на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Содержание экологического образования и его основные компоненты


Содержание экологического образования и его основные компоненты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Оршанский государственный педагогический колледж»

Содержание экологического образования

и его основные компоненты

Курсовая работа

по курсу «Методика преподавания

основ начального миропознания»

Сморжевская Е.В.

учащейся 179 группы

отделение учителей

начальных классов

Научный руководитель

преподаватель

Данилевич Т.А.

Орша 2003

План

|Введение |с. |

| | |

|Глава I. Содержание экологического | |

|образования |с. |

|1.1.Формирование ответственного отношения к природе |с. |

|1.2.Формирование экологической ответственности |с. |

|1.3.Формирование экологической культуры |с. |

|1.4.Современные подходы к содержанию экологического | |

|образования в начальной школе |с. |

|1.5.Принцип системной дифференциации в | |

|экологическом образовании |с. |

|1.6.Междисциплинарный подход в экологическом | |

|образовании школьников |с. |

|1.7.Логико-психологические принципы конструирования | |

|содержания экологического образования |с. |

| | |

|Глава II. Компоненты экологического | |

|образования |с. |

|2.1.Компоненты формирования ответственного | |

|отношения к окружающей среде |с. |

|2.2.Компоненты экологической ответственности |с. |

|2.3.Компоненты экологической культуры |с. |

| | |

| Заключение |с. |

| | |

|ЛИТЕРАТУРА |с. |

| | |

|ПриложениЯ |с. |

ВВЕДЕНИЕ

В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым рядом глобальных

экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья

людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле.

Необходимо научить людей жить и работать в согласии с окружающей средой.

Этого можно достичь посредством качественного преобразования сложившейся в

республике практики экологического образования и воспитания.

Целью моего исследования является: исследовать содержание современного

экологического образования и его основных компонентов.

Задачами исследования являются:

1.Исследовать содержание экологического образования в Республике Беларусь

и выявить его значение;

2.Рассмотреть основные компоненты экологического образования и выделить

их значение;

3.Исследовать технологии использования различных компонентов

экологического образования в начальной школе.

4.Исследовать педагогические технологии в экологическом образовании

младших школьников.

Мною был изучен ряд научной и методической литературы по теме «Содержание

экологического образования и его основные компоненты».

Московский профессор Н.Ф.Виноградова в своей книге «Окружающий мир в

начальной школе» рассказывает, как необходимо внедрять экологическое

образование в обучение современной начальной школы, как объяснить детям

само понятие «окружающий мир», характеризуя его разумные части (природу,

человека, общество) и показывать их во взаимодействии и взаимосвязи.

Автор дает характеристику младшему школьнику и его взаимодействию с

окружающей средой. Показаны методы, формы, средства формирования

экологического образования в начальной школе: «Процесс ознакомления

младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных

формах, которые используются при обучении родному языку, математике и др.»

[1.64].

Карона Г.Н. в книге «Теоретические основы экологического образования

школьников» дал четкое определение экологическому образованию:

«Экологическим образованием – называют непрерывный процесс обучения,

воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы

научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и

деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей

среде» [3.12].

В книге четко выделены принципы и цели, задачи экологического

образования. Разработан междисциплинарный подход в экологическом

образовании школьников: «Междисциплинарность имеет место обычно там, где

налицо многокачественные, системные, многоотраслевые проблемы, которые не

могут быть решены одной отдельно взятой наукой…» [3.124].

Определены суть и значение экологического образования, даны советы

учителям и воспитателям по внедрению экологического образования в начальное

обучение.

Ленинградские экологи С.Д.Деребко и В.А.Ягвин написали книгу

«Экологическая педагогика и психология» в которой составлен целостный курс

экологического образования. Авторы составили исторический аспект

экологического образования, стратегии экологического образования в мире:

«Специалисты считают необходимым разрабатывать отдельный предмет

«экология», который нужно вводить в содержание образования не эквивалентно

биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи.» [2.136].

В книге раскрыты темы «Содержание педагогического процесса в

экологическом образовании» и «Формирование экологического Образования».

Большое внимание экологи уделили вопросу внеурочных и внешкольных

мероприятий.

В пособии для учителей И.В.Михальчука и Т.А.Ковальчука «Основы

экологического образования младших школьников» показано о необходимости

экологического образования младших школьников: «Не смотря на большое

внимание, которое уделяется в педагогической литературе проблемам

экологического образования и воспитания младших школьников, необходимо

больше уделять внимания формированию основ экологической культуры с помощью

различных форм и методов [6.13].

В пособии четко выделены задачи экологического образования:

«Эффективность реализации задач экологического образования – использование

как главных, так и второстепенных примеров взаимодействия общества,

человека и природы» [6.16].

Экологи впервые ввели в систему экологических знаний общественный

компонент – охрана окружающей среды человека и формирование здорового

образа жизни. Были выделены компоненты экологического образования.

Вопросы экологического образования и воспитания, их характеристика,

формы проведения поднимаются в статьях педагогических журналах, таких как

«Народная асвета», «Адукацыя», «Пачатковая школа», «Родная прырода».

В журнале «Народная асвета» 1999г. №7 учитель средней школы №216 г.Минска

Минаев В.М. в статье «Содержание экологического образования и его основные

компоненты» показал необходимость прививать ученикам младших классов любовь

и уважение к природе, сформировать положительное отношение к природе:

«Младшие школьники должны понимать и усваивать простые закономерности

природы и жизни людей… А учителя должны учить основным экологическим

принципам» [5.42].

В статье дается четкое определение экологическому образованию, выделены

методы, формы, компоненты.

Т.Р.Коленникова, учитель Несвежской средней школы №2, В статье

«Экологическое образование младших школьников» опубликованной в журнале

«Пачатковая школа», предлагает ознакомиться с общими основами

экологического образования школьников. Выделяет основные задачи

экологического образования:

1)Освоение основных идей и экологических понятий;

2)Понимание места человека в природе и обществе;

3)Понимание ценностей природы;

4)Развитие у детей положительного отношения к природе. [4.27].

В статье показаны методы экологического образования, их использование на

практике.

Гродненский эколог Тарасова Т.И. в статье «Экологическое образование

младших школьников на межпредметной основе» («Адукацыя i выхаванне» 2000г.

№10), большое внимание уделила внедрению в экологическое образование

межпредметных связей. Автор, опираясь на опыт ученых-педагогов И.Д.Замкова,

А.И.Захлебного, И.Г.Савегиной, показала значение экологического образования

на межпредметной основе и установила его необходимость: «Междисциплинарный

подход в области экологического образования предполагает взаимное

согласование содержания и методов раскрытия способов, принципов, законов

оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях

экологических знаний…» [7.12].

А.Е.Чижевский В журнале «Пачатковая школа» 1999 г. №8 в статье «Экология

в школе и дома» показывает эффективность проведения практических работ по

экологии в начальной школе, так как это способствует развитию экологической

культуры младших школьников: «Внедрение практикума позволяет формировать у

учащихся положительную мотивацию на решение экопроблем, находить способы

уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека,

задействовать воспитательный потенциал семьи в решении экологических

проблем» [8.24].

Статья освещает вопросы воспитания в условиях экологического кризиса.

Автор дает рекомендации учителям и родителям о необходимости формирования

экологической культуры у детей.

Таким образом, анализ научной и педагогической литературы, публикаций

учителей доказывает ведущую роль экологического образования в начальной

школе.

Поэтому я выбрала эту тему курсовой работы для того, чтобы глубже изучить

сущность экологического образования и его основные компоненты, и успешно

использовать в своей будущей самостоятельной работе.

ЛИТЕРАТУРА

1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский

центр «Академия», 1999, c.27-124.

2.Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –

Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.12-86.

3.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников.

– Мн.: НМО, 1999, с.70-99.

4.Коленникова Т.Р. Экологическое образование младших школьников:

Пачатковая школа. – 1998. - №4, с.10-18.

5.Минаев В.М. Мы в ответе за природу: Народная асвета. – 1999. - №7, с.31-

38.

6.Михальчук М.В., Ковальчук Т.А. Основы экологического образования

младших школьников. – Мн.: Высш. шк., 1996, с.4-17.

7.Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на

межпредметной основе: Адукацыя i выхаванне. – 2000. - №10, с.15-18.

8.Чижевский А.Е. Экология в школе и дома: Пачатковая школа. – 1999. - №8,

с.42-44.

I.1.Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых,

педагогов, методистов, практиков. Чему учить детей, чтобы сформировать у

них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о

месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы – это

цель экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как

экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде,

экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по

своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно

раскрывается системой учебных предметов начальной школы [6.18].

В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей

и средств совершенствования экологического образования.

По мнению современных педагогов-экологов, содержание экологического

образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических

идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий,

представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков,

социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению

учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе.

Содержание экологического образования системно-детерминировано и

определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими

факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:

-заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды

существования;

-потребность общества в экологически грамотных гражданах;

-состояние и достижения экологической науки ;

-психологические закономерности умственной деятельности школьников;

-психолого-возрастные и познавательные особенности учащихся;

-общее состояние и тенденции развития общеобразовательной школы и

общества в целом.

Содержание экологического образования представляет собой динамичное,

постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное

совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей

социально-педагогической значимости [5.45].

Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического

образования школьников [9.81]:

1)повышение роли экологического образования в решении современных

экологических проблем, а также в целостном процессе формирования

личности третьего тысячелетия;

2)активизация международного сотрудничества в сфере экологического

воспитания молодежи и образования в области окружающей природной

среды;

3)обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной

работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и

охране окружающей природной среды;

4)перенос «центра тяжести» эколого-образовательной работы с внеклассных

мероприятий на учебный процесс;

5)использование в процессе экологического образования элементов

системного подхода, методов моделирования и историзмов;

6)усиление ценностных аспектов содержания экологического образования;

7)экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и

естественнонаучного циклов;

8)введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов

экологического содержания;

9)дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на

личность;

10)учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к

природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности,

а также специфики ее реального отношения к природе;

11)внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм

экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и

сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические

конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы

родного края, ролевые практикумы).

Прогрессивный и долговременный характер вышеуказанных тенденций,

являющихся, несомненно, появлением определенных закономерностей, необходимо

учитывать при конструировании системы психолого-педагогических путей,

средств и условий совершенствования экологического образования учащихся

начальной школы [1.34].

Содержанию экологического образования принадлежит центральная роль в

процессе формирования у личности ответственного отношения к окружающей

среде.

Остановимся более подробно на раскрытии современными педагогами-экологами

и психологами понятия «ответственное отношение к окружающей среде». Данное

понятие обстоятельно раскрыто в трудах И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного,

И.Т.Суравегиной, А.П.Сидельского, И.Т.Барановой [1.21].

«Ответственное отношение к окружающей среде», - пишет И.Т.Суравегина, -

есть способность и возможность школьника сознательно, а значит, намеренно,

добровольно выполнять требования морального дома и решать задачи морального

выбора, достигая определенного экологического результата [10.107].

Согласно Суравегиной, ответственное отношение личности к природе

характеризуется следующими основными признаками:

а)устойчивость ценностных ориентаций экологического характера;

б)овладение знаниями о взаимодействии общества и природы;

в)желание участвовать в труде по изучению и охране природы и реальное

участие в нем [10.2].

Придерживаясь несколько другой точки зрения, А.Н.Захлебный утверждает,

что ответственное отношение к окружающей среде наиболее универсально

проявляется:

во-первых, в готовности личности к ответственному поведению и

деятельности в окружающей среде в соответствии с морально-правовыми

нормами;

во-вторых, в готовности личности осуществлять экологически грамотное

поведение, занимать социально активную жизненную позицию, выражать

нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде

[3.54].

А.П.Сидельский считает, что бережное отношение школьников к окружающей

среде имеет системное строение: оно развивается во внешней – практически –

деятельной сфере жизни личности и во внутренней ее сфере – в психике.

Совокупность внешней и внутренней сторон отношения школьника к окружающей

среде составляют определенную систему [8.13].

Существует также два основных типа отношения личности к окружающей

природной среде: рациональный и художественный. Рациональное отношение

личности к окружающей среде определяется разнообразными материальными

потребностями личности, а художественное – ее духовными потребностями в

эстетическом наслаждении природой.

Отношение к окружающей среде выражает сознание личности и имеет

относительную самостоятельность в системе отношений человека. Оно

включается разными аспектами в многоплановые производственные отношения, в

политические отношения, в семейные отношения, а также во многие другие

отношения личности [3.55].

Отношение человека к окружающей среде во многом определяется тем,

насколько глубоко нормативно-ценностные аспекты мировоззренческого понятия

природы взаимодействуют с системой его доминирующих ценностей.

В целом же уровень ответственного отношения школьника к окружающей среде

определяется тем, насколько доминирующие в обществе ценности, социально-

значимые нормы и правила отношения к природе, внешне заданный экологический

идеал будут восприняты данным школьником как личностно значимые. При этом

«перевод» внешне заданных норм и правил во внутренний план личности

определяется целым рядом факторов и условий, важными среди которых

являются:

-реальное включение школьника в систему общественных отношений;

-активность самого школьника;

-эмоционально-волевые и другие индивидуальные особенности этой личности.

При этом формы, методы и приемы экологического образования школьников

должны быть направлены, прежде всего, на «перевод» во внутренний

мировоззренческий план личности социальных экологических ориентиров:

знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов, принципов и

правил отношений к окружающей природной среде [2.36].

И.Т.Суравегина предлагает вместо термина «ответственное отношение к

окружающей среде» использовать более краткий термин «экологическая

ответственность», который, по ее мнению, вбирает в себя все существенные

признаки понятия ответственности как социальной, так и моральной категории.

Она также считает, что экологическая ответственность является сложной

чертой личности, которая не может быть сформирована в рамках одного или

даже нескольких учебных предметов, но предлагает объединение потенциальных

возможностей всех школьных предметов [10.17].

В научной педагогической литературе отмечается, что отношение личности к

окружающей среде имеет три аспекта:

первый аспект выражает отношение к природе как к всеобщему условию и

предпосылке материального производства, как к объекту и предмету труда, как

к естественной среде жизнедеятельности человека;

второй – отношение к собственным природным данным, к своему организму,

который объективно включен в систему экологических взаимодействий;

третий – представляет отношение людей к деятельности, связанной с

изучением и охраной природной среды.

Основываясь на отмеченных положениях, ученые делают вывод о том, что

отношение человека к природе есть фундаментальное и всеохватывающее

измерение его самого, которое выражается категорией не полезности, а

универсальности [9.93].

В настоящее время одной из ведущих тенденций развития рассматриваемой

проблемы является усиление ценностных, а также духовно-нравственных

аспектов содержания экологического образования. Данная тенденция особенно

характерна для разрабатываемого в трудах зарубежных исследователей

образования в области окружающей среды.

Формирование ответственного отношения к окружающей среде происходит как

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.