на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы


12.

25. Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. – 1991.

- №1. – С.9-11.

26. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. –

М., 1980. – 24с.

27. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе //

Краеведческая работа в школе – М., 1974. – С.3-10.

28. Иванов П.В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика. –

1990. №10. – С. 27-30.

29. Камышев Н.С., Хмелев К.Ф. Растительный покров Липецкой области –

Воронеж, 1972. – 49с.

30. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.

31. Мазуренко М. Где пряталась весна // Юный натуралист. – 1992. - №2-3. –

С.1-4.

32. Медведев В.А. Знаете ли вы свой край? – Воронеж, 1982. – 54с.

33. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и

сформированности экологических отношений у школьников / Министерство

образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». –

Екатеринбург, 1993. – 148с.

34. Непомнящий Н. Кошачья леди // Начальная школа. – 1991. -№10.–С.1-6.

35. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной

И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с.

36. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе //

Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32.

37. Пыльнева Т.Г. Экология и география Липецкого края. – Липецк, 1992. –

С.87-96.

38. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.:

Топикал, 1994. – С.132-184.

39. Рахилин В.К. Лесные богатства СССР – М.: Просвещение, 1981. – 29с.

40. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево // Начальная школа. –

1997. - №4. – С.48-52.

41. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.40-

42.

42. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших

школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые

игры по охране природы в средней школе – М., 1977. – С.14-39.

43. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к

природе. – М., 1978. – 49с.

44. Семенов Д. Скромное обоняние колючек // Начальная школа. – 1992. - №2-

3. – С.36-41.

45. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и

образных представлений // Советская педагогика. – 1989. - №5. – С.15-19.

46. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. – М.: Лесная

промышленность, 1987. – 48с.

47. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья – М.: Экология, 1991. – 34с.

48. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования

//Советская педагогика. – 1988. - №9. – С.31-34.

49. Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. –

М.: Новая школа, 1994. – 126с.

50. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в

школе // Советская педагогика. – 1990. - №12. – С.12-14.

51. Филатова Л.М. По страницам Красной книги // Начальная школа. – 1991. -

№11. – С.49-52.

52. Харитонов Н. Ловя дуновения // Юный натуралист. – 1991. - №4. – С.26-

28.

53. Хохрякова О. Яд для неприятеля // Юный натуралист. – 1991. - №8 – С.40-

43.

54. Шкарбан И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего

образования // Советская педагогика. – 1981. - №7. – С. 83-85.

Приложение.

Диаграмма 1

[pic]

Диаграмма 2

[pic]

Диаграмма 3

[pic]

Диаграмма 4

[pic]

Диаграмма 5

[pic]

Диаграмма 6

[pic]

Диаграмма 7

[pic]

Диаграмма 8

[pic]

Диаграмма 9

[pic]

Диаграмма 10

[pic]

Схема 1. Основные факторы, определяющие формирование у школьников

ответственного отношения к окружающей природной среде (По Захлебному А.Н.).

|Потреб| |Идеал | |Активная| | | | | |

|ности,| |отношен| |жизненна| | | | | |

|ценнос| |ия и | |я | | | | | |

|ти | |поведен| |позиция | | | | | |

| | |ия | | | | | | | |

| | | | | | |Культура | |Культура | |

| | | | | | |поведения | |профессиональн| |

| | | | | | | | |ого труда | |

|Содержание | | | | | | | | | |

|Методы | |Знания |Готовность действовать | | | |

|Педагогически| |Оценочно-э| | |Ответственное | |Реализация в |

|е средства | |моциональн| | |отношение | |деятельности |

| | |ая реакция| | | | |и в поведении|

|Наглядные | |Деятельность |Способность действовать| | |

|средства | |учащихся | | | |

|Формы | | | | | | | | | |

|организации | | | | | | | | | |

| | | | | | | | |Участие в ОПТ | |

| | | | | | | | |по защите, | |

| | | | | | | | |уходу, | |

| | | | | | | | |улучшению | |

| | | | | | | | |природной | |

| | | | | | | | |среды, | |

| | | | | | | | |пропаганде | |

| | | | | | | | |идей охраны | |

| | | | | | | | |природы. | |

|Прогноз| |Приня| |Выбор | | | | | |

|ировани| |тие | |способа | | | | | |

|е | |решен| |действия| | | | | |

|вариант| |ий | | | | | | | |

|ов | | | | | | | | | |

|последс| | | | | | | | | |

|твий | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

Утренник «Мир вокруг нас»

Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным,

водным океанами, с зеленой страничкой жизни – живой природой, с влиянием

человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты

чистой и здоровой.

Оборудование: газета «Мир вокруг нас», маски грустного и улыбающегося

человека, написанное на бумаге слово атмосфера, схема загрязнения воздуха,

правила поведения в природе (плакаты), картинки растений и животных,

занесенных в Красную книгу нашей страны.

Литература: 1. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.М. С любовью к

природе – М.: Педагогика, 1983. – 144 с. 2. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас

//Начальная школа. – 1993. -№9. – С.40-42. 3. Афанасьева Е. Экология не

знает границ //Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-31.

Ход занятия.

Учитель: - Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску.

То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется

«Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее

страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что

здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь

изображено?

- Грустный человек.

- А почему он грустный? (Ответы детей)

- У нас оказались разные мнения.

Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится

вокруг нашего человечка. Тогда может быть и поймем, почему он грустный.

Роли корреспондентов заранее распределяются между учащимися.

Первый корреспондент:

- Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы

должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

- Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который

называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доску заранее

написанное на листе бумаги слово)

- Кто знает стихи или загадки о небе, воздухе?

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.

- Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда

он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень

маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни,

например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов

может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и

микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было

меньше? (Ответы детей)

Рассмотрите схему.

- От чего загрязняется воздух?

- Что надо сделать для охраны воздуха от загрязнения?

- Если бы ты был мэром города, села, какие меры по охране воздуха от

загрязнения ты предпринял бы в первую очередь? (Ответы детей)

Первый корреспондент.

- Установка очистительных сооружений на предприятиях, проветривание комнат,

классов, удаление пыли влажной тряпкой – мы убрали микробы с голубого

поля. (Ученик убирает аппликации микробов). Еще хорошо очищают и освежают

воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в

воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших

городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Учитель.

- Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить

микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля

– наш человечек будет улыбаться!

- Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое:

какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего

корреспондента.

Второй корреспондент.

- Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть

любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке

девушка поет такие слова.

Непременно каждым утром

Я включаю телевизор,

И, конечно, репродуктор,

И еще магнитофон.

- Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:

Эй, гражданка у окна.

Вы же в доме не одна.

Почему же целый дом

Должен слушать этот гром?

(Ответы детей)

им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является

загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики,

самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть.

А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик.

Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность.

Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над

ухо своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может

разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это

поле (показывает поле со стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни

стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная,

негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.

- Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт?

(Ответы детей)

- Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки

и оставим красивые волны.

Учитель.

- Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

Третий корреспондент.

Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Что это?

Конечно это вода.

Не умыться, ни напиться

Без воды,

Листику не распуститься

Без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

- Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где

находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака –

это вода.

- Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с водой?

1) Вечером на землю слетает,

ночью на земле пребывает,

утром опять улетает.

2) Над рекою, над долиной повисла

белая холстина.

3) Пушистая вата плывет куда-то:

чем вата ниже, тем дождик ближе.

4) Меня ждут, не дождутся, а как

завидят – разбегутся.

5) На дворе переполох, с неба

сыплется горох.

Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая?

Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть

чистой. Про какую воду говорится:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок?

- Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на

нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?

(Ответы детей)

- Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-

вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем

пятна – загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера

различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от

заводов и фабрик. А какие крупные заводы есть у нас в Данкове, которые

сбрасывают в нашу речку Дон отходы производства? (Доломитовый комбинат,

химический завод, животноводческие фермы). Сможем ли мы, ребята, очистить

это поле, чтобы наш человечек улыбнулся?

- Что надо сделать? (Ответы детей)

- Надо экономить воду, не выбрасывать в реки т озера мусор, не мыть в них

машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик.

Уберем все грязные пятна!

(Убирает)

учитель.

- Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода!

А теперь зеленая страничка нашей газеты.

Четвертый корреспондент.

- Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая?

(Ответы детей)

- Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они

дают пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым существам.

- Кого можно отнести к живой природе? (Ответы детей)

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг

Человек природе друг!

- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей)

Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них

растения или животные, которых осталось мало. Мы можем убрать эти квадраты

и круги, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем.

Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с

красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей)

Появляется плакат.

- О чем говорит этот плакат? (Ответы детей)

- Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки.

Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты

Дружно соберем цветы,

Опустеют все поляны –

И не будет красоты.

- Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под

ними яркие рисунки растений)

- Посмотрите, эти рисунки украшают нашу страничку так же, как сами эти

растения – природу. Но поле портят черные квадраты, над ними животные,

которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать

черные квадраты? (Ответы детей)

- Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в

лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать

никого, даже самых маленьких жуков, пауков, червячков. Запомним это

правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает

квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или

ястреба и лягушки или жабы)

Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки

из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли

хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их

внешний вид.

Просьба.

Н.А. Заболоцкий.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась,

Этот сон давнишний до сих пор мне снится –

На траве кровавой вздрагивала птица

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей – не земля!

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди – человеки, страны и народы

Мы теперь навечно должники природы

Надо с этим долгом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

- Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты

или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в Красную

книгу нашей страны.

- А каких вы можете назвать животных или растений, которые занесены в

Красную книгу нашей страны? (Ответы детей)

Показ учителем некоторых видов редких растений и животных.

Учитель.

- Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и

животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но

если мы будем знать правила поведения в природе, то поможем всем.

- Ребята, сегодня мы говорили о многих компонентах природы.

- Что такое природа? (Ответы детей)

- Что природа дает человеку?

- Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей)

- А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей

газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под

ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье

человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.

Тема: Игра – путешествие «По лесным тропинкам».

Цель: учит работать с дополнительной литературой, отбирая интересные

сообщения о животных и растениях леса, познакомить учащихся с Красной

книгой мира и нашей страны; прививать любовь к природе, бережному отношению

ко всему живому на Земле.

Оборудование: эмблемы команды «Березка», команды «Елочка», рисунки

съедобных и несъедобных грибов, 2 корзинки, рисунок совы, рисунок летучей

мыши, жука, разрезанные портреты редких животных, сарафаны для сценки,

рисунок Красной книги, рисунки растений, занесенных в Красную книгу.

Литература:

1. Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето //Начальная школа. – 1996 -№6. – С.

56-58.

2. Дерим – Оглу Е.Н. Кукушка //Юный натуралист. –1991. - №6. – С. 28-31.

3. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные – М.: Лесная

промышленность, 1987. 48 с.

4. Филатова Л.М. По страницам Красной книги //Начальная школа. – 1991.

-№11. – С. 49-52

Ведущий. – Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

Перед нами две команды:

«Березка» и «Елочка». Они сейчас отправляются в путешествие: «По лесным

тропинкам».

1. Представление команд.

Команда «Елочка»

Под широкой темной елью,

Прошлогодней пахнет прелью

Подойдешь ты к ней – иголки

Подойдешь ты к ней

Под подошвами скользят

Ведь в обычаи у елки

Круглый год менять наряд.

Ель знакома нам всем с детства.

Без нарядной елки и праздника нет.

Круглый год ель зеленая.

А почему? Да потому, что листок – иголка живет 2-3 года, и опадают иголки

не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Одни иголки опадают, а

другие растут. Любят ель птицы, и медведь чаще строит свою берлогу под

елью. Живет ель до 1200 лет.

Команда «Березка».

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов

сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол

березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока

дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают: мебель, фанеру. А

береста, кора березы - готовая природная бумага.

II. Разминка команд.

Команде, Елочка.

1) Назвать 5 пород лиственных деревьев.

2) Почему хвойное дерево лиственницей назвали?

Команде “Березка”

1) Назвать 5 пород хвойных деревьев.

2) Чем отличается ель от сосны?

III. Конкурс “Грибная полянка”

Ведущий. - Кто сидит на крепкой ножки.

В бурых листьях у дорожки?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.