на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы


Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста,

слепо повторяющего поведение взрослого человека, в последнее время

претерпевает существенные изменения. Ребенок этого возраста ( не только

объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Поэтому

при разработке нормативного аспекта содержания важно учитывать, что младший

школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях

с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих

действий в конкретной ситуации.

Практически ( деятельностный аспект содержания играет не менее важную

роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая

деятельность ( конечный результат формирующихся отношений, критерий

развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и

закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший

школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в

деятельность природоохранительного характера. Опыт показывает, что объем и

содержание практического участия детей в защите и благоустройстве

окружающей среды своего села может быть значительно шире: это уборка

школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в

живых уголках школы, практические дела в естественных и искусственных

сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много

других важных дел. Следует учитывать, что организация практической

деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо

научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно

подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения,

соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.

В содержании экологического образования в начальной школе должны

найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие

возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый

интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых

организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно

детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как

они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям

обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние

оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное

воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и

животных.

Естественно, в содержании должны найти отражение знания о местах

обитания живых организмов: о их домах ( природных сообществах, в которых

протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью

человека.

В содержании экологического образования многоаспектно должны быть

представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.

Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния

окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать

эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей

среды ( значит заботиться о здоровье человека, его нормальной

жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность

познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой

населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании

природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и

на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений

человека с природным и социальным окружением.

Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают

достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не

могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении

окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в

занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при

знакомстве с дорогами и транспортом в селе есть возможность показать, что

дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт

отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ

можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов (

влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.

Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сельской сферы, в

которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их

красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека.

Таким образом, в содержании программы экологического кружка могут быть

прослежены несколько содержательных линий:

( человек ( природное существо и член общества;

( многообразие природного и социо-культурного окружения человека;

( экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;

( труд и поведение человека в окружающей среде.

Успех работы кружка зависит от того, как учитель сочетает

деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в

окрестностях школы или села. Так, органической составной частью кружковой

работы по теме «Экология села» может стать прокладка экологической

тропинки. Прокладка тропинки связана с изучением окружающей школу природы:

поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор

информационно емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием

общества и природы, разработка схемы маршрута, составление плана местности.

Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и

методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в

наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным

экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей,

выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности,

овладевает приемами общения со сверстниками.

Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов

животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника

рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает

необходимость его сохранения.

Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно

дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших

школьников.

Для выявления уровня экологической культуры младших школьников в

Перехвальской средней школы Данковского района Липецкой области во 2

классе, нами был проведен констатирующий эксперимент.

Детям были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования

использовался в сочетании с методом интервью.

Анкета

1. Что такое природа?

2. Что природа дает человеку?

3. Назовите охраняемые растения нашей местности.

4. Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?

5. Какие насекомые появляются весной первыми?

6. Что такое «фотоохота»?

7. Назовите лекарственные растения.

8. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

9. Как человек разрушает природу?

10. Что могут сделать дети для охраны природы?

Данные полученные в ходе анкетирования, представляют в графиках и

диаграммах.(Приложение № 4-10)

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое природа?» Как видно из

графика (приложение № 1), большинство учащихся не имеют полного

представления, о том что такое природа. Среди компонентов природы учащиеся

называли растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы

( воздух и вода.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что природа дает человеку?».

Приведенные данные (приложение № 2) свидетельствуют, что большинство

учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют птицу,

лекарства, одежду, мебель. Однако никто не назвал топливо, чистый воздух.

Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся на вопрос «Назовите

охраняемые растения нашей местности». Данные диаграммы (приложение № 3)

свидетельствуют о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемых

растениях своей местности. Среди ответов учащихся следует отметить

значительное количество неверных (например: одуванчик, подорожник и

другие).60 % учащихся не смогли ответить на поставленный вопрос.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Какие животные занесены в Красную

книгу нашей страны?». Как видно из графика (приложение № 4), большинство

учащихся не имеют представление об охраняемых животных нашей страны. Были

названы охраняемые животные такие, как бобр, беркут, олень и в то же время

многие учащиеся не дали полных и точных ответов.

Ответы учащихся на вопрос «Какие насекомые появляются весной

первыми?». Как показывают результаты анкетирования (приложение № 5),

учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, так как целенаправленные

фенологические наблюдения под руководством учителя ими не проводятся.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое

«фотоохота?».Приведенные данные (приложение № 6) говорят о том, что

большинство учащихся не знают, что существует в природе безопасный вид

охоты ( фотоохота.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как вы оцениваете состояние

окружающей среды в вашей местности?». Как видно из графика (приложение №

8), большинство учащихся оценивают состояние природы как

удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его

неудовлетворительным. Это связано с ухудшением экологической обстановки и с

большой информированностью школьников об экологических проблемах.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как человек разрушает природу?»

Приведенные данные (приложение № 9) свидетельствуют, что учащиеся

недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.

Ответы учащихся на вопрос: «Что могут сделать дети для охраны

природы?» Как видно из графика (приложение № 10), не все учащиеся знают,

что они могут сделать для охраны природы. Большинство школьников отмечают

ограждение муравейников, посадка деревьев, что связано с положением школы в

лесу.

Анализ полученных данных убедило нас в том, что уровень экологической

культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как

экологические знания очень низок. В связи с этим нами было сделано

предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по

формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность

формирования у школьников бережного отношения к природе.

2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской средней школе

Данковского района Липецкой области.

Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического

образования, мы разработали и предлагаем программу экологического

воспитания младших школьников в рамках кружка «Юный эколог». Программа

составлена из расчета один раз в неделю.

При построении авторской программы кружковой работы мы сочли

целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

( познавательном;

( познавательно-развлекательном;

( практическом;

( исследовательском.

Программа кружка «Юный эколог»

|срок|познавательные |познавательно-р|практические |Исследовательск|

| |мероприятия |азвлекательные |мероприятия |ие мероприятия |

| | |мероприятия | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|сент|Утренник «Мир |Театрализованно|Работа над |Путешествие по |

|ябрь|вокруг нас» |е представление|проектом «Мое |экологической |

| | |на |дерево». |тропинке (I |

| | |экологическую |Выставка |часть). |

| | |тему: «Новые |детских | |

| | |приключения |рисунков на | |

| | |Маши и Вити». |экологическую | |

| | | |тему: «Давайте | |

| | | |сохраним | |

| | | |планету». | |

|октя|Беседа |Праздник |Операция |Экскурсия |

|брь |«Перелетные |«Золотая |«Большие дела |«Удивительное |

| |птицы. Их |волшебница |маленьких рук» |рядом». |

| |охрана». |осень». Конкурс|(Сбор корма для|Фенологические |

| | |на лучший |птиц). |наблюдения |

| | |осенний букет. | |«Осенние |

| | | | |явления». |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|нояб|Путешествие за |Утренник «В |Операция «Малые|Опыт |

|рь |капелькой воды.|гостях у |реки» (рейд в |«Волшебница |

| |Проблема чистой|жителей |пойму реки |вода». |

| |воды и здоровье|подводного |Дон). | |

| |человека. |царства». | | |

|дека|Спектакль |Утренник |Подготовка |Опыты «Почему |

|брь |«Зачем зимой |«Здравствуй, |материалов для |идет снег?» |

| |снег». |гостья ( зима».|экологической |«Почему снег |

| | | |тропинки. |бывает разным?»|

| | | |Конкурс | |

| | | |рисунков | |

| | | |«Снежные | |

| | | |узоры». | |

|янва|Беседа |Викторина «Что |Путешествие на |Опыт «Защитные |

|рь |«Лиственные и |растет в моем |родину |свойства снега»|

| |хвойные |краю». Работа |комнатных |(роль снега на |

| |растения |над проектом |растений. Уход |растения |

| |зимой». |«Мое дерево». |за комнатными |зимой). |

| | | |растениями. | |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|февр|Беседа |Устный журнал |Операция |Экскурсия |

|аль |«Охраняемые |«Зимующие |«Синица» ( |«Следы. |

| |животные |птицы. Кто как |изготовление и |Фенологические |

| |Липецкой |проводит зиму».|развешивание |наблюдения.» |

| |области». | |кормушек, | |

| | | |подкормка птиц.| |

|март|Дидактическая |Праздник весны.|Очистка аллеи |Опыт со |

| |игра |Конкурс «Птичий|от сушняка. |срезанными |

| |«Первоцветы. |КВН». |Операция |ветками. |

| |Узнай растение | |«Скворец» ( | |

| |по листу». | |изготовление | |

| |Беседа «Встреча| |птичьих | |

| |пернатых | |гнездовий | |

| |друзей». | | | |

|апре|Беседа «Что мы |Экологическая |Операция |Экскурсия на |

|ль |знаем о |игра «Пестрый |«Муравей». |луг. |

| |насекомых и их |мир насекомых».| |Фенологические |

| |охране.» Чтение| | |наблюдения. |

| |и обсуждение | | | |

| |книг и статей в| | | |

| |журналах о | | | |

| |природе и ее | | | |

| |охране. | | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|май |Турнир-викторин|Игра-путешестви|Работа по |Путешествие по |

| |а «Охраняемые |е «По лесным |проекту «Мое |экологической |

| |растения |тропинкам». |дерево». |тропинке (II |

| |Липецкой | |Озеленение |часть). |

| |области». | |школьного |Лекарственные |

| | | |двора. |растения. |

Познавательное направление работы кружка включало цикл познавательных

мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы,

путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому

расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью

знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой

природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой

занимательной форме: это ( тетрализованные представления на экологическую

тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-

путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов

родного края, связанное с практическими делами (практическое направление

работы кружка «Юный эколог») ( посадкой деревьев и кустарников, охраной

уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников,

подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших

школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках

следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые

способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Программа может быть реализована при проведении внеучебной

воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших

школьников.

Предлагаемая программа обеспечена пакетом методических разработок. Ее

апробация проводилась на базе 2 класса Перехвальской средней школы. В ходе

работы кружка нами был использован проект «Мое дерево» Н.А.Рыжовой.1

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников

любого возраста, в том числе и младших, играет практическая,

исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания,

полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной

оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения

собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих

наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы

и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по

книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на

картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы,

считает может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках

экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим

интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них

уровне. Проект «Мое дерево» подразумевает выполнение детьми

исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов

исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендации по

проблеме. В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья

играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако

большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает,

что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты.

В то же время дерево ( прекрасный объект для фенологических наблюдений. На

примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей

средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую

обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья ( довольно

крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить

дерево своим другом.

Проект включает три этапа работы. Первый этап ( подготовительный. На

этом этапе объясняется цель , задачи проекта , проводятся беседы,

дискуссии, экскурсии; определяется объект исследований. Каждый ученик

выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из условий ( дерево должно

находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность

регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте,

вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие

школьники выбирают для исследований деревья, которые, видны из окон их

домов, растут во дворе дома. У большинства детей сформировано представления

о том, что главное дерево нашей страны ( береза. Однако для сравнения

результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате

среди объектов наблюдений оказались рябина, яблоня, черемуха, груша, вишня,

ива.

Важной задачей работы в рамках проекта ( воспитание эмоционального

отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево ( друг,

ребенок сам выбирает для него имя. Анализ детских работ показал, что все

придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая (

обычные, «человеческие» имена ( Саша, Аннушка, Аленушка и т.п. Возможно, в

этом случае детям хотелось, чтобы у их деревьев были такие же имена, как у

них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивают свое отношение к

дереву, как к другу. Вторая группа имен ( это придуманные слова, отражающие

определенную характеристику дерева: дерево по имени «Среднекан» названо так

потому, что оно и не великан, и не малыш, а нечто среднее между ними. В

третьей группе имена деревьев отражают их особенности, но при этом дети

использовали уже существующие слова: Красавица, Белянка (береза) Ежик

(ель), Невеста (яблоня в цвету). Анализ детских рассказов о своем дереве

показывал, что детям нравится называть деревья придуманными именами, а не

ботаническим названием. Таким образом они подчеркивают свое личное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.