![]() |
|
|
Содержание экологического образования и его основные компонентыПримерами базовых отношений являются следующие: «экологическая система», «экологическое образование», «экологическое взаимодействие». Указанные отношения имеют принципиально абстрактный характер и, конечно, представляют собой определенную трудность для понимания и усвоения школьниками. Именно по этому эти абстракции должны воспроизводиться самими школьниками в особо знаково-символических, предметных или географических изображениях-моделях, позволяющих изучать и анализировать существенные свойства данного объекта в «чистом» виде. 3)Обучение экологии должно обеспечивать не только усвоение школьниками основных теоретических положений экологической науки, но и умение конкретизировать эти положения множеством частных эмпирических знаний и умений. Все это предполагает развитую способность «совершать» мысленные переходы от всеобщего к частному и от частного к всеобщему. Выявленное всеобщее отношение должно быть тщательно подтверждено и конкретизировано самими школьниками совокупностью факторов, примеров и способов деятельности. Более эффективному формированию у школьников экологически грамотных людей поведения и деятельности в природе может способствовать специально разработанная и поэтапно реализуемая на практике система учебных знаний, упражнений, самостоятельных и практических работ, совокупность видов и форм практической деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей среды родного края [8.68]. Обучение экологии, реализирующее принцип системной дифференциации, всегда протекает как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и включает в себя следующие основные этапы: водно-ориентировочный, операционно-познавательный и оценочно-результативный. Принцип системной дифференциации открывает новые пути и подходы в решении чрезвычайно актуальной проблемы экологического образования школьников [5.68]. I.6.Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников представляет собой вариант педагогической модификации и практической реализации идей системного подхода. В научном понимании междисциплинарность – это взаимодействие наук, которое предполагает использование для решения какой-либо приоритетной задачи всего интеллектуального потенциала научного знания. Междисциплинарность может быть также определена и как применение в рамках одного какого-либо конкретного исследования нескольких научных методов. Междисциплинарность имеет место обычно там, где налицо многокачественные, системные, многоотраслевые проблемы, которые не могут быть решены одной отдельно взятой наукой. В научных исследованиях междисциплинарность проявляется двояко, во-первых, многосторонне изучается единый многокачественный объект, т.е. исследуется совокупность разнородных, но взаимосвязанных вопросов, качеств, признаков и т.д.; во-вторых, один объект или даже одно какое-либо его свойство изучается с помощью методов, традиционно относящихся к различным наукам [5.108]. Целесообразность и необходимость применения в экологическом образовании междисциплинарного подхода обуславливается не только объективным единством мира природы и человека, но и тем отмечаемым педагогами обстоятельством, что каждый учебный предмет может обеспечивать раскрытие не всех, а лишь одной-двух ведущих эколого-мировозренческих идей, установления содержательных, логических, функциональных и других связей между этими идеями. Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников предполагает: -систематизацию учебного содержания на основе ведущих экологических идей; -конкретизацию основных экологических идей и научных экологических понятий системой фактов глобального, регионального и локального уровней; -системный анализ международных и национальных документов об охране окружающей среды; -использование в учебно-воспитательном процессе методов и методических приемов, обеспечивающих единство и взаимосвязь научного, нравственно- эстетического и практического отношения к природе; -широкое применение в учебно-воспитательном процессе межпредметных форм экологического образования (межпредметные уроки, полевые практикумы, ролево-сюжетные игры, походы-экспедиции) [8.113]. Важнейшим условием эффективной реализации межпредметного подхода является нахождение и целенаправленная реализация межпредметных связей того или иного школьного предмета с другими учебными дисциплинами и поэтапное использование этих связей в различных формах. Межпредметные связи экологического характера в процессе обучения могут устанавливаться с помощью следующих методических приемов: а)изучение биологических, физиологических и других явлений для раскрытия важнейших эколого-географических закономерностей; б)постановка вопросов комплексного характера для систематизации знаний из других учебных предметов; в)выполнение специальных заданий и упражнений, решение задач на межпредметной основе; г)работа с таблицами и иллюстрациями; д)составление комплексных характеристик различных объектов природы, требующих привлечения знаний из курсов биологии, физики, химии, истории и др.; е)побуждение школьников к участию в опросе своих товарищей, к диалогу, направленному на воспроизведение знаний из курсов других школьных предметов [2.46]. Межпредметные связи, равно как и межпредметный подход в целом, могут применяться не только в обучении, но и во внеклассной работе по всем предметам естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов. Все это позволяет, во-первых, всесторонне, то есть с позиции различных предметов раскрывать содержание важнейших межпредметно- экологических идей и сущность современных экологических проблем; во-вторых, обеспечить преемственность и взаимосвязь обучения, внеклассной воспитательной работы и общественно-полезной деятельности школьников по исследованию и охране окружающей среды родного края, что является принципиально важным условием эффективного экологического образования школьников [6.84]. I.7.При конструировании содержания экологического образования важно учитывать следующее: 1)Усвоению знаний, носящих общий и абстрактный характер, должно предшествовать знакомство учащихся с более частными и конкретными знаниями; 2)Знания, конструирующие учебный предмет (или его отдельные разделы), должно предлагаться учащимся в процессе анализа объективных условий их прохождения, благодаря которым они становятся социально и личностно необходимыми; 3)Учащиеся должны уметь, прежде всего: обнаруживать в учебном материале генетически сходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта новых знаний; 4)Выявленное всеобщее отношение учащиеся затем должны уметь воспроизвести (запечатлеть) в особых предметах, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать свойства исследуемого объекта как бы в чистом виде; 5)Учащимся необходимо уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых в единстве, которая обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и от частного к всеобщему; 6)Учащиеся должны уметь «переходить» от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно [6.74]. ЛИТЕРАТУРА 1.Васильев С.В. Формирование природоохранных понятий: Дис. канд. пед. наук. Л., 1994, с.12-17. 2.Деребко С.В., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов- на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.38-126. 3.Захлебный А.Н. На экологической тропе. М., 1981, с.21-31. 4.Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении. М., 1993, с.84-92. 5.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования и воспитания школьников. Мн., 1998, с.33-38. 6.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования. Мн.: НИО, 1999, с.3-15. 7.Крутецкий В.А. Психология: Учебн. для уч-ся пед. училищ. М.: Просвещение, 1986, с.11-18. 8.Сидельский А.П. Человек и природа. Ставрополь, 1975, с.41-46. 9.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000, с.38-86. 10.Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1986, с.31-49. II.1.Организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и формирования у него экологического понимания. Существует множество подходов и идей, разработанных различными учеными- педагогами, чтобы сформировать у ребенка отношение к окружающей среде и формировать экологическую культуру. Как разобраться в этом обилии подходов и идей? Здесь уместно воспользоваться концептуальными положениями педагогов-экологов, в основе которых лежит взаимосвязь пяти основных компонентов: 1)научно-познавательный; 2)ценностный; 3)нормативный аспект; 4)практический-деятельный аспект; 5)экологизация [2.18]. Научно-познавательный компонент, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды может быть представлен характеристикой свойств предметов и явлений, их многообразия, связи между ними. Для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, который способствует формированию отношений детей к природно-социальному окружению, принципиально новой мировоззренческой установки – осознание природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого целого, необходимости постоянно соотносить свои действия с возможностями природной среды. Ценностный компонент призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека. До последнего времени в практике обучения младших школьников нередко преобладала практическая позиция, что объединяло отношения детей к окружающей среде, осложнило развитие любознательности, эстетической отзывчивости, милосердия, сочувствия, сопереживания. Ценностный компонент является ведущим в содержании образования вообще, а экологического образования в особенности. Для сохранения жизни на нашей планете, здоровья человека необходима благоприятная окружающая среда. По этому развитие цивилизации ориентировано на совершенствование личности, формирование гуманистических идеалов новой системы ценностей: -жизнь во всех ее проявлениях как высшая ценность; -человек как компонент сложной системы, которую изучает экология; -универсальные ценности природы; -ответственность за развитие биосферы и человеческого общества. Нормативный аспект содержания образования направлен на освоение экологически оправданных норм поведения (запретов и предписаний) и органично включает ответственность человека за состояние окружающей среды. Знания и ценностные ориентации – важные регуляторы поведения и деятельности человека в природном и социальном окружении. Следование общественным нормам морали – показатель общей культуры поведения каждого в отношениях между людьми, к природным объектам, своему здоровью и здоровью окружающих людей. Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание этому аспекту содержания образования. Практически-деятельный аспект играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем все вышеназванные. Практическая деятельность – это результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В то же время сама деятельность формирует отношение человека с окружающим миром. Опыт творчески работающих учителей показывает, что, не смотря на бытующее представление об ограниченных физических возможностях в малой вовлеченности младших школьников в природоохранительную деятельность, объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего района значительно шире. Детей младшего школьного возраста надо учить, что и как делать. Магистральным направлением совершенствования содержания экологического образования школьников является экологизация, под которой в настоящее время понимается такой подход к раскрытию знаний об объектах, явлениях и процессах природы и общественной жизни, который позволяет выявить и глубоко познать связи в системе «человек-общество-природа», наметить пути рационального природопользования с целью формирования качественно нового типа отношений человека и общества к природе. Экологизация присуща практически всем школьным предметам, но прежде всего дисциплина естественно- научного цикла. Ведущими, а следовательно, наиболее перспективными тенденциями развития экологизации являются: а)усиление ценностных аспектов компонентов экологического образования; б)гумонизация и усиление духовно-нравственного потенциала; в)экологизация учебного материала; г)введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов экологического содержания; д)внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического образования учащихся. Рассмотренные компоненты экологического образования являются эффективными, если они находятся в тесном взаимодействии [4.59]. Контакты с природой являются важнейшим средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения младших школьников к окружающей среде. Без преувеличения можно сказать о той неповторимой прелести, которая открывается перед младшими школьниками – красочный, многообразный мир окружающей природы. Он встречается с ними ежедневно, познает его случайно или преднамеренно с целью что-то узнать, увидеть, услышать, исследовать. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют развитию у детей чувства природы, о чем мечтал К.Д.Ушинский, пониманию ее многообразной и универсальной ценности, формированию культуры поведения в природе. Известно, что природа дарит человеку прекрасное, незабываемые минуты духовного и физического отдыха и здоровья. По этому в процессе общении с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источник здоровья. Они усваивают правила поведения в природе на отдыхе, собирая ягоды, грибы, лекарственные травы, и участие быть хозяевами своего дома – планеты Земля [5.61]. Обучение экологии всегда протекает как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и включает в себя следующие компоненты: вводно- ориентировочный, операционно-познавательный и оценочно-результативный. | |КОМПОНЕНТЫ | | | |ответственного отношения | | | |к окружающей среде | | | | |Вводно-ориентирово| |Операционно-позна| |Оценочно-результа| |чный | |вательный | |тивный | Вводно-ориентировочный компонент обеспечивает понимание школьниками сущности, содержания и общей структуры изучаемой темы, осознание ими того, для чего необходимо изучать окружающую среду, каково ее место и значение в общей структуре экологического знания, какова социальная и научная значимость и необходимость возникновения и развития тех теорий, понятий, отношений, которые будут усваивать в процессе дальнейшего обучения. Учитель должен объяснить учащимся почему необходимо беречь и охранять окружающую среду. Объяснить последствия не соблюдений правил защиты окружающей среды. Операционно-познавательный компонент посвящается изучению школьниками правил поведения в природе и ее законам, его дальнейшей конкретизации и последовательной дифференциации, овладению новыми интеллектуальными и практическими умениями и навыками. Основная цель операционно-познавательного компонента, состоящая во владении школьниками некоторым базовым отношением, подразделяется на ряд следовательно-достигаемых частных задач. Для решения этих задач в начале организуется фронтальная работа школьников. В этом плане уместны объяснительно-иллюстративное объяснение, демонстрация опытов, проведение наблюдений и экспериментов. В дальнейшем же необходимы формы групповой и индивидуальной работы по конкретизации, дифференциации и подтверждению изучаемого отношения множеством частных примеров. Иногда изучение правил поведения в природе полезно начинать с предъявления наглядного материала. Однако при изучении теоретического и абстрактного материалов рекомендуется в начале представить проблему в абстрактной, схематичной форме. Поскольку в содержании современного экологического образования преобладают именно такие общественно- теоретические, системные знания, то именно этот путь должен являться приоритетным в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе. Оценочно-результативный компонент предполагает обобщение полученных в процессе формирования знаний, умений и навыков ответственного отношения к окружающей среде. В ходе выполненной работы, школьники устанавливают важность ответственного отношения к окружающей среде, составляют тематические памятки, и в процессе всей жизни стараются выполнять правила поведения в природе [1.14]. II.2.Экологическая ответственность – это интегративная нравственно- экологическое качество, проявляющаяся прежде всего в адекватном, то есть ответственном отношении личности к природе и «вбирающие» в себя все основные признаки таких категорий, как отзывчивость, бережливость, рачительность, рациональность, но в тоже время существенно отличающиеся от названных качеств более высоким уровнем обобщенности, а также некоторыми содержательными и правовыми аспектами. В целостной структуре личности данное качество выполняет ту важную функцию, которая связана с регулированием сложных и неоднозначных отношений человека с окружающей его соцеально-природной средой. Многоплановость экологической ответственности говорит о том, что данное качество не может иметь единого, универсального критерия. Вместе с тем основополагающим критерием определения выступает степень соответствия реального уровня сформированности у человека экологической ответственности тому социально-детерминированному и потенциально возможному уровню, на достижение которого ориентированы цели экологического образования. При этом следует учитывать, что экологическая ответственность проявляется в ответственном отношении личности к природе, включает в себя все основные признаки таких нравственно-экологических категорий, как отзывчивость, гуманность, но в то же время существенно отличается от вышеназванных качеств более высоким уровнем интегративности, рядом содержательных, в том числе правовых аспектов [3.26]. Для изучения компонентов экологической ответственности, необходимо выделить две группы критериев: системные и функциональные. К системным критериям относятся те, которые, раскрывая сущность какого- либо личностного качества, характеризует его и в целом, а к функциональным критериям – критерии, характеризующие отдельные компоненты изучаемого качества [4.184]. К группе системных критериев экологической ответственности относятся: -нравственно-экологическая направленность; -проявление личностью ответственного отношения к природе; -нетерпимость к фактам безответственного отношения к природе, готовность и способность действовать в защиту окружающей среды; -инициативность и активность в процессе природоохранительной деятельности; -воспитание у себя положительных нравственно-экологических качеств. К функциональным критериям, характеризующим отдельные структурные компоненты экологической ответственности, относятся: -проявление интереса к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам, понимание универсальной ценности природы для человека и общества, наличие социально значимых мотивов охраны природы, позитивная эмоциональная установка на природоохранную деятельность – матевационно-ценностный компонент; -глубина и систематичность экологических и нравственно-экологических знаний, сформированность природоохранных умений и навыков, соблюдение правил поведения и деятельности в природе, проявление инициативности в процессе природоохранной деятельности – содержательно-операционный компонент; -оценочные суждения по фактам взаимодействия человека и общества с природой, соответствие экологических и нравственно-экологических оценок нормам общественной морали и права, проявление нравственно-экологической направленности в оценке результатов деятельности людей в природе – оценочно- результативный компонент [2.18]. Специальными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что структура экологической ответственности раскрывается взаимодействием мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно- результативного компонентов, стержневым среди которых является мотивационно- ценностный [1.93]. | |КОМПОНЕНТЫ | | | |экологической ответственности | | | | |Мотивационно-цен| |Содержательно-оп| |Оценочно-результа| |ностный | |ерационный | |тивный | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |