на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование временных представлений младших школьников


при определении того или иного времени года по тем или иным временным

параметрам.

У детей с выраженными нарушениями интеллекта формируется представление

о названиях месяцев года, умения и навыки определения их

последовательности, а также последовательности времен года.

Также проходит изучение понятий сутки, час, минута. Но все это дается

детям с большими трудностями. Усвоение материала происходит только лишь в

процессе практической деятельности, с использованием различных форм

наглядностей: картинки с изображениями дня, ночи, вечера, утра; картинки с

разными временами года, модель часов с движущимися стрелками и др.

Закрепление проходит в форме дидактических игр, на уроках развития речи,

рисования, музыки. В результате этого дети убеждаются и запоминают, как

много разных явлений, событий, связанных с временами года и вообще со

временем. Дети с умственной отсталостью, так же как и нормально

развивающиеся дети, закрепляют материал на уроках математики разными видами

упражнений. Например: что можно сделать за одну минуту, за один час и т. д.

Учитель поясняет, что такое сутки, сколько суток в неделе. У таких детей в

процессе изучения временных представлений возникают трудности. Для них

нужно проводить больше занятий, которые формируют представления о времени.

Материал повторяется по нескольку раз на протяжении двух- трех уроков,

чтобы закрепить знания в памяти. А память у детей с недостатками

интеллекта, как известно, слабая, ее нужно чаще подпитывать.

Пример дидактической игры.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЛОВИ – НАЗОВИ».

ЦЕЛЬ. Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и

дней недели.

ОБОРУДОВАНИЕ. Мяч.

ХОД. Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» Ученик

должен вернуть мяч со словом « весна». Учитель, произнося: «Весна, а за

нею?», бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и

дни недели.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЭСТАФЕТА».

ЦЕЛЬ. Закрепление знаний о временах года, совершенствование умения

строить простое предложение.

ОБОРУДОВАНИЕ. Палочка – эстафета.

ХОД. Учитель называет какое-либо время года и отдает палочку одному из

учеников. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого

времени года и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой

признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление

предложения оценивается фишкой.

В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.

Выводы:

В начальной школе методика формирования временных представлений у

младших школьников и у детей с умственной отсталостью ведется строго в той

последовательности, которая предусмотрена школьной программой. Те

трудности, которые возникают в процессе обучения, учитель должен стараться

искоренять еще на начальном этапе изучения темы. Уделять больше внимания,

проводить индивидуальные занятия с теми учениками, которые затрудняются в

конкретных понятиях или вообще в усвоении материала.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.

' 3.1.Цель, задачи, методика и организация исследования.

Целью констатирующего эксперимента является определение трудностей,

которые появляются у детей с нарушениями интеллекта и у нормально

развивающихся детей при усвоении временных представлений.

Задачи исследования:

1) дать анализ опыта работы в начальных классах при работе по

формированию временных представлений

2) выявить трудности, возникающие у детей с нарушениями интеллекта при

усвоении временных представлений.

Констатирующий эксперимент проводился в школе коррекции в классах для

детей с нарушениями интеллекта и в общеобразовательной школе, начиная с 1

по 4 класс включительно. Посещали уроки окружающего мира, математики,

развития речи и практической игры.

Констатирующий эксперимент охватил все начальные классы школы

коррекции: 1класс - 6 человек, 2 класс - 6 человек (один из них на надомном

обучении), 3 класс - 6 человек, 4 класс- 6 человек; все начальные классы

общеобразовательной школы: 1 класс- 19 человек, 2 класс- 18 человек, 3

класс- 25 человек, 4 класс- 25 человек

Анализ методики работы по формированию временных представлений

проводился путем просмотра системы уроков по окружающему миру, математике,

развитию речи, практической игре во всех классах.

Выявление трудностей у детей при усвоении временных представлений

проводилось путем наблюдения за деятельностью учеников на уроках и анализа

готовой продукции их деятельности (рисунки, аппликации, самостоятельные

работы), тестовые работы, математические задачи, викторины, задачки- шутки,

ребусы, кроссворды, математические диктанты.

Те трудности, которые явились типичными при усвоении временных

представлений у детей с нарушениями интеллекта и у нормально развивающихся

детей вынесены в таблицу.

Наблюдение за деятельностью учащихся и учителя проводилось в течение 2

месяцев в каждом классе.

' 3.2. Уровень сформированности временных представлений, выявленный в

ходе исследования у детей младшего школьного возраста с нарушениями

интеллекта.

Исследование показало, что работа по формированию временных

представлений ведется методически грамотно; а именно работа по

формированию представлений о временах года, пространственных представлений,

единицах измерения времени. Нельзя не отметить и то, что начальные классы

являются ко всему прочему еще и диагностическими. А если недостатки

познавательных процессов напрямую связаны с наличием у ребенка неадекватных

реакций на окружающий мир? Большое внимание в классах для детей с

выраженными нарушениями интеллекта уделяется индивидуальным занятиям по

формированию временных представлений, так как индивидуально-психологические

особенности детей в данных классах настолько разнообразны, что провести

фронтальное занятие практически возможно лишь по определенным, единичным

темам в общеобразовательной школе, в начальных классах также ведется

индивидуальная работа. В процессе работы по формированию временных

представлений использовался разнообразный наглядный материал, нужно

сказать, что практически все занятия проводились на наглядно-практической

основе. Работе придавался живой, эмоциональный характер: рассказ учителя

всегда был настолько ограничен во времени, что дети не успевали устать от

одного вида деятельности, причем, во время рассказа учитель сопровождал

свой рассказ предметными действиями.

В первом классе для детей с нарушениями интеллекта работа по

формированию временных представлений начинается с введения элементарных

понятий: вводится понятие о зиме, как о времени года, имеющем яркие

признаки (холодно, снег, лед, мороз).

Во вторых классах работа по формированию временных представлений

продолжается, и прибавляются наблюдения за сезонными изменениями в природе,

формируется понятие об остальных временах года - осень: похолодание,

изменение окраски листьев, весна: потепление, сосульки, таяние снега,

распускание почек. Во втором классе начинаем вести календарь природы.

В первом и втором классах формирование временных представлений

строится на основе наблюдений за сезонными изменениями в природе,

экскурсий, труда взрослых в связи с сезонными изменениями в природе. Это

более успешный и оптимальный путь для достижения положительных результатов

в работе.

В третьем классе расширяются представления во времени. Ведется

календарь природы, проводятся экскурсии, ведется дальнейшая работа по

изучению единиц времени.

В четвертом классе уточняются временные представления детей,

полученные в предыдущих классах, дети должны знать названия месяцев года,

их знакомят с единицей времени, как секунда и век.

Нужно отметить, что во всех посещенных классах есть необходимое

количество наглядных пособий для занятий.

Методическая система работы по формированию временных представлений в

данных классах оказала влияние не только на развитие элементарных

математических представлений, но и развитие элементов их познавательной

деятельности. Учителя строили занятия с детьми на наглядно-практической

основе с использованием всех трех групп методов: словесных, наглядных и

практических. Все этапы работы проводились последовательно и взаимосвязанно

с опорой на индивидуальные особенности каждого ребенка. Формирование

временных представлений проводилось в игровой форме на фронтальных и

индивидуальных занятиях с опорой на различные системы анализаторов

(зрительный, слуховой, речедвигательный и т.д.). кроме названных наглядных

пособий учителя использовали фланелеграф, наборное полотно, геометрический

материал, магнитную доску, модель часов, табель- календарь, предметы,

окружающие детей в классе и в природе, а также в других уголках класса-

словом, все то, что так или иначе целесообразно было применить при

формировании временных представлений.

Итог. Прилагаются результаты, выявленные в ходе эксперимента.

Таблица № 1. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего

эксперимента (дети с нарушениями интеллекта).

|Временные |1 класс |2 класс |3 класс | 4 класс |

|параметры | | | | |

|Изменения в |70% |70% |50% |42% |

|природе и | | | | |

|жизни людей | | | | |

|Временные |80% |85% |74% |67% |

|изменения | | | | |

|Пространствен|58% |56% |51% |49% |

|ные изменения| | | | |

|Социальные |66% |63% |48% |45% |

|явления | | | | |

Таблица № 2. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего

эксперимента (дети с нарушениями интеллекта).

|Временные параметры |4 класс |

|Изменения в природе и жизни людей |35% |

|Временные изменения |50% |

|Пространственные изменения |30% |

|Социальные явления |35% |

Таблица № 3. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего

эксперимента (нормально развивающиеся дети).

|Временные |1 класс |2 класс |3 класс | 4 класс |

|параметры | | | | |

|Изменения в |60% |58% |30% |18% |

|природе и | | | | |

|жизни людей | | | | |

|Временные |70% |51% |35% |25% |

|изменения | | | | |

|Пространствен|45% |30% |21% |15% |

|ные изменения| | | | |

|Социальные |43% |30% |19% |15% |

|явления | | | | |

Таблица № 4. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего

эксперимента (нормально развивающиеся дети).

|Временные параметры |4 класс |

|Изменения в природе и жизни людей |10% |

|Временные изменения |18% |

|Пространственные изменения |10% |

|Социальные явления |9% |

Проанализируем результаты эксперимента.

В период исследования отмечались ошибки, допущенные детьми при

формировании временных представлений. В общей сложности было проведено 20

уроков за период эксперимента, различных по тематике и содержанию, включая

индивидуальные занятия (нужно учесть, что в течение 2 месяцев некоторые

уроки и занятия проводились непосредственно учителем, поэтому количество

уроков эксперимента осталось мало). Данные по формирующему эксперименту

приведены в таблице. Анализ результатов исследования основан на сравнении

трудностей, возникающих в период эксперимента, и допущенных ошибок детьми с

нарушениями интеллекта и нормально развивающихся детей.

Таким образом, рассматривая полученные результаты, необходимо

отметить, что количество допущенных ошибок в экспериментальной группе при

проведении формирующего эксперимента уменьшилось по сравнению с теми

результатами, что были получены у экспериментальной группы до формирующего

эксперимента.

Это говорит о том, что предложенная методика работы по формированию

временных представлений повышает усваиваемость знаний, предупреждая и

устраняя трудности, которые возникают у детей в период формирования понятий

о времени.

Количество ошибок, допущенных в ходе формирующего эксперимента,

уменьшилось.

На наш взгляд, данная в работе методика поможет предупредить появление

этих ошибок и уменьшить количество уже появившихся в знаниях учащихся.

Методические рекомендации по формированию временных представлений в

классах для детей с умственной отсталостью:

1) обязательно каждые 5-10 минут урока уделять формированию

временных представлений с опорой на наглядный материал;

2) осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного

подхода при формировании временных представлений путем учета

индивидуальных особенностей каждого ученика;

3) в работе по формированию временных представлений опираться на

личный опыт детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной дипломной работе мы рассмотрели особенности методики работы

по формированию временных представлений у детей младшего школьного возраста

и у детей с нарушениями интеллекта.

Проведенный констатирующий эксперимент в начальных классах позволяет

сказать, что при существующей методике формирования представлений о времени

дети испытывают значительные трудности, овладевая данным навыком, и в

результате появляется большое количество ошибок при усвоении данных знаний,

что заставляет задуматься о повышении эффективности данной методики.

Методика по формированию временных представлений у детей с нарушениями

интеллекта является на данный момент не полностью разработанной, в отличие

от методики для нормально развивающихся детей.

Не все дети успешно усваивают данный материал, что и является причиной

возникающих трудностей при овладении временными представлениями. Именно

предупреждение данных трудностей у детей является сейчас актуальной

проблемой в педагогике начального образования и коррекционной педагогике.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Атаханов Р. А. "К диагностике развития математического мышления

учащихся вспомогательной школы"// Вопросы психологии, 1992 год, №1, 2,

стр.60.

2. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В.,. Полевщикова А. М «Методика

преподавания математики в начальных классах», Москва, 1976 г.

3. Бантова Н. А., Бельтюкова Г. В. "Методика преподавания математики в

начальных классах", Москва, 1984 год.

4. Брадис В.М."Методика преподавания математики в средней школе",

Москва, 1954 г.

5. Власова Т.А., Лебединская К.С. "Отбор детей во вспомогательную

школу", Москва, 1983 год.

6. "Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников",

Ленинград, 1969 год, под ред. Долгобородова Н.П.

7. Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся

вспомогательной школы // Дефектология, 1996г., № 3

8. "Воспитание и обучение аномальных дошкольников", Москва, 1993 год.

9. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно

отсталых дошкольников, М., 1980г.

10. "Дифференцированный подход к учащимся младших классов

вспомогательной школы в процессе обучения", Москва, 1984 год.

