на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Научные основы школьного курса химии. методика изучения растворов


| |м и | | |

| |сильной | | |

| |кислотой | | |

|K2S |Образован|щелочная |K+ + J( + НОН ( K+ + OH( + H+ + J( |

| |а сильным| |((((( |

| |основание| |K2S ( 2K+ + S2( |

| |м и | |S2( + HOH ( HS( + OH( |

| |слабой | |K2S + HOH ( KHS +KOH |

| |кислотой | | |

|AlCl3 |Образован|кислая |AlCl3 ( Al3+ + 3Cl( |

| |а слабым | |Al3+ + НОН ( Al(OH)2+ + H+ |

| |основание| |AlCl3 + НОН ( Al(OH)Cl2 + HCl |

| |м и | | |

| |сильной | | |

| |кислотой | | |

|(NH4)2S |Образован|нейтральн|(NH4)2S ( 2NH4+ + S2( |

| |а слабым |ая |2NH4+ + S2( + HOH ( NH4OH + H2S |

| |основание| |(NH4)2S + 2HOH ( 2NH4OH + H2S |

| |м и | | |

| |слабой | | |

| |кислотой | | |

Задание на дом:

Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Химия. 9-й класс. М. Просвещение. 1999.с.18-

20

§ 6, упражнения 1, 2, 3, 8 и подготовить ответы на следующие вопросы:

1) Почему не подвергается гидродлизу хлорид калия?

2) Почему в таблице растворимости солей в некоторых случаях стоят прочерки?

3) Как определить гидролизуется или нет данная соль?

4) Можно ли применить принцип Ле Шателье в случае реакции гидролиза?

5) Используется ли гидролиз в быту?

6) Возможны ли случаи гидролиза в природе?

7) О чем должен подумать агроном, прежде чем внести удобрения в почву?

Практическая часть.

1. Напишите уравнение реакций взаимодействия с водой следующих солей:

СaC2; Al4C3; Ca3N2; Mg3P2; CaH2; NaH.

Объясните причину этого процесса, по возможности определите характер

среды.

2. В раствор сульфата меди внесите небольшой кусочек металлического лития и

объясните причину образования осадка черного цвета.

3. В демонстрационный штатив поместите две пробирки с растворами хлорида

магния, хлорида железа (III). В каждую из пробирок поместите по кусочку

лития. Проанализируйте наблюдаемые явления и сделайте выводы.

4. В раствор хлорида меди (II) внесите тщательно зачищенный кусочек каль-

ция. Опишите наблюдаемые явления.

5. В демонстрационный штатив поместите пробирку с раствором хлорида железа

(III) и внесите зачищенный кусочек кальция. Опишите наблюдение и сравните

их с опытом (1) и (4) . Дайте объяснения результатам эксперимента.

6. Проведите опыты по взаимодействию магния и алюминия с растворами солей:

а) В пробирку налейте примерно 15 мл раствора сульфата железа (III) и

внесите магний.

б) В две пробирки налейте по 15 мл раствора сульфата меди (II) и в каждую

внесите кусочек алюминия. Наблюдайте за ходом процесса. Через 3 минуты

внесите в одну из пробирок раствор хлорида натрия. Что вы наблюдаете?

Проведите анализ опытов а) и б).

Глава 2. Методика изучения растворов.

Теория растворов – одна из ведущих теорий курса химии. Причины

важности темы кроется не только в том, что она имеет большое практическое

значение, но и прежде всего во взаимосвязи этой темы со многими курсами

химических дисциплин, а так же межпредметные связи ее с биологией,

географией, физикой и другими дисциплинами.

Первые сведения о воде школьники получают еще в начальной школе при

изучении природоведения и географии, а более детально знакомятся со

свойствами воды, растворимостью и растворами в курсе химии 8-го класса.

Проведем анализ литературных данных по изучаемому вопросу. Так в

работе [18] рассматривается методика проведения двух лабораторных уроков по

теме: «Растворимость веществ в воде».

На первом уроке учитель сообщает учащимся, что многие газы, жидкости

и твердые вещества, при контакте с водой растворяются в ней. Из курса

физики учащимся известно, что молекулы веществ находятся в непрерывном

движении. Этим и объясняется явление диффузии – самопроизвольного

взаимопроникновения, приведенных в соприкосновение, различных веществ.

Далее говорится о том, что если положить в цилиндр с водой кристаллы

дихромата калия, то через некоторое время вокруг кристаллов вода окрасится

в оранжевый цвет. Невидимые частицы дихромата калия под влиянием молекул

воды оторвались от кристаллов и диффундировали в воде. Диффузия происходит

медленно, но в конце концов получается однородный раствор. Затем

предлагается ответить на вопрос: можно ли ускорить процесс растворения? Для

получения ответа учащиеся проделывают следующий лабораторный опыт: в одну

пробирку они помещают немного поваренной соли крупного помола, а в другую –

сильно измельченную. Затем в обе пробирки добавляют одинаковый объем воды.

Учащиеся наблюдают, что соль мелкого помола растворяется быстрее, чем

крупного. На основе этого опыта они делают вывод: процесс растворения

ускоряется при измельчении вещества. Чем же это объясняется? Тем, что при

измельчении вещества увеличивается поверхность соприкосновения его с

жидкостью. Далее учащиеся сравнивают растворение различных веществ в воде.

При этом они выполняют следующий опыт. В четыре пробирки насыпают равные

порции сульфата кальция, сульфата бария, алюмокалиевых квасцов, хлорида

натрия. Во все пробирки наливают объем воды. Учащиеся наблюдают, что

сульфаты бария и кальция как будто совсем не растворяются, квасцы

растворились частично, а хлорид натрия практически полностью. Затем

ставится перед учащимися вопрос: можно ли все-таки добиться растворения

сульфата бария, сульфата кальция и квасцов? Учащиеся предлагают нагреть

пробирки, в которых они растворяли указанные вещества. Выполнив эту

операцию, они отмечают, что квасцы растворились, а сульфаты бария и кальция

нет. На основе этого учащиеся приходят к выводу, что повысив температуру,

все-таки можно увеличить растворимость веществ. Для подтверждения того, что

сульфаты бария и кальция полностью не растворимы, учащиеся фильтруют через

небольшие фильтры растворы с данными солями и несколько капель каждого

фильтрата выпаривают на жестяной пластинке. При выпаривании капля сульфата

бария на пластинке никакого следа не оставляет, а в случае с сульфатом

кальция, на пластинке в небольшом количестве появляется белый налет.

Проведенный комплекс опытов дает возможность сделать вывод о том, что

по растворимости в воде вещества делятся на растворимые, малорастворимые и

нерастворимые [18].

Учитель демонстрирует учащимся таблицу растворимости веществ в воде и

объясняет, как ею пользоваться. После этого они записывают в тетрадь

определение растворимости.

Далее от качественной характеристики учитель переходит к

количественной. Он предлагает учащимся проверить, насколько хорошо

растворима поваренная соль. В пробирку с раствором поваренной соли из

предыдущего опыта учащиеся добавляют примерно столько же поваренной соли,

сколько было взято ранее. Они взбалтывают пробирки с поваренной солью и

наблюдают, что новая порция соли полностью уже не растворяется. При

нагревании этого раствора наблюдается тот же эффект. Таким образом, учитель

подводит учащихся к понятию “насыщенный раствор” и даёт его

определение[18].

Те же операции учащиеся проделывают с квасцами. В результате они

убеждаются, что в такой же порции воды при нагревании квасцов растворимость

больше, чем поваренной соли. Учащиеся делают вывод: нагревание влияет на

растворимость квасцов значительно сильнее, чем на растворимость поваренной

соли. Зависимость растворимости солей от повышения температуры определяется

природой растворяемого вещества. Изменение растворимости некоторых видов с

изменением температуры наглядно показывают кривые растворимости. Учитель

демонстрирует график кривых растворимости и разъясняет учащимся, как им

пользоваться, раскрывает смысл коэффициентов растворимости, т.е.

рассматривает количественную характеристику растворимости.

На втором уроке [18], учащиеся решают экспериментальную задачу:

установите экспериментальным путем количественную зависимость растворимости

нитрата калия от температуры. Составьте план определения коэффициента

растворимости нитрата калия при температуре 20, 30, 40, 50° С и осуществите

его в лаборатории, имея необходимое оборудование. Используя ваши данные,

начертите график зависимости растворимости нитрата калия от температуры,

предварительно обсудив с учителем план решения данной экспериментальной

задачи. Учащиеся последовательно выполняют следующие операции: взвешивают,

пустую фарфоровую чашку – m1 в колбе на 50-100 мл. Готовят в 30-50 мл воды

концентрированный раствор нитрата калия при температуре на 5-10° С больше,

чем заданная, и следя за показанием термометра, медленно охлаждают раствор

до заданной температуры (на дне колбы должны выпадать кристаллы). Быстро

отливают во взвешенную чашку 5-10 мл раствора (выпавшие кристаллы должны

остаться в колбе). Взвешивают чашку с раствором, предварительно охладив его

до комнатной температуры (на дне чашки появляются кристаллы нитрата калия)

– m2. Осторожно выпаривают раствор досуха, охлаждают чашку с оставшимся в

ней нитратом калия и взвешивают – m3. Оставшийся в колбе раствор можно

вновь нагреть до растворения выпавших кристаллов, охладить до другой,

заданной температуры и повторить все операции.

Расчет осуществляется следующим образом:

1. Масса отлитого раствора: m2 – m1 = m4(г)

2. Масса сухого остатка нитрата калия: m3 – m1 = m5(г)

3. Масса испарившейся воды: m4 – m5 = m6(г)

4. Коэффициент растворимости нитрата калия при данной температуре

(растворимостью соли в 100 г воды): в m6(г) H2O растворяется m5(г)

KNO3; в 100 г H2O растворяется Х(г) KNO3.

Составляем пропорцию и находим Х:

100 ( m5

Х = (((((( .

m6

Одна из важнейших форм проведения экспериментальных занятий, впервые

разработанная В.Н. Верховским – лабораторный урок. Задачей такого

лабораторного урока может быть проведение небольшой исследовательской

экспериментальной работы , направленной на эвристический вывод определенных

положений [18].

Оригинальный химический эксперимент предлагается авторами [19], как

прекрасное средство для обобщения материала по курсу химии. Так первая

серия включает превращение по химии иона Fe3+. В пробирку помещают 30

капель 0,1М раствора хлорида железа (III) FeCl3 и пять капель 2М раствора

карбоната натрия Na2CO3. В результате образования нестойкой кислоты и

нерастворимого гидроксида железа, происходит необратимый гидролиз соли:

2FeCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O = 2Fe(OH)3v + 3CO2^ + 6NaCl

К полученному осадку, кирпично-красного цвета, добавляют семь капель

3М раствора хлороводорода HCl. В результате связывания оставшихся карбонат

ионов и растворения осадка раствор становиться прозрачным:

Fe(OH)3 + 3H+ = Fe3+ + 3H2O

Добавление четырех капель 0,05М раствора тиоцината калия KSCN,

приводит к окрашиванию раствора в кроваво-красный цвет в следствии

образования комплексного иона:

Fe3+ + 6SCN( = Fe(SCN)63(

При добавлении 20 капель 1М раствора фторида натрия NaF раствор

обесцвечивается вследствие образования более стабильного фторидного

комплекса:

Fe(SCN)63( + 6F( = FeF63( + 6SCN(

Последующее добавление 10 капель 1М раствора гидроксида натрия NaOH,

разрушает комплексный ион и приводит к выпадению кирпично-красного осадка:

FeF63( + 3ОН( = Fe(OH)3v + 6F(

При добавлении к полученному раствору двух капель 1М раствора

сульфида натрия Na2S происходит восстановление трехвалентного железа в

двухвалентное, а так же переход железа из одной осажденной формы

(гидроксид) в другую – более стойкую (сульфид). В пробирке образуется

осадок черного цвета.

Fe(OH)3 + 2S2( = FeSv + Sv + 3ОН(

Вторая серия включает превращение по химии иона меди Cu2+. Для этого

в пробирку наливают 20 капель 0,1М раствора сульфата меди (II) CuSO4

происходит необратимый гидролиз и образуется осадок синего цвета:

CuSO4 + Na2CO3 + H2O = Cu(OH) 2v + CO2^ + Na2SO4

Далее пять капель раствора хлороводорода HCl вызывают растворение

выпавшего осадка:

Cu(OH) 2 + 2Н+ = Сu2+ + 2H2O

Добавляем в пробирку пять капель 1М раствора иодита калия KJ, что приводит

к восстановлению ионов Сu2+ до Сu+ и вызывает образование осадка

коричневого цвета, представляющего особую смесь белого иодита меди (I) и

свободного иода:

2 Сu2+ + 4J( = 2CuJv + J2

Еще одна окислительно-восстановительная реакция происходит при

помещении в образовавшийся раствор пять капель 1М раствора тиосульфата

натрия Na2S2O3 . Тиосульфат натрия связывает свободный йод, в результате

цвет осадка становится белым – это оставшийся CuJ :

2S2O32( + J2 = S4O62( + 2J(

При добавлении двадцати капель 3М раствора аммиака NH4 осадок

растворяется вследствие образования бесцветного комплексного соединения

меди:

CuJ + 2NH3 = Cu(NH3) 2+ + J(

Добавление одной капли 3% раствора перекиси водорода вновь окисляется

Сu+ и Сu2+ , что приводит к окрашиванию раствора в глубокий синий цвет из-

за образования окрашенного комплексного иона Cu(NH3) 42+

2Cu(NH3) 2+ + H2O2 + 4NH3 = 2Cu(NH3) 42+ + 2OH(

Добавляем четыре капли 0,5М раствора сульфида натрия Na2S, что

приводит к разрушению комплекса вследствие образования черного осадка

сульфида меди (II) CuS с очень низким произведением растворимости:

Cu(NH3) 42+ + S2( = CuSv + 4NH3^

Рекомендованные концентрации и количество реагентов подобраны

экспериментально, но могут потребовать корректировки из-за разных условий

хранения и чистоты реактивов.

В зависимости от подготовленности учащихся и цели, которые ставит

учитель, обсуждение результатов эксперимента можно проводить

дифференцированно в широком диапазоне [19]. Например, на начальной стадии

изучения химии серия превращения послужит эффективной демонстрации

признаков химических реакций. Резкие и многократные изменения окраски

раствора при добавлении всего нескольких капель реагентов всегда вызывают у

школьников неподдельный интерес. В старших профильных классах результаты

эксперимента могут стать поводом для обсуждения физико-химических явлений.

Например, природы окраски раствора, когда один и тот же ион придает

соединениям различную окраску по мере изменения связанных с ними анионов

[19].

Методике определения общей жесткости воды посвящается статья [20].

Где определяют общую жесткость воды в лабораторных условиях методом

комплексонометрического титрования или с помощью кальциево-магниевых

ионоселективных электродов. Но эти методы требуют дорогостоящих и

практически недоступных для школы реактивов и приборов, поэтому авторы [20]

предлагают более приемлемый для школьной лаборатории способ с применением

соляной кислоты и ортофосфата натрия. Метод основан на осаждении ионов Ca2+

и Mg2+ избытком раствора ортофосфата натрия Na3PO4 , с последующим

определением остатка осадителя:

3MeCl2 + 2Na3PO4 = Me3(PO4)2v + 6NaCl

3Me(HCO3)2 + 2Na3PO4 = Me3(PO4)2v + 6NaHCO3

Как видно из приведенных уравнений, из Me(HCO3)2 образуется

эквивалентное количество NaHCO3 . При титровании осадка фосфата натрия

соляной кислотой одновременно оттитровывается и гидрокарбонат натрия, на

определение которого расходуется такое же количество соляной кислоты, как и

на определение временной жесткости воды.

Приводится методика проведения анализа: в мерную колбу, вместимостью

250 мл, переносят 100 мл анализируемой воды, добавляют точно измеренный

объем (например 25 мл) 0,2М раствора Na3PO4 и оставляют на ~ 30 минут.

Затем добавляют до метки дистиллированной водой, тщательно перемешивают и

фильтруют через плотный бумажный фильтр в сухую емкость. В коническую колбу

объемом 250 мл отбирают 100 мл фильтрата для проведения титрования и

добавляют две – три капли индикатора метилоранжа, затем титруют соляной

кислотой до появления бледно-розовой окраски раствора. Параллельно

определяют объем соляной кислоты, пошедшей на определение временной

жесткости воды в идентичных условиях. Для этого берут мерную колбу

вместимостью 250 мл, добавляют 100 мл анализируемой воды, добавляют до

метки дистиллированной водой и тщательно перемешивают. После этого, в

коническую колбу для титрования отбирают 100 мл раствора, добавляют 2-3

капли метилоранжа и титруют соляной кислотой до появления бледно-розовой

окраски. Следует однако отметить, что в школьных условиях использование

данной методики так же достаточно сложно.

Авторами [21] разработана методика проведения урока по изучению

химических свойств воды для школьников 8–х классов, обучающихся по единой

государственной программе. Специфичность урока заключается в применении

игровых моментов и метода моделирования, значительно активизирующих

познавательную деятельность школьников и позволяющих достичь поставленных

целей урока: добиться усвоения учащимися химических свойств воды и

продолжить формирование у них умения записывать уравнения химических

реакций. Перед проведением урока [21] готовится набор карточек с формулами

веществ, набор схем для магнитной доски, оборудование для проведения опытов

взаимодействия воды с активными металлами, оксидами, разложение воды и для

решения экспериментальных задач. После проведения фронтального опроса и

решения экспериментальной задачи предлагается тема урока и формируются

цели. Урок проводится по следующему плану:

1. Взаимодействие воды с металлами и неметаллами.

2. Взаимодействие воды с оксидами Ме и неМе.

3. Разложение воды.

Химизм предлагаемого эксперимента подтверждается на магнитной доске по

следующей схеме:

Ме H2O > щелочь

H2^

актив.

Об отношении воды к металлам средней и малой химической активности,

учащиеся узнают из сообщения учителя или из учебника. Работа проводится

аналогичным образом: сначала моделируют общие схемы, затем учащиеся

работают с набором карточек. Постепенно повышается уровень их

самостоятельности в записи уравнений химических реакций.

Ме H2O > оксид

H2^

ср. актив Ме

Ме H2O >

малоактив

В связи с тем, что при взаимодействии не Ме с водой не имеет общих

закономерносей, то схема предлагается следующим образом:

не Ме H2O > . . . .

В качестве конкретизирующих уравнений химических реакций приводится

взаимодействие водяного пара с углем, реакция воды с хлором. Второй пункт

плана раскрывается с помощью демонстрационного эксперимента по

взаимодействию оксидов фосфора (V), серы (IV), углерода (IV) и кальция с

водой. Характер полученных продуктов доказывается с помощью индикаторов.

Учащиеся должны выявить признаки реакции, определить их тип, назвать

полученные вещества. Изучение разложения воды авторы [21] строят по-

разному: с применением как исследовательского, так и иллюстративного

метода. В любом случае они предлагают использовать химический эксперимент

по разложению воды электрическим током. Обобщение и закрепление знаний они

организуют в виде фронтальной работы с использованием фронтальной доски. На

следующем уроке в ходе опроса используется дифференцированный подход.

Как отмечают авторы [22], в последнее время все очевиднее становится

проблема сокращения часов, предназначенных для изучения химии, которая, в

свою очередь, неизбежно скажется на школьном эксперименте. Постепенно он

просто-напросто сводится на нет. Естественно, это вызывает большое

беспокойство, стремление как-то преодолеть сложившуюся ситуацию. По их

мнению [22], одним из способов выхода из кризиса может служить разработка и

совершенствование в методическом отношении домашнего химического

эксперимента как вида самостоятельной работы учащихся.

В статье [22] предлагается серия домашних опытов по теме «Вода.

Растворы, Основания», способствующие развитию интереса к предмету и

осознанному усваиванию основ научных знаний. Рассмотрим некоторые из

предлагаемых опытов.

Опыт 1. Перегонка воды.

Оборудование и реактивы: чайник, кружка, тарелка, нагревательный

прибор (электрическая или газовая плита), прихватка; вода.

Ход работы: Нагрейте в чайнике воду. Когда вода закипит и из чайника

начнет выходить пар, возьмите с помощью прихватки тарелку и подержите ее

несколько минут над отверстием носика чайника.

Под тарелкой расположите кружку и собирайте в нее дистиллированную

воду. Сравните на вкус водопроводную и дистиллированную воду.

Объясните явление. Возьмите сухое предметное стекло, согрейте его в

руках и сразу подышите на него. Дайте стеклу охладиться и снова подышите на

него. Что происходит?

Вопросы для обсуждения.

1. Почему выдыхаемый воздух «заметен» на морозном воздухе и «невидим» в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.