на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом


необходимой информации. На третьем этапе (третья учебная четверть)

анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов

комиссии и руководителей подразделений школы, выявляются причины

возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом

этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект

плана. На первом заседании совета школы в новом учебном году план работы

школы утверждается.

Текущий план составляется на учебную четверть, он является

конкретизацией общешкольного годового плана. Таким образом, наличие

основных видов планов позволяет координировать деятельность

педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы

являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных

руководителей.

Примерное содержание годового плана работы школы, построенное на

обобщении различных вариантов планов, помещено в приложении 1.

Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает

эффективность деятельности школы.

Функция организации в управлении школой. «Под организацией понимается

деятельность руководителей школы, учителей, органов ученического

самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижения

поставленной цели» [ , с. ].

По своей природе организаторская деятельность человека – деятельность

практическая, основанная на оперативном использовании психолого-

педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с

коллегами, учащимися придает организаторской деятельности определенную

личностно-ориентированную направленность.

В структуре организаторской деятельности руководителя важное место

занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование,

формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения,

обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов,

оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор

наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская

деятельность руководителя включает и такое необходимое действие как оценка

хода и результатов конкретного дела.

Организаторская деятельность директора школы направлена также на

формирование педагогического коллектива, коллектива единомышленников. В

этой работе особую роль играют личностные качества руководителя – его

профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в

делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их

решения.

Одним из показателей организаторской культуры руководителя является

его умение рационально распределять время свое и своих подчиненных. Важно

иметь в виду, что директор школы кроме административных функций

осуществляет и педагогическую деятельность, оставаясь учителем какого-либо

предмета. Основное время директора занимает административная работа, но его

педагогическая деятельность должна быть примером для всех других

преподавателей, только в этом случае директор может быть учителем своих

учителей. Это обстоятельство требует значительных временных затрат на

подготовку к урокам, чтение новой психолого-педагогической литературы.

Умение целесообразно использовать время – основа научной организации труда

учителя, директора школы. Это тем более важно иметь в виду при имеющейся

фактической перегрузке, как учителей, так и администрации школы.

Одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие

задачи, поэтому возникает необходимость построения организационной

структуры образовательного учреждения. Определяя организационную структуру,

субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников

совместной деятельности, а также правила их взаимодействия по вертикали и

горизонтали.

Существует несколько видов организационных структур управления

образовательным учреждением: линейная, линейно-функциональная,

дивизиональная, проектная и матричная. Наиболее часто встречающаяся

организационная структура образовательного учреждения – линейно-

функциональная (рис.1).

Рис. 1. Линейно-функциональная структура управления современным

образовательным учреждением.

Говоря об организационных структурах управления образовательным

учреждением нельзя не сказать об уровнях управляющей системы. Структура

управляющей системы большинства школ представлена 4-мя уровнями управления.

Первый уровень – директор школы, руководители совета школы,

ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет

стратегические направления развития школы.

Второй уровень – заместители директора школы, школьный психолог,

организатор детского движения, помощник директора школы по административно-

хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в

самоуправлении.

Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители,

выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям,

детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности.

Четвертый уровень – учащиеся, органы классного и общешкольного

ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект

- субъективный характер отношений между учителями и учениками.

Из приведенной иерархической схемы взаимодействия (рис.2) видно, что

каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и

объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

I уровень Управление высшего звена

(институциональный) Управление среднего

Дирек. звена

II уровень Управление

низового

(управленческий) звена

Зам. директора

III уровень

(технический) Учителя

Исполнители

IV уровень Ученики

(исполнительный)

Рис. 2. Схематическое изображение уровней управления.

Исследуя личностные качества руководителей школы, мы будем обращаться

к управленцам высшего и среднего звена (директорам школ и их заместителям).

Недостаточно только построить организационную структуру

образовательного учреждения, необходимо обеспечить эффективность совместной

деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители

хорошо понимали каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы

они были заинтересованы в их получении, в третьих, чтобы они испытывали

удовлетворение от своей работы, в четвертых, чтобы социально-

психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной

работы. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для

обеспечения всех этих условий называют руководством.

При реализации функции руководства решаются следующие основные задачи:

1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед

исполнителями; 2) анализ и регулирование социально-психологического климата

в коллективе; 3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их

саморазвития;4) создание условий для профессионального роста подчиненных.

Внутришкольный контроль и регулирование в управлении.

Особенность внутришкольного контроля состоит в его оценочной функции –

направленности на личность учителя. Если учитель молодой, то он сказывается

на его профессиональном становлении; если это учитель со стажем – на

укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в

школе. Поэтому в осуществлении контроля так важен профессионализм и

компетентность проверяющего. Человек, выполняющий контролирующую функцию,

должен быть личностью. Его задача не в «подлавливании» и нагнетании страха,

а в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи,

поддержке, стимулировании педагогической деятельности. Существующая

практика внутришкольного контроля не лишена некоторых недостатков. Во-

первых, это отсутствие системы контроля, когда нет распределения объектов

контроля среди директора и его заместителей, когда контроль организуется во

имя отчета и набора количества посещенных уроков или занятий. Во-вторых,

это формализм в организации контроля, когда нет четко поставленной цели

проводимого контроля, отсутствуют или не используются объективные критерии

оценки. В-третьих, односторонность внутришкольного контроля, понимаемого

как проведение контроля какой-либо одной стороны, одного направления

педагогического процесса. Например, контролируется только учебный процесс

или только уроки русского языка и математики и др. В-четвертых, участие в

контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей,

методистов, или, наоборот, небольшое участие представителей администрации.

Чтобы избежать этих и других недостатков или недоразумений в

организации внутришкольного контроля, важно знать некоторые общие

требования. К числу таких требований относятся: систематичность,

объективность, действенность и компетентность проверяющего.

В школоведческой литературе (М.Л. Портно, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин и

др.) в содержание внутришкольного контроля включаются следующие

направления:1) выполнение организационно-педагогических вопросов всеобуча;

2) качество и ход выполнения образовательных программ и государственных

образовательных стандартов; 3) качество знаний, умений и навыков учащихся;

4) уровень воспитанности учащихся; 5) состояние преподавания учебных

дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие

функции обучения; 6) состояние и качество организации внеурочной

воспитательной работы; 7) работа с педагогическими кадрами; 8)

эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по

воспитанию учащихся; 10) исполнение нормативных документов и принятых

решений.

Среди педагогов-теоретиков и практиков широко известна классификация

видов и форм внутришкольного контроля, предложенная Т.И. Шамовой. В ней

выделяются два вида контроля: тематический и фронтальный. Тематический

контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса

в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или

отдельного учителя.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности

педагогического коллектива, методического объединения или отдельного

учителя.

В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются

следующие его формы.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя или

руководителя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива

педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный

контроль необходим и оправдан. В деятельности педагога персональный

контроль важен как средство самоуправления, как стимул в его

профессиональном становлении.

Классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности

факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной

и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступают

деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по

индивидуализации и дифференциации обучения, развитии мотивации и

познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по

годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения

и др.

Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда

изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном

классе, в параллели классов или, в целом, в школе. Для проведения такого

контроля привлекаются представители администрации и методических

объединений школы.

Тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изучение

работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям

учебно-воспитательного процесса ( например, использование краеведческого

материала в процессе обучения и др.).

Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля

за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких

классах.

В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как

изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный

контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта,

хронометрирование, диагностические методы, т.е. такие методы, которые

позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы взаимно друг

друга дополняют, если мы хотим знать реальное положение дел, то должны по

возможности использовать различные методы контроля.

Деятельность руководителя, направленная на реализацию управленческих

функций базируется на принципах управления.

Принцип управления – это основополагающие, фундаментальные правила,

которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать

достижение заданных целей [Пидкасистый, с.517].

В теории управления множество систем управленческих принципов.

Проанализировав некоторые из них, в частности, системы принципов А.Файоля,

А.М.Бандурки, В.А.Сластенина, Ю.А.Конаржевского, мы выделим несколько

принципов, которые достаточно полно и всесторонне отражают сущность

управления педагогическим коллективом: 1) уважение и доверие к человеку, 2)

сотрудничество, 3) системность и целостность в управлении, 4) гласность, 5)

справедливость, 6) единство коллегиальности и единоначалия, 7)

индивидуальны подход в управлении, 8) поддержка инициативы, стимулирования

деятельности, 9) постоянное повышение квалификации, 10) делегирование

полномочий, участие учителей в управлении, 11) объективность и полнота

информации.

В управлении можно использовать любую систему принципов. Мы согласны с

Ю.А.Конаржевским в том, что все системы принципов являются открытыми и

могут дополняться другими принципами в ходе их практического освоения и

дальнейшего теоретического осмысления. Руководитель имеет право выбрать

систему принципов, дополнить ее или разработать авторскую. Ведь, как пишет

А.Файоль, «беда не в недостатке принципов. Надо уметь оперировать

принципами. Это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта решимости и

чувства меры». [ ,с. ]

Между принципами и методами управления педагогическим коллективом

существует тесная взаимосвязь. Методы, по определению Пидкасистого П.И.,

это пути, способы реализации принципов управления, достижения намеченных

целей.[ ,с.518]. К наиболее известным методам управления коллективом

относятся методы принятия управленческих решений (метод “мозгового штурма”,

дискуссия, “деловая игра”, регламентный метод и др.) и методы их выполнения

(методы коллективной и индивидуальной мотивации, административные методы и

др.) [ , с.33-36].

Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует

от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным

руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной

управленческой функции демонстрирует только положительные личностные

качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия

с коллективом.

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в

организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов:

непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников,

уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих

факторов играет личность руководителя.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика личности руководителя

Понятие личности в психологии. Группа, как известно, образуется из

нескольких взаимодействующих сотрудников, каждый из которых является

своеобразной личностью. В процессе решения совместных практических задач

люди вступают в сложные отношения друг с другом и с группой в целом.

Динамика взаимоотношений личности и группы представляется довольно сложной.

Для понимания и оценки этих взаимоотношений следует учитывать как свойства

личности, занимающей определенный статус и выполняющей определенную роль в

группе, так и состав, содержание деятельности и уровень организации группы,

а также других более широких социальных объединений.

В чем же сущность психологического понятия «личность»?

Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект

целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку

употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность».

Индивид - это человек как представитель вида, т.е. в этом понятии

подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается

индивидом, но только в процессе развития (в онтогенезе) он становится

личностью. На процесс развития личности влияют в единстве такие факторы как

природные задатки, влияние социальной сферы и воспитание.

Личность – это «сознательный индивид» (Б.Г. Ананьев), т.е. человек,

способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности. С

позиции современного системного подхода деятельность личности

рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система,

характеризующаяся многомерностью и иерархичностью (Ломов Б.Ф., 1984). В ней

можно выделить три основные подсистемы:

1) когнитивную, в которой результируются функции познания и

которая включает в себя познавательные процессы:

восприятие, память, мышление и др.

2) регулятивную, включающую в себя эмоционально-волевые

процессы и обеспечивающую способность к саморегуляции

деятельности и управлению деятельностью других людей;

3) коммуникативную, которая реализуется в общении и

взаимодействии с другими людьми.

Личность, наряду с общепсихологическими проявлениями, обладает

индивидуально-психологическими свойствами: темпераментом, характером,

способностями, т.е. свойствами составляющими его индивидуальное

своеобразие. Человек всегда привносит свои индивидуальные качества в

процессы трудовой деятельности и группового взаимодействия. Рассматривая

каждого члена производственной или учебной группы с точки зрения его

индивидуально-психологических свойств, мы подходим к нему как к

индивидуальности, т.е. личности, в чем-то сходной с другими людьми, в то же

время своеобразной и неповторимой. Система индивидуальных качеств человека

является его индивидуальностью, но одним людям удается ярко и продуктивно

проявить ее в своей деятельности, другим же – на очень скромном уровне.

Знание и учет индивидуальных качеств людей необходим руководителю для

реализации индивидуального подхода к ним, более успешному их обучению,

адаптации к условиям профессионального труда и группового взаимодействия,

для оптимального стимулирования эффективной деятельности членов коллектива.

На основе анализа структуры личности и свойств индивидуальности можно

составить психограмму (психологический портрет) человека, позволяющий дать

ему качественную оценку.

Считаем нужным обратиться к краткой характеристике когнитивных

процессов и индивидуально-психологических свойств личности.

Когнитивные процессы личности. В условиях управления и общения люди

оценивают друг друга прежде всего по уровню интеллекта, образуемого

системой познавательных процессов. В частности, каждый руководитель должен

быть требователен к качествам собственного интеллекта, а также к умственным

способностям своих подчиненных при оценке их соответствия должности и

характера выполняемых ими производственных задач.

Познавательные процессы, или когнитивные (от лат. cognitio - познание)

– это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание

субъектом явлений объективного мира. В эту систему включены следующие

процессы:

1. Сенсорные процессы (ощущение и восприятие), которые служат для

отражения объективной реальности в форме конкретных чувственных образов.

Ощущение обеспечивает отражение отдельных качеств объектов: цвет, яркость,

звук, температура, запах, вкус, величина образов, перемещение в

пространстве, двигательные и болевые реакции и т.д. Восприятие отражает

целостные образы объектов – человека, животных, растений, технических

объектов, кодовых знаков, вербальных стимулов, рисунков, схем, музыкальных

образов и т.п.

Эти процессы играют важную роль в профессиональном обучении,

деятельности, а уровень их сформированности у людей определяют их важные

профессиональные способности. Например, опытный водитель на слух определяет

неполадки в двигателе.

2 Память – это система мнемонических процессов, которые служат для

запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных

отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте

субъекта [ ,с.143]. Память позволяет человеку в пределах его

субъективного пространства соединять прошлый, текущий и предстоящий планы

его деятельности и тем самым участвует в процессах прогнозирования.

По временному параметру различают мгновенную (сенсорную),

кратковременную (оперативную) и долговременную память, образуя единую

систему переработки информации субъектом. Учет закономерностей этих видов

памяти необходим для эффективной организации учебной и профессиональной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.