на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Фрактальные свойства социальных процессов


ния. Для понимания этнической специфичности мышления мы должны более

внимательно отнестись к атрибутивным формам и образной стороне мышле-

ния , так как именно на этом уровне этнический аспект проявляет себя

более полно и психологически . Образность может быть выражена в речи ,

визуально ( живопись , танцы , ваяние , архитектура ) , может воздейс-

твовать на слух ( музыка ) , комплексно, как это имеет место в ритуа-

лах .

Ритуал - это неотъемлемое и важное средство организации общест-

венной жизни . Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или

лиц , призывающих всех , кто присутствует , обратить внимание на какое

либо явление или факт и не только обратить внимание , но и выразить

определенное эмоциональное отношение , содействовать общественному

--------

27)"Психологические механизмы регуляции социального поведения"

М.Наука 1979г , стр32 , автор статьи Королев С.И.

настрою . При этом обязательны некоторые принципы : во первых общепри-

нятая условность действия ; во вторых общественная значимость явления

или факта , на котором концентрируется ритуал ; в третьих ,- его осо-

бая цель . Ритуал призван создать единый психологический настрой в

группе людей , вызвать их к активному сопереживанию или признанию

факта или явления . В чем и как выражается это психологическое пережи-

вание зависит от конкретной цели .

ВСЯКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ РИТУАЛ ИМЕЕТ СВОЙ ЧИСТО РИТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

Любое действие или текст в ритуале приобретает специфическое зна-

чение. Даже прямой текст, употребляемый в ритуале несет не тот смысл,

который был бы свойственен этому же тексту вне ритуала .

Известна лишь одна бесспорно самоценная форма , хотя и для нее

иногда находятся внешне целесообразные объяснения . Однако красота

многих форм ритуального поведения не может служить объяснением ценнос-

ти ритуального поведения вообще . Ритуал ценен своим соответствием

особым потребностям социального человека .

Одна из таких потребностей , в которой заинтересовано все общест-

во, при всем многообразии и несовместимости частных целей его членов

состоит в обеспечении для своих членов возможности осмысленного выбора

средств в естественном , целенаправленном поведении .

Ритуальность поведения создает некую всеобщность целей , стоящих

над "естественными" целями отдельных индивидов , и тем самым , не по-

давляя их свободы , обеспечивает нужную степень предсказуемости собы-

тий . Если мы уверены , что те , с кем нам приходится общаться , счи-

тают самоценным поддержание неких норм вежливости , то этим уже сильно

облегчается наше общение . И при этом уже гарантируется некоторая сво-

бода и нужная степень предсказуемости чужого поведения .

Таким образом для культуры в целом , как сложной, самоорганизую-

щейся системы , для полноценного функционирования которой необходима

большая степень свободы ее субъектов ( см. ранее ) т. е. демократичес-

кое устройство и потребности в оптимальном , гармоничном , устойчивом

воздействии на людей характерна ее опора на грань , разделяющую эти

полюса .

Эмпирически , уже на протяжении тысячелетий эта грань, золотая се-

редина между свободой человека и его порабощением , детерминации его

поведения социокультурными нормами определена .Эта грань носит название

золотого сечения , эта математическая пропорция лежит в основе поведе-

ния людей , и всех ритуалов.

