на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Содержание экологического образования и его основные компоненты


непосредственно в процессе познания ее законов и общения с нею, так и через

систему реальных отношений с людьми. Изучение природы в процессе учебной

деятельности оказывает влияние на отношение к ней как к объекту познания,

среди жизни, носителю эстетических качеств и ценностей, нравственное

отношение в коллективе – на формирование эмоционально-нравственной

отзывчивости по отношению к природе [5.46].

Психологическими исследованиями установлены факторы, влияющие на

отношения школьников к окружающей среде. Важнейшими из них являются:

1)непосредственное общение с природой (походы, экспедиции, прогулки,

отдых и др.);

2)производительный труд в природе (на пришкольном участке, в ученических

производственных бригадах, на домашнем приусадебном участке и др.);

3)общение с родителями, общий уклад жизни в семье;

4)негативные, жестокие поступки людей к живой природе;

5)собственная непредметная небрежность в обращении с растениями и

животными;

6)изучение школьных предметов как в пределах общеобязательной программы,

так и в кружках юннатов и факультативах;

7)чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов и телепередач и др.

Отношение личности к природе формируется под влиянием не одного какого-

либо фактора, а целого ряда самых разнообразных факторов.

Наиболее действенными всегда являются факторы, вызывающие глубокие

эмоциональные переживания: непосредственные контакты с природой и факты

негативных поступков других людей.

Роль родителей в формировании отношения к природе не оценивается

школьниками достаточно высоко. Изучение школьных предметов, чтение книг,

телевидение более интенсивно влияют на отношение к окружающей среде

городских школьников, чем учащихся сельских школ [6.121].

I.2.Важнейшим нравственно-экологическим качеством, формируемым в процессе

экологического образования, является экологическая ответственность. Это

качество характеризуется определенным уровнем развития мотивационно-

ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного

компонентов.

Формирование ответственного отношения к природе требует включения

учащихся в различные виды деятельности и межличностного общения,

предполагает обеспечение такого воспитательного воздействия на учащегося,

которые адекватно соответствуют «символической» структуре экологической

ответственности. Основой психологического механизма формирования у

учащихся экологической ответственности является поэтапный процесс

накопления и разрешения противоречий между реальным уровнем их отношения к

природе и тем потенциально возможным уровнем, на достижении которого

ориентированы цели экологического образования младшего школьника [5.36].

Центральная роль в формировании у учащихся ответственного отношения к

природе принадлежит речи и речевой деятельности, выполняющей важнейшие

функции в осуществлении разумной деятельности личности в окружающей

природной среде.

Экологическое образование обеспечивает формирование у учащихся

ответственного отношения к природе, если в едином педагогическом процессе

оказываются взаимосвязанными обучение, внеклассная воспитательная работа и

общественно-полезная деятельность по исследованию и охране природного края

[6.28].

Основными педагогическими условиями повышения экологической

ответственности являются:

а)целенаправленная реализация идей системного, личностно-деятельностного

и культурно-исторического подходов в целостном процессе формирования

ответственного отношения к природе;

б)учет реального отношения личности к природе;

в)обогащение учащимися естественнонаучными и гуманитарными знаниями о

противоречивом единстве человека и общества с природой; осуществление

органической взаимосвязи экологического и нравственного воспитания;

г)включение учащихся в различные виды эколого-воспитательной

деятельности;

д)обеспечение единства учебной и внеклассной работы, общественно-трудовой

деятельности по охране природы родного края;

е)подготовка учителей к решению задач экологического воспитания [5.13].

Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим

средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения

младших школьников к ее объектам и явлениям. Без преувеличения можно

сказать о той неповторимой прелести, которая открывается перед младшим

школьником. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие

способствуют развитию у детей экологической ответственности.

Становлению и развитию нравственной позиции младшего школьника

способствует важная особенность психического развития ребенка 6-10 лет: его

обостренная чувствительность к активному освоению общечеловеческих

ценностей и нормативов, которая определяет рост его самосознания и

позволяет ориентироваться в мире людей, людских отношениях и в мире

природы. В этот период у ребенка зарождаются ответственность как черта

личности, способность отвечать за свое поведение, поступки. Активно

осваивая формы и правила поведения, накопленные человечеством, ребенок

готовится к взрослой жизни, к самостоятельному труду на благо природы и

общества [9.7].

