на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Фрактальные свойства социальных процессов


15)там же стр.73-74

16)"Наука и её место в культуре" , Новосибирск ,стр.66, 1990г

Руководствуясь вышеизложенными принципами необходимы исследования

взаимодействия науки и общества , с целью полноценного и полного ис-

пользования научных разработок в управлении обществом . Можно предпо-

ложить вывод о том , что новые научные открытия , в частности обрете-

ние человечеством знаний о системности и структурной организации мира

неизбежно приведет к изменению социального устройства общества . Осоз-

нание этих изменений , раскрытие с помощью научных исследований всей

динамики и возможных нюансов этих перемен - важная задача для совре-

менных исследователей .

Таким образом важность разрабатываемой мной темы для теоретичес-

кого описания мира и практического применения в наше время бесспорна ,

она становится особенно актуальной в свете все нарастающих темпов НТР

и огромных успехов Западных стран , вступивших в эпоху информационно-

го общества .

ЧАСТЬ 1

" Управление - свойство , внутренне присущее обществу на любой

ступени его развития ; оно , это свойство , имеет всеобщий характер и

вытекает из системной природы общества , из общественного , коллектив-

ного труда людей . " (17)

К. Маркс делил управление на два типа , два механизма воздейс-

твия: стихийное и сознательное . В случае стихийного механизма упоря-

дочивающее , управляющее воздействие на систему является усредненным

результатом столкновения переплетения и перекрещивания различных , не-

редко противоречащих друг другу сил , массы случайных единичных актов.

Это воздействие пробивает себе дорогу как общая тенденция в этой сле-

пой игре случая , оно автоматично по своей природе и не требует вмеша-

тельства людей . Мало того люди не вольны , не в состоянии отменить

слепую игру случайных , стихийно действующих сил и подчинить их своим

интересам и целям . Они способны , точнее говоря вынуждены приспосаб-

ливать свою деятельность к требованиям игры случая , способны или ус-

корить или замедлить течение этой игры , но овладеть ею не в силах .

Стихийное управление не связано с функционированием специфических об-

щественных институтов .

--------

17)Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , Политиздат , М.

1980г. , стр.212.

Наряду со стихийными незапрограммированными факторами в обществе ,

( опять таки на любой стадии его развития ) действуют сознательные

факторы управления связанные с целенаправленной деятельностью людей .

Здесь постепенно формируются специальные общественные институты -

субъекты управления , то есть совокупность органов и организаций ,

осуществляющих сознательное воздействие на систему с целью достижения

определенных результатов . В случае сознательного управления поведение

людей , социальных коллективов , равно как и других компонентов систе-

мы , становится в определенные рамки , соответствующие социально-эко-

номической природе общества . Эти сознательные факторы в процессе

прогресса общества претерпели глубокие изменения - от управления пос-

редством эмпирических , непосредственным опытом полученных и передава-

емых из поколения в поколение традиций , обычаев в первобытном общест-

ве, до научного осмысливания общественных процессов и сознательного

управления ими .

Т. е. главная цель управления : обеспечить сохранение качества

системы и ее развитие , обезопасить , эмансипировать ее от воздействия

стихийных факторов . Иными словами противостоять стихийным , автомати-

чески действующим факторам управления . Такова точка зрения К. Маркса

и многих других ученых . " Сознательное управление есть целенаправлен-

ное воздействие на общественное развитие , основанное на использовании

познанных объективных законов ." (18)

При принятии такого подхода к социальным процессам возникает ес-

тественная тенденция к т. н." сознательному " управлению и противопос-

тавление " естественного " и " искусственного " .

--------

18) Уледов А.К. "Социальные законы",М. Мысль, 1975г, стр.3

Можно , однако , заметить , что в сложных системах , к которым

можно отнести любой социальный процесс имеются процессы описанные лишь

недавно , получившие название самоорганизации или антихаоса .

