на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности дополнительного образования взрослых


обучаемый в педагогической модели занимает подчиненное, зависимое положение

и не имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценивание

процесса обучения. Его участие в реализации обучения в силу тех же причин

также достаточно пассивно: ведь его основная роль — это восприятие

социального опыта, передаваемого обучающим.

В андрагогической модели ведущая роль принадлежит самому

обучающемуся. Взрослый обучающийся — активный элемент, один из равноправных

субъектов процесса обучения.

Основоположник андрагогики М.Ш.Ноулз основные различия между

андрагогической и педагогической моделями обучения видит в следующем:

На базе этих основных положений андрагогики и предлагается стоить

деятельность по обучению взрослых, главными характеристиками которой

являются активная, ведущая роль обучающегося в построении и осуществлении

программы обучения, с одной стороны, и совместная деятельность обучающегося

и обучающего, с другой.

При этом очень важно достичь того, чтобы атмосфера обучения была

дружеской, неформальной, основанной на взаимном уважении, совместной

работе, при поддержке и ответственности всех участников учебной

деятельности. Определяющим при этом являются взаимоотношения между

обучающим и обучающимися.

Другая андрагогическая модель, разработанная группой ученых

Ноттингемского университета[17], менее закончена, стройна и подробна, чем

модель Ноулза. По своей сути ноттингемская группа исходит из тех же

основных посылок, что и Ноулз: из особенностей (возрастных,

психологических, социальных) взрослых обучающихся и их деятельности в

процессе обучения. Главной целью обучения взрослых они считают развитие

критического, творческого мышления, интегрированного с чувственной сферой

человеческого существа. Вот главные положения теоретических подходов

ноттингемской группы к обучению взрослых.

Человеческие существа – это социальные существа, их надо рассматривать

во взаимодействии с социально-историческим окружением.

1. Наиболее адекватным социальным существом является взрослый человек,

критически мыслящий, способный к обучению

2. Потенциальные возможности постоянного развития мышления, чувств и

«самости» у взрослых выражаются в качественных изменениях мыслительных

структур, которые и отличают развитие личностных форм компетентного

мышления у взрослых от подобного мышления детей или подростков.

3. Наиболее предпочтительно творческое и критическое мышление,

способствующее полному развитию взрослого человека, в отличие от

некритического восприятия чужих мыслей.

4. Комбинирование группового и индивидуального самообучения способствует

развитию творческого и критического мышления в наибольшей степени.

5. Одним из основных компонентов успешного обучения взрослых является

постоянная реинтеграция когнитивной и эмоциональной сфер.

6. Знание может рассматриваться как открытая или закрытая система. Когда

оно рассматривается как открытая система, это значит, что обучающийся

может что-то добавить или изменить в ней посредством критического

мышления. Но и в том случае, когда оно воспринимается как закрытая

система, оно может быть использовано обучающимся для решения своих

проблем или создания новых систем.

7. Обучение включает в себя мышление, поиск, открытие, критическое

размышление и творческий ответ.

8. Образование – это не передача знаний, а скорее отбор, синтез, открытие

и диалог.

Основным видом обучения взрослых авторы считают обучение в группе

коллег. При андрагогическом подходе к обучению взрослых возможны, по мысли

авторов, различные методы обучения: экспозиционные, когда содержание

обучения организуется и представляется (экспонируется) обучающемуся

посторонним источником (преподавателем, лектором, учебником, фильмом и

т.п); управленческие методы, когда лидеры (ведущие дискуссий, руководители

игр, авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким

образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей; поисковые

методы, когда содержание обучения не определено целиком и полностью

заранее, поскольку учебный процесс включает в себя и постановку проблем, и

поиск их решений. В этом случае обучающиеся отбирают и организуют

информацию, содержание обучения и необходимый опыт с целью изучить проблемы

и найти их решение. Как результат поиска возникают новые вопросы и

проблемы. Главной целью данного метода обучения является вовлечение

обучающихся в мыслительную деятельность. В этом случае восприятие

содержания обучения, или информации, происходит попутно, в процессе:

«мышление – изучение проблемы – решение проблемы». Последние методы

наиболее адекватны задачам андрагогической модели обучения.

§ 4. Сравнение андрагогической и педагогической моделей обучения

Сравнивая андрагогическую и педагогическую модели обучения, с учетом

рассмотренных выше моделей Ноулза и ученых ноттингемской группы и развивая

их положения на основе изучения практики организации обучения взрослых,

можно сформулировать следующие основные положения.

В педагогической модели обучающийся полностью зависит от

преподавателя, который и определяет, что и как должно быть изучено и как

это изучено (то есть, цели, содержание и результаты обучения). Ощущая себя

зависимым, несамостоятельным, подчиненным, обучаемый в педагогической

модели принципиально не может быть активным участником процесса обучения.

Его роль и деятельность относительно пассивны, направлены на восприятие

(рецептивная деятельность). Отсюда и основными методами являются

передаточные, трансляционные.

С точки зрения андрагогики взрослые обучающиеся (впрочем, как и

старшие подростки в определенных ситуациях), испытывающие глубокую

потребность в самостоятельности, в самоуправлении (хотя в определенных

ситуациях они и могут быть временно зависимы от кого-либо), должны играть

ведущую, определяющую роль в процессе своего обучения, конкретно, в

определении всех параметров этого процесса.

Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять

и поддерживать развитие взрослого от полной зависимости к возрастающему

самоуправлению, оказывать помощь обучающемуся в определении параметров

обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения

становится процесс самостоятельного определения обучающимся параметров

обучения и поиска знаний, умений, навыков и качеств (ЗУНКи)[18].

Значение опыта обучающегося в педагогической модели весьма

незначительно. Он может быть использован лишь в качестве отправной точки

обучения. Основное же значение имеет опыт преподавателя либо автора

учебника. Поэтому основным видом учебной деятельности является деятельность

по образцам, представляемым обучающим. Соответственно, основнымы видами

технологии обучения являются передаточные: лекции, рекомендованное чтение,

телевизионные передачи.

С точки зрения андрагогической модели обучения человек по мере своего

роста и развития аккумулирует значительный опыт, который может быть

использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и

других людей. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи

обучающемуся в выявлении наличного опыта обучающегося. Соответственно,

основными при этом становятся те формы занятий, которые используют опыт

обучающихся: лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных

задач, различные виды игровой деятельности и т.п.

В рамках педагогической модели готовность обучающегося к учению

определяется в основном внешними причинами: принуждением, давлением

общества на человека, угрозой его жизненной неудачи в случае отказа от

обучения и т.д. Обучающиеся согласны и вынуждены учить одни и те же

предметы, поэтому их обучение можно построить по единому стандарту,

предусматривающему единообразное постепенное изучение отдельных, не

связанных друг с другом дисциплин. Главной задачей обучающего в этом случае

становится создание искусственной мотивации, а также деятельность по

определению целей обучения, заинтересовывающих обучаемых.

В андрагогической модели готовность обучающихся учиться определяется

их потребностью в изучении чего-либо для решения их конкретных жизненных

проблем. Поэтому сам обучающийся играет ведущую роль в формировании

мотивации и определении целей обучения. В этом случае задача обучающего

состоит в том, чтобы создать обучающемуся благоприятные условия для

обучения, снабдить его необходимыми методами и критериями, которые помогли

бы ему выяснить свои потребности в обучении. Учебные программы в этом

случае должны быть построены на основе их возможного применения в жизни, а

их последовательность и время изучения должны определяться не только

системными принципами, но и готовностью обучающихся к дальнейшему обучению.

Основой организации процесса обучения в связи с этим становится

индивидуализация обучения, на основе индивидуальной программы обучения,

преследующей индивидуальные, конкретные цели обучения каждого обучающегося.

При обучении по педагогической модели обучающиеся ориентируются на

приобретение знаний впрок, зная заранее, что большинство из них, если и

пригодится им в жизни, то позже. Целью обучаемых становится заучивание как

можно большего количества ЗУНКов про запас, без конкретной связи с

практической деятельностью. А задачей обучающего является передача как

можно большего количества ЗУНКов, также без определенной связи с практикой.

Курс обучения строится, естественно, по разделам учебных дисциплин, следуя

логике данного предмета.

