на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Внеклассная работа по иностранному языку


Внеклассная работа по иностранному языку

Министерство образования РФ

Владимирский Государственный Педагогический Университет

Кафедра педагогики

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Выполнила:

Привезенцева Ольга Николаевна –

студентка факультета иностранных языков,

группа А-52.

Научный руководитель:

Даведьянова Нина Сергеевна –

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики.

Владимир, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку

5

§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое

явление 5

§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая

система 7

а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7

б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10

в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по

иностранному языку 12

Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному

языку 22

§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22

§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33

§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38

§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку

43

§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по

иностранному языку 50

§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по

иностранному языку 55

Заключение 58

Список литературы 61

Приложения 63

Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма Шекспира 63

Путешествие в страну "Хампельманию" 70

Введение

Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку

имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.

Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и

способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,

развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических

вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры

другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру

своей страны.

В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и

практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое

обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной

работе. [1,151].

В 20 – 80е годы ХХ века в советской школе внеклассная работа по

иностранным языкам велась достаточно активно, являясь продолжением

регулярного учебного процесса. Однако в начале 90х годов ХХ века в

отечественной школе наметилась негативная тенденция «урокодательства»,

когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том числе

внеклассная работа по иностранным языкам. Это объяснялось главным образом

причинами неудовлетворительного финансирования школ и исключения из

учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе

факультативных, кружковых, клубных и т.д. За эти годы существенным образом

ослабла традиция творческого отношения учителей к развитию ребёнка вне

рамок урока. В конце 90х годов, когда правительство и министерство

образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и

несколько улучшили финансирование системы образования, возникла

необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был накоплен в

отечественной школе.

Как выяснилось, за это время произошли такие изменения в жизни и

системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и

содержания внеклассной работы по иностранным языкам. В частности, широкое

распространение в системе образования получила работа с компьютерами,

использование Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в

процессе контроля знаний, умений, навыков.

Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли

тревожные тенденции, являющиеся результатом негативного влияния массовой

культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к

значительному росту так называемых «трудных» детей. В целях коррекционной

работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала

возрождаться внеклассная воспитательная работа, в том числе по иностранным

языкам.

Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся

общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и

методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по

иностранным языкам. В данном исследовании мы руководствовались этой

насущной потребностью современного процесса обучения иностранным языкам.

Систематизация накопленного опыта в этой сфере и обогащение его новыми

подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным.

Кроме того, обращение к данной проблеме носит и характер личной

заинтересованности. Это связано с моей будущей профессией учителя

иностранного языка, использующего в своей практической деятельности

самостоятельно разработанные методические рекомендации и материалы к

внеклассной работе по иностранным языкам.

Источники исследования: монографии отечественных авторов по

дидактике, учебные пособия для ВУЗов, статьи учёных, педагогов, учителей-

практиков в педагогической периодике (главным образом в журнале

«Иностранные языки в школе»), а также собственные методические разработки

для внеклассной работы по иностранному языку.

Объект исследования

Внеклассная работа по учебным предметам в современной школе.

Предмет исследования

Внеклассная работа по иностранным языкам в современной школе.

Цель исследования

Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной

работы по иностранным языкам и представить собственные методические

разработки и рекомендации в данной области.

Задачи исследования

1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной

работы в современной школе;

2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по

иностранному языку с точки зрения системного подхода;

3) выявить основные педагогические характеристики игровых форм,

факультативных занятий, календарных и тематических праздников,

экскурсий, домашних работ учащихся и использования средств

массовой информации (СМИ) и компьютерной сети «Интернет» во

внеклассной работе по иностранному языку;

4) представить собственную методическую разработку по творчеству У.

Шекспира и дополнить различные формы внеклассной работы по

иностранному языку собственными методическими рекомендациями.

Методы исследования

1) теоретический анализ педагогической литературы;

2) систематизация материалов по структурным (системным) компонентам

внеклассной работы по иностранному языку;

3) классификация различных форм внеклассной работы по иностранному

языку;

4) практическая разработка методических рекомендаций по внеклассному

мероприятию.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

. осуществлён теоретический анализ внеклассной работы по

иностранному языку как педагогической системы (принципы

организации, цели и задачи, содержание, мотивы, формы и

методы внеклассной работы по иностранному языку);

. представлена педагогическая характеристика отдельных форм

внеклассной работы по иностранному языку (игра,

факультативные занятия, календарные и тематические праздники,

экскурсии, СМИ и сеть «Интернет», домашние работы учащихся);

. по каждой форме воспитательной работы представлены

собственные методические рекомендации;

. в приложении представлена авторская методическая разработка

«Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма

Шекспира».

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты

могут быть использованы в учебном процессе педагогического ВУЗа, а именно:

в лекциях, семинарах и лабораторно-практических занятиях по дидактике,

методике преподавания иностранных языков, в процессе написания курсовых и

дипломных работ, в ходе педагогической практики студентов, а также в

педагогической деятельности учителей иностранных языков в современной

школе.

Структура дипломной работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и

приложения.

Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку

§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое

явление

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, внеурочная работа, составная часть учебно-

воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного

времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась

учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством,

организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеклассная работа

получила в 20е годы ХХ века, когда в школах начали активно создаваться

разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С.

Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги

рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности,

основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. С

созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная

работа чаще всего сливалась с работой этих организаций.[1, 151].

До сер. 80-х гг. внеурочная работа контролировалась органами народного

образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации.

Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким

активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной

воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в

роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное

общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить Внеурочную работу не

смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.

Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался

поиск новых подходов к внеурочной работе ориентированной на личность

школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила

школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы

внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными

задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для

проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для

детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии,

элементов игры, оптимистические перспективы и приподнятости.[1, 151].

Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с

внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному

направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и

т.п. Развитие художественного и технического творчества учащихся,

художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт,

туризм и т. д. С учётом воспитательного значения производственной трудовой

деятельности проводятся эксперименты по организации школьных кооперативов и

других трудовых объединений, работающих по заказам предприятий и

учреждений.

Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи

в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во

время школьных вечеров праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме

внеурочной работы относится организация продлённого дня. Во внеурочной

работе большое значение имеет самоуправление учащихся которое позволяет

большинству школьников принять участие в организаторской деятельности,

формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от

активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя

придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Различные виды самостоятельной учебной

деятельности школьников. Часть внеурочных учебных занятий непосредственно

связана с уроками — выполнение текущих домашних заданий, подготовка

докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Др.

часть внеурочных учебных занятий связана с уроками опосредованно и

выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки,

факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия искусством,

техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы

учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по

своему выбору. Удельный вес этой части внеурочных учебных занятий в ходе

обновления средней школы будет возрастать. Применение и закрепление

учащимися усвоенного ими на уроках в их социально направленной деятельности

смыкается с внеурочной воспитательной работой. [2,152].

Участие школьников в общественно полезной деятельности с

использованием знаний и умений, полученных на уроках, способствует

осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценностные отношения

к образованию.

Воспитательное и образовательное значение внеурочных учебных занятий

высоко оценивалось педагогами с самого начала становления советской школы.

В современной дидактике виды внеурочных учебных занятий трактуются как

внеурочный этап процесса обучения. Примерное содержание тех видов работы

учащихся, в которых усвоенное на уроках используется для обществ, целей,

должно указываться в учебных программах. Организация их и первоначальная

помощь учащимся возлагаются на учителей-предметников, для которых такого

рода внеклассная работа является естественным продолжением преподавания.

[2,152].

§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая

система

Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-

воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть

единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ[1] можно

определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой

проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за

пределы обязательных учебных программ.

а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку

В основе функционирования системы внеклассной работы по любому

предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание,

формы, методы, направление педагогического воздействия на личность,

характер связи отдельных элементов системы.

Принципы внеклассной работы по иностранному языку – исходные

положения, которые определяют требования к её содержанию, методам и

организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной

работы по иностранному языку в школе и иллюстрируют суть педагогической

деятельности учителя – организатора внеклассной работы.

Внеклассная работа строится на следующих принципах: [30, 63].

1) Принцип связи обучения с жизнью.

Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной

работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребёнка.

Основные условия реализации этого принципа следующие:

. систематическое ознакомление подростков и старших школьников с

актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом;

. широкое использование краеведческого материала;

. встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей

профессиональной деятельности;

. включение материалов на иностранном языке в общешкольные

мероприятия;

. использование на внеклассных занятиях материалов из жизни

школы;

. привлечение материалов переписки с зарубежными школьниками к

работе над избранной тематикой.[30, 64].

2) Принцип коммуникативной активности учащихся.

Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во

внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и

доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями,

чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на

занятиях драматического кружка и т.д. Большое значение для стимулирования

коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов

деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых,

неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и

занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный

уровень.[30, 65].

3) Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и

преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка.

Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться

сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания

содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в

речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к

иноязычной деятельности. Преемственность урока иностранного языка и

внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование

темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе

тем для устной речи и чтения можно выделить подтемы, представляющие

наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем –

конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и

обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение лексико-тематических

связей в тематике внеклассной работы создаёт благоприятные условия для

решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач. [30,

67].

4) Принцип учета возрастных особенностей учащихся.

Эффективность внеклассной работы по иностранному языку во многом

определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения

иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и

учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю

осуществлять перспективное планирование внеклассной работы по

иностранному языку, определять её задачи и способы организации на каждом

этапе. [30, 68].

5) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы

основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов,

возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров,

распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды

деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении

наиболее благоприятным является включение на определённом этапе

индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в

результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с

мотивами и переживаниями коллектива. [30, 69].

6) Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной

работы по иностранному языку.

Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели

всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне

развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности

человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В

осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований

системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию

подрастающего поколения. С учётом этого требования внеклассная работа по

иностранному языку должна проводиться не изолировано, а тесной

взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных

материалов по географии, истории, литературе и другим предметам в работе

кружков клубов знатоков страны изучаемого языка обогащает внеклассную

работу по иностранному языку, способствует повышению интереса к ней

учащихся и качества её проведения. [30, 71].

Эффективность и результативность внеклассной работы зависит как от

учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:

. добровольность участия;

. сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

. занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

. эстетичность всех проводимых мероприятий;

. четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных

мероприятий;

. наличие целевых установок и перспектив деятельности;

. широкое использование методов педагогического стимулирования

активности учащихся;

. гласность;

. привлечение учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению

мероприятий с учащимися более младшего возраста.

Все вышеназванные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.