![]() |
|
|
Формирование временных представлений младших школьниковпри определении того или иного времени года по тем или иным временным параметрам. У детей с выраженными нарушениями интеллекта формируется представление о названиях месяцев года, умения и навыки определения их последовательности, а также последовательности времен года. Также проходит изучение понятий сутки, час, минута. Но все это дается детям с большими трудностями. Усвоение материала происходит только лишь в процессе практической деятельности, с использованием различных форм наглядностей: картинки с изображениями дня, ночи, вечера, утра; картинки с разными временами года, модель часов с движущимися стрелками и др. Закрепление проходит в форме дидактических игр, на уроках развития речи, рисования, музыки. В результате этого дети убеждаются и запоминают, как много разных явлений, событий, связанных с временами года и вообще со временем. Дети с умственной отсталостью, так же как и нормально развивающиеся дети, закрепляют материал на уроках математики разными видами упражнений. Например: что можно сделать за одну минуту, за один час и т. д. Учитель поясняет, что такое сутки, сколько суток в неделе. У таких детей в процессе изучения временных представлений возникают трудности. Для них нужно проводить больше занятий, которые формируют представления о времени. Материал повторяется по нескольку раз на протяжении двух- трех уроков, чтобы закрепить знания в памяти. А память у детей с недостатками интеллекта, как известно, слабая, ее нужно чаще подпитывать. Пример дидактической игры. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЛОВИ – НАЗОВИ». ЦЕЛЬ. Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели. ОБОРУДОВАНИЕ. Мяч. ХОД. Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» Ученик должен вернуть мяч со словом « весна». Учитель, произнося: «Весна, а за нею?», бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и дни недели. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЭСТАФЕТА». ЦЕЛЬ. Закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить простое предложение. ОБОРУДОВАНИЕ. Палочка – эстафета. ХОД. Учитель называет какое-либо время года и отдает палочку одному из учеников. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого времени года и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление предложения оценивается фишкой. В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель. Выводы: В начальной школе методика формирования временных представлений у младших школьников и у детей с умственной отсталостью ведется строго в той последовательности, которая предусмотрена школьной программой. Те трудности, которые возникают в процессе обучения, учитель должен стараться искоренять еще на начальном этапе изучения темы. Уделять больше внимания, проводить индивидуальные занятия с теми учениками, которые затрудняются в конкретных понятиях или вообще в усвоении материала. ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА. ' 3.1.Цель, задачи, методика и организация исследования. Целью констатирующего эксперимента является определение трудностей, которые появляются у детей с нарушениями интеллекта и у нормально развивающихся детей при усвоении временных представлений. Задачи исследования: 1) дать анализ опыта работы в начальных классах при работе по формированию временных представлений 2) выявить трудности, возникающие у детей с нарушениями интеллекта при усвоении временных представлений. Констатирующий эксперимент проводился в школе коррекции в классах для детей с нарушениями интеллекта и в общеобразовательной школе, начиная с 1 по 4 класс включительно. Посещали уроки окружающего мира, математики, развития речи и практической игры. Констатирующий эксперимент охватил все начальные классы школы коррекции: 1класс - 6 человек, 2 класс - 6 человек (один из них на надомном обучении), 3 класс - 6 человек, 4 класс- 6 человек; все начальные классы общеобразовательной школы: 1 класс- 19 человек, 2 класс- 18 человек, 3 класс- 25 человек, 4 класс- 25 человек Анализ методики работы по формированию временных представлений проводился путем просмотра системы уроков по окружающему миру, математике, развитию речи, практической игре во всех классах. Выявление трудностей у детей при усвоении временных представлений проводилось путем наблюдения за деятельностью учеников на уроках и анализа готовой продукции их деятельности (рисунки, аппликации, самостоятельные работы), тестовые работы, математические задачи, викторины, задачки- шутки, ребусы, кроссворды, математические диктанты. Те трудности, которые явились типичными при усвоении временных представлений у детей с нарушениями интеллекта и у нормально развивающихся детей вынесены в таблицу. Наблюдение за деятельностью учащихся и учителя проводилось в течение 2 месяцев в каждом классе. ' 3.2. Уровень сформированности временных представлений, выявленный в ходе исследования у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Исследование показало, что работа по формированию временных представлений ведется методически грамотно; а именно работа по формированию представлений о временах года, пространственных представлений, единицах измерения времени. Нельзя не отметить и то, что начальные классы являются ко всему прочему еще и диагностическими. А если недостатки познавательных процессов напрямую связаны с наличием у ребенка неадекватных реакций на окружающий мир? Большое внимание в классах для детей с выраженными нарушениями интеллекта уделяется индивидуальным занятиям по формированию временных представлений, так как индивидуально-психологические особенности детей в данных классах настолько разнообразны, что провести фронтальное занятие практически возможно лишь по определенным, единичным темам в общеобразовательной школе, в начальных классах также ведется индивидуальная работа. В процессе работы по формированию временных представлений использовался разнообразный наглядный материал, нужно сказать, что практически все занятия проводились на наглядно-практической основе. Работе придавался живой, эмоциональный характер: рассказ учителя всегда был настолько ограничен во времени, что дети не успевали устать от одного вида деятельности, причем, во время рассказа учитель сопровождал свой рассказ предметными действиями. В первом классе для детей с нарушениями интеллекта работа по формированию временных представлений начинается с введения элементарных понятий: вводится понятие о зиме, как о времени года, имеющем яркие признаки (холодно, снег, лед, мороз). Во вторых классах работа по формированию временных представлений продолжается, и прибавляются наблюдения за сезонными изменениями в природе, формируется понятие об остальных временах года - осень: похолодание, изменение окраски листьев, весна: потепление, сосульки, таяние снега, распускание почек. Во втором классе начинаем вести календарь природы. В первом и втором классах формирование временных представлений строится на основе наблюдений за сезонными изменениями в природе, экскурсий, труда взрослых в связи с сезонными изменениями в природе. Это более успешный и оптимальный путь для достижения положительных результатов в работе. В третьем классе расширяются представления во времени. Ведется календарь природы, проводятся экскурсии, ведется дальнейшая работа по изучению единиц времени. В четвертом классе уточняются временные представления детей, полученные в предыдущих классах, дети должны знать названия месяцев года, их знакомят с единицей времени, как секунда и век. Нужно отметить, что во всех посещенных классах есть необходимое количество наглядных пособий для занятий. Методическая система работы по формированию временных представлений в данных классах оказала влияние не только на развитие элементарных математических представлений, но и развитие элементов их познавательной деятельности. Учителя строили занятия с детьми на наглядно-практической основе с использованием всех трех групп методов: словесных, наглядных и практических. Все этапы работы проводились последовательно и взаимосвязанно с опорой на индивидуальные особенности каждого ребенка. Формирование временных представлений проводилось в игровой форме на фронтальных и индивидуальных занятиях с опорой на различные системы анализаторов (зрительный, слуховой, речедвигательный и т.д.). кроме названных наглядных пособий учителя использовали фланелеграф, наборное полотно, геометрический материал, магнитную доску, модель часов, табель- календарь, предметы, окружающие детей в классе и в природе, а также в других уголках класса- словом, все то, что так или иначе целесообразно было применить при формировании временных представлений. Итог. Прилагаются результаты, выявленные в ходе эксперимента. Таблица № 1. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего эксперимента (дети с нарушениями интеллекта). |Временные |1 класс |2 класс |3 класс | 4 класс | |параметры | | | | | |Изменения в |70% |70% |50% |42% | |природе и | | | | | |жизни людей | | | | | |Временные |80% |85% |74% |67% | |изменения | | | | | |Пространствен|58% |56% |51% |49% | |ные изменения| | | | | |Социальные |66% |63% |48% |45% | |явления | | | | | Таблица № 2. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего эксперимента (дети с нарушениями интеллекта). |Временные параметры |4 класс | |Изменения в природе и жизни людей |35% | |Временные изменения |50% | |Пространственные изменения |30% | |Социальные явления |35% | Таблица № 3. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего эксперимента (нормально развивающиеся дети). |Временные |1 класс |2 класс |3 класс | 4 класс | |параметры | | | | | |Изменения в |60% |58% |30% |18% | |природе и | | | | | |жизни людей | | | | | |Временные |70% |51% |35% |25% | |изменения | | | | | |Пространствен|45% |30% |21% |15% | |ные изменения| | | | | |Социальные |43% |30% |19% |15% | |явления | | | | | Таблица № 4. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего эксперимента (нормально развивающиеся дети). |Временные параметры |4 класс | |Изменения в природе и жизни людей |10% | |Временные изменения |18% | |Пространственные изменения |10% | |Социальные явления |9% | Проанализируем результаты эксперимента. В период исследования отмечались ошибки, допущенные детьми при формировании временных представлений. В общей сложности было проведено 20 уроков за период эксперимента, различных по тематике и содержанию, включая индивидуальные занятия (нужно учесть, что в течение 2 месяцев некоторые уроки и занятия проводились непосредственно учителем, поэтому количество уроков эксперимента осталось мало). Данные по формирующему эксперименту приведены в таблице. Анализ результатов исследования основан на сравнении трудностей, возникающих в период эксперимента, и допущенных ошибок детьми с нарушениями интеллекта и нормально развивающихся детей. Таким образом, рассматривая полученные результаты, необходимо отметить, что количество допущенных ошибок в экспериментальной группе при проведении формирующего эксперимента уменьшилось по сравнению с теми результатами, что были получены у экспериментальной группы до формирующего эксперимента. Это говорит о том, что предложенная методика работы по формированию временных представлений повышает усваиваемость знаний, предупреждая и устраняя трудности, которые возникают у детей в период формирования понятий о времени. Количество ошибок, допущенных в ходе формирующего эксперимента, уменьшилось. На наш взгляд, данная в работе методика поможет предупредить появление этих ошибок и уменьшить количество уже появившихся в знаниях учащихся. Методические рекомендации по формированию временных представлений в классах для детей с умственной отсталостью: 1) обязательно каждые 5-10 минут урока уделять формированию временных представлений с опорой на наглядный материал; 2) осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода при формировании временных представлений путем учета индивидуальных особенностей каждого ученика; 3) в работе по формированию временных представлений опираться на личный опыт детей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной дипломной работе мы рассмотрели особенности методики работы по формированию временных представлений у детей младшего школьного возраста и у детей с нарушениями интеллекта. Проведенный констатирующий эксперимент в начальных классах позволяет сказать, что при существующей методике формирования представлений о времени дети испытывают значительные трудности, овладевая данным навыком, и в результате появляется большое количество ошибок при усвоении данных знаний, что заставляет задуматься о повышении эффективности данной методики. Методика по формированию временных представлений у детей с нарушениями интеллекта является на данный момент не полностью разработанной, в отличие от методики для нормально развивающихся детей. Не все дети успешно усваивают данный материал, что и является причиной возникающих трудностей при овладении временными представлениями. Именно предупреждение данных трудностей у детей является сейчас актуальной проблемой в педагогике начального образования и коррекционной педагогике. ЛИТЕРАТУРА. 1. Атаханов Р. А. "К диагностике развития математического мышления учащихся вспомогательной школы"// Вопросы психологии, 1992 год, №1, 2, стр.60. 2. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В.,. Полевщикова А. М «Методика преподавания математики в начальных классах», Москва, 1976 г. 3. Бантова Н. А., Бельтюкова Г. В. "Методика преподавания математики в начальных классах", Москва, 1984 год. 4. Брадис В.М."Методика преподавания математики в средней школе", Москва, 1954 г. 5. Власова Т.А., Лебединская К.С. "Отбор детей во вспомогательную школу", Москва, 1983 год. 6. "Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников", Ленинград, 1969 год, под ред. Долгобородова Н.П. 7. Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1996г., № 3 8. "Воспитание и обучение аномальных дошкольников", Москва, 1993 год. 9. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников, М., 1980г. 10. "Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения", Москва, 1984 год. 11. Еленьска Л. "Методика арифметики и геометрии в первые годы обучения", перевод с польского 12. "Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания", под ред. Данилкина, Ленинград, 1974 г. 13. "Коррекционная работа в специальной школе и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1985 год 14. "Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1985 г. 15. "Коррекционная работа во вспомогательной школе", 1978 год. 16. Леушина Л. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, 1974г. 17. Лысенкова С. Н. «Когда легко учиться», Москва, 1985 г. 18. Маллер А.Р.,. Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта, М.,1988г. 19. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, состав. В. В. Данилова, 1987г. 20. Метлина Л. С. Математика в детском саду, 1984г. 21. "Методика начального обучения математике", под ред. Л.Н.Скаткина, Москва, 1972 год. 22. "Методика преподавания математики", под ред. Е.С.Ляпина, Ленинград- Москва, 1952 год. 23. "Методические указания к работе по математике в 1 классе", Москва, 1969 год, под ред. Моро, Бантова. 24. Минскин "От игры к знаниям", Москва, 1982 год. 25. Моро М. И,. Пышкало А. М «Методика обучения математике в 1- 3 классах», Москва, 1978 г. 26. Моро М.И., Пышкало А.М. "Методика обучения математике в 1-3 классах", Москва. 1975 год. 27. Обучаем по системе Л. В. Занкова: 1- й год обучения: кн. для учителя /И. И. Аргинская, Н. Я. Дмитриева, А. В. Полякова, З. И. Романовская, Москва, 1991 г. 28. "Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы", под ред. В.Г.Петровой, Москва, 1982 год. 29. "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы", под ред. Ж. И. Шиф, Москва, 1965 год. 30. Обучение учащихся первых- пятых классов вспомогательной школы . под ред.В. Г. Петровой,М.,1982г. 31. Павлов И. П. Избранные произведения. М., 1951. 32. Перова М.Н "Дидактические игры и упражнения по арифметике", Москва, 1972 год. 33. Перова М.Н. "Методика преподавания математики в начальной школе", Москва, 1950 год. 34. Принципы отбора детей во вспомогательные школы, под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия, 1973г. 35. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей, М.,1984г 36. Пчелко А.С. "Методика преподавания арифметики в начальной школе", Москва, 1953 год. 37. "Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во вспомогательной школе и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1986 год. 38. Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия/ состав. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко, СПб, 1996г. 39. Романенко О.В. "Изучение особенностей операционной стороны мышления учащихся вспомогательной школы" // Дефектология, №5/6, 1989 г., стр.8. 40. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника, М.,1979г. 41. «Специальная школа», под ред. Левина А., Ласкевич Н. 42. «С чего начинается время?» М. Каминкова //1 сентября, прил. нач. школа № 36, 2000 г. 43. Салгина Н. Г., Сохина В.Т. "Обучение математике в начальной школе", под ред. П.Я.Гальперина, Москва, 1975 год 44. Труднеев В. П. «Внеклассная работа по математике в начальной школе», Москва, 1975 г. 45. Уткина Н. Г. «Изучение трудных тем по математике в 1- 3 классах», Москва, 1982 г. 46. Уткина Н. Г. «Материалы к урокам математики в 1- 3 классах», Москва, 1984 г. 47. Уткина Н. Г. «Материалы к урокам математики. 3 класс», Москва, 1980 г. 48. Чейти Д. "Готовность к школе", Москва, 1992 год. 49. Эк В. В. "Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы", Москва, 1990 год. 50. Эк В. В., Гордеева. Умение учащихся вспомогательной школы пользоваться часами // Дефектология, 1986г.,№ 1. 51. Энгельс Ф. Анти- Дюринг М., 1970. 52. Эрдниев П.М. "Преподавание математики в школе", Москва, 1978 год. 53. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. "Теория и методика обучения математике в начальной школе", Москва, 1977 год. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |