на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора


отчетливо выражена ориентировка на звуковую форму существительных, что

способствует усвоению морфологической системы родного языка.

Усвоение ребенком грамматики выражается и в овладении составом речи.

В старшем дошкольном возрасте, по данным С.Н. Карповой, относительно

небольшое число детей справляются с задачей вычленения отдельных слов из

предложения. Это умение формируется медленно, но применение специальных

приемов обучения помогает значительно продвинуть этот процесс. Например,

при помощи внешних опор дети вычленяют предлагавшиеся им слова (кроме

предлогов и союзов). Самое важное то, что они переносят приемы анализа,

выработанные при помощи внешних опор, на действие без них. Таким образом,

формируется умственное действие.

Это умение чрезвычайно важно, так как оно создает предпосылки для

усвоения ребенком не только форм отдельных слов, но и связей между ними

внутри предложения. Все это служит началом нового этапа в усвоении языка,

который Д.Б. Эльконин назвал собственно грамматическим в отличии от

дограмматического, охватывающего весь период усвоения языка до начала

школьного обучения.

Таким образом, в речи старших дошкольников возрастает количество

распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем

простых и сложных предложений. К концу дошкольного детства ребенок

овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления. Однако даже у

детей, поступающих в первый класс, основной массив текста (55%) составляют

простые предложения, что подтверждается в исследованиях Л.А. Калмыковой.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных

предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников

отвлеченного мышления.

К началу школьного возраста ребенок уже в такой мере овладевает

сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в языке

закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемый

язык становится для него действительно родным.

Что касается развития звуковой стороны речи к концу дошкольного

возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с

другими фонемами, овладевает их произношением. Однако этого еще не

достаточно для перехода к обучению грамоте.

Почти все психологи и методисты, занимавшиеся этими вопросами,

единодушно подчеркивают, что для этого очень важно иметь четкое

представление о звуковом составе языка (слов) и уметь анализировать его.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом

стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение

анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для

правильного обучения грамоте. Обучение грамоте – важнейший этап развития

осознания звуковой стороны языка.

В связи с этим представляет интерес исследование возможностей ребенка-

дошкольника анализировать звуковой состав слов.

А.Н. Гвоздев указывает, что "хотя ребенок замечает разницу в

отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не

производится"[56, с.225]. Вместе с тем в некоторых дневниках по развитию

детей есть указания на то, что некоторые дети задолго до начала обучения

грамоте самостоятельно пытаются анализировать звуковой состав слов. Так, в

дневнике Э.И. Станчинской есть указание, что у ее Юры уже в возрасте пяти

лет восьми месяцев появляется, как она пишет, "желание анализировать

слова". Юра читать не умеет, знает случайно некоторые буквы и цифры, но он

заявляет: "Мама, я знаю, какие буквы (следует звуки) в "вечеринка" – в, ч,

р – ин - ка".

А.В. Детцова полагает, что задача выделения звука в слове, несмотря

на ее трудности, является посильной для ребенка. Она предположила, что

неумение выделять звуки в слове не является возрастной особенностью, а

связано только с тем, что такой задачи никто перед ребенком не ставит, а

сам он в практике речевого общения не испытывает в этом необходимости.

Данные исследования А.В. Детцовой показывают, что уже в средней группе

детского сада дети могут не только узнавать тот или иной звук в слове, но и

самостоятельно выделять звуки. В старшей группе с этой задачей справляются

больше половины детей:

- узнавали звуки в начале слова – 95% детей;

- в середине слова – 75% детей;

- самостоятельное выделение звука в начале слова – 95% детей;

- самостоятельное выделение звука в середине слова – 60% детей.

Если даже без специального обучения у старших дошкольников возникает

умение выделять отдельные звуки в словах, то при специально организованном

обучении дети относительно легко овладевают звуковым анализом слов[56,

с.202].

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня

освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством

общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый

период познания языковой действительности Д.Б. Эльконин назвал периодом

грамматического языкового развития.

Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и

методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич,

М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенности развития

речи старших дошкольников:

1. Звуковая культура речи.

- Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки:

шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они

закрепляют их в произношении.

- Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в

повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.

- У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается

фонематический слух. Дети могут различать определенные группы

звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть

заданные звуки.

- Дети свободно используют в своей речи средства интонационной

выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно.

Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют

повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

- Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в

различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо

разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д. Они

умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и

умеренно при соответствующих обстоятельствах.

- У детей пяти лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно

произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные

(сонорные, шипящие, свистящие).

- Дети пяти лет могут сравнивать речь сверстников и свою с речью

взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение

звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.

2. Грамматический строй речи.

- Речь детей пяти лет насыщается словами, обозначающими все части

речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством,

словоизменением и словообразованием, создавая множество

неологизмов.

- В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки

произвольного использования грамматических средств и анализа

грамматических фактов.

- Пятилетние дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи.

Правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой

ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и

временные связи при рассматривании объектов.

- Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова,

подбирая нужный суффикс.

- У детей пяти лет появляется критическое отношение к грамматическим

ошибкам, умение контролировать свою речь.

- В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных

предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

3. Лексическая сторона речи.

- К пяти годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных

предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и

помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети

свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в

категории по родовому признаку.

- Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова,

синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных,

подходящих выражений, употребление слов в разных значениях,

использование прилагательных, антонимов.

4. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка).

- Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию

и способны пересказать сказку, короткие рассказы.

- Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку,

кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события,

предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие,

то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять

рассказ самостоятельно.

- Дети пяти лет уже способны не только увидеть в картине главное и

существенное, но и заметить частности, детали, передать тон,

пейзаж, состояние погоды и т.п.

- Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ

об одной или нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку

по набору игрушек.

- В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста,

краткой или развернутой формой высказывания.

- Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является

активное освоение разных типов текстов (описание, повествование,

рассуждение).

- В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться

различными типами связи слов внутри предложения, между

предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его

структуру.

Таким образом, мы выяснили особенности развития речи детей старшего

дошкольного возраста. Для них характерен достаточно высокий уровень

развития речи. Далее считаем необходимым выяснить, насколько целесообразно

использование малых форм фольклора для развития речи детей и, прежде всего,

каковы же особенности понимания малых форм фольклора старшими

дошкольниками, с какими трудностями мы можем столкнуться.

1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие

речи детей старшего дошкольного возраста.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками

шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование

специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они

передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы

и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в

художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его

многообразии и противоречивости. В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они в

обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой

части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств,

мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными

словами [29, с.28]. К тому же, как отмечает Н.А. Дмитриева, что выражено

словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо,

"определенность, ясность, пластичность" художественной речи – это есть

определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления,

настроения, переживания [29, с.27].

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно,

лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно

окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово,

умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на

разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке

метафорического образа различных средств выразительности (приема

олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов,

сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию

образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают

увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном

значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй

русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать

ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина [36, с.187].

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой

в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные

признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность

к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,

умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные

признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы

предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность" [3,

с.79].

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с

другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь

детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за

счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде

всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим

внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению

грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова,

можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям

образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька",

"коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем

или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и

прочным[28, с.18].

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в

себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему

способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом

гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем,

звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать

слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый

источник воспитательных и образовательных возможностей.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой

прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по

развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании

грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов,

возможно использовать. Например, потешку про "заиньку" (Приложение 3), где

однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.

С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они

используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в

разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных

мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать

красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме

изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи

дошкольников, словесному творчеству детей.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте

является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно

координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.

Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов,

"проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне

замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения

помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

С.С. Бухвостова считает незаменимым материалом для дикционных

упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки [7, с.45].

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их

помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу

художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и

поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".[28, с.26]

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть

использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка,

для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения

произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком

интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в

народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети

учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку,

удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым

произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае

речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

А.П. Усова, О. Ушакова поддерживают эту же точку зрения и считают,

что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим

материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и

рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и

формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К.

Боголюбская, В.В. Шевченко).

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами,

выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до

детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал

способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки -

хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая

свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, считает Т.

Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит

руку ребенка к письму [44, с.59].

Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми

способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи –

описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически

мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную

форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и

повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать

условия для их понимания и освоения [19, с.110].

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г.

Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком

конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка

правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления

окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее

знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться

загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь –

доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать

разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать

их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и

своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он

создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал

загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности

загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на

ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном

предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы,

выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному

и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной

речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся

литературные произведения, иллюстрации, картины.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они

учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова,

постепенно овладевая образной системой языка.

По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество

заключает в себе поэтические ценности" [46, с.54]. Его влияние на развитие

речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать

практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами

и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно

использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все

вышеперечисленные формы работы указывают на это, остается разработать

комплексную методику их применения.

1.2.1 Особенности понимания малых фольклорных форм

старшими дошкольниками.

Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и

интерпретировании значения пословиц и поговорок. Это подчеркивается и в

исследованиях Н. Гавриш [17, с.18]. Некоторые дети могут лишь рассказывать

о ком идет речь, например: "Это про Ваню" ("Бедному Ванюшке везде

камушки"), "Про Емелю, он медленно едет" ("Едет Емеля, да ждать его

неделю"), "Про зайца и волка" ("Трусливому зайке и пенек - волк"), то есть

воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации.

Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой.

У детей возникают ассоциации, при чем часто не на содержание всей

пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от

конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу. Например, о пословице

"Едет Емеля…" – "Это про Емелю, он щуку поймал"; "Емеля на печке лежит, а к

царю ехать не хочет". О пословице "Трусливому зайке…" – "Волк – значит

пенек, а зайчик на него сел"; "Волк на пеньке сидит". О пословице "Бедному

Ванюшке…" – "Когда Ванюшка идет по дороге, а ему под ногами одни камни";

"Когда еще не было игрушек, тогда дети играли с камушками".

Тем не менее, Г. Клименко утверждает, что при систематической работе

с детьми по пословицам и поговоркам, старшие дошкольники уже способны не

только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.