на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование личности в подростковом возрасте


ответственностью развивается вполне благополучно (если, конечно, здесь нет

угнетающих это развитие предпосылок). Он строит свои отношения с

окружающими (взрослыми и сверстниками) преимущественно по адекватно

лояльному типу. Ценностные ориентации подростка в такой семье направлены на

проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности:

предметного мира, образно-знаковых систем, природы, самого социального

пространства непосредственных отношении людей. Высокая рефлексия окружения

создает благоприятные условия для духовного развития подростка.

Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся так же, как и в

детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним, и держатся от него

на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие

характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм

поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький

комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития его характера как

способа взаимодействия с другими людьми уже отчетливо проявляют себя:

превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или

неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения.

Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он

устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворение в

общении. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии.

Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять

подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было

принято ранее, здесь продолжают применять физические наказания. В

авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе,

как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо

вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа

взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную

лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного

в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности

подростка в развитии.

Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает

господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на

голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и

сопутствующая ему конфликтность – основные характеристики характера

подростков из таких семей. Попустительская семья мешает подростка

возможности осознать закономерности человеческих отношений и делает его

несостоятельным в реальных отношениях с другими.

Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным

вниманием и заботой родителей. С подростком родители по-прежнему не

расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его

душевными переживаниями. Здесь подросток, как и прежде неуверен в себе. В

случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить

позитивные отношения. Он пассивен, принужденно лоялен. Он инфантилен по

своим социальным реакциям.

Подростки, живущие в деградирующих семьях, где родители дерутся,

принимают алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заражаются этими

недугами еще в детстве. В отдельных счастливых случаях подросток из

алкоголизирующей, наркотизирующей или распутной семьи начинает столь

активно противостоять деградации, что ему хватает сил вырваться из

предложенных жизнью условий существования и идти своим путем.

Как бы не складывались условия жизни в подростковом возрасте,

ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайные.

Школа – еще один важнейший общественный институт, дающий детям

систематическое образование, подготовку к труду.

В подростковом возрасте, как и в детстве, ребенок продолжает посещать

школу или переходит в училище. Однако меняется его внутренняя позиция по

отношению к школе и учению. Так, если в детстве в младших классах, ребенок

был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь

подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со

сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего

интереса в отрочестве.

Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В

общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в

умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные

способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток

постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится

рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания,

эмоционального проявления. Если в детстве особая школа социальных отношений

– игра, то в подростковом возрасте этой школой становится общение. Именно в

этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные

реакции на предполагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный

выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия.

Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно

считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности.

Главная задача в том, чтобы сделать школу координатором и организатором

системы воспитания подрастающего поколения.

Средства массовой коммуникации, внешкольные учреждения, расширяя

диапазон знаний учащихся, составляют конкуренцию школе. С их помощью

«совокупные взрослые» воспитывают «совокупных детей», так как программы

планируются и контролируются. Если передачи объективны, они невольно

способствуют приобщению детей к той стороне жизни, от которой взрослые

хотели бы их уберечь. Само название «средства массовой коммуникации»

содержит проблему. Пока поток информации был официальным и однонаправленным

– пресса, радио, телевидение информировали население о решениях, принятых

кем-либо, о событиях, происшедших в мире. Это – работа средств массовой

информации. В настоящее время больше внимания уделяется образованию связи,

реакции публики на увиденное и услышанное. Тем самым, передача информации

превращается в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.

Бессмысленно спрашивать какой из каналов социализации важнее – семья,

сверстники, школа, средства массовой коммуникации? Тем более существуют

соседские отношения, трудовые коллективы.

Чтобы координировать усилия, надо знать, в чем они принципиально

заменяемы, в чем – уникальны. Однако не один институт нельзя в отдельности

считать ответственным за учебно-воспитательный процесс, за его конечный

результат.

Глава III. Исследование личностных особенностей подростков.

1. Выявление типа темперамента.

В основе разработки методики лежит факт повторения набора сходных

общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл,

Айзенк, Личко и др.).

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант),

классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и

шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное

направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.

В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант),

шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и

рекомендации по коррекции.

Этапы работы:

1. Проведение теста Айзенка.

2. Обсчёт результатов.

3. Градация результатов по таблице типов.

4. Отбор данных, где балл по шкале «Ложь» больше 5.

Инструкция (для психолога): «На предлагаемые вопросы испытуемый должен

отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заносится на опросный

лист под соответствующим номером».

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чём-нибудь просят?

4. Бывает ли так, что ты раздражён чем-нибудь?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-либо?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было

настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты сказать о себе, что ты веселый,

живой человек?

12. Ты когда – нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?

14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе? ( Если же, наоборот,

склонен к неторопливости, ответь «нет»)

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не

произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить тайну?

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию

сверстников?

18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины ( физические нагрузки)

сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с

кемнибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь себя усталым?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в

неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

32. Любишь ли ты иногда хвастаться?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество

незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в кассе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не

задерживаясь особенно на обдумывание?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем

веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Бываешь ли т совершенно уверен, что сможешь справиться с делом,

которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда поздно что-нибудь исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным

без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от

оживленной компании сверстников?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-

нибудь не подумав?

Ключ

1. Экстраверсия (Э)

«Да»: 1,3.9,11,14,17,19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57.

«нет»: 6,33,51,55,59.

2.Нейротизм (Н):

«Да»:

2,5,7,10,13,15,18,21,23,26,29,31,34,37,39,42,45,47,50,52,54,56,58,60.

3.«Ложь»:

«да»: 8,16,24,28,36,44.

«нет»: 4,12,20,32,40,48.

Нормативы для подростков 12-17 лет для отнесения их к определенному

типу темперамента (таб.1.1.) : экстраверсия (Э) - 11-14 баллов, «ложь» - 4-

5 баллов, нейротизм(Н) – 10-15 баллов.

Таблица 1. 1

Тип темперамента

|№ |Данные по тесту Айзенка |№ |Данные по тесту Айзенка |

|п/п | |п/п | |

| |Э, баллы |Н, баллы | |Э, баллы |Н, баллы |

|1 |0 – 4 |0 – 4 |17 |16 – 20 |4 – 8 |

|2 |20 – 24 |0 – 4 |18 |4 – 8 |16 – 20 |

|3 |20 – 24 |20 – 24 |19 |4 – 8 |4 – 8 |

|4 |0 – 4 |20 – 24 |20 |16 – 20 |16 – 20 |

|5 |0 – 4 |4 – 8 |21 |12 – 16 |8 – 12 |

|6 |0 – 4 |16 – 20 |22 |8 – 12 |8 – 12 |

|7 |0 – 4 |8 – 16 |23 |16 – 20 |8 – 12 |

|8 |4 – 8 |0 – 4 |24 |12 – 16 |4 – 8 |

|9 |8 – 16 |0 – 4 |25 |8 – 12 |4 – 8 |

|10 |16 – 20 |0 – 4 |26 |4 – 8 |8 – 12 |

|11 |20 – 24 |4 – 8 |27 |4 – 8 |12 – 16 |

|12 |20 – 24 |8 – 16 |28 |8 – 12 |16 – 20 |

|13 |20 – 24 |16 – 20 |29 |12 – 16 |16 – 20 |

|14 |16 – 20 |20 – 24 |30 |16 – 20 |12 – 16 |

|15 |8 – 16 |20 – 24 |31 |8 – 12 |12 – 16 |

|16 |4 – 8 |20 – 24 |32 |12 – 16 |12 – 16 |

ТИП № 1

Э: 0-4; Н; 0-4

Характерологические проявления. Безмятежный, мирный, невозмутимый. В

группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему

предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь

спокойная. Терпелив. Хладнокровен.

Пути коррекции. Воспитателей беспокоят мало, а значит всегда страдают

от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе –

повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному

человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа

работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.

ТИП № 2

Э: 20-24: Н: 0-4

Характерологические проявления. Радостный, общительный, разговорчивый.

Любит быть на виду. Оптимист верит в успех. Поверхностен. Легко прощает

обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну.

Пользуется всеобщей любовью. Однако поверхностен, беспечен. Прихотлив.

Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро

остывает).

Пути коррекции. Поощрять трудолюбие, использовать природный артистизм и

склонность к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости,

дисциплине, организованности (например, предлагая оригинальные задания).

Рекомендуется помочь организовать время (кружковой работой, участием в

экспедициях и т.д.)

ТИП № 3

Э:20-24; Н: 20-24

Характерологические проявления. Активный, имеет хорошо развитые,

бойцовские качества. Насмешлив. Стремиться общаться со всеми «на равных».

Очень честолюбив. В случае не согласия с позицией более старшего принимает

активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес.

Пути коррекции. Основная тактика - подчеркнутое уважение.

Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном

тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не

следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы

позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на

проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения.

Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских

способностей, а также реализация энергетического потенциала (спортивные

достижения и т.п.).

ТИП № 4

Э: 0-4; 20-24

Характерологические проявления. Тип не спокойный, настороженный,

неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смешенные оценки

и самооценки. Высоко ранимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия

замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто склонен к

философии. Легко драматизирует ситуацию.

Пути коррекции. Стремительно поддерживать. Оградить от насмешек.

Выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к монотонной

деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного общения

строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему

субординации. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с

людьми доброжелательно- энергичными.

ТИП № 5

Э: 0-4; Н: 4-8

Характерологические проявления. Созерцателен, спокоен. Имеет низкий

уровень заинтересованности в реальной жизни, а значит и низкие достижения.

Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно -

безразличен.

Пути коррекции. Остро нуждается в повышении самооценки, это

разрушает безразличие и повышает уровень притязаний, а, следовательно,

качество работы или учебы. Желательно найти сильные стороны (способности,

задатки), чтобы как-то увлечь работой.

ТИП №6

Э: 0-4; Н: 16-20

Характерологические проявления. Сдержанный, робкий, чувствительный,

стесняется в незнакомой ситуации. Неуверенный, мечтательный. Любит

философствовать, не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало

верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и

драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в нерешительности.

Склонен к фантазиям.

Пути коррекции. Стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед

группой положительные качества и проявления (серьезность, воспитанность,

чуткость). Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому).

Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.

ТИП № 7

Э: 0-4; Н: 8-16

Характерологические проявления. Человек скромный, активный,

направленный на дело. Справедливый преданный друг. Очень хороший, умелый

помощник, но плохой организатор. Застенчив. Предпочитает оставаться в тени.

В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям

придает большое значение. Иногда скучновато - морализующий.

Пути коррекции. В деятельности желательно предоставить свободный режим,

поощрять, это активизирует инициативу. Постараться раскрепостить, чтобы

действовал самостоятельно, а не по указке (по природе подчиняем). Избегать

публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать

слепой веры в чей- либо авторитет.

ТИП № 8

Э: 4-8; Н: 0-4

Характерологические проявления. Человек спокойный, склонный к общению в

компаниях. Эстетический одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель.

Уравновешенный. Безразличный к успехам. Любит жить «как все». Во

взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает

конфликтов.

Пути коррекции. Главная задача - активизировать потребность в

деятельности. Найти занятие, могущее заинтересовать (скорее это нечто,

связанное с художественными проявлениями). Поощрять успехи. Желательно чаще

общаться с подростком, обращая внимание на развитие социального интеллекта.

ТИП № 9

Э: 8 – 16; Н: 0 - 4

Характерологические проявления. Активный, жизнерадостный. Общительный.

В общении неразборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие

плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне,

любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умения строить

адекватные оценки и самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок.

Энергичен. Доверчив.

Пути коррекции. Режим желателен более жесткий, мобилизующий. Установить

доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним

наблюдают. Стремиться направлять энергию в полезное дело ( например увлечь

глобальной идеей достичь чего-то поступить в престижный ВУЗ и т.п.)

Однако в этом случае необходимо вместе распланировать предстоящую работу,

фиксировать сроки и объемы и жестко контролировать выполнение. Желательно

подростка данного типа ввести в состав группы или бригады с сильным лидером

и позитивными установками.

ТИП № 10

Э: 16 –20; Н: 0 –4

Характерологические проявления. Артистичен. Любит развлекать.

Недостаточно настойчив. Общителен. Неглубок. Уравновешен.

Пути коррекции. Поддерживать усилия, направленные на достижение

интересных целей ( у самого хватает инициативы выбрать какое-то занятие

или цель, но не хватает упорства ). Поощрять артистизм, но не допускать до

клоунства.

ТИП № 11

Э: 20 –24; Н: 4-8

Характерологические проявления. Активный, общительный, благородный,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.