I.3.Концепция общего экологического образования рассматривает его как

непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный

на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных

ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное

отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Педагоги-ученые (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова

и др.) считают, что целью экологического образования является становление

экологической культуры личности и общества [9.144].

Многообразие аспектов экологической культуры человека можно представить

следующим образом: экологические знания и умения, экологическое мышление,

ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте

народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам

родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу,

взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит

от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Наши предки поклонялись

духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою

неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди

могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям.

В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди

постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе. Они понимали,

что, разрушая природу, человек уничтожает свое будущее. Тысячелетиями

складывались народные традиции, создавалась народная педагогика,

направленные на сохранение среды обитания и всего живого на Земле.

Природа издавна занимала важное место в творчестве разных народов нашей

страны. Из поколения в поколение передавались накопленные знания и умения,

воспитывалась любовь к родной земле, потребность заботиться о ней [5.77].

Народная педагогика изначально строилась на таких фундаментальных

основах, как труд, бережное отношение к природе, на высоких нравственных

принципах, на уважении к человеку как носителю народной мудрости. Народная

мудрость, помогавшая выживать в условиях суровой природы, нашла отражение в

сказках, героическом эпосе, пословицах, поговорках, загадках, а так же в

праздниках и обрядах, обычаях и играх.

К сожалению, народная культура взаимоотношений человека с природой во

многом утрачена. Поэтому возрождение народной традиции сегодня – важнейшая

и благородная задача педагогической науки и практики.

Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей

среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во

многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым

возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель

экологического образования младших школьников может быть сформулирована как

становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-

деятельного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства

чувственного и рационального познания природного и социального окружения

человека.

Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности

младших школьников, как целостное мировосприятие, врожденная

любознательность и эмоциональная восприимчивость. Стремление овладеть

грамотой изучения природного и социального окружения, правилами и нормами

поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным

обитателям [9.186].

В целевой установке экологической культуры отличается и такая

специфическая особенность – неразрывное единство чувственного и

рационального познания природного и социального окружения человека как

важное условие становления у детей элементов экологической культуры.

Следовательно, стратегическая цель экологической культуры в начальной

школе предполагает планируемый результат: идеал – модель выпускника

начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:

1)Формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в

границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических

умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей

местности и здоровья населения.

2)Воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на

реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей

среды.

3)Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и

вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы –

эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой

сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы;

стремления распространять экологические знания и участвовать в

практических делах по защите окружающей среды.

Эти задачи необходимо осуществлять на всех этапах формирования

экологической культуры младших школьников [9.136].

I.4.Современные подходы к содержанию экологического образования в области

окружающей среды должны исходить из концепции устойчивого развития,

соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам

взаимоотношений человека с биосферой. При этом очень важны такие исходные

предложения, как гуманизация, единство познания, переживания и действия,

междисциплинарность и интеграция содержания.

В современной научной литературе так же подчеркивается объективная

необходимость применения основных идей современного подхода в экологическом

образовании.

Целесообразность использования современного подхода к решению задач

экологического образования школьников отмечают И.Д.Зверев, А.Н.Захлебных,

Г.Н.Карона, И.Т.Суравегина, А.П.Сидельский, Э.А.Турдикулов.

Положение о необходимости применения современного подхода к исследованию

психолого-педагогических проблем сегодня не вызывает возражений и является

общепризнанным. Однако практически каждый исследователь вкладывает в

понятие современного подхода свое особое и специфическое содержание, что,

несомненно, вызывает некоторые сложности в понимании и интерпретации его

отдельных аспектов [5.58].