Психологические эксперименты и наблюдения не раз поставляли мате-

риал , позволяющий думать , что человек , взаимодействуя с миром ,

часто квалифицирует его объекты вовсе не в тех системах классификации

и категорий , которые привычны для естественнонаучной практики . Ко-

нечно, актуальные свойства внешнего объекта определяются прежде всего

ситуацией в которую он включен : яблоко сладкое для сорвавшего его ре-

бенка , желто-красное для художника-колориста , спелое для садовода ,

слабокислое для винодела . Однако, для того чтобы обсудить логику это-

го вычерпывания качеств , интересно выяснить , каким является нам объ-

ект при достаточно неопределенных "условиях задачи" . Если бы при этом

актуализировались устойчивые сгустки свойств , это означало бы сущест-

вование механизмов закономерно "упаковывающих" опыт общения субъекта с

миром в некие специальные структуры. "Согласно гипотезе А.Б.Запорожца

(1963г.), спецификой генезиса человеческого восприятия является то ,

что с овладением индивидуальными средствами осуществления перцептивных

действий происходит усвоение выделенных обществом систем чувственных

качеств, к которым относятся системы геометрических форм , музыкальных

звуков , цветов спектра , фонем родного языка и т. д. Подобные образо-

вания были названы Л.А.Венгером "сенсорными эталонами" . Существование

сенсорных эталонов несомненно обеспечивает инвариантность перцептивно-

го восприятия объекта ."(28)

"Широкую известность получили психологические опыты Фехнера ,

ориентированные на выявление у взрослых чувства прекрасного , гармо-

нии. Всем участникам опыта (228 мужчин и 119 женщин) предлагалось оце-

нить эстетические качества десяти белых геометрических фигур (один

квадрат и прямоугольники ) и посредством сравнения их между собой упо-

рядочить по степени привлекательности для восприятия , отобрав одну

или несколько из них , наиболее удовлетворяющих этому признаку . Полу-

чено 150 ответов мужчин и 110 женщин . Количество предпочтений отдан-

ных определенным фигурам как мужчинами , так и женщинами хорошо взаи-

мосогласуется (см. таблица).

--------

28)Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" Изд. МГУ

1980г , Москва

¦ ¦ ко

Данные таблицы говорят о том , что самой привлекательной и прият-

ной на вид фигурой оказалась фигура , наиболее точно соответствующая

пропорции золотого сечения .

Впоследствии с близким результатом подобные опыты провели Вит-

ма (1894) , Лэйо (1908) , Зондайк (1917) и другие. В России в

1896-1898гг. И.П.Балталон под руководством А.А.Токарского." (29)

" Эти же опыты , проведенные в детской аудитории , дали совершенно

иные результаты , не обнаружив чувства гармонии свойственного взрослым

По видимому ощущение прекрасного в его наиболее тонких и глубоких

сторонах присуще лишь человеку зрелому, находящемуся за пределами воз-

растных границ , в которых происходит формирование психики , чувства и

интеллекта , как отдельных элементов единого целого - эстетически

вполне сформированной личности ." (30)

Сейчас невозможно достоверно установить ни человека впервые отк-

рывшего золотую пропорцию , ни времени , когда это произошло . Очевид-

но ее неоднократно открывали , забывали и открывали вновь , в разное

время и в различных странах . Многие исследователи считают первооткры-

вателем золотой пропорции греческого математика и философа Пифагора.

Эстафета знаний древности ведет от Греции к Египту ,а от него к

Вавилону . Одним из самых замечательных , известных и загадочных архи-

тектурных сооружений с древности являются пирамиды Египта , которые

также были построены строго по золотой пропорции .

Помимо пирамид , множество других построек Древнего Египта пост-

роены по этим принципам . Сохранился рельеф эпохи Древнего царства

(2800-2400гг. до н.э.) свидетельствующий о сознательном использовании

египтянами геометрических пропорций , основанных на золотом сечении.

--------

29)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем",

Минск "Наука и техника" , 1984г , стр.87.

30)там же.

В древних культурах других стран мы обнаруживаем тоже самое .Осо-

бенно выделяется храм Афины - Парфенон . В его геометрии вообще от-

сутствуют прямые линии ; его совершенные пропорции передают наблюдате-

лю чувства величия и радости , наполняя его душу гармонией , взывая к

гуманистическим чувствам .

Существуют исследования русских храмов И.Шевелева , К.Н.Афанась-

ева, М.А.Ильина , Б.Смоляка установивших наличие золотой пропорции во

многих , если не во всех православных храмах .

В Западной Европе , в которой , начиная со средневековья , оха-

рактеризовавшегося постройкой великих готических соборов , образова-

лись ложи Вольных каменщиков , проще говоря - масонов , архитектуре ,

геометрии , и священной золотой пропорции уделялось огромное значение.

Множество людей занималось исследованиями о том , как " с помощью

геометрии философские и теологические идеи перевести в конкретные фор-

мы изящества и красоты ".(31) " Золотое сечение , известное так же ,

как золотая пропорция или золотая середина , было одной из самых важ-

ных и широко распространенных геометрических формул , использовавшихся

при строительстве соборов .

Золотая пропорция имела особое значение для христианской теоло-

гии, поскольку она обозначает трехэлементную теорему , сконструирован-

ную из двух элементов и "соответствующей первой загадке святой Троицы

: трое, которые являются двумя". "(32)

--------

31)Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book. Ваклер 1996г

Д.Готье "Карты вечности" , стр.203

32)там же , стр.203-204

"Все материальные силы , все интеллектуальные силы общества сош-

лись в одной точке - в зодчестве . Таким образом искусство под предло-

гом возведения божьих храмов достигло великолепного развития ," - пи-

сал масон Виктор Гюго.(33)

Древние зодчие Египта, Греции , Руси , Средней Азии , во многих

других местах, при построении своих архитектурных шедевров пользова-

лись системой мер , соответствующих золотой пропорции ( таких, как

система саженей в России ), что существенно облегчало эту задачу во

времена , когда уровень образования архитекторов и вообще науки был не

слишком велик.

Выражение "архитектура - это застывшая музыка стало крылатым .

Оно основано на образном, интуитивном ощущении некой связи гармоничес-

кой архитектурной формы с музыкальной гармонией. Музыкальная мелодия

основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности ,

в её основе - временная упорядоченность звуков . В основе архитектур-

ной композиции - пространственная упорядоченность форм. Но что бы оце-

нить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры , мы

должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру , и чем боль-

ше , например длинна её , тем длительнее будет восприятие. Очевидно

здесь и заключена органическая связь пространственного и временного

восприятия объектов человеком ."(34)

-------

33)Васютинский Н. "Золотая пропорция",

М. Молодая гвардия ,стр.64

34)там же , стр.64

Существует "представление о готическом соборе, как о музыкальном

инструменте . Если взглянуть на церковь с этой точки зрения , то её

скрытые пропорции и молчаливая гармония апсид , верхнего ряда окон и

нефа могут зазвучать в мозгу человека , заставить его сердце и душу

тихо запеть в унисон с божественной гармонией".(35)

Есть исследования М.Марутаева, Л.Мазеля , Л.Сабанеева и других ,

устанавливающих наличие золотого сечения в произведениях великих ком-

позиторов. С древних времен имеются представления о соответствии раз-

меров и музыкальной гаммы , о гармоническом сочетании .

--------

35)Фулканелли "Тайны готических соборов" , REFL-book Ваклер

1996., страница 208

ЧАСТЬ 2

ЗОЛОТАЯ ПОРПОРЦИЯ

Сущность золотой пропорции можно сформулировать следующим обра-

зом: Для соединения двух частей с третьей совершенным образом не-

обходима пропорция, которая бы "скрепила" их в единое целое. При этом

одна часть целого должна так относится к другой, как целое к большей

части. В мою работу не входят различные математические расчеты . В ос-

новном, в качестве источника материала я пользовался книгой Николая

Александровича Васютинского "Золотая пропорция" в которой и приводятся

многие необходимые математические выкладки , также очень ценна для по-

лучения информации о проявлении золотой пропорции в культуре и природ-

ных объектах книга Шевелева, Марутаева, Шмелева "Золотое сечение"(М.

1990г)

Итак, можно сделать следующие выводы:

1) Золотое сечение (1,61803398875...) без сомнения можно отнести

к инвариантам, характерным для культуры всей нашей цивилизации, в це-

лом;

2) Так как золотое сечение составляет основу всех основных значи-

мых культурных феноменов, используемых для эстетического воспитания

новых поколений людей , можно сделать вывод о воздействии такого рода

информации на сознание человека ,как личности , так и общества , в це-

лом;

3) Поскольку творения культуры на основе золотого сечения расс-

матриваются людьми как ОДНОЗНАЧНО ПОЗИТИВНЫЕ на протяжении тысячелетий

, а человечество развивается по пути накопления творений разума и рук

людей, закономерен вывод о накоплении человечеством информации и обра-

зов на основе золотой пропорции .

Далее, поскольку мы установили факт присутствия золотой пропорции

в артефактах и взаимосвязанное с ним его присутствие в ментальности и

как следствие в поведении человека попробуем рассмотреть конкретные

закономерности этого процесса .

Мои предположения строятся на теории белорусского ученого Эдуарда

Максимовича Сороко о функционировании самоорганизующихся систем , к

которым можно отнести любые социальные структуры.

"Структурная гармония систем природы, т.е. гармония их внутренне-

го строения подчиняется четкому математическому закону. Подобно тому

как это мы имеем в квантовой теории, гармоничным (устойчивым,стацио-

нарным) состоянием систем объективного мира соответствуют особые чис-

ла, называемые обобщенными золотыми сечениями *): эти числа- инвариан-

ты всех тех стуктур в которых воплощена диалектика дискретного и неп-

рерывного , целого и части , необходимого и случайного , единого и

многого.

--------

*) несколько иное понятие , чем просто золотое сечение.

Мир в целом есть Волна. Другими словами , не только микрообъекты,

но все существующие в действительности вещи , всё многообразие систем

окружающего мира , коль скоро они диалектически противоречивы предс-

тавляют собой Волну - структурный резонанс субстрата , из которого об-

разованы , т.е. интерференцией противоположностей внутри единс-

тва."(36)

Другими словами Э.М.Сороко и многие другие исследователи сложных

ситстем выстраивают картину мира идентичную мировосприятию архаичного

человека , который пытается находить закономерности в тех фактах , ко-

торые мы бы назвали случайными (мистическое мышление "всё связано со

всем").

К.Г.Юнг пишет об этом : " На самом деле первобытный человек не

более логичен или алогичен , чем мы . Просто он думает и живет исходя

из совсем других предпосылок по сравнению с нами . В этом и состоит

различие . Всё , что выходит за рамки правил , всё , что поэтому его

беспокоит , пугает или удивляет , основывается для него на том ,что мы

называем сверхъестественным . Разумеется , он не считает это сверхъес-

тественным , для него это является принадлежностью мира , который он

познает.

Наша рациональная исходная посылка состоит в том , что всё имеет

свои естественные , видимые причины . В этом мы убеждены a priori . В

этом смысле каузальность является для нас самой священной догмой. В

нашем мире нет законного места для невидимых , произвольных, так ска-

зать , сверхъестественных сил , разве что погрузиться вместе с совре-

--------

36)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем"

менным физиком в неведомый микромир атомных недр, где , похоже случа-

ются диковинные вещи. Но эта область знания всё - таки далека от нас.

К невидимым произвольным силам мы относимся с чувством ярко выраженной

неприязни ; ведь мы сами не так уж давно вырвались из того страшного

мира грез и суеверий и создали картину мира , достойную нашего рацио-

нального сознания - самого молодого и самого великого творения челове-

ка. Нас окружает вселенная которая подчиняется законам разума . Хотя

мы и не знаем всех причин но они будут открыты и будут соответствовать

ожиданиям разума . Мы вполне естественно надеемся на это . Однако, бы-

вают случаи , которые и в самом деле являются чисто случайными , а их

собственная каузальность также ничего не проясняет . Случайности неп-

риятны любящему порядок сознанию . Они весьма забавно нарушают законо-

мерное течение событий и поэтому сбивают нас с толку . В отношении

случайностей мы испытываем такое же неприязненное чувство, как и в от-

ношении невидимых произвольных сил . Они слишком напоминают о бесеня-

тах или о произволе deus ex machina *). Они являются злейшими врагами

наших самых тщательных расчетов и постоянной угрозой для всех наших

предприятий . Их можно считать глупыми , они заслуживают всяческого

поругания , но им нельзя не уделять внимания .

Арабы относятся к ним с большим почтением . В каждом письме они

пишут : "Иншалла , если Богу будет угодно ,

письмо дойдет ." Ведь несмотря на все неприязненные чувства и законо-

--------

*) "Бог из машины", неожиданное решение трудной ситуации,

которое вызывается как бы искусственным вмешательством извне.

мерности , верно то , что мы всегда и везде подвержены непредвиденно-

му случаю ."(37)

Т.е. человек просто не может охватить своим сознанием взаимосвязь

всех причин и следствий , и называет происходящие события случайными.

Конечно, восприятие человеком мира , все процессы составляющие его

внутреннюю жизнь и процессы во внешнем мире составляют бесконечно

сложною систему; в которой , однако , опираясь на установленные прин-

ципы самоорганизации сложных систем мы можем обнаружить новые законы

по которым живет человек , природа и общество.

Известно , что все природные объекты имеют фрактальную структуру,

они соответствуют числам Фибоначчи (производным от золотой пропорции)

и золотому сечению (в большей или меньшей мере) . Человек , как часть

природы ; пропорции его тела , ритмы сердца и мозга , этапы взросле-

ния, стадии жизни человека подчинены закономерностям , сводимым только

к одному числу - 1,61803398875... - золотой пропорции.

Общественное устройство , религия , культура считались абсолютно

человеческим достоянием , более того они приводились в пример того ,

чем выделяется человек из природы , возвышает над животными.

Мы установили , что человек даже близко не подошел к управлению

общественными процессами , а так же собственной личной жизнью , гармо-

низация которых всецело находится под влиянием процессов , закономер-

ностей , сил , обеспечивающих самоорганизацию .

--------

37)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени"

М., Прогресс 1993г. с.160

Тот факт , что сердцевиной культуры и религии , детерминирующих

деятельность людей является золотая пропорция , которая является осно-

вой для процессов самоуправления и самоорганизации сложных систем поз-

воляет утверждать единство природных и общественных процессов самоорга-

низации (яркий пример: исследование поведения колонии муравьёв в Анг-

лии).

"В сознание людей закладывается определенная программа , ряд обра-

зов, основанных на золотой пропорции . Это происходит через музыку ,

визуальный ряд , и т.д. ; в наиболее полной форме это воздействие осу-

ществляется в религиозном ритуале . Впоследствии всё поведение челове-

ка протекает в определенных рамках , его действия не могут быть хао-

тичными , человек следует программе , которая оптимальна для функцио-

нирования любых сложных систем" .

В этой связи опять-таки интересно мировоззрение первобытного че-

ловека , уделяющего большое внимание целостности мира .

К.Юнг пишет : "Он уделяет основное внимание ... не чистым кау-

зальным связям естественных наук , а сбивающим с толку , запутанным

переплетениям каузальных цепочек , которые называются случаями . Он

давно приспособился к законам природы и поэтому боится власти неприд-

виденного случая , выступающего в качестве произвольного , не поддающе-

гося учету движущего принципа. И здесь он тоже прав . Этим вполне объ-

ясняется почему все необычное нагоняет на него страх .

В области южнее Элгона , где мне пришлось провести длительное

время , обитает довольно много муравьедов . Муравьед - это ночное ,

очень пугливое животное , которое поэтому попадается на глаза крайне

редко . Но однажды муравьеда увидели днем . Это столь же неестественно

и так же удивительно , как если бы мы обнаружили ручей , в котором во-

да время от времени текла бы вспять . Если бы действительно стали из-

вестны случаи , когда вода вдруг проявила бы отрицательную силу тяго-

тения , то это было бы чрезвычайно тревожным открытием . ведь мы зна-

ем , какое количество воды нас окружает , и можем легко себе предста-

вить , что случилось бы , если бы вода перестала подчиняться законам

природы . Примерно в таком же положении находится и первобытный чело-

век . Ему прекрасно известны жизненные привычки муравьеда , но он со-

вершенно не представляет , что таит в себе нарушение муравьедом миро-

вого порядка . Первобытный человек настолько зависит от происходящего ,

что любое нарушение установленного порядка мира может иметь для него

непредвиденные последствия . Оно является предзнаменованием , знаком,

подобным комете или затмению . Поскольку эта неестественность не выз-

вана по его представлению естественными причинами , то появление му-

равьеда днем объясняется действием невидимой силы произвола .

Внушающее страх проявление произвола , способное нарушить мировой

порядок , требует , разумеется , чрезвычайных защитных или смягчающих

мер . Созываются жители соседних селений , а муравьеда с большим тру-

дом раскапывают и убивают . Затем самый пожилой родственник по линии

матери того человека , что первый увидел муравьеда , должен принести в

жертву быка . Сам этот человек становится ногами в нору и получает

первый кусок мяса животного . Вслед за ним начинают есть родственники

и остальные участники церемонии . Таким образом искупляется таящий

опасность акт произвола природы .

Для первобытного человека безопасность мира заключается в упоря-

доченности обычных явлений . Любое исключение из этого представляется

ему таящим угрозу актом произвола , который , стало быть необходимо

искупить , ибо он является не просто сиюминутным нарушением обычного

порядка вещей , но вместе с тем и предзнаменованием нежелательных со-

бытий в дальнейшем."(38)

--------

38)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс стр.166-167

Такой схемой можно проиллюстрировать теорию регулирования поведе-

ния людей , как членов общества.

В подсознании человека , образы золотой пропорции и фрактальные

образы вероятно составляют некие архетипы восприятия (см. выше) . Та-

кую гипотезу выдвинул сам первооткрыватель фрактальных множеств доктор

математики Бенуа Мандельброт .

Косвенные намеки на это и взаимосвязь между золотой пропорцией и

фракталами есть в некоторых артефактах (узорах ковров , мандалах ,

янтрах и т.п.)

В глубинах человеческого сознания архетипы или стандартные образы

и мотивы поведения совпадают.

Академик Е.А.Файдыш выстраивает такую логическую цепочку : " Од-

ной из особенностей архетипа является невозможность его од-

назначного описания или определения . Сколько бы мы не пытались выра-

зить его в виде текста, он всегда будет несоизмеримо сложнее и глубже

. Именно поэтому могут быть осознаны только отдельные "тени" , проек-

ции, но никогда - он весь целиком .

Примером архетипа может служить образ Бога , любви , времени .

Когда на древних Индийских и Тибетских священных изображениях показы-

вают божеств с множеством лиц и голов , этим как раз и подчеркивается

невозможность сведения столь необъяснимого понятия к конкретному обра-

зу. Каждое лицо - Это одна из проекций Бога в нашем сознании . В не-

давнее время математиками были открыты объекты очень сходные с ними .

Это фрактальные множества и странные атракторы.

Как архетип невозможно задать перечислением его элементов , так

же и фрактал. Каждый элемент архетипа обладает не меньшей сложностью ,

чем целое , то же можно сказать и о фрактале . И наконец - самоподо-

бие. Каждый элемент несет и информацию о целом . Этим свойством облада-

ют как архетип , так и фрактал.

И ещё одно интересное свойство. Фракталы обычно имеют дробную

размерность , т.е. как бы находятся между разными пространственными

измерениями. Как уже говорилось , об аналогичных свойствах архетипов

догадывались в глубокой древности, вспомним изображения богов со мно-

жеством лиц . Интересно, что даже геометрические образы , иснпользо-

вавшиеся для изображения архетипов в древности , очень напоминают

фракталы . Это янтры и мандалы. Один из примеров такого подобия можно

наблюдать сравнивая центральную часть Шри-Янтры с фракталом "Серпинс-

кого"."(39)

--------

39) Е.А.Файдыш "Сверхсознание", М. 1993г стр.62-63

В принципе , почти все естественные объекты являются фракталами.

Это облака , исчерченная береговая линия , поверхность гор , скал,

внутренние пространства пещер , деревья , и вообще все живые организмы

, различные ворсистые поверхности и т.п. (фрактал - математическая мо-

дель показывающая упорядоченность и процессы самоорганизации любых

сложных структур.)

Объекты , подобные фракталам привлекали внимание людей с древнос-

ти , медитация и сосредоточение на них , использовались в ритуалах и

как бы открывали дверь в иные миры . "Например , у шаманов излюбленным

местом перехода в нижний мир служили извилистые пещеры, норки , дупла

деревьев. В древнеиндийском эпосе "Рамаяна" говорится: "На каждом во-

лоске тела Рамы находится множество миров, таких как наш." " (40)

Прогресс нашей цивилизации , идущий , по пути всё большего услож-

нения общества, мира , окружающего людей , их разнообразных занятий,

основан на накоплении человечеством объектов , образов , соответствую-

щих золотому сечению , фракталам , являющихся основой для существова-

ния сложных систем и позволяющих существовать все более сложным формам

организации . Можно сделать предположение , что прогресс цивилизации,

в том числе научно-технический , возможен только благодаря этому. Пос-

кольку закладка в подсознание человека таких образов делает его пове-

дение неспособным разрушить систему (к появлению днем муравьеда) ни

при каких условиях.

-------

40) там же, стр.81

Закладка образов обеспечивается религией , а поведение на их ос-

нове носит название культурного поведения (возможно здесь есть парал-

лель между золотым сечением - основой религиозных образов и фракталами

- как основой для образов обуславливающих культуру). Т.е. накопление

сложной самоорганизующейся системой ,которой является общество данной

специфической информации повышает уровень организации системы , снижа-

ет количество энтропии в ней.

"В естественных процессах системогенеза объективная самореализация

устойчиво возможна лишь для одной составляющей внутренне противоречи-

вого единого, вторая же выполняет в нем подчиненную роль , обладая

сравнительно узкими пространственными и временными границами существо-

вания , условными либо попросту фиктивными (иллюзорными) достоинствами

, ценностями , нормами или даже пребывает в постоянном "предвосхище-

нии" своего приближающегося распада."(43)

Поэтому в динамике общественных процессов прогресс , изменения

идут только по пути , обозначенному инвариантами, обеспечивающими

функционирование системы. Эд. Макс. Сороко исследуя механизмы самоор-

ганизации сложных систем обоснавал существование математически уста-

навливаемых инвариантов (золотой пропорции) на основе и посредством

которых в процессе самоорганизации систем они приобретают гармоничное

строение, стационарный режим существования, структуры - функциональную

устойчивость. Факт существования инвариантов , поддерживающих функцио-

нирование сложных систем подтвержден также методами фрактальной гео-

метрии (например масштабная симметрия).

--------

43) Э.М.Сороко "Структурная гармония систем" , стр.193

Общество т.о. представляет собой фрактальный объект , гармонизи-

руемый ориентацией человеческого сознания социокультурными методами на

восприятие им Золотого Сечения - величайшего из инвариантов Вселенной,

основы поддержания и развития любых её систем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные выводы можно целенаправленно использовать в решении

задач, стоящих перед специалистами в области управления.

Задачи, решаемые с помощью включения процессов самоорганизации ,

через изменение сознания человека можно разделить на два типа :

- глобальные, долгосрочные проекты , и

- локальные, быстродействующие инновации.

Если говорить о глобальном, вселенском уровне , измеряемом столе-

тиями и судьбами целых стран, то следует ещё раз вспомнить масонов, с

их представлениями о свободе , равенстве и братстве, создании лучшего

человека, изменяя его психику , наполнением её "божественными вибраци-

ями архитектуры и музыки".

Новейшие технические возможности, такие как СМИ , открытия в об-

ласти человеческой психики, физики , химии , особенно открытие фрак-

тальных множеств (01.03. 1980) являются средствами, дающими доступ к

самым несбыточным мечтам масонов.

Любое государство, заинтересованное в своем настоящем и будушщем,

руководители которого понимают, что сила страны складывается из силы и

возможностей каждого его гражданина будет заинтересовано в воспитании

полноценных, созидающих членов общества. Государство должно участво-

вать в усилении и активизации процессов самоорганизации, как залоге

успешного функционирования всех его поддерживающих структур.

