на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование временных представлений младших школьников


опираются на опыт своей повседневной деятельности. Однако, в связи с тем,

что их представления беднее по содержанию, менее устойчивы, носят

фрагментарный характер, перечисляют значительно меньше видов деятельности,

чем нормально развивающиеся дети.

Особое значение для организации деятельности ребенка имеет его умение

соотносить темп деятельности с заданными условиями. Такое умение

обеспечивает возможность использовать продуктивно свое время на уроках.

Умственно отсталые дети могут ориентироваться на заданное время и менять

при этом темп своей деятельности. Изменение в темпе длительности под

влиянием изменения условий имеются и у нормальных, и у умственно отсталых

детей. В измененных условиях относительная скорость увеличивается у

умственно отсталых детей несколько меньше, чем у нормально развивающихся

детей.

Проявление несформированности ориентировки во времени у разных детей

оказываются весьма различными. У одних выявляется слишком большой интервал

между получением задания и началом его выполнения. У других замедлен сам

темп деятельности, третьи постоянно отвлекаются от основной задачи в ходе

ее выполнения.[16, 56]

Планирование деятельности умственно отсталых детей характеризуется

большими трудностями, в том числе, связанными с недостаточным учетом

времени - его длительности, последовательности распределения деятельности

во времени, темпа. Они не соотносят темп своей деятельности с заданным

временем.

Используя принцип поэтапного формирования ориентировки во времени были

разработаны методические приемы, позволяющие реализовать указанный принцип

в работе с такими детьми. В методику формирующего эксперимента введено

моделирование временного интервала (минуты) с помощью бумажных полосок –

«минуток».

Исследования показали, что в результате специально организованного

обучения у умственно отсталых школьников формируются некоторые временные

представления и ориентировка во времени в процессе практической

деятельности. Особую сложность в процессе обучения вызывает разная степень

несформированности временных представлений и различные скорость и уровень

их усвоения умственно отсталыми детьми.

В другом эксперименте педагог знакомил детей с днями недели.

Экспериментальное обучение показало, что умственно отсталые дети, усваивая

в процессе занятий отдельные знания, не усваивают именно те представления,

которые наиболее тесно связаны с процессом мышления: они не овладевают

обобщенным термином, не могут проследить изучаемую последовательность и

взаимосвязь ее отдельных компонентов, у них не формируются связи и

отношения, которые могут позволить ребенку правильно ориентироваться во

времени и в соответствии с этим планировать свою деятельность.

В программе определены задачи и содержание работы каждого года по всем

разделам. В разделе «Развитие элементарных математических представлений»

одной из основных тем является ориентировка во времени. В рамках этой темы

на первом году обучения необходимо учить детей различать контрастные части

суток: день, ночь и называть их, с наступлением зимы ознакомить детей с

изменением в природе. Обращая их внимание на холод, снег, и называть: «

зима».

Процесс обучения, в связи с особенностями познавательной деятельности

умственно отсталых детей должен иметь коррекционную направленность.

Своеобразие процессу обучения придает включение в его организацию

целой системы средств: индивидуальный и дифференцированный подход,

наглядность, обеспечивающая возможность развить у детей эмоциональную и

сенсомоторную сферы, мышление, речь и другие психические процессы,

активность и самостоятельность ребенка в процессе обучения как условие его

психического развития, сниженный темп обучения, учитывающий особенности

высшей нервной деятельности детей с проблемами в развитии, повторяемость в

обучении, структурная простота содержания формируемых знаний, умений и

навыков.[38, 49]

Основной формой обучения является урок. Но познавательная деятельность

детей с нарушением интеллекта нарушена и развивается значительно медленнее,

чем у детей с нормальным интеллектом. Поэтому обучение умственно отсталых

детей имеет свою специфику.

Особенности детей с нарушением интеллекта с их быстрой утомляемостью,

отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия

требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для

отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным

учетом индивидуальных особенностей каждого.

Для лучшего усвоения материала необходимо перед каждым разделом

изучаемого материала проводить подготовительную работу. Поэтому количество

уроков по каждой теме значительно увеличилось по сравнению с программой для

детей с легкой степенью умственной отсталости. Ведется большая работа по

закреплению и многократному повторению пройденного материала, так как детям

с нарушением интеллектуального развития свойственно быстрое забывание.

Весь процесс формирования временных представлений у детей с нарушением

интеллекта проводится с учетом следующих требований:

1.необходимо формировать временные представления на базе детских

наблюдений, опыта, практики. Связывать каждый факт, явление, события со

временем, в которое оно протекает.

2.Знакомить учащихся (до изучения единиц измерения времени и их

соотношений) с помощью бесед, игр с отношениями времени, сутки больше, чем

день или ночь, сутки меньше недели, год больше месяца, час больше минуты и

т. д.

3. показывать продолжительность единиц времени, возможное конкретное

их содержание с тем, чтобы ученик ощутил длительность этого промежутка

времени в различных условиях, постиг путем опыта, что можно сделать за ту

или иную единицу времени.

4. Формировать, как можно раньше, правильные представления о

длительности событий, явлений, которые учащиеся постоянно наблюдают или в

которых участвуют (например, режимных моментов, урока, перемены и т. д.).

Учащиеся должны накапливать опыт в определении длительности промежутка

времени, необходимого для выполнения той или иной работы, подмечать

зависимость между количеством продукции и затраченным на ее изготовление

временем, отчетливо выделять связи и отношения между явлениями и

событиями, давать им четкое словесное описание.

5.проводить работу по формированию временных представлений и понятий

на других учебных предметах (уроках музыки, русского языка, физкультуры,

рисования) и во внеурочное время.

6.проводить работу по развитию временных представлений систематически

независимо от темы урока, затрачивая по 5-10 минут урока.[19, 89]

В первом классе уточняются представления о частях суток (утро, день,

вечер, ночь). Учитель знакомит детей с понятием «сутки». Учащиеся должны

овладеть определенной группой слов, словосочетаний (рано, поздно, быстро,

медленно).

К концу пропедевтического периода учащиеся должны уметь чередовать

понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Эти понятия могут быть усвоены только

при систематическом их употреблении. Необходимо регулярно спрашивать детей,

что было накануне (вчера), что произойдет в дальнейшем (завтра), какие

дела нужно выполнить сегодня.

Начинается работа по формированию понятия недели. Опыт показывает, что

учащиеся постепенно запоминают названия дней недели и их

последовательность, если ежедневно спрашивать их, какой сегодня день

недели, какой день недели был вчера.

Ко второму классу учащиеся должны иметь большой запас наблюдений смены

дней в течение недели. Закреплению последовательности дней недели

способствует проведение дидактических игр.

Наряду с календарным понятием недели (неделя начинается в понедельник

и заканчивается в воскресенье) следует дать учащимся и житейское понятие

недели (если от данного дня пройдет семь дней, то пройдет неделя, от

четверга до четверга прошла неделя).

Во втором классе учащиеся вспомогательной школы получают понятие о

единице измерения времени-часе, знакомятся с прибором для измерения времени

- часами.

Учащиеся знакомятся с часами, узнают об их назначении, о том, зачем

людям нужно знать и уметь измерять время.

На циферблате учащиеся рассматривают стрелки: часовую и минутную.

Обращают внимание на движение стрелок.

Сначала дети учатся размещать числа на циферблате, затем изображают

стрелки.

В последующие дни проводится работа по наблюдению за конкретной

наполняемостью часа.

Таким образом, дети должны научиться различать стрелки, называть их,

должны знать, на какое число указывает минутная стрелка при определении

целого часа, узнавать не только целый час, тот, который в данный момент

наступил, но и по положению часовой стрелки определять, который час был и

который будет.

В третьем классе дети учатся определять время с точностью до 5 минут.

Представления о временах года начинают формироваться с первого класса

с наиболее типичного, ярко выраженного времени года, затем- с

противоположным временем года, имеющим ярко выраженные признаки, потом с

тем временем года, из оставшихся, которое имеет яркие признаки, в конце-

наименее выраженное время года.

С понятием «год» учащиеся знакомятся в третьем классе (в годе 12

месяцев).

Одним из пособий, которое помогает сформировать понятие года, месяцев,

дней недели является календарь.

При знакомстве с календарем показывают различные виды календарей,

уточняют их назначение.

Весь процесс формирования временных представлений у детей с нарушением

интеллекта проводится по следующим этапам:

. по подражанию действиям взрослого

. по образцу действия взрослого

. по словесной инструкции взрослого [9, 138]

Выводы:

Таким образом, одной из самых сложных областей знаний, умений и

навыков, включенных в содержание общественного опыта, являются

математическими, так как они достаточно отвлеченны и оперирование ими

требует выполнения сложных умственных действий. Нормально развивающимся

детям овладение математическими знаниями и умениями дается, в общем- то

легко, тогда как у детей с отклонениями в умственном развитии имеются

нарушения познавательной деятельности, которые затрудняют овладение ими

математических знаний и умений, в частности, восприятия и ориентировку во

времени.

В принципе, овладение элементарными временными детьми младшего

школьного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии, оказывается

вполне возможным.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.

' 2.1. Изучение временных представлений в начальной школе.

Практически в каждом классе есть дети, которые пришли в школу, не

обладая элементарными математическими знаниями. Они с первых же уроков

оказываются в тяжелом положении: на детей обрушивается лавина незнакомых

фактов, понятий, представлений, что ученик не в силах их осмыслить и

запомнить. К этому добавляется сознание того, что другим детям все дается

легко. Ребенок начинает чувствовать себя неуютно, у него пропадает интерес

к математике и вообще к школе. Поэтому, по крайней мере, для двух категорий

учащихся первые уроки приносят разочарование.

Нужно построить изучение темы так, чтобы все ученики были вовлечены в

активную и интересную для них учебную деятельность.

Предлагается методика изучения тем, независимо от того, умеет ребенок

считать или нет, и выводы, которые делаются детьми на основе

самостоятельных практических действий и наблюдений.

Изучение темы «Меры времени» в начальной школе начинаются с первого

класса. Элементарные временные представления дети уже знают, умеют

применять их на практике. Внимание этой теме уделяется на всех уроках,

включая внеклассные занятия, экскурсии, наблюдения.

Строится последовательность заданий, где ученики должны прийти к

новому знанию в результате самостоятельной практической и интеллектуальной

деятельности- сравнения, анализа, обобщения. Понятие времени формируется в

сознании, проходя последовательно ряд ступеней. Каждая ступень- это

рассмотрение изучаемого понятия в новом аспекте. Все аспекты образуют в

сознании ребенка множественность связей, что и является основой

сознательного усвоения понятия.[45, 166]

Определяя методику, учитель должен учитывать, что понятие времени

весьма отвлеченное.[27, 252]

На других уроках также происходит изучение временных представлений.

Например: на уроке чтения или развития речи идут беседы о временах года,

названии месяцев, на основе рассказов, сказок разных писателей. На уроке

естествознания и природоведения изучение проходит в процессе наблюдений за

временами года, ведется табель- календарь природы, по которому дети

запоминают названия месяцев и их последовательность, число дней в месяце и

неделе. Определение времени по часам так же можно включить в эти уроки. На

уроках рисования могут зафиксировать сезонные явления, нарисовать часы и

определить по ним время. На уроках труда также можно изготовить модель

часов, по которым дети учатся определять время. На уроках музыки можно

включить элементы формирования временных представлений у детей. Спеть

песню, где говорится о каких- либо единицах времени, или рассказать в

стихах.

В процессе такой работы у детей четко формируется представление о

времени. Дети знают, что в году 365 дней, а 100 лет- это век, сколько

секунд в минуте, а минут в часу, сколько месяцев в году, их

последовательность и сколько дней в неделе и их названия. Все эти

представления времени даются детям с 1 по 4 класс на различных уроках.

Изучение временных представлений в школе, конечно же дается и в

школьной учебной литературе.

В учебниках математики тема “Меры времени” дана в полном объеме и по

предусмотренной школьной программе.

Существуют также разные формы и системы обучения математике в школе.

Традиционная система обучению математике (формирование временных

представлений)

2 класс (1- 3) М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова.

Тема «Время и его измерение» идет после темы «Доли».

Изучение начинается с таких временных промежутков, как год, месяц,

неделя. Для закрепления даются упражнения, задания. Далее, изучаются сутки,

час, минута. На каждую тему отведено по 1 уроку. Но в зависимости от

усвоения детьми учебным материалом, учитель может сократить или увеличить

количество уроков по данной теме. Закрепление также проходит с опорой на

действительность и личный опыт ребенка.

3 класс (1- 3, 1- 4) М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С.

И. Волкова, С. В. Степанова.

Тема «Единицы времени» изучается в большой теме «Величины».

Повторяется ранее изученные единицы времени и дети знакомятся с такими

понятиями как секунда и век. Предлагаются для закрепления задания, как для

самостоятельной работы, так и для всего класса. Дается таблица единиц

времени для запоминания.

Выводы:

Процесс формирования временных представлений, их изучение в начальной

школе происходит в достаточно трудной степени для детей, т. к. тема

сложная, требует много усилий, труда, запоминания и т. д. Но, тем не менее,

все дети и нормально развивающиеся и с недостатками интеллекта осваивают

эту тему.

' 2.2. Методика формирования временных представлений в начальной школе.

Как уже говорилось в предыдущих главах, методика работы по

формированию временных представлений у детей требует разработки. Необходимо

проанализировать трудности, возникающие при усвоении временных

представлений у детей нормально развивающихся и детей с интеллектуальной

недостаточностью, определить пути повышения эффективности работы на данном

этапе. В начальной школе изучение временных представлений начинается с

первого класса. Дети уже имеют элементарные представления о времени. Многие

знают, что неделя состоит из 7 дней. Оперируют осознанно такими словами,

как «один день», «два дня» и т. п. Но надо иметь в виду, это слово «день»,

дети понимают по- разному: один день- одни сутки и день как светлая часть

суток в отличие от вечера, ночи, утра.[3, 252] И, начиная с 1- го класса,

сразу необходимо приступить к сравнению знакомых, часто встречающихся в

опыте детей временных промежутков. Знакомство с единицами времени

способствует уточнению временных представлений у детей. Знание

количественных единиц измерения помогает сравнивать и оценивать по

продолжительности промежутки времени, выраженные в тех или иных единицах

времени. Такие единицы времени, как месяц и год, сутки, час и минута

изучаются во 2 классе, а век и секунда - в 3 классе. Необходимо формировать

у детей конкретные представления о каждой единице времени.

Чтобы подготовить детей к восприятию единиц времени, необходимо во 2

классе продолжить систематическую работу с календарем, начатую в 1 классе.

Подводя итоги и обобщая наблюдения, полезно обращать внимание детей на

последовательность месяцев и количество дней в каждом месяце. При записи

даты в тетрадях следует также почаще задавать вопросы на выяснение

последовательности месяцев. Например: сегодня 1 октября, а предыдущий месяц

как назывался? Какой следующий месяц после октября? и т. п. Знакомя детей с

месяцем и годом, учитель использует табель- календарь. По нему дети изучают

и запоминают названия месяцев и количество дней в каждом месяце. Сразу же

выделяют одинаковые по продолжительности месяцы, отмечают самый короткий

месяц в году - февраль (28 или 29 дней). По календарю учащие определяют

порядковый номер месяца, устанавливают день недели, определяют на какие

числа месяца приходятся определенные дни недели (например, в какой день

недели будет праздник 9 мая в этом году).

С помощью календаря учащиеся решают задачи на нахождение

продолжительности событий. Например, сколько дней длятся весенние каникулы,

а сколько месяцев длятся летние каникулы? Учитель называет начало и конец

каникул, а учащиеся подсчитывают число дней и месяцев по календарю.

Понятие о сутках раскрывается через близкие детям понятия о частях

суток - утро, день, вечер, ночь. Кроме того, опираются на представление

временной последовательности: вчера, сегодня, завтра. Учитель предлагает

перечислить, чем они были заняты от вчерашнего утра до сегодняшнего утра,

что будут делать с вечера до завтрашнего вечера. Такие промежутки времени,-

сообщает учитель,- называют сутками. Дети устанавливают, сколько суток

проходит со вчерашнего вечера до завтрашнего вечера и т. п. Объясняют

пословицу: «День и ночь - сутки прочь». Далее можно провести аналогичную

работу по календарю.

Следующими рассматриваются час и минута. Конкретные представления о

соответствующих промежутках времени также формируются через практическую

деятельность детей, через наблюдения. Так, час- это продолжительность

одного урока и перемены. Чтобы ощутить время продолжительностью в 1 минуту,

включают упражнения, с помощью которых дети узнают, что можно успеть

сделать за 1 минуту. Например: сколько можно решить примеров, или какое

расстояние можно пройти за 1 минуту. Уместно объяснить смысл пословицы:

«Минута час бережет». На первом же уроке по знакомству с часом и минутой

сообщаются отношения между мерами времени: в 1 сутках 24 часа, в 1 часе 60

минут. Для закрепления включаются упражнения.

Важным моментом на данном этапе является знакомство с часами. Чтобы

дети научились устанавливать время по часам, заблаговременно полезно

изготовить на уроках труда циферблат с подвижными стрелками и, используя

эту модель часов, выполнять практические задания. Учитель поясняет, как

определить время, показывает на модели часов. С помощью модели часов

решаются задачи на определение продолжительности события. Усвоению

отношений между единицами времени помогает таблица мер, которую следует

повесить в классе на некоторое время, а также систематические упражнения в

преобразовании именованных чисел, выраженных в мерах времени.

В 3 классе таблица единиц времени пополняется - учащиеся знакомятся с

веком и секундой. Конкретное представление о продолжительности секунды дети

получают на основе наблюдения (устанавливают, что можно сделать за 1

секунду).

Век - самая крупная из рассматриваемых единиц времени. Некоторое

представление о продолжительности отрезка времени в 100 лет дети могут

получить, сравнивая свой возраст, возраст близких людей. Знания о системе

единиц времени расширяются.

Дети узнают, что основными единицами измерения являются сутки - время,

в течение которого Земля делает полный оборот вокруг Солнца. Из этих

основных единиц образованы все остальные.

В 3 классе рассматривают простейшие случаи сложения и вычитания

составных именованных чисел, выраженных в единицах времени. Преобразование

чисел при этом выполняют попутно. Чтобы предупредить ошибки в вычислениях

рекомендуется чаще давать вычисления в сопоставлении.

Так же, как и во 2 классе для развития временных представлений

используется решение задач.

В связи с изучением данной темы в 3 классе полезно провести

внеклассное занятие, на котором поставить задачу - расширить знания детей о

времени и его измерении, пробудить интерес к этому материалу.[25, 307]

Дети с нарушениями интеллекта во многом отличаются от нормально

развивающихся детей.

В классах коррекции вспомогательной школы проводится также работа по

изучению временных представлений у таких детей. Изучение временных

представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью начинается с 1

класса. Дети уже имеют некоторые представления о времени, но сказать,

пояснить и применить эти знания не могут.

Целью формирования является работа, направленная на повышение

эффективности изучения временных представлений в классе.

Конкретные сведения о временных представлениях как день, ночь, вечер,

утро, времена года, дни недели и месяц получают не только на уроке

математики, но и на уроках развития речи и ознакомления с окружающим миром

и др.[7, 23] Обучение проводится на всех уроках. Уделяется большое внимание

формированию представлений о временах года, проводились практические

занятия, экскурсии с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, в

жизни людей. Полученные знания закреплялись на уроках рисования, ручного

труда, музыки.

Овладение данными знаниями помогает детям с выраженными нарушениями

интеллекта понять смысл изменений, происходящих в природе и в жизни людей,

связанных с понятием времени и предотвратить трудности, возникающие у них

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.