на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование личности в подростковом возрасте


подростка больше, чем мнение учителей и родителей, и он обычно очень чутко

реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт

коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности,

предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования

личности подростка.

В этом возрасте создаются некоторые условия для формирования

организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других

полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том

числе умение налаживать деловые контакты договориться о совместных делах,

распределять между собой обязанности. Подобные личностные качества могут

развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен

подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение,

труд, игра.

Особенности личности подростков:

1. Таким образом, центральное новообразование подростничества –

чувство взрослости.

2. Развитие самосознания.

3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование

самоанализа.

4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания,

интерес к противоположному полу.

5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений,

неуравновешенность.

6. Заметное развитие волевых качеств.

7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный

смысл.

Различают такие направленности личности:

. гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и

обществу положительны;

. эгоистическая направленность он сам является более значимым, чем

общество;

. депрессивная направленность- он сам никакой ценности не

представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать

условно положительным;

. суицидальная направленность ни общество, ни личность для самой

себя не представляет никакой ценности.

Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний

вариант нормы.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое особенности

традиционных нарушений поведения, острых аффективных реакций и неврозов.

Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических

рекомендаций, для советов в отношении будущих профессий. Тип акцентуации

указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть

факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации

характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним

вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт

определенного типа характера. Занимаемое положение обычно соответствует

способностям и возможностям.

Скрытая акцентуация. В обычных, привычных условиях черты определенного

типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.

2.2. Формирование самосознания и самооценки.

Один из самых важных моментов в развитии личности подростка

формирование у него самосознания , потребности осознать себя как личность.

У подростка возникает интерес к себе , своей внутренней жизни, качествам

собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлением себя с

другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя стремится познать

сильные и слабые стороны своей личности. Потребность в самосознании

возникает в жизни, практической деятельности, определяется растущими

требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность

оценивать свои возможности, для того, чтобы найти свое место в коллективе.

На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем

других взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший

подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо

этого, начинает складываться тенденция самостоятельно анализировать и

оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает

достаточным умением правильно анализировать собственные личностные

проявления, то на этой основе порой возможны конфликты, порождаемые

противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его

реальным положением в коллективе, отношением, отношением к нему со стороны

взрослых и товарищей.

На основе развития самовоспитания роста требований к подростку, его

нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к

самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя

положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению

отрицательных черт, устранению недостатков. Однако сравнительно небольшой

жизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводят к тому, что

самовоспитание подростка принимает наивные формы, для развития воли ребята

пытаются , например, перетерпеть боль, которую нарочно пытаются причинить

себе, Заставляют себя прекратить чтение какой – либо книги на самом

интересном месте, надолго задерживают дыхание. А некоторые заявляют, что

лучший способ развивать в себе волю - это никогда, никому, ни в чем не

уступать. Отсюда понятно, как необходимо воспитателям помочь подросткам

правильно разобраться в своих достоинствах и недостатках, указать на

правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведения.

2.3. Формирование чувства взрослости.

Важная особенность подросткового возраста – формирование ценрального

новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда

подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым,

когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве

полноценного и равноправного участника этой жизни.

Сознание собственной взрослости возникают у подростка неслучайно. Он

замечает, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и

выносливость, замечает у себя признаки наступающей половой зрелости.

Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно

расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых,

например, своих родителей, а порой некоторых учителей. Наконец, подросток

чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно

большим, он активно участвует в школьной общественной жизни. Переоценивая

свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убеждению, что они

уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые

относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью

подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и

несоответствием этому их реальных возможностей.

Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и

известной независимости. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их

обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или

кажущиеся) умалить их достоинства, принизить их взрослость. Подросток

добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважая их.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть

относительно независимыми от взрослых в наличии собственных взглядов и

суждений, и в подражании внешнему облику, и в манере поведения взрослых.

Отрицательное проявление чувства взрослости выражается в том, что подростки

склонны сопротивляться влиянию старших, часто не признают их авторитет,

игнорируют предъявляемые им требования, критически относятся к словам и

поступкам родителей, учителей.

Учителям надо иметь в виду, что чувство взрослости – это здоровое и

ценное в своей основе чувство. Поэтому его нужно не подавлять, а стараться

ввести в правильное русло. Взаимопонимание с подростками надо постепенно и

разумно перестраивать, признавая их права на относительно большую

независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в

известных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене

руководства и контроля, так как подросток очень нуждается в твердом и

постоянном руководстве со стороны взрослых. Подростков нужно освобождать от

мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого

руководства – всего того, что в какой-то мере было бы оправдано по

отношению к дошкольнику или младшему школьнику. Надо отказаться от

злоупотребления тоном категоричных распоряжений и приказов,

безапелляционных требований. Речь идет не об отказе от твердых требований

вообще, а об отказе от грубых и резких их форм, оскорбляющих чувство

собственного достоинства, самоуважение подростка.

2.4. Социализация, и ее институты.

Слово «социализация» означает совокупность всех социальных и

психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему

знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве

полноправного члена общества.

Как меняются цели, методы и институты социализации в эпоху научно-

технической революции?

Следует отметить, что многие проблемы, кажущиеся нам уникальными и

сугубо современными, на самом деле информационные перегрузки, разнообразные

воспитательные воздействия.

Стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и

неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа.

Молодежи предстоит жить в обществе, отличном от того, в котором жили

родители. Поэтому свои воспитательные успехи они должны оценивать не по

тому, как им удалось передать молодежи свои знания и умения, сколько по

тому, сумели ли они их подготовить самостоятельно действовать и принимать

решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни

родителей.

Проблема эта является глобальной. Во всем мире социологи и экономисты

констатируют разрыв между стоимостью образования и недостаточной социальной

эффективностью.

Чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и

динамичном обществе, индивид должен обладать следующими качествами:

1) обладать устойчивым мировоззрением, нравственными

убеждениями;

2) должен обладать высокой психической лабильностью,

гибкостью, способность усваивать и перерабатывать новую

информацию и создавать нечто новое не только в

подростковом возрасте, но и в зрелом возрасте, когда

старше поколение привыкло обходиться старым багажом. Без

этого личность отстанет от хода истории и станет

тормозом общественного прогресса.

3) Воспитание в эпоху научно-технической революции должно

быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности,

творческой активности, ответственности.

О преодолении формализма в воспитании писали все классики педагогики и

психологии. Но для реализации этого принципа нужны определенные социальные

предпосылки.

Отношения старших и младших, родителей и детей всегда были отношениями

власти и зависимости, господства и подчинения. Идея иерархии заложена в

самой природе возрастных категорий и связанных с ними социальных

привилегиях, правах и обязанностях.

Общий дух социально-возрастных отношений любого общества – это плоть от

плоти отношения господства.

Выдающийся немецкий психолог Макс Вебер разработал типологию форм

лигитимного господства (узаконенного):

А) «Легальное господство», осуществляемое специально обученными людьми.

Б) «Традиционное господство», основанное на вере в святость правил,

порядков. Прообраз таких отношений – патриархальная семья.

В) «Харизматическое господство», основанное на признании за «учителем»,

«вождем» только ему присущих способностей требует безоговорочного

подчинения, но уже в силу личной привязанности. Такое лидерство характерно

для религиозных сект.

Хотя эти типы господства не встречаются в чистом виде, каждый из них по-

своему определяет формы социализации – формальное обучение, иерархические

отношения между учителем и учеником.

В основе педагогики сотрудничества лежит принцип социального равенства.

Это предполагает преодоление некоторых стереотипов сознания.

Чтобы координировать усилия социальных институтов, надо четко

представлять себе тенденции и развитие каждого.

Подросток и сверстники. С переходом ребенка в среднюю школу, его связи

с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются и

усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими

школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка

невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его

жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем

взаимоотношения. Подросток хочет заслужить уважение и признание

сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет

ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он

сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.

Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития

личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче

и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт

социального общения, практику жизни в коллективе.

Существует несколько типов подростковых групп. Одни отличаются

однополым составом, наличием постоянного лидера, с довольно жестко

фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической

лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание

другими). В этих группах есть такие роли как «лидер», «адъютант лидера»-

физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого

лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять

место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа

обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения

сверстников из других групп. Состав группы довольно стабилен, прием новых

членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к

группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к

внутригрупповому символизму – условные знаки, свои клички, свои обряды.

Подобные группы чаще образуются из подростков мужского пола.

Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей,

отсутствие постоянного лидера. Состав группы нестабилен. Жизнь такой группы

минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований, необходимых

для входа в нее.

Также существуют и промежуточные, и иные типы промежуточных групп.

Известно, что в начальных классах авторитет ребенка среди товарищей

определяется главным образом оценками взрослых. Как правило, самыми

авторитетными бывают отличники, безоговорочно выполняющие требования

учителей, родителей. У ребенка, вступающего в подростковый возраст,

расширяется сфера самостоятельности, растет опыт общения с людьми. Это,

естественно, ведет к желанию самому разобраться в поступках людей и их

отношениях. Подростка уже не удовлетворяет такая система требований, при

которой он находится в полной зависимости от оценок взрослых. В коллективе

подростков начинает вырабатываться новая система критериев оценки поведения

и личности человека, возникает своеобразная «переоценка ценностей»,

складывается новая иерархия морально-этических требований. Становление

нового уровня самосознания в этом возрасте тесно связано с этими новыми

критериями, с новыми требованиями, которые предъявляет коллектив к личности

подростка.

Каковы эти требования, кто становится авторитетом у подростков?

Наверное, многим приходилось наблюдать такую картину: в начальной школе

ребенок отличается начитанностью, хорошим поведением, словом, во всем

являлся примером. В четвертом классе он вдруг начинает внешне не

мотивированно «меняться на глазах». У него портятся отношения с товарищами,

ему не хочется идти в школу, он хуже учится, с удовольствием пропускает

уроки, становится дерзким, а порой грубым. В чем причина этих изменений?

Оказывается, в классе его прежняя «образованность» перестала быть значимой

для ребят, пошатнулась непререкаемость его авторитета. Выясняется, что

кто0то больше знает и читает, кто-то отличается большей находчивостью, кто-

то лучший спортсмен. Прежние авторитеты рушатся и создаются новые.

Именно в подростковом возрасте коллектив во всей сложности отношений

встает перед ребенком, возникает необходимость в нем разобраться и

возможность ответить его требованиям.

Нередко подросток начинает ориентироваться в этих требованиях, подражая

товарищам, иногда заимствуя не только хорошее, но и плохое. Он старается

чаще бывать с товарищами и все перенимает у них: интересуется тем, чем

интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они.

Как правило, друзья подростка бывают для него и «самыми умными», и «самыми

красивыми», и «самыми веселыми». Словом, у подростка появляется образец,

ориентирующий и направляющий его поведение.

В размышлениях о поведении товарищей складывается система требований не

только к их поведению и личным качествам, но и оценка своих собственных

достоинств и недостатков. Ориентируясь на товарищей, подражая им, подросток

воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся сверстниками.

Что же одобряют и что же осуждают подростки в товарищах?

С одной стороны они ценят качества, характеризующие высокий моральный

облик подростка, его нравственные черты: принципиальность, добросовестное

отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту.

С другой стороны, качества, касающиеся непосредственно отношений ребят друг

с другом и проявляющиеся в этих отношениях. Коллектив подростков не терпит

зазнайства, похвальбы, подчеркивание своих, пусть даже и имеющихся

достоинств. Неписаный ребячий кодекс категорически отвергает такое

поведение как несоответствующее нормам товарищеских отношений.

В коллективе подростков могут замечаться постоянство, текучесть

отношений. Это также является следствием сложности развивающегося

внутреннего мира ребят этого возраста. Непостоянство симпатий, смена

авторитетов, возрастание и падение влиятельности тех или иных подростков в

коллективе есть не что иное, как свидетельство постоянной внутренней

работы, «примеривания» поступков и отношений людей к требованиям

рождающегося нравственного кодекса.

Каждому подростку важно иметь уважение, признание товарищей, быть «не

последним» среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются. Нормальное

развитие подростка невозможно без общения со сверстниками. Именно коллектив

может стать опорой в сложившихся ситуациях, влияние коллектива на подростка

может быть очень благотворным.

Подросток не всегда может самостоятельно найти удовлетворяющее его

место в коллективе. Это не так просто. Один не видит своих недостатков,

другой стесняется проявить свои достоинства, тут-то и нужна помощь

взрослых.

Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем

хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им,

подсказать ему пути преодоления недостатков. Необходимо помочь понять

ребенку, как он выглядит в глазах других. Ни одна ссора подростка не должна

оставить учителя равнодушным.

Человек в обществе немыслим без коллектива. Чтобы подросток сумел найти

свое место в будущей жизни, он должен овладеть всей богатейшей практикой

коллективистских отношений: уметь согласовывать свои желания и интересы с

желаниями и интересами коллектива; научиться радоваться общим радостям;

печалиться общими печалями; соотносить свою деятельность с общими целями. И

подросток готов к этому. Ведь одна из его основных особенностей –

неудержимая тяга к общению, к коллективу, к совместной деятельности с

товарищами.

Это стремление подростка важно направлять в нужное русло, и роль

направляющего должен принять на себя взрослый. Коллективизм – качество,

присущее подростку, и важно создавать условия для того, чтобы оно

проявилось, чтобы именно оно стало ведущим в формировании личности

подростка, мотивировало поступки, действия, все его отношения с людьми.

Ведь коллективиста делает общение, и не только общение в большом

коллективе, классном или школьном, но и в семье, и в дружбе с товарищами.

Родительская семья – важнейший институт социализации детства. Однако

современная семья не обладает той ролью, на которую претендовала в

предыдущую эпоху. Это зависело как от системы общественного воспитания, так

и от изменения самой семьи. Меняется стиль внутрисемейных отношений.

Моральный авторитет родителей поддерживать труднее, чем власть, опирающуюся

на силу.

Подросток, как правило, живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью

через свое рождение, привык к близким так, как привыкают к ним в детстве.

Теперь наступает пора оценок близких.

Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися

семейными (и родовыми) традициями.

Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок

взрослеет, и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К

подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства

взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность

обсудить его проблемы. Главное в такой семье – сохранение столь желанного

для отрочества чувства самоуважения.

Характер подростка из семьи с высокой рефлексивностью и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.