на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Половое воспитание младших школьников


женщинами.

Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится

нормально воспринимать, отношения полов, потому что родители подают ему

добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка –

женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений.

Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как

вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера,

то у ребёнка не будет возникать тайное желание отдать предпочтение одному

из родителей. А в отношениях с другими людьми он не будет нуждаться в

нездоровом суррогате того, чего ему недостаёт дома.

Здоровая семейная обстановка упрочивает его нормальное представление об

отношении полов гораздо больше, нежели цикл лекций или десяток книг на эту

тему.

Надо ли говорить, что мы можем дать нашему ребенку правильное

представление об отношении полов только в том случае, если и сами не

заблуждаемся на этот счет. Это значит, что половое воспитание, прежде

всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. От замены

конкретного жизненного опыта, приобретаемого ребенком в кругу семьи,

теоретическими рассуждениями, как правило, мало толку. Знания, которые мы

даем детям, отвечая на их вопросы, касающиеся отношений полов, имеют

значение лишь в том случае, если им становится ясно, что мы не стыдимся

этого разговора и не лицемерим с ними. Все, что мы говорим им, разумеется,

должно быть правдой, но и это не самое главное. Важнее всего, КАК мы

говорим об этом с детьми и КАК на деле подтверждаем, открыто высказанную

нами здравую точку зрения. Такая последовательность может быть только у

человека, который реалистически ВОСПРИНИМАЕТ все детали своей сексуальной

жизни и столь же правдиво объясняет их своим детям. Другими словами, если

половое воспитание — это, прежде всего формирование правильного отношения к

вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области, очевидно, что

родители должны уделить больше внимания именно психологическому аспекту.

Обычно — хотя возможны самые различные варианты — дети начинают

задавать вопросы об отношениях между мужчиной и женщиной примерно в

возрасте от 4 до 6 лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и

правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше

желание объяснить им то, что их интересует. Подрастая, они будут понимать

все больше и больше.

Мы сможем передать детям наше отношение к вопросам пола, нашу точку

зрения и необходимые сведения только в том случае, если будет здоровой и

нормальной эмоциональная атмосфера, в которой они растут. Вряд ли они

станут прислушиваться к родителям и подражать им, если находятся в

постоянном конфликте со взрослыми. А конфликт этот — и само половое

воспитание — начинается не тогда, когда ребенок задает первые вопросы, а

гораздо раньше, когда он еще и говорить-то не умеет, в младенчестве, —

именно тогда устанавливаются наши отношения с ним. И нередко мы портим наши

отношения, заставляя ребенка, есть насильно, допуская ошибки при

пользовании туалетом, а этот момент особенно важен из-за глубокой

внутренней связи между гениталиями (половыми органами) и органами очищения

организма. Сексуальное развитие, иными словами, начинается не на пустом

месте, а является составной частью общего развития ребенка, и все, что мы

делаем для его улучшения, будет благотворно сказываться на нем.

Цель полового воспитания – овладение представителями подрастающего

поколения нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов, воспитание

у них потребности и стремления руководствоваться в этих отношениях нормами

коммунистической морали. Это означает, во-первых, понимание человеком

общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим

полом; во-вторых, умение находить правильное, в духе коммунистической

морали, решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих

взаимоотношений; в-третьих, устойчивость к влиянию буржуазной идеологии,

которая в сфере этих отношений навязывает подрастающему поколению

сексуальную распущенность и потребительское отношение к другому полу,

пренебрежение моральными ценностями.

Соблюдение норм коммунистической морали в сфере взаимоотношений полов

способствует достижению таких важных для общества результатов, как: 1)

высокий уровень духовного и физического здоровья граждан; 2) полноценная

прочная семья, успешно осуществляющая задачи рождения нескольких детей и

воспитания их достойными членами нашего общества; 3) благоприятная

общественная атмосфера благодаря знанию гражданами специфических половых

особенностей представителей другого пола (физических, психических,

эмоциональных), способности и потребности их учитывать и уважать в процессе

совместной деятельности.

