![]() |
|
|
Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы12. 25. Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. – 1991. - №1. – С.9-11. 26. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 1980. – 24с. 27. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе – М., 1974. – С.3-10. 28. Иванов П.В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика. – 1990. №10. – С. 27-30. 29. Камышев Н.С., Хмелев К.Ф. Растительный покров Липецкой области – Воронеж, 1972. – 49с. 30. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21. 31. Мазуренко М. Где пряталась весна // Юный натуралист. – 1992. - №2-3. – С.1-4. 32. Медведев В.А. Знаете ли вы свой край? – Воронеж, 1982. – 54с. 33. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1993. – 148с. 34. Непомнящий Н. Кошачья леди // Начальная школа. – 1991. -№10.–С.1-6. 35. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с. 36. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32. 37. Пыльнева Т.Г. Экология и география Липецкого края. – Липецк, 1992. – С.87-96. 38. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994. – С.132-184. 39. Рахилин В.К. Лесные богатства СССР – М.: Просвещение, 1981. – 29с. 40. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево // Начальная школа. – 1997. - №4. – С.48-52. 41. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.40- 42. 42. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе – М., 1977. – С.14-39. 43. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. – М., 1978. – 49с. 44. Семенов Д. Скромное обоняние колючек // Начальная школа. – 1992. - №2- 3. – С.36-41. 45. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика. – 1989. - №5. – С.15-19. 46. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. – М.: Лесная промышленность, 1987. – 48с. 47. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья – М.: Экология, 1991. – 34с. 48. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. – 1988. - №9. – С.31-34. 49. Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. – М.: Новая школа, 1994. – 126с. 50. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. – 1990. - №12. – С.12-14. 51. Филатова Л.М. По страницам Красной книги // Начальная школа. – 1991. - №11. – С.49-52. 52. Харитонов Н. Ловя дуновения // Юный натуралист. – 1991. - №4. – С.26- 28. 53. Хохрякова О. Яд для неприятеля // Юный натуралист. – 1991. - №8 – С.40- 43. 54. Шкарбан И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования // Советская педагогика. – 1981. - №7. – С. 83-85. Приложение. Диаграмма 1 [pic] Диаграмма 2 [pic] Диаграмма 3 [pic] Диаграмма 4 [pic] Диаграмма 5 [pic] Диаграмма 6 [pic] Диаграмма 7 [pic] Диаграмма 8 [pic] Диаграмма 9 [pic] Диаграмма 10 [pic] Схема 1. Основные факторы, определяющие формирование у школьников ответственного отношения к окружающей природной среде (По Захлебному А.Н.). |Потреб| |Идеал | |Активная| | | | | | |ности,| |отношен| |жизненна| | | | | | |ценнос| |ия и | |я | | | | | | |ти | |поведен| |позиция | | | | | | | | |ия | | | | | | | | | | | | | | |Культура | |Культура | | | | | | | | |поведения | |профессиональн| | | | | | | | | | |ого труда | | |Содержание | | | | | | | | | | |Методы | |Знания |Готовность действовать | | | | |Педагогически| |Оценочно-э| | |Ответственное | |Реализация в | |е средства | |моциональн| | |отношение | |деятельности | | | |ая реакция| | | | |и в поведении| |Наглядные | |Деятельность |Способность действовать| | | |средства | |учащихся | | | | |Формы | | | | | | | | | | |организации | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Участие в ОПТ | | | | | | | | | | |по защите, | | | | | | | | | | |уходу, | | | | | | | | | | |улучшению | | | | | | | | | | |природной | | | | | | | | | | |среды, | | | | | | | | | | |пропаганде | | | | | | | | | | |идей охраны | | | | | | | | | | |природы. | | |Прогноз| |Приня| |Выбор | | | | | | |ировани| |тие | |способа | | | | | | |е | |решен| |действия| | | | | | |вариант| |ий | | | | | | | | |ов | | | | | | | | | | |последс| | | | | | | | | | |твий | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Утренник «Мир вокруг нас» Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни – живой природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой. Оборудование: газета «Мир вокруг нас», маски грустного и улыбающегося человека, написанное на бумаге слово атмосфера, схема загрязнения воздуха, правила поведения в природе (плакаты), картинки растений и животных, занесенных в Красную книгу нашей страны. Литература: 1. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.М. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1983. – 144 с. 2. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас //Начальная школа. – 1993. -№9. – С.40-42. 3. Афанасьева Е. Экология не знает границ //Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-31. Ход занятия. Учитель: - Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено? - Грустный человек. - А почему он грустный? (Ответы детей) - У нас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может быть и поймем, почему он грустный. Роли корреспондентов заранее распределяются между учащимися. Первый корреспондент: - Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух) - Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доску заранее написанное на листе бумаги слово) - Кто знает стихи или загадки о небе, воздухе? Выше леса, выше гор Расстилается ковер Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий, То он ярко-голубой. - Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей) Рассмотрите схему. - От чего загрязняется воздух? - Что надо сделать для охраны воздуха от загрязнения? - Если бы ты был мэром города, села, какие меры по охране воздуха от загрязнения ты предпринял бы в первую очередь? (Ответы детей) Первый корреспондент. - Установка очистительных сооружений на предприятиях, проветривание комнат, классов, удаление пыли влажной тряпкой – мы убрали микробы с голубого поля. (Ученик убирает аппликации микробов). Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения. Учитель. - Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля – наш человечек будет улыбаться! - Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента. Второй корреспондент. - Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова. Непременно каждым утром Я включаю телевизор, И, конечно, репродуктор, И еще магнитофон. - Весело? Да. А почему же соседи ей говорят: Эй, гражданка у окна. Вы же в доме не одна. Почему же целый дом Должен слушать этот гром? (Ответы детей) им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухо своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт. - Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей) - Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны. Учитель. - Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку. Третий корреспондент. Отгадайте загадку: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! Что это? Конечно это вода. Не умыться, ни напиться Без воды, Листику не распуститься Без воды, Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода! - Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака – это вода. - Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с водой? 1) Вечером на землю слетает, ночью на земле пребывает, утром опять улетает. 2) Над рекою, над долиной повисла белая холстина. 3) Пушистая вата плывет куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе. 4) Меня ждут, не дождутся, а как завидят – разбегутся. 5) На дворе переполох, с неба сыплется горох. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтоб щечки краснели, Чтоб глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок? - Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей) - Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во- вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна – загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. А какие крупные заводы есть у нас в Данкове, которые сбрасывают в нашу речку Дон отходы производства? (Доломитовый комбинат, химический завод, животноводческие фермы). Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? - Что надо сделать? (Ответы детей) - Надо экономить воду, не выбрасывать в реки т озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна! (Убирает) учитель. - Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода! А теперь зеленая страничка нашей газеты. Четвертый корреспондент. - Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей) - Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым существам. - Кого можно отнести к живой природе? (Ответы детей) Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг Человек природе друг! - Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей) Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы можем убрать эти квадраты и круги, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей) Появляется плакат. - О чем говорит этот плакат? (Ответы детей) - Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их. Если я сорву цветок Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты Дружно соберем цветы, Опустеют все поляны – И не будет красоты. - Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений) - Посмотрите, эти рисунки украшают нашу страничку так же, как сами эти растения – природу. Но поле портят черные квадраты, над ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей) - Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жуков, пауков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или ястреба и лягушки или жабы) Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид. Просьба. Н.А. Заболоцкий. Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась, Этот сон давнишний до сих пор мне снится – На траве кровавой вздрагивала птица Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо! А море без рыб – не море! А земля без зверей – не земля! Люди – исполины, люди – великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно, И должно быть сердце. Сердце человечье! Люди – человеки, страны и народы Мы теперь навечно должники природы Надо с этим долгом как-то расплатиться. Пусть расправит крылья раненая птица! - Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в Красную книгу нашей страны. - А каких вы можете назвать животных или растений, которые занесены в Красную книгу нашей страны? (Ответы детей) Показ учителем некоторых видов редких растений и животных. Учитель. - Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, то поможем всем. - Ребята, сегодня мы говорили о многих компонентах природы. - Что такое природа? (Ответы детей) - Что природа дает человеку? - Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей) - А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь. Тема: Игра – путешествие «По лесным тропинкам». Цель: учит работать с дополнительной литературой, отбирая интересные сообщения о животных и растениях леса, познакомить учащихся с Красной книгой мира и нашей страны; прививать любовь к природе, бережному отношению ко всему живому на Земле. Оборудование: эмблемы команды «Березка», команды «Елочка», рисунки съедобных и несъедобных грибов, 2 корзинки, рисунок совы, рисунок летучей мыши, жука, разрезанные портреты редких животных, сарафаны для сценки, рисунок Красной книги, рисунки растений, занесенных в Красную книгу. Литература: 1. Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето //Начальная школа. – 1996 -№6. – С. 56-58. 2. Дерим – Оглу Е.Н. Кукушка //Юный натуралист. –1991. - №6. – С. 28-31. 3. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные – М.: Лесная промышленность, 1987. 48 с. 4. Филатова Л.М. По страницам Красной книги //Начальная школа. – 1991. -№11. – С. 49-52 Ведущий. – Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи, Ты же видишь, мы свои! Перед нами две команды: «Березка» и «Елочка». Они сейчас отправляются в путешествие: «По лесным тропинкам». 1. Представление команд. Команда «Елочка» Под широкой темной елью, Прошлогодней пахнет прелью Подойдешь ты к ней – иголки Подойдешь ты к ней Под подошвами скользят Ведь в обычаи у елки Круглый год менять наряд. Ель знакома нам всем с детства. Без нарядной елки и праздника нет. Круглый год ель зеленая. А почему? Да потому, что листок – иголка живет 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Одни иголки опадают, а другие растут. Любят ель птицы, и медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живет ель до 1200 лет. Команда «Березка». Люблю березку русскую То светлую, то грустную В белом сарафанчике С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают: мебель, фанеру. А береста, кора березы - готовая природная бумага. II. Разминка команд. Команде, Елочка. 1) Назвать 5 пород лиственных деревьев. 2) Почему хвойное дерево лиственницей назвали? Команде “Березка” 1) Назвать 5 пород хвойных деревьев. 2) Чем отличается ель от сосны? III. Конкурс “Грибная полянка” Ведущий. - Кто сидит на крепкой ножки. В бурых листьях у дорожки? |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |