на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Содержание экологического образования и его основные компоненты


Примерами базовых отношений являются следующие: «экологическая система»,

«экологическое образование», «экологическое взаимодействие». Указанные

отношения имеют принципиально абстрактный характер и, конечно, представляют

собой определенную трудность для понимания и усвоения школьниками. Именно

по этому эти абстракции должны воспроизводиться самими школьниками в особо

знаково-символических, предметных или географических изображениях-моделях,

позволяющих изучать и анализировать существенные свойства данного объекта в

«чистом» виде.

3)Обучение экологии должно обеспечивать не только усвоение школьниками

основных теоретических положений экологической науки, но и умение

конкретизировать эти положения множеством частных эмпирических знаний и

умений.

Все это предполагает развитую способность «совершать» мысленные переходы

от всеобщего к частному и от частного к всеобщему. Выявленное всеобщее

отношение должно быть тщательно подтверждено и конкретизировано самими

школьниками совокупностью факторов, примеров и способов деятельности.

Более эффективному формированию у школьников экологически грамотных людей

поведения и деятельности в природе может способствовать специально

разработанная и поэтапно реализуемая на практике система учебных знаний,

упражнений, самостоятельных и практических работ, совокупность видов и форм

практической деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей

среды родного края [8.68].

Обучение экологии, реализирующее принцип системной дифференциации,

всегда протекает как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и

включает в себя следующие основные этапы: водно-ориентировочный,

операционно-познавательный и оценочно-результативный.

Принцип системной дифференциации открывает новые пути и подходы в решении

чрезвычайно актуальной проблемы экологического образования школьников

[5.68].

I.6.Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников

представляет собой вариант педагогической модификации и практической

реализации идей системного подхода. В научном понимании междисциплинарность

– это взаимодействие наук, которое предполагает использование для решения

какой-либо приоритетной задачи всего интеллектуального потенциала научного

знания. Междисциплинарность может быть также определена и как применение в

рамках одного какого-либо конкретного исследования нескольких научных

методов.

Междисциплинарность имеет место обычно там, где налицо многокачественные,

системные, многоотраслевые проблемы, которые не могут быть решены одной

отдельно взятой наукой. В научных исследованиях междисциплинарность

проявляется двояко, во-первых, многосторонне изучается единый

многокачественный объект, т.е. исследуется совокупность разнородных, но

взаимосвязанных вопросов, качеств, признаков и т.д.; во-вторых, один объект

или даже одно какое-либо его свойство изучается с помощью методов,

традиционно относящихся к различным наукам [5.108].

Целесообразность и необходимость применения в экологическом образовании

междисциплинарного подхода обуславливается не только объективным единством

мира природы и человека, но и тем отмечаемым педагогами обстоятельством,

что каждый учебный предмет может обеспечивать раскрытие не всех, а лишь

одной-двух ведущих эколого-мировозренческих идей, установления

содержательных, логических, функциональных и других связей между этими

идеями.

Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников

предполагает:

-систематизацию учебного содержания на основе ведущих экологических идей;

-конкретизацию основных экологических идей и научных экологических

понятий системой фактов глобального, регионального и локального

уровней;

-системный анализ международных и национальных документов об охране

окружающей среды;

-использование в учебно-воспитательном процессе методов и методических

приемов, обеспечивающих единство и взаимосвязь научного, нравственно-

эстетического и практического отношения к природе;

-широкое применение в учебно-воспитательном процессе межпредметных форм

экологического образования (межпредметные уроки, полевые практикумы,

ролево-сюжетные игры, походы-экспедиции) [8.113].

Важнейшим условием эффективной реализации межпредметного подхода является

нахождение и целенаправленная реализация межпредметных связей того или

иного школьного предмета с другими учебными дисциплинами и поэтапное

использование этих связей в различных формах.

Межпредметные связи экологического характера в процессе обучения могут

устанавливаться с помощью следующих методических приемов:

а)изучение биологических, физиологических и других явлений для раскрытия

важнейших эколого-географических закономерностей;

б)постановка вопросов комплексного характера для систематизации знаний из

других учебных предметов;

в)выполнение специальных заданий и упражнений, решение задач на

межпредметной основе;

г)работа с таблицами и иллюстрациями;

д)составление комплексных характеристик различных объектов природы,

требующих привлечения знаний из курсов биологии, физики, химии, истории

и др.;

е)побуждение школьников к участию в опросе своих товарищей, к диалогу,

направленному на воспроизведение знаний из курсов других школьных

предметов [2.46].

Межпредметные связи, равно как и межпредметный подход в целом, могут

применяться не только в обучении, но и во внеклассной работе по всем

предметам естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического

циклов. Все это позволяет, во-первых, всесторонне, то есть с позиции

различных предметов раскрывать содержание важнейших межпредметно-

экологических идей и сущность современных экологических проблем; во-вторых,

обеспечить преемственность и взаимосвязь обучения, внеклассной

воспитательной работы и общественно-полезной деятельности школьников по

исследованию и охране окружающей среды родного края, что является

принципиально важным условием эффективного экологического образования

школьников [6.84].

I.7.При конструировании содержания экологического образования важно

учитывать следующее:

1)Усвоению знаний, носящих общий и абстрактный характер, должно

предшествовать знакомство учащихся с более частными и конкретными знаниями;

2)Знания, конструирующие учебный предмет (или его отдельные разделы),

должно предлагаться учащимся в процессе анализа объективных условий их

прохождения, благодаря которым они становятся социально и личностно

необходимыми;

3)Учащиеся должны уметь, прежде всего: обнаруживать в учебном материале

генетически сходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее

содержание и структуру объекта новых знаний;

4)Выявленное всеобщее отношение учащиеся затем должны уметь воспроизвести

(запечатлеть) в особых предметах, графических или буквенных моделях,

позволяющих изучать свойства исследуемого объекта как бы в чистом виде;

5)Учащимся необходимо уметь конкретизировать генетически исходное,

всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем,

удерживаемых в единстве, которая обеспечивает мысленные переходы от

всеобщего к частному и от частного к всеобщему;

6)Учащиеся должны уметь «переходить» от выполнения действий в умственном

плане к выполнению их во внешнем плане и обратно [6.74].

ЛИТЕРАТУРА

1.Васильев С.В. Формирование природоохранных понятий: Дис. канд. пед.

наук. Л., 1994, с.12-17.

2.Деребко С.В., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-

на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.38-126.

3.Захлебный А.Н. На экологической тропе. М., 1981, с.21-31.

4.Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении. М., 1993, с.84-92.

5.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования и

воспитания школьников. Мн., 1998, с.33-38.

6.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования. Мн.: НИО,

1999, с.3-15.

7.Крутецкий В.А. Психология: Учебн. для уч-ся пед. училищ. М.:

Просвещение, 1986, с.11-18.

8.Сидельский А.П. Человек и природа. Ставрополь, 1975, с.41-46.

9.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное

пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000,

с.38-86.

10.Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного

отношения к природе: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1986, с.31-49.

II.1.Организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой

наиболее благоприятную почву для становления и формирования у него

экологического понимания.

Существует множество подходов и идей, разработанных различными учеными-

педагогами, чтобы сформировать у ребенка отношение к окружающей среде и

формировать экологическую культуру.

Как разобраться в этом обилии подходов и идей? Здесь уместно

воспользоваться концептуальными положениями педагогов-экологов, в основе

которых лежит взаимосвязь пяти основных компонентов:

1)научно-познавательный;

2)ценностный;

3)нормативный аспект;

4)практический-деятельный аспект;

5)экологизация [2.18].

Научно-познавательный компонент, развивающий интерес младших школьников к

проблемам окружающей среды может быть представлен характеристикой свойств

предметов и явлений, их многообразия, связи между ними. Для младших

школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом,

который способствует формированию отношений детей к природно-социальному

окружению, принципиально новой мировоззренческой установки – осознание

природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого

целого, необходимости постоянно соотносить свои действия с возможностями

природной среды.

Ценностный компонент призван раскрыть детям многогранную значимость

изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека. До последнего

времени в практике обучения младших школьников нередко преобладала

практическая позиция, что объединяло отношения детей к окружающей среде,

осложнило развитие любознательности, эстетической отзывчивости, милосердия,

сочувствия, сопереживания.

Ценностный компонент является ведущим в содержании образования вообще, а

экологического образования в особенности. Для сохранения жизни на нашей

планете, здоровья человека необходима благоприятная окружающая среда. По

этому развитие цивилизации ориентировано на совершенствование личности,

формирование гуманистических идеалов новой системы ценностей:

-жизнь во всех ее проявлениях как высшая ценность;

-человек как компонент сложной системы, которую изучает экология;

-универсальные ценности природы;

-ответственность за развитие биосферы и человеческого общества.

Нормативный аспект содержания образования направлен на освоение

экологически оправданных норм поведения (запретов и предписаний) и

органично включает ответственность человека за состояние окружающей среды.

Знания и ценностные ориентации – важные регуляторы поведения и деятельности

человека в природном и социальном окружении. Следование общественным нормам

морали – показатель общей культуры поведения каждого в отношениях между

людьми, к природным объектам, своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте. Вот почему

именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание этому аспекту

содержания образования.

Практически-деятельный аспект играет не менее важную роль в экологическом

образовании, чем все вышеназванные. Практическая деятельность – это

результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и

чувств. В то же время сама деятельность формирует отношение человека с

окружающим миром. Опыт творчески работающих учителей показывает, что, не

смотря на бытующее представление об ограниченных физических возможностях в

малой вовлеченности младших школьников в природоохранительную деятельность,

объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве

окружающей среды своего района значительно шире. Детей младшего школьного

возраста надо учить, что и как делать.

Магистральным направлением совершенствования содержания экологического

образования школьников является экологизация, под которой в настоящее время

понимается такой подход к раскрытию знаний об объектах, явлениях и

процессах природы и общественной жизни, который позволяет выявить и глубоко

познать связи в системе «человек-общество-природа», наметить пути

рационального природопользования с целью формирования качественно нового

типа отношений человека и общества к природе. Экологизация присуща

практически всем школьным предметам, но прежде всего дисциплина естественно-

научного цикла.

Ведущими, а следовательно, наиболее перспективными тенденциями развития

экологизации являются:

а)усиление ценностных аспектов компонентов экологического образования;

б)гумонизация и усиление духовно-нравственного потенциала;

в)экологизация учебного материала;

г)введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов

экологического содержания;

д)внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического

образования учащихся.

Рассмотренные компоненты экологического образования являются

эффективными, если они находятся в тесном взаимодействии [4.59].

Контакты с природой являются важнейшим средством и условием формирования

отзывчивого и ответственного отношения младших школьников к окружающей

среде. Без преувеличения можно сказать о той неповторимой прелести, которая

открывается перед младшими школьниками – красочный, многообразный мир

окружающей природы. Он встречается с ними ежедневно, познает его случайно

или преднамеренно с целью что-то узнать, увидеть, услышать, исследовать.

Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют

развитию у детей чувства природы, о чем мечтал К.Д.Ушинский, пониманию ее

многообразной и универсальной ценности, формированию культуры поведения в

природе. Известно, что природа дарит человеку прекрасное, незабываемые

минуты духовного и физического отдыха и здоровья. По этому в процессе

общении с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни,

источник здоровья. Они усваивают правила поведения в природе на отдыхе,

собирая ягоды, грибы, лекарственные травы, и участие быть хозяевами своего

дома – планеты Земля [5.61].

Обучение экологии всегда протекает как процесс решения непрерывно

усложняющихся задач и включает в себя следующие компоненты: вводно-

ориентировочный, операционно-познавательный и оценочно-результативный.

| |КОМПОНЕНТЫ | |

| |ответственного отношения | |

| |к окружающей среде | |

| |

|Вводно-ориентирово| |Операционно-позна| |Оценочно-результа|

|чный | |вательный | |тивный |

Вводно-ориентировочный компонент обеспечивает понимание школьниками

сущности, содержания и общей структуры изучаемой темы, осознание ими того,

для чего необходимо изучать окружающую среду, каково ее место и значение в

общей структуре экологического знания, какова социальная и научная

значимость и необходимость возникновения и развития тех теорий, понятий,

отношений, которые будут усваивать в процессе дальнейшего обучения.

Учитель должен объяснить учащимся почему необходимо беречь и охранять

окружающую среду. Объяснить последствия не соблюдений правил защиты

окружающей среды.

Операционно-познавательный компонент посвящается изучению школьниками

правил поведения в природе и ее законам, его дальнейшей конкретизации и

последовательной дифференциации, овладению новыми интеллектуальными и

практическими умениями и навыками.

Основная цель операционно-познавательного компонента, состоящая во

владении школьниками некоторым базовым отношением, подразделяется на ряд

следовательно-достигаемых частных задач.

Для решения этих задач в начале организуется фронтальная работа

школьников. В этом плане уместны объяснительно-иллюстративное объяснение,

демонстрация опытов, проведение наблюдений и экспериментов. В дальнейшем же

необходимы формы групповой и индивидуальной работы по конкретизации,

дифференциации и подтверждению изучаемого отношения множеством частных

примеров.

Иногда изучение правил поведения в природе полезно начинать с

предъявления наглядного материала. Однако при изучении теоретического и

абстрактного материалов рекомендуется в начале представить проблему в

абстрактной, схематичной форме. Поскольку в содержании современного

экологического образования преобладают именно такие общественно-

теоретические, системные знания, то именно этот путь должен являться

приоритетным в процессе формирования у школьников ответственного отношения

к природе.

Оценочно-результативный компонент предполагает обобщение полученных в

процессе формирования знаний, умений и навыков ответственного отношения к

окружающей среде. В ходе выполненной работы, школьники устанавливают

важность ответственного отношения к окружающей среде, составляют

тематические памятки, и в процессе всей жизни стараются выполнять правила

поведения в природе [1.14].

II.2.Экологическая ответственность – это интегративная нравственно-

экологическое качество, проявляющаяся прежде всего в адекватном, то есть

ответственном отношении личности к природе и «вбирающие» в себя все

основные признаки таких категорий, как отзывчивость, бережливость,

рачительность, рациональность, но в тоже время существенно отличающиеся от

названных качеств более высоким уровнем обобщенности, а также некоторыми

содержательными и правовыми аспектами. В целостной структуре личности

данное качество выполняет ту важную функцию, которая связана с

регулированием сложных и неоднозначных отношений человека с окружающей его

соцеально-природной средой.

Многоплановость экологической ответственности говорит о том, что данное

качество не может иметь единого, универсального критерия. Вместе с тем

основополагающим критерием определения выступает степень соответствия

реального уровня сформированности у человека экологической ответственности

тому социально-детерминированному и потенциально возможному уровню, на

достижение которого ориентированы цели экологического образования. При этом

следует учитывать, что экологическая ответственность проявляется в

ответственном отношении личности к природе, включает в себя все основные

признаки таких нравственно-экологических категорий, как отзывчивость,

гуманность, но в то же время существенно отличается от вышеназванных

качеств более высоким уровнем интегративности, рядом содержательных, в том

числе правовых аспектов [3.26].

Для изучения компонентов экологической ответственности, необходимо

выделить две группы критериев: системные и функциональные.

К системным критериям относятся те, которые, раскрывая сущность какого-

либо личностного качества, характеризует его и в целом, а к функциональным

критериям – критерии, характеризующие отдельные компоненты изучаемого

качества [4.184].

К группе системных критериев экологической ответственности относятся:

-нравственно-экологическая направленность;

-проявление личностью ответственного отношения к природе;

-нетерпимость к фактам безответственного отношения к природе, готовность

и способность действовать в защиту окружающей среды;

-инициативность и активность в процессе природоохранительной

деятельности;

-воспитание у себя положительных нравственно-экологических качеств.

К функциональным критериям, характеризующим отдельные структурные

компоненты экологической ответственности, относятся:

-проявление интереса к вопросам социальной экологии и современным

экологическим проблемам, понимание универсальной ценности природы для

человека и общества, наличие социально значимых мотивов охраны природы,

позитивная эмоциональная установка на природоохранную деятельность –

матевационно-ценностный компонент;

-глубина и систематичность экологических и нравственно-экологических

знаний, сформированность природоохранных умений и навыков, соблюдение

правил поведения и деятельности в природе, проявление инициативности в

процессе природоохранной деятельности – содержательно-операционный

компонент;

-оценочные суждения по фактам взаимодействия человека и общества с

природой, соответствие экологических и нравственно-экологических оценок

нормам общественной морали и права, проявление нравственно-экологической

направленности в оценке результатов деятельности людей в природе – оценочно-

результативный компонент [2.18].

Специальными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что

структура экологической ответственности раскрывается взаимодействием

мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно-

результативного компонентов, стержневым среди которых является мотивационно-

ценностный [1.93].

| |КОМПОНЕНТЫ | |

| |экологической ответственности | |

| |

|Мотивационно-цен| |Содержательно-оп| |Оценочно-результа|

|ностный | |ерационный | |тивный |

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.