![]() |
|
|
Внеклассная работа по иностранному языкуписьме, устраиваются выставки писем, во время которых комментируется их содержание. Организующим центром этой работы является "Школьный почтамт", который помогает ученикам в переписке, предоставляет ИЯ информацию о том, как правильно оформить письма (написать адрес, дату и т.п.), предлагает адреса зарубежных друзей, которые желают состоять в переписке, обеспечивает конвертами, марками, консультирует по поводу употребления языкового материала, характерного для эпистолярной формы общения. Предметные кружки как групповая форма внеклассной работы по иностранному языку Кружок — эффективная форма внеклассной учебной работы по определенному предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость. Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач: привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений по тому или иному учебному предмету; развитие индивидуальных наклонностей учащихся к определенной отрасли науки; развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду; организация содержательного отдыха учащихся, направленного на их эстетическое и нравственное воспитание. [26, 204]. Предметным кружкам, в сравнении их с другими формами внеклассной учебной работы, присущи такие особенности: общность познавательных интересов учащихся, их положительное отношение к изучению данного предмета, любознательность и др. В школе организуются кружки по всем предметам для учащихся 4—10х классов. Кружки лучше всего организовать из учащихся параллельных классов и в состав каждого включать по 10—20 учащихся. Членами кружка могут быть не только хорошо успевающие учащиеся, по любой ученик, изъявивший желание заниматься в данном кружке. Практика существования предметных кружков показывает, что ученики со средней успеваемостью, работая активно в кружке, начинают хорошо учиться как по данному, так и по другим предметам. Опытные учителя специально вовлекают в кружок и плохо успевающего учащегося, стараются заинтересовать его, а заинтересовав, ставят перед ним требование — ликвидировать проблемы в своей учебной работе. В случае необходимости учитель организует через коллектив помощь этому учащемуся Результаты такой работы, как правило, положительные. [26, 210]. Каждый член кружка принимает активное и добровольное участие во всех мероприятиях, проводимых кружком, выполняет конкретную работу в соответствии со своими интересами и возможностями. Предметный кружок может избирать старосту, его заместителя, секретаря, редколлегию стенной газеты. Как правило, работой кружка руководит учитель или родители, или специалисты ВУЗов, учёные, либо старшеклассники. Кружок работает систематически (обычно 2— 3 раза в месяц), продолжительность занятий 1,5—2 часа. Все предметные кружки работают по плану согласно общешкольному расписанию (графику) кружковой работы, а занятия фиксируются секретарем в специальном журнале. План должен быть органически связан со школьной учебной программой по данному предмету, но вместе с тем может выходить за ее пределы и дополнять ее. В плане необходимо отобразить цели и задачи, содержание работы кружка (указать конкретные темы, разделы предмета, подлежащие изучению), а также виды, методы и формы работы. Формы работы могут планироваться самые разнообразные, исходя из специфики предмета, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, педагогического мастерства учителя, материальных условий и др. Это могут быть занятия по изучению новой лексики, доклады учащихся по различным проблемам в России и за рубежом, репетиции к спектаклям, музицирование на иностранном языке, организация переписки с зарубежными друзьями и т.д. Учитель может на кружковом занятии применять проблемное изложение материала, создать систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на решение той или иной проблемы, либо предложить такие индивидуальные и групповые задания, которые предполагают самостоятельную поисковую деятельность учащихся. В первом случае учащиеся будут следить за ходом мысли, рассуждений учителя, во втором - частично привлекаться к поисковой деятельности и в третьем - самостоятельно осуществлять все этапы поисковой деятельности. Такие задания развивают сообразительность и настойчивость, элементы нестандартного мышления, умения анализировать и обобщать, реферировать и моделировать языковой материал. Это стимулирует учебно-познавательную деятельность учащихся, становится фактором создания творческой атмосферы в процессе внеклассной работы. Слаженная работа предметного кружка способствует повышению успеваемости всех учащихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей школьников в предметном кружке создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе. [26, 227] Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы по ИЯ Ученическая конференция, как правило, носит тематический характер. В процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовит доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по той или иной проблематики. Ученическая конференция даёт возможность учащимся и учителям погрузиться в атмосферу иностранного языка, почувствовать себя в диалоге с иной культурой. Жесткие рамки урока и четко определенное содержание учебных дисциплин не всегда позволяют учащимся познать все богатство связей между изучаемыми объектами, событиями и явлениями. В этом случае с целью актуализации, обобщения и систематизации изученного ранее материала, его углубления, расширения и упрочения проводятся ученические конференции. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников. [25, 101]. Задача ученической конференции — привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся. В конференции могут принимать участие как учащиеся параллельных, так и непараллельных классов. Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство лектора, что связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада (сообщения), но и с развитием речи учащихся, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, правильной интонации, простоты, научности, доступности, четкости. Наряду с общешкольными мероприятиями, проводимыми, как правило, по параллелям, учителя иностранного языка проводят внеклассную работу в своих группах. Одновременно с достаточно разнообразными формами внеклассной работы, в которых заняты практически все учащиеся группы, в школе необходимо разработать системы внеклассных мероприятий направленных на стимулирование учащихся к достижению высоких личных результатов. Все проводимые конкурсы, в которых каждый ученик может принять участие индивидуально, можно разделить на 4 группы: . лексические (2-11 классы) . грамматические (3-11 классы) . фонетические (3-9 классы) . творческие (3-11 классы) Несомненно, складывающуюся систему внеклассной работы необходимо совершенствовать, наряду с традиционными формами, дающими хороший результат, использовать новые, т.к. внеклассная работа даёт неограниченные возможности для творчества, как учителя, так и учащихся. Особенности внеклассной работы по иностранному языку с «трудными» детьми Печальной реалией нашей жизни стали так называемые «трудные» дети. Профессор С.А. Завражин даёт следующее определение категории «трудные дети/подростки»: это дети/подростки с затруднениями или нарушениями процесса социализации. К ним относят: «а) неуспевающих; б) недисциплинированных; в) имеющих физические или психические недостатки; г) болезненных; д) отстающих в интеллектуальном плане; е) педагогически запущенных; ж) социально запущенных; з) несовершеннолетних правонарушителей, иногда, к числу «трудных» детей относят учащихся, опережающих сверстников в своём интеллектуальном развитии, это может сочетаться с таким чертами, как несдержанность, эгоизм, зазнайство, пренебрежительное отношение к старшим и товарищам. Сюда же порой причисляют детей с самобытными чертами темперамента и характера («лгуны», «тихони», «лентяи», «гордецы» и т.д.)». [24, 218]. Такие дети, как правило, живут в «неблагополучных» семьях, а именно: 1) в конфликтных семьях, в которых родители не ладят друг с другом; 2) в аморальных семьях, в которых супруги ведут образ жизни, являющийся объектом общественного осуждения; 3) в педагогически несостоятельных семьях, в которых отношения между супругами и детьми сравнительно благоприятные, но способы воспитательного воздействия неправильны (родители в таких семьях чрезмерно потакают детям или, наоборот, держат их в чрезвычайной строгости; возможна и ситуация, когда родители просто «разводят руками», не зная, как воздействовать на ребенка; 4) семьи с социально-экономическими факторами риска (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия) [24, 218]. Дети из «неблагополучных» семей характеризуются замкнутостью, ранимостью, повышенной обидчивостью, а иногда можно наблюдать их грубость и даже агрессивность по отношению к одноклассникам и взрослым. Воспитание у таких детей чувства гуманности является важной задачей. Думается, что учителя иностранных языков обладают большими возможностями для решения этой задачи в процессе окультуривающего общения с детьми, как на уроках, так и во внеурочное время. [29, 52]. Здесь можно сослаться на педагогический опыт учителя английского языка Л.Н. Шабановой. С 1994г. она уделяет особое внимание работе с детьми из «неблагополучных» семей. Администрация школы №34 г. Зеленограда полностью поддержала её. Людмила Николаевна проводит еженедельно 3 часа индивидуальных занятий с учащимися V—VI классов и 2 часа факультативных занятий с учащимися X классов. Эти часы входят в дополнительную учебную нагрузку педагога и оплачиваются соответствующим образом. Ежегодный план работы включает следующее: 1. Изучение психологических особенностей детей. 2. Знакомство с семьями ребят. 3. Развитие личности каждого ребенка посредством вовлечения его во внеклассную работу по английскому языку. [29, 52] В публикации Л.Н. Шабановой мы не находим конкретного описания работы с «трудными» детьми. В связи с этим, мы бы рекомендовали, прежде всего, общаться с этими детьми во время внеклассных мероприятий, сублимируя их отрицательную энергию в творческое, созидательное русло, поощрять их участие в различных мероприятиях, стараться заинтересовать их и выделять им посильные роли. При этом важны похвала учителя, одобрение одноклассников, добрый и ласковый взгляд, толерантность в случае возможной неудачи ребёнка, подбадривание, оптимистический настрой, а также чувство юмора. На наш взгляд, наиболее целесообразными мероприятиями, в которых участвуют «трудные» дети могли бы быть следующие дела: . театральная деятельность («трудные» дети могут участвовать не только в роли актёров, но и в роли реквизиторов, оформителей, звукооператоров, визажистов, декораторов, а также статистов); . игровая деятельность (игры помогают замкнутым и ранимым детям обрести инициативу, «чувство локтя», смысл жизни, а гиперактивным и даже агрессивным детям получить опыт «окультуривания» собственных чувств и поведения, благодаря соблюдению общепринятых в игре правил, необходимости действовать по определённому плану и приучают к дисциплинированности и ответственности); . выполнение языковых заданий с помощью компьютерной сети «Интернет» (формальные и речевые упражнения) и т.д. Выводы: в первой главе дипломной работы мы рассмотрели внеклассную работу по иностранному языку с точки зрения педагогической системы и педагогического явления. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы: внеклассная воспитательная работа по ИЯ является неотъемлемой частью педагогического процесса, имеет большое значение для всестороннего развития школьников, в том числе интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционально-волевого. Внеклассная работа по ИЯ имеет свои цели и задачи и строится по определённым принципам. Содержание внеклассной работы по ИЯ ориентировано, прежде всего, на содержание урочной работы и является её логическим продолжением. Многообразие форм внеклассной работы по ИЯ предоставляет широкий спектр деятельности для учителей-предметников. Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку § 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как средству коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом межличностных связей: преподаватель-группа, преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т. д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает радость общения с единомышленниками. [8, 54]. Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире; даёт психологическую устойчивость; снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям; вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Цель: . Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка. Задачи: . Активизировать рече-мыслительную деятельность учащихся. . Расширить кругозор и обогатить лексический запас. . Воспитать культуру общения Психологические аспекты игры Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: . развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); . коммуникативную: освоение диалектики общения; . самореализации в игре как полигоне человеческой практики; . игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; . диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; . функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; . межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; . социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову): . свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); . творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); . эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); . наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. [8, 112]. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно- рекреактив-ными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: . в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; . как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; . в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); . как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», экономические игры типа «Монополия», КТД и др.). Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Структура ролевой игры В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. Первый компонент - роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально- демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) Подбор ролей в игре должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности. Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация--выступает как способ ее организации. При создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. Выделяются следующие компоненты ситуации: 1) субъект, 2) объект (предмет разговора), 3) отношение субъекта к предмету разговора, условия речевого акта. Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью--главным компонентом ролевой игры - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры (Д.Б.Эльконин). Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории. Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи). Основные требования к играм Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной. Ролевая игра должна быть принята всей группой. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее будет он в общении. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |