на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на билеты по обществознанию за 11 класс


знаковых формах.

Особое место среди вышеперечисленных методов занимает эксперимент.

Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который

осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при

необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания

(ученым). Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при

котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно

соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении

мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами

познания, а их образами или теоретическими моделями. На этом основании

данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим

методам научного

познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между

двумя уровнями научного познания — теоретическим и эмпирическим. Из других

методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно

выделить метод гипотезы а также формулирования научной теории. Сущностью

метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений,

с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не

укладываются в рамки

прежних учений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов,

принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы

называют объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые

экзистенциальные гипотезы. представляющие собой предположения о

существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре

будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о

существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И.

Менделеева). На основе проверки гипотез происходит построение научных

теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание

явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая

научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию

прогностическую: она помогает определить направление

дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов. В

этом состоит ее основное значение.

2. Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры,

языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы. Социальные общности,

выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена,

народности и нации. Нации являются наиболее развитыми этнически-

ми образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной,

культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее

характерны для современного мира. в котором существует не менее двух тысяч

различных этносов. Характер национальных отношений определяют две

взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции. Каждая нация

стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка,

культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая

может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание

самостоятельного национального государства. С другой стороны, саморазвитие

наций в условиях современного мира невозможно без их тесного

взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными

ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов.

Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения

глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-

технической революции.

Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие

национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает

исчезновения различий между ними. Межнациональные отношения — материя

особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов,

дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и

конфликты. В современном мире, в том числе и в России, существуют

межнациональные конфликты, вызванные различными причинами: 1)

территориальными спорами; 2) исторически возникшей напряженностью в от-

ношениях между народами; 3) политикой дискриминации, проводимой

господствующей нацией в отношении малых наций и народов; 4) попытками

национальных политических элит использовать национальные чувства в целях

собственной популярности; 5) стремлением народов к выходу из

многонационального государства и к созданию собственной государственности.

Следует иметь в виду. что международное сообщество при решении

межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной

целостности. нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и

связанного с ним насилия. При решении межнациональных конфликтов необходимо

соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных

отношений: 1) отказа от насилия и принуждения; 2) поиска согласия на основе

консенсуса всех участников; 3) признания прав и свобод человека важнейшей

ценностью; 4) готовности к мирному урегулированию спор-

ных проблем.

Билет № 8

1. Роль искусства в познании мира. Новаторство и

традиции в культуре.

2.Социальный статус личности, социальные роли лично-

сти.

1. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания

и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение

окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания

произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной

деятельности людей, как художественное познание. Предметом искусства

является человек, его от-

ношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в

определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том,

что:

— во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь

людей — чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем

многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом

вымысла, тем не

менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально

существующих предметов. событий и явлений. Художественный образ выполняет в

искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит

процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков

познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие

общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное

влияние на общественное сознание;

— во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы

воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи

которых происходит создание художественных образов. В литературе таким

средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук в скульптуре —

объемно-пространственные формы;

— в-третьих, огромную роль в процессе познавания мира с помощью искусства

играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел,

допускаемый в искусстве, является совершенно не допустимым, например в

процессе научного познания.

2. В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет

определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общеположение личности или социальной группы

в обществе. связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К

первой категории относятся национальность, место рождения социальное

происхождение и т. п., ко второй — прсфессия, образование и др. В любом

обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой

основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие

— наоборот. Престиж — это

оценка обществом социальной значимости того ил: иного статуса, закрепленная

в культуре и обществеве ином мнении. Эта иерархия формируется под ВЛИЯНием

двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций,

которые выполняет человек; б) системы ценностей, характерной для данного

общества. Если престиж каких-либо статусов необоснованно

завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата

равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате

этого

равновесия, не может нормально функционировать. Социальный статус личности

прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус

человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает,

а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное

ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он

имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически

представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным

для людей данного статуса

в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком

формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный

характер. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных

ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой

системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего

конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей

противоречат Друг другу). Однако, несмотря на то что поведение личности во

многом определяется тем статусом, который она за нимает, и теми ролями,

которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою

автономию и определенную свободу выбора. И хотя в со временном обществе

наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее

нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать

из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше

реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности.

Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека,

сохраняя за ним возможность выбора

путей его исполнения.

Билет № 9

1. Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к

социальным явлениям.

2. Государство, его признаки.

1, Познанием называется процесс деятельности человека, основным

содержанием которого является отражение объективной реальности в его

сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. В

процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и

объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают

познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все

общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый

предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в

которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

Главной особенностью социального познания как одного из видов

познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта

познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое

совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на

сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание

всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания, и этим

обстоятельством во многом объясняется наличие разных* часто противоположных

выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных

явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов.

Различают три вида таких фактов: 1) действия или поступки отдельных

индивидов или больших социальных групп; 2) продукты материальной или

духовной деятельности людей; 3) словесные социальные факты: мнения,

суждения, оценки людей. Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих

фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той

социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он

ставит перед собой. Целью социального познания, как и познания в целом,

является установление истины. Истиной называют соответствие полученных

знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе

социального познания нелегко, потому что: 1) объект познания, а им является

общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном

развития, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные

факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено,

а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже

аналогичные исторические события и явления никогда полностью не

повторяются;

2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического

исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального

явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее

распространенным методом социального исследования является научная

абстракция. Главным источником получения знаний об обществе является

социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь

изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно

говорить об установлении только относительных истин.

Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы

общественного развития можно только при использовании конкретно-

исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного

подхода являются:

1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин,

результатом которых она явилась; 2) рассмотрение социальных явлений в их

взаимосвязи и взаимодействии друг с другом; 3) анализ интересов и действий

всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и

отдельных личностей). Если в процессе познания социальных явлений между

ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно

говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими

закономерностями называются общие черты, когорые присущи определенной

группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе

изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в

определенный исторический период и составляют сущность конкретно-

исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального

познания.

2. Государство — важнейший институт политической системы общества. В

политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об

определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план

один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему

благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение,

подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из

наиболее распространенных является представление о государстве как о

политико-территориальной суверенной

организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для

осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными

для населения всей страны. Государство выступает как политическая,

структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная

внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду

не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько

государственно-организованное общество (или, иначе, политике-,

территориально- и структурно-организованную форму общества). Признаками

государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной,

родовой) форм общества, являются:

1) деление населения по территориальному принципу что порождает такой

институт, как гражданство (подданство); 2) наличие особой публичной власти,

отделенной

от общества; 3) наличие специального слоя. разряда людей» профессионально

запятых управлением {бюрократия}; 4) налоги, предназначенные для

обеспечения осуществления государством своих функций; государственные

атрибуты (гимн, герб. флаг). Признаками государства, отличающими его от

других политических организаций современного общества (политических партий,

профсоюзов и др.), являются: 1) суверенитет (т. е. полновластие государства

внутри страны и его независимость на международной арене); 2)

правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые

акты, обязательные для исполнения всем населением страны); 3) монополия на

легальное применение насилия. Функциями государства называются основные

направления его деятельности, выражающие сущность государства и

соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития.

По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на

внутренние в внешние. К внутренним относятся: экономические (координация

экономических процессов, а иногда и управление экономикой),

социальные (организация системы социального обеспечения), культурные

(формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения),

охранительные (поддержание стабильности существующих общественных

отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди

внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества

и организацию обороны

государства. Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему,

полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных

диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в

демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь

деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод

личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и

самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной

сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Нов

кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада,

во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на

помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные

отношения.

Билет № 10

1. Духовное производство и духовное потребление.

2. Политическая система общества, ее структура.

1. Под духовным производством обычно понимается

производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое

специализированными группа-

ми людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным

трудом. Продуктом

духовного производства являются идеи, теории, по-

нятия, законы, духовные ценности, а также сами ин-

дивиды и складывающиеся между ними обществен-

ные связи. Отличительная особенность духовного

производства состоит в том, что его продуктом явля-

ются идеальные образования, которые не могут быть

отчуждены от их непосредственного производителя.

Ученые выделяют три вида духовного производствам

1) наука; 2) искусство; 3) религия.

Некоторые философы склонны добавлять к ним

еще и мораль^ политику и право. Однако мораль соз-

дается самим обществом, а не изобретается профес-

сионалами. а общественные связи, возникающие ме-

жду индивидами в результате политической и право-

вой деятельности отдельных членов общества, вряд

ли могут быть названы духовными. Однако этот во-

прос до сих пор остается дискуссионным*

Важнейшим видом духовного производства явля-

ется наука. Наукой принято называть теоретически

систематизированные взгляды на окружающий мир,

воспроизводящие его существенные стороны в абст-

рактно-логической форме и основанные на данных

научных исследований.

На начальных этапах своего существования наука

не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на

развитие общества/ Однако с течением времени поло-

жение изменилось. Примерно с XIX в. наука начина-

ет играть заметную роль, опережая развитие матери-

ального производства, которое в свою очередь изме-

няется в соответствии с логикой развития науки.

Наука становится особым видом духовного производ-

ства. продукция которого предопределяет появление

новых отраслей материального производства (хи-

мии, радиотехники, ракетостроения, электроники,

атомной промышленности и т. д.). Огромную роль

приобретают так называемые научные модели обще-

ственного развития, с помощью которых общество

получает возможность, не прибегая к таким методам

познания, как эксперимент, определять цели и на-

правление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производст-

ва является искусство. Искусство есть специфиче'

екая форма общественного сознания и человеческой

деятельности, которая представляет собой отраже-

ние окружающей действительности в художествен-

ных образах. Создавая художественные образы* ко-

торые с известной долей условности могут быть при-

равнены к научный моделям, экспериментируя с ни-

ми при помощи собственного воображения, люди

могут лучше познать себя и мир, в котором они жи-

вут. При помощи искусства художники, писатели,

скульпторы воспроизводят часто скрытые, незамет-

ные, однако весьма существенные стороны окружаю-

щей действительности.

Что ясе касается религии как вида духовного про-

изводства, то создаваемые с ее помощью теории и

идеи играли большую роль в развитии общества преж-

де всего на ранних, донаучных этапах его развития,

формируя у людей абстрактное мышление* способ-

ность вычленять общее и особенное в окружающем

мире. Однако возникающие в рамках религиозных

воззрений духовные ценности и складывающиеся на

их основе общественные связи играют важную роль в

жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Духовное потребление представляет собой удов-

летворение духовных потребностей человека:

познавательной, эстетической потребности в обмене

идеалами и ценностями.

Основным свойством духовного потребления, от-

личающим его от материального, является его всеоб-

щий характер. В отличие от материальных ценно-

стей, размер которых ограничен, ценности духовные

не уменьшаются пропорционально количеству лю-

дей. ими овладевающими, и потому они доступны

всем, являются достоянием всего человечества.

2. Под политической системой общества понимают

совокупность различных политических институтов,

социально-политических общностей, форм взаимо-

действий и взаимоотношений между ними, в кото-

рых реализуется политическая власть.

Функции политической системы общества раз-

нообразны:

1) определение целей, задач, путей развития обще-

ства;

2) организация деятельности общества по дости-

жению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ре-

сурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъек-

тов политического процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных

норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности обще'

ства;

7) политическая социализация личности, приоб-

щение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.