В рамках андрагогической модели обучающиеся хотят быть в состоянии

применить полученные знания и навыки уже сегодня, чтобы стать более

компетентными в решении каких-то проблем, чтобы более эффективно

действовать в жизни. Соответственно, курс обучения строится на основе

развития определенных аспектов компетенции обучающихся и ориентируется на

решение их конкретных задач. Деятельность обучающегося заключается в

приобретении тех конкретных ЗУНКов, которые необходимы ему для решения

жизненно важной проблемы. Деятельность обучающего сводится к оказанию

помощи обучающемуся в отборе необходимых ему ЗУНКов. Обучение строится по

междисциплинарным модулям (блокам).

Исходя из вышесказанного и учитывая особенности невзрослых и взрослых

обучающихся, в педагогической модели обучения совместная деятельность

обучающихся и обучающих осуществляется поверхностно и только с учащимися,

настроенными на активное сознательное восприятие ЗУНКов. Она принципиально

не может осуществляться на этапах планирования, оценивания и коррекции

процесса обучения. Она частично реализуется, и то в форме пассивного

участия обучаемого в учебной деятельности, лишь на этапе реализации

процесса обучения.

В андрагогической модели весь процесс обучения строится именно на

совместной деятельности обучающихся и обучающих. Без этой формы

деятельности процесс обучения просто не может быть реализован. Обучающийся

организует совместную деятельность с обучающимся на всех основных этапах

процесса обучения, а обучающийся активно участвует в этой деятельности.

Таким образом, андрагогическая модель обучения предусматривает и

обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и,

следовательно, высокую эффективность процесса обучения.

§ 5. Основные андрагогические принципы обучения

На основании рассмотренных выше андрагогической и педагогической

модели, с учетом всех особенностей взрослых обучающихся и организации

процесса их обучения можно сформулировать основные андрагогические принципы

обучения, которые и составляют фундамент теории обучения взрослых.

Некоторые принципы обучения распространяются как на андрагогическую,

так и на педагогическую модели обучения. Сначала перечислим общие для обеих

моделей принципы*:

1. Принцип совместной деятельности. Данный принцип

предусматривает совместную деятельность обучающегося с

обучающим, а также с другими обучающимися по планированию,

организации, оцениванию и коррекции процесса обучения.

2. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом

каждый обучающийся совместно с обучающим, а в некоторых

случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную

программу обучения, ориентированную на конкретные

образовательные потребности и цели обучения и учитывающую

опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные

особенности обучающегося.

3. Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение

соответствия целей, содержания, форм, методов, средств

обучения и оценивания результатов обучения.

4. Принцип осознанности обучения. Он означает осознание,

осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса

обучения и своих действий по организации процесса обучения.

Следующие принципы распространяются только на аднрагогическую модель

обучения:

5. Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная

деятельность обучающихся является основным видом учебной

работы взрослых обучающихся. Под самостоятельной деятельностью

понимается не проведение самостоятельной работы как вида

учебной деятельности, а самостоятельное осуществление

обучающимися организации процесса своего обучения.

6. Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу

жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт

обучающегося используется в качестве одного из источников

обучения как самого обучающегося, так и его товарищей.

7. Контектстность обучения (термин А.А.Вербицкого). В

соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны,

преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели,

ориентировано на выполнение им социальных ролей или

совершенствование личности, а с другой стороны, строится с

учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности

обучающегося и его пространственных, временных,

профессиональных, бытовых факторов (условий).

8. Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип

предполагает безотлагательное применение на практике

приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств.

9. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление

обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания,

форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места

обучения, оценивания результатов обучения, а также самих

обучающих.

10. Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому

принципу, во-первых, оценивание результатов обучения

осуществляется путем выявления реальной степени освоения

учебного материала и определения тех материалов, без освоения

которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-

вторых, процесс обучения строится в целях формирования у

обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация

которых осуществляется после достижения определенной цели

обучения.

Таким образом, андрагогические принципы обучения, как и

андрагогическая модель обучения, коренным образом отличаются от

педагогических принципов и модели обучения. В то же время педагогические

принципы преподавания во многом могут быть отнесены и к деятельности

обучающих в сфере образования взрослых.

Однако в реальной практике обучения невозможно встретить ситуацию, в

которой бы андрагогическая модель обучения и ее принципы были бы применимы

целиком и полностью, в полном объеме. Рассмотренную выше андрагогическую

модель обучения нельзя рассматривать как окончательную, пригодную на все

случаи жизни, с одной стороны, и как панацею от всех бед, с другой.

Ее необходимо применять в соответствующих условиях и при

обучении определенных групп обучающихся. Задача состоит не в том, чтобы

отменить или заменить педагогическую модель обучения, а в том, чтобы, по

мере взросления человека, развития его личности, накопления жизненного

опыта, все шире применять в его обучении андрагогические принципы.

§ 6. Условия применения андрагогической модели обучения.

При каких условиях и каким образом необходимо или желательно

использовать андрагогическую модель? Применима ли она и если да, то в какой

степени, к обучению студентов, аспирантов вузов и слушателей повышения

квалификации?

Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь следует

принимать во внимание такой важный фактор, как возраст обучающихся, в той

степени, в которой он определяет объем жизненного опыта обучающегося,

психологические особенности его личности, ощущение самостоятельности,

уровень развития личности.

По мнению американского ученого Ноулза[19], корректное

применение педагогических и андрагогических принципов (моделей) обучения в

зависимости от возраста можно представить следующим образом:

ВОЗРАСТНЫЕ КРИТЕРИИ

ПРИМЕНЕНИЯ АНДРАГОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Однако главное в характеристике взрослого человека - обладание

жизненным опытом, физиологической, психологической, социальной,

нравственной зрелостью, экономической независимостью и уровнем

самосознания, достаточными для ответственного самоуправляемого поведения.

Отсюда следует, что андрагогические принципы обучения возможно

применять лишь в том случае, когда обучающийся, независимо от возраста,

способен на ответственное отношение к обучению, к его организации и

результатам. Только такой обучающийся может осознанно взять на себя часть

ответственности за выполнение андрагогической модели обучения.

Как уже было отмечено, взрослого обучающегося характеризует пять

основных особенностей: 1) взрослый обучающийся осознает себя все более

самостоятельной, самоуправляемой личностью; 2) он накапливает все больший

запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который

становится важным источником обучения его самого и его коллег; 3) его

готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи

учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь

конкретные цели; 4) он стремится к безотлагательной реализации полученных

ЗУНКов*; 5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена

временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными

факторами (условиями).

Исходя из первой позиции данных характеристик, очевидно, что технологию

обучения взрослых рекомендуется использовать во все большей степени по мере

роста самосознания человека.

Высокий уровень самосознания и ответственности человека – это первый

фактор, или условие, при котором возможно использование андрагогических

принципов обучения.

Второй фактор – наличие жизненного опыта у обучающегося. Это один из

основных критериев, признаков взрослости человека. Однако необходимо иметь

в виду, что жизненный опыт, который может быть использован в качестве

одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его коллег,

выступает в разных ипостасях: это и бытовой (семейный, повседневный), и

социальный (общение в определенной социальной среде), и профессиональный

(опыт трудовой деятельности). В той мере, в какой индивид, независимо от

возраста, обладает этими разновидностями жизненного опыта, следует

использовать андрагогическую технологию обучения.

В профессиональном опыте следует учитывать два момента. Первый –

наличие практических навыков и умений в той или иной сфере деятельности.

Если обучение человека происходит в данной сфере, то наличие указанных

практических навыков и умений может служить:

1) базой для дальнейшего обучения данного индивида;

2) источником обучения его коллег;

3) объектом систематизации и теоретического обоснования для придания

более четкой и стройной системы подготовки в данной области

деятельности.

Помимо того, для выполнения тех или иных практических профессиональных

действий индивид должен обладать определенным уровнем компетентности.

Следовательно, здесь важно учитывать наличие определенной предварительной

подготовки в данной области деятельности. Если же эта сфера деятельности

совпадает с областью подготовки, в которой индивид приобретает новые ЗУНКи,

то, следовательно, чем выше уровень его компетентности, тем более

необходимо использование технологии обучения взрослых. Поэтому, например,

обучать музыке Моцарта, написавшего в семь лет свою первую оперу,

бессмысленно теми же приемами, что и начинающего несмышленыша в этой сфере

деятельности.

Предварительная подготовка, значимый уровень компетентности в

изучаемой сфере деятельности также может служить базой для дальнейшего

обучения индивида и одним из источников обучения его менее подготовленных в

данной сфере деятельности коллег.

Из этого следует вывод, что не только наличие значительного жизненного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.