на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе


собирается. Часто это рассогласование переходит сначала в скрытый, а потом

уже и открытый поведенческий конфликт, когда один супруг с его ожиданиями и

потребностями становится препятствием для удовлетворения желаний, намерений

и интересов другого.

Существует три сферы семейных отношений, в которых могут более всего

проявляться функционально-ролевые конфликты:

. первая сфера – досуг, свободное время супругов;

. вторая сфера – хозяйственно-экономические взаимоотношения в

семье;

. третья сфера – интимные отношения.

(С.В. Ковалев, 1988 г.).

В настоящее время сфер, в которых проявляются функционально-ролевые

конфликты, психологами насчитывается гораздо больше. Кроме вышеуказанных

трех это:

. внешняя социальная активность (профессиональная деятельность,

общественная, любая другая вне семьи);

. внешняя привлекательность супруга;

. эмоционально-терапевтическая функция брака;

. родительско-воспитательная функция.

Эти сферы и составили шкалу семейных ценностей в распределении ролей

между супругами в методике «РОП» (ролевые ожидания и притязания в браке),

позволяющую определить значимость для супругов той или иной сферы семейной

жизни.

Рассмотрим подробнее второй подход к совместимости супругов –

структурный.

Несовпадение индивидуально-психологических характеристик супругов

вполне реально и чревато неприятными последствиями для брака.

Психологи в течение многих лет занимаются проблемой структурной

совместимости, исследуя психологические характеристики сложившихся пар.

Основанием для подобных исследований послужила гипотеза Р. Винча о

комплиментарности (взаимодополнении), по которой потребности партнеров

должны дополнять друг друга по качеству их личностных свойств.

Традиционно выделяются следующие составляющие психологического

склада:

- темперамент;

- характер;

- личность.

Исследуя соотношение темпераментов партнеров в различных парах,

психологи Т. Галкина и Д. Ольшанская обнаружили, что в абсолютном

большинстве несемейных пар партнеры обладали противоположными чертами

темпераментов; в дружеских парах преобладали пары с одинаковыми

темпераментами; благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями также

отличались противоположными темпераментами. Однако, 3-5 лет семейной жизни

часто оказывалось достаточно для смягчения характеристик темпераментов

одного из супругов (обычно мужа), и противопоставленность темпераментов

сглаживалась в сторону смежности каких-то черт. Выяснилось также, что

наиболее «универсальными» партнерами являются флегматики, так как их

устраивает любой темперамент, кроме собственного.

Другой подструктурой психологического склада человека является

характер. Определенные черты характера партнеров имеют немаловажное

значение для супружеского благополучия. К. Витек в своей книге «Проблемы

супружеского благополучия» (1988 г.) выделяет следующие типы личности:

Демократ – уравновешенный реалист, деликатный, сильный, наделенный

чувством ответственности перед обществом и семьей, всегда готовый

бескорыстно прийти на помощь, обязательный, умеющий соглашаться, терпимо

относящийся к недостаткам других.

Труженик – чрезвычайно старательный, самоотверженный, односторонне

нацеленный на выполнение обязанностей, порой забывающий о других сторонах

жизни.

Добряк – самоотверженный, бескорыстный, скромный, терпимый ко многим

вещам, иногда довольно пассивный или наивный, без чрезмерных личных

амбиций.

Раб – полностью подчиненный и порабощенный, благодарный за

благосклонность, готовый терпеть что угодно, лишь бы сохранить совместную

жизнь.

Эгоист – думающий прежде всего о своем благе и удобстве, не

утруждающий себя, избегающий излишних усилий, пользующийся бескорыстием

других.

Романтик – вечно мечтающий, неудовлетворенный, живущий нереальными

идеалами.

Авантюрист – неукротимый в своих интимных запросах, постоянно ищущий

любовных приключений.

Индивидуалист – нетерпимый, не стремящийся к совместной жизни с кем-

нибудь.

Сварливый – постоянно конфликтующий, вздорный, вечно недовольный и

все критикующий, вносящий постоянное беспокойство.

Калькулятор – живущий в соответствии с принципами «не делать ничего

даром», «получать от всего выгоду», несамоотверженный, корыстный.

Догматик – негибкий, неспособный на изменения и уступки, жесткий в

привычках, придерживающийся стереотипов, замкнутый.

Диктатор – не допускающий возражений, подчиняющий себе других, часто

склонный к насилию.

Наиболее благоприятным для брака является первый тип. В гармоничном

браке живут люди, относящиеся ко второму и третьему типам. Особенности

остальных типов личности не способствуют созданию прочного супружеского

союза.

Гипотеза Р.Винча о взаимодополняемости нашла почти полное

подтверждение в исследовании психолога А. Аугустинавичуте, которая,

обследовав 50 супружеских пар со стажем супружества от 1 до 40 лет,

обнаружила, что в 17 из 19 благополучных пар супруги дополняли друг друга:

если один из них относился к мыслительному типу, то другой – к

эмоциональному, если один – к сенсомоторному, то другой – к интуитивному,

если один был экстравертом, то другой – интровертом. Подобного дополнения

не было ни в одной из 20 изученных тем же психологом разведенных пар.

Именно гипотеза Р. Винча о взаимодополняемости и легла в основу так

называемого закона совместимости: врожденные качества в совместимых парах

должны быть контрастны, тогда как приобретенные – подобны.

В благополучных супружеских парах все то, что партнеры получили в

наследство от своих родителей и более отдаленных предков, должно по

возможности дополняться. Ну а то, что они приобрели в процессе

социализации, должно по возможности быть подобным. Видимо, именно поэтому

«равные браки», то есть супружеские союзы людей, не слишком различающихся

своим происхождением, условиями жизнедеятельности и воспитания, являются

более прочными, ведь вероятность совпадения у них установок, ценностей,

интересов, идеалов и т. п. Заведомо выше.

Психологи, исследующие структурную совместимость, пришли к выводу,

что индивидуально-психологические и личностные особенности супругов вовсе

не определяют всецело стабильность семьи и совместимость супругов.

Главенствуют здесь все же представления о целях брачного союза, характере

исполнения семейных ролей, правах и обязанностях супругов.

Что же касается психологических особенностей брачных партнеров, то

наиболее важными из них являются те черты характера и личности супругов,

которые определяют их способность воспринимать и понимать других людей,

предсказывать их поведение, внимательно и благожелательно к ним относиться:

прежде всего направленность на другого – учет его интересов, желаний,

вкусов и привычек и эмпатия – действенное сочувствие, отклик на малейшее

проявление неблагополучия партнера, стремление прийти к нему на помощь.

Нельзя не отметить и то, что у любой супружеской пары всегда имеются

реальные возможности для повышения уровня взаимной совместимости за счет

самовоспитания, сближения брачно-семейных представлений, высокой культуры

взаимоотношений.

Как упоминалось выше, семьи имеют предсказуемый жизненный цикл,

характеризуемый рядом важных событий, или ступеней.

Переход к родительству является одним из основных периодов в

семейном цикле. В отличие от супружеских отношений, человек чаще всего

продолжает исполнять роль и обязанности родителя даже тогда, когда

обстоятельства его жизни меняются. Родительство требует существенных

перемен и ограничений в личной жизни. Эти перемены обычно классифицируют в

соответствии с тем, как они влияют на конкретные сферы личной и семейной

жизни. Переход к родительству отмечен следующими событиями:

1. Изменениями в идентичности и внутренней жизни. К этому относятся

изменения чувства Я родителей и их предположений о семейной жизни.

2. Перераспределением ролей и переменами в супружеских отношениях.

Когда оба супруга измучены недосыпанием и невозможностью быть

вместе, в их жизни происходят перемены, связанные с неизбежным

разделением труда.

3. Переменами в ролях и отношениях старшего поколения. Переход к

родительству затрагивает как родителей, так и бабушек с дедушками.

4. Изменениями ролей и отношений вне семьи. Внешние изменения

касаются, главным образом, матери, так как ей приходится оставить

работу, хотя бы на время, чтобы посвятить себя заботам о ребенке.

5. Новыми родительскими ролями и отношениями. Супруги должны принять

на себя новые обязанности, связанные с воспитанием ребенка.

Хотя некоторые заботы у родителей оказываются общими, отцы и матери

при этом могут демонстрировать различные реакции на появление первого

ребенка. Женщины, как правило, изменяют свой образ жизни, отдавая приоритет

своим родительским и семейным ролям. Мужчины же чаще начинают больше

работать, чтобы лучше обеспечить семью. Появление ребенка становится

причиной новых стрессов и трудностей. Супругам приходится сократить то

время, которое они уделяли друг другу и своим увлечениям. У многих после

рождения ребенка возникают проблемы коммуникативного и сексуального

характера, они начинают чаще конфликтовать.

Каждый период семейного цикла отличается специфическими требованиями

к родителям.

Г. Крайг выделяет 6 стадий родительства:

На стадии формирования образа, длящейся от зачатия до рождения

ребенка, супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут,

оценивая свои ожидаемые действия согласно собственным стандартам идеального

родителя.

На стадии выкармливания, продолжающейся с рождения до момента, когда

ребенку исполняется примерно 2 года (пока он не начнет говорить «Нет»), у

родителей формируется чувство привязанности к своему малышу, и они

научаются соизмерять эмоциональное участие и время, которое они отдают

супругу, работе, друзьям и своим родителям, с потребностями младенца.

На стадии авторитета, в период времени, когда ребенку примерно от 2

до 5 лет, супруги начинают задаваться вопросом, какими родителями они были

и какими будут. Прогресс здесь бывает в том случае, когда родители

осознают, что они – и их дети – не всегда соответствуют созданному ими

идеальному образу.

На интерпретативной стадии – приходящейся на годы среднего детства –

родители вынуждены проверять и пересматривать многие из своих устоявшихся

предположений.

Когда дети становятся подростками, их родители проходят через стадию

взаимозависимости, на которой они должны подвергнуть ревизии свои властные

отношения с теперь уже почти взрослыми детьми. Эти отношения могут стать

соперничающими или превратится в партнерские.

Наконец, на стадии расставания, когда выросшие дети уходят из дома,

родителям приходится не только «отпустить их», но и браться за трудную и

порой неприятную задачу критического осмысления того, какими родителями они

были.

На каждой стадии родители должны суметь разрешить свои внутренние

конфликты на новом и более высоком уровне интеграции, иначе они могут

просто не справиться с охватившими их чувствами. Это неснятое напряжение

может негативно сказаться на супружеских отношениях или на способности

эффективно выполнять родительские функции.

Однако, родители, которым не удается сладить с детьми на какой-то

одной стадии их развития, могут вполне успешно управляться с ними на другой

стадии.

На каждой стадии семейного цикла родители должны не только

справляться с новыми проблемами и запросами своих растущих и развивающихся

детей, но, кроме того преодолевать трудности, возникающие в супружеской и

семейной системах. Семейные пары должны принимать решения и улаживать

конфликты таким образом, чтобы каждый из супругов мог оставаться целостной

и уважающей себя личностью. Системы, в которых один человек постоянно

занимает господствующее положение, а второй ради этого приносит себя в

жертву, оказываются недолговечными. Семейная система, отличающаяся излишней

жестокостью или недостаточно структурированная, не способна удовлетворить

развивающиеся потребности ребенка.

Удовлетворение запросов растущих детей может стать для родителей

трудной задачей. Особенно это касается родителей-одиночек, которые, по

понятной причине, испытывают ролевую перегрузку.

От родителя-одиночки воспитание ребенка может требовать

изматывающих, постоянных усилий. Каким бы ни был социоэкономический статус

родителя-одиночки, ему приходится решать так много проблем, что они могут

стать для него непосильным бременем.

Таким образом, совместимость супругов базируется на согласованности

ролевых ожиданий и совпадении их психического склада, что позволяет

выделить два подхода к супружеской совместимости: функционально-ролевой и

структурный. Особенно значима согласованность ролевых ожиданий, т. е.

представлений каждого человека о ролевых обязанностях мужа и жены,

родителях и детях, об ожидаемом поведении партнера в ходе выполнения им той

или иной функции. В зависимости с ожиданиями и представлениями человека

находятся и его потребности, удовлетворяемые в браке.

Что касается структурной совместимости, то благополучные супружеские

пары, как правило, отличает: противоположность врожденных качеств личности

и сходство приобретенных в процессе социализации. Из психологических

особенностей супругов наиболее значимыми являются направленность на другого

и эмпатия.

Парам, начинающим в процессе совместной жизни переживать тот или

иной период семейного цикла приходится решать своеобразные задачи,

связанные с определением своих ролей, распределением домашних обязанностей,

нахождением выхода из конфликтных ситуаций.

Для каждого периода семейного цикла характерны свои достижения,

задачи и конфликты. Среди стадий, включаемых в семейный цикл, можно назвать

стадию выкармливания, во время которой родители привязываются к младенцу;

интерпретативную стадию, во время которой родители пересматривают свои

устоявшиеся взгляды и представления; и стадию расставания, когда дети

покидают родительский дом. Каждая стадия требует от родителей разрешения

своих внутренних конфликтов на более высоком уровне.

1.3. Вклад семьи в формирование личности подрастающего человека на

разных возрастных этапах различен и изменяется как бы волнообразно.

Наиболее велик он в первые 3 года, затем следует период некоторой

стабилизации семейного влияния. Очередной его «пик» приходится на окончание

дошкольного возраста, затем приблизительно до подросткового кризиса это

влияние как будто ослабевает и вновь становится значимым вплоть до

отделения от родительской семьи и образования собственной.

Семья традиционно рассматривалась как важнейший институт

социализации в ряде концепций. Роль семьи как института социализации,

естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль,

которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов,

малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость

женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой

(Кон, 1989, с.26).

Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия,

осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование

черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности.

Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает влияние на

формирование у ребенка образа Я.

Образец отношений мужчины и женщины для подрастающего человека – это

отношения его отца и матери. И этот образец долгое время во многих своих

деталях оказывается уникальным, несопоставимым по степени влияния с другими

возможными отношениями вне дома и семьи.

Зарождение самосознания и самооценки также во многом предопределено

семьей. Ребенок, внезапно лишившийся любви родителей (вследствие распада

семьи или внутрисемейных конфликтов), испытывает тревогу, неуверенность в

ценности собственного Я; а это нередко порождает враждебность и недоверие

ко всем людям. Для такого ребенка велик риск в будущем испытать немалые

трудности в установлении дружеских отношений со сверстниками, в создании

своей семьи; не исключена и прямая «трансляция» родительских конфликтов в

собственную семью.

Социализация личности представляет собой процесс формирования

личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком

социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в

собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему

поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или

группе.

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он

определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего

развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.

Психосоциальная концепция развития личности, разработанная известным

психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера

общества в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность»,

которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение

в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но

постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости

и непрерывности своего Я, несмотря на то, что идут многие процессы

изменения. Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд

стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого

возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже

достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферы

общества, в котором человек живет.

Эриксон выделяет всего 8 стадий развития личности от младенчества до

старости. В возрасте 3 – 5 лет, на 3 стадии, ребенок уже убежден, что он

личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения

миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое

закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т. е.

формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми

посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память,

мышление и др. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют

внимание играм ребенка, то это отрицательно влияет на его развитие,

способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4 стадия) ребенок, исчерпав свои

возможности развития в рамках семьи, входит в новую для него социальную

среду, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности,

передает технологический эгос культуры.Если ребенок успешно овладевает

знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но

неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей

неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него

убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть

трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за

плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю

его жизнь.

Родителям необходимо грамотно воспитывать ребенка, чтобы вырастить

полноценного члена общества, не нанести ребенку тяжелой психологической

травмы, которая может наложить отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Психологи выделяют несколько типов неправильного воспитания:

Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители

излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге

дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений,

попадают под влияние «уличных» компаний.

Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным

надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В

результате становятся нерешительными, безынициативным, боязливым,

неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы.

Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». Другая

разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок

привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно

выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии

правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В

коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только

не себя.

Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоциональной

отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или

мать его не любят, тяготится им, хотя посторонним может казаться, что

родители достаточно внимательны к нему. «Нет ничего хуже притворства

доброты, - писал Л. Толстой, - притворство доброты отталкивает больше, чем

откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то

другого из членов семьи любит больше. Такая ситуация способствует появлению

неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам и озлобленности детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.