на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Фрактальные свойства социальных процессов


Фрактальные свойства социальных процессов

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

Фрактальные свойства социальных процессов.

Студента вечерного отделения

социологического факультета

Герасимова Игоря Борисовича

Научный руководитель:

Лаврикова Алла Ивановна

МОСКВА 1997г.

Содержание

1.Методологическая часть........................4

2.Схема логических шагов в работе...............7

3.Введение.

Необходимость теории самоорганизации.........8

4.Религия и культура как регуляторы социальной

активности...................................14

5.Управление и теория самоорганизации..........19

6.Единство культурных феноменов , смысл её

инвариантов..................................23

7.Золотая пропорция - инвариант культуры.......30

8.Целостность мира, фракталы...................36

9.Заключение, применение выводов...............46

10.Библиография.................................49

Методологическая часть.

Проблема.

Анализ процессов самоорганизации в обществе с позиции существова-

ния инвариантов социокультурных норм , детерминирующих поведение людей.

Объект исследования.

Культурные феномены, их инварианты.

Предмет исследования.

Существование инвариантов в культуре,особенно золотого сечения,

их место в ней и их влияние на общество.

Цель.

Установление устойчивой взаимосвязи между культурными феноменами

и социальным гармоничным поведением людей . ( Люди ожидают какое ка-

кое-либо предсказуемое поведение от других ( по М.Веберу ))

Установление механизма образующего согласованное , взаимосвязан-

ное , гармоничное поведение людей .

Задачи.

1.Выделение факторов , обеспечивающих процесс самоорганизации.

2.Рассмотреть эти факторы и их воздействие на психику и поведение

людей .

3.Анализ полученных инвариантов (в моей работе - золотое сечение)

4.Общество - самоорганизующаяся система и совокупность индивидов.

5.Фрактальный анализ , как новое средство в управлении .

Уточнение и интерпретация основных понятий.

Самоорганизация - процесс возникновения упорядоченности в системе

без вмешательства извне за счет ее составляющих.

Фракталы - построенные компьютером образы , демонстрирующие су-

ществование процессов самоорганизации , в сложных , считавшихся хаоти-

ческими системах.

Основными свойствами фракталов являются :

- чрезвычайная сложность , мозаичность , "изломанность" ;

- существование в них в разных масштабах инвариантов , подобий .

Инвариант - неизменный элемент системы .

Культура - система норм , ценностей , артефактов , ритуалов и

т.п. ,детерминирующая поведение людей .

Религия - система верований и обрядов направляющих внимание людей

на избранные "священные" объекты .

Социальный процесс - устойчивая тенденция , закономерность изме-

нений в обществе . Все социальные процессы тесно взаимосвязаны между

собой .

Гипотезы.

1.Существование инварианта культуры - золотого сечения ;

2.Связь золотого сечения в культуре и золотого сечения как инва-

рианта существования сложных систем , закономерности протекания соци-

альных процессов ;

3.Накопление человечеством информации (например - артефактов) ,на

основе золотого сечения , последствия этого ;

4.Исследование возможности практического использования знания о

свойствах золотого сечения и фракталов для активизации процессов само-

организации в обществе и управления им .

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного

голода - для его развития и успешного протекания процессов самооргани-

зации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле .

От того , какая информация будет наполнять это пространство будет

зависеть решение ряда актуальных проблем . Использование новейших отк-

рытий науки для формирования все более совершенного общества позволит

это . К наиболее значительным открытиям , открывающим большие перс-

пективы можно отнести открытия синергетики , фрактальную геометрию .

С другой стороны развитие общества и его прогресс во всех сферах тре-

бует использования этих открытий в условиях крайне динамичного совре-

менного мира ( особенно в нашей стране отставание которой от Запада

обусловлено, во многом , недостаточным вниманием к этим вопросам ) .

Исторически сформировавшиеся механизмы регулирования поведения

человека сейчас недостаточно эффективны . На фундаментальном уровне

прогресс нашей цивилизации можно рассмотреть как отношение человека с

окружающим миром , с природой .

Промышленный переворот 19 века и научно-техническая революция 20

века внесли качественные перемены в эти взаимоотношения . Созданный че-

ловеком целый мир технических устройств резко повысил его возможности

по преобразованию природы и воздействия на нее ." Техника в десятки и

сотни раз увеличила производительность труда , во многом улучшила ма-

териальные условия жизни сотен миллионов людей . Но эта же техника ,

промышленное производство , попутно стали разрушать сложившиеся на про-

тяжении веков условия существования человека . Но это была не вина ма-

шин , а беда человека , не сумевшего создать совершенную социально-по-

литическую организацию к моменту начала научно- технической революции

(1) .

Проблемы стоящие перед обществом легко решаемы , если принять

мысль В. И. Вернадского ," что биосфера переходит на высшую стадию ста-

становясь ноосферой"(2) , т. е. новое эволюционное состояние биосферы

при котором разумная деятельность человека становится решающим факто-

ром ее развития ." Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов

природы с законами мышления и социально-экономическими законами"(3).

Как сказывается упрощенная структура техносферы ( по сравнению с

биосферой ) на людей ? Физически человек достиг значительных успехов

за счет относительной самоизоляции от биосферы .

Сознание человека возникло формировалось как отражение окружающе-

го мира и его проявлений в культуре . Искусство , ремесло , наука ста-

новятся проекциями отраженного сознанием мира на плоскости различных

форм деятельности (4) .

Можно предположить уменьшение разнообразия, обеднение и упрощение

окружающей природной и социальной среды стимулирующей соответствующие

перестройки психики, субъективно отражающей объективный мир. Нас-

--------

1) Ясюков М.И. "Весы Немизиды" , "Мысль",1990г. стр.139

2)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев "Природа и цивилизация" стр.383-384

3)Советский Энциклопедический Словарь 1988г стр.900,"Ноосфера"

4)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев "Природа и цивилизация" стр.370

колько безболезненны приспособительные реакции психики , судить нелег-

ко . Возможно , они вызывают комплекс антисоциальных поступков , раз-

рушая связи между людьми делая общественную жизнь напряженной , неспо-

койной, угнетающей . Духовное обновление человечества идет не столь

быстро , как техническое переоснащение человечества . Человеческая па-

мять - продукт биологической и социальной эволюции , а традиции преж-

них " поколений тяготеют как кошмар , над умами живых " (5) .

Руководимый внутренними побуждениями или внешними стимулами чело-

век способен в короткие сроки преодолевать огромные расстояния, созда-

вать великие культурные ценности или , напротив , уничтожать их . Воз-

можности проявления личности - хорошего или дурного чрезвычайно уве-

личились . И если сохраняются общественные связи , значит , личности

проявляют себя не хаотично , как атомы в броуновском движении (как бу-

дет ясно из моей работы этот пример приблизителен ) , а более или ме-

нее организованно , согласованно ( пусть и не всегда осмысленно ) .

Перестраивая окружающий мир , человек руководствуется не только

реальными потребностями , но и своими представлениями о благополучии ,

счастье - идеальными моделями своего желаемого бытия . А эти представ-

ления зависят от общественного мнения , пропаганды , рекламы .

В целом образуется некая векториальная сумма всех стремлений лю-

дей . Стихийно складываясь эта линия приобретает определенные законо-

мерности одну из них сформулировал американский ученый А. Сент-Де-

пардьи : " Деятельность человека направляется стремлением к счастью .

Счастье - это в значительной степени реализация самого себя , то есть

удовлетворение всех духовных и материальных запросов " (6) .

