на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора


психологического комфорта.

В течение недели детям исполнялись две-три песни, которые детьми

хорошо запоминались. На следующей неделе пели еще две-три песни, незнакомые

им. Но о колыбельных песнях, прекрасно знакомых детям, не забывали, а

исполняли в сочетании с новыми. Надо отметить, что интерес детей к

колыбельным усилился после того, как мы начали использовать их на занятиях.

Мы предлагаем ряд текстов колыбельных песен, которые применялись в нашей

работе, а также других малых форм фольклора (Приложение 8).

Кроме того, была проведена консультация с родителями на тему "Баю-

баюшки-баю…" (как укладывать ребенка спать) (Приложение 9). В папке-

раскладушке выставлялся текстовый материал различных малых форм фольклора

для того, чтобы родители смогли повторить их дома с детьми. Родители также

привлекались к организации фольклорных праздников, детских постановок. С их

помощью в детском саду создан музей старинных вещей, горенка, сшиты

народные костюмы для детей, что являлось большим подспорьем в нашей работе.

Итак, малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с

детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в

процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные

режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями

детей, отборе материала;

- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями

воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи,

ознакомление с природой, различные игры);

- в-третьих, активного включения детей;

- в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм

фольклора в создании речевой среды максимально.

Чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь

провели диагностику речевых умений по той же форме, параметрам и

показателям. Результаты оформили в Таблицу 3.

Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей

экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень

речевых умений и по показателям обогнали контрольную группу. Так, в

экспериментальной группе по завершении исследования один ребенок получил

высший балл (не было ни одного), средний балл – семеро детей (было

шестеро), детей с низкой оценкой – трое (было четверо). В контрольной

группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим.

Полученные результаты занесены в аналитическую Таблицу 5, где сравниваются

данные в начале эксперимента и после его завершения.

Отвечая на вопросы диагностики, дети экспериментальной группы смогли

дать анализ значения пословицы. Так, о пословице "Труд кормит, а лень

портит" ребята говорят: "Тот, кто работает, тот трудится, того уважают";

"Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить не честно"; "За труд ему

платят деньги"; "Лень портит человека". Разбирая смысл пословицы "Май -

холодный, год - хлеборобный", дети отвечают: "Большой урожай будет".

Также много называли других малых форм фольклора, смогли составить

небольшие рассказы по пословицам. Например, на пословицу "Как аукнется, так

и откликнется" Ваня К. составил такой рассказ: "Мы нашли чужого щенка и

взяли себе, а хозяин щенка ищет его и плачет. Но у нас же есть щенок, и кто-

то может взять его, и тогда мы будем плакать". Мы видим, что ребенок

составил рассказ из сложных предложений, построив их в грамматически

правильной форме.

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего

эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами

комплекса методов и приемов (Диаграмма 2). Экспериментальная группа

улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития

уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним

и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

Таблица 3

Результаты диагностики речевых умений детей (контрольный срез).

|Группы|Имя ребенка |Номер задания |Ср. |Уровень|

| | | |арифм| |

| | | |. | |

| |Контрольная |Экспериментальная |

|Высокий |- |10% |

|Средний |80% |70% |

|Низкий |20% |20% |

Диаграмма 2

[pic]

Таблица 5

Уровни развития речевых умений детей на начальном

и конечном этапах эксперимента.

|Уровень |Группа |

| |Контрольная |Экспериментальная |

| |Констатирующий |Контрольный |Констатирующий|Контрольный |

| |Эксперимент |эксперимент | |эксперимент |

| | | |эксперимент | |

|Высокий |- |- |- |10% |

|Средний |70% |80% |60% |70% |

|Низкий |30% |20% |40% |20% |

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют

в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки,

самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм

фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с

детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к

выводу, что наша гипотеза о том, что уровень речевого развития детей

старшего дошкольного возраста повышается, если:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными

руководителями процесса речевого развития;

- будет организовано специальное обучение родной речи с

использованием малых форм фольклора не только на специальных

занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для

обучения и развития речи, подтвердилась.

Заключение.

Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий

речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм

фольклора. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования

рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической

науке, проанализировано особенности развития речи старших дошкольников и

влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного

возраста. Нами было дано определение малым формам фольклора, которое

заключается в совокупности непрофессионально созданных народом

произведений. С их помощью можно решать практически все задачи методики

развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития

старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал

словесного творчества народа.

Во второй главе рассмотрены известные методики работы по

использованию малых форм фольклора, приемы и формы работы, которые

предлагались Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, С.С.

Бухвостовой,

О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич, В.В. Шевченко и др.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил

представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе

дошкольного учреждения "Солнышко" села Березовка Первомайского района, по

использованию малых форм фольклора в процессе развития детской речи.

Проследили динамику изменения уровня речевого развития в процессе

экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе

формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и

экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов

экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента

свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и

приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с

низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно

количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на

двадцать процентов.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют

в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки,

самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм

фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с

детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так

как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики

работы с малыми формами фольклора переработаны известные методические

аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных

условиях дошкольного учреждения "Солнышко" села Березовка Первомайского

района.

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми

использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе

самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные

моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями

детей, отборе материала;

- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями

воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи,

ознакомление с природой, различные игры);

- в-третьих, активного включения детей;

- в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм

фольклора в создании речевой среды максимально.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к

выводу, что наша гипотеза о том, что уровень речевого развития детей

старшего дошкольного возраста повышается, если:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными

руководителями процесса речевого развития;

- будет организовано специальное обучение родной речи с

использованием малых форм фольклора не только на специальных

занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для

обучения и развития речи, подтвердилась.