"Под самоорганизацией можно понимать самопроизвольное накопление

или производство информации как средства самозащиты этой системы,

обеспечения самоприспосабливаемости в условиях воздействия шумов и

других возмущений сомасштабно ее продуктивности ."(19)

" Структурная гармонизация сложного целого , осуществляемая самоор-

ганизационно и потому принимающая форму самоорганизации , непосредс-

твенно связана с его перестройкой - перераспределением весов структур-

ных элементов , субъединиц, подразделений , их относительных вкладов ,

значимостей , ролей , функциональных обязанностей , позиций , внутри-

обретенных организационных статусов и т. п. Для проведения таких пре-

образований и сохранения вновь обретаемого состояния - поддержания

стационарного режима самовоспроизводства интегрального качества целого

необходимы дополнительный приток ресурса , материальных затрат интенси-

фикация энергообмена .

Понятно , что структурная перестройка системы , сопряженная с

приращением внутрисистемного разнообразия , накоплением межкомпонент-

ных различий тесно связана с процессом функциональных изменений - ак-

тивизацией подсистем , ускорением их реакций , сокращением собственных

времен их самодействия , уплотнением жизненных циклов . Ввиду того ,

--------

19)Сороко Э.М.,"Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии"

Минск, 1991г стр.25 ,автореферат диссертации

что отношения порядка (приоритетности ) для членов структурно-функцио-

нального отношения объективно несостоятельно , интенсификация потоков

ресурса в систему может также быть причиной ее структурной перестройки

при отсутствии чрезмерной жесткости ее организации т. е. при условии

наличия в ней достаточного числа степеней свободы , которыми распола-

гают подсистемы , структурные составляющие .

Установление стационарности режима воспроизводства системой собс-

твенного качества , гарантирующего сохранение ее целостности , адек-

ватной определенному уровню организации , равнозначно достижению

структурно-функционального соответствия ( СФ - соответствия ) , кото-

рое и наступает в результате соединения в диалектическом тождестве , в

мере двух различных процессов - энергетически постоянно подпитываемого

структурогенеза , потребляющего организованную, "когерентную" , проте-

кающую через систему массу вещества , энергии и информации , и - дест-

руктуризации , идущей естественным порядком ...

СФ - соответствие , достигаемое на пути повышения структурного

разнообразия , совпадающего с направлением градиента структурогенеза -

продуцирования так называемых диссипативных структур ,- означает доми-

нирующую линию прогресса ." (20) ( Теория самоорганизации систем И.

Пригожина и его школы ) .

В приведенной цитате теория самоорганизации рассматривается как

теория описывающая протекание процессов в физике ( отсюда специфические

термины ) , но данная теория однозначно применима и к социальным про-

цессам .

--------

20)там же , стр. 32-33

Т. о. вообще , неверно применение термина " управление " к само-

организующимся ( а следовательно - самоуправляющимся ) системам . Бо-

лее адекватны сущности этого явления понятия : " направленное развитие

" и соответственно "направление изменения организации " , " корректи-

руещее воздействие " и соответственно "корректировка структурных

(функциональных) изменений" , " гармонизация систем " и т. п.

В соответствии с приведенной мной выше теорией самоорганизации

систем наиболее совершенной и жизнеспособной является система с наи-

большей свободой ее составляющих , т. е. самоорганизация - способ осу-

ществления непосредственной демократии .

Такой механизм самоизъявления воли коллектива в едином действии

зиждется на нежесткой связи его участников , допускающей свободу пози-

ций в процессе принятия решений . К. Маркс сравнивал управление кол-

лективом с "мягким искусством дирижера " (21) . Подобно звучанию ор-

кестра , где каждый голос должен быть услышан и приведен в надлежащее

согласование со звучанием всего целого , в коллективе , осуществляющем

свои функции на началах демократии , т. е. самоорганизационно , скла-

дываются все условия для достижения гармонии самовыражения всех его

членов .

При выработке управленческой стратегии или корректировачной уста-

новки , когда объектом управления или коррекции выступает сложная са-

моорганизующаяся система , важно различать , что должно быть изменено ,

преобразовано ( вариации ) , а что должно оставаться неизменным , не

подлежать преобразованиям , уточняться , усиливаться ( инварианты ).

-------

21)Сороко Э.М."Критерий гармонии самоорганизующихся социо-

природных систем" , Владивосток 1989г , стр.5

В зависимости от предметной специфики системы можно указать нес-

колько типов инвариантов , в зависимости от того , что подлежит изме-

нению - отношения этого объекта , его свойства как вещи ,или его

свойства ( совокупность свойств ) .

Инварианты вещей определяются основными назначениями последних .

При рассмотрении артефактов необходимо учитывать культурную среду , в

которой они были сформированы , их семиотическую природу .

Рассмотрим системность культуры с точки зрения семитической при-

роды ее составляющих .

В обществе даже за сравнительно короткий срок происходят мириады

социальных контактов . Эти межличностные отношения бывают непосредс-

твенными ( многочисленные формы персонифицированных связей ) и опосре-

дованными ( эпистолярная деятельность , функционирование средств мас-

совой коммуникации и т. п. ) .

Все множество социальных взаимодействий становится возможным бла-

годаря наличию в обществе широкого семиотического поля . Наиболее су-

щественные компоненты его - естественный язык , артефакты культуры ,

принятые в данном социуме символы ( различные системы знаков , включая

общезначимые жесты и мимические действия ) .

Посредством семиотического поля все человеческие действия оказы-

ваются до известной степени скоординированными и упорядоченными . В

семиотическом поле социума специфическое место занимает культура . Как

семиотическая система культура наиболее стабильна во времени , сложно

структурирована , универсальна ( значима для максимально широкого кру-

га людей ) .

Любой законченный объект культуры представляет собой определенным

образом организованную семиотическую систему . Следовательно любой

объект культуры может быть " прочитан " , поскольку он по своему гене-

зу предназначен для этого . Любому культурному объекту присущ свой

символический язык . Восприятие культурного объекта есть процесс его

десимволизации . Это становится возможным лишь тогда , когда символи-

ческий язык является доступным как целостная семиотическая система на

всех его уровнях ( семантическом , синтактическом , прагматическом ) .

Применительно к произведению искусства это означает умение про-

никнуть в ту систему изобразительных средств , с помощью которой автор

создает художественное произведение .

Одно из фундаментальных свойств культуры - инвариантность . Т. е.

возможно выявить аналитическим путем множество общих форм и структур в

продуктах культуры , несмотря на исторические и национальные различия,

видовую , жанровую и т. п. дифференциацию . В основе инвариантности

культуры лежит ее универсальная семиотическая природа .

Единицы культуры ( конкретный эмпирически воспринимаемый ее про-

дукт ) представляют собой семиотические системы . Единицы культуры

представляют собой жестко структурированные системы . Будучи овещест-

вленными продуктами творческой деятельности , они имеют "внутреннюю

территорию " . Ослабление внутренних связей , устранение даже отдель-

ных элементов ведет , как правило , к нарушению целостности такого

объекта .

Выражением системной целостности единицы культуры является форма.

Если взять , например , высокоорганизованное живописное полотно , то

изменение даже деталей может привести к нарушению композиционного

единства , а следовательно к потере целостности произведения . Поэтому

как семиотические системы отдельные продукты культуры неделимы . Од-

новременно единицы культуры представляют собой узловые моменты семио-

тической системы культуры , внутренние системные связи которой выявля-

ются посредством установления инвариантных структур .

Инвариантные семиотические структуры внутренне связывают культуру

на самых различных временных и пространственных промежутках . Благода-

ря инвариантности единицы культуры существуют не как отдельные изоли-

рованные продукты культурной деятельности , а как взаимопереводимые

семиотические образования . В результате культура предстает как систе-

ма , обладающая внутренним единством , целостностью , несмотря на

внешнюю мозаичность . Единство различных культурных форм , инвариант-

ность ее структур по всей видимости основано на присущих всем людям

единых характеристиках их ума .

Отсюда - структурное сходство мифов различных народов , логики

обыденного сознания , а также единство законов построения в языках

разных народов , не имевших между собой реальных исторических связей и

т. д. ( работы З. Фрейда , К. Юнга , Леви-Стросса и многих других ).

Если взять ментальное состояние человека за точку отсчета , то

можно найти параллели между отдельными видами культурных элементов ,

например музыкой и архитектурой , изобразительным искусством и поэзи-

ей.

В частности , Леви-Стросс пишет : " Наш замысел состоит в том ,

чтобы рассмотреть части каждого мифа и сами мифы во взаимосвязи , и мы

сравниваем их с инструментальными партиями музыкального произведения ,

уподобляя их исследование изучению симфонии .

Такой подход правомерен только при наличии изоморфизма между сис-

темой мифов , являющейся системой Лингвистического порядка , и систе-

мой музыки , которую мы считаем языком , поскольку мы его понимаем ,

но абсолютная оригинальность которого отличающего его от связной речи

, обязана своим происхождением его непереводимости ... Иначе говоря

то, что музыка и мифы затрагивают в слушателях ,- это общие для них

ментальные структуры ." (22)

Существует явление т. н. синопсии , т. е. ассоциации между зри-

тельными и слуховыми впечатлениями , которая описывалась и исследова-

лась уже в древней Индии , Китае и других странах . Ньютон устанавли-

вал соответствия между определенными звуками и цветами ." У Н. А.

Римского-Корсакого звукоряду устойчиво соответствовали цвета . Известно

что А. Н. Скрябин ввел к партитуре симфонической поэмы " Прометей "

строку " Luce " ( свет ) . Инвариантные отношения между музыкальными и

живописными произведениями , семиотическими системами , лежат в основе

живописно-музыкальных работ М. Чюрлениса ( картины " Соната Солнца " ,

"Морская соната " )." (23)

Огромный вклад в осмыслении единства музыки , цвета , формы ,

жеста внес Л. С. Термен , одной из разработок которого является музы-

кальный инструмент терменвокс , переводящий движения человека , его

жесты , танцевальные па в музыку .

Сходство прослеживается и в отношении таких различных феноменов

культуры как риторика и архитектура , несмотря на отличающие их разли-

чия композиционно-ритмических организации формы . Если в риторике ком-

позиционная ось , как и в музыке , имеет временную природу , то в ар-

хитектуре композиционные оси располагаются в пространстве . Вместе с

тем единая семиотическая природа дает ту общую плоскость , на которой

произведения риторического и архитектурного искусства могут быть не

--------

22)Леви-Стросс К. Увертюра Ч-2 , в книге: "Семиотика и искусство-

метрия" , М.,Мир , стр.43.

23)1982г Ежегодник "Системные исследования" , А.Гумеров "Систем-

но - семиотические инварианты культуры" , стр.392

только сравнены , но и сближены . В частности исследователи сравнивают

архитектурную теорию известного флорентийского зодчего Л. Б. Альберти

и античную теорию риторики . " ...Изучение античных теоретиков красно-

речия оказалось для Альберти особенно плодотворным потому , что его

глубоким убеждением оставалось представление о пространственных искусс-

твах как своего рода языке , самом общем , универсальном , заложенном

" в самой природе" , а потому неизмеримо более общем , чем даже латынь

, которая в глазах его времени была самым универсальным мировым язы-

ком. Именно это представление об архитектуре как одном из видов чело-

веческой речи позволило Алберти поставить выпукло вопрос о социальной

природе архитектуры ..."(24)

Можно проанализировать эти взаимодействия и доказать единство

элементов культуры и цель для которой предназначены внешне такие раз-

ные и непохожие феномены . У древних было такое понимание культуры ,

как органически цельной системы . Черты такой древней , цельной куль-

туры , из которой вышла современная дифференцированная культура ,

сохранились в христианском храмовом ритуале . Различные отрасли , свя-

зи между которыми существуют в скрытых формах , доступных только ана-

литическому взгляду , Выступают здесь в конкретно-целостном единстве .

