на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на билеты по обществознанию за 11 класс


ны была в период так называемого Карибского кр

зиса 1962 г., вызванного размещением советск!

ядерных ракет на Кубе. Но благодаря разумной поз

ции руководителей СССР и США кризис был разр

шен мирным путем. В последующие десятилетия I

дущими ядерными державами мира был подпис.

ряд соглашений об ограничении ядерных воору»

ний, а некоторые из ядерных держав взяли на се

обязательства прекратить ядерные испытания. На I

шения правительств повлияли общественное двия

ние борьбы за мир, а также выступления такого ав']

ритетного межгосударственного объединения У1

ных за всеобщее и полное разоружение, как Пагуоз

ское движение. Именно ученые при помощи научш

моделей убедительно доказали, что главным посл<

ствием ядерной войны будет экологическая ката»

рофа, в результате которой произойдет изменен

климата на Земле. Последнее может привести к ге1

тическим изменениям в человеческой природе и, в<

можно, к полному вымиранию человечества.

На сегодняшний день можно констатировать ч

факт, что вероятность конфликта между ведущи]

державами мира гораздо меньше, чем ранее. Одна

существует возможность попадания ядерного о]

жия в руки тоталитарных реакционных режим

или в руки отдельных террористов.

2. Проблема преодоления экологического кризь

и его последствий. Эта проблема является наиб<м

актуальной. В процессе своей хозяйственной д«

тельности человек долгое время занимал по ОТНОЕ

нию к природе позицию потребителя, нещадно экс-

плуатируя ее, полагая, что природные запасы явля-

ются неисчерпаемыми. Одним из негативных резуль-

татов человеческой деятельности стало истощение

природных ресурсов, загрязнение окружающей сре-

ды. В результате опасные для жизни и здоровья чело-

века вещества выбрасывались в атмосферу, разру-

шая ее, попадали в почву. Загрязнению подверглись

не только воздух и суша, но и воды Мирового океана.

Это приводит как к уничтожению (вымиранию) це-

лых видов животных и растений, так и к ухудшению

генофонда всего человечества. Решить проблему пре-

одоления экологического кризиса человечество мо-

жет только сообща. В 1982 г. ООН приняла специаль-

ный документ — Всемирную хартию охраны приро-

ды, а затем создала специальную комиссию по ок-

ружающей среде и развитию. Кроме ООН большую

роль в деле разработки и обеспечения экологической

безопасности человечества играет такая неправи-

тельственная организация, как Римский клуб. Что

же касается правительств ведущих держав мира, то

они стараются бороться с загрязнением окружающей

среды путем принятия специального экологического

законодательства.

3. Проблема демографического роста. Она свя-

зана с непрерывным увеличением численности про-

живающего на территории планеты населения.

По состоянию на 1990 г. его количество равнялось

5.3 млрд человек. Однако очевидно, что ресурсы

Земли (прежде всего продовольственные) ограниче-

ны, и уже сегодня ряду стран пришлось столкнуться

с проблемой ограничения рождаемости.

4. Проблема разрыва в уровне экономического

развития между развитыми странами Запада и

развивающимися странами «третьего мира» (про-

блема «Север—Юг»). Суть этой проблемы заключает-

ся в том, что большинство освободившихся во второй

половине XX в. от колониальной зависимости стран.

встав на путь догоняющего экономического разви-

тия, не смогли, несмотря на относительные успехи,

догнать развитые страны по основным экоиомиче-

ским показателям (прежде всего по уровню ВНП и

душу населения). Во многом это было связано с дем<

графической ситуацией: рост населения вданны

странах фактически нивелировал достигнутые в эк<

номике успехи.

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Нево:

можно решить каждую из них в отдельности, в отрь

ве от других, усилиями нескольких стран. Нужн

воля и действия всего человечества.

2. Духовный мир личности (микрокосм человека) -

целостное и в то же время противоречивое явлени

Это сложная система, элементы которой:

1) духовные потребности в познавании окружат

щего мира, в самовыражении средствами культур!

искусства, других форм деятельности, в пользовали

достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, само

себе;

3) вера в истинность тех убеждений, которые ра

деляет человек;

4) представления;

5) убеждения, определяющие человеческую де

тельность во всех ее проявлениях и сферах;

6) ценности, лежащие в основе отношения челов

ка к миру и самому себе, придающие смысл его де

тельности, отражающие его идеалы;

7) способности к тем или иным формам сопиал

ной деятельности;

8) чувства и эмоции, в которых выражается е

отношение с природой и обществом;

9) цели, которые он сознательно ставит перед с

бой.

Важным элементом духовного мира человека я

ляется его мировоззрение, совокупность его взгляд

на мир в целом и связанное с ними отношение к м

ру. Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское). Оно формирует

под влиянием жизненных обстоятельств, опирает

на личный опыт;

2) религиозное, В его основе лежат религиозные

взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное. Оно формируется на основе достиже-

ний современной науки, отражает научную картину

мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о

цели, чем как о реальности. Гуманистическое миро-

воззрение объединяет лучшие стороны научного ми-

ровоззрения с представлениями о социальной спра-

ведливости. экологической безопасности, нравствен-

ном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную

связь индивида и общества. Человек вступает в обще-

ство, обладающее определенным духовным фондом,

освоить который ему предстоит в жизни.

Билет № 20

I» Общество и научно-технический прогресс.

2. Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской

Федерации.

1. Современное состояние научно-технического про-

гресса определяется понятием научно-технической

революции.

Научно-техническая революция — это качествен-

ный скачок в развитии производительных сил обще-

ства, переход его в новое состояние на основе принци-

пиальных перемен в системе научных знаний.

В научно-технической революции выделяют два

этапа:

1) 50-е — конец 70-х гг. XX в. (главный двигатель

перемен — автоматизация производственных про-

цессов);

2) конец 70-х гг. по настоящее время (главный

двигатель перемен — развитие микроэлектроники,

внедрение компьютеров, технологическая револю-

ция).

Основные направления научно-технической рев

люции:

1) автоматизация и компьютеризация произволе

ва;

2) внедрение новейших информационных техн

логий;

3) разработка биотехнологий;

4) создание новых конструкционных материале]

5) освоение новейших источников энергии;

6) революционные изменения в средствах комм

никации и связи.

Социально-экономические последствия научи

технической революции:

1) изменяется характер труда в направлении е

усложнения, вытеснения доли простого труда, повз

шения требований к квалификации и образован!

работников;

2) возрастают капиталовложения в науку и нау»

емкие отрасли производства;

3) изменяется социальная структура общества, с

щественно растет количество людей с высшим об{

зованием;

4) усиливается социальная направленность ЭКОЕ

мического роста;

5) обостряются проблемы занятости населения;

6) во весь рост встают экологические проблемы.

2. Одной из гарантий против установления дикта^

ры какого-либо государственного органа или дол

ностного лица является система разделения власт

между законодательными, исполнительными и <

дебными ее ветвями. Теория разделения влас

уходит своими истоками еще в античные време!

хотя окончательно сформировалась в трудах англ!

ских и французских мыслителей XVII—XVIII '

Дж. Локка^ Т. Гоббса^ Ш. Монтескье. Она ИСХОДЕ

из вполне рациональной предпосылки: в любом го'

дарстве необходимо осуществлять три вида деяте.

ности — принимать законы, исполнять их и накаг

вать нарушителей этих законов. Естественно, что

лее эффективно и компетентно будут выполнять Е

функции государственные органы, специализирован-

ные только на одной из них. Но есть и другой аспект

проблемы: с точки зрения сохранения демократии

целесообразно распределить три этих направления го-

сударственной деятельности между тремя различны-

ми ветвями власти, чтобы не произошла чрезмерная

концентрация, монополизация власти одним челове-

ком или одним органом. Будучи относительно неза-

висимыми, эти три ветви власти могут взаимно кон-

тролировать и уравновешивать друг друга. При по-

следовательно проведенном принципе разделения

властей законодательная власть вверяется высшему

представительному органу — парламенту, в составе

которого заседают избранные народом представи-

тели — депутаты. Исполнительная власть, которая

принадлежит президенту и правительству, обычно

формируется законодательными органами или непо-

средственно населением, подконтрольна и подотчет-

на парламенту. Она действует на основе закона и в

его рамках, но при этом занимает самостоятельное

и независимое положение. Законодательная власть

не может вмешиваться в исполнительно-распоряди-

тельную деятельность правительства. Третья, судеб-

ная ветвь власти независима как от законодатель-

ной, так и от исполнительной ветвей. В исключи-

тельной компетенции судов находится осуществле-

ние правосудия. Но и суд принимает свои

решения на основе законов, разработанных парла-

ментом. Разделение властей воплощается, таким об-

разом, в сложной системе «сдержек и противовесов»,

во взаимном контроле всех ветвей власти.

Разделение властей представляет определенные

гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Но принцип разделения властей нельзя абсолютизи-

ровать: для нормального функционирования госу-

дарства необходимо взаимодействие всех ветвей еди-

ной государственной власти.

Ведущее положение парламента в системе госу-

дарственной власти и управления называется парла-

ментаризмом. При такой организации власти из-

бранные народом представители получают не только

монопольное право на законодательство, но и реши

ные рычаги контроля за органами исполнительно

власти. Выборы парламента должны обеспечить все]

гражданам, имеющим право голоса, равные возмо»

ности в избрании своих представителей. Избранные

высший законодательный орган депутаты образую

фракции (объединения депутатов от одной парти

для более эффективного проведения согласованно

политики), профильные комитеты и комиссии дл

предварительного обсуждения законопроектов. Де?

тельность парламентов освещается средствами ма<

совой информации, депутаты обязаны периодическ

работать в своих округах, отчитываться перед изб!

рателями. В некоторых государствах существуе

право отзыва депутата избирателями до истечени

срока его полномочий (так называемый императи]

ный мандат). Власть парламента велика, но не бе;

гранична. Установлению парламентской диктатур]

препятствуют такие институты системы разделени

властей, как право вето у главы государства на зак<

нопроекты, принятые парламентом, право роспуск

парламента, возможность признания закона неко!

ституционным и его отмена решением Конститущ

онного Суда.

Парламентом России является Федеральное С

брание. Федеральное Собрание состоит из двух пала'

Совета Федерации и Государственной Думы. Пала

ты заседают раздельно. Предметы их ведения различны.

Государственная Дума состоит из 450 депутате!

Она избирается сроком на четыре года. Депутатом Г

сударственной Думы может быть избран имеющи

право участвовать в выборах гражданин РФ. дости

ший 21 года. Депутаты Госдумы работают на профе

сиональной постоянной основе.

Совет Федерации утверждает изменения грани

между субъектами РФ. назначает выборы Президе]

та РФ, назначает на должность судей Конституциоз

ного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др.

Государственная Дума дает согласие Президент

на назначение Председателя Правительства РФ, р

шает вопрос о доверии Правительству РФ, назначает

на должность Председателя Центрального банка РФ,

Председателя Счетной палаты. Уполномоченного по

правам человека, объявляет амнистию и др.

Федеральные законы принимаются Государствен-

ной Думой. Затем они передаются на рассмотрение и

одобрение Совету Федерации. Закон вступает в дей-

ствие после его подписания Президентом РФ.

Билет № 21

1. Целостность современного мира, их противоречия.

2. Демократия, ее характеристика. Демократическая по-

литическая культура.

1, Ученые отмечают, что современный мир, с одной

стороны, многообразен и противоречив, с другой —

целостен и взаимосвязан. Рассмотрим эти особеннос-

ти подробнее.

О многообразии современного мира говорят такие

факты:

на планете Земля живут более 6 млрд человек,

представляющих три основных (экваториальная.

монголоидная и европеоидная) и несколько переход-

ных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 эт-

носов, говорящих на разных языках, количество ко-

торых не поддается точному подсчету (от двух до трех

тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых

семьи;

в современном мире существует более 2000 неза-

висимых государств, самостоятельно проводящих

внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разно-

образные формы правления и территориального уст-

ройства;

эти государства различаются по уровню экономи-

ческого развития и уровню жизни людей. Наряду со

странами, обладающими высокоразвитой экономи-

ческой структурой и обеспечивающими высокий уро-

вень доходов граждан, существуют десятки госд

дарств, сохраняющих примитивную хозяйственную

систему и низкий уровень жизни;

многообразен религиозный облик современног

мира. Основная часть человечества придерживаете.

одной из мировых религий: христианства, исламе

буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм,, да

осизм, конфуцианство, местные традиционные вс

рования. Многие придерживаются атеистически;

убеждений;

велико многообразие культур, национальных :

местных традиций, образов жизни и стилей поводе

ния.

Многообразие современного мира объясняете

различием природных и климатических условий, он

ределяющих своеобразие отношений конкретного оС

щества и природного мира; спецификой историче

ского пути. пройденного народами и государствами

разнообразием внешних влияний; множеством закс

номерных и случайных событий, не всегда поддак

щихся учету и однозначному истолкованию.

Ученые предлагают различные подходы к типолс

гии современного мира, выделению в нем сходны:

общностей. Наиболее распространенным являете

выделение в современном мире двух общественны

типов: традиционного и так называемого «западне

го» (см. билет № 18).

Тенденция к многообразию современного мира и

противоречит выводу о его целостности и взаимосвх

занности. Факторами его целостности являются:

развитие средств коммуникации. Современное о€

щество становится обществом информационны»

В единый информационный поток соединяйте

практически все регионы планеты;

развитие транспорта, сделавшее современны]

мир «маленьким», доступным для передвижения;

развитие техники, в том числе военной, с одно:

стороны, превращающее мир в единое технико-тед

нологическое пространство и сделавшее реальной у1

розу уничтожения человечества — с другой;

развитие экономики. Производство, рынок стали

действительно мировыми, экономические, финан-

совые, производственные связи являются важней-

шим фактором единства современного человечест-

ва;

острота глобальных проблем (см. билет № 19), ко-

торые могут быть решены только совместными уси-

лиями мирового сообщества.

Отмеченные процессы являются элементами гло-

бализации, в которой реализуется тенденция к един-

ству и целостности современного мира. Глобализа-

ция порождает серьезные проблемы и противоречия.

Отметим некоторые:

представления о возможностях неограниченного

промышленного и научно-технического роста оказа-

лись несостоятельны;

баланс природы и общества нарушен;

темпы технологического прогресса непосильны и

грозят глобальной экологической катастрофой;

нарастает разрыв между развитыми в экономиче-

ском отношении странами и странами «третьего ми-

ра»;

усиливаются тенденции к стиранию культурных,

этнических, ценностных различий.

2. Термин «демократия» появился в Древней Греции

и в буквальном переводе означает «власть народа».

В современной политической науке под демократией

понимается политический режим (иногда говорят о

политической системе, форме государственно-поли-

тического устройства), основанный на признании на-

рода источником и субъектом власти. Первые демо-

кратические формы политической жизни появились

еще в древнее время: классическим образцом антич-

ной демократии считаются Афины.

Принципы демократии:

1) признание народа источником власти и носите-

лем суверенитета;

2) равноправие граждан (правда, только формаль-

но-юридическое), равная воаможность участия в по

литической жизни;

3) наличие фундаментальных прав и свобод чело

века, их признание, гарантированность и защита ее

стороны государства;

4) принцип большинства — именно большинство

а не меньшинство выражает через институты демо

кратии свою волю;

5) право меньшинства на оппозицию (при подчи

нении решениям большинства);

6) политический плюрализм, т. е. наличие различ

ных автономных социально-политических партий

движений, групп, которые находятся в состояние

свободной конкуренции;

7) правовое государство;

8) система разделения властей, при которой раз

личные ветви государственной власти достаточно не

зависимы и уравновешивают друг друга, препятст

вуя установлению диктатуры;

9) гласность в действиях государственных органе!

и должностных лиц, возможность беспрепятственно

го контроля за ними со стороны общества;

10) выборность основных органов власти на основ»

всеобщего, прямого, равного избирательного прав!

при тайном голосовании;

11) развитая система органов местного самоуправ

ления.

Условия демократии:

1) высокий уровень социально-экономическол

развития, способный обеспечить необходимое благо

состояние всем гражданам, без чего невозможно дос

тичь общественного согласия, стабильности и проч

ности базовых демократических принципов;

2) многообразие форм собственности, обязатель

ное признание и гарантированность права частно]

собственности, так как только в этом случае возмож

но реальное обеспечение всех прав и свобод человека

его, пусть даже и относительная, независимость о1

государства;

3) высокая степень развития общей и политиче-

ской культуры общества, значительная социальная и

политическая активность индивидов и их доброволь-

ных объединений, готовых встать на защиту инсти-

тутов демократии.

По мнению многих исследований, демократиче-

ской политической культуре (о понятии «политиче-

ская культура» см. билет 9, вопрос 2) свойственны

глубокое осознание значения деятельности правитель-

ства, чувство гордости за политические интересы стра-

ны, интерес к деятельности институтов власти, от-

крытое и лояльное проявление оппозиционных на-

строений, компетентность суждений, положительное

отношение к демократической системе управления.

В соответствии со способом осуществления наро-

дом своей власти выделяют две формы демократии:

прямую (непосредственную) и косвенную (пред-

ставительную), Институтами прямой демократии,

в рамках которой народ непосредственно принимает

политические решения и осуществляет свою власть,

являются выборы и референдумы, представительная

же демократия подразумевает возможность народа

осуществлять власть через своих представителей в

различных государственных органах. Особую роль

среди них играет парламент — высший законода-

тельный и представительный (выборный) орган вла-

сти в стране.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.