Методы , как явствует из моей работы и как существует исторически

относятся к самым различным социокультурным феноменам , создавая бога-

тый арсенал и простор для действий всем заинтересованным в жизни своей

социальной общности. Это может быть архитектура , музыка , рекламные

заставки , рисунок обоев, пропорции предметов быта и многое другое ;

причем , конечно же возможно сознательное , основанное на научных рас-

четах создание этих элементов культуры , труд по внесению которых в

жизнь общества традиционно считался лишь основанным на интуиции, вдох-

новении.

Локальные нововведения , основанные на знании процессов

самоорганизации могут быть связаны с решением задач по :

1.Диагностике социальных структур и процессов;

2.Оптимизации внедряемых управленческих решений;

3.Управлению в ходе реализации какого либо проекта.

1.Диагностика, цель которой выявление проблем и выявление

латентных структур на предприятии , может быть существенно

облегчена , так как метод анализа с помощью фрактальных множеств

позволяет создать довольно точную модель социальных процессов.

Одной из процедур, современного нам метода диагностики

является построение т.н. "дерева проблем" , "дерева целей" т.е.

схемы взаимодействий в организации.

С помощью экспресс опроса персонала выясняют проблемы в

организации, субъективные оценки людей , которые затем уточняются и

классифицируются по их принадлежности к подразделениям организации

и от более общих к частным проблемам по принципу от следствия к

причине .

общая проблема

проблемы функциональных подразделений

социально-бытовые,социально-психологические проблемы

организационно-управленческие проблемы общесистемного типа

Известно, что 20% проблем в организации дают 80% всех сбоев и по-

терь . Существует класс фракталов , называемых дендритами (древовидны-

ми) использование которых при анализе данной схемы даст огромные воз-

можности для её детального понимания.

Решение проблемы т.о. окажется легким и быстродостижимым (например

удаление из многотысячной организации только одного человека)

2. Для всех внедряемых новшеств в уже сформированные организации

надо проводить исследования на их совместимость с процессами и

силами, обеспечивающими самоорганизацию системы .

Необходимо обеспечение всех инноваций дополнительными

процедурами такими как , например, разработка символа для

организации в соответствии с золотой пропорцией , утверждение

графика преобразований , действий в соответствии с числами

Фибоначчи и т.п.

3. В уже действующих организациях и протекающих социальных

процессах добавление факторов дающих новую силу и устойчивость,

переводящих структуру на новый качественный уровень тоже не лишне.

Библиография.

1) Ясюков М.И. "Весы Немизиды" Мысль, 1990г

2) Баландин Р.К. , Бондарев Л.Г. "Природа и цивилизация"

3) Советский Энциклопедический Словарь , 1988г.

4) Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений

5) Сороко Э.М. "Критерий гармонии самоорганизующихся

социоприродных систем" , Владивосток 1989г.

6) Сороко Э.М. "Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии"

Автореферат диссертации , Минск 1991г.

7) Сороко Э.М. "Структурная гармония систем" , Минск 1984г.

8) Васютинский Н. "Золотая пропорция" , М. Молодая гвардия 1990г.

9) Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , М. Политиздат 1980г.

10) Уледов А.К. "Социальные законы" , М. Мысль 1975г.

11) Угринович

12) Дюркгейм Э.

13) Диалектика.Творчество.Гумманизм. Ленинградский университет 1991г.

14) "Наука и её место в культуре" Новосибирск 1990г.

15) Ежегодник "Системные исследования. 1982г." Наука

16) "Семиотика и исскуствометрия" М. Мир 1972г.

17) "Лион Батиста Альберти" М. Наука 1977г.

18) Флоренский П.А. "Храмовое действо как синтез исскуств" "Мако-

вец" N1, М.

19)"Психологические механизмы регуляции социального поведения"

М. Наука 1979г.

20) Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" М. изд.МГУ

1980г.

21) Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book Ваклер 1996г.

22) Юнг К. "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс 1993г.

23) Файдыш Е.А. "Сверхсознание" М. 1993г.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.