на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие самостоятельности школьников при обучении математики


усвоение определенной математической теории. Однако в индивидуальные

задания могут быть включены задачи подготовительные, вспомогательные или

задачи для самоконтроля, которые не обязательны для всех учеников.

Перед изучением темы организуется пропедевтическая работа, ставящая

своей целью подготовить учеников к самостоятельному активному изучению

материала. В частности, здесь выявляются и ликвидируются пробелы в знаниях

и формируются необходимые предварительные представления. Затем учитель в

форме лекции или беседы вводит учеников в тему, намечает круг вопросов,

подлежащих изучению, формулирует сам или подводит учащихся к

самостоятельной формулировке первой проблемной задачи курса.

Основным этапом занятий является самостоятельное решение школьниками

задач. Учащимся в процессе самостоятельной работы разрешается пользоваться

справочниками и конспектами, поскольку необходимо умственное развитие,

умение самостоятельно решить возникающие задачи. Индивидуальная помощь

учителя носит характер не подсказки, а направления на верный путь решения,

для чего используются вспомогательные задачи. Расположение задач в серии по

принципу нарастающей трудности стимулирует развитие самостоятельности

учеников. Обучение с использованием серии вспомогательных задач строится по

принципу от сложного к простому, от трудного к более легкому, что

способствует формированию элементов творчества, стимулирует поиски

учащимися способов решения, побуждает их мыслить. После решения всех задач

серии проводится коллективное обсуждение результатов. Полученный материал

обобщается для последующего применения полученных знаний при решении нового

класса задач, делаются теоретические выводы. Всячески поощряется

самостоятельность учеников в суждениях, в отстаивании собственного мнения.

Как показал опыт, обучение через задачи на внеурочных занятиях

обеспечивает развитие самостоятельности и творческой активности учащихся,

способствует приобретению прочных и осознанных знаний, развивает умение

сравнивать, обобщать, делать творческие выводы из решенных задач,

поддерживает интерес к математике.

3. АКТИВИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Внеклассная работа по математике в ее традиционном толковании

проводится в школе учителем во внеурочное время с учащимися, проявляющими к

математике интерес. Эта работа планируется учителем и по мере необходимости

корректируется. Государственных программ по внеклассной работе нет, как нет

и норм оценок. На внеклассные мероприятия и занятия ученики приходят по

желанию, без всякой предварительной записи. Если у ученика пропадет интерес

к внеклассной работе, он прекращает свое участие в ней. Активизация

внеклассной работы по математике призвана не только возбуждать и

поддерживать у учеников интерес к математике, но и желание заниматься ею

дополнительно как под руководством учителя во внеурочное время, так и при

целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по

приобретению новых знаний, т. е. путем самообучения.

Одной из форм внеурочной работы являются конкурсы, которые обладают

большим эмоциональным воздействием на участников и зрителей. (Смотри

приложение 3)

4. ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ

В дидактике установлено, что самостоятельная деятельность учащихся по

приобретению новых знаний по собственной инициативе, сверх программы

школьного предмета, возможна лишь при наличии серьезного интереса к

предмету, увлечения рассматриваемыми проблемами, переходящего в

познавательную потребность приобретать сверхпрограммные знания в

соответствии с индивидуальными интересами и потребностями.

С помощью анкет, в ходе личных бесед можно установить, почему тот или

иной ученик посещает занятия кружка или факультатива. В младшем возрасте,

как правило, это интерес к математике как любимому учебному предмету, в

среднем и старшем — это либо интерес к математике как науке, либо

профессионально-ориентационный, связанный с предполагаемой послешкольной

деятельностью. Например, в одной из школ с помощью анкет учитель установил,

что среди семиклассников, регулярно занимающихся в математических кружках и

факультативах, около 70% считают занятия по математике более любимыми в

школе, чем по другим предметам, примерно 20% заявили о своем серьезном

увлечении математикой как наукой и намерении посвятить математике свою

трудовую послешкольную деятельность, а около 10% назвали другие причины, в

том числе следование за товарищем, увлеченным математикой. Через два года

анкетирование среди этих же учеников показало, что лишь 6% изъявляют

желание глубоко изучать математику, 83% связывают дополнительные занятия

математикой с необходимостью хорошо подготовиться к конкурсному экзамену по

математике на вступительных экзаменах в вуз, а 11 % указывают другие

причины. Для учителя полученные данные нужны для эффективного применения

индивидуального подхода к школьникам во внеурочной работе, корректировки

своей работы, направленной на развитие интереса учащихся в ходе внеурочных

занятий. В противном случае первоначальный интерес к математике, не получая

подкрепления и развития, гаснет и ученики прекращают посещать внеурочные

мероприятия. Более того, они перестают самостоятельно заниматься

математикой дома, фактически прекращают самообучение.

Интерес к математике формируется с помощью не только математических

игр и занимательных задач, рассмотрения софизмов, разгадывания головоломок

и т. п., хотя и они необходимы, но и логической занимательностью самого

математического материала: проблемным изложением, постановкой гипотез,

рассмотрением различных путей решения проблемной ситуации, решением задач

или доказательством теорем различными методами и другими разработанными в

методике математики приемами формирования познавательного интереса к

математике. (Смотри приложение 4).

Разбор предложенных способов проходил на расширенном заседании

математического кружка с привлечением учащихся из группы факультатива и

приглашением желающих и вызвал неподдельный интерес у присутствующих.

Необходимые вычисления проводились с помощью микрокалькулятора.

Самообучение школьника невозможно без его умения и желания работать с

математической книгой.

Подбору математической литературы для самообучения учителю приходится

уделять большое внимание. Установлено, что учащиеся по-разному работают над

книгой: одни стараются побыстрее пройти теоретический материал и приступить

к решению задач, другие больше внимания уделяют, наоборот, теоретическим

вопросам. Первым не нравятся многословные учебники и пособия, они

предпочитают краткие дедуктивные доказательства; вторые предпочитают книги

с подробными выкладками, пояснениями, индуктивными выводами, примерами и т.

п.

Так, в одной из школ на факультативных занятиях в старших классах

изучение программирования на ЭВМ осуществлялось с помощью программированных

пособий. На факультативе их применение оправдывалось тем, что ученикам

предлагалось усваивать материал в индивидуальном темпе, затруднения

преодолевались с помощью индивидуальных консультаций, а подведение итогов

проводилось на заключительной конференции по книгам.

Наблюдения показали, что одни ученики старались быстрее овладеть

теорией. Если оказывалось, что выбранный ими ответ неверен, то, не пытаясь

разобраться в причинах ошибки, они искали другой ответ, пока не находили

верный, позволявший им читать очередную запрограммированную порцию учебной

информации. В процессе изучения материала пособия многие из этих учащихся

составляли свой шифр — последовательность страниц для чтения с правильными

ответами, а затем вторично прочитывали эти страницы в указанной шифром

последовательности, т. е. читали как обычную книгу, а не как

программированное пособие, составленное по разветвленной программе. Другим,

наоборот, нравилось разбирать все замечания автора. Даже убедившись, что

выбранный ими ответ верен, они читали указания и к другим, неверным

ответам, чтобы рассмотреть приводимые примеры и уяснить причины возможных

неправильных ответов.

При переходе в дальнейшем к изучению обычной литературы по

программированию на ЭВМ первые испытывали чувство удовлетворения от того,

что их не перебивают то и дело вопросами, на которые нужно давать ответ, а

в случае неверного выбора еще и перечитывать назидания автора. вторые же не

всегда удовлетворялись краткостью авторского изложения материала, постоянно

обращались к учителю с вопросами, чувствуя необходимость в его

комментариях.

С учетом избирательного отношения учеников к математическим книгам

можно рекомендовать для самообучения не одно учебное пособие, а несколько,

чтобы ученики сами выбирали то, которое им больше подходит по их

индивидуальным склонностям и способностям. Правда, учителю в этом случае

труднее контролировать их самостоятельную работу над книгой и проводить

консультации. Зато самообучение школьников будет более эффективным.