П. Флоренский обосновал взгляд на храмовое действо как наследие и пря-

мую отрасль античной священной трагедии : " Искусство огня , запаха ,

дыма , своеобразной хореографии , проступающей в размеренности церков-

ных движений при входах и выходах священнослужителей , в схождениях и

восхождениях ликов ". (25)

--------

24)Зубов В.П. "Архитектурная теория Альберти" - в книге "Леон Ба-

тиста Альберти" М. , Наука , 1977г , стр.91

25)Флоренский П.А "Храмовое действо как синтез искусств",-Маковец

Москва , 1922г N1 стр.32

К этому следует добавить , что храмовое действие происходит хотя

и в реальном , но символически организованном пространстве : внутрен-

ние архитектурные формы церковного здания создают образ мироздания ,

космоса и все вместе - архитектура , фрески , иконостас , многоголосое

пение , облачение церковнослужителей , запахи елея , мирра , и ладана

, игра света и тени - образуют органическое единство , сложнейшую сис-

тему , составленную из отдельных семиотических систем . Можно предпо-

ложить , что древний синкретический обряд , из которого со временем вы-

делилась современная высокодифференцированная культура , является той

праструктурой , которая генетически определила основной системный па-

раметр культуры - универсальную структурно-семиотическую инвариант-

ность ее отдельных семиотических систем . Не случайно слова "культ " и

"культура " в русском и ряде европейских языков этимологически связа-

ны.

Таким образом , несмотря на кажущуюся мозаичность под наружными

различиями эпистемологического , эстетического , видового , жанрового

и т. п. характера внутри культуры существуют глубокие внутренние связи

что позволяет говорить о ее системном единстве . И следовательно ,

культуру , в целом , можно рассмотреть как самоорганизующуюся сложную

систему , проявляющуюся через инвариантно-структурные отношения в ней.

Целью культуры является формирование определенного ментального

состояния у людей .

Подобно другим сложным системам, к культуре в целом , и к разно-

образным культурным феноменам , в частности , применимы закономерности

функционирования сложных структур .

В качестве примера можно взять естественные алфавиты . "Под алфа-

витом можно понимать любую базовую систему знаков , каждый из которых

есть самостоятельная единица , несущая минимальную смысловую нагрузку

. Различные комбинации и сочетания этих знаков дают "слова" , из кото-

рых образуются "предложения" ... Основной метод кодирования информации

укрупнение статистически зависимых знаков посредством сведения их в

блоки с дальнейшим кодированием последних уже в качестве независимых

знаков (сообщений) . Этот процесс образует общую основу как структуро-

генеза , так и информациогенеза ."(26)

Понимая под алфавитами различные семиотические системы в культуре

, можно рассмотреть их структуру и выявить ряд устойчивых закономер-

ностей их формирования . Основой для образования инвариантов в культу-

ре являются общие для всех людей психологические механизмы регуляции

их поведения , основанные на едином строении их психики .

Особенности восприятия , например , пространства и времени в раз-

личные эпохи и у разных народов связаны с развитием и направленностью

чуственного отражения окружающего мира . Особенно важна степень точн-

рости , обеспечивающая жизненный цикл . В работах антропологов и эт-

нографов , а также в специальных исследованиях по истории измерений ,

истории живописи , истории науки мы находим множество факторов , ука-

зывающих на психологические особенности (локальные и исторические )

восприятия . Формальные показатели , различающие этнические общности ,

включают системы лексических уровней . Так , обобщение , выраженное в

слове , различается как по количеству лексических единиц , так и по

степени и числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово

--------

26)Э.М.Сороко "Структурная гармония систем", Минск

1984г,стр.163

- понятие , так и по степени и числу абстракций лексических единиц ,

включаемых в это слово-попятие . Существует также некоторая внутренняя

структура логического мышления , при которой связь между непосредс-

твенно сказанным и непосредственно сделанным может быть в различной

степени опосредованной . " Разбор этнической специфики знаковых систем

в языкознании и доказательство всеобщности логических законов мышления

приводят к различению форм реализации этого всеобщего ." (27)

Обычно при анализе эмоционально-смысловых систем основной упор

делается на понятийный аспект этих систем . Образное , внепонятийное

мышление , этнически более специфическое , нередко остается в стороне.

Вместе с тем известно , что понятийное и образное мышление являются

обязательными компонентами мыслительного уровня психического отраже-

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.