на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная реабилитация детей инвалидов


реабилитационных мероприятий.

Большое значение в активизации детей-инвалидов с поражением опорно-

двигательного аппарата приобретает спортивно-оздоровительная работа,

которая не ограничивается пределами дома-интерната. Здесь необходимы

контакты с органами и учреждениями, которые организуют инвалидный спорт. В

продвижении инвалидов в участии в спортивных состязаниях может помочь

социальный работник. В домах-интернатах для детей с физическими

недостатками осуществляется трудовое обучение. Для его организации имеются

учебно-производственные мастерские двух-трех профилей, чаще всего это

столярное и швейное дело. Для профессионального обучения разработаны

программы обучения профессиям бухгалтера, машинописи с основами

делопроизводства, декоративно-прикладного искусства. От уровня

профессиональной подготовки во многом зависит последующая их адаптация и

трудоустройство.

Подростки, готовящиеся к выписке из дома-интерната, должны быть

осведомлены о различных житейских проблемах (трудоустройство, получение

жилья и др.) и вооружены знанием о путях их разрешения. Роль социального

работника состоит в том, чтобы помочь молодым инвалидам преодолеть

трудности интеграции в общество. Здесь важна не только информация, советы,

но и действенная помощь, участие в получении специализированного жилья,

установление вспомогательных приспособлений и устройств в квартирах для

инвалидов, помощь при трудоустройстве, получении льгот и т.д. Социальный

работник становится истинным помощником инвалида, вступающего в открытое

общество.

Комплексное решение проблемы инвалидности.

Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий.

Надо начать с изменения содержания базы данных об инвалидах в

государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры

потребностей, круга интересов, уровня притязаний инвалидов, их

потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрения современных

информационных технологий и техники для принятия объективных решений.

Необходимо также создавать систему комплексной многопрофильной

реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой

жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и

подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия,

облегчающие быт и труд инвалидов. Должен появиться рынок реабилитационных

изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий

здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей

инвалидов. Не обойтись без реабилитационной социально-средовой

инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и

психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром.

И, конечно же, нужна система подготовки специалистов, владеющих методами

реабилитационно-экспертной диагностики, восстановления способностей

инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, способами

формирования механизмов макросоциального окружения с ним. Решение этих

задач позволит наполнить новым содержанием деятельность создаваемых в

настоящее время государственных служб медико-социальной экспертизы и

реабилитации инвалидов.

Главная идея новой концепции – компенсация ограниченных возможностей

здоровья ребенка с помощью социальных служб и активной поддержке всего

совокупного потенциала окружающего социума.

Ведущие концептуальные идеи:

гуманистический характер отношения к ребенку с ограниченными возможностями

ребенка и воспитывающей его семье. Отказ от термина “ребенок-инвалид” как

дискриминационной идеи, отвергнутой мировым сообществом, в защиту

гуманистической категории “ребенок с ограниченными возможностями здоровья”,

“ребенок с отклонениями в развитии” и др.

личностно-деятельностный подход к ребенку с ОВЗ, который ставит его в

обязательную деятельностную позицию, мешающую овладеть синдромом

“приобретенной беспомощности”. Это осуществимо в условиях проявления

собственной активности ребенка, которая должна стимулировать близкими во

всех сферах его жизнедеятельности.

социальное видение ребенка и всемерной содействие раскрытию его

социальной сущности. Отказ от традиционного подхода к господством

медицинской модели инвалидности в пользу модели социально-педагогической

реабилитации.

2. Методы социальной реабилитации детей инвалидов.

Понятие "социальная реабилитация" характеризует в обобщенном виде

процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей,

установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей

социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду

в качестве активного субъекта общественных отношений.

Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и

включает эти процессы. Социальная реабилитация личности осуществляется под

влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и

направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.

Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее

условие и как результат. Непременным условием социальной реабилитации

является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим

социальным совершенствованием.

Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее

результаты во многом зависят от активности самой личности.

В традиционной отечественной социологии социальная реабилитация

рассматривается как саморазвитие личности в процесса ее взаимодействия с

различными социальными группами, институтами, организациями, в результате

которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.

Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс,

продолженный в течение всей жизни человека.

В связи с этим обычно различают определенные этапы социальной

реабилитации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.

Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия

с социальной средой, в результате которого формируются качества человека,

как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление,

адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее

возможным условием нормального функционирования общества.

Однако здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального

процесса социальной реабилитации, связанные в конечном счете с местом

личности в системе общественных отношений, с ее социальной активностью.

Такие крайности можно назвать отрицательными видами приспособления. Один из

них называется "конформизм" - пассивное, лишенное личностного содержания

принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений. Конформизм

характеризуется отсутствием собственной позиции, беспрекословным

следованием определенным образцам, подчинением авторитетам.

Асоциальное значение конформизма состоит в том, что человек с конформным

сознанием создает себе алиби в различных жизненных ситуациях, объясняя

свои действия, или бездействия ссылками на силу обстоятельств, что далеко

небезразлично для социального здоровья общества.

Разумное приспособление к социальным условиям, не наносящие ущерба, как

самой личности, так и окружающим, должны быть не только не осуждаемы, но во

многих случаях и поддерживаемы.

В противном случае теряют смысл вопросы о социальных нормах, дисциплине,

организованности, и даже целостности общества.

Вопрос о роли среды в детерминации поведения личности связан с ее

социальной и нравственной ответственностью.

У человека всегда есть выбор и, следовательно, должна быть социальная

ответственность. Разумное устройство общества предполагает

взаимную уравновешенность личности перед обществом и ответственности

общества перед личностью.

Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и

общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ

передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему

общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

Эта трактовка является наиболее традиционной для современной

социологической литературы, где под социальной реабилитации понимается

процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение

индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек

формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социальная реабилитация личности - сложный, противоречивый процесс,

длящийся на протяжении всей жизни человека.

Виды жертв неблагоприятных условий социальной реабилитации

многочисленны. Это связано с тем, что процесс социальной реабилитации

осуществляется под воздействием различных факторов, влияние которых на

человека неоднозначно, порой противоречиво, таким образом, можно

говорить о наличии различных видов жертв социальной реабилитации.

Реальные жертвы неблагоприятных условий социальной реабилитации -

инвалиды.

Оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям

характерна для нашего образа жизни. Мы предвзято относимся не только к

уродству, но и таланту и даже к красоте. Все люди так или иначе,

отличающиеся от нас, вызывают у нас особое и не всегда доброе

отношение. Предрассудки являются составной частью нашей социальной

структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее

сопротивление.

Знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать

от понимания его индивидуальности. А это значит, что принятие клинического

подхода может создать непреодолимую пропасть между знаниями и интересами

родителей, детей с … и специалистами, с которыми они имеют дело.

Под диагногенезом Гибсон понимает такой процесс "навешивания" ярлыков,

при котором приписывание человеку каких-либо отклонений в развитии или

расстройств, усиливает эти отклонения или даже создает эти отклонения или

расстройства.

Проявляемое обществом великодушие по большей части гарантирует адаптацию

новых граждан, которыми их неприятие трактуется, как результат намеренной

дискриминации.

Способ классификации людей с ограниченными возможностями и слова,

которые употребляют при описании таких людей, отражают и определяют

состояние наших умов. Практика и структура предназначенных для них

учреждений, внедряясь в наше сознание, создают соответствующий настрой в

умах.

Примеры систематической борьбы с сегрегацией в отношении людей с низкими

способностями, крайне редки, хотя случаи успешной интеграции школьников с

самыми различными недостатками развития свидетельствуют о возможности

включения таких детей в систему обычных школ, безотносительно к глубине

недостатка их развития, при соответствующих планировании и методиках

обучения.

Знание о том, кто может быть принят в обычные школы, еще не определяет

решения о том, кто их должен посещать.

Почему же инвалиды относятся к жертвам неблагоприятных условий

социальной реабилитации? Какие проблемы возникают в процессе их социальной

реабилитации, вернее, детей-инвалидов? Прежде всего, это социальные

проблемы: недостаточные формы социальной поддержки, недоступность

здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания, отсутствие

надлежащей архитектурной среды и т.д. Среди них можно выделить проблемы

различного уровня: макро-, мезо-, микроуровень. Социальные проблемы первого

порядка - это проблемы, затрагивающие общество в целом. Этот комплекс

проблем решается усилиями всего общества и государства, направленных на

создание равных возможностей для всех детей. Одной из наиболее существенных

проблем этого порядка является отношение общества и государства к лицам с

отклонениями в развитии. Это отношение проявляется в различных аспектах: в

создании системы специального образования, обучения, в создании

архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения и т.д.

Следствием ориентации общества и государства на медицинскую модель

является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в

специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно -

иждивенческих жизненных ориентации.

Авторы проекта оспаривают такой подход, не соглашаются с ним. Мы

отказываемся от использования и на уровне концепции, и в обиходе термина

"инвалид", который, в силу сложившейся традиции, несет в себе

дискриминационную идею, выражает отношение общества к инвалидам как к

социально бесполезной категории.

Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие

"человек с ограниченными возможностями", которое стало все чаще

использоваться в российском обществе.

Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории

взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения

социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается

медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной

проблемой неравных возможностей.

Такая мысль в корне меняет подход к триаде "ребенок - общество -

государство". Суть этого изменения состоит в следующем:

- главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в

нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов

со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой,

недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного

образования. Эта проблема является следствием не только субъективного

фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья

ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного

сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида

архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

- ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив,

как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои

дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает

неравенство возможностей;

- ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся

человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных

потребностей в познании, общении, творчестве;

- государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему

инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу

его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих

снивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной

реабилитации и индивидуального развития.

Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с

наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров,

специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-

инвалид.

Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране

крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование

и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу дети

инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся

сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом

социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость

специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии

личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.

Традиционализм, характерный для для (учетных заведений, как правило,

проявляется в ориентации школ на привычные для инвалидов профессии слесарь,

столяр, швея и т д., хотя они порой далеки от их реальных возможностей.

Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя

новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения

инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять

профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность

в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества

выпускников организовать центры занятости для инвалидов.

Специалисты регулярно проводят учет новорожденных с той или иной, пусть

даже слабо выраженной психоневротической патологий, позволяющей отнести

ребенка к "группе риска". Профилактика носит самый активный характер, и

осуществляется в тесном контакте психоневрологов, медиков, педагогов,

социологов с родителями.

Итогом переживаний родителей становятся установки на "оранжерейное"

воспитание больного ребенка, предполагающее его гиперопеку и формирующее

маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию

материнского отношения и родительских забот. В некоторых семьях происходит

скрытое или явное эмоциональное отвержение его.

Социальная реабилитация происходит в микросоциуме (семья) и в

макросоциуме (общество).

Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у

которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируется от общества, и

уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии речи быть не может.

Обеспечение выхода из состояния физической и психической

неполноценности.

Медицинские и сопутствующие им мероприятия - лишь основа для проведения

дальнейшей долговременной работы по социальной реабилитации ребенка в целях

его адаптации к жизни общества и социальной среде.

Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог

всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям,

неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных

случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в

обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Реабилитационная деятельность включает:

. Развитие духовных и физических способностей ребенка

. Содействие в получении соответствующей школы образования, включая

подготовку к нему.

. Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности

окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим

навыкам.

. Содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности

получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной

работы).

. Установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.

. Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных

сил, а также душевного равновесия.

. Облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение

свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной

жизни.

. Необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только

детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения.

. Заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и

мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом

восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с

ним смыслового поля.

Любое отклонение от нормальной деятельности сопоставляется с

закономерностями нормального развития, основная линия изучения которых

возможна в известной периодизации развития ребенка в детском возрасте,

строящейся на выделении 2-х систем отношений «ребенок – взрослый», и

«ребенок – продукт общественных отношений».

Освоение каждой их этих систем происходит в процессе закономерно

сменяющих друг друга видов деятельности: Игра –Учение – Труд – Общение, в

которых и рождаются психические новообразования.

Активность человека (в рамках психической организации) получает два

основополагающих направления:

1. Познание внешнего мира, производство предметов, преобразование

окружающей действительности

2. Нахождение смысла своего бытия в мире и тех его продуктов, которые имеют

значение для этого бытия.

Каждое из указанных направлений порождает и соответствующие сферы

приложения психической активности. Одно – это мир вещей и деятельность,

которое производят эти «вещи», другое – мир идей, связанный со

смыслообразованием, производством смысла.

Высший уровень психического здоровья это личностно-смысловой уровень,

или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых

отношений человека.

Следующий уровень – уровень индивидуально-психологического здоровья

человека, оценка которого связана со способностями человека строить

адекватные смыслам психологические способы реализации своих устремлений.

Психофизиологическое здоровье определяется особенностями внутренней,

мозговой, нейрофизиологической организацией актов психической деятельности.

Социальные условия:

Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и

развития ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.)

Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации –

побуждения матери к участию в процессе развития.

Социальное развитие можно рассматривать, как осуществление различных

специальных всевозможных путей, положительно влияющих на ребенка. Так,

психологи могут помогать детям, улучшая их психическое состояние, тормозя

нежелательные реакции, вырабатывая нормативные свойства. Социолог,

педагог, или воспитатель, оказывая целенаправленное влияние на жизнь

ребенка в семье, коллективе сверстников, школе в целом и вне ее,

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.