Если организована систематическая работа старшим дошкольникам, малые

формы фольклора доступны их пониманию и осознанию. Использование малых

форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью

разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом,

использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне

оправдывает себя.

Библиография.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.:

Академия, 1999. –159с.

3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки,

детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.

4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной

культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.

5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и

рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.

6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.

–255с.

7. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего

дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.

8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988.

–328с.

9. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М.

Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.

10. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк.

воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.

11. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический

защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы

современного образования //Сборник научных статей. –Барнаул: БГПУ,

2001. –С.128-133.

12. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов – будущих

специалистов дошкольного образования :Дис… канд. пед. наук.

–Барнаул: БГПУ, 2000. –183с.

13. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное

поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г.

Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.

14. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.:

Университетское, 1988. – 399с.

15. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под

ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.:

Акцидент, 1996. –205с.

16. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред.

О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.

17. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм

// Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

18. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под

ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.

19. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение,

1976. –127с.

20. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и

дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. –143с.

21. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми

(подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-

С.34-35.

22. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование

в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и

научно-методических материалов. –М.: АСТ, 1997. –С.8-34.

23. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-

С.16-17.

24. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший

дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

25. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с

книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.:

Просвещение, 1967. –С.46-60.

26. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.

–239с.

27. Мухина В.С. Детская психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО

"ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.

28. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф.,

Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996.

–49с.

29. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой.

–М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.

30. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми //

Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.

31. Подготовительная к школе группа в детском саду /Под ред. М.В.

Залужской. –М.: Просвещение, 1975. –368с.

32. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М.: Просвещение,

1987. –191с.

33. Программа "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль

Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1995. –145с.

34. Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А.

Венгер. –М.: Новая школа, 1994. –158с.

35. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул:

БГПУ, 2000. -67с.

36. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина

–М.: Просвещение, 1984. –223с.

37. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой

активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.

38. Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М.

Новиковой. –М.: Высшая школа, 1986. –135с.

39. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду

/Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995. –185с.

40. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное

поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.:

Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.176-185.

41. Сергеева Д. А как речь –то говорит, словно реченька журчит…

(малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) //

Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.

42. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в

детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.

43. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-

1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.

44. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в

жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.

45. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного

возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.

46. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.:

Просвещение, 1972. –78с.

47. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-

№1.-С.59-66.

48. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого

развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-

1998.-№9.-С.71-78.

49. Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в

рассказах. –М.: Детская литература, 1977. –32с.

50. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития

речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977. –239с.

51. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа

//Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы

научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул:

Графикс, 1998. –84с.

52. Фольклор – музыка – театр /Под ред. С.М. Мерзляковой. –М.:

Владос, 1999. –214с.

53. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк.

воспитание.-1983.-№7.-С.18-21.

54. Чуковский К.И. От двух до пяти. –М.: Педагогика, 1990. –384с.

55. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми

младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.

56. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи

лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.

Приложения

Приложение 1

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста

средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.

Ушаковой, Е. Струниной)

1.Отгадай загадку:

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Песни распевает,

Время считает. (Петух)

Почему ты считаешь, что это петух?

Какие еще ты знаешь загадки?

2.О чем говорится в пословице "Волков бояться, в лес не ходить"?

Что означает слово "лес"? как ты его понимаешь? Какие ты знаешь

пословицы и поговорки о труде? О дружбе?

3.Подбери пословицу близкую по смыслу "Любопытному на днях прищемили

нос в дверях". Как сказать по другому?

Составь свое предложение со словом "нос".

4.О чем говорится в пословице "Май – холодный, год - хлеборобный".

Составь свое предложение со словом " холодный".

5.О чем говорится в пословице "Волка бояться и от белки бежать".

Составь свое предложение со словом "бежать".

6.Повтори за мной "Проворонила ворона вороненка". Какие звуки здесь

встречаются чаще всего?

Какие ты еще знаешь скороговорки?

7.Закончи пословицу:

"Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет)".

"Февраль мосты строит, а март их …(портит)".

"Труд человека кормит, а что портит? (лень)".

8.Послушай потешку:

Ай, дуду, дуду, дуду!

Потерял мужик дугу.

Шарил, шарил – не нашел,

Сам заплакал и пошел.

И домой он не шел, а … . Как сказать по другому? Настроение у него

было … . А если бы он нашел дугу, то домой бы не шел, а … .

И настроение у него было бы … .

Какие ты знаешь еще потешки?

9.Послушай стихотворение:

Чики – чики – чикалочки,

Едет мужик на палочке,

Жена на тележке –

Щелкает орешки.

Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

Какие ты знаешь небылицы.

10.Какие ты знаешь колыбельные песни?

11.Какие ты знаешь считалки?

12.Придумай небольшой рассказ по пословице "Окончил дело, гуляй

смело".

Приложение 2

Анкета для родителей и педагогов.

1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

2. Какие используете с детьми? С какой целью?

3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?

4. Какие потешки Вы знаете?

5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни?

Какие?

6. Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в

жизни ребенка?

Приложение 3

Рисунки детей к пословицам, поговоркам, потешкам.

На занятиях предлагалось проиллюстрировать с детьми ту или иную

пословицу (поговорку). Умение передать художественный образ в рисунке,

помогало расширять возможность его выражения в слове. Рассказы детей по

пословице в этом случае были более выразительными и разнообразными.

Приложение 4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.