на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения


теоретического, методического и технологического в их органическом единстве

и нерасторжимости.

М.В. Кларин рассматривает педагогические технологии как системную

совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и

методологических средств, используемых для достижения педагогических целей

(10).

Отличительно по своей структуре и частично содержанию определение

В.П. Беспалько: «Педагогические технологии – содержательная техника

реализации учебного процесса» (2).

Несколько по-иному педагогические технологии определяет

В.М. Монахов: «Педагогические технологии - это продуманная во всех деталях

модель совместной педагогической деятельности по проектированию,

организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением

комфортных условий для учителя и ученика» (14).

Дефиниция, предложенная Б.Т. Лихачёвым следующая: «Педагогические

технологии – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих

специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения,

воспитательных средств; это есть организационно-методический инструментарий

педагогического процесса» (12).

Индивидуальна и формулировка ЮНЕСКО: «Педагогические технологии –

системный метод создания, применения и определения всего процесса

преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов

и их взаимодействия; ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»

(9).

Педагогическая технология — это описание процесса достижения

планируемых результатов обучения (И.П. Волков) (5).

Ф. А. Фрадкин определяет педагогические технологии, как «системное,

концептуальное, нормативное, объектированное, инвариантное описание

деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательных

цели» (25).

Т.А. Стефановская, рассматривая сущность педагогических технологий,

исходит из следующих положений: «Педагогика – это наука о воспитании и

обучении, составляющих единый педагогический процесс. Слагаемые

педагогического искусства – это знания о педагогическом процессе +

педагогические умения + педагогическая техника при грамотно организованном

общении, соединенном с профессиональной увлеченностью, убежденностью, верой

и педагогической импровизацией.

Если педагогический процесс рассматривать как совокупность

последовательных действий учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника)

с целью образования, развития и формирования личности последнего;

организацию педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к

образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами

педагогического процесса, помня, что действие предполагает не только ответ

на вопрос «что», но и «как наиболее эффективно», то вполне логично под

педагогической технологией понимать организацию педагогического процесса в

соответствии с конкретной теоретической парадигмой» (23).

Перечислим основные определения педагогической технологии:

. это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к

запланированному результату;

. это систематический метод планирования, применения и оценивания

всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и

технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения

более эффективной формы образования;

. это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе

проектирования всех учебных ситуаций;

. это описание, проект процесса формирования личности;

. это научно обоснованное предписание эффективного осуществления

педагогического процесса;

. это комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи,

средства и способы организации деятельности для анализа проблем и

планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем,

охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем,

охватывающих все аспекты усвоения знаний.

Таким образом, в результате изучения педагогической литературы по

данной проблеме можно сделать следующий вывод.

Понятие педагогической технологии многозначно. В конкретных

исследованиях она рассматривается и как инструментарий педагогического

процесса, и как техника реализации учебного процесса, и как модель, и как

системный метод или совокупность средств для достижения педагогических

целей. Множество мнений в терминологии, многогранность понятия с точки

зрения теории говорят о том, что разрешение проблемы зависит от будущего

развития педагогической науки.

Несмотря на разнообразие взглядов на понятие педагогической

технологии, большинством ученых педагогическая технология рассматривается

как педагогический феномен, который сосредоточивает в себе возможность

решения триединой задачи: помочь педагогу овладеть теоретико-

методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными

основами учебно-воспитательного процесса, учебно-воспитательного

воздействия и взаимодействия, передать эти знания и умения своим

воспитанникам, а главное – помочь в личностном совершенствовании самого

педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как гуманность,

толерантность, искренность, креативность (творчество), которые востребованы

сегодня в деятельности педагога.

Автор (вслед за Т.А. Стефановской) определяет педагогическую

технологию как совокупность, систему последовательных, взаимосвязанных

действий педагога, направленных на воплощение на практике заранее

спроектированного педагогического процесса.

2. Сущность и структура педагогической технологии

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости

педагогическим процессом, его проектирование и возможность анализа путем

поэтапного воспроизведения. Сущность педагогической технологии состоит в

том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение

четко поставленных целей. Поэтому технология постановки целей становится

важнейшим исходным условием педагогической технологии.

Педагогическая технология предполагает точность и предсказуемость

результата, осознание путей его достижения. Ясно, что педагогические

технологии не могут быть чем-то принципиально иным по сущности, чем другие

технологии. Как и любые иные, они имеют свои отраслевые (клановые,

профессиональные) особенности и в том, какими методами и средствами

оперируют, и в том, с каким «материалом» имеют дело.

Их специфика проявляется и в наличии воспитательного компонента (а

отсюда их отчасти вероятностный характер), и в необходимости учета

философского, психологического, медицинского и экологического аспектов

проблемы.

Приведем наиболее существенные признаки педагогических технологий:

1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический

замысел, в основе ее лежит определенная методологическая,

философская позиция автора.

2. Технологическая цепочка педагогических действий, операций,

коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми

установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.

3. Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя

и учащихся (на договорной основе) с учетом принципов

индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации

человеческих и технических возможностей, диалогического общения.

4. Элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть

воспроизводимы любым учителем, а с другой — гарантировать

достижение планируемых результатов (государственного стандарта)

всеми школьниками.

5. Органической частью педагогической технологии являются

диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и

инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).

Подобно тому, что в педагогической теории не существует единого и

устоявшегося определения педагогической технологии, т.е. нет общепринятого

понятия, так и не существует единого мнения по поводу сущности и структуры

педагогической технологии. Разные авторы по-своему рассматривают данную

проблему, поэтому и изучать ее следует в соответствии с различными

мнениями. Автор данной работы рассматривает точки зрения на проблему

ведущих специалистов: Т.А. Стефановской, Г.К. Селевко и В.А. Сластёнина.

Итак, Г.К. Селевко (20) полагает, что педагогическая технология в

максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью ученика и

учителя, её структурой, средствами, методами и формами. Поэтому, согласно

его теории, в структуру педагогической технологии входят:

1. Концептуальная основа;

2. Содержательная часть (цели обучения – общие и конкретные,

содержание учебного материала);

3. Процессуальная часть – технологический процесс (организация

учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников,

методы и формы работы учителя, деятельность учителя по управлению

процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса).

Таким образом, Г.К. Селевко разбивает структуру педагогической

технологии на 3 компонента: концептуальную основу, содержательную часть

и процессуальную часть.

Рассмотрим ещё одну точку зрения на сущность педагогической

технологии – это точка зрения В.А. Сластёнина. (21). В своём учебном

пособии он говорит о том, что одним из решающих условий успешного

протекания педагогического процесса является его конструирование,

включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку

проекта деятельности. Таким образом, В.А. Сластёнин выделяет следующие

компоненты педагогической технологии:

1. Аналитическая деятельность (завершающаяся постановкой диагноза).

2. Прогностическая и проективная творческая мыслительная

деятельность.

3. Анализ, прогноз и проект - «неразрывная» триада при решении любой

педагогической задачи.

Как уже было сказано выше, первый компонент в структуре -

аналитическая деятельность – должна заканчиваться постановкой

педагогического диагноза. В практической педагогике термин «педагогический

диагноз» означает оценку общего состояния педагогического процесса или его

отдельных компонентов в процессе обучения.

Технология обучения педагогики в вузе Т.А. Стефановской базируется на

следующих ведущих идеях: интеграция педагогических дисциплин;

интенсификация процесса обучения через использование мнемосхем;

диагностическая основа и содержание учебных дисциплин, детерминированное

взаимосвязью объективных и субъективных условий. Автор в качестве основных

компонентов педагогической технологии выделяет:

целевую установку;

содержательный компонент;

собственно технологический (организационный) компонент;

экспертно-оценочный компонент.

Целевая установка подготовки специалиста определена государственным

стандартом; выражается она не только объемом необходимых знаний и умений,

но и набором личностных качеств выпускника вуза. Примечательно, что

описание целевой установки диагностично, т.е. предполагает ее конкретизацию

с учетом региональных условий функционирования системы образования (24).

Практическая реализация педагогического воздействия выстраивается как

воплощение слагаемых педтехнологии. Стержневым компонентом педтехнологии,

по мнению Щурковой Н.Е., является педагогическая техника (владение

педагогом своим психофизическим аппаратом и умение понять отношение ученика

по его психофизическому аппарату (культура речи, мимика, жесты,

пантомимика). Для коррекции отношения и поведения учитель использует

педагогическую оценку. Нельзя себе представить учебно-воспитательный

процесс без предъявления воспитанникам педагогического требования,

разрешения и создания педагогического конфликта, реализации информационного

воздействия, творческого решения педагогических ситуаций. Сочетание

названных компонентов педтехнологий обеспечивает педагогу творческий успех.

Как никогда сегодня становятся востребованными воспитательной

практикой такие личностные качества (имидж) педагога, как искусство

общения, открытость, искренность, доброжелательность, эрудиция, кругозор,

артистизм, обаяние, эмпатия, импровизация, фантазия, рефлексия, умение

вовремя обнаружить "новообразования", перемены во взаимоотношениях детей,

их настроениях, реакциях. Такими качествами должен обладать и преподаватель

"Педтехнологии" в педвузе. Этот предмет благотворно влияет на формирование

педагогической направленности мышления и деятельности педагога-воспитателя,

а именно, видения им целостности педагогического воспитательного процесса,

в котором все компоненты органично взаимосвязаны и взаимообусловлены:

учитель-ученик, цель и задачи воспитания, принципы, методы и формы

педвоздействия, контроль и помощь в ходе подготовки и проведения конкретных

дел, анализ и оценка полученных результатов, их так называемые

"последействия" с предварительной диагностикой, коллективным обсуждением и

планированием.

Переворот, совершающийся сегодня в воспитательном процессе, состоящий

в смене ключевых педагогических позиций и модификаций теоретической картины

воспитания как психолого-педагогического феномена, породил новые

характеристики воспитательного процесса, являющиеся производными от новых

принципов, таких, как: принцип ценностных ориентаций, субъектности и

данности (Сластенин В.А., Щуркова Н.Е.). Первый принцип требует от педагога

наполнить взаимодействие с детьми ценностным содержанием, ориентированным

на такие высшие ценности общечеловеческой культуры, как человек, жизнь,

природа, труд, познание, общение. Второй – направляет внимание педагога на

постоянное инициирование в ребенке способности быть субъектом собственных

действий, поведения в своей жизни. Третий – определяет такое отношение к

ребенку, когда его принимают как безусловную ценность и данность,

уважительно относясь к истории его жизни, развитию, специфике, личностного

становления.

Эти три новых направления-принципа – в профессиональной подготовке

учителя задаются названными сущностными характеристиками:

. философской подготовкой на основании всех духовных ценностей,

выработанных историей;

. диалогической подготовленностью учителя, состоящей в умении

вести диалог с воспитанником, выводить его на диалог,

выстраивать диалог детей с миром и культурой, а также в умении

развивать в ребенке способность вести диалог с самим собой, чтоб

он вырастал субъектом, вполне осознающим себя в этом мире и

могущим производить свободный выбор, за который может нести

ответственность. Только в диалоге и через диалог формируется

жизненная позиция, осознания связи своего "Я" с миром;

. этическая подготовка учителя должна становиться основанием для

его умения принимать личность воспитанника как данность. Только

такое умение педагога сохраняет неповторимые проявления личности

ребенка, не стирает уникальные его черты и не позволяет

своеобразию личности перерасти в своеволие, анархизм,

вседозволенность. Только такие умения сохраняют работу педагога

с группой, как работу с личностями, как совокупным субъектом, а

не собранием объектов.

3. Особенности технологии обучения

В иерархии технологий в образовании «педагогические технологии»

занимают верхнюю ступень. Далее идут, в частности, «технологии обучения».

Технология обучения включает целостный процесс постановки целей, постоянное

обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных

стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом

и установление целей заново, как только становится известной информация об

эффективности системы.

В работе "Технология обучения в системе высшего образования" Ф.

Янушкевич (36), один из ведущих специалистов в этой области, определил, что

технология обучения – это система указаний, которые в ходе использования

современных методов и средств обучения должны обеспечить подготовку

специалиста за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и

средств.

Венгерский ученый-педагог Ласло-Салаи определил технологию обучения,

как «обобщающее понятие, включающее анализ целей, планирование, научную

организацию учебно-воспитательного процесса, выбор методов, средств и

материалов, наиболее соответствующих целям и содержанию в интересах

повышения эффективности обучения» (9).

Представитель высшей военной школы, исследовавший данную проблему, Э.

Н. Коротков формулирует следующее определение технологии обучения: «С одной

стороны, технология обучения – это системное, целостное знание о способах

проектирования и организации всего процесса обучения на основе развернутой

последовательности точно определенных дидактических целей. С другой

стороны, технология обучения – это научно организованный, развернутый по

времени процесс обучения, в котором проектируется и реализуется вся система

взаимосвязей между целями, содержанием, методами, средствами, формами

обучения, система контроля, оценки и коррекции учебной и преподавательской

деятельности» (9).

Расширенную трактовку понятия дает Н. В. Маслова, которая трактует ее,

как систему, включающую в себя концепцию образования, цель образования,

методику, учителя, ученика, администрации, здания, учебники и учебные

пособия, программы, технические средства обучения (ТСО), финансирование

(13).

С точки зрения А. Я. Савельева, «технологии обучения – это способ

реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами,

представляющим систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую

наиболее эффективное достижение поставленных целей» (19).

Но некоторые авторы отмечают что определения ТО, приведенные выше, не

отмечают, не учитывают и не включают в себя важный признак технологии, как

возможность расчленения процесса на процедуры и операции. Известно, что

чтобы какая-либо деятельность получила право называться технологией,

необходимо, чтобы она имела возможность сознательно и планомерно

расчленяться на элементы, реализующиеся в определенной последовательности.

Ни содержание и состав, ни порядок и последовательность этапов, процедур и

операций не могут быть установлены произвольно, поскольку каждая

деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционирования.

Кроме того, используя этот порядок процесс можно тиражировать. Именно это

дает возможность тиражировать процесс.

Технология обучения представляет собой:

1. Определенный способ осуществления педагогической деятельности по

достижению образовательных целей.

2. Сущность способа состоит в рациональном расчленении деятельности

на процедуры и этапы с их последующей координацией и

синхронизацией.

3. Это расчленение осуществляется предварительно, сознательно и

планомерно на основе и с использованием научных знаний, передового

опыта педагогики и смежных, связанных с ней наук.

Кроме того, технология обучения выступает в двух формах:

. программы действий, содержащей процедуры и операции;

. деятельности, построенной в соответствии с этой программой.

При этом используются следующие принципы:

«Адаптации». Этот принцип требует приспособления процесса обучения к

личности обучающегося, отвечающим познавательным особенностям конкретного

обучающегося. Образовательный процесс должен адаптироваться к условиям

места проживания обучаемого, его жизнедеятельности, финансовым и

физиологическим свойствам его организма. Проще говоря, образовательные

услуги «идут» к человеку, а не наоборот.

«Психологической обоснованности». Принцип, указывающий на связь

педагогической технологии с психологией и определяющий психологические

обоснования и практические.

«Научности», который требует опоры на последние достижения

педагогической науки, на экспериментально проверенные дидактические

нововведения, данные из смежных с дидактикой областей знания.

«Гибкости», который требует обеспечения возможности оперативного и

непрерывного обновления содержания обучения, модернизации содержания

учебных дисциплин и дидактических материалов к ним. Реализация этого

принципа облегчается и является естественной при сетевой технологии

обучения.

«Контролируемости». Обозначается в смысле наличия некоторого

компонента в системе, обеспечивающего качественную оценку результатов

реализации технологии обучения на всех ее этапах и оперативную

корректировку хода образовательного процесса.

Таким образом, технология обучения предполагает формулировку целей

через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые

можно реально опознать. Такие цели называются диагностичными

(диагностируемыми, диагностическими), или операциональными.

Для того чтобы оказать помощь учителю в формулировании диагностичных

целей обучения (и в конечном итоге - облегчить планирование учебного

процесса и выработку процедур оценки), американские ученые под руководством

Б.С. Блума разработали таксономии учебных целей в познавательной,

эмоциональной и психомоторной сферах деятельности учащихся (таксономия

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.