на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности дополнительного образования взрослых


Особенности дополнительного образования взрослых

Дипломная работа

«Особенности дополнительного образования взрослых»

Содержание

1. План с. 4

2. Введение с. 5-9

3. Глава I. с. 10-53

. Основные понятия андрагогики с. 10-13

. История развития системы дополнительного

образования взрослых в России с. 14-31

. Андрагогическая модель обучения с. 32-37

. Сравнение андрагогической и педагогической

модели обучения (общее и особенное) с. 38-41

. Основные андрагогические принципы обучения с. 42-44

. Условия применения андрагогической модели обучения с. 45-51

. Выводы с. 52-53

4. Глава II. с. 54-79

. Виды и формы андрагогического образования с. 54-71

. Практическое изучение видов и форм андрагогического

образования (Анализ результатов анкетирования

и интервьюирования) с. 72-78

. Выводы с. 79

5. Заключение с. 80-83

6. Приложение с. 84

7. Библиография с. 85-87

8. Словарь с. 88-89

ПЛАН

1. Введение

2. Глава I. Педагогические условия применения андрагогической модели

обучения.

. Основные понятия андрагогики

. История развития системы дополнительного образования взрослых в

России

. Андрагогическая модель обучения

. Сравнение андрагогической и педагогической модели обучения (общее и

особенное)

. Основные андрагогические принципы обучения

. Условия применения андрагогической модели обучения

. Выводы

3. Глава II. Практическое изучение видов, форм и уровней дополнительного

образования взрослых.

. Виды и формы андрагогического образования

. Практическое изучение видов и форм андрагогического образования

(Анализ результатов анкетирования и интервьюирования)

. Выводы

4. Заключение

5. Приложение

6. Библиография

7. Словарь

1. Введение

В начале нашей работы мы хотим обратить внимание на актуальность выбранной

темы как для педагогики, так и для экономики. Андрагогика (наука,

занимающаяся проблемами образования взрослых) появилась как отдельная часть

педагогики сравнительно недавно. Тем не менее, образование взрослых имеет

свои особенности, связанные с возрастными, психологическими, социальными

характеристиками взрослых. В данной работе будет рассмотрен лишь один

аспект андрагогики –непрофессиональное образование взрослых. Т.е. мы

изначально исключаем получивший в профессиональной педагогической

литературе наиболее полное освещение аспект профессионального образования.

Теперь, прибегнув к помощи социологии, попытаемся продемонстрировать

значимость нашей темы для педагогики.

В современном мире постоянно растёт безработица. Этот непреложный и

одновременно печальный факт подтверждается социологическими исследованиями.

Из доклада МОТ (Международной организации труда) за 2003 г.: «Количество

безработных в мире в 2003 году достигло рекордного уровня в 186 млн.

человек». По данным организации, безработица в промышленно развитых странах

осталась на уровне 6,8%, в Латинской Америке — упала на 1% до 8%. В то же

время, в Восточной Азии, Северной Африке и на Ближнем Востоке безработица

возросла.

Очевидно, Андрагогика может помочь людям в решении проблем отдельных видов

безработицы. Притом при функционной* безработице улучить общее состояние

способны различные курсы повышения квалификации, самообразование,

интенсивные курсы без отрыва от производства и т.п.

При структурном** типе безработицы необходимы более «радикальные и

долгосрочные меры» -переквалификация и связанные с нею большие денежные

затраты.

Но не только из-за специфики безработицы актуальна в наши дни тема

непрофессионального образования взрослых –всё наше общество устроено так,

что для продвижения по профессиональной лестнице, для активного участия в

жизни страны и социума сегодня категорически недостаточно просто получить

профессиональное образование. Сегодня в нашем постиндустриальном обществе

знания и умения в любых сферах требуют постоянного обновления. Чтобы «не

отстать от жизни», нужно непрерывное совершенствование профессиональных и

околопрофессиональных навыков.

Целью данного исследования было изучение особенностей образования взрослых,

выделение форм и методов андрагогики, их сравнение с формами и методами

педагогики.

Цель определила следующие задачи исследования:

. Изучить педагогическую, методическую, социологическую и историческую

литературу по вопросам образования взрослых.

. Проанализировать практический опыт образования взрослых

. Описать, сравнить, проанализировать, дать рекомендации по

совершенствованию развития образования взрослых

Для решения поставленных задач используются такие методы исследования как:

1. Теоретический анализ литературы

2. Анализ работы преподавателей, работающих в системе андрагогического

образования

3. Итервьюирование, анкетирование и наблюдение.

В ходе нашей работы будет проведено исследование:

Объектом исследования стала организация непрофессионального образования

взрослых.

Субъект исследования –взрослые, когда либо сталкивавшиеся на практике с

теми или иными формами андрагогического образования.

Гипотеза: Мы предполагаем, что андрагогическая модель обучения актуальна

для системы современного непрерывного образования при соблюдении следующих

условий:

. Организация различных видов и форм обучения

. Различные уровни обучения

. Специальная подготовка кадров для андрагогической системы

. Методическая поддержка

. Удовлетворение различных целей обучения слушателей (для

удовлетворения своих личных интересов, расширения кругозора; для

общения; для формирования и совершенствования

околопрофессиональных знаний, умений, навыков; получение новых

актуальных для профессионального роста умений и навыков и т.п.)

Мы полагаем, что результаты данного дипломного исследования могут быть

интересны:

. Начинающим специалистам, которые уже работают в сфере

образования взрослых

. Студентам и слушателям магистратуры, которые в дальнейшем хотят

работать в сфере образования взрослых

. Взрослым людям, которые хотят получить непрофессиональное

дополнительное образование

. Организаторам различных форм андрагогического обучения

Примечание к используемой в данной работе терминологии:

Понятие «андрагогическое образование» -относительно новое в педагогике,

поэтому в части «История развития системы дополнительного образования

взрослых в России» для его обозначения используется «дополнительное

образование взрослых», которое также и дальше встречается в нашей работе и

является ни чем иным, как тем же «андрагогическим бразованием».

Глава I. Педагогические условия применения андрагогической модели обучения.

§ 1. Основные понятия андрагогики

Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В

мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим

технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как

и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим

развитием. В текущем столетии образованию взрослых социологи отводят

исключительно важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в

образовании взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное

обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных

исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии

предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального процесса,

возникает и ширится круг реалий, которых нет в детском и юношеском

образовании.

По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых -

обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной

творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично

развивающемся обществе. Речь идет о постоянном, непрекращающемся развитии

человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение

всей его жизни. К настоящему времени сложилась определенная общность

взглядов на роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса

личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.

Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков и

практиков образования взрослых, американского ученого М.Ш.Ноулза, стало

"производство компетентных людей — таких людей, которые были бы способны

применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная

компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на

протяжении всей своей жизни"[1]. Дело обучения, res studiorum, всегда

бывшее многотрудным занятием, ныне становится еще более сложным,

напряженным и тяжелым. Где путеводная нить Ариадны современного человека,

стремящегося преодолеть свои проблемы при помощи обучения? Этой нитью

является андрагогика ( от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж

— + ago — веду) — наука об обучении взрослых[2].

Возникновение андрагогики как отдельной отрасли педагогики обусловлено

рядом причин различного характера. Создавая основы новой науки, ученые,

прежде всего, учитывали объективные условия, вызвавшие потребность в

развитии андрагогики.

Во-первых, сам ход развития образования вел к завоеванию обучающимся

ведущей роли в процессе своего обучения. Педагогика же исходила из

принципиальной позиции, что обучаемый в выборе содержания образования

занимает в основном пассивную позицию; исключение составляют только

профильные классы (школы), характерные для старшеклассников; в то время как

взрослый учащийся сознательно избирает не только содержание курса, но и

формы, сроки и уровень обучения.

Во-вторых, эволюция идей философской и психологической наук привела к

осознанию ведущей роли человека во всех социальных процессах, в том числе и

в образовании.

В-третьих, достижения в области информационных технологий позволили по-

новому организовать учебный процесс, что существенно видоизменило роли

обучающегося и обучающего в процессе обучения.

В-четвертых, эволюция педагогических концепций также вела к осознанию

необходимости предоставления большей свободы обучаемому в процессе

обучения.

В-пятых, из-за разной ведущей деятельности у детей и взрослых,

необходимо чётко разделять принципы андрагогической и педагогической

моделей обучения.

Наконец, физиология и психология доказали, что люди способны успешно

обучаться практически на протяжении всей сознательной жизни.

Окончательное формирование основ андрагогики было осуществлено в 1970-е

годы в работах американского ученого М.Ш.Ноулза, англичанина П. Джарвиса,

американца Р.М.Смита и группы молодых ученых из Ноттингемского

университета. В 1970 г. Малколм Шеппард Ноулз издал фундаментальный труд по

андрагогике "Современная практика образования взрослых. Андрагогика против

педагогики"[3].

Из чего же исходили вышеперечисленные ученые?

Учитывая перечисленные выше объективные изменения образовательной сферы

и достижения различных наук в понимании роли человека в своей

жизнедеятельности, они исходили из основополагающего факта — принципиальных

различий между взрослым и невзрослым человеком вообще и в процессе обучения

в частности.

1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения

(потому он не обучаемый).

2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности,

к самоуправлению и осознает себя таковым.

3. Взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным)

опытом, который может быть использован в качестве важного источника

обучения как его самого, так и его коллег.

4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и

достижения конкретной цели.

5. Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в

ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

6. Учебная деятельность обучающегося в значительной степени

детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными,

социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют

процессу обучения.

7. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной

деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики,

планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

Учитывая все вышесказанное, андрагогику необходимо определить как отрасль

педагогики, занимающуюся обучением взрослых, обосновывающую деятельность

обучающихся и обучающих по организации и реализации процесса обучения.

§ 2. История развития системы дополнительного образования взрослых в России

Дополнительное образование взрослых является одной из наиболее интенсивно

развивающихся структур непрерывного образования в экономически

благополучных государствах. В то же время его важность для развития всей

системы отечественного образования остается неоцененной в должной мере.

Между тем основное и дополнительное образование взаимосвязаны и

обуславливают развитие друг друга. Исторически дополнительное образование

выполняло компенсирующую, факультативную функцию по отношению к основному.

Сейчас можно утверждать, что соотношение между ними постепенно меняется на

обратное.[4]

В отличие от основного образования, задача которого в прошлом и в настоящем

- ликвидация "абсолютной" неграмотности, главной социальной миссией

дополнительного образования взрослых является ликвидация или предупреждение

"относительной", функциональной неграмотности. При этом в системе

дополнительного образования взрослых выработка, апробация и практическое

использование инновационных педагогических технологий идут быстрее и

интенсивнее, чем в основном образовании, которое по своей природе намного

более консервативно. Данное положение подтверждают формы и методы активного

обучения, мощный импульс распространению которых был дан в 70-80-х в

системе дополнительного образования взрослых, повышения квалификации и

переподготовки специалистов.1

История российского образования представляет собой процесс взаимодействия

основного и дополнительного образования, занимающих большую или меньшую

часть всей образовательной сферы в зависимости от конкретных исторических

условий и образовательных потребностей. Будем иметь в виду, что понимание

особенностей и роли основного и дополнительного образования в разное время

менялось и современное понимание может отличаться от прежнего.

При этом под основным будем понимать образование, организованное и

контролируемое в соответствии с интересами доминирующего общественного

института; дополнительным к нему выступает образование, не отражающее эти

интересы, противостоящее им или выходящее за их пределы.

Помимо этого, в качестве определяющего признака основного образования мы

выделяем функцию контроля и, соответственно, регламентации образовательного

процесса. Стремление уйти от той или иной формы контроля, вырабатываемой

основным образованием и свойственное как учащим, так и учащимся или их

родителям, являлось одним из факторов порождения тех или иных форм

дополнительного образования.

В российской истории имела место сложная картина взаимодействия не только

трех основных социальных субъектов образовательного процесса (церкви,

государства и общества), но и стоящих за ними сословий, каждое из которых

имело собственные интересы и образовательные потребности и ожидало особых

условий их удовлетворения. Таковыми являлись помещики, купечество,

промышленники, разночинцы, позднее –крестьянство, женщины, национальные и

конфессиональные группы. Еще позже тон стали задавать нетрадиционные

профессиональные группы, проводившие свою образовательную политику через

министерства и ведомства.

"Следы" дополнительного образования можно найти на любом из этапов

отечественной истории; фактически оно возникло и развивалось вместе с

основным.

Образование в допетровской Руси носило религиозный характер; священник был

учителем людей всех возрастов: его обязанность - "учить малых детей в доме,

а всех - в храме". К священнику шли прихожане со своими жизненными

проблемами, от него ожидали совета, ободрения, нравственной поддержки.

Это нельзя назвать образованием в собственном смысле, поскольку основное

обучение шло через повседневную жизнь прихожан, их нравы и традиции, а

священник по сути дела выступал представителем иного образования -

дополнительного по отношению к образу жизни большинства верующих,

отвечающего на духовные потребности населения, -которые выходили за рамки

повседневных забот и не удовлетворялись в практической жизни.

Церковно-религиозное образование, организованное в виде приходской школы,

было основным только по выбранному нами критерию - как отвечавшее интересам

господствующего социального института. Однако по степени распространения

эта форма образования была слабо развитой и не играла большой роли в

удовлетворении образовательных потребностей населения. Основную же роль

играло семейное воспитание и образование. Семья и семейные отношения

определяли даже педагогические принципы основного, церковно-религиозного

образования. П. Ф. Каптерев замечает по этому поводу: "Будучи не в

состоянии создать самостоятельную систему воспитания, русский народ

естественно заимствовал то, что ему было более по сердцу, отвечало складу

его жизни, его привычкам и взглядам".[5]

Таким образом, домашнее воспитание представляло собой внецерковное,

внешкольное обучение и воспитание, а потому может рассматриваться как

исторически наиболее ранняя форма дополнительного образования. В то же

время оно несло основную социальную функцию воспитания и в этом плане

выступало как основное, во всяком случае, для наиболее значительной массы

населения.

Иначе говоря, основное и дополнительное образование не разделяется еще в

этот период на самостоятельные формы, точнее, они сосуществуют вместе.

Одним из главных условий разделения образования на основное и

дополнительное, условием формирования у человека потребности в

дополнительном образовании, выступило появление педагогических систем с их

монистической и монологической позицией учителя как представителя

определенной педагогической истины.

Патриархальное семейное воспитание в идеальном виде представляет собой

устойчивую самодостаточную социальную функцию, по отношению к которой даже

церковно-религиозное образование оказывалось в роли дополнительного. Его

устойчивость и самодостаточность обеспечили ему выживание в течение не

только всего церковно-религиозного, но и значительного государственного

периода развития педагогики, и лишь отмена крепостного права и размывание

крестьянской общины сделали невозможным его дальнейшее существование в

традиционном виде.

Прежде всего выявилось, что значительная часть образовательных процессов

совершалась вне сферы внимания и влияния церкви, выступавшей основным

социальным субъектом образования в рассматриваемый период. Более того,

между церковным и внецерковным образованием возникало противостояние

(которому в немалой степени способствовал церковный раскол), в результате

которого образовательные процессы принимали скрытый, подспудный характер.

Эта сфера образования в соответствии с заявленным нами критерием должна

быть определена как сфера дополнительного образования населения.

Дополнительное образование населения отличалось от основного характером

образовательных потребностей, которые оно обслуживало: овладение грамотой и

письмом служило средством решения повседневных жизненных задач крестьянина,

а не совершения службы и знания Священного Писания, как это предполагалось

основным образованием.

Дополнительное образование в период развития государственной школы. Со

времен Петра I церковно-приходскую школу и училище сменяет и становится

доминирующей светская, государственная школа, перед которой ставится задача

воспитания работника, служащего, гражданина, а основным содержанием

образования становятся светские, научные знания.

В 1714 году были открыты цифирные школы для детей от 10 до 15 лет всех

сословий, кроме однодворцев. Они просуществовали недолго, однако школа,

преследующая государственные интересы и решающая .государственные задачи

подготовки служилых людей, в других формах продолжала развиваться по мере

укрепления светского государства, все более и более вытесняя дьячковские

школы и мастеров грамоты в сферу крестьянского сословия и ограничивая

область их распространения.

В других сословиях (дворянском, купеческом) потребность в дополнительном

образовании как отличном от государственного и церковного не исчезла совсем

и удовлетворялась посредством семейного воспитания и в частных, главным

образом иностранных, пансионах. П. Ф. Каптерев писал, что при Екатерине II

велась борьба со старыми дьячковскими школами и частными пансионами, в

которых учили плохо, поскольку большинство учителей-иностранцев были не

только не педагогами, но и мало образованными, а то и невеждами. Однако

государственных школ было мало, а на частные был постоянный запрос.

Отметим, что именно домашнее, частное, по сути дополнительное образование

явилось той базой, на которой стало возможным создание в 1755 году

Московского университета.

Достаточно длительная история выяснения отношений между государственными и

частными учебными заведениями предшествовала реформе образования 1804 года,

задуманной еще при Екатерине II и призванной разрешить противоречия между

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.