![]() |
|
|
Научные основы школьного курса химии. методика изучения растворовm(MoxSу) = 8,0 г m(Mo) до реакции = m(Mo) после реакции след-но m(MoO3) = 7,2 г n(Mo) до реакции = n(Mo) после реакции MoxSу - ? 2. Определим количество вещества оксида молибдена (VI) m 7,2 г n(MoO3) = (( = ((((( = 0,05 моль M 144 г/моль 3. Определим количество вещества и массу молибдена n(Mo) = n(MoO3) = 0,05 моль; m(Mo) = 0,05 ( 96 = 4,8 г 4. Найдем массу серы и количество вещества серы m 3,2 m(S) = m(MoxSу) – m(Mo) = 8,0 – 4,8 = 3,2 г; n(S) = (( = (( = 0,10 моль M 32 5. Найдем отношение количеств веществ молибдена и серы n(Mo) : n(S) = 0,05:0,10 = 1:2 Следовательно, формула сульфида молибдена: MoS2 №3. Определить массу водорода в (г), содержащегося в 3,01 ( 1024 молекул метана [8]. Методика решения: Дано: Для решения задачи необходимо последовательно СH4 использовать следующие формулы: N(СH4) = 3,01 ( 1024 N m n = (( и n = (( ; m(H) - ? NA M 1. Находим количество вещества метана и водорода: N(СH4) n(СH4) = ((((((( ; где NA – постоянная Авогадро, равная 6,02 ( 1023 NA структурных единиц. 3,01 ( 1024 n(СH4) = (((((( = 5 моль 6,02 ( 1023 n(H) = 4n (СH4) = 4 ( 5 = 20 моль атомов водорода 2. Определим массу водорода в (г): m(H) = n(H) ( M(H) = 20 ( 1 = 20 г. №4. Какова молекулярная формула углеводорода, содержащего 82,5% углерода. Плотность паров по воздуху составляет 2 [9]. Методика решения: Дано: 1. По относительной плотности паров по воздуху W(C) = 82,5% расчитаем относительную молекулярную массу Dвозд = 2 углеводорода СхНу Mr(СхНу) СхНу - ? Dвозд = ((((( ; Mr(возд) = 29 Mr(возд) Mr(СхНу) = 29 ( 2 = 58 . 2. Используя формулу расчета массовой доли элемента, определим число атомов углерода: n(C) ( Ar(C) X ( 12 W(C) = (((((( ; n(C) = X ; 0,825 = ((( ; X = 4; n(C) = 4 Mr(СхНу) 58 3. Определим массовую долю элемента водорода и число его атомов: W(H) = 100% - W(C) = 100 – 82,5 = 17,5% n(H) ( Ar(H) Y ( 1 W(H) = (((((( ; n(H) = Y ; 0,175 = ((( ; Y = 10; n(H) = 10 Mr(СхНу) 58 Следовательно, формула углеводорода: С4H10 - бутан. №5. Установите формулу кристаллогидрата MnCl2, если известно, что при его обезвоживании массовая доля сухого остатка составила 63,63% от массы кристаллогидрата [10]. Методика решения: Дано: 1. Процесс обезвоживания кристаллогидрата MnCl2 ( Х H2O можно выразить следующей схемой: W(MnCl2) = 63,63% t( MnCl2 ( Х H2O ( MnCl2 + Х H2O MnCl2 ( Х H2O - ? Сухой остаток составит безводная соль MnCl2 , массовая доля которого 63,63%. 2. Выразим величину массовой доли сухого остатка: Mr(MnCl2) W(MnCl2) = ((((((((( ; Mr(MnCl2 ( Х H2O) 3. Рассчитаем относительные молекулярные массы безводной и водной солей: Mr(MnCl2) = 55 + 2 ( 35,5 = 126 Mr(MnCl2 ( Х H2O) = 126 + 18X 4. Подставим, найденные величины в формулу массовой доли и определим значение Х: 126 0,6363 = ((((( ; 80,17 + 11,45 X = 126; 11,45 X = 45,83; X = 4 . 126 + 18 Х Следовательно, формула кристаллогидрата: MnCl2 ( 4H2O №6. Массовая доля серебра в соли предельной одноосновной органической кислоты составляет 70,59%. Написать молекулярную формулу кислоты, если известно, что она состоит из углерода, водорода и кислорода [11]. Методика решения: Дано: Общая формула соли предельной одноосновной орга- W(Ag) = 70,59% нической кислоты имеет следующий вид: C n H2n+1 COOH - ? C n H2n+1 COOAg 1. Выразим массовую долю серебра в общем виде: n(Ag) ( Ar(Ag) W(Ag) = (((((((((( ; Mr(C n H2n+1 COOAg) 2. По формуле рассчитаем относительную молекулярную массу соли: Mr(C n H2n+1 COOAg) = 12n + 2n + 1 +12 + 2 ( 16 + 108 = 14n + 153 . 3. Сведем данные в формулу массовой доли: 1 ( 108 0,7059 = ((((( ; 9,88n + 108 = 108; n=0 14n + 153 Следовательно: 14n – превращается в 0 и форму соли HCOOAg, а формула кислоты HCOOH . Часть 2. Место эксперимента и его роль в развитии мышления школьников. Одним из важнейших словесно – наглядных и словесно – наглядно – практических методов обучения является химический эксперимент. Он играет особую роль в обучении химии. Химический эксперимент знакомит учащихся не только с самими явлениями, но и методами химической науки. Он помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы, освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения. Следует отметить, что проблема химического эксперимента в методике обстоятельно исследована. Большой вклад в нее внесли такие ученые как В.Н. Верховский, В.В. Фельдт, К.Я. Парменов, В.В. Левченко, В.С. Полосин, Д.М. Кирюшкин, Л.А. Цветков и другие. К.Я. Парменов[13] не только уделял внимание технике эксперимента, но и методике его включения в учебный процесс. Он отмечал, что при провидении демонстрационного эксперимента необходимо подготовить учащихся к наблюдению опыта и умело руководить этими наблюдениями. Особенно детально разработана эта проблема В.С. Полосиным [14,15]. Он исследовал эффективность различных способов приложения химического эксперимента, разработал методику комплексного использования химического эксперимента в сочетании с другими средствами обучения. Химический эксперимент можно разделить на два вида: демонстрационный и ученический. Демонстрационный эксперимент относится к словесно – наглядным методам обучения. Демонстрационным называют эксперимент, который проводится в классе учителем, лаборантом или иногда одним из учащихся [16]. Демонстрационный эксперимент, проводится в соответствии с государственной программой по химии для средней школы, по каждой конкретной изучаемой теме курса. Демонстрационный эксперимент дает возможность учителю формировать интерес к предмету у школьников, научить их выполнять определенные операции с веществом; приемам лабораторной техники. К требованиям, предъявляемым к демонстрационному эксперименту, следует отнести: - Наглядность. Эксперимент следует проводить в цилиндрах, стаканах, чтобы химическое явление можно было наблюдать с любой точки класса. Стол преподавателя не должен быть загроможден лишними предметами, чтобы были видны руки учителя. Можно использовать подъемный столик или кодоскоп. - Простота. Прибор, в котором демонстрируют эксперимент, не должен содержать лишних деталей и нагромождений, чтобы внимание обучаемых не отвлекалось от химического процесса. Не следует увлекаться эффектными опытами, так как менее эффектные опыты не будут пользоваться вниманием. - Безопасность эксперимента. Учитель несет ответственность за безопасность учащихся, поэтому в кабинете должны находиться средства пожарной безопасности, вытяжной шкаф для проведения работ с вредными и пахучими веществами, средства для оказания первой помощи . реактивы для проведения опытов должны быть проверены заранее; посуда для эксперимента – чистой. При проведении опасных опытов следует использовать защитный экран. - Надежность. Опыт всегда должен удаваться, и с этой целью техника эксперимента перед его проведением должна быть тщательно отработана, все операции должны быть четкими, уверенными; недопустима неряшливость в оформлении опыта. Учитель должен следить за своим внешним видом и поведением. В случае неудачи, необходимо выяснить ее причину, и опыт на следующем уроке повторить. - Необходимость объяснения эксперимента. Любой опыт должен сопровождаться словом учителя. Возникающие паузы можно использовать для организации диалога со школьниками, выяснения условий проведения эксперимента и признаков химических реакций. ( условия – это то, что необходимо для того, чтобы реакция началась и протекала; признаки – это то, по чему судят о том, что реакция протекает или уже закончилась ). Следует помнить, что опыт – это метод исследования, поэтому лучше провести меньшее их количество, но каждый опыт должен быть объяснен. Методика демонстрации опытов: 1. Необходима постановка цели опыта – для чего проводится опыт, что необходимо понять в результате наблюдений за экспериментом. 2. Следует описать прибор, в котором проводится опыт; условий, в которых он проводится; дать характеристику реактивам. 3. Организовать наблюдения за опытом учащихся для выявления признаков реакции и проведения анализа. 4. Помочь школьникам сделать соответствующие выводы и теоретическое обоснование. Как любой учебный процесс, демонстрационный эксперимент решает три задачи: образовательную, воспитательную, развивающую, суть которых состоит в следующем: Образовательная цель – получить информацию о протекании химической реакции, свойствах веществ и методах химической науки; Воспитательная – сформировать убеждение, что опыт – инструмент познания, что мир познаваем. Развивающая – развитие наблюдательности, умение анализировать явления, факты; делать обобщения и выводы. В основе словесно – наглядно – практического метода лежит практическая деятельность учащихся, которая не может осуществляться без руководящего слова учителя и без использования элементов наглядности. Главный путь этого метода – самостоятельная работа школьников. Ее формы: коллективная, групповая и индивидуальная. Виды самостоятