на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе


«Жесткое воспитание» – за малейшую провинность ребенка сурово

наказывают и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что

страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность,

приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых

лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать

многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются

недетские непосильные заботы. В итоге у таких людей появляются навязчивые

страхи, постоянная тревога за благополучие свое и своих близких.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на

невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Расширение мира ребенка происходит непрерывно, хотя и неравномерно,

ускоряясь такими важными для него событиями, как поступление в первый

класс, вступление в различные клубы, посещение внешкольных занятий, участие

в рискованных вылазках за пределы ближайшей округи.

Рассматривая семью как контекст психо-социального развития детей,

следует учитывать меняющийся в период обучения в начальной школе характер

взаимодействий «родители – ребенок». Дети уже не столь прямо выражают свое

недовольство действиями родителей, они теперь не будут добиваться своего

хныканьем, криком и катанием по полу, как могли это делать раньше. Со своей

стороны и родители теперь уже меньше озабочены приучением детей к

самостоятельности и соблюдением ими распорядка дня; их больше заботят

учебные навыки и достижения ребенка.

В младшем школьном возрасте поведение детей требует меньшего, хотя и

более тонкого контроля; однако родительский контроль сохраняет свою

важность. По мнению современных ученых, единственно важная цель действий

родителей – способствовать росту саморегулируемого поведения у своих детей.

Дисциплинарные меры, основанные на авторитете родителей, более эффективны в

развитии саморегуляции у детей, чем авторитарные методы насаждения

дисциплины. Когда родители прибегают к словесным аргументам и предложениям,

ребенок склонен договариваться с ними, вместо того чтобы выказать открытое

неповиновение. У родителей, напоминающих своим детям о возможных

последствиях их действий для других детей (ориентированная на других

индукция), дети, как правило, пользуются большей популярностью и обладают

интернализованными моральными нормами.

Таким образом, семья – один из самых важных факторов социализации

детей. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные

ожидания и модели поведения. Родители, старшие братья и сестры, с одной

стороны, служат моделями поведения, - а с другой стороны, поощряют или

наказывают детей за их поведение. Расширяющиеся познавательные способности

позволяют детям овладеть широким спектром социальных норм и правил.

Семья предопределяет развитие у ребенка самооценки и самосознания,

формирование образа Я, дает первые представления об отношениях мужчины и

женщины.

Согласно психосоциальной концепции личности, разработанной

психологом Эриксоном, у ребенка с первых дней жизни формируется групповая

идентичность, а затем эгоидентичность. В возрасте 3 – 5 лет ребенок

осознает себя личностью, в младшем школьном возрасте эгос культуры ребенку

передает школа. Если обучение проходит успешно, у ребенка формируется

уверенность в себе, компетентность. Неудачи в школе приводят к неверию в

свои силы, чувству неполноценности. Если в этот период ребенок не находит

поддержки в семье, чувство неполноценности может закрепиться на всю жизнь.

Выделяют несколько типов неправильного воспитания детей:

безнадзорность, бесконтрольность, при которой дети предоставлены сами себе;

гиперопека, основанная на запретах и формирующая у детей неуверенность в

себе, или воспитание по типу «кумира» семьи, лишающее ребенка возможности

адекватно оценивать себя и других; воспитание по типу Золушки, т. е. в

обстановке эмоциональной отверженности; «жесткое воспитание», где ребенок

живет в постоянном страхе; и воспитание в условиях повышенной моральной

ответственности, где на ребенка возлагаются недетские заботы или

честолюбивые надежды взрослых. Неправильное воспитание уродует характер

ребенка, что в будущем отрицательно сказывается на его взаимоотношении с

окружающими.

На протяжении среднего детства у большинства детей развивается

чувство собственного достоинства и самоуважения, при условии, что их

родители или сверстники относятся к ним доброжелательно. Часто бывает так,

что ребенок, не хватающий с неба звезд в каком-либо виде деятельности,

например в учебе, может проявить себя в другой области – в искусстве,

музыке, спорте. Это также способствует повышению его самоуважения.

Одним из наиболее важных условий развития самоуважения являются

семейные отношения. Также поддержка и понимание со стороны семьи (близких,

родителей), обладание оптимистичным и неунывающим характером помогают детям

успешно преодолевать жизненные трудности, стрессовые ситуации, а кроме

того, - пользоваться большей популярностью в кругу сверстников.

1.4. С момента поступления в школу ребенку открывается более широкий

мир, состоящий из одноклассников, учителей и других взрослых и детей,

проживающих по соседству. С поступлением ребенка в школу происходят

изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Прежде всего,

значительно увеличивается время отводимое на общение. Большую часть времени

дети проводят в контактах с родителями, учителями, другими детьми.

Изменяется содержание общения. Если в раннем детстве основной темой общения

была игра, то сейчас выделяется особое деловое общение со взрослыми. В

первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему

больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя

является для них очень высоким. Выбор партнера по общению в первых классах

школы определяется так же в основном оценками учителя, успехами в учении.

Только к 3 – 4 классам появляются признаки иной мотивации межличностных

выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных

достоинств и форм поведения партнера по общению.

В начальный период обучения в школе, в возрасте от 6 до 8 лет,

впервые образовываются неформальные группы детей с определенными правилами

поведения в них. Однако эти группы существуют недолго и обычно недостаточно

стабильны по своему составу. Дети младшего школьного возраста по-прежнему

много времени проводят в различных играх, где их партнерами по игре

становятся сверстники. В детских группах во время игры устанавливаются свои

специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами

межличностных предпочтений.

Как отмечает Н. М. Швалева, «в группах различного уровня развития

межличностный выбор характеризуется специфическим содержанием». При этом

намечается следующая последовательность развития содержания мотивов на

стадии формирования коллектива: «начальная стадия характеризуется

преимущественно мотивацией, связанной с эмоциональной сферой, внешней

привлекательностью, общением; на более высоких уровнях развития коллектива

усиливается ориентация на деловые качества, глубину знаний, эрудицию,

способность оказать помощь и поддержку, коллективистскую направленность

личности, увеличивается удельный вес мотивов, связанных с деятельностью

группы, возможностью задушевных отношений и способностью к сопереживанию».

С момента знакомства детей в группе начинается процесс ролевой

дифференциации. Появляются общие ценности и интересы. Растут взаимные

ожидания и влияние членов группы друг на друга, складываются групповые

традиции. Такое развитие событий можно считать почти универсальным.

В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и не

популярные дети. На это различие в положении среди сверстников влияет ряд

факторов. Уже у первоклассников зафиксированы обоснования выбора, связанные

с указанием на привлекательные нравственно-психологические черты

сверстника. В качестве причины нежелания выбрать сверстника – для

первоклассников по материалам исследования Швалевой характерны указание на

плохую учебу, особенности поведения, прямо проявляющиеся в сфере общения

(«дразнится», «драчун», «обижает»); указание на плохое поведение на уроках;

низкий уровень развития санитарно-гигиенических навыков и особенности

внешности.

По данным Р. Ф. Савиных, первоклассники выдвигают мотивы, связанные

с содержательной стороной общения, общностью интересов и совместным

проведением досуга. Среди качеств личности и особенностей поведения

наиболее часто упоминаются черты, связанные с учебой и поведением на

уроках; далее такие качества, как готовность помочь, дружелюбие,

отзывчивость, доброта, наконец, особенности внешнего вида, аккуратность,

опрятность.

По данным А. Б. Широковой, в первом классе для детей с высоким

статусом наиболее значимыми оказались следующие особенности: красивая

внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться своими

вещами и сладостями. На втором месте – успехи в учении и отношение к нему,

а также качества, характеризующие отношения со сверстниками, на третьем –

для мальчиков – физическая сила.

Для «непринятых» первоклассников наиболее характерными оказались

следующие особенности: непричастность к классному активу; неопрятность,

плохая учеба и поведение; непостоянтсво в дружбе, дружба с нарушителями

дисциплины, плаксивость (16).

Примерно такие же черты первоклассников с высоким и низким статусом

отмечают и другие авторы. В работе Р. Ф. Савиных как общие для наиболее

популярных первоклассников указываются такие качества как: хорошо учатся,

общительны, приветливы, спокойны. Интересно отметить, что здесь

подчеркивается и большая роль качеств, проявляющихся в совместных играх

детей, которые, как отмечает автор, являются главным содержанием совместной

деятельности семилеток вне уроков. У непопулярных детей обнаружились такие

общие непривлекательные черты, как слабая успеваемость,

недисциплинированность, аффективные формы поведения, неаккуратность.

Принятие ребенка сверстниками часто связывают с его хорошей общей

приспособляемостью – энтузиазмом и активным участием в общих делах,

способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки

завязать с ним знакомство. Этот вид настройки на социальную среду (или его

отсутствие) имеет тенденцию закрепляться в виде цикла благодаря его влиянию

на самоуважение и уверенность в своей социальной компетентности. Хорошая

приспособляемость нравящихся другим детей поддерживается их популярностью,

тогда как социально неумелым детям становится еще больше не по себе, когда

группа не замечает или отвергает их.

На популярность среди сверстников влияют также успехи в учебе и

спортивные достижения. Как правило, популярные дети обладают способностями

выше средних и хорошо учатся в школе. Слабые ученики часто становятся

предметом насмешек или же их просто игнорируют. Спортивные данные особенно

важны, например, в летних лагерях или на игровых площадках, где группы

превращаются в соревнующиеся спортивные команды.

На принятие ребенка сверстниками может влиять обратная связь,

получаемая от учителя.

Популярности в группе сверстников вредит как излишняя агрессивность,

так и излишняя застенчивость. Никому не нравятся задиры и забияки, поэтому

чрезмерно агрессивного ребенка стараются избегать. Это ведет к проявлению

еще одной циклической модели, так как этот ребенок может стать агрессивнее

вследствие фрустрации или попытки силой добиться того, чего он не может

достичь убеждениями. И наоборот, застенчивый, тревожный ребенок рискует

стать хронической жертвой, подвергающейся нападкам не только признанных

забияк, но и обычных детей. Именно робкие и застенчивые дети испытывают

наибольшие трудности в общении и больше всего страдают от непризнания со

стороны сверстников. Такие дети, как правило, чувствуют себя более

одинокими и больше обеспокоены своими отношениями с другими детьми, чем

отвергаемые сверстниками агрессивные дети.

Непопулярные дети часто имеют какие-либо особенности, отличающие их

от одноклассников; это может быть излишняя полнота, необычное имя и т. д.

Эти особенности могут снижать уровень соответствия ребенка стандартам

группы, а такое условие является чрезвычайно важным в период среднего

детства.

Стремление соответствовать стандартам группы сверстников может быть

нормальной, естественной и даже желательной формой поведения. Ежедневно

детям приходится приспосабливаться к требованиям группы сверстников, равно

как и к ожиданиям взрослых. Но иногда дети слишком уж стремятся

соответствовать групповым нормам, даже когда требования группы нельзя

считать полезными ни для конкретного ребенка, ни для самой группы в целом,

ни для окружающих. Высококонформные дети обладают рядом характерных черт.

Они страдают «комплексом неполноценности» и обладают недостаточной «силой

Эго». Они более зависимы или тревожны, чем другие дети, и чувствительны к

мнениям и намекам окружающих. Дети с такими чертами личности склонны

постоянно контролировать свое поведение и речь. Они особенно озабочены тем,

как они выглядят в глазах окружающих, и часто сравнивают себя со

сверстниками. Постоянное наблюдение за тем, что делают и что говорят

другие, а затем приспособление к определенным таким образом стандартам

группы – как раз свойственно детям с высоким уровнем самоконтроля.

Принятие ребенка сверстниками находится в прямой зависимости от

развитости у него самоуважения. Самоуважение означает видение себя

человеком, обладающим положительными качествами, то есть человеком,

способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем

школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с

уверенностью в своих академических способностях (которая, в свою очередь,

соотносится со школьной успеваемостью). Дети, которые хорошо учатся в

школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Однако не

всегда самоуважение может зависеть от уверенности в своих академических

способностях: многим детям, которые не могут похвастать успехами в учебе,

тем не менее удается развить высокую самооценку. В зависимости от отношения

родителей и мнения одноклассников дети, не достигшие успеха в одном, могут

найти что-нибудь еще, что позволит им выделиться среди других.

Развитие самоуважения – процесс циклический. Дети обычно достигают

успеха в каком-либо деле если они уверены в своих силах и способностях, - а

их успех ведет к дальнейшему росту самоуважения. На другом полюсе находятся

дети, которые терпят неудачи из-за недостатка самоуважения, и, как

следствие, оно продолжает падать. Личные удачи или неудачи в различных

ситуациях могут заставить детей смотреть на себя как на лидеров или

аутсайдеров. Сами по себе эти ощущения еще не создают замкнутый круг,

поэтому многие дети, начавшие с неудач в социальной или учебной сфере, в

конечном счете находят что-то, в чем они способны преуспеть.

Принимая во внимание тесную связь между самоуважением и

достижениями, многие учителя стараются чаще хвалить своих учеников, чтобы

сформировать у них уважение к себе. Однако слишком обильные похвалы, не

связанные с реальными достижениями или нравственными поступками, формируют

детей, у которых отсутствует реалистичное представление о своих сильных и

слабых сторонах. Они могут начать думать, что в любом деле им нет равных. А

это может создавать осложнения и проблемы в отношении со сверстниками и

учителями. Поэтому для развития у детей реалистичной самооценки учителям (и

родителям) рекомендуется соотносить отпускаемые детям похвалы с

действительными достижениями и поведением детей.

Группы сверстников формируются из детей, имеющих общие интересы и

цели и следующих общим нормам поведения. Поэтому групповая конформность

приобретает все большую важность.

Положение детей в группе сверстников зависит от их общей

приспособляемости. Особой популярностью среди сверстников пользуются

общительные, жизнерадостные, отзывчивые и склонные к участию в общих делах

дети. Высокий интеллект, хорошая успеваемость в школе и успехи в спорте

также могут способствовать популярности ребенка в группе, в зависимости от

характера приоритетов и ценностей группы. Если ребенок обладает какими-то

особенностями, отличающими его от сверстников, он очень часто не пользуется

популярностью в группе, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться

на его самоуважении. Наиболее восприимчивые к давлению группы сверстников

оказываются дети с низкой самооценкой, тревожные, постоянно контролирующие

свое поведение.

Вывод:

Проблема супружеской совместимости детально исследовалась

отечественными и зарубежными психологами, изучавшими как структурные

компоненты личности супругов (темперамент, характер), так и их

функционально-ролевую согласованность (сходство представлений супругов о

своих ролях и функциях в семье, ценностно-ориентационное единство членов

семейного союза). Что позволило сформулировать так называемый закон

совместимости, согласно которому врожденные качества в совместимых парах

должны быть различны, тогда как приобретенные – сходны.

Наибольшую значимость для психологов, изучающих совместимость

супружеских пар, представляет согласованность ролевых ожиданий супругов, т.

к. их несовпадение является основной причиной неудачи в браке. Что касается

структурной совместимости, то, согласно исследованиям Р. Винча, Т.

Галкиной, Д. Ольшанского и др., партнеры должны дополнять друг друга по

качеству личностных свойств. Однако, главное место в определении

супружеской совместимости занимают представления супругов о целях брака и

характере исполнения семейных ролей. Из психологических особенностей

наиболее важными являются: направленность на другого и эмпатия, т. е. Те

свойства личности супругов, которые характеризуют их способность понимать

других людей, доброжелательно к ним относиться и предсказывать их

поведение.

Роль семьи в становлении ребенка очевидна. Семья является важным

фактором социализации детей. Именно в семье в первую очередь дети усваивают

жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Благополучные

семейные отношения формируют у ребенка чувство собственного достоинства и

самоуважения, которые в свою очередь способствуют повышению популярности

ребенка в кругу сверстников.

Способствуют популярности ребенка среди сверстников наличие таких

качеств личности, как общительность, жизнерадостность, отзывчивость и

склонность к участию в общих делах, а также адекватная самооценка. На

популярность младшего школьника (в частности) влияет его успеваемость в

школе, спортивные достижения и т. д.

Не пользуются популярностью среди сверстников дети, обладающие

какими-то особенностями, отличающими его от остальных. Вредят популярности

в группе и чрезмерная агрессивность, и чрезмерная застенчивость. Именно

робкие и застенчивые дети испытывают особые трудности в общении и больше

страдают от непризнания со стороны сверстников. Слабая коммуникабельность

особенно часто констатируется у единственных детей в семье, если такой

ребенок часто остается один (из-за занятости родителей). Такие дети

интровертированы – обращены в свой внутренний мир – и лишены чувства

защищенности, необходимого для развития коммуникабельности.

Как правило, большей популярностью пользуются дети тех родителей,

которые напоминают своим детям о возможных последствиях их действий для

других людей (ориентированная на другого индукция).

Глава II

2.1. Для практической проверки заявленной выше гипотезы и выполнения

поставленных задач были выбраны и использованы следующие методы

исследования:

1. Наблюдение и констатирующий эксперимент.

2. Беседы с учителем, родителями и детьми.

В ходе бесед с учителем (классным руководителем 1«а» класса)

выяснялись: школьная успеваемость и особенности личности учащегося, его

поведение и характер взаимоотношений с одноклассниками.

Из бесед с родителями были получены сведения о возрасте семьи,

количестве детей в семье, о поведении ребенка (первоклассника) в домашней

обстановке и характере его взаимоотношений с другими членами семьи, об

увлечениях вне школы и т. п.

Индивидуальных бесед с детьми не проводилось, но при проведении

социометрического исследования в инструкции испытуемым было указано, что

выбирать одноклассников следует из числа друзей.

Инструкция: «Ребята! Вы проучились вместе, в одном классе, почти

год. За это время вы хорошо узнали друг друга, некоторые стали друзьями.

Представьте себе, что у вас скоро День рождения и мама разрешила вам

пригласить домой только трех друзей из класса. Подумайте, кого бы вы

пригласили и напишите фамилии этих ребят на листочке, под цифрами 1, 2, 3.

Не забудьте указать на листочке и свою фамилию».

Таким образом исследование позволило выявить дружеские связи детей.

3. Комплекс методик:

а) «Социометрия» - «Социометрическое исследование структуры

взаимоотношений в группе» (Д. Морено);

б) «РОП» - «Определение согласованности семейных ценностей и

ролевых установок в супружеской паре» (А.Н. Волковой, Т.М.

Трапезниковой).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.