Так, например, Л.И.Новикова трактует современный подход как определенный

способ мышления, позволяющий изучать или строить объект как систему

взаимосвязанных элементов, органично включенную в окружающую среду. Она

утверждает, что при осуществлении современного подхода к тому или иному

объекту исследования необходимо:

-исследовать внутреннюю структуру объекта, отдельные его элементы и связь

между ними, характер взаимодействия;

-выявить внутренние противоречия, свойственные объекту и определяющие его

развитие;

-составить его обобщенные интеграционные характеристики;

-проанализировать внешние связи объекта с окружающей средой, с ее

частными компонентами;

-рассмотреть объект в рамках более широких систем, в которые данный

объект входит как составляющий элемент и подчиненная система, изучить

его поведение и развитие в этих системах;

-исследовать особенности зарождения объекта-системы, его актуальное

состояние, вскрыть тенденции к его изменению и общему развитию [3.126].

Придерживаясь несколько другой точки зрения, Л.М.Панчешникова считает,

что современный подход в экологическом образовании – это особая

исследовательская позиция, способ восприятия действительности,

характеризующийся тем, что:

а)анализируемый объект рассматривается как система;

б)акцент делается на выявлении всего многообразия связей и отношений,

имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и с внешним

окружением, средой;

в)описание элементов не носит самодавлеющего характера, поскольку они

всегда раскрываются с учетом их места и функций внутри некоторой

целевой структуры [4.146].

В научной позиции современный подход выполняет функции средства

объективизации целостных явлений и системных комплексов; раскрытие общих

механизмов интеграции и показа, представления качественной многомерности

явлений:

1)принцип гуманизации;

2)принцип единства;

3)принцип междисциплинарности;

4)принцип интеграции;

5)принцип комплиментарности;

6)принцип природоспособности;

7)принцип прогностичности.

Принцип гуманизации исходит из права каждого гражданина, жителя планеты

Земля, прежде всего ребенка, на благоприятную окружающую среду (Конвенция о

правах ребенка, принятая в 1990 году), из особенностей психического

развития младшего школьника. Социальное назначение детства – адаптация

ребенка к природе и обществу, способность брать ответственность за свое

поведение, поступки, оценивать их с точки зрения добра и зла. А для этого

он сам должен быть добрым ко всему живому. Только при этом условии он

становится воспитуемым. Именно по этому начальная школа должна стать школой

радости, доброты, формирования гуманных ценностей и отношений.

Школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые

благоприятные условия для формирования гуманного человека – гражданина

нового типа, подлинного хозяина своего общего дома – планеты Земля.

Принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действия позволяет

обеспечить становление многогранных отношений младшего школьника к

окружающей среде и к своему здоровью.

Принцип междисциплинаности предполагает согласование различных аспектов

взаимоотношений с окружающей средой, причем надо помнить не как

механическое включение разносторонних знаний и отношений в содержании

школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания основной

цели экологического образования.

Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических,

социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий

обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания

и различных видов деятельности младших школьников. Иными словами,

интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и

деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, сознанию

роли и места человека в системе мировоззрения и характера его деятельности

в социоприродной среде. А конкретнее можно сказать, что вышеназванный

принцип содействует формированию научно-познавательных отношений,

установлению целостно-нормативных ориентаций к окружающей среде, развитию

практических умений по защите и улучшению природной среды, созданию правил

поведения в ней, а также способствует здоровому образу жизни. Естественно,

что станет возможным при умелой интеграции различных компонентов

содержания, призванного обеспечить становление экологически грамотной

позиции младшего школьника.

Педагогическая эффективность данных подходов к содержанию экологического

образования будет успешной только при строгом соответствии экологического

образования психическому процессу, законам развития организма человека,

т.е. при опоре на принцип природоспособности. Он предполагает воспитание

ребенка в единстве и согласии с природой и заботу об экологически

благоприятной для него среде жизни.

Принцип прогностичности ставит перед теоретической и практической

парактикой задачу раскрытия в содержании школьного экологического

образования двух взаимосвязанных тенденций – природопользование и

природовосстановление, представляющих собой две стороны единого процесса

взаимодействия человека и общества с природной средой.

Принцип прогностичности ориентирует педагога на ознакомление учащихся с

возможными видами будущего состояния природной среды, с экологически

целесообразными нормами отношения человека и общества к природе, со

взглядами и мнениями людей, которые своей практической деятельностью

изменяют окружающую природную среду. Для того чтобы усилить доказанность

экологических прогнозов или возможности тех или иных изменений в окружающей

природной среде, необходимо не только теоретически знакомить учащихся с

конечными выводами науки, но и целенаправленно вовлекать их в доступные для

них способы научного исследования.

Принцип комплементарности позволяет точно охарактеризовать становление и

развитие у школьников ответственного отношения к природе в условиях

предметной структуры современного школьного обучения.

В современной системе школьного образования, как известно, каждый учебный

предмет выполняет свою специфическую функцию в раскрытии идеальных аспектов

сложного и неоднозначного взаимодействия в системе «человек-общество-

природа».

В ходе экологического образования чрезвычайно важно подвести учащихся к

выводу о том, что возникновение тех или иных экологических проблем зависит

от поведения и деятельности практически каждого человека в том конкретном

месте, где он живет и действует. Знание сущности экологических проблем,

осознание необходимости их недопущения и важности незамедлительного решения

уже возникших проблем являются определенными стимулами-мативами для

соблюдения целесообразных ограничений в личном поведении и деятельности,

выработки грамотных способов поведения и деятельности в природной среде

[10.84].

I.5.Принцип системной дифференциации является одним из «новых»

общепедагогических принципов экологического образования, вытекающих из

современного нейрофизиологического и психолого-педагогического знания.

Объективность и научная состоятельность принципа системной дифференциации

обосновывается в трудах нейрофизиологов И.М.Сеченова и Н.И.Чуприковой,

психологов Ж.Плаже и Л.С.Выготского.

Установлено, что развитие когнитивных структур в онтогенезе идет по линии

их прогрессивного усиления и всецело подчиняется принципу (закону)

системной дифференциации. Этот закон состоит в том, что более развитые,

сложные, высоко расчлененные и иерархически упорядоченные когнитивные

структуры, допускающие широкий, глубокий, многоаспектный и гибкий анализ и

синтез окружающей действительности, развивается из более простых,

диффузных, глобальных или плохо расчлененных структур путем их постепенной

дифференциации [5.81].

Таким образом, именно системное дифференцирование разных свойств, сторон

и отношений объектов и процессов является ведущим нейрофизиологическим

механизмом и необходимым условием интеллектуального и общего развития

индивида.

Реализация принципа системной дифференциации представляет соответствующие

требования к отбору содержания, форм и методов экологического образования,

к построению логики и технологии осуществления педагогически грамотного и

научно обоснованного процесса формирования у школьников ответственного

отношения к окружающей среде. Важнейшими из этих требований являются:

1)Обучение охране окружающей среды должно начинаться с усвоения

школьниками знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический

характер.

Более частные и конкретные знания, в том числе различного рода

эмпирические сведения должны выводиться из общественно-теоретического

знания как из своей единой генетической основы. Соответственно принципу

системной дифференциации, совершенно необходимо уже на самых начальных

этапах обучения экологии и целенаправленного формирования ответственного

отношения к природе раскрыть учащимся систему ведущих межпредметно-

экологисеских идей и в этой связи «ввести» в сознание и мышление учащихся

основные научные экологические и нравственно-экологические понятия. Однако

педагогическая ценность такого подхода обуславливается тем, что при этом у

ребенка возникает целостное и принципиально правильное представление об

изучаемом предмете, о его реальном состоянии и его проблемах, закладывается

прочная ориентировочно-мотивационная основа всех последующих этапов

формирования ответственного отношения личности к природе.

Благодаря такому подходу, в сознании школьников образуется как бы

некоторый «образ», который в дальнейшем будет целенаправленно и поэтапно

дифференцироваться и на котором в последующем будет «нанизываться» более

частные теоретические и эмпирические знания, а также конкретные примеры, их

подтверждающие.

2)Обучение экологии следует ориентировать на выявление и первоочередное

раскрытие совокупности немногих базовых, генетически исходных и всеобщих

отношений, определяющих содержание и структуры современного экологического

образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.