--------

5)там же, стр.370, К.Маркс Ф.Энгельс, собр.соч. том 8, стр.119

6)там же, стр.373

Американский нейрофизиолог Х. Дельгадо писал о деятельности чело-

века следующее : " В научно-технических достижениях мы цивилизованны ,

а в психических реакциях мы остаемся варварами . В известных пределах

мы умеем управлять собой . Необходимо развитие новых исследований для

того , чтобы организовать наши усилия и направить их на создание об-

щества будущего с высоким уровнем психической цивилизации ... Более

глубокое понимание психических механизмов облегчит поиски счастья и

уменьшит ненужные страдания людей . Управление гигантскими силами ,

вызванными к жизни человеком , требует развития определенных психичес-

ких свойств , способных направлять разум не только на покорение приро-

ды , но и на то , чтобы сделать цивилизованной психику самого человека

". (7)

Таким образом для правильного понимания множества проблем стоящих

перед человеком сегодня , безразлично , говорим ли мы о судьбах всего

человечества или о мелких , локальных проблемах , мы должны обратить

особое внимание на культуру , рассматривая ее как основу для благопо-

лучного существования общества . Развитие культуры одновременно с НТР

совершенно необходимо , ученые должны уделить этому особое внимание .

К. Маркс писал Ф. Энгельсу , что "культура , - если она развивается

стихийно , а не направляется сознательно оставляет после себя пустыню

... " (8) .

--------

7)там же стр.373-374

8)Ясюков М.И."Весы Немизиды" стр.139 ,К.Маркс Ф.Энгельс собр соч.

том 32 , стр.45

Управление социальными процессами должно опираться на осознание

социокультурных закономерностей . Научные открытия в синергетике могут

помочь нам достичь гармоничного состояния общества при максимально

возможном благе для всех его членов .

Мысль , высказанная К. Марксом о развитии общества как естествен-

но-историческом процессе не была разрабатываема в нашей стране . Боль-

ше повезло " историческому " аспекту , обеспеченному довольно значи-

тельным числом работ . Что же касается " естественного " аспекта этого

процесса , то его изучение долгое время игнорировалось либо тормози-

лось , а в итоге он поныне остается без внимания . Между тем именно

здесь , на данном пути могут быть обнаружены объективные законы , ко-

торым подчиняется и природа, и, что особенно важно , общество как его

составная часть . Здесь могут быть весьма эффективны так же современ-

ные методы общенаучного познания как принципы симметрии, фрактальный

анализ и др.

Эти законы естественноисторического процесса не могут не быть вскры-

ты не только потому , что " сама история является действительной

частью истории природы , становления природы человеком " (9) но и бла-

годаря включению в процесс познания семантических инвариантов , в силу

общетеоретического их статуса одинаково правомерных и приемлемых в кон-

цептуальных моделях развития природы и общества . Семантическими инва-

риантами в данном смысле являются структурная устойчивость и функцио-

нальная надежность самоорганизующихся систем ( независимо от того ,

--------

9)Сороко Эд. Макс. "Критерии гармонии самоорганизующихся социоп-

риродных систем" , стр.39 ,К.Маркс Ф.Энгельс , соч. т.42 стр.124

какова природа последних - естественная среда, общество или техносфе-

ра ), критерии различения нормы и патологии этих систем, объективные

механизмы гармонизации во всей совокупности своих процессуальных форм.

Таковы же и критерии масштабной и иной параметрической оптимальности

систем в смысле предназначения, места в более широком целом - общие

законы их эволюции и инволюции, структурогенеза и деструктивных изме-

нений , деградации, адаптации и т. п. .

Руководствуясь законами диалектического взаимодействия противопо-

ложностей , где мера является как бы средоточием их центростремитель-

ной ориентации , К. Маркс научно спрогнозировал такую стадию естест-

венноисторического процесса - движения системы " общество-природа " к

фазе своей эволюционной зрелости , на которой дифференциация наук , а

соответственно подразделение объектов на природные и общественные ,

естественные и искусственные в значительной мере утрачивает смысл .

В итоге наука о человеке ( обществоведение ) и наука о природе (

естествознание ) согласно выводам К. Маркса становятся одной наукой

(10) . Происходит их синтез, с обретением нового качества .

Именно такую "мировую линию" в развивающемся организме культуры

земной цивилизации увидел В. И. Вернадский ." Процесс изучения в пла-

нетарном масштабе всего целостного природного тела , понимаемый как

восхождение естествознания по расширяющемся ступеням сложности , - та-

кова главная задача , в решении которой Вернадский видел свою жизнен-

ную миссию ." (11)

--------

10) там же , стр.40

11)там же.

Разрабатываемая в современной науке теория самоорганизации хотя

она и не одна-единственная имеет уже теперь столь широкий диапазон ох-

вата предметных областей , что способна претендовать на синтез унасле-

дованного от классической науки традиционного подразделения объектов на

искусственные , природные и общественные , в равной степени выражать

проблематику и природы , и человека . Существование такой теории или ,

по крайней мере , не без ее непосредственного привлечения, становится

возможным дальнейшее развитие интегративного ноосферного мышления ,

формирование единой научной ноокультуры познания , единого мировоззре-

ния в выработке стратегии освоения природы .

К сожалению , несмотря на то что многие ученые неоднократно заяв-

ляли о крайне перспективном применении синергетических принципов в

изучении общественных процессов серьезных исследований в данной области

нет , либо они не известны широкой общественности . Я считаю что исс-

ледования в этой области позволят решить стоящие перед социологией за-

дачи как общетеоретического уровня так прикладные задачи ( например

создание совершенных математических ( фрактальных ) моделей социальных

структур и процессов ) .

Издревле человек с рождения находится в плену объективных законов

Жизнь человека наполнена страданиями . Религии прямо говорили об

этом и предлагали пути выхода из этой ситуации ." Немецкий социолог

Фюрстенбер пишет , что религиозные верования компенсируют неудачи в

жизни отдельного человека , его личные трудности , болезни , слабости

и т. п. . Из этого вытекает , что любые индивидуальные несчастья го-

рести и страдания рождают религиозную веру. " (12)

Религии указывают людям свет призывают к новому . "Религия -

связная структура верований и обрядов , относящихся к

священным , т. е. отделенным запретным вещам ; верований и обрядов ,

объединяющих в одну моральную общину , называемую церковью , всех ,

кто является их сторонниками " (13) .

Религия т. о. делит мир на две сферы : священное и светское ,

указывая путь , соответственно к священному , говоря о другом полюсе

как о хаосе , дьяволе , источнике страданий и мрака .

Культуру можно охарактеризовать как следствие религии , остаток

отжитых вероучений . Культура - свод фиксированных идей общества , по-

явившихся в результате утраты каким-либо верованием передовых позиций

,в сравнении с другими религиозными идеями . Другими словами , религия

совершив определенные изменения в обществе , в культуре , отмирает ,

становится чем-то само-собой разумеющимся , подготовившим почву для

новой религии , это остаток отжитых вероучений .

--------

12)Угринович стр.101

13)Дюргейм Э. стр.335

Религия , что видно из схемы оказывает сильное , почти не встре-

чающее сопротивления влияние на общество .

Религии естественным образом сменяют друг друга . Из истории мож-

но выявить последовательность этой смены , если с начала человек пок-

лонялся природным феноменам ,то потом он перешел на многочисленных бо-

гов, что в целом подготовило платформу для почитания бого-людей , бо-

жественных воплощений , таких как Гаутама Будда и Иисус Христос . То в

настоящее время усилилась тенденция к ориентации религии все больше на

личность человека , проповедуя идеалы любви , сострадания , альтруиз-

ма.

Предыдущие религии составляют фундамент , на котором основываются

последующие , они остаются так сказать в подсознании общества .

Мы являемся наследниками тысячелетий истории нашей цивилизации ,

от того как мы будем использовать это наследство во многом зависит на-

ше будущее .

Нас в повседневной жизни окружает множество вещей , обычаев ,

слов, выражений , норм поведения , само-собой разумеющихся человечес-

ких поступков о происхождении и корнях которых мы не задумываемся . Мы

не осознаем себя , как наследников сотен тысяч поколений людей , по

крупицам собиравших тот мир который мы знаем . Ведь почти все достиже-

ния культуры окружают нас с рождения . В обществе принято деление на

религиозные и светские занятия , предметы , поступки , но мало кто за-

думывается что все элементы культуры имеют религиозное происхождение и

если разложить на составные части привычные составляющие нашего окру-

жения , то обнаружатся формы и методы , используемые в ранних формах

религии , некоторые из которых сохранились до сих пор в укромных угол-

ках Земли .

20 век - век сильнейших и глубочайших изменений в жизни людей ,

равных которым не было за всю известную историю .

Для дальнейшего гармоничного развития сообщества людей необходимо

выявить и учитывать взаимосвязь между НТР и культурными изменениями .

В идеале , конечно же развитие культуры и сознания человека долж-

но идти далеко впереди технического прогресса .

Считается , что секуляризация достигла в 20 веке небывалого масш-

таба , но если принять за основу определение религии как чего-то путе-

водного , направляющего к новому , привлекающего внимание людей к то-

му, к чему его надо привлекать , то 20 век - век расцвета религии .

ДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОБРАЗОВАНИИ

ПОДОБИЯ, ИГРЫ, МОДЕЛИ.

НАВЫКИ ПРИОБРЕТЕННЫЕ В СОЗДАННЫХ ИСКУСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ДАЛЕЕ ПЕРЕНОСЯТСЯ НА РАЗНОБРАЗНУЮ ОБЫЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

20 век дал новые способы производства , хранения , распростране-

ния информации , благодаря чему намного облегчается задача стоящая пе-

ред религией - навязывание человеку информации определенного содержа-

ния с целью изменения его действий . Постоянное совершенствование тех-

нических методов работы с информацией открывает все новые и новые пе-

респективы развития религии .

Основное место в таком воздействии занимают конечно СМИ ; тиражи-

руемые огромным объемом определенные блоки , куски , образцы поведения

в определенных ситуациях диктуют поведение простому человеку , который

к сожалению , становится послушной марионеткой в руках людей , контро-

лирующих СМИ .

Средства массовой информации обладают силой придавать любой

транслируемой информации религиозный смысл . Информация поглощаемая

через каналы СМИ является своего рода сакральной , священной , мисти-

ческой формой информации , т. к. она получается человеком не напрямую

из окружаещего мира , а дается сублимированной , обработанной , выде-

ленной особым вниманием информацией , кем-то другим , высшим ; и клю-

чем к получению ее является доверие (вера ) к ее источнику .

Современные научные данные и СМИ могут стать сильным гармонизиру-

щим или наоборот разрушающим все и вся фактором в дальнейшем .

" Ускорение темпов развития науки необходимо совместить с гуманис-

тическими идеалами , иначе произойдет дальнейшее рассогласование мира

человеческой жизни и мира культуры . Преодоление этого " рокового тео-

ретизма " ( Ф. М, Достоевский ) даст возможность гармоничного сочета-

ния силовых полей истины добра и красоты в эвристических ситуациях

мышления , равными достоинствами которого является как теоретическая

глубина , так и практический эффект . " (14)

Культура поставляет индивидуальному сознанию готовые ответы , ос-

вященные , наработанные традициями . " Природа ( т. е. то , что лежит

перед исследующим ) служит источником несогласия с канонами . На стыке

природы и культуры эмоции переплавляются в формы мысли , таким образом

, для того чтобы мысль осуществлялась она должна выработаться и приро-

дой ( личностной маргинальностью ) и культурой ( канонами определенной

традиции ) . Мышление совершаемое в напряжении между двумя этими точ-

ками и исполняет свой этос ( т. е. нормы рамки поведения мысли ).(15)

" Мир современного человека названный нами " цивилизацией " , уст-

роен так , что в нем нет чистых образцов , стопроцентно репрезентирую-

щих такие абстракции , как " наука " , " культура " , " общество " , "

техника " . Мы можем сказать , что компоненты " наука-культура-общест-

во " в истории трансформируются как целостности . Это означает , что

нет никакой однолинейной направленной причинной детерминации науки ни

" культурой " , ни " обществом " как отдельными абстрактами : такие

абстракты " общество без знания " , " культура без знания " в истории

просто не существуют ." (16)

--------

14)Диалектика.Творчество.Гуманизм. Л.Университет, 1991г стр.65

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.