на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная реабилитация детей инвалидов


Социальная реабилитация детей инвалидов

План.

Введение.

1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации.

2. Социальная реабилитация детей инвалидов.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение.

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом

исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,

философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают

различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,

факторы социальной реабилитации.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с

нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа

жителей нашей планеты.

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что

число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками

интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками)

всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция

роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за

последнее десятилетие увеличилась в два раза.

В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше

453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически

таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться

около 900 тыс. - 2-3% детской популяции

Инвалидность у детей означает существенное ограничение

жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая

обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании,

общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение

детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему

общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер,

средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры

по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих

мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса

социальной реабилитации.

В настоящее время проблема социальной реабилитации детей инвалидов, в

виду ее актуальности, широко разрабатывается. Большую работу в этом

направлении ведется журналом «Дефектология». Можно привести работы

Карвялис В. «Специальное образование детей с ограниченными возможностями

и подготовка педагогов-дефектологов», Малофеев Н.Н. «Современный этап

в развитии системы специального образования в России”. (Результаты

исследования, как основа для построения проблемы развития), Ткачева В. В.

«О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в

развитии”, Бондаренко Г.И. «Социально-эстетическая реабилитация аномальных

детей». Также в работе использован практический материал таких авторов как

Л. С. Алексеевой и др. "Об опыте организации социальной реабилитации детей

с ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская личность".

Президентская программа "Дети России", Г. М. Иващенко, Е. Н. Ким. «Об опыте

работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в

Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа "Дети России",

теоретический материал был почерпнут в следующих работах: Дементьевой Н.Ф.,

Устиновой Э.В. «Формы и методы медико-социальной реабилитации

нетрудоспособных граждан», Дементьевой Н.Ф., Шаталовой Е.Ю., Соболя А.Я.

«Организационно-методические аспекты деятельности социального работника».

При этом необходимо отметить недостаточную систематичность данных

исследований.

Таким образом, цель данной работы: - охарактеризовать социальную

реабилитацию детей инвалидов, ее значение и современные направления.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- описать сущность, понятие и основные виды реабилитации,

- дать описание понятию социальной реабилитации детей инвалидов,

- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей инвалидов.

1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации.

Комитет ВОЗ (1980г.) дал определение медицинской реабилитации:

реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение

полного восстановления нарушенных вследствии заболевания или травмы

функций, либо, если это нереально — оптимальная реализация физического,

психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная

интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация включает

мероприятия по предотврацению инвалидности в период заболевания и помощь

индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной,

профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет

способен в рамках существующего заболевания. Среди прочих медицинских

десциплин реабилитация занимае особое место, так как рассматривает не

только состояние органов и систем организма, но и функциональные

возможности человека в его повседневной жизни после выписки из медицинского

учреждения.

Согласно международной классификации ВОЗ, принятой в Женеве в 1980

году, выделяют следующие уровни медико биологических и психо-социальных

последствий болезни и травмы, которые должны учитыватся при проведении

реабилитации: повреждение (impaiment англ.) — любая аномалия или утрата

анатомических, физтологических, психологических структур или функций;

нарушение жизнедеятельности (disability англ.) — возникающие в результате

повреждения утрата или ограничение возможности осуществлять повседневную

деятельность в манере или пределах, считающихся нормальными для

человеческого общества; социальные ограничения (handicap англ.) —

возникающие в результате повреждения и нарушения жизнедеятельности

ограничения и препятствия для выполнения социальной роли, считающейся

нормальной для данного индивидума.

В последние годы в реабилитацию введено понятие “качество жизни,

свяанное со здоровьем” (healthrelated quality of life, англ.). При этом

именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на

которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных

и инвалидов.

Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное

значение для понимания сути медицинской реабилитации и направленности

реабилитационных воздействий.

Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения

путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда возможно,

и в этих случаях желательно организовать жизнедеятельность больного таким

образом, чтобы исключить влияние на неё существующего анатомического и

физиологического дефекта. Если при этом прежняя деятельность невозможна или

отрицательно влияет на состояние здоровья, необходимо переключение больного

на такие виды социальной активности, которые в наибольшей стапени будут

способствовать удовлетворению всех его потребностей.

