на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на билеты по обществознанию за 11 класс


норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических сис-

тем выступает, как правило, политический режим,

характер и способ взаимодействия власти, личности

и общества. По этому критерию все политические

системы могут быть разделены на тоталитарные,

авторитарные и демократические,

Политическая наука выделяет четыре основных

элемента политической системы, называемых также

подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуни-

кативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологи-

ческую.

К институциональной подсистеме относятся по-

литические организации (институты), среди кото-

рых особое место занимает государство. Из негосу-

дарственных организаций большую роль в политиче-

ской жизни общества играют политические партии и

общественно-политические движения. Все политиче-

ские институты можно условно разделить на три

группы. К собственно политическим относятся орга-

низации, непосредственной целью существования

которых является осуществление власти или воздей-

ствие на нее (государство, политические партии и

общественно-политические движения). Ко второй

группе — несобственно-политических — относятся

организации, осуществляющие свою деятельность

в экономической, социальной, культурной сферах

жизни общества (профсоюзы, религиозные и коопе-

ративные организации и т. п.). Они не ставят перед

собой самостоятельных политических задач, не уча-

ствуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть

достигнуты вне политической системы, а поэтому по-

добные организации должны участвовать в полити-

ческой жизни общества, отстаивая свои корпоратив-

ные интересы, добиваясь их учета и реализации в по-

литике. Наконец, к третьей группе относятся ор-

ганизации, имеющие в своей деятельности лишь не-

значительный политический аспект. Они возникают

и функционируют для реализации личных интересов

и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по ин-

тересам, спортивные общества). Политический отте-

нок они приобретают как объекты воздействия со

стороны государства и других собственно политиче-

ских институтов. Сами же они не являются активны-

ми субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема политической

системы общества — это совокупность отношений

и форм взаимодействия, складывающихся между

классами^ социальными группами, нациями, инди-

видами по поводу их участия в осуществлении вла-

сти, выработке и проведении политики. Политиче-

ские отношения являются результатом многочислен-

ных и разнообразных связей субъектов политики в

процессе политической деятельности. Вступать в них

людей и политические институты побуждают их соб-

ственные политические интересы и потребности. Вы-

деляют первичные и вторичные (производные) поли-

тические отношения. К первым относятся различные

формы взаимодействия между социальными группа-

ми (классами, нациями, сословиями и др.), а также

внутри них, ко вторым — отношения между государ-

ствами, партиями, другими политическими институ-

тами, отражающими в своей деятельности интересы

определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе оп-

ределенных правил (норм). Политические нормы и

традиции, определяющие и регулирующие полити-

ческую жизнь общества, составляют нормативную

подсистему политической системы общества. На-

иболее важную роль играют в ней правовые нормы

(конституции, законы, другие нормативно-правовые

акты). Деятельность партий и других общественных

организаций регламентируется их уставными и про-

граммными нормами. Во многих странах (особенно в

Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными

политическими нормами большое значение имеют

неписаные обычаи и традиции. Еще одну группу по-

литических норм представляют этико-моральные

нормы, в которых закреплены представления всего

общества или его отдельных слоев о добре и зле. прав-

де, справедливости. Современное общество прибли-

зилось к осознанию необходимости возврата в поли-

тику таких нравственных ориентиров, как честь, со-

весть, благородство.

Культурно-идеологическая подсистема полити-

ческой системы представляет собой совокупность раз-

личных по своему содержанию политических идей,

взглядов, представлений, чувств участников полити-

ческой жизни* Политическое сознание субъектов по-

литического процесса функционирует на двух уров-

нях: теоретическом (политическая идеология) и эм-

пирическом (политическая психология). К формам

проявления политической идеологии относятся взгля-

ды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политиче-

ской психологии — чувства, эмоции, настроения, пред-

рассудки, традиции. Но в политической жизни обще-

ства они равноправны. В идеологической подсистеме

особое место занимает политическая культура, по-

нимаемая как комплекс типичных для данного обще-

ства укоренившихся образцов (стереотипов) поведе-

ния, ценностных ориентации политических представ-

лений. Политическая культура — это передаваемый

из поколения в поколение опыт политической дея-

тельности, в котором соединены знания, убеждения и

модели поведения человека и социальных групп.

Основные направления реформы политической

системы в нашей стране определены Конституцией

Российской Федерации, принятой на референдуме

12 декабря 1993 г. Она провозглашает наше государ-

ство демократическим федеративным правовым с

республиканской формой правления (ст. 1). Носите-

лем суверенитета и единственным источником вла-

сти в России является народ, осуществляющий свою

волю непосредственно (через выборы и референдум),

через органы государственной власти и органы мест-

ного самоуправления (ст. 2). В России свободными

выборами, в которых участвуют все граждане с

18 лет (кроме признанных судом недееспособными и

содержащихся в местах лишения свободы по приго-

вору суда), избирается Президент, депутаты Государ-

ственной Думы. члены высших законодательных ор-

ганов и главы высших органов исполнительной вла-

сти субъектов Федерации, органы местного само-

управления, главы городских и районных адми-

нистраций. В Конституции нашего государства за-

креплены и гарантированы фундаментальные права

и свободы человека. Основами конституционного

строя объявляются политический и идеологический

плюрализм, многообразие и равноправие различных

форм собственности, разделение властей. Но реаль'

ное формирование демократического режима в Рос-

сии только началось.

Билет № 11

1.Трудовая деятельность человека.

2 «Права человека. Их закрепление в Конституции Рос-

сийской Федерации.

1. Трудовая деятельность людей (или процесс мате-

риального производства) — это одна из форм челове-

ческой деятельности, направленная на преобразова

ние природного мира и создание материальных благ.

В структуре трудовой деятельности выделяют:

1) сознательно поставленные цели — производство

определенной продукции, переработка природных

материалов, создание машин и механизмов и многое

другое;

2) предметы труда — те материалы (металл, гли-

на, камень» пластмасса и пр.), ва преобразование ко-

торых направлена деятельность людей;

3) средства труда — все устройства, приборы, ме-

ханизмы, приспособления, энергетические системы

и др., при помощи которых подвергаются преобразо-

ванию предметы труда;

4) используемые технологии — приемы и спосо-

бы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обыч-

но используют следующие параметры:

1) производительность труда — количество про-

дукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда — соотношение матери-

альных и трудовых затрат, с одной стороны, и полу-

ченных результатов — с другой;

3) уровень разделения труда — распределение

конкретных производственных функций между уча-

стниками трудового процесса (в масштабе общества и

в конкретных трудовых процессах).

О содержании трудовой деятельности человека

можно судить по тем функциям, которые он выпол-

няет. по степени их разнообразия и сложности, по

уровню самостоятельности и творчества работника.

Характер требований^ предъявляемых к участни-

ку трудовой деятельности, зависит от многих факто-

ров, в первую очередь от конкретного содержания

труда и места в системе разделения труда. Общие тре-

бования таковы:

1) работник должен владеть всеми приемами и

способами производства, из которых складывается

технологический процесс (требование профессиона-

лизма);

2) квалификация работника не может быть ниже

того уровня, который определяется характером тру-

да. Чем сложнее труд, тем выше требования к специ-

альной подготовке участника трудового процесса

(требование квалификации);

3) от работника требуется безусловное соблюдение

законов о труде и правил внутреннего трудового распо-

рядка, соблюдение заданных параметров производст-

венного процесса, выполнение обязательств, выте-

кающих из содержания трудового договора (требова-

ния трудовой, технологической, исполнительской,

договорной дисциплины).

2. Правовой статус личности характеризуется сово-

купностью прав и свобод, которые принадлежат ей

по закону. Под правами человека понимается гаран-

тируемая законом мера возможного поведения инди-

вида, Эти права присущи природе человека, без них

он не может существовать как биосоциальное суще-

ство. Свобода человека определяется как узаконен-

ная возможность поступать в соответствии со" своей

волей, отсутствие стеснений, ограничений деятель-

ности человека.

Долгое время советская политическая и правовая

наука исходила из представления о производное™

прав человека от воли государства. Считалось, что

правовой статус личности определяется властью

в соответствии с ее представлениями о границах сво-

боды человека. Государство определяло перечень и

содержание прав человека, даруя их своим гражда-

нам. Оно же могло ограничить или вообще лишить

личность прав и свобод. К тому же закрепленные

конституциями СССР и РСФСР права человека оста-

вались декларативными и не обеспечивались в реаль-

ной практике.

Современная правовая теория восприняла естест-

венно-правовую концепцию. Права человека принад-

лежат ему от рождения в силу природных законов»

они неотчуждаемы, не зависят от признания государ-

ства, их нельзя отобрать или ликвидировать. Госу-

дарство должно закрепить в законах, обеспечить воз-

можность осуществления и создать действенный ме-

ханизм защиты прав и свобод человека.

Права человека давно стали одной из глобальных

проблем современности, одним из приоритетных на-

правлений сотрудничества различных государств.

Представления мирового сообщества о правах и сво-

бодах человека отражены во Всеобщей декларации

прав человека (принята ООН в 1948 г.), в Междуна-

родных пактах об экономических, социальных и

культурных правах и о гражданских и политических

правах 1966 г.. в ряде региональных документов.

Российская Федерация является участником факти-

чески всех международных соглашений в этой облас-

ти, закрепив фундаментальные права и свободы

человека в Конституции Российской Федерации

1993 г., в Декларации прав и свобод человека и гра-

жданина.^ принятой в 1991 г. При этом в нашей стра-

не права человека и гражданина провозглашены в

числе основ конституционного строя, признаны неот-

чуждаемыми и утверждены в качестве непосредст-

венно действующих и определяющих смысл и содер-

жание деятельности государства.

Наиболее распространенной классификацией

прав и свобод человека является их разделение в со-

ответствии со сферами общественных отношений на

гражданские, политические, экономические, соци-

альные и культурные. Восприняла эту классифика-

цию и российская Конституция: в статьях 19—25,

45—54, 60, 62 закреплены гражданские права.

в статьях 28—33 и 63 — политические, в статьях

34—37 — экономические, в статьях 38—43 — соци-

альные, статьи 26 и 44 закрепляют культурные права.

Гражданские (личные) права — это права, при-

надлежащие человеку как биосоциальному сущест-

ву. К ним относятся право на жизнь, на свободу и

личную неприкосновенность, на честь и достоинство,

на гражданство (а следовательно, на защиту государ-

ства). равенство перед законом и судом, презумпция

невиновности, свобода выбора места жительства, не-

прикосновенность жилища и частной жизни, право

на тайну переписки, телефонных переговоров, почто-

вых и иных сообщений, другие права.

Политические права — права, обеспечивающие

возможности участия граждан в политической жиз-

ни страны. В Российской Федерации каждому гаран-

тированы избирательные права, то есть право изби-

рать и быть избранным в органы государственной

власти и местного самоуправления, закреплены сво-

бода слова, мысли, совести, мирных собраний, созда-

ния союзов и объединений. Граждане имеют право

направлять личные а коллективные обращения (пе-

тиции) в органы государственной власти.

К экономическим правам, под которыми понима-

ются узаконенные возможности свободного распоря-

жения средствами производства, рабочей силой и

предметами потребления, относятся: право быть соб-

ственником (т. е. свободно владеть, пользоваться и

распоряжаться своим имуществом), право наследо-

вания, право на свободное занятие предприниматель-

ской деятельностью, право на труд и свободный вы-

бор профессии и рода занятий, на отдых, на удовле-

творительное вознаграждение за труд (не ниже ми-

нимального размера оплаты труда, установленного

федеральным законом), на защиту от безработицы

и др.

Государство закрепляет я защищает социальные

права граждан (права ва благосостояние и достой-

ный уровень жизни). К ним относятся: право на со-

циальное обеспечение по возрасту, в случае болезни.

инвалидности, потери кормильца, для воспитания

детей; право на жилище; право на медицинскую по-

мощь (бесплатную в государственных учреждениях

здравоохранения); право на защиту материнства и

детства; право на образование; право на благоприят-

ную окружающую среду.

Культурные права — права, обеспечивающие ду-

ховное развитие и самореализацию личности. В Кон-

ституции провозглашается право на участие в куль-

турной жизни, на доступ к культурным ценностям.

свобода творчества, право на культурную самобыт-

ность (пользование родным языком, национальными

обычаями, традициями и т. д.).

Конституция содержит лишь основные права и

свободы человека и гражданина, их перечень в ней

далеко не полный. В различных законах и междуна-

родных обязательствах Российской Федерации за-

креплены и другие права (в частности, права ребенка

в Конвенции о правах ребенка и др.).

Права и свободы человека могут быть ограничены

только законом для защиты конституционного строя

и интересов других граждан. Каждый человек может

защищать свои права и свободы всеми законными

способами. Государством разработана и закреплена в

нормативных актах целая система гарантий прав че-

ловека, установлена ответственность (в том числе в

уголовная) за их нарушение.

Билет № 12

1. Свобода в деятельности человека.

2. Правовое государство.

1. Свобода — это самостоятельность социальных в

политических субъектов (в том числе и личности),

выражающаяся в их способности и возможности де-

лать собственный выбор и действовать в соответствии

со своими интересами и целями.

В истории философской мысли свобода традици-

онно рассматривается в соотношении с необходимо-

стью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли,

доводя ее до произвола ничем не ограниченной лич-

ности. игнорируя объективные условия и закономер-

ности. Фатализм рассматривает каждый человече-

ский поступок как неотвратимую реализацию изна-

чального предопределения, исключающего свобод^

ный выбор.

Марксизм дистанцировался как от волюнтариз-

ма, так и от фатализма, хотя в действительности ос-

тавался весьма близок к последнему в трактовке сво-

боды, понимая ее как осознанную необходимость.

Каждое свободное действие человека есть сплав сво-

боды и необходимости. Необходимость содержится в

виде объективно данных индивиду условий существования.

Абсолютно свободным человек быть не может.

Нельзя жить в обществе и бытьдбсолютно свободным

от него. Свобода каждого члена общества ограничена

уровнем развития и характером общества, в котором

он живет. Но главными ограничителями его свободы

являются не внешние обстоятельства. Некоторые со

временные философы утверждают, что человеческая

деятельность вообще не может получать цель извне

в своей внутренней жизни индивид абсолютно свобо

ден. Он сам выбирает не только вариант деятельно

сти, но и формулирует общие принципы поведения

ищет им основания. А потому объективные услови;

существования людей не играют такой большой рол:

при выборе ими модели действий. Цели человеч<

ской деятельности формулируются в соответствии

внутренними побуждениями каждого человека. Гр1

ницей такой свободы могут быть лишь права и своб<

ды других людей. Осознание этого самим человеке

необходимо. Свобода неотделима от ответственности, <

обязанностей перед обществом и другими его членами

Свобода человека во всех ее проявлениях — осноз

современных демократических режимов, основна

ценность либерализма. Она находит выражение в а

конодательном закреплении фундаментальных пр

и свобод гражданина в конституциях государст

в международных пактах и декларациях. В сов]

менном обществе все явственнее обнаруживает

тенденция к расширению свободы человека.

2.К концу XX в. человечество приблизилось к реа;

ному воплощению выработанной веками идеи пра

вого государства. У ее истоков стояли древнегре

ские философы Платон и Аристотель, но наибо.

полное отражение концепция правового государе'

получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье.

Правовым называют такое государство. которо<

всей своей деятельности подчиняется праву, фу

ционирует в определенных законом границах, о<

печивая правовую защищенность своих граждан.

Признаки правового государства:

1) верховенство закона, «связанность» государст-

ва законом — все государственные органы, должно-

стные лица, общественные объединения, граждане

в своей деятельности обязаны подчиняться требова-

ниям закона. В свою очередь законы в таком государ-

стве должны быть правовыми, т. е. максимально

соответствовать представлениям общества о справед-

ливости; приниматься компетентными органами,

уполномоченными на то народом; приниматься в со-

ответствии с законно установленной процедурой; со-

ответствовать определенной иерархии, не противоре-

чить ни конституции, ни друг другу. Все иные норма-

тивно-правовые подзаконные акты должны изда-

ваться в полном соответствии с за-конами, не изменяя

и не ограничивая их;

2) соблюдение и охрана прав и свобод человека —

государство должно не только провозгласить привер-

женность этому принципу, но и закрепить фундамен-

тальные права человека в своих законах, гарантиро-

вать их и реально защищать на практике;

3) последовательно проведенный принцип разде-

ления властей, создание системы «сдержек и проти-

вовесов», взаимоограничение и взаимный контроль

друг за другом всех ветвей власти;

4) взаимная ответственность государства и

гражданина — за нарушение закона должна обяза-

тельно последовать предусмотренная законом мера

ответственности, не взирая при этом на личность

правонарушителя. Гарантией этого принципа высту-

пает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования

правового государства являются:

1) производственные отношения, основанные на

многообразии форм собственности^ свободе пред-

принимательства. Необходима экономическая не-

зависимость и самостоятельность индивида. Только

экономически самостоятельный гражданин может

быть равноправным партнером государства в полити-

ко-правовой сфере;

2) режим демократии, конституционализма :

парламентаризма, суверенитет народа, вредотвре

щение попыток узурпации власти;

3) высокий уровень политического в. Правовое

сознания людей, политической культуры личности

общества, понимание необходимости сознательно!

участия в управлении государственными и общее'

венными делами;

4) юридической предпосылкой является создаш

внутренне единой в непротиворечивой системы зак<

аодательства, которая только и может обеспечив

действительное уважение закона;

5) важнейшей предпосылкой правового государе

ва является гражданское общество, т. е. система о

ношений между людьми, обеспечивающая удовл

творение их неотъемлемых прав и интересов на оси

ве самоуправления и свободы. Лишь «раагосударс

вленное» общество, способное самостоятельно, б

повседневного вмешательства государства (что и с<

дает основу для нарушения последним закона) I

шать встающие перед ним проблемы, может быть <

циальной базой правового государства.

Билет № 13

1. Исторический процесс я его участники.

2. Политическим плюрализм. Становление иногопартийНОСТИ В РОССИИ.

1. Историческим процессом называется временная

последовательность сменяющих друг друга событий

которые явились результатом деятельности многих

поколений людей.

Основу исторического процесса составляют исто

рические факты, произошедшие или происходят

явления общественной жизни, которые оказали ее

езное воздействие ва жизнь людей.

В процессе познания ученые не только консп

руют данные факты, но и пытаются дать им науч

объяснение. При изучении таких фактов следует

помнить о том, что:

а) любой исторический факт представляет собой

элемент объективной реальности, тесно связанный с

другими ее элементами. Поэтому все исторические

факты необходимо рассматривать в их взаимодейст-

вии, выявлять не только место конкретного факта в

историческом процессе, но и его влияние на после-

дующее развитие общества;

б) содержание исторического факта зависит от

уровня развития конкретного общества и является

результатом деятельности субъектов исторического

процесса.

Под субъектами исторического процесса обычно

донимаются те индивиды и их общности, которые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.