Большое значение для стимулирования самообучения имеет организация

обзоров изученной учащимися математической литературы, ее обсуждение на

читательских конференциях или в устных журналах. Обычно делается это так.

Объявляется тема для обзора и рекомендуется литература. Список литературы

помещается на стенде. Там же указывается расписание консультаций. Дается

время для подготовки, назначается место и время проведения.

Обзор литературы делают два-три ученика, они же отвечают на вопросы.

Впрочем, отвечать могут и присутствующие ученики и учитель, а также

дополнять или поправлять докладчиков. При этом возникают споры, выдвигаются

гипотезы, находятся новые решения и т. д. (Смотри приложение 5).

Для самостоятельного обучения очень важно воспитать у учащихся

потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложении. Поэтому одной

из задач является приобщение учеников к решению задач по своей инициативе,

сверх школьной программы. Одним из средств является математическая

олимпиада. Школьники убеждаются на собственном опыте, что, чем больше

разнообразных задач они самостоятельно решают, тем значительнее их успехи

не только в школьной, но и в районной олимпиаде. Это служит дополнительным

стимулом к самообучению.

Одним из условий самообучения является умение ученика

планировать свою самостоятельную внеурочную познавательную деятельность по

приобретению знаний. Учитель помогает ему в составлении индивидуальных

планов самообучения и в их реализации. Если в V—VII классах самообучение

школьника проводится обычно по плану, подсказанному учителем, в VIII—IX

классах уже при совместных обсуждениях в индивидуальных или групповых

беседах и консультациях, то в Х—XI классах эти планы составляются самим

учеником. Лишь в некоторых случаях он прибегает к совету учителя или

руководствуется его рекомендациями.

Так, в одной из групп факультатива XI класса учащимся было предложено

уточнить свои индивидуальные планы самообучения на учебный год. В ходе

индивидуальных бесед учитель установил, что ученики планировали изучение

научной и научно-популярной математической литературы, посещение

математического кружка школьников-старшеклассников при пединституте и

математического лектория при политехническом институте, решение задач из

сборников задач различных математических олимпиад (отечественных и

зарубежных). Большое место в планах отводилось самостоятельной работе по

подготовке к поступлению в вуз: изучению пособий по математике для

поступающих в вуз и решению конкурсных задач, публикуемых в «Кванте»,

обучению на заочных подготовительных курсах в избранный или родственный вуз

и т. д.

Выяснив планы учащихся, учитель осуществлял индивидуально-групповое

педагогическое руководство самообучением школьников, которое проводилось в

следующих направлениях:

— корректирование (уточнение, детализация) индивидуальных планов

самообучения;

— подбор учебной, научно-популярной и научной литературы по математике

для самостоятельного изучения;

— более конкретное ознакомление каждого учащегося с предполагаемой

дальнейшей деятельностью и уточнение места и значения математических знаний

в этой деятельности;

— проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам

самообучения;

— оказание практической помощи учащимся, готовящимся к поступлению в

вузы, где от абитуриентов требуется более углубленная математическая

подготовка (МГУ, МФТИ, МИФИ и другие институты).

Чтобы педагогическое руководство самообучением школьников было

эффективным, целесообразно осуществлять определенную дифференциацию,

которая по сути будет индивидуально-групповой. Это обусловлено тем, что

учащихся по их познавательным интересам и практическим потребностям,

которые они хотят удовлетворить, занимаясь самообразованием, можно

разделить на условные группы.

К первой группе можно отнести учащихся с ярко выраженной

интеллектуальной потребностью в углубленном изучении математики,

обусловленной стержневым познавательным интересом в области математики.

Предполагаемая послешкольная деятельность их связана с серьезным изучением

математики либо на математических факультетах университетов, либо в

технических вузах с углубленным изучением математики.

Во вторую группу целесообразно включить учеников, основные

познавательные интересы которых находятся в области физики, техники, в

естественнонаучной или производственной сфере, а углубленное изучение

математики вызывается потребностями послешкольной деятельности (например,

обучением в технических вузах общеинженерных профилей, на естественных

факультетах университетов, в техникумах и профтехучилищах по

специальностям, связанным с электроникой, робототехникой и другой

современной техникой).

Третью группу составляют школьники, познавательные интересы которых

находятся в областях, не требующих углубленных математических знаний.

Занятия математикой во внеурочное время у них обусловлено не потребностями

в дальнейшей деятельности, а исключительно увлечением математикой,

возникшим на уроках, любовью к математике как учебному предмету и сфере

приложения интеллектуальных сил.

И наконец, в отдельную четвертую группу целесообразно объединить

учащихся, познавательные интересы которых еще не сформировались, характер

дальнейшей деятельности не определился, а внеурочные занятия математикой

обусловлены различными, часто случайными мотивами.

Включение учеников в ту или иную группу учитель осуществляет по

результатам индивидуальных бесед с учащимися и их родителями, а также с

помощью анкетирования.

Контроль за самообучением школьников можно осуществлять различными

способами. Наиболее эффективный — через конкурсы по решению задач и

различные математические состязания, в том числе и межпредметного

содержания. Конкурс желательно проводить в несколько заочных туров и

заключительный очный. Решения задач участники конкурсов могут давать любые,

но за каждый способ решения одной и той же задачи очки начисляются

отдельно. Это поощряет поиски новых оригинальных путей решения задачи,

использование теоретического материала из различных рекомендованных

учителем по определенной теме математических книг.

В качестве примера приведем задачи одного из туров заочного конкурса

по решению задач в связи с самостоятельной работой школьников над темой

«Метод координат». (Смотри приложение 6)

Условия задач помещаются на стенде. Там же указываются конкурсные

требования, сроки сдачи письменных работ, место и время обсуждения

представленных решений.

Об эффективности математического самообучения учитель может составить

себе представление по многим критериям. Приведем некоторые из них:

а) повышение количества учащихся, изучающих дополнительную литературу;

б) смещение стержневого познавательного интереса школьников в сторону

математики;

в) массовое применение в самостоятельных, контрольных и зачетных

работах, при решении конкурсных и олимпиадных задач математических знаний,

полученных в результате самообучения;

г) широкое участие в различных формах математического образования в

системе внешкольного обучения: в заочной математической школе при АПН СССР

и МГУ, на заочных подготовительных курсах для поступающих в вузы, в очных

олимпиадах, проводимых на местах многими вузами (физтехом, МИФИ и др.), в

воскресных математических лекториях при вузах и др.

Такая информация поможет учителю своевременно вносить коррективы в

свою работу по организации самообучения учеников, способствовать повышению

самостоятельности и творческой активности школьников для получения

сверхпрограммных математических знаний в соответствии с их индивидуальными

интересами, потребностями, планами дальнейшей деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по

программам, выбранным учителем и обычно согласованным с учениками и

корректируемым в процессе обучения с учетом их интеллектуальных

возможностей, познавательных интересов и развивающихся потребностей.

Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, за

результаты работы ученик отметок не получает, хотя его работа также

оценивается, но другими способами: поощрениями через стенную печать,

награждением грамотами, книгами, сувенирами и т. п.

Само участие ученика в факультативе, в кружковой работе, в

математических состязаниях и олимпиадах уже является дифференциацией

обучения в школе. Тем не менее и к этой категории школьников целесообразно

для максимального развития их индивидуальных способностей и интересов,

удовлетворения потребностей широко применять дифференциацию обучения на

факультативных и кружковых занятиях и индивидуальный подход в организации и

руководстве их самообучения.

Приложение 1

1. Учитель предлагает с помощью чертежей исследовать взаимное

расположение гиперболы и прямой. Учащиеся выдвигают гипотезы (индуктивным

путем). Затем после исследования системы уравнений

[pic]

можно дать дедуктивное доказательство их (при |k| < |[pic]| прямая

пересекает гиперболу в двух точках, а при |k| ( |[pic]| точек пересечения

нет).

2. При изучении комплексных чисел ученикам предлагается исследовать

возможные определения понятий «больше», «меньше» во множестве С. Затем на

занятии в форме дискуссии опровергаются предлагаемые школьниками

определения.

3. В качестве индивидуального задания рекомендуется исследовать

возможное обобщение: точкам на прямой ставятся в соответствие

действительные числа, точкам на плоскости — комплексные, а точкам в

пространстве? Результатом исследования могут быть рефераты или сообщения

учащихся, обсуждаемые коллективно на занятии.

Приложение 2

Приведем пример серии задач с нарастающей трудностью по теме «Площадь

треугольника», в которой задачи 1—6 по сути являются подготовительными к

задаче 7.

1. Даны точки А(3;0), B(3,5), С(-1;3), К(-1;0). Вычислите площадь

четырехугольника АBСK.

2. Даны точки А (2; 0), В (2; 3), С (- 1, 4), К (-3; 2). Е (-3; 0).

Вычислите площади многоугольников АВСКЕ и ВСК.

3. Даны точки A (x1; 0), В (х2; 0), С (х2; y2), К (x3; y3), Е (x1;

y1). Укажите способ вычисления площади треугольника СКЕ, если:

1) x10, у2'>0,

у3'>0.

6. Даны три точки А(х1; у1), В(х2; у2), С (х3; у3) и точки A' (х1;

у1 +m), В'(х2; у2 +m), С' (х3; у3 +m), полученные при параллельном

переносе на вектор (0; m), причем у1 +m, у2 +m, у3 +m - положительны.

Вычислите площадь треугольника А'В'С'. Объясните, почему результат не

зависит от m.

7. Докажите, что площадь треугольника АВС вычисляется по формуле

S =0.5|x1(y2—y3) + x2 (у3—y1) + x3 (у1—y2)|

независимо от того, какая из его вершин обозначена через (x1;y1), (х2; у2),

(х3; у3),

Приложение 3

Заморочки из бочки

На столе ведущего стоит бочонок. Команды поочередно тянут из бочонка

листочки с вопросами. На ответ дается не более одной минуты.

Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы

столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой

же сегодня день? [Среда.]

Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее —

груша или персик? [Груша.]

Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра,

если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах? [Юра играл

на гитаре.]

На столе стояли три стакана с ягодами. Вова съел один стакан и

поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? [Три.]

Шел муж с женой, да брат с сестрой. Несли 3 яблока и разделили

поровну. Сколько было людей? [Трое: муж, жена и брат жены.]

У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки.

Сколько было у нее яблок? [Три.]

Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? [Два.]

Мальчик Пат и собачонка весят два пустых бочонка. Собачонка без

мальчишки весит две больших коврижки. А с коврижкой поросенок весит —

видите — бочонок. Сколько весит мальчик Пат? Сосчитай-ка поросят. [Мальчик

весит столько же, сколько два поросенка.]

Один мальчик говорит другому: «Если ты дашь мне половину своих денег,

я смогу купить карандаш». Сколько денег было у второго мальчика?

[Установить невозможно.]

Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый

из ребят, если Петя на год старше Белова. [Петя Чернов и Миша Белов.]

Человек, стоявший в очереди перед Вами, был выше человека, стоявшего

после того человека, который стал перед Вами. Был ли человек, стоявший

перед вами выше Вас? [Да.]

Как в древние времена называли «ноль»? [Цифра.]

Может ли при сложении двух чисел получиться нуль, если хотя бы одно из

чисел не равно нулю? [Нет, не может.]

В каком случае сумма двух чисел равна первому слагаемому? [Когда

второе слагаемое — нуль.]

Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше

прошедшей? [8 часов.]

В семье я рос один на свете,

И это правда, до конца.

Но сын того, кто на портрете,

Сын моего отца.

Кто изображен на портрете? [Мой отец.]

Игра «Счастливый случай»

Вопросы для первой команды

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.