Идеология медицинской реабилитации за последние годы претерпела

значительную эволюцию. Если в 40-е годы основой политики в отношении

хронически больных и инвалидов были их защита и уход за ними, то с 50-х

годов начала развиваться концепция интеграции больных и инвалидов в обычное

общество; особый упор сделан ша их обучении, получение ими технических

подсобных средств. В 70-е — 80-е годы зарождается идея максимальной

адаптации окружающей Среды под нужды больных и инвалидов, всесторонней

законодательной поддержки инвалидов в сфере образования, здравоохранения,

социальных услуг и обеспечения трудовой деятельности. В связи с этим

становится очевидным, что система медицинской реабилитации в очень большой

степени зависит от экономического развития общества.

Несмотря на значительные различия систем медицинской реабилитации в

разных странах, всё шире развивается международное сотрудничество в этой

сфере, всё чаще поднимается вопрос о необходимости международного

планирования и разработки координированной программы реабилитации физически

неполноценных лиц. Так, период с 1983 по 1992 годы был объявлен ООН

Интернациональной Декадой Инвалидов; в 1993 году Генеральная ассамблея ООН

приняла “Стандартные правила уравнивания возможностей инвалидов” которые

должны считаться в странах членах ООН точкой отсчёта в сфере прав

инвалидов. Повидимому, неизбежна дальнейшая трансформация идей и научно

практических задач медицинской реабилитации, связанная с постепенно

происходящими в обществе социально экономическими переменами.[1]

Общие показания в медицинской реабилитации представлены в докладе

Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидноси в реабилитации (1983).

К ним отноятся:

значительное снижение функциональных способностей;

снижение способности к обучению;

особая подверженность воздействиям внешней среды;

нарушения социальных отношений;

нарушения трудовых отношений.

Общие противопоказания к применению реабилитационных мероприятий

включают сопутствующие острые воспалительные и инфекционные заболевания,

декомпенсированные соматические и онкологические заболевания, выраженные

расстройства интелектуально-мнестической сферы и психические заболевания,

затрудняющие общение и возможность активного участия больного в

реабилитационном процессе.

В нашей стране, по материалам Всесоюзного НИИ социальной гигиены и

организации здравоохранения им. Н А Семашко (1980), из общего числа

госпитализированных в отделения терапевтического профиля в

восстановительном лечении нуждаются 8,37 на 10 000 всего населения, в

отделении хирургического профиля — 20,91 на 10 000, неврологического —

21,65 на 10 000 всего населения; в целом долечиванию подлежат от 20 до 30%

в зависимости от основного профиля отделения, что требует 6,16 койки на

10000 населения. В амбулаторной реабилитации, согластно данным Н А

Шестаковой и соавт. (1980), нуждаются 14 - 15% из числа обратившихся в

поликлинику, причем около 80% из низ составляют лица с последствиями

повреждений опорно-двигательного аппарата.[2]

Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложениы

одним из ее основоположноков К Ренкером (1980):

1. Реабилитация должна осуществлятся, начиная с самого возникновения

болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество

(непрерывность и основательность).

1. Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её

аспектов (комплексность).

1. Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается

(доступность).

1. Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре

болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных

структур (гибкость).

С учётом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в

некоторых странах (Польша, Россия) — иногда ещё и санаторный этапы

медицинской реабилитации.

Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является

комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те

учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и

профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих

мероприятий (Роговой М. А. 1982):

1. Медицинский аспект — включает вопросы лечебного, лечебно-

диагностического и лечебно-профилактического плана.

1. Физический аспект — охватывает все вопросы связанные с применением

физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с

повышением физической работоспособности.

1. Психологический аспект — ускорение процесса психологической адаптации к

изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и

лечение развивающихся патологических психических изменений.

1. Профессиональный — у работающих лиц — профилактика возможного снижения

или потери трудоспособности; у инвалидов — по возможности, восстановление

трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности,

трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда,

трудового обучения переквалификации.

1. Социальный аспект — охватывает вопросы влияния социальных факторов на

развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и

пенсионного законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества

и производства.

1. Экономический аспект — изучение экономических затрат и ожидаемого

экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения,

формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально-

экономических мероприятий.

Формы и методы решения социальных проблем инвалидов.

Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с

понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы

к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с

анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности

укладывались в традиционные схемы «здоровье — заболеваемость» (хотя, если

быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной — инвалид».

Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как

относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста

населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин

роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в

России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления

депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым

ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в

правильности методологии статистического анализа инвалидности. Специалисты

долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь

преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в

основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим

социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном

показателе инвалидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых

экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную

деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может —

определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не

социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия

«неизлечимо больной». Таким образом, социальная роль человека в действующем

правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план,

и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной

реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические,

образовательные и другие необходимые технологии. С начала 90-х годов

традиционные принципы государственной политики, направленной на решение

проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической

ситуацией в стране утратили свою эффективность. Надо было создавать новые,

приводить их в соответствие с нормами международного права. В настоящее

время инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со

стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,

последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению

жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты

(Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской

Федерации»,1995). Инвалидность является одним из важнейших показателей

социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость,

экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и

характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом.

Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные

интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня

жизни населения и других социальных 3факторов, можно констатировать, что их

решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во

многом определяет лицо социальной политики государства.

В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях

ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов:

правовой; социально-средовой; психологический; общественно-идеологический;

производственно-экономический; анатомо-функциональный.

Правовой аспект решения проблем инвалидов.

Правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей

инвалидов.

Президентом России подписан Федеральный закон «О социальной защите

инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части нашего

общества даны гарантии социальной защиты. Безусловно, основополагающие

законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его

права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового

государства. Поэтому вступление в силу этого Закона надо только

приветствовать. История его началась еще в 1989 году. Тогда, в декабре, по

предложению Центрального правления ВОЙ, на сессии Верховного Совета СССР

был принят Закон «Об основах социальной защищенности инвалидов». Но в связи

с распадом Союза ему не довелось поработать на них. И вот новый Закон

вступил в силу. Хотя он содержит некоторые погрешности и нуждается в

определенной доработке. Например, в части распределения полномочий между

федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Но

появление такого документа — событие значительное, и прежде всего для

миллионов российских инвалидов, получивших, наконец, «свой» закон. Ведь

чтобы выжить, они должны располагать экономическими, социальными и

правовыми гарантиями. И вышедший закон определенный объем таких гарантий

устанавливает. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих

основу Закона. Первое — это наличие у инвалидов особых прав на определенные

условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на

специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных

участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и

дачного хозяйства и садоводства, и другие. Например, жилые помещения будут

теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом

состояния здоровья и других обстоятельств. Инвалиды имеют право на

дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с

перечнем заболеваний, утвержденным правительством РФ. При этом она не

считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере. Или другой

пример. Вводятся особые условия для обеспечения занятости инвалидов. Теперь

для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности,

имеющих численность работников более 30 человек, устанавливается квота для

приема на работу инвалидов — в процентах к среднесписочной численности

работников (но не менее трех процентов). Второе немаловажное положение —

это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые

касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д.

Теперь федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной

власти субъектов РФ должны привлекать полномочных представителей

общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений,

затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой

нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Третье

положение провозглашает создание специализированных государственных служб:

медико-социальной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать

систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов.

При этом среди функций, возлагаемых на государственную службу медико-

социальной экспертизы, — определение группы инвалидности, ее причин,

сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных

видах социальной защиты; определение степени утраты профессиональной

трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное

заболевание; уровня и причин инвалидности населения и др. Закон обращает

внимание на основные направления решения проблем инвалидов. В частности, в

нем говорится об их информационном обеспечении, вопросах учета, отчетности,

статистики, потребностях инвалидов, о создании безбарьерной среды

жизнедеятельности. Создание реабилитационной индустрии как промышленной

базы системы социальной защиты инвалидов предполагает производство

специализированных средств, облегчающих труд и быт инвалидов,

предоставление соответствующих реабилитационных услуг и при этом частичное

обеспечение их трудовой занятости. Закон говорит о создании комплексной

системы многопрофильной реабилитации инвалидов, включающей медицинский,

социальный и профессиональный аспекты. Затрагивает он и проблемы подготовки

профессиональных кадров для работы с инвалидами, в том числе и из самих

инвалидов. Важно, что эти же направления уже более детально разработаны в

Федеральной комплексной программе «Социальная поддержка инвалидов».

Собственно, с выходом Закона можно говорить о том, что Федеральная

комплексная программа получила единую законодательную базу. Теперь

предстоит серьезная работа над тем, чтобы Закон работал. Предполагается,

что специализированные государственные службы будут создаваться при

Минсоцзащиты. А пока приказом министра Людмилы Безлепкиной создана рабочая

группа, намечается план ее работы.

Социально-средовой аспект.

Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной

средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.