на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Научные основы школьного курса химии. методика изучения растворов


m(MoxSу) = 8,0 г m(Mo) до реакции = m(Mo) после реакции

след-но

m(MoO3) = 7,2 г n(Mo) до реакции = n(Mo) после реакции

MoxSу - ? 2. Определим количество вещества оксида

молибдена (VI)

m

7,2 г

n(MoO3) = (( = ((((( = 0,05

моль

M

144 г/моль

3. Определим количество вещества и массу молибдена

n(Mo) = n(MoO3) = 0,05 моль; m(Mo) = 0,05 ( 96 = 4,8 г

4. Найдем массу серы и количество вещества серы

m 3,2

m(S) = m(MoxSу) – m(Mo) = 8,0 – 4,8 = 3,2 г; n(S) = (( = (( = 0,10 моль

M 32

5. Найдем отношение количеств веществ молибдена и серы

n(Mo) : n(S) = 0,05:0,10 = 1:2

Следовательно, формула сульфида молибдена: MoS2

№3. Определить массу водорода в (г), содержащегося в 3,01 ( 1024 молекул

метана [8].

Методика решения:

Дано: Для решения задачи необходимо

последовательно

СH4 использовать следующие

формулы:

N(СH4) = 3,01 ( 1024 N

m

n = (( и n = (( ;

m(H) - ? NA

M

1. Находим количество вещества метана и водорода:

N(СH4)

n(СH4) = ((((((( ; где NA – постоянная Авогадро, равная 6,02 ( 1023

NA структурных

единиц.

3,01 ( 1024

n(СH4) = (((((( = 5 моль

6,02 ( 1023

n(H) = 4n (СH4) = 4 ( 5 = 20 моль атомов водорода

2. Определим массу водорода в (г):

m(H) = n(H) ( M(H) = 20 ( 1 = 20 г.

№4. Какова молекулярная формула углеводорода, содержащего 82,5% углерода.

Плотность паров по воздуху составляет 2 [9].

Методика решения:

Дано: 1. По относительной плотности паров

по воздуху

W(C) = 82,5% расчитаем относительную молекулярную

массу

Dвозд = 2 углеводорода СхНу

Mr(СхНу)

СхНу - ? Dвозд = ((((( ; Mr(возд) = 29

Mr(возд)

Mr(СхНу) = 29 ( 2 = 58 .

2. Используя формулу расчета массовой доли элемента, определим число атомов

углерода:

n(C) ( Ar(C) X ( 12

W(C) = (((((( ; n(C) = X ; 0,825 = ((( ; X = 4; n(C) = 4

Mr(СхНу) 58

3. Определим массовую долю элемента водорода и число его атомов:

W(H) = 100% - W(C) = 100 – 82,5 = 17,5%

n(H) ( Ar(H) Y ( 1

W(H) = (((((( ; n(H) = Y ; 0,175 = ((( ; Y = 10; n(H) = 10

Mr(СхНу) 58

Следовательно, формула углеводорода: С4H10 - бутан.

№5. Установите формулу кристаллогидрата MnCl2, если известно, что при его

обезвоживании массовая доля сухого остатка составила 63,63% от массы

кристаллогидрата [10].

Методика решения:

Дано: 1. Процесс обезвоживания кристаллогидрата

MnCl2 ( Х H2O можно выразить следующей схемой:

W(MnCl2) = 63,63% t(

MnCl2 ( Х H2O ( MnCl2

+ Х H2O

MnCl2 ( Х H2O - ?

Сухой остаток составит безводная соль MnCl2 ,

массовая доля которого 63,63%.

2. Выразим величину массовой доли сухого остатка:

Mr(MnCl2)

W(MnCl2) = ((((((((( ;

Mr(MnCl2 ( Х H2O)

3. Рассчитаем относительные молекулярные массы безводной и водной солей:

Mr(MnCl2) = 55 + 2 ( 35,5 = 126

Mr(MnCl2 ( Х H2O) = 126 + 18X

4. Подставим, найденные величины в формулу массовой доли и определим

значение Х:

126

0,6363 = ((((( ; 80,17 + 11,45 X = 126; 11,45 X = 45,83; X = 4 .

126 + 18 Х

Следовательно, формула кристаллогидрата: MnCl2 ( 4H2O

№6. Массовая доля серебра в соли предельной одноосновной органической

кислоты составляет 70,59%. Написать молекулярную формулу кислоты, если

известно, что она состоит из углерода, водорода и кислорода [11].

Методика решения:

Дано: Общая формула соли предельной

одноосновной орга-

W(Ag) = 70,59% нической кислоты имеет следующий вид:

C n H2n+1 COOH - ? C n H2n+1 COOAg

1. Выразим массовую долю серебра в общем виде:

n(Ag) ( Ar(Ag)

W(Ag) = (((((((((( ;

Mr(C n H2n+1 COOAg)

2. По формуле рассчитаем относительную молекулярную массу соли:

Mr(C n H2n+1 COOAg) = 12n + 2n + 1 +12 + 2 ( 16 + 108 = 14n + 153 .

3. Сведем данные в формулу массовой доли:

1 ( 108

0,7059 = ((((( ; 9,88n + 108 = 108; n=0

14n + 153

Следовательно: 14n – превращается в 0 и форму соли HCOOAg, а формула

кислоты HCOOH .

Часть 2. Место эксперимента и его роль в развитии мышления

школьников.

Одним из важнейших словесно – наглядных и словесно – наглядно –

практических методов обучения является химический эксперимент. Он играет

особую роль в обучении химии. Химический эксперимент знакомит учащихся не

только с самими явлениями, но и методами химической науки. Он помогает

вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы, освоить приемы

работы, сформировать практические навыки и умения.

Следует отметить, что проблема химического эксперимента в методике

обстоятельно исследована. Большой вклад в нее внесли такие ученые как В.Н.

Верховский, В.В. Фельдт, К.Я. Парменов, В.В. Левченко, В.С. Полосин, Д.М.

Кирюшкин, Л.А. Цветков и другие.

К.Я. Парменов[13] не только уделял внимание технике эксперимента, но

и методике его включения в учебный процесс. Он отмечал, что при провидении

демонстрационного эксперимента необходимо подготовить учащихся к наблюдению

опыта и умело руководить этими наблюдениями. Особенно детально разработана

эта проблема В.С. Полосиным [14,15]. Он исследовал эффективность различных

способов приложения химического эксперимента, разработал методику

комплексного использования химического эксперимента в сочетании с другими

средствами обучения.

Химический эксперимент можно разделить на два вида: демонстрационный

и ученический. Демонстрационный эксперимент относится к словесно –

наглядным методам обучения.

Демонстрационным называют эксперимент, который проводится в классе

учителем, лаборантом или иногда одним из учащихся [16].

Демонстрационный эксперимент, проводится в соответствии с

государственной программой по химии для средней школы, по каждой конкретной

изучаемой теме курса.

Демонстрационный эксперимент дает возможность учителю формировать

интерес к предмету у школьников, научить их выполнять определенные операции

с веществом; приемам лабораторной техники.

К требованиям, предъявляемым к демонстрационному эксперименту,

следует отнести:

- Наглядность. Эксперимент следует проводить в цилиндрах, стаканах, чтобы

химическое явление можно было наблюдать с любой точки класса. Стол

преподавателя не должен быть загроможден лишними предметами, чтобы были

видны руки учителя. Можно использовать подъемный столик или кодоскоп.

- Простота. Прибор, в котором демонстрируют эксперимент, не должен

содержать лишних деталей и нагромождений, чтобы внимание обучаемых не

отвлекалось от химического процесса. Не следует увлекаться эффектными

опытами, так как менее эффектные опыты не будут пользоваться вниманием.

- Безопасность эксперимента. Учитель несет ответственность за безопасность

учащихся, поэтому в кабинете должны находиться средства пожарной

безопасности, вытяжной шкаф для проведения работ с вредными и пахучими

веществами, средства для оказания первой помощи . реактивы для проведения

опытов должны быть проверены заранее; посуда для эксперимента – чистой.

При проведении опасных опытов следует использовать защитный экран.

- Надежность. Опыт всегда должен удаваться, и с этой целью техника

эксперимента перед его проведением должна быть тщательно отработана, все

операции должны быть четкими, уверенными; недопустима неряшливость в

оформлении опыта. Учитель должен следить за своим внешним видом и

поведением. В случае неудачи, необходимо выяснить ее причину, и опыт на

следующем уроке повторить.

- Необходимость объяснения эксперимента. Любой опыт должен сопровождаться

словом учителя. Возникающие паузы можно использовать для организации

диалога со школьниками, выяснения условий проведения эксперимента и

признаков химических реакций.

( условия – это то, что необходимо для того, чтобы реакция началась и

протекала;

признаки – это то, по чему судят о том, что реакция протекает или уже

закончилась ).

Следует помнить, что опыт – это метод исследования, поэтому лучше

провести меньшее их количество, но каждый опыт должен быть объяснен.

Методика демонстрации опытов:

1. Необходима постановка цели опыта – для чего проводится опыт, что

необходимо понять в результате наблюдений за экспериментом.

2. Следует описать прибор, в котором проводится опыт; условий, в

которых он проводится; дать характеристику реактивам.

3. Организовать наблюдения за опытом учащихся для выявления признаков

реакции и проведения анализа.

4. Помочь школьникам сделать соответствующие выводы и теоретическое

обоснование.

Как любой учебный процесс, демонстрационный эксперимент решает три

задачи: образовательную, воспитательную, развивающую, суть которых

состоит в следующем:

Образовательная цель – получить информацию о протекании химической

реакции, свойствах веществ и методах химической науки;

Воспитательная – сформировать убеждение, что опыт – инструмент

познания, что мир познаваем.

Развивающая – развитие наблюдательности, умение анализировать

явления, факты; делать обобщения и выводы.

В основе словесно – наглядно – практического метода лежит

практическая деятельность учащихся, которая не может осуществляться без

руководящего слова учителя и без использования элементов наглядности.

Главный путь этого метода – самостоятельная работа школьников. Ее формы:

коллективная, групповая и индивидуальная. Виды самостоятельной работы:

ученический эксперимент, решение химических задач и упражнений, работа с

литературой; выполнение творческих заданий; письменные работы контрольного

характера и т.д..

Самостоятельная работа – это наиболее важный путь освоения учащимися

новых знаний, умений и навыков в освоении методов химической науки.

Образовательная цель самостоятельной работы – освоение методов

химической науки, экспериментальными умениями; умениями работать с

учебником, литературой; производить расчеты; пользоваться химическим

языком.

Воспитательная цель - формирование черт личности школьника,

трудолюбия, настойчивости, товарищеской взаимопомощи.

Развивающая цель – развитие самостоятельности, интеллектуальных

умений, умение анализировать явления и делать выводы.

Самостоятельная работа может быть источником знаний, способом их

проверки, совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков. Этот

вид деятельности учащихся формируется под контролем учителя.

Как показано выше, ученический эксперимент – вид самостоятельной

деятельности учащихся, запланированный в государственной программе по

химии. Это способ проверки истинности, приобретенных знаний; способствующий

более глубокому пониманию материала, усвоению знаний. Ученический

эксперимент можно подразделить на лабораторные опыты и практические работы.

Лабораторные опыты проводятся школьниками во время объяснения

учителем нового материала. Для этого ученические столы оснащаются

необходимым оборудованием и реактивами. Учитель руководит выполнением

эксперимента, оформлением отчета. Лабораторный опыт – источник знания, к

нему предварительно школьники не готовятся. В тетрадях делается

соответствующие записи.

Практические работы проводятся после изучения определенной темы или

раздела. Это уроки контролирующие знания, умения и навыки. К ним готовятся

заранее по инструкции, изложенной в учебнике. Перед допуском к выполнению

практической работы учитель проводит инструктаж по технике безопасности и

выполнению работы. Объясняются наиболее сложные моменты в работе. Работа

выполняется в течении 45 минут, оценки выставляются каждому ученику. Отчет

оформляется в специальных тетрадях, после проверки, проводится анализ.

Ученический эксперимент должен удовлетворять следующим требованиям [4

с.102-109]:

1. Учащиеся должны понимать суть опыта и знать последовательность

выполнения отдельных операций по инструкции.

2. Соблюдать дозировку реактивов и правила работы с ними.

3. Уметь собирать приборы по рисунку и правильно работать с ними.

4. Неукоснительно выполнять правила техники безопасности при обращении с

оборудованием, приборами и реактивами.

5. Четко оформлять отчет о проведенной экспериментальной работе.

Выполняя химические работы, самостоятельно, или наблюдая за их

демонстрационной постановкой ученики узнают о природе вещества,

устанавливают взаимосвязи между ее строением и свойствами.

В настоящее время, совершенствование школьного химического

эксперимента, в основном, заключается в модернизации приборов, аппаратов,

создания оборудования для работы с малыми количествами и, к сожалению, в

меньшей степени оно нацелено на разработку принципиально новых химических

опытов, которые дали бы возможность применять на уроках проблемные и

исследовательские формы организации учебной деятельности школьников.

Известно, что положительные результаты в развитии творческих

способностей школьников возможны при систематическом применении в обучении

проблемного и исследовательского подходов. Однако методически это трудная

задача, решать которую необходимо.

Детальная разработка методики проведения проблемного эксперимента

поможет учителю в организации мыслительной деятельности учащихся.

Широко используемый объяснительно – иллюстративный метод обучения, не

дает возможности учителю добиться прочного усвоения учениками знаний и

умений. Проникающее в современную школу развивающее обучение, направлено на

создание учителем проблемных ситуаций и самостоятельное овладение учениками

новыми знаниями, поэтому меняется и роль учителя. Если раньше он выполнял в

основном роль информатора знаний, то в настоящее время он должен управлять

процессом обучения.

В проблемном обучении (развивающем обучении) все учащиеся включаются

в процесс решения проблем. Проблемные ситуации должны организовываться

систематически, что способствует развитию логического мышления учащихся, их

творческих способностей, интересам к учению.

Классификация проблемных ситуаций приводится в книге Малафеева Р.И.

[17]:

- неожиданность

- конфликт

- предположение

- опровержение

- несоответствия

- неопределенности.

Все эти ситуации, на наш взгляд, можно выразить как возникшие у

школьников противоречия, с имеющимися знаниями, которые следует

разрешать выдвижением гипотезы и ее решением.

Выполняя проблемные задания, ученик должен активно и непосредственно

участвовать в поиске и приобретении новых знаний и овладением новыми

способами деятельности.

Рассмотрим возможности проблемного метода обучения на примере темы

«Гидролиз», изучаемая в разделе «Теория электролитической диссоциации»,

курса химии 9-го класса.

Проблемный урок по теме «Гидролиз солей».

Цели урока:

Образовательная: Закрепить у школьников знания теории электролитической

диссоциации, умение разделять вещества н а электролиты и не электролиты,

определять характер среды по окраске индикатора. Сформировать знания о

гидролизе, как особом свойстве солей. Доказать влияние состава соли на

направление реакции, и привести учащихся к выводу о смещении равновесия

диссоциации молекул воды, за счет связывания одного из ее ионов ионами

соли. Сформировать умение по составу соли (ее природе) прогнозировать

реакцию среды.

Воспитательная: Через проблемный метод обучения раскрыть перед учениками

научный путь познания через доказательство гипотезы, способствовать

переходу знаний в убеждения. Посредством эксперимента привить навыки

трудолюбия, бережного отношения к реактивам, к природе, эстетические

качества.

Развивающая: На примере свойств солей, различной природы, их отношение к

воде, продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать изучаемые явления,

выявлять причинно – следственные связи, делать соответствующие выводы.

Тип урока:

По дидактической цели – формирование новых знаний.

По способу организации – проблемный.

Методы обучения:

Основной – проблемный.

Частные методы и методические приемы:

- преподавание; фронтальная беседа, воспроизводящая беседа с использованием

демонстрационного эксперимента.

- Учения; эвристическая беседа, лабораторные опыты.

Средства наглядности: таблица растворимости.

Оборудование для эксперимента: штатив с пробирками, растворы лакмуса и

фенолфталеина, растворы солей; хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида

аммония, ацетата аммония.

Литература:

1. Программа по химии для средней школы. М. Из-во «Дрофа». 1999. с.34

2. Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Химия. 9-й класс. М. Просвещение.

1999.с.18-20

3. Н.С. Ахметов. Актуальные вопросы курса неорганической химии. М.

Просвещение. 1991.с.176-180

Межпредметные связи:

Физика – заряд ионов.

Биология – процесс гидролиза в организме человека; использование гидролиза

при внесении удобрений в почву.

Внутрипредметные связи:

Теория строения вещества, теория электролитической диссоциации, свойства

кислот и оснований, их действие на индикаторы, понятия электролит, не

электролит.

Структурные элементы урока:

1. Восстановление опорных знаний.

|Деятельность учителя |Деятельность ученика |

| | |

|(время 5 минут) |Ученик А. Электролитической |

|Фронтальная беседа: |диссоциацией называется распад |

|1. Дайте определение |электролита на ионы при растворении в|

|электролитической диссоциации. |воде или рас плавлении. |

|Какие вещества называются |Ученик Б. Электролиты – вещества, |

|электролитами? |обладающие ионной проводимостью. |

|Дайте определение не электролитам. |Не электролиты – это вещества, не |

| |обладающие ионной проводимостью. |

|Приведите примеры: |Ученик В. |

|Электролитов |соли: NaCl; K2SO4; Al(NaO3)3 и т.д. |

| |кислоты: НСl; H2SO4; HNO3; HJ. |

| |щелочи: NaOH; LiOH; Ba(OH)2 |

|Не элекролитов |органические вещества, |

| |концентрированные NH4OH, уксусная |

| |кислота (ледяная), кристаллические |

| |соли, сахар кристаллический и раствор|

| |сахара и т.д. |

|Перечислите, в каких случаях реакции |Ученик Г. Реакции между электролитами|

|между растворами – электролитами идут|идут до конца если: |

|до конца. |Выпадает осадок. |

| |Выделяется газ. |

| |Образуются молекулы воды или какого |

| |либо другого слабого электролита. |

2. Формирование знаний, умений, навыков.

|Деятельность учителя |Деятельность ученика |

|(время 25 минут) | |

|Запишите тему урока: | |

|«Гидролиз солей» | |

| | |

|Вспомните, какую окраску будут иметь | |

|индикаторы в дистиллированной воде: | |

|лакмус |Ученик А. Лакмус – фиолетовую, |

|фенолфталеин |Фенолфталеин – бесцветную. |

|проводим эксперимент, доказывающий | |

|рассуждения учеников. | |

| | |

|Как изменится окраска этих | |

|индикаторов, если к их водному |Ученик Б. Окраска лакмуса станет |

|раствору прилить раствор кислоты |красной, а фенолфталеин останется |

|(проводим эксперимент). |бесцветным. В дистиллированной воде |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.