на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы


экологическое качество окружающей человека среды (естественной,

преобразовательной, искусственной), природные ресурсы и изделия из них;

эталоны и уникальные объекты естественной природы; памятники культуры. Все

эти объекты окружающей Среды являются ценностями, удовлетворяющие

разнообразные потребности человека (и общества): практические,

познавательные, эстетические, нравственные.

Вторым фактором, определяющим готовность человека к деятельности,

является его идеал отношения (и поведения) к природной среде. Идеал

выступает как образ цели поведения или деятельности человека. Идеал

отношения к природе — это поведение, при котором гармонически сочетаются

общественные и личные интересы. Гуманизм — характерная черта идеала

поведения в природной среде. Он определяет уважение к человеку, к

общественным потребностям. Из идеала выводятся требования общества к

личности, на их основе вырабатываются критерии оценки ее поступков.

Развитие у школьников оценочных суждений выступает важным фактором в

воспитании готовности и способности действовать по зашите природной среды.

Оценка — это отражение явлений действительности с точки зрения духовного

мира, интересов, потребностей, целей личности. Моральная ответственность —

сложная характеристика личности. В основе ее лежат нравственные убеждения,

которые психологи рассматривают как моральные принципы, ставшие мотивами

поведения человека. В нравственном убеждении принято различать:

познавательный компонент — знание о моральной норме; отношение к этому

знанию — уверенность в его правильности и необходимости реализовать его в

своих действиях; потребность и готовность поступать в соответствии с этими

знаниями. Для совершения ответственного поступка необходима

сформированность и такого свойства личности, как способность действовать.

Это свойство включает не только знание о том, как действовать, но и волю,

настойчивость, активность в достижении цели. Эти качества проявляются в

конкретных ситуациях и разных сочетаниях.

Автор обращает внимание на то, что во втором блоке рассматриваемой

модели показано проявление свойств личности ученика в конкретных видах

деятельности и поведения. Об ответственном отношении свидетельствует:

— культура индивидуального поведения в природном окружении;

— активное участие в общественно полезном труде по защите, уходу и

улучшению окружающей Среды, в пропаганде идей охраны природы.

В третьем блоке модели А.Н. Захлебный показывает «каналы», через

которые педагог воздействует на личность ученика, его чувства и интеллект.

Используя социальный опыт человечества, который закреплен в научных

знаниях, педагог постепенно развивает интеллектуальные способности

личности, формирует ее мировоззрение, видение научной картины мира. Именно

в результате интеллектуального развития формируется представление об

исторической неизбежности возникновения проблем охраны природы и

установлении гармонического взаимодействия с природой. Сочетание

эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей

природной Среды — основа научного понимания многообразной ценности природы,

что формирует необходимую мировоззренческую позицию личности.

В четвертый блок модели автором включены педагогические средства, с

помощью которых осуществляется природоохранительное образование личности.

Это учебное содержание, методы, наглядные средства, формы организации

воспитательного процесса.

Модель факторов, определяющих формирование у школьников

ответственного отношения к природе представлена в приложении.

1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры.

В своей статье “Экология личности” Б.Т. Лихачев1 раскрывает

содержание понятия “Экология личности и культуры общества”, которое может

быть рассмотрено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-

психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная

умственная аналитико-синтезирующая способность человека, гарантирующая

научно обоснованное включение в природу, жизнь общества, имел в виду

сохранения их равновесия. Эстетическое воспитание обеспечивает познание

природы во всей ее естественной и эстетической целостности. Воображение

выступает как психический прогресс предвидения последствий вмешательства в

жизнь природы и общества. Чувствование основано на созидательно-

бессознательном стремлении единению с природой. В содержание экологического

сознания включается и утилитарно-практическое поведение. Должным образом

направленная воля предполагает способность к решительному отказу от

намеченных действий в случае возможности непредсказуемых последствий.

Экологическая культура человека органично связана с личностью в

целом, ее различными сторонами и качествами, она возникает как новое

психическое образование. Естественнонаучная образованность обеспечивает

познание закономерностей природы, связей между нею и человеком. Философская

— дает возможность осмыслить назначение человека. Политическая —

обеспечивает должное равновесие между хозяйственной деятельностью и

природными ресурсами. Правовая — удерживает в рамках закона регулируемые

взаимодействия. Нравственная — одухотворяет эти отношения. Эстетическая —

создает возможность для переживаний восторга и наслаждения. Культура труда

и хозяйственной деятельности направляет усилия человека в русло

природоохранной целесообразности.

Такое широкое понимание культуры личности, продиктованное реалиями

конца xx столетия, предполагает развитие ряда смежных научных направлений.

Среди них Б.Т. Лихачев выделяет такие, как экологическая психология и

педагогика, экологическая психофизиогигиена. Первая найдет свой

специфический предмет в изучении становления и развития психических

состояний, обеспечивающих осознание и ощущение себя частью природы,

формирование установки и мотивации на взаимополезное, взаимооздоровляющее

взаимодействие. Возможно, она станет основой для экологически

ориентированной педагогики как особой научной дисциплины, направления

поиска, максимально отвечающих принципу природосообразности в его

современном звучании. На их базе могут быть разработаны рекомендации по

организации образа жизни ребенка, преодолению кризисных явлений, связанных

с нарушением экологического равновесия (кислородное голодание, задержки в

развитии, вспышки агрессивности и жестокости в отношении к животным и друг

другу и т.д.). Педагоги говорят о необходимости экологической терапии и

разработки путей и средств возвращения ребенка в биологически и

психологически благоприятную среду обитания, предложить специальные

игровые, творческие, деловые ситуации общения и деятельности, снимающие

напряжение, возрождающие нормальное функционирование психики и организма в

целом. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует

подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным

отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность

ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как

любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в

качестве высшего счастья. Природа вненравственна, она по ту сторону добра и

зла. Ее величие и спокойствие помогают осознать свое место в ней.

Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного

отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного.

Педагоги отмечают, что экологическая культура личности немыслима вне

ее практического отношения к действительности, которое формируется на

основе совместных усилий учителей и учащихся. Речь идет о создании надежной

психологической установки на экологически обоснованное включение в природу,

ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы

самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с

воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и

хозяйственности. Важно умения и навыки охранительной и защитительной, психо-

и физиотерапевтической деятельности (лесоводства, садоводства,

огородничества и др.), в области зоотерапии, аутотренинга, налаживания

оздоровительного общения. Естественной основой процесса такого воспитания

являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения

ребенка с окружающей средой. У детей дошкольного и младшего школьного

возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе

отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью

природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное

взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и

присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои

привычки. Таким образом, экологическая культура в современных условиях

является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться

как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке

подлинной интеллигентности и цивилизованности.

1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками.

Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании

младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между

живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем

крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной

природой, бережное отношение к живому.

Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях

родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют

объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся:

природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с

точки зрения взаимодействия общества и природы. Эти объекты можно

конкретизировать следующим образом: природа — типичные и редкие виды

организмов, типичные природные сообщества; охраняемые территории, памятники

природы, природные ресурсы края; хозяйство — местные промышленные

предприятия, использующие природные ресурсы и влияющие на окружающую среду;

предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, службы

благоустройства; население — особенности экологической культуры местного

населения, отношение к окружающей природной среде учащихся школы; искусство

— произведения профессионального искусства; народные промыслы, связанные с

использованием природных материалов; легенды, сказки, игры, танцы, песни

местного населения с природными сюжетами; история — происхождение обычаев и

традиций отношения к природе; происхождение названий населенных пунктов и

других географических объектов; развитие природоохранной деятельности

взрослых и школьников в крае.

Конечно, перечень конкретных объектов экологического краеведения

может быть значительно шире, здесь важно показать их разнообразие, а это, в

свою очередь, оживит эколого-краеведческую работу с учениками начальной

школы, обеспечит комплексный подход в деле.

Т.А. Бабакова1 считает, что школьное краеведение имеет две

взаимосвязанные стороны — краепознание и краестроительство (последнее, к

сожалению, часто упускается). При проведении эколого-краеведческой работы

необходимо помнить оба эти условия, так как только в процессе практической

деятельности по сохранению и улучшению окружающей Среды формируется

бережное отношение, а затем и ответственное отношение к природе.

Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организации

различных видов деятельности учащихся — познавательной, ценностно-

ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетитечской, трудовой — в

их совокупности. Т.А. Бабакова рекомендует познавательную деятельность

связывать приобретением и совершенствованием знаний, получаемых учащимися

от учителей в виде информации, выполнение опытов и наблюдений, чтение

краеведческой литературы, выполнение заданий учителя на применение знаний.

Ценностно-ориентационная деятельность направлена на осознание учениками

многостороннего значения природы для населения края и необходимости в связи

с этим сохранения и улучшения природной среды. При этом природные объекты

оцениваются с точки зрения для природы человека. Данный вид деятельности

связан с анализом значения (оценкой) изучаемых объектов и обоснованием

своей точки зрения.

По мнению педагогов коммуникативная деятельность предполагает

активность самих учеников, что проявляется, например, при подготовке и

выполнении сообщений в классе; при коллективном планировании и обсуждении

результатов практических природоохранных дел. Художественно-эстетическая

деятельность заключается в восприятии эстетических свойств природных

объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального,

литературного, декоративно-прикладного, зодчества, Устного народного

творчества), а также в создании художественных образов, связанных с

природными объектами и отношением людей к природе. Разнообразны и формы

художественного творчества учащихся: выполнение рисунков, плакатов,

сочинений, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам;

сочинение и оформление экологических сказок; участие в подготовке

спектаклей экологического содержания; изготовление поделок из природного

материала и др. При этом желательно использовать произведения искусства

местных авторов, однако можно применять и работы других мастеров, если в

них отражены изучаемые объекты природы.

Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и

улучшением окружающей среды. Реально возможности такой деятельности,

несмотря на кажущееся разнообразие конкретных проявлений, ограничены

преимущественно благоустройством своего класса и школы, ее территории. Сюда

входят: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними,

уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и

древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке

(полив, прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников и т.п.

Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-

краеведческой работы соответствует деятельностно-личностному подходу в

образовании и воспитании, причем следует иметь в виду, что при выделении

отдельных видов деятельности есть некоторая условность. Так, познавательная

деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение

учениками тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения

с учителем и т.п. Осознание специфики каждого деятельности и их взаимосвязи

позволяют учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую

работу с учащимися.

1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших

школьников.

Экологическое образование обладает такими особенностями, как

актуализация идеи К. Маркса о неразрывной связи физической и духовной жизни

человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе

глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы:

сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических

достоинств окружающей Среды, рациональное использование природных ресурсов.

Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение

которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной

работы.

Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность,

которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и

самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы

необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами,

которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной

работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и

интересов.

Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию

экологической культуры младших школьников является ведущим.

Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной

работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения

разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения

людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам

извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать

решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом

обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия

экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со

сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить

тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими

растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям;

как вести себя в природе, если встретится дикое животное.

Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к

самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той

скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более

продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться

к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию

связей человека с природой в течении длительного срока с фиксацией на

фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает

исследования природной Среды и ее охраны привлекательными и интересными.

Формирование экологической культуры младших школьников возможно

только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной

деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам

овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть

экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по

охране природы.

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах

внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные

занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов

растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных

в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В

индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят

школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их

состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом

улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса

от сушняка, подкормить птиц зимой.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников

к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В

них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению

взаимосвязей человека с живой природой.

В формировании экологической культуры младших школьников огромную

роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые

игры на экологические темы.

Выводы по I главе:

1. Проблемы экологического воспитания младших школьников является

актуальной и достаточно в научной и методической литературе.

2. Кружковая работа по формированию экономической культуры младших

школьников не находит широкого применения в практике работы школы.

3. Уровень экологической культуры младших школьников недостаточно высокий.

Глава II. Опыт организации кружковой

работы с младшими школьниками.

2.1. Кружковая работа в системе экологического воспитания младших

школьников.

Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов

наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического

кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:

( научно-познавательного;

( ценностного;

( нормативного;

( практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших

школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о

научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим

свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно

познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс

знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле

формирования отношения детей к своему дому ( природно-социальному

окружению.

Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную

значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в

практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности

с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к

окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость,

милосердие, сочувствие, сопереживание

Нормативный аспект содержания экологического образования ( это

правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в

природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали

( показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между

людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих

людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой,

закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе

необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.