на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте


и др. раскрывается сам механизм формирования орфографического навыка как

образования временных связей. Так, при формировании навыков правописания

морфем слова эта же цепь ассоциаций имеет в своем составе несколько

звеньев: 1)слухо-артикуляционное восприятие слова или предложения; 2)

осмысливание смыслового и грамматических значений, морфемного состава

слова; 3) зрительное представление – реакция письма.

Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических

навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу

орфографического навыка. Как уже было сказано, навыки – это

автоматизированные компоненты сознательной деятельности. При этом нужно

учитывать, что слово, «автоматизированный» означает способ образования

навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении

определённых правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося

автоматизации.

Важно еще обратить внимание на следующее обстоятельство:

автоматизированный навык позволяет на каждом шагу, в частности при

затруднениях, вновь становиться сознательным. Навыки формируются на базе

умений, т.е. умения по мере автоматизации становятся навыками. Умения в

свою очередь связаны с усвоение знаний и их применением на письме [41, 41].

В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:

- нахождение в слове орфограмм;

- написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с

непроверяемыми написаниями;

- обоснование орфограмм;

- нахождение и исправление орфографических ошибок.

Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:

- высокий научный уровень преподавания орфографии;

- связь между формирование орфографических навыков и развитием речи;

- знание орфографических правил;

- знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и

умение производить орфографический разбор, способствующий

применению правил;

- упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое

правило.

Причём следует подчеркнуть, что упражнения и правильно понятая

тренировка – это не повторение одного и того же первично произведённого

движения или действия, а повторное разрешение одной и той же задачи, в

процессе которой первоначально движение (действие) совершенствуется и

качественно видоизменяется [43, 37].

Как формируются навыки? Как организовать быстрое, безошибочное и

прочное овладение учащимися навыками?

Умения и навыки формируются на основе выполнения определенной системы

упражнений, совершенствуются и закрепляются в процессе творческого их

применения в изменяющихся ситуациях.

Что же следует понимать под термином «упражнение»?

В психологии упражнением называют многократное выполнение определённых

действий или видов деятельности, имеющее целью их основание, опирающееся на

понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. В

этом определении подчёркивается целенаправленность упражнений, которые

осуществляются на основе понимания и тщательно продуманного педагогического

руководства.

Стихийное, неуправляемое повторение действий может не привести к их

усовершенствованию или приведёт к механической тренировке в применении

действий в стандартных условиях.

Педагогическое руководство упражнениями учащихся предполагает

применение определённой методики занятий и научно обоснованных пособий и

руководств для учащихся. Сначала учащиеся неуверенно владеют изучаемыми

действиями, при затруднении пытаются вспомнить соответствующее правило. По

мере совершенствования действия потребность в припоминании правила или

способа отпадает. Постепенно действия автоматизируются, переходят в навык.

Внимание учащихся при этом переключается на процесс получения необходимого

результата и на качество выполнения действия или лперации. При этом

контроль человека над автоматизированным действием никогда не прекращается.

Например, ученик автоматически записывает слова, которые диктует учитель.

Ему не приходится вспоминать правила, как писать отдельные буквы. Но как

только в диктанте встречается слово с незнакомой или сложной орфограммой, в

процессе письма включается память, мышление и другие психологические

процессы.

Осуществляя функцию «скрытого контроля», сознание как бы находится

всегда в резерве», включаясь тогда, когда выполнение автоматизированных

действий наталкивается на какие-то препятствия: кончились чернила в

авторучке, неправильно подобрано слово, на бумаге оказался волосок и буква

не получилась – во всех этих случаях немедленно включается «главный

контролер» – человеческое сознание. Оно осуществляет анализ затруднений и

определяет путь преодоления препятствий. В результате такого контроля и

устранения затруднения функционирование выработанного навыка продолжается.

Показателями успешного формирования навыка являются:

1) увеличивающаяся быстрота выполнения отрабатываемых движений;

2) повышение их качества, точности, согласованности;

3) падение физического и нервного напряжения у самого работающего

человека.

Нетрудно вспомнить, что взрослый, обучая ребенка писать, прыгать,

играть на рояле, не только показывает ему образец автоматизируемого

действия. Учитель объясняет, как его надо воспроизвести, какие ошибки и

почему допустил ученик, находит средства побудить ребенка к новой пробе.

Давая оценку выполненного действия и приложенного учеником старания,

приводит обоснование высказанного им оценочного суждения. Одним словом, в

процессе выработки навыка у человека огромную роль играет речь и те меры

социального воздействия людей друг на друга, которые связаны с

многообразными формами межлюдского общения. Следует особо подчеркнуть

важное значение в выработке навыка осознания ребёнком цели

автоматизированных действий и его собственное желание овладеть

соответствующим навыком [5, 52].

2.2. Сущность орфографического правила.

Орфограмма

При овладении навыками письма первоначально всё внимание ребенка

уделяется технике письма и соблюдению правил посадки. Когда перед детьми

ставится орфографическая задача, каллиграфическая сторона ухудшается, так

как внимание сосредоточивается на соблюдении правил орфографии.

Орфографическое правило – это предписание, устанавливающее порядок

выполнения орфографического действия, решения задачи. В формулировке

правила обычно содержатся следующие элементы: а) указания на орфограмму,

которая проверяется; б) определение грамматической, фонетической,

словообразовательной природы явления; в) указание способа проверки и

получения результата.

Формулировки орфографических правил в зависимости от способа

перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и

регулирующие. В констатирующих орфографических правилах перечисляются

условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание. Одно

из простейших правил – «В сочетаниях ЖИ, ШИ пишется буква И», это правило-

указание, не требующее грамматического анализа. Действие по этому правилу

имеет три ступени: обнаружение в слове сочетания; фонетический анализ;

написание слова и самопроверка. Большинство орфографических правил

констатирующие.

В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий

учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний.

Например: правило проверки безударных гласных в корне слова опирается на

фонетику (обнаружение безударного гласного звука), на словообразование и

грамматику – на состав слова, подбор однокоренных слов или на изменение

грамматической формы слова. Действие по этому правилу содержит 7-8

ступеней: а) найти гласный звук, который надо проверить (безударный); б)

убедиться, что безударный гласный – в корне; в) подобрать проверочное слово

или форму того же слова; д) определить, под ударением ли стоит проверяемый

гласный в проверочном слове; г) в случае необходимости подобрать второе,

третье проверочное слово; е) сравнить проверочные слова с проверяемым; ж)

написать в соответствии с принятым решением; з) осуществить самопроверку.

Некоторые, наиболее трудные правила орфографии в начальных классах

даются расчлененно, в несколько приемов. Не всегда следует давать младшим

школьникам правила в готовом виде: многие правила могут быть выведены

самими учащимися на основе наблюдений, практических действий и специально

организованной беседы.

Признавая важность изучения орфографических правил, которые избавляют

пишущего от необходимости запоминать написание каждого слова, методисты и

учителя не могли не замечать некоторых существенных недостатков в

орфографической подготовке учащихся, знающих правило. Так многократно

отмечалось, что многие учащиеся не видят связи между отдельными правилами,

не владеют навыками самоконтроля, особенно в нестандартных ситуациях.

Провозглашается, таким образом, принцип единства содержательной и

процессуальной сторон обучения. Оно будет успешным, если занятия ученика

(его учебная деятельность) направлены на освоение не только знания.

Применительно к орфографии это значит, считает Л.И.Разумовская, что только

знание правил правописания недостаточно для успешного формирования

орфографических навыков: содержание правила, его теоретическая суть

усваиваются в ходе учебной деятельности, в результате выполнения

упражнений, которые формируют умение действовать согласно правилу.

Эффективность упражнений (деятельности) зависит, таким образом, от качества

теории и от согласованности учебный действий с этой теорией [39, 29].

Также первостепенное внимание в деле формирования правильного навыка

уделял упражнениям и К.Д.Ушинский. Он указывал, что «главное, центральное

занятие, вокруг которого более или менее группируются все остальные, есть

практическое упражнение в языке, изустное и письменное» [54, 320].

Так, когда правило правописания проверяемых безударных гласных корня

ориентировано на подбор «подборочных слов» (Безударные гласные в корне

пишутся так же, как они пишутся под ударением в словах с тем же корнем), то

от учащихся ускользает сама суть явления, а именно: безударные гласные

обозначаются той же буквой, что и ударные в корнях с общим значением, т.е.

в однокоренных словах. Главное, что есть в правиле – это его

ориентированность на семантику: корни одного значения (однокоренные слова)

пишутся всегда одинаково как с проверяемыми, так и с непроверяемыми. Чтобы

не было ошибок типа «жилеть» (потому что «жила»), задающих ложный способ

действия «на основе правила», содержанием деятельности должен стать научный

способ подбора однокоренных слов, объясняющих одно слово через другое,

ближнеродственное: малыш – это совсем маленький человек, ребёнок. Объясняя

значение корня через ближнеродственное слово, ученик овладевает способом

действия, адекватным правилу.

Привыкая именно так определять написание, учащиеся осваивают и

правило, которое наполняется для них истинным содержанием, и приём, способ

действия.

Изложенный подход согласуется с утвердившимся в психологии положением

о единстве сознания и деятельности, о деятельном подходе к обучению.

Представляется, однако, бесспорным, что характер заданий должен иметь такую

направленность, чтобы действия «по заданию» отрабатывались на основе

правила, на теоретической основе. Навыки формируются на основе знания

способов выполнения действия. Наиболее успешно, быстро и безошибочно

учащиеся овладевают навыками на основе знания и применения алгоритма или

алгоритмического предписания [39, 31].

На начальных этапах овладения письмом письменная речь ребёнка

определяется его устной речью, т.е. он пишет слова так же, как и

произносит. Поэтому он допускает много ошибок. По мере овладения

грамматикой и орфографическими правилами количество ошибок резко

уменьшается. Это объясняется тем, что дети приучаются находить ту или иную

орфограмму и проводить в с ней соответствующую работу.

Орфограмма служит основной орфографической единицей, принятой в

современной методике.

Во-первых, орфограмма – это написание, требующее проверки, та буква,

то сочетание букв, та морфема, та позиция между словами, тот стык морфем,

то место разделения слова при переносе на другую строку, которые нуждаются

в проверке и обосновании; во-вторых, в орфограмме всегда есть не менее двух

возможных вариантов написания, один из которых (правильный!) выбирает

пишущий.

Для пишущего орфограмма всегда несёт в себе задачу, которую надо

решить соблюдая: а) требования орфограмм, т.е. выбора правильного написания

из двух или нескольких, допускаемых графикой; б) требования точной передачи

смысла, содержания мысли.

Следует различать теоретические и практические орфограммы.

теоретической считается такая орфограмма, которая может привести к ошибке,

на самом же деле никогда не приводит к ней. Например, теоретически, дети

могут написать глагол «бегут» с буквой «д» – «бегуд», на самом же деле

такая ошибка маловероятна. Однако, граница между теоретическими и

практическими орфограммами условна: многие орфограммы, признаваемые в

средних и старших классах теоретическими, в начальных классах являются

практическими. Так, в начальных классах (особенно в первом) пишут «майя»,

«друзьйя», «од дома» и т.п., что отражает стихийное стремление детей писать

фонетически. Следовательно, теоретические орфограммы тоже нужно уметь

видеть, особенно учителю [8, 11].

2.3. Психологические особенности процесса письма у младших школьников

Каждый учитель современной школы знает, что нередко приходится много

раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и всё же он

остаётся не усвоенным. Дети как будто знают правило, правильно его

формулируют, приводят слова или предложения, иллюстрирующие правило, но в

диктантах нарушают его, а при более самостоятельной работе не умеют

орфографически грамотно и толково изложить свои мысли. В чем причина такого

явления?

На уроке ученик пишет, читает, отвечает на вопросы учителя, но эта

работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Часто он не может

сосредоточить внимание, мысль, напрячь свою память. Подобную работу ученика

на уроке русского языка следует назвать пассивной. Конечно, что-то ученик

при этом усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой

прочных знаний и навыков.

Активность же при усвоении материала требует внимания к изучаемому,

заданиям учителя, формулировкам правил и заданий учебника. Для всего этого

необходимо напряжение ума и воли учащихся. Как известно, К.Д.Ушинский

считал внимание единственной дверью, через которую впечатления жизни входят

в душу ребёнка. Внимание – это сосредоточенность сознания на чём-либо.

Сосредоточить его нельзя без известного напряжения воли, без определенной

активности слушающего, читающего, пишущего ученика. Вот почему современные

психологи, изучающие процессы усвоения детьми знаний, придают большое

значение воспитанию у детей внимания.

В условиях обучения русскому языку воспитать внимание – значит развить

умение видеть различные формы слова, развивать «орфографическую зоркость».

Это значит, что, глядя на написанное слово, дети должны видеть его в целом

и в составляющих его частях (при необходимости в процессе обучения

правописанию). Слушая речь, слышать слово целиком и отдельные его звуки

(твердые и мягкие, звонкие и глухие, ударные и безударные). Если учитель не

воспитал внимания ученика к слову, к его звуковой стороне, к его значению и

форме, то ученик будет «глух» к слову, к его правописанию [41, 57].

В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей

памяти, формирование у них установки на запоминание. А что необходимо знать

нам о памяти, чтобы помочь детям усвоить грамотное письмо?

Прежде всего то, что память бывает разной. «О, память сердца, ты

сильней рассудка памяти печальной», - писал Батюшков. Значит, есть «память

сердца» – эмоциональная память и «память рассудка» – логическая, смысловая

память. Кроме того, есть память на запахи и на вкусовые ощущения, память

зрительная, звуковая и двигательная.

Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах.

Осуществляется их запоминание в процессе письма, т.е. при передаче фонем с

помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов.

Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при

списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании

различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой.

Речедвигательная память (кинестезическая) опирается на послоговое

орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется

фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи.

Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с

непроверяемыми орфограммами.

Моторная память заключается в многократной записи одного и того же

слова учеником. методика и школьный опыт не располагают данными о

количестве необходимых повторных записей того или иного слова [8, 19].

Посмотрев около тридцати тетрадей, в которых ученики пять раз подряд

писали слово «велосипед», мы наблюдали следующее: в первых двух

воспроизведениях из пяти велосипед стойко оставался самим собой, начиная с

третьего у части школьников обращался в велосипет, а до пятого доходил с

более существенными изменениями. Ориентировка на «память руки» оказывается

недостаточной: механическая память утомляет, внимание «соскальзывает» и

велосипед «укатывается» из-под контроля.

Немалую роль в деле обучения русскому языку играет сознательное

отношение учащихся к работе. Активное, тщательной выполнений заданий в

соответствии с требованиями учителя, учебника – тоже сознательное отношение

к обучению. Интерес к работе, ненужность принуждения со стороны учителя,

родителей – очень важный признак сознательного отношения к обучению. Дети

этого возраста часто не могут в полной мере осознать ответственность за

выполняемую ими работу. Даже не всегда интерес к заданию достаточен для

того, чтобы ученик без напоминания взялся за его выполнение. Интерес к

работе по русскому языку воспитывается у школьника в том случае, если он

получает содержательные, посильные, но в то же время заставляющие думать

задания. Задания будут интересны, если для их выполнения необходимо

анализировать, сравнивать, объяснять и доказывать.

Всякая учебная работа, выполняется ли она с интересом или без особого

интереса, требует от учащихся определённого напряжения сил, определённой

затраты энергии.

К.Д.Ушинский предупредил учителей, что из учения не следует делать

только игру или забаву, что это серьёзный труд, требующий напряжения сил.

Если учитель не научит учащихся тщательно исправлять ошибки, указывая при

этом на их характер, то ошибки не исчезнут в письменных работах.

Итак, внимание к слову, установка на запоминание, активность

мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение

– всё это имеет большое значение в формировании орфографических навыков у

младших школьников [26, 13].

Глава III методика работы над формированием орфографических навыков у

младших школьников

3.1. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников

Как же решается проблема формирования у учащихся навыков в

педагогической теории и практике?

Как педагогическая наука, так и школьная практика в последние годы

значительно продвинулась в вопросе определения рациональных способов

формирования у школьников учебных навыков. Данные исследований,

проведённых учеными-психологами и учёными-методистами, подтверждают, что

только система упражнений обеспечивает овладение учащимися навыками

грамотного письма.

При проведении упражнений в определённой системе необходимо учитывать

специфические условия работы с той или иной группой учащихся, а именно:

1. Степень подготовленности учащихся, состояние их знаний и навыков в

области орфографии.

2. Уровень речевой культуры.

3. условия языковой среды, окружающей детей.

Успешному обучению правописанию способствует:

а) тщательный отбор дидактического материала;

б) разнообразие упражнений, опирающихся на правила и различные виды

памяти;

в) постепенное усложнений орфографических знаний;

г) усиление роли самостоятельности учащихся в выполнении

орфографических заданий.

Применение разнообразных приемов и упражнений – обязательное условие

успешной работы по орфографии. Но в выборе приёмов не должно быть самотёка.

При определении того, какой именно приём или какого рода упражнение нужно

применить в каждом конкретном случае, необходимо учитывать разнообразные

особенности каждого из них. Целесообразность применения того или иного

приёма, упражнения с точки зрения методической определяется такими

условиями, как:

а) степень соответствия его проходимому в данный момент материалу;

б) подготовленность учащихся к усвоению данного учебного материала;

в) доступность приёма с точки зрения тех навыков самостоятельной

работы, которыми уже владеют учащиеся;

г) последовательность в применении отобранных с определенной целью

приёмов.

Представление о последовательности упражнений и их соответствие целям

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.