11. Еленьска Л. "Методика арифметики и геометрии в первые годы

обучения", перевод с польского

12. "Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания", под ред.

Данилкина, Ленинград, 1974 г.

13. "Коррекционная работа в специальной школе и дошкольных

учреждениях", Ленинград, 1985 год

14. "Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных

учреждениях", Ленинград, 1985 г.

15. "Коррекционная работа во вспомогательной школе", 1978 год.

16. Леушина Л. М. Формирование элементарных математических

представлений у детей дошкольного возраста, 1974г.

17. Лысенкова С. Н. «Когда легко учиться», Москва, 1985 г.

18. Маллер А.Р.,. Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая

подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта, М.,1988г.

19. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, состав.

В. В. Данилова, 1987г.

20. Метлина Л. С. Математика в детском саду, 1984г.

21. "Методика начального обучения математике", под ред. Л.Н.Скаткина,

Москва, 1972 год.

22. "Методика преподавания математики", под ред. Е.С.Ляпина, Ленинград-

Москва, 1952 год.

23. "Методические указания к работе по математике в 1 классе", Москва,

1969 год, под ред. Моро, Бантова.

24. Минскин "От игры к знаниям", Москва, 1982 год.

25. Моро М. И,. Пышкало А. М «Методика обучения математике в 1- 3

классах», Москва, 1978 г.

26. Моро М.И., Пышкало А.М. "Методика обучения математике в 1-3

классах", Москва. 1975 год.

27. Обучаем по системе Л. В. Занкова: 1- й год обучения: кн. для

учителя /И. И. Аргинская, Н. Я. Дмитриева, А. В. Полякова, З. И.

Романовская, Москва, 1991 г.

28. "Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы", под ред.

В.Г.Петровой, Москва, 1982 год.

29. "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы",

под ред. Ж. И. Шиф, Москва, 1965 год.

30. Обучение учащихся первых- пятых классов вспомогательной школы .

под ред.В. Г. Петровой,М.,1982г.

31. Павлов И. П. Избранные произведения. М., 1951.

32. Перова М.Н "Дидактические игры и упражнения по арифметике",

Москва, 1972 год.

33. Перова М.Н. "Методика преподавания математики в начальной школе",

Москва, 1950 год.

34. Принципы отбора детей во вспомогательные школы, под ред. Г. М.

Дульнева и А. Р. Лурия, 1973г.

35. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей, М.,1984г

36. Пчелко А.С. "Методика преподавания арифметики в начальной школе",

Москва, 1953 год.

37. "Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во

вспомогательной школе и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1986 год.

38. Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением

интеллекта: Хрестоматия/ состав. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко,

СПб, 1996г.

39. Романенко О.В. "Изучение особенностей операционной стороны

мышления учащихся вспомогательной школы" // Дефектология, №5/6, 1989 г.,

стр.8.

40. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника,

М.,1979г.

41. «Специальная школа», под ред. Левина А., Ласкевич Н.

42. «С чего начинается время?» М. Каминкова //1 сентября, прил. нач.

школа № 36, 2000 г.

43. Салгина Н. Г., Сохина В.Т. "Обучение математике в начальной

школе", под ред. П.Я.Гальперина, Москва, 1975 год

44. Труднеев В. П. «Внеклассная работа по математике в начальной

школе», Москва, 1975 г.

45. Уткина Н. Г. «Изучение трудных тем по математике в 1- 3 классах»,

Москва, 1982 г.

46. Уткина Н. Г. «Материалы к урокам математики в 1- 3 классах»,

Москва, 1984 г.

47. Уткина Н. Г. «Материалы к урокам математики. 3 класс», Москва,

1980 г.

48. Чейти Д. "Готовность к школе", Москва, 1992 год.

49. Эк В. В. "Обучение математике учащихся младших классов

вспомогательной школы", Москва, 1990 год.

50. Эк В. В., Гордеева. Умение учащихся вспомогательной школы

пользоваться часами // Дефектология, 1986г.,№ 1.

51. Энгельс Ф. Анти- Дюринг М., 1970.

52. Эрдниев П.М. "Преподавание математики в школе", Москва, 1978 год.

53. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. "Теория и методика обучения математике

в начальной школе", Москва, 1977 год.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.