![]() |
|
|
Научные основы школьного курса химии. методика изучения растворов|Почему окраска индикаторов |концентрация ионов Н+ и ОН- | |изменилась? |одинакова и среда поэтому нейтральна.| | |Если прилить раствор кислоты, | | |создается избыток катионов водорода | |ПРАВИЛЬНО. |Н+, которые определяют кислую среду, | | |и окраска индикатора поэтому | | |изменяется. | |В две пробирки нальем |Ученик В. Лакмус изменил окраску с | |дистиллированную воду и добавим: |фиолетовой на синюю, а фенолфталеин | |в первую пробирку лакмус, |на малиновую. При добавлении к | |во вторую фенолфталеин. |дистиллированной воде щелочи, в | |Среда нейтральная. Затем в обе |растворе создается избыток ионов ОН-,| |пробирки добавим раствор щелочи NaOH.|определяющих щелочную среду и окраска| | |индикатора изменяется. | | | | |Какие изменения мы наблюдаем? | | | | | |Дайте объяснения. | | | | | |ПРАВИЛЬНО. | | |Итак, какой можно сделать вывод на | | |основании проведенного эксперимента: | | |В нейтральной среде концентрация | | |ионов Н+ и ОН- одинакова, поэтому | | |лакмус имеет фиолетовую окраску, а | | |фенолфталеин – бесцветную. | | |В кислой среде имеется избыток ионов | | |Н+, поэтому лакмус приобретает | | |красную окраску, а фенолфталеин | | |остается бесцветным. | | |В щелочной среде имеется избыток | | |гидроксид ионов ОН-, поэтому лакмус | | |изменяет окраску на синюю, а | | |фенолфталеин становится малиновым. | | | Нальем в две пробирки раствор |Ученик Г. Лакмус – фиолетовую, | |хлорида натрия. Как вы думаете какую |Фенолфталеин- бесцветную. | |окраску будут иметь лакмус и | | |фенолфталеин в растворе этой соли? | | | | | |Почему? |При диссоциации соли | | |NaCl ( Na+ + Cl- | | |ионов Н+ и ОН-, определяющих среду, | | |не образуется, поэтому среда должна | |ПРАВИЛЬНО. |быть нейтральной. | | | | |Ваши рассуждения подтвердим | | |экспериментом. Прильем к раствору | | |соли в первую пробирку раствор | | |лакмуса, во вторую раствор | | |фенолфталеина. Действительно среда в | | |обеих пробирках нейтральная. | | |Нальем в две пробирки раствор | | |карбоната натрия. Как вы думаете, | | |будет ли изменяться окраска | | |индикаторов в растворе этой соли? | | |Проделаем эксперимент. Вы видите, что| | |в первой пробирке лакмус изменил | | |окраску на синюю, а во второй | | |фенолфталеина на малиновую. | | |(У школьников возникло противоречие с|Нет | |имеющимися знаниями – учителем |Да | |создана проблемная ситуация, которую |(правильного объяснения дать не | |следует решить.) |могут) | |Следовательно, раствор Na2CO3 имеет | | |щелочную среду. Кто может дать | | |объяснение этому факту? |Это может произойти, если в растворе | | |в избытке появляются ионы ОН-. | |Это правильно. Но попробуйте | | |объяснить появление избытка ионов ОН-| | |в растворе соли. Затрудняетесь? | | |Давайте вспомним, из чего состоит | | |раствор? |Раствор включает в себя растворитель | | |и растворенное вещество. | | | | |Что в данном случае является |Растворитель - вода, а растворенное | |растворителем и растворенным |вещество – соль. | |веществом? | | | | | |Подумайте еще раз, как объяснить | | |избыток гидроксид ионов в растворе |Вода, диссоциируя, дает протоны | |Na2CO3 ? |водорода и гидроксид ионы. | | | | | | | |Проводим опыт: наливаем в две | | |пробирки воду и испытываем ее | | |индикатором. Изменилась ли окраска |Нет, так как концентрации ионов Н+ и| |индикатора? |ОН-, одинаковы. | | | | | | | |Правильно, т.е. концентрация ионов | | |водорода и гидроксид-ионов находится | | |в равновесном состоянии. | | |Напишите уравнение диссоциации воды. |НОН ( Н+ + ОН- | | | | |Ребята, процесс диссоциации воды – | | |равновесный процесс, поэтому это | | |равновесие можно сдвигать в ту или | | |иную сторону. Для сдвига равновесия | | |требуются определенные условия. Как | | |вы думаете, в нашем примере, что | | |может оказать влияние на сдвиг | | |равновесия диссоциации воды? |Наличие соли. | | | | |Выдвижение гипотезы и ее | | |доказательство. | | |Итак, нам необходимо выяснить, почему| | |изменилась окраска индикаторов в | | |растворе карбоната натрия. | | |Напишите уравнение диссоциации соли |Na2CO3 ( 2Na+ + CO32( | |Na2CO3. | | | | | |Выясним природу соли. |Cсоль образована сильным основанием | |Правильно. |(NaOH) и слабой кислотой (H2CO3). | | | | |Как вы думаете, какие частицы соли | | |могут связывать частицы воды и | | |смещать равновесие ее диссоциации? |Ионы Na+ не могут связывать частицы| | |ОН- , так как NaOH сильный | | |электролит и может существовать в | | |растворе лишь в виде ионов. | | |Карбонат-ионы связывают Н+ с | | |образованием мало диссоциирующего | | |гидрокарбонат-иона НCO3(. При этом в | | |растворе в избытке накапливаются ионы| | |ОН( , определяющие щелочную среду. | | | | |Напишем схему реакции: | | | | | |CO32( + НОН ( НCO3( + ОН( | | |Среда щелочная | | |Это краткое ионное уравнение выражает| | |сущность процесса реакции соли с | | |водой. Запишите уравнение в | | |молекулярном виде. |Na2CO3 + НОН ( NaHCO3 + NaOH | | | | | | | | | | |Проверим наше рассуждение на другом | | |примере. В две пробирки нальем | | |раствор хлорида аммония и прильем к | | |ним: | | |лакмус | | |фенолфталеин | | | |Раствор лакмуса изменил окраску на | |Какие признаки реакции мы наблюдаем? |красную, а фенолфталеин остался | | |бесцветным. | |Какой можно сделать вывод из этого | | |опыта? |Раствор хлорида аммония имеет кислую | | |среду. | |Напишите уравнение диссоциации соли | | |NH4Cl, определите природу соли. |NH4Cl ( NH4+ + Cl( | | |Соль образована слабым основанием | | |(NH4OH) и сильной кислотой (HCl). | |Какие частицы, на ваш взгляд, могут | | |смещать равновесие диссоциации воды? |Ионы хлора Cl( не могут сместить | | |равновесие диссоциации воды, т.к. HCl| | |сильный электролит и существует | | |только в виде ионов. NH4+ ионы, | | |свяжут гидроксид-ионы в слабый | | |электролит NH4OH, и в свободном виде | | |будут находиться катионы водорода, | |Напишите уравнение реакции: |которые и определяют кислую среду. | |NH4+ + НОН ( NH4OH + Н+ | | |среда кислая | | | | | |Наши рассуждения совпадают с | | |результатами опытов, следовательно, | | |выдвинутая вами гипотеза, что частицы| | |соли, связывая частицы воды, смещают | | |равновесие диссоциации воды и в | | |результате этого накапливаются ионы, | | |определяющие среду. | | |Запишите уравнение реакции в | | |молекулярном виде. |NH4Cl + НОН ( NH4OH + HCl | | | | |В две пробирки нальем раствор соли | | |CH3COONH4 – ацетат аммония, и прильем| | |в первую – лакмус, а во вторую – | | |фенолфталеин. Какие изменения мы |Окраска индикаторов не изменилась. | |наблюдаем? | | | | | |Напишем уравнение диссоциации соли: | | |CH3COONH4 ( NH4+ + CH3COO( | | | | | |Какова природа соли? | | | | | | |Соль образована слабым основанием | | |(NH4OH) и слабой кислотой | | |(CH3COOН). | | | | |Давайте выясним, почему индикаторы | | |показали нейтральную среду. |Очевидно частицы соли NH4+ свяжут | | |ионы воды ОН(, а частицы CH3COO( | | |свяжут Н+, поэтому частиц, | | |определяющих среду, в свободном виде | |Напишем уравнения реакций: |не будет и среда будет нейтральная. | |NH4+ + НОН ( NH4OH + Н+ | | |Слабый электролит |Концентрация ионов Н+ и ОН( находятся| | |в равновесии и среда будет | |CH3COO( + НОН ( CH3COOН + ОН( |нейтральная. | |Слабый электролит | | |Или в общем виде: | | |NH4++CH3COO(+НОН ( NH4OH+CH3COOН | | |Среда нейтральная | | |В молекулярном виде: | | |CH3COONH4 + НОН ( CH3COOН + NH4OH | | | | | | | | |Вернемся с вами к первому опыту с | | |раствором NaCl, и подумаем, почему и | | |в этом растворе среда нейтральная? | | |Напишите уравнение диссоциации соли: | | |И воды: |NaCl ( Na+ + Cl( | | |HOH ( Н+ + ОН( | |На основании приведенной записи, | | |какой можно сделать вывод? | | | |NaCl – соль, образованная сильным | | |основанием (NaOH) и сильной кислотой | | |(HCl). Если предположить, что ионы | | |Na+ свяжут ионы ОН(, то образуется | | |сильный электролит NaOH, который | | |существует в виде ионов Na+ и ОН(, а | | |HCl так же сильный электролит, | | |диссоциирующий на ионы Н+ и Cl(. | | |Ионы, определяющие среду Н+ и ОН(, | | |находятся в растворе в равных | | |количествах, и среда будет | |Итак, какой общий вывод можно |нейтральной. | |сделать? | | | | | |Соли, образованные сильным основанием| | |и сильной кислотой, гидролизу не | | |подвергаются. | | | | | |Na+ + Cl( + НОН ( Na+ + ОН( + Н+ + | | |Cl( | | | | | |Равновесие реакции смещено в сторону | | |слабого электролита – Н2О, | | |следовательно возможна обратная | | |реакция нейтрализации, а прямая | | |реакция не идет. | | | | | |NaOH ( Na+ + ОН( | | |HCl ( Н+ + Cl( |Соли могут реагировать с водой, | | |связывая частицы воды. В зависимости | |Реакция в этом случае не идет. |от природы соли, среда может быть | | |нейтральная, щелочная или кислая. | |Правильно. Сегодня мы с вами | | |познакомились с особыми свойствами | | |солей, которое называется гидролизом.| | |Запишите в тетрадь определение: | | | | | | | |Гидролиз – реакция обмена между солью и водой, в результате которой | |наблюдается сдвиг равновесия диссоциации молекул воды, приводящий к | |–накоплению в растворе избытка ионов водорода или гидроксид ионов, меняющих| |реакцию среды. | |Вспомните, какой характер имеет среда| | |при гидролизе: | | |Соли, образованной сильным основанием|Среда щелочная. | |и слабой кислотой? | | |Соли, образованной слабым основанием |Среда кислая. | |и сильной кислотой? | | |Соли, образованной слабым основанием |Среда нейтральная, или близкая к ней.| |и слабой кислотой? |Гидролиз идет полностью до конца. | |Что можно сказать о взаимодействии с | | |водой солей, образованных сильным |В этом случае реакция не идет, т.е. | |основанием и сильной кислотой? |эти соли гидролизу не подвергаются. | | | | |Ответ правильный. | | | | | 3. Формирование способов умственных и практических действий с новыми знаниями. |Деятельность учителя |Деятельность ученика | |(время 15 минут) | | |Мы с вами выдвинули гипотезу и | | |доказали ее. Теперь давайте ее | | |подтвердим на других примерах. Перед | | |вами на столе находится растворы | | |следующих солей: KJ; K2S; AlCl3; | | |(NH4)2S. | | |С помощью индикатора, определите | | |среду каждого раствора, дайте | | |характеристику природе соли. | | |Результаты сведите в следующую | | |таблицу: | | |Соль |Природа |Среда |Механизм процесса | | |соли | | | |KJ |Образован|нейтральн|KJ ( K+ + J( | | |а сильным|ая |KOH ( K+ + OH( | | |основание| |HJ ( H+ + J( | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |