на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов


ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ.

ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие

способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы

у разных людей, способности не столько дар природы, сколько продукт

человеческой истории.

По А.В.Петровскому, овладевая миром исторических достижений,

люди формируют свои способности. Проявление способностей находится в прямой

зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих

знаний и умений, которые исторически вырабатываются людьми в ходе

удовлетворения потребностей общества.

Есть основания считать, что едва ли не решающим фактором, от

которого зависит, обнаружит ли человек способности к данной деятельности

или нет, является методика обучения. Как правило, о врожденности

способностей речь заходит всякий раз, когда методика обучения обнаруживает

свою несостоятельность и беспомощность. Разумеется, методика

совершенствуется, и потому круг "врожденных" способностей неизбежно все

больше сужается. Так, например, экспериментально удалось выработать

музыкальный слух у якобы абсолютно немузыкальных детей, то есть учащихся,

по поводу которых было сделано заключение, что у них отсутствуют задатки к

музыкальным способностям.

Существенно важный фактор развития способностей человека -

устойчивые специальные интересы. Специальные интересы - это интересы к

содержанию определенной области человеческой деятельности, которые

перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом

деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное

овладение приемами и способами деятельности. Подмечено, что возникновение

интереса к той или иной учебной деятельности тесно связано с пробуждением

способностей к ней и служит отправной точкой для их развития.

Оптимально такое положение вещей, при котором школьник очень рано

обнаруживает (при посредстве и помощи взрослых) устойчивые специальные

интересы и развивает соответствующие способности, позволяющие ему

безошибочно определить свое призвание.

Одним из средств эстетического воспитания является привитие

учащимся хорошего литературного вкуса, умения понимать и ценить

литературные произведения. Среди школьников, обнаруживающих склонность к

литературе, часто встречаются учащиеся с повышенными способностями, легко

поддающимися дальнейшему развитию. Нередко из числа этих школьников выходят

впоследствии работники литературного труда. Литературный труд является

одним из сложных видов человеческой деятельности и требует специальных

способностей, или, как говорят, литературного таланта. Люди, обладающие

литературным талантом, встречаются относительно редко. Поэтому вопрос о

раннем выявлении литературно одаренных учащихся и о путях развития их

литературных способностей имеет большое общественное значение. Развитие

литературных способностей - это развитие способностей к экономному

логически правильному изложению своих мыслей, что существенно важно для

умственного развития человека и для всей его деятельности. Поэтому вопрос о

развитии литературных способностей имеет не только специальное, но и

общепедагогическое значение. Педагогическая работа по развитию литературных

способностей требует строгого индивидуального подхода, знания индивидуально-

психологических особенностей каждого учащегося.

Изучение индивидуально-психологических особенностей школьников,

систематически занимающихся литературным творчеством, дает основание

сделать вывод о том, что процесс формирования способностей наиболее активно

происходит у школьников средних классов, что, видимо, связано с бурным

развитием в этом возрасте процессов мышления. К концу седьмого началу

восьмого класса школьники, занимающиеся поэтическим творчеством, уже

способны делать емкие поэтические обобщения, вполне владея языком как

средством поэтической выразительности. Работая над рассказами, они

относительно свободно строят сюжет, владеют элементарными правилами

композиции, используют пейзаж, диалог, речевые характеристики персонажей.

Наблюдения за работой школьников в литературно-творческих кружках

показали, что важными условиями успешного развития их способностей являются

максимальная самостоятельность, поддержание инициативы подростков в их

творческих начинаниях, их самостоятельности, организация интересных для них

и общественно значимых занятий и дел, которые могут получить определенное

общественное признание и общественную оценку (например, выпуск литературных

стенгазет, литературно-творческих рукописных журналов, проведение

литературных олимпиад, литературно-творческих конкурсов).

В течение ряда лет психолог В.П.Ягункова изучала школьников,

систематически занимающихся литературным творчеством. Длительные наблюдения

за способными школьниками и за процессом их литературного творчества, а

также лабораторные эксперименты, проводившиеся со старшими школьниками по

специально разработанной методике, позволили ей выявить следующие основные

компоненты литературных способностей: поэтическое восприятие

действительности, эмоциональная впечатлительность, художественная

наблюдательность, хорошая образная и эмоциональная память, образное

мышление и творческое воображение, богатство языка, обеспечивающее

относительную легкость словесного оформления образов.

Не все компоненты литературных способностей одинаково развиты у

школьников. Например, у одних школьников поэтическое восприятие

действительности характеризуется в большой мере яркостью образов и

эстетическим переживанием их, у других оно больше связано с эмоциональным

восприятием образов, у третьих - с эмоциональным восприятием человеческих

чувств и отношений.

Основным методом развивающей работы может быть психолого-

педагогический эксперимент. Под ним понимается специально организованная

учебная работа, в процессе которой осуществляется формирование литературных

способностей. Другими методами являются: систематические наблюдения за

развитием способностей детей в процессе учебных и внеклассных занятий,

беседы и индивидуально-групповые занятия (консультации, разного рода

литературные упражнения и игры, обсуждения рассказов и стихов учащихся,

выпуск стенгазет), анализ сочинений и других творческих работ.

Центральным вопросом психолого-педагогического эксперимента

является организация системы творческих работ учащихся как деятельности, в

процессе которой и в связи с которой формируются те или иные компоненты

литературных способностей. Сюда относятся сочинения по собственным

жизненным впечатлениям учащихся, описания, сочинения на свободную тему. В

целях оживления творческой инициативы школьникам можно предложить выпускать

классный рукописный литературный журнал.

Некоторые приемы формирования

компонентов литературных способностей:

1. Организация наблюдений. Словарная работа в связи с наблюдениями.

Ученики часто употребляют известные им словосочетания чисто

механически, не испытывая никаких чувств, не видя за словами образов. Между

тем при непосредственном восприятии литературных текстов школьники любого

возраста отзываются не только на содержание того или иного произведения, но

и на художественную форму, хотя часто и не осознают этого. Поэтому следует

организовывать систематические наблюдения учащихся, целью которых развитие

наблюдательности, формирование эмоционально-эстетического отношения,

накопление поэтических представлений и соответственного им словарного

запаса.

Чтобы писать хорошо, надо видеть хорошо - так обосновывается

организация наблюдений и словарная работа в связи с наблюдениями. Наблюдать

- это значит внимательно рассматривать, не просто смотреть, но и думать

при этом, подыскивать сравнения, стараться заметить что-то, чего раньше не

замечали.

По ходу наблюдения проводится словарная работа: коллективно

подбираются слова и словосочетания, которыми можно было бы описать

виденное.

2. Виды сочинений и их качественный анализ.

В системе письменных работ сочинения творческого характера

занимают видное место. Творческие сочинения являются одним из наиболее

эффективных приемов развития содержательной, точной и выразительной

письменной речи. Отдельные слова и словесные ассоциации, обозначающие

предметы, явления, их качества и свойства, их взаимоотношения и их

действия, актуализируются быстрее, свободнее в том случае, когда их

чувственное содержание в виде образов и представлений имеется в памяти

человека.

Творческие сочинения в большей мере, чем какие-либо другие

письменные работы, формируют самостоятельность учащихся, поскольку каждый

из них должен писать на основе своих наблюдений или вообще собственного

опыта восприятий и представлений, что в известной мере предохраняет

учащихся от списывания, ненужного заимствования, повторения избитых фактов,

затертых фраз. Наконец, творческие сочинения дают простор для развития

творческого воображения.

Таким образом, система творческих сочинений задумана и

осуществляется в целях: 1) формирования самостоятельности при выполнении

письменных работ, умения писать конкретно, на основе собственного

жизненного опыта, выражать свои собственные мысли, чувства, переживания; 2)

формирования начатков образного мышления и творческого воображения и в

соответствии с этим образной и эмоциональной выразительной письменной речи.

Сочинения по наблюдениям. Словарная работа в связи с

наблюдениями является составной частью подготовки учащихся к сочинению.

Сочинение должно быть написано по своим собственным наблюдениям. Опыт

наблюдения, накопление ярких представлений и работа по расширению активного

словаря за счет точных и образных слов и словосочетаний неизменно

сказываются в таких сочинениях. Они становятся разнообразнее, чаще

встречаются оригинальные сравнения. Предложения более развернутые,

появляется ритмическая связность их.

Сочинения по впечатлениям эмоционального характера. Одним из

показателей самостоятельности мысли в сочинениях является наличие в них

личностного отношения, оценки (эстетической, эмоциональной). Большое

эмоциональное воздействие на учащихся оказывает музыка. Сочинения могут

быть по мотивам музыкальных произведений. Сочинения, которые пишутся под

музыку, необычны для школьников. Эмоциональное воздействие музыки на

учащихся велико. Использование музыки и музыкальных образов на уроках по

развитию речи не только стимулирует воображение, но и способствует

актуализации слов и словесных ассоциаций, наиболее подходящих для описания.

Сочинение-сказка. Учащимся предлагается написать небольшую сказку на

сюжет интересной и удачной по форме басни, например, "Петушок". Здесь нужно

было усилить описательные моменты, ученики могли добавить что-либо от себя

или передать сюжет по своему усмотрению.

Сочинения по картине. Наиболее легкими для учащихся являются

сочинения по картинам-пейзажам. Учащиеся дополняли впечатления от картины

впечатлениями из личного опыта, и это делало сочинения более живыми и

разнообразными. В сочинении нужно описать содержание картины, по

возможности ярко и выразительно, придумать рассказ, к которому сама

картина могла бы быть иллюстрацией. При этом можно выйти за пределы той

ситуации, которая изображена на картине (то есть придумать, что было и что

будет). Форма сочинения во многом определяется выбором картины.

Классный литературный журнал. Подготовка к выпуску литературного

журнала проводится несколько месяцев. Для этого в классе выпускаются

тематические стенные газеты. Для выпуска стенгазет учащиеся объединяются по

своему желанию в группы по 2-4 человека. В классе вывешиваются стенгазеты,

а учитель дает их разбор и оценку. В стенгазетах могли быть заметки и

рисунки, выполненные самостоятельно, сочинения, стихи и другое. Должна быть

установка на то, чтобы каждый ученик принял участие в журнале, написав

специально для него рассказ, сочинение, стихи на любую тему. Из сочинений,

написанных в порядке учебной работы, могли быть отобраны наиболее

интересные. В целях подготовки к выпуску журнала на индивидуально-групповых

занятиях читаются стихи, проводятся литературные игры и упражнения, таким

образом, по содержанию эти занятия в известной мере приближаются к занятиям

литературных кружков. Можно связать индивидуально-групповые занятия с

учебной работой: проводить консультации, обсуждать содержание некоторых

сочинений.

В зависимости от индивидуально-психологических особенностей у

школьников формируется своеобразный склад способностей.

Формирование у школьников самостоятельности при выполнении

письменных работ и усвоение ими соответствующих требований (писать по

собственным наблюдениям, выражать свои собственные чувства и оценки

явлений, стремиться внести в описание свое, новое и т.д.), посоянное

подчеркивание этих требований и поощрение всех проявлений самостоятельности

являются важным условием формирования литературных способностей.

Следует особо подчеркнуть, что формирование некоторых

компонентов литературных способностей оказывает исключительно большое

влияние на процесс общего формирования письменной речи школьников.

Отечественными психологами О.И.Никифоровой, А.П.Семеновой,

В.Е.Сыркиной проведен ряд исследований по восприятию и пониманию

художественной и эмоциональной выразительности речи. Изучение индивидуально-

психологических особенностей понимания и применения изобразительных средств

языка представляет интерес в плане проблемы способностей.

Выделение особенностей языка в качестве основного материала для

исследования сложнейшей проблемы литературных способностей представляется

наиболее целесообразным, поскольку язык является основным орудием

литературного творчества.

Качественное своеобразие того или иного литературного таланта

проявляется в определенном литературном стиле, в частности в особенностях

словоупотребления.

Понять эпитет - это значит понять смысл переноса свойства одного

предмета на другой. Мыслительный акт при этом состоит из отвлечения свойств

двух сравниваемых предметов и объединения их в одном образе. В

метафорическом эпитете мысль, выраженная в образах, дана в свернутом виде,

тогда как в метафоре она более развернута, а поэтому и более доступна.

Необходимо отметить, что уровень понимания и применения

изобразительных средств в прозаических текстах у большинства школьников

несколько выше, чем в стихах, независимо от того, увлекаются они стихами

или прозой.

Следует различать эпитеты по преимуществу картинные и по преимуществу

эмоциональные. К картинным эпитетам относятся такие, в основе которых лежит

картина, образ (как зрительный, так и формирующийся при посредстве других

анализаторов).Например, "мохнатая ель", "лапчатые сучья", "острый морозный

воздух". К эмоциональным эпитетам относят такие, в основе которых лежит

оценочный момент или известное эмоциональное отношение. Например, "скучная

зелень", "веселые грузди".

Выбирая тот или иной эпитет, учащиеся обнаруживали свой вкус. Одним

учащимся были ближе и понятнее картинные эпитеты (например, "кудрявые

грузди"), другим - эмоциональные ("веселые грузди"), третьим- определение

("последние грузди"). Но задача выполнена на высоком уровне, если школьник

выбирает эпитет, а не определение.

Выделяют шесть типов решения творческих задач в зависимости от

комбинации картинного, эмоционального и рассудочного компонентов, три

основных и три промежуточных: 1) картинный, 2) эмоциональный, 3)

рассудочный, 4) картинно-эмоциональный, 5) картинно-рассудочный, 6)

рассудочно-эмоциональный.

Картинный тип решения характеризуется ярко выраженной образностью,

предметностью, опорой на конкретные предметные представления, наличием

сравнения разных предметов по сходству их отдельных признаков (видимых,

слышимых, осязаемых и т.д.). Для объяснений этого типа характерны краткие

свернутые суждения, повторения самого эпитета, ссылки на предметные

представления (виденное, слышанное).

Эмоциональный тип решения характеризуется наличием ярко выраженной

эмоциональной оценки, эмоционального отношения, состояния, хотя и не всегда

достаточно ясно мотивированного.

Рассудочный тип решения характеризуется отсутствием как картинности,

так и эмоциональности. В основе его лежит логическое рассуждение, как

правило, свернутое. Слова, которые учащиеся выбрали и подставили в текст,

представляют собой чаще всего - определения. Во многих случаях эти

определения не точны, оторваны от живых наблюдений.

Картинно-эмоциональный тип решения представляет собой развернутое

объяснение, включающее в себя моменты картинности и оценочные моменты или

моменты , выражающие известное эмоциональное отношение.

Картинно-рассудочный тип решения характеризуется тем, что картинность

в объяснении сочетается со стремлением к максимальной точности.

Эмоционально-рассудочный тип решения характеризуется наличием более

или менее развернутого суждения и эмоциональной оценки.

Школьники, как правило, действуют не одинаково: одни дают

преимущественно рассудочные решения, у других ярко выражена

эмоциональность, третьи опираются на конкретные образы.

При применении эпитетов одни учащиеся отдают предпочтение

метафорическим эпитетам, другие предпочитают неметафорические эпитеты, а

третьи пользуются главным образом определениями. Способные ученики в

отличие от менее способных несравненно более широко применяют

метафорические эпитеты.

Язык художественного произведения должен быть и художественным и

вместе с тем точным и экономным. Образные и рассудочные моменты

переплетаются в процессе литературного творчества. Применение

метафорических и точных эпитетов - дело стиля и дело литературного вкуса.

Психолог В.П.Ягункова разделяет школьников на четыре группы:

1-я группа - картинно-рассудочный тип (высокие показатели картинности

и рассудочности при относительно низких показателях эмоциональности).

2-я группа - рассудочный тип (высокие показатели рассудочности при

относительно низких показателях картинности и особенно эмоциональности).

3-я группа - картинно-эмоционально-рассудочный тип ( высокие

показатели всех трех компонентов).

4-я группа - эмоционально-рассудочный тип (высокие показатели

рассудочности при относительно низких показателях картинности, но при

относительно более высокой эмоциональностью).

В имевшихся до сих пор исследованиях выделение типов учащихся

строилось на противопоставлении эмоционально-образного и рассудочного типов

письменной речи. Н.А.Лисенкова, анализируя письменную речь школьников (по

материалам их разнообразных письменных работ), установила три типа

письменной речи: 1) выразительной речи с двумя подтипами - а) образно-

выразительной и б) эмоционально-выразительной; 2) логически связанной речи

и 3) смешенный тип. По ее данным, "у испытуемых, обладающих речью

выразительного типа, очень слабо представлен компонент логической

связности".

Как показывает анализ решения творческих задач на понимание и

применение эпитетов, словесно-логический компонент не противопоставлен

наглядно-образному и эмоциональному компонентам и отнюдь не играет

второстепенной роли в отношении литературной одаренности. Все дело в том,

служит ли этот компонент формированию художественного образа или не служит.

Высокий показатель рассудочного компонента у школьников проявляется в

том, что при выполнении творческой работы они сочетают метафорические

(образно-синтетические) приемы речевого выражения с употреблением

неметафорических эпитетов и точных определений. Именно высокий показатель

рассудочного компонента (анализа и синтеза) при наличии хорошо

фиксированных предметных представлений содействует пониманию и применению,

а в ряде случаев и созданию метафорических приемов выразительности.

При решении литературных задач на понимание и применение метафор

выявляются индивидуальные различия учащихся. Характеристика типов учащихся

в зависимости от соотношения наглядно-образного (картинный тип решения),

эмоционального (эмоциональный тип решения) и словесно-логического

(рассудочный тип решения) компонентов психической деятельности, которую

дали на применение и понимание эпитетов, в основном распространяется и на

применение и понимание метафор.

Самые способные в литературном отношении учащиеся характеризуются

(в пределах понимания и применения литературных средств языка) относительно

высокими показателями наглядно-образного, словесно-логического и

эмоционального компонентов психической деятельности.

Индивидуально-психологические особенности учащихся, выявленные в

понимании и применении ими некоторых тропов, проявляются и при анализе

продуктов их творчества в целом. Школьники группируются по определенным

типам не только в зависимости от особенностей понимания и применения

эпитетов и метафор, но и в зависимости от характерных для них проявлений

живописности, эмоциональной или словесно-логической насыщенности продуктов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.