о соответствии раз- меров и музыкальной гаммы , о гармоническом сочетании . -------- 35)Фулканелли "Тайны готических соборов" , REFL-book Ваклер 1996., страница 208 ЧАСТЬ 2 ЗОЛОТАЯ ПОРПОРЦИЯ Сущность золотой пропорции можно сформулировать следующим обра- зом: Для соединения двух частей с третьей совершенным образом не- обходима пропорция, которая бы "скрепила" их в единое целое. При этом одна часть целого должна так относится к другой, как целое к большей части. В мою работу не входят различные математические расчеты . В ос- новном, в качестве источника материала я пользовался книгой Николая Александровича Васютинского "Золотая пропорция" в которой и приводятся многие необходимые математические выкладки , также очень ценна для по- лучения информации о проявлении золотой пропорции в культуре и природ- ных объектах книга Шевелева, Марутаева, Шмелева "Золотое сечение"(М. 1990г) Итак, можно сделать следующие выводы: 1) Золотое сечение (1,61803398875...) без сомнения можно отнести к инвариантам, характерным для культуры всей нашей цивилизации, в це- лом; 2) Так как золотое сечение составляет основу всех основных значи- мых культурных феноменов, используемых для эстетического воспитания новых поколений людей , можно сделать вывод о воздействии такого рода информации на сознание человека ,как личности , так и общества , в це- лом; 3) Поскольку творения культуры на основе золотого сечения расс- матриваются людьми как ОДНОЗНАЧНО ПОЗИТИВНЫЕ на протяжении тысячелетий , а человечество развивается по пути накопления творений разума и рук людей, закономерен вывод о накоплении человечеством информации и обра- зов на основе золотой пропорции . Далее, поскольку мы установили факт присутствия золотой пропорции в артефактах и взаимосвязанное с ним его присутствие в ментальности и как следствие в поведении человека попробуем рассмотреть конкретные закономерности этого процесса . Мои предположения строятся на теории белорусского ученого Эдуарда Максимовича Сороко о функционировании самоорганизующихся систем , к которым можно отнести любые социальные структуры. "Структурная гармония систем природы, т.е. гармония их внутренне- го строения подчиняется четкому математическому закону. Подобно тому как это мы имеем в квантовой теории, гармоничным (устойчивым,стацио- нарным) состоянием систем объективного мира соответствуют особые чис- ла, называемые обобщенными золотыми сечениями *): эти числа- инвариан- ты всех тех стуктур в которых воплощена диалектика дискретного и неп- рерывного , целого и части , необходимого и случайного , единого и многого. -------- *) несколько иное понятие , чем просто золотое сечение. Мир в целом есть Волна. Другими словами , не только микрообъекты, но все существующие в действительности вещи , всё многообразие систем окружающего мира , коль скоро они диалектически противоречивы предс- тавляют собой Волну - структурный резонанс субстрата , из которого об- разованы , т.е. интерференцией противоположностей внутри единс- тва."(36) Другими словами Э.М.Сороко и многие другие исследователи сложных ситстем выстраивают картину мира идентичную мировосприятию архаичного человека , который пытается находить закономерности в тех фактах , ко- торые мы бы назвали случайными (мистическое мышление "всё связано со всем"). К.Г.Юнг пишет об этом : " На самом деле первобытный человек не более логичен или алогичен , чем мы . Просто он думает и живет исходя из совсем других предпосылок по сравнению с нами . В этом и состоит различие . Всё , что выходит за рамки правил , всё , что поэтому его беспокоит , пугает или удивляет , основывается для него на том ,что мы называем сверхъестественным . Разумеется , он не считает это сверхъес- тественным , для него это является принадлежностью мира , который он познает. Наша рациональная исходная посылка состоит в том , что всё имеет свои естественные , видимые причины . В этом мы убеждены a priori . В этом смысле каузальность является для нас самой священной догмой. В нашем мире нет законного места для невидимых , произвольных, так ска- зать , сверхъестественных сил , разве что погрузиться вместе с совре- -------- 36)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем" менным физиком в неведомый микромир атомных недр, где , похоже случа- ются диковинные вещи. Но эта область знания всё - таки далека от нас. К невидимым произвольным силам мы относимся с чувством ярко выраженной неприязни ; ведь мы сами не так уж давно вырвались из того страшного мира грез и суеверий и создали картину мира , достойную нашего рацио- нального сознания - самого молодого и самого великого творения челове- ка. Нас окружает вселенная которая подчиняется законам разума . Хотя мы и не знаем всех причин но они будут открыты и будут соответствовать ожиданиям разума . Мы вполне естественно надеемся на это . Однако, бы- вают случаи , которые и в самом деле являются чисто случайными , а их собственная каузальность также ничего не проясняет . Случайности неп- риятны любящему порядок сознанию . Они весьма забавно нарушают законо- мерное течение событий и поэтому сбивают нас с толку . В отношении случайностей мы испытываем такое же неприязненное чувство, как и в от- ношении невидимых произвольных сил . Они слишком напоминают о бесеня- тах или о произволе deus ex machina *). Они являются злейшими врагами наших самых тщательных расчетов и постоянной угрозой для всех наших предприятий . Их можно считать глупыми , они заслуживают всяческого поругания , но им нельзя не уделять внимания . Арабы относятся к ним с большим почтением . В каждом письме они пишут : "Иншалла , если Богу будет угодно , письмо дойдет ." Ведь несмотря на все неприязненные чувства и законо- -------- *) "Бог из машины", неожиданное решение трудной ситуации, которое вызывается как бы искусственным вмешательством извне. мерности , верно то , что мы всегда и везде подвержены непредвиденно- му случаю ."(37) Т.е. человек просто не может охватить своим сознанием взаимосвязь всех причин и следствий , и называет происходящие события случайными. Конечно, восприятие человеком мира , все процессы составляющие его внутреннюю жизнь и процессы во внешнем мире составляют бесконечно сложною систему; в которой , однако , опираясь на установленные прин- ципы самоорганизации сложных систем мы можем обнаружить новые законы по которым живет человек , природа и общество. Известно , что все природные объекты имеют фрактальную структуру, они соответствуют числам Фибоначчи (производным от золотой пропорции) и золотому сечению (в большей или меньшей мере) . Человек , как часть природы ; пропорции его тела , ритмы сердца и мозга , этапы взросле- ния, стадии жизни человека подчинены закономерностям , сводимым только к одному числу - 1,61803398875... - золотой пропорции. Общественное устройство , религия , культура считались абсолютно человеческим достоянием , более того они приводились в пример того , чем выделяется человек из природы , возвышает над животными. Мы установили , что человек даже близко не подошел к управлению общественными процессами , а так же собственной личной жизнью , гармо- низация которых всецело находится под влиянием процессов , закономер- ностей , сил , обеспечивающих самоорганизацию . -------- 37)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени" М., Прогресс 1993г. с.160 Тот факт , что сердцевиной культуры и религии , детерминирующих деятельность людей является золотая пропорция , которая является осно- вой для процессов самоуправления и самоорганизации сложных систем поз- воляет утверждать единство природных и общественных процессов самоорга- низации (яркий пример: исследование поведения колонии муравьёв в Анг- лии). "В сознание людей закладывается определенная программа , ряд обра- зов, основанных на золотой пропорции . Это происходит через музыку , визуальный ряд , и т.д. ; в наиболее полной форме это воздействие осу- ществляется в религиозном ритуале . Впоследствии всё поведение челове- ка протекает в определенных рамках , его действия не могут быть хао- тичными , человек следует программе , которая оптимальна для функцио- нирования любых сложных систем" . В этой связи опять-таки интересно мировоззрение первобытного че- ловека , уделяющего большое внимание целостности мира . К.Юнг пишет : "Он уделяет основное внимание ... не чистым кау- зальным связям естественных наук , а сбивающим с толку , запутанным переплетениям каузальных цепочек , которые называются случаями . Он давно приспособился к законам природы и поэтому боится власти неприд- виденного случая , выступающего в качестве произвольного , не поддающе- гося учету движущего принципа. И здесь он тоже прав . Этим вполне объ- ясняется почему все необычное нагоняет на него страх . В области южнее Элгона , где мне пришлось провести длительное время , обитает довольно много муравьедов . Муравьед - это ночное , очень пугливое животное , которое поэтому попадается на глаза крайне редко . Но однажды муравьеда увидели днем . Это столь же неестественно и так же удивительно , как если бы мы обнаружили ручей , в котором во- да время от времени текла бы вспять . Если бы действительно стали из- вестны случаи , когда вода вдруг проявила бы отрицательную силу тяго- тения , то это было бы чрезвычайно тревожным открытием . ведь мы зна- ем , какое количество воды нас окружает , и можем легко себе предста- вить , что случилось бы , если бы вода перестала подчиняться законам природы . Примерно в таком же положении находится и первобытный чело- век . Ему прекрасно известны жизненные привычки муравьеда , но он со- вершенно не представляет , что таит в себе нарушение муравьедом миро- вого порядка . Первобытный человек настолько зависит от происходящего , что любое нарушение установленного порядка мира может иметь для него непредвиденные последствия . Оно является предзнаменованием , знаком, подобным комете или затмению . Поскольку эта неестественность не выз- вана по его представлению естественными причинами , то появление му- равьеда днем объясняется действием невидимой силы произвола . Внушающее страх проявление произвола , способное нарушить мировой порядок , требует , разумеется , чрезвычайных защитных или смягчающих мер . Созываются жители соседних селений , а муравьеда с большим тру- дом раскапывают и убивают . Затем самый пожилой родственник по линии матери того человека , что первый увидел муравьеда , должен принести в жертву быка . Сам этот человек становится ногами в нору и получает первый кусок мяса животного . Вслед за ним начинают есть родственники и остальные участники церемонии . Таким образом искупляется таящий опасность акт произвола природы . Для первобытного человека безопасность мира заключается в упоря- доченности обычных явлений . Любое исключение из этого представляется ему таящим угрозу актом произвола , который , стало быть необходимо искупить , ибо он является не просто сиюминутным нарушением обычного порядка вещей , но вместе с тем и предзнаменованием нежелательных со- бытий в дальнейшем."(38) -------- 38)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс стр.166-167 Такой схемой можно проиллюстрировать теорию регулирования поведе- ния людей , как членов общества. В подсознании человека , образы золотой пропорции и фрактальные образы вероятно составляют некие архетипы восприятия (см. выше) . Та- кую гипотезу выдвинул сам первооткрыватель фрактальных множеств доктор математики Бенуа Мандельброт . Косвенные намеки на это и взаимосвязь между золотой пропорцией и фракталами есть в некоторых артефактах (узорах ковров , мандалах , янтрах и т.п.) В глубинах человеческого сознания архетипы или стандартные образы и мотивы поведения совпадают. Академик Е.А.Файдыш выстраивает такую логическую цепочку : " Од- ной из особенностей архетипа является невозможность его од- назначного описания или определения . Сколько бы мы не пытались выра- зить его в виде текста, он всегда будет несоизмеримо сложнее и глубже . Именно поэтому могут быть осознаны только отдельные "тени" , проек- ции, но никогда - он весь целиком . Примером архетипа может служить образ Бога , любви , времени . Когда на древних Индийских и Тибетских священных изображениях показы- вают божеств с множеством лиц и голов , этим как раз и подчеркивается невозможность сведения столь необъяснимого понятия к конкретному обра- зу. Каждое лицо - Это одна из проекций Бога в нашем сознании . В не- давнее время математиками были открыты объекты очень сходные с ними . Это фрактальные множества и странные атракторы. Как архетип невозможно задать перечислением его элементов , так же и фрактал. Каждый элемент архетипа обладает не меньшей сложностью , чем целое , то же можно сказать и о фрактале . И наконец - самоподо- бие. Каждый элемент несет и информацию о целом . Этим свойством облада- ют как архетип , так и фрактал. И ещё одно интересное свойство. Фракталы обычно имеют дробную размерность , т.е. как бы находятся между разными пространственными измерениями. Как уже говорилось , об аналогичных свойствах архетипов догадывались в глубокой древности, вспомним изображения богов со мно- жеством лиц . Интересно, что даже геометрические образы , иснпользо- вавшиеся для изображения архетипов в древности , очень напоминают фракталы . Это янтры и мандалы. Один из примеров такого подобия можно наблюдать сравнивая центральную часть Шри-Янтры с фракталом "Серпинс- кого"."(39) -------- 39) Е.А.Файдыш "Сверхсознание", М. 1993г стр.62-63 В принципе , почти все естественные объекты являются фракталами. Это облака , исчерченная береговая линия , поверхность гор , скал, внутренние пространства пещер , деревья , и вообще все живые организмы , различные ворсистые поверхности и т.п. (фрактал - математическая мо- дель показывающая упорядоченность и процессы самоорганизации любых сложных структур.) Объекты , подобные фракталам привлекали внимание людей с древнос- ти , медитация и сосредоточение на них , использовались в ритуалах и как бы открывали дверь в иные миры . "Например , у шаманов излюбленным местом перехода в нижний мир служили извилистые пещеры, норки , дупла деревьев. В древнеиндийском эпосе "Рамаяна" говорится: "На каждом во- лоске тела Рамы находится множество миров, таких как наш." " (40) Прогресс нашей цивилизации , идущий , по пути всё большего услож- нения общества, мира , окружающего людей , их разнообразных занятий, основан на накоплении человечеством объектов , образов , соответствую- щих золотому сечению , фракталам , являющихся основой для существова- ния сложных систем и позволяющих существовать все более сложным формам организации . Можно сделать предположение , что прогресс цивилизации, в том числе научно-технический , возможен только благодаря этому. Пос- кольку закладка в подсознание человека таких образов делает его пове- дение неспособным разрушить систему (к появлению днем муравьеда) ни при каких условиях. ------- 40) там же, стр.81 Закладка образов обеспечивается религией , а поведение на их ос- нове носит название культурного поведения (возможно здесь есть парал- лель между золотым сечением - основой религиозных образов и фракталами - как основой для образов обуславливающих культуру). Т.е. накопление сложной самоорганизующейся системой ,которой является общество данной специфической информации повышает уровень организации системы , снижа- ет количество энтропии в ней. "В естественных процессах системогенеза объективная самореализация устойчиво возможна лишь для одной составляющей внутренне противоречи- вого единого, вторая же выполняет в нем подчиненную роль , обладая сравнительно узкими пространственными и временными границами существо- вания , условными либо попросту фиктивными (иллюзорными) достоинствами , ценностями , нормами или даже пребывает в постоянном "предвосхище- нии" своего приближающегося распада."(43) Поэтому в динамике общественных процессов прогресс , изменения идут только по пути , обозначенному инвариантами, обеспечивающими функционирование системы. Эд. Макс. Сороко исследуя механизмы самоор- ганизации сложных систем обоснавал существование математически уста- навливаемых инвариантов (золотой пропорции) на основе и посредством которых в процессе самоорганизации систем они приобретают гармоничное строение, стационарный режим существования, структуры - функциональную устойчивость. Факт существования инвариантов , поддерживающих функцио- нирование сложных систем подтвержден также методами фрактальной гео- метрии (например масштабная симметрия). -------- 43) Э.М.Сороко "Структурная гармония систем" , стр.193 Общество т.о. представляет собой фрактальный объект , гармонизи- руемый ориентацией человеческого сознания социокультурными методами на восприятие им Золотого Сечения - величайшего из инвариантов Вселенной, основы поддержания и развития любых её систем. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Полученные выводы можно целенаправленно использовать в решении задач, стоящих перед специалистами в области управления. Задачи, решаемые с помощью включения процессов самоорганизации , через изменение сознания человека можно разделить на два типа : - глобальные, долгосрочные проекты , и - локальные, быстродействующие инновации. Если говорить о глобальном, вселенском уровне , измеряемом столе- тиями и судьбами целых стран, то следует ещё раз вспомнить масонов, с их представлениями о свободе , равенстве и братстве, создании лучшего человека, изменяя его психику , наполнением её "божественными вибраци- ями архитектуры и музыки". Новейшие технические возможности, такие как СМИ , открытия в об- ласти человеческой психики, физики , химии , особенно открытие фрак- тальных множеств (01.03. 1980) являются средствами, дающими доступ к самым несбыточным мечтам масонов. Любое государство, заинтересованное в своем настоящем и будушщем, руководители которого понимают, что сила страны складывается из силы и возможностей каждого его гражданина будет заинтересовано в воспитании полноценных, созидающих членов общества. Государство должно участво- вать в усилении и активизации процессов самоорганизации, как залоге успешного функционирования всех его поддерживающих структур. Методы , как явствует из моей работы и как существует исторически относятся к самым различным социокультурным феноменам , создавая бога- тый арсенал и простор для действий всем заинтересованным в жизни своей социальной общности. Это может быть архитектура , музыка , рекламные заставки , рисунок обоев, пропорции предметов быта и многое другое ; причем , конечно же возможно сознательное , основанное на научных рас- четах создание этих элементов культуры , труд по внесению которых в жизнь общества традиционно считался лишь основанным на интуиции, вдох- новении. Локальные нововведения , основанные на знании процессов самоорганизации могут быть связаны с решением задач по : 1.Диагностике социальных структур и процессов; 2.Оптимизации внедряемых управленческих решений; 3.Управлению в ходе реализации какого либо проекта. 1.Диагностика, цель которой выявление проблем и выявление латентных структур на предприятии , может быть существенно облегчена , так как метод анализа с помощью фрактальных множеств позволяет создать довольно точную модель социальных процессов. Одной из процедур, современного нам метода диагностики является построение т.н. "дерева проблем" , "дерева целей" т.е. схемы взаимодействий в организации. С помощью экспресс опроса персонала выясняют проблемы в организации, субъективные оценки людей , которые затем уточняются и классифицируются по их принадлежности к подразделениям организации и от более общих к частным проблемам по принципу от следствия к причине . общая проблема проблемы функциональных подразделений социально-бытовые,социально-психологические проблемы организационно-управленческие проблемы общесистемного типа Известно, что 20% проблем в организации дают 80% всех сбоев и по- терь . Существует класс фракталов , называемых дендритами (древовидны- ми) использование которых при анализе данной схемы даст огромные воз- можности для её детального понимания. Решение проблемы т.о. окажется легким и быстродостижимым (например удаление из многотысячной организации только одного человека) 2. Для всех внедряемых новшеств в уже сформированные организации надо проводить исследования на их совместимость с процессами и силами, обеспечивающими самоорганизацию системы . Необходимо обеспечение всех инноваций дополнительными процедурами такими как , например, разработка символа для организации в соответствии с золотой пропорцией , утверждение графика преобразований , действий в соответствии с числами Фибоначчи и т.п. 3. В уже действующих организациях и протекающих социальных процессах добавление факторов дающих новую силу и устойчивость, переводящих структуру на новый качественный уровень тоже не лишне. Библиография. 1) Ясюков М.И. "Весы Немизиды" Мысль, 1990г 2) Баландин Р.К. , Бондарев Л.Г. "Природа и цивилизация" 3) Советский Энциклопедический Словарь , 1988г. 4) Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений 5) Сороко Э.М. "Критерий гармонии самоорганизующихся социоприродных систем" , Владивосток 1989г. 6) Сороко Э.М. "Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии" Автореферат диссертации , Минск 1991г. 7) Сороко Э.М. "Структурная гармония систем" , Минск 1984г. 8) Васютинский Н. "Золотая пропорция" , М. Молодая гвардия 1990г. 9) Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , М. Политиздат 1980г. 10) Уледов А.К. "Социальные законы" , М. Мысль 1975г. 11) Угринович 12) Дюркгейм Э. 13) Диалектика.Творчество.Гумманизм. Ленинградский университет 1991г. 14) "Наука и её место в культуре" Новосибирск 1990г. 15) Ежегодник "Системные исследования. 1982г." Наука 16) "Семиотика и исскуствометрия" М. Мир 1972г. 17) "Лион Батиста Альберти" М. Наука 1977г. 18) Флоренский П.А. "Храмовое действо как синтез исскуств" "Мако- вец" N1, М. 19)"Психологические механизмы регуляции социального поведения" М. Наука 1979г. 20) Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" М. изд.МГУ 1980г. 21) Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book Ваклер 1996г. 22) Юнг К. "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс 1993г. 23) Файдыш Е.А. "Сверхсознание" М. 1993г. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |