на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Научные основы школьного курса химии. методика изучения растворов


|Почему окраска индикаторов |концентрация ионов Н+ и ОН- |

|изменилась? |одинакова и среда поэтому нейтральна.|

| |Если прилить раствор кислоты, |

| |создается избыток катионов водорода |

|ПРАВИЛЬНО. |Н+, которые определяют кислую среду, |

| |и окраска индикатора поэтому |

| |изменяется. |

|В две пробирки нальем |Ученик В. Лакмус изменил окраску с |

|дистиллированную воду и добавим: |фиолетовой на синюю, а фенолфталеин |

|в первую пробирку лакмус, |на малиновую. При добавлении к |

|во вторую фенолфталеин. |дистиллированной воде щелочи, в |

|Среда нейтральная. Затем в обе |растворе создается избыток ионов ОН-,|

|пробирки добавим раствор щелочи NaOH.|определяющих щелочную среду и окраска|

| |индикатора изменяется. |

| | |

|Какие изменения мы наблюдаем? | |

| | |

|Дайте объяснения. | |

| | |

|ПРАВИЛЬНО. | |

|Итак, какой можно сделать вывод на | |

|основании проведенного эксперимента: | |

|В нейтральной среде концентрация | |

|ионов Н+ и ОН- одинакова, поэтому | |

|лакмус имеет фиолетовую окраску, а | |

|фенолфталеин – бесцветную. | |

|В кислой среде имеется избыток ионов | |

|Н+, поэтому лакмус приобретает | |

|красную окраску, а фенолфталеин | |

|остается бесцветным. | |

|В щелочной среде имеется избыток | |

|гидроксид ионов ОН-, поэтому лакмус | |

|изменяет окраску на синюю, а | |

|фенолфталеин становится малиновым. | |

| Нальем в две пробирки раствор |Ученик Г. Лакмус – фиолетовую, |

|хлорида натрия. Как вы думаете какую |Фенолфталеин- бесцветную. |

|окраску будут иметь лакмус и | |

|фенолфталеин в растворе этой соли? | |

| | |

|Почему? |При диссоциации соли |

| |NaCl ( Na+ + Cl- |

| |ионов Н+ и ОН-, определяющих среду, |

| |не образуется, поэтому среда должна |

|ПРАВИЛЬНО. |быть нейтральной. |

| | |

|Ваши рассуждения подтвердим | |

|экспериментом. Прильем к раствору | |

|соли в первую пробирку раствор | |

|лакмуса, во вторую раствор | |

|фенолфталеина. Действительно среда в | |

|обеих пробирках нейтральная. | |

|Нальем в две пробирки раствор | |

|карбоната натрия. Как вы думаете, | |

|будет ли изменяться окраска | |

|индикаторов в растворе этой соли? | |

|Проделаем эксперимент. Вы видите, что| |

|в первой пробирке лакмус изменил | |

|окраску на синюю, а во второй | |

|фенолфталеина на малиновую. | |

|(У школьников возникло противоречие с|Нет |

|имеющимися знаниями – учителем |Да |

|создана проблемная ситуация, которую |(правильного объяснения дать не |

|следует решить.) |могут) |

|Следовательно, раствор Na2CO3 имеет | |

|щелочную среду. Кто может дать | |

|объяснение этому факту? |Это может произойти, если в растворе |

| |в избытке появляются ионы ОН-. |

|Это правильно. Но попробуйте | |

|объяснить появление избытка ионов ОН-| |

|в растворе соли. Затрудняетесь? | |

|Давайте вспомним, из чего состоит | |

|раствор? |Раствор включает в себя растворитель |

| |и растворенное вещество. |

| | |

|Что в данном случае является |Растворитель - вода, а растворенное |

|растворителем и растворенным |вещество – соль. |

|веществом? | |

| | |

|Подумайте еще раз, как объяснить | |

|избыток гидроксид ионов в растворе |Вода, диссоциируя, дает протоны |

|Na2CO3 ? |водорода и гидроксид ионы. |

| | |

| | |

|Проводим опыт: наливаем в две | |

|пробирки воду и испытываем ее | |

|индикатором. Изменилась ли окраска |Нет, так как концентрации ионов Н+ и|

|индикатора? |ОН-, одинаковы. |

| | |

| | |

|Правильно, т.е. концентрация ионов | |

|водорода и гидроксид-ионов находится | |

|в равновесном состоянии. | |

|Напишите уравнение диссоциации воды. |НОН ( Н+ + ОН- |

| | |

|Ребята, процесс диссоциации воды – | |

|равновесный процесс, поэтому это | |

|равновесие можно сдвигать в ту или | |

|иную сторону. Для сдвига равновесия | |

|требуются определенные условия. Как | |

|вы думаете, в нашем примере, что | |

|может оказать влияние на сдвиг | |

|равновесия диссоциации воды? |Наличие соли. |

| | |

|Выдвижение гипотезы и ее | |

|доказательство. | |

|Итак, нам необходимо выяснить, почему| |

|изменилась окраска индикаторов в | |

|растворе карбоната натрия. | |

|Напишите уравнение диссоциации соли |Na2CO3 ( 2Na+ + CO32( |

|Na2CO3. | |

| | |

|Выясним природу соли. |Cсоль образована сильным основанием |

|Правильно. |(NaOH) и слабой кислотой (H2CO3). |

| | |

|Как вы думаете, какие частицы соли | |

|могут связывать частицы воды и | |

|смещать равновесие ее диссоциации? |Ионы Na+ не могут связывать частицы|

| |ОН- , так как NaOH сильный |

| |электролит и может существовать в |

| |растворе лишь в виде ионов. |

| |Карбонат-ионы связывают Н+ с |

| |образованием мало диссоциирующего |

| |гидрокарбонат-иона НCO3(. При этом в |

| |растворе в избытке накапливаются ионы|

| |ОН( , определяющие щелочную среду. |

| | |

|Напишем схему реакции: | |

| | |

|CO32( + НОН ( НCO3( + ОН( | |

|Среда щелочная | |

|Это краткое ионное уравнение выражает| |

|сущность процесса реакции соли с | |

|водой. Запишите уравнение в | |

|молекулярном виде. |Na2CO3 + НОН ( NaHCO3 + NaOH |

| | |

| | |

| | |

|Проверим наше рассуждение на другом | |

|примере. В две пробирки нальем | |

|раствор хлорида аммония и прильем к | |

|ним: | |

|лакмус | |

|фенолфталеин | |

| |Раствор лакмуса изменил окраску на |

|Какие признаки реакции мы наблюдаем? |красную, а фенолфталеин остался |

| |бесцветным. |

|Какой можно сделать вывод из этого | |

|опыта? |Раствор хлорида аммония имеет кислую |

| |среду. |

|Напишите уравнение диссоциации соли | |

|NH4Cl, определите природу соли. |NH4Cl ( NH4+ + Cl( |

| |Соль образована слабым основанием |

| |(NH4OH) и сильной кислотой (HCl). |

|Какие частицы, на ваш взгляд, могут | |

|смещать равновесие диссоциации воды? |Ионы хлора Cl( не могут сместить |

| |равновесие диссоциации воды, т.к. HCl|

| |сильный электролит и существует |

| |только в виде ионов. NH4+ ионы, |

| |свяжут гидроксид-ионы в слабый |

| |электролит NH4OH, и в свободном виде |

| |будут находиться катионы водорода, |

|Напишите уравнение реакции: |которые и определяют кислую среду. |

|NH4+ + НОН ( NH4OH + Н+ | |

|среда кислая | |

| | |

|Наши рассуждения совпадают с | |

|результатами опытов, следовательно, | |

|выдвинутая вами гипотеза, что частицы| |

|соли, связывая частицы воды, смещают | |

|равновесие диссоциации воды и в | |

|результате этого накапливаются ионы, | |

|определяющие среду. | |

|Запишите уравнение реакции в | |

|молекулярном виде. |NH4Cl + НОН ( NH4OH + HCl |

| | |

|В две пробирки нальем раствор соли | |

|CH3COONH4 – ацетат аммония, и прильем| |

|в первую – лакмус, а во вторую – | |

|фенолфталеин. Какие изменения мы |Окраска индикаторов не изменилась. |

|наблюдаем? | |

| | |

|Напишем уравнение диссоциации соли: | |

|CH3COONH4 ( NH4+ + CH3COO( | |

| | |

|Какова природа соли? | |

| | |

| |Соль образована слабым основанием |

| |(NH4OH) и слабой кислотой |

| |(CH3COOН). |

| | |

|Давайте выясним, почему индикаторы | |

|показали нейтральную среду. |Очевидно частицы соли NH4+ свяжут |

| |ионы воды ОН(, а частицы CH3COO( |

| |свяжут Н+, поэтому частиц, |

| |определяющих среду, в свободном виде |

|Напишем уравнения реакций: |не будет и среда будет нейтральная. |

|NH4+ + НОН ( NH4OH + Н+ | |

|Слабый электролит |Концентрация ионов Н+ и ОН( находятся|

| |в равновесии и среда будет |

|CH3COO( + НОН ( CH3COOН + ОН( |нейтральная. |

|Слабый электролит | |

|Или в общем виде: | |

|NH4++CH3COO(+НОН ( NH4OH+CH3COOН | |

|Среда нейтральная | |

|В молекулярном виде: | |

|CH3COONH4 + НОН ( CH3COOН + NH4OH | |

| | |

| | |

|Вернемся с вами к первому опыту с | |

|раствором NaCl, и подумаем, почему и | |

|в этом растворе среда нейтральная? | |

|Напишите уравнение диссоциации соли: | |

|И воды: |NaCl ( Na+ + Cl( |

| |HOH ( Н+ + ОН( |

|На основании приведенной записи, | |

|какой можно сделать вывод? | |

| |NaCl – соль, образованная сильным |

| |основанием (NaOH) и сильной кислотой |

| |(HCl). Если предположить, что ионы |

| |Na+ свяжут ионы ОН(, то образуется |

| |сильный электролит NaOH, который |

| |существует в виде ионов Na+ и ОН(, а |

| |HCl так же сильный электролит, |

| |диссоциирующий на ионы Н+ и Cl(. |

| |Ионы, определяющие среду Н+ и ОН(, |

| |находятся в растворе в равных |

| |количествах, и среда будет |

|Итак, какой общий вывод можно |нейтральной. |

|сделать? | |

| | |

|Соли, образованные сильным основанием| |

|и сильной кислотой, гидролизу не | |

|подвергаются. | |

| | |

|Na+ + Cl( + НОН ( Na+ + ОН( + Н+ + | |

|Cl( | |

| | |

|Равновесие реакции смещено в сторону | |

|слабого электролита – Н2О, | |

|следовательно возможна обратная | |

|реакция нейтрализации, а прямая | |

|реакция не идет. | |

| | |

|NaOH ( Na+ + ОН( | |

|HCl ( Н+ + Cl( |Соли могут реагировать с водой, |

| |связывая частицы воды. В зависимости |

|Реакция в этом случае не идет. |от природы соли, среда может быть |

| |нейтральная, щелочная или кислая. |

|Правильно. Сегодня мы с вами | |

|познакомились с особыми свойствами | |

|солей, которое называется гидролизом.| |

|Запишите в тетрадь определение: | |

| | |

| |

|Гидролиз – реакция обмена между солью и водой, в результате которой |

|наблюдается сдвиг равновесия диссоциации молекул воды, приводящий к |

|–накоплению в растворе избытка ионов водорода или гидроксид ионов, меняющих|

|реакцию среды. |

|Вспомните, какой характер имеет среда| |

|при гидролизе: | |

|Соли, образованной сильным основанием|Среда щелочная. |

|и слабой кислотой? | |

|Соли, образованной слабым основанием |Среда кислая. |

|и сильной кислотой? | |

|Соли, образованной слабым основанием |Среда нейтральная, или близкая к ней.|

|и слабой кислотой? |Гидролиз идет полностью до конца. |

|Что можно сказать о взаимодействии с | |

|водой солей, образованных сильным |В этом случае реакция не идет, т.е. |

|основанием и сильной кислотой? |эти соли гидролизу не подвергаются. |

| | |

|Ответ правильный. | |

| | |

3. Формирование способов умственных и практических действий с новыми

знаниями.

|Деятельность учителя |Деятельность ученика |

|(время 15 минут) | |

|Мы с вами выдвинули гипотезу и | |

|доказали ее. Теперь давайте ее | |

|подтвердим на других примерах. Перед | |

|вами на столе находится растворы | |

|следующих солей: KJ; K2S; AlCl3; | |

|(NH4)2S. | |

|С помощью индикатора, определите | |

|среду каждого раствора, дайте | |

|характеристику природе соли. | |

|Результаты сведите в следующую | |

|таблицу: | |

|Соль |Природа |Среда |Механизм процесса |

| |соли | | |

|KJ |Образован|нейтральн|KJ ( K+ + J( |

| |а сильным|ая |KOH ( K+ + OH( |

| |основание| |HJ ( H+ + J( |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.