Таким образом, интересы любого из граждан и общества в целом совпадают.

И половое воспитание полезно как каждому отдельному человеку, так и всем

вместе. Какую же конкретную пользу оно может принести?

Рассмотрим вопрос о сохранении здоровья граждан.

Здоровье — одна из главных ценностей человека, и его сохранение — важная

общественная задача. Здесь мы касаемся лишь тех моментов сохранения

здоровья, которые имеют непосредственное отношение к половому воспитанию.

Прежде всего — это профилактика венерических заболеваний. Следует

подчеркнуть, что само по себе существование возбудителей сифилиса и гонореи

есть первое, необходимое, но еще недостаточное условие распространения этих

заболеваний. Второе условие — безответственность и неразборчивость в

половых отношениях. Именно здесь основной корень зла. Порождается же эта

безответственность низменным характером полового влечения, когда

представитель другого пола воспринимается только как сексуальный партнер и

никаких других требований к нему не предъявляется. Другие его качества не

интересуют и не принимаются в расчет. Отсюда и случайный характер половых

связей. Нередко попавший на лечение в вендиспансер пациент не в состоянии

дать вразумительного ответа на вопрос: где, когда, с кем? Еще Шопенгауэр

утверждал, что сама по себе половая потребность, в принципе, беспредметна и

может быть удовлетворена на довольно обширном числе особей другого пола без

особого отбора. И там, где эта половая потребность выступает в своем

обнаженном, изолированном виде, там и человек, с которым происходит половое

общение, есть лишь особь противоположного пола, и не более. Вся история

культурного развития человека есть и постепенное усложнение, и

одухотворение половой жизни. Распространению же венерических заболеваний

способствует регресс человеческой социальности до уровня «человеческой

зоологии». Как убедительно писал М. М. Рубинштейн, «разврат получается там,

где «разлитость» и полнота полового чувства оказываются нарушенными, все

добавочные, культурой и человечностью привнесенные стороны отпадают и

обособляются и половое влечение оказывается оголенным, чисто животным;

происходит рецидив, впадение человечества в данном своем сочлене в

первобытно животное состояние».

После того как подросток получил начальное представление о половой

жизни, он должен узнать и о вреде для здоровья раннего ее начала. Это

знание только в том случае окажется результативным (в том числе и в плане

предупреждения ранней беременности), если будет дополнять уже выработанное

ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей,

стремление его сохранить (Если же ему все это безразлично, тогда и знание о

вреде ранней половой жизни не принесет ему пользы.

Правильное половое воспитание необходимо и для гармоничных супружеских

отношений — важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и

активности в труде, хорошего настроения, т. е. всего того, что необходимо

для высокого уровня духовного здоровья. И дело здесь не только в любви и

взаимном уважении. Необходима полноценность человека и в собственно

супружеских отношениях. В частности, неправильная реакция родителей на

занятия подростка ипсацией нередко приводит к половой слабости на почве

боязни ее последствий. Привитие негативизма к мужскому полу способствует

фригидности (половой холодности) женщины и т. д. Всё это неблагоприятно

сказывается на семейной жизни.

У каждого ребенка должно быть заложено с детства твердое понимание

значения семьи, ее ценности и необходимости для человека. Он должен глубоко

осознать, что хорошая семья — большая жизненная ценность. Она способствует

сохранению здоровья, облегчает перенесение различных невзгод, лишений,

жизненных тягот и т. д. и способствует повышению продолжительности жизни.

Следует воспитывать у ребенка убеждение в том, что семью нужно создавать

вовремя. Действительно, многое можно с успехом начать в зрелом возрасте. Но

почти невозможно создать полноценную семью, если не заняться этим

своевременно, скажем, не позже 35 лет для мужчины. И дело здесь в том, что

прожитые вне семьи годы, холостая жизнь неблагоприятно сказывается на

характере, привычках, особенностях поведения, деформируют психику, и именно

они затрудняют дальнейшую жизнь в семейных условиях. Некоторые же считают,

что семью нужно заводить тогда, когда здоровье уже слабеет, когда нужен

уход, рассматривая ее как какое-то попечительское учреждение, и несут в

семью не силу и здоровье, а свое нездоровье, усталость и разочарование.

Природа человека такова, что он испытывает объективную потребность в

непосредственном, тесном, повседневном общении с другими людьми. И никакие

знакомства, контакты, встречи этого заменить не могут.

Необходимо, чтобы для ребёнка, подростка было естественной мыслью о

том, что у него будут свои дети, чтобы, вступая в брак, люди испытывали

потребность иметь определённое количество детей, сознательно строили с

учётом этого свои семейные планы.

Половое воспитание следует направлять на выработку не рассудочного

отношения к детям, а потребности их иметь и хорошо воспитывать,

подкрепляемой убеждением, что все это вполне оправдывается и окупается

преимуществами, которые намного превышают видимые трудности первоначального

ухода и воспитания. Не зря ведь сказано: «Если в старости дом не

наполняется детскими голосами, то он наполняется кошмарами».

Следует иметь в виду, что один ребенок в семье — это плохо не только

потому, что он один и, если с ним что-то случится, его родителей ждет

одинокая старость, но также и потому, что одного ребенка труднее правильно

воспитать. Обычно такие дети хуже владеют собой в общении с окружающими,

порой у них проявляется себялюбие, эгоцентризм. Многие дети и по уровню

здоровья уступают сверстникам из семей с большим числом детей. Ребенку для

нормального развития недостаточно семейного общения только со взрослыми. Не

случайно некоторые дети создают себе воображаемых братьев или сестер и в

игре обращаются к ним.

С другой стороны, слишком большое количество детей в семье также имеет

свои отрицательные стороны. Дети в таких семьях, правда, обладают

необходимыми навыками общения, способны уважать интересы других людей, т.

е. имеют многие ценные качества, даваемые коллективным воспитанием. Однако

порой в таких семьях труднее организовать развитие общего кругозора детей.

Кроме воспитания правильной репродуктивной установки у детей

необходимо воспитывать уважительное отношение к представителям

противоположного пола.

Дети, подростки, юноши и девушки на своем уровне в соответствии со

своими возрастными особенностями должны знать и уважать специфически

половые особенности сверстников другого пола, расценивать эти особенности

как вполне естественные и реальные, а также полезные для общества,

правильно понимать сущность принципа равноправия мужчин и женщин. Как

справедливо подчеркивает А. Г. Хрипкова, часто, к сожалению, приходится

слышать разглагольствования о равноправии там, где требуется обычная

человеческая чуткость, понимание. Если в коллективе не учитываются

специфические особенности его членов, трудовая обстановка всегда менее

благоприятна, чаще бывают конфликты, выше текучесть кадров и т. д.

Напротив, способность их учитывать и уважать — важный фактор благоприятной

обстановки в коллективе, фактор повышения настроения, сплоченности

коллектива. Ясно, что при этом выше и продуктивность труда.

Знание и понимание специфических половых особенностей представителей

мужского и женского пола, прежде всего, необходимы родителям и педагогам.

Непонимание природы и значения этих особенностей приводит к неверным

педагогическим решениям, что подрывает авторитет взрослых, внушает

школьникам мысль об их несправедливости. Порой это приводит к углублению и

закреплению конфликта в классном коллективе, иногда вплоть до разделения

класса на группы, к обострению отношений между мальчиками и девочками.

Напротив, умение педагога быстро и правильно разобраться в любом таком

конфликте — основа их предупреждения.

Задачами полового воспитания являются:

1) воспитание убеждения, что в сфере наиболее интимных отношений с

представителями другого пола человек не является независимым от общества,

что невозможно полностью разделить отношения между представителями мужского

и женского пола на «личные» и «общественные»; воспитание чувства социальной

ответственности человека — ребенка, подростка, юноши и девушки — за каждый

свой поступок;

воспитание стремления иметь прочную, здоровую, дружную семью,

потребность иметь несколько детей, способность сознательно относиться к

их воспитанию, расценивать это как свой долг перед обществом в целом, перед

своими родителями и перед самими детьми;

воспитание чувства уважения к другим людям —не только как к людям вообще,

но и как к представителям мужского или женского пола, способности учитывать

и уважать их специфические интересы;

воспитание способности и стремления оценивать свои поступки в отношении

других людей не только как людей вообще, но и как представителей

определенного пола, выработать понятие хорошего и плохого поступка в сфере

этих отношений;

воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других»

людей, формирование убеждения о вреде ранних половых связей и

недопустимости безответственности и легкомыслия в сфере отношений с

представителями другого пола;

выработка критического отношения к пережиткам мещанской, буржуазной морали

в сфере взаимоотношений мужчин и женщин, неверным установкам в отношении к

другому полу — негативизму, потребительству, собственничеству, эгоизму

и т. д.;

воспитание правильного понимания взрослости — ее содержания и истинных

признаков.

Дошкольникам должно быть свойственно естественное доброжелательное,

лишенное настороженности отношение к сверстникам другого пола, способность

дружно играть вместе.

Для подростков должно быть характерно понимание специфических

особенностей сверстников другого пола и сознательное отношение к ним,

способность учитывать и уважать эти особенности во взаимоотношениях с

представителями другого пола, способность к совместной деятельности на

основе взаимоотношения и взаимного дополнения.

Содержание полового воспитания определяется его целями и задачами. В

соответствии с ними можно выделить определённый круг вопросов, составляющих

основные аспекты полового воспитания:

вопросы, связанные с половой принадлежностью ребёнка, её значением для

него лично и для общества;

вопросы семьи и отношений в семье, их значение для ребенка и его

родных, а также для всего общества;

вопросы появления ребенка на свет и преемственности поколений;

вопросы собственно половой морали;

вопросы половой гигиены.

Конкретно эти вопросы могут быть следующими: что было, когда ребенка не

было на свете? Как и когда познакомились отец и мать? Каковы различия между

мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, в чем смысл этих различий?

Должна ли быть разница в отношении мальчика к мальчикам и девочкам и,

соответственно, девочки к девочкам и мальчикам, в чем она должна

проявляться? Какие обязанности в семье должны быть у отца, матери, сына,

дочери, в чем смысл этих обязанностей? В чем преимущества семейной жизни?

Почему хорошо, когда в семье не один, а несколько детей,— чем это хорошо

для родителей и для детей? И другие.

Практическое осуществление полового воспитания

Для полового воспитания важное значение имеет определённая реакция

взрослых на те или иные проявления сексуального развития ребёнка, на

особенности его отношения к детям другого пола. Для этого необходимо твёрдо

знать, что в этих отношениях правильно, а что – отклонение от нормы. Важно,

чтобы взрослые не были безразличны к этим проявлениям, знали их природу,

оценивали правильно и соответствующим образом реагировали.

Важное воспитательное значение имеют также примеры нравственного

отношения взрослых к представителям другого пола, основанного на уважении к

человеку вообще, а также на знании и уважении специфических особенностей

представителей другого пола.

Родителям не следует доводить до сведения детей свои конфликты,

выяснять при них сои отношения, проявлять взаимный негативизм.

Родители должны обращать внимание ребёнка на положительное отношение

детей разного пола друг к другу, на проявлении любви, внимания и заботы

друг о друге взрослых мужчин и женщин, обязательно сопровождая их

соответствующими комментариями. Кроме того, и сама мать может давать дочери

положительный пример – уроки материнства.

Характер семейных отношений непосредственно сказывается на воспитании

Важное воспитательное значение имеет информация, которую ребенок

получает от родителей,— как в ответ на его вопросы, так и по собственной их

инициативе (предварительное осведомление). Сюда же относится и контроль за

тем, что он читает.

Что нужно для того, чтобы полнее использовать воспитательные

возможности ответов на вопросы ребенка? Во-первых, родители должны считать

законным правом ребенка задавать любые вопросы, какими бы «неприличными»

они ни показались, и своим долгом отвечать на любой из таких вопросов. Во-

вторых, им следует ценить тот факт, что ребенок с таким вопросом обращается

именно к ним. В-третьих, необходимо использовать каждый свой ответ в

интересах полового воспитания.

Вопрос ребенка может показаться «неприличным» только потому, что вы

вкладываете в него свой смысл. Не ставьте ребенка на свое место, напротив,

постарайтесь вспомнить себя в его возрасте: вы ведь тоже задавали подобные

вопросы, и ничего плохого в них, вероятно, не было. Чем грамотнее вы будете

отвечать на вопросы, тем лучше для ребенка. Следует также иметь в виду, что

дети, чаще в возрасте 4—7 лет, нередко обращаются к старшим с просьбой

разъяснить смысл некоторых незнакомых им слов или словосочетаний, случайно

где-то услышанных. При этом ребенка интересует, что именно обозначает

данное слово, о чем идет речь, а не исчерпывающее содержание понятия.

Обязательно постарайтесь выяснить, какой «приличный» смысл мог бы быть

заключен в вопросе, и ориентируйтесь при ответе именно на него.

Тот факт, что ребенок обращается с вопросом именно к вам,—

доказательство его доверия, и это нужно ценить. Кроме того, если ребенок

задает вам «неприличный» вопрос, значит, ничего неприличного в этом вопросе

для него еще нет, иначе он постарался бы потихоньку выяснить это у

товарищей, без всякого риска порицания с вашей стороны. Например, вопрос

ребенка о его появлении на свет — философский вопрос. Он должен

интересовать каждого. Трудно представить себе возможность собственного не

существования — ведь для того, чтобы задавать такой вопрос, нужно и

существовать, и осознавать факт своего существования. Это одновременно

вопрос о субъективном и объективном, о независимости мира от его восприятия

человеком. Родители же нередко расценивают этот вопрос как вопрос о технике

деторождения, как вопрос о половой жизни, т, е. приписывают ребенку интерес

к тому, что волнует их самих: то ли потому, что они уже решили для себя все

философские вопросы, то ли потому, что уже утратили способность такие

вопросы ставить, а интересуются более прозаическими и конкретными

предметами. Не зря ведь Дж. Локк утверждал, что «неожиданные вопросы

ребенка могут научить большему, чем разговоры взрослых, которые вращаются

всегда в одном и том же круге идей и подчиняются заимствованным взглядам и

предрассудкам воспитания».

Какую пользу для полового воспитания можно извлечь, отвечая на вопросы

ребенка? Во-первых, вы даете ему не просто информацию, но информацию,

определенным образом ориентированную по содержанию и оформленную

эмоционально. Та же информация, но в искаженном виде или в другом

сопоставлении, с другой ее эмоциональной оценкой может быть вредной. Во-

вторых, получая всегда удовлетворяющий его ответ, ребенок будет постоянно

обращаться с вопросами именно к вам. Благодаря этому вы всегда будете иметь

возможность для воздействия на него в нужном направлении, контролировать

содержание и способы его информации, вносить своевременно необходимые

коррективы. В-третьих, благодаря тому что ребенок будет встречать с вашей

стороны понимание и уважительное отношение к его интересам, его доверие к

вам будет возрастать.

Прежде чем отвечать на вопросы ребенка, выясните, о чем, собственно,

идет речь. Может быть, вы неправильно поняли вопрос. Уяснив его характер,

доброжелательно и заинтересованно расспросите ребенка, что он сам думает по

этому поводу, оцените степень его информированности, источники информации,

а также и степень заинтересованности. Это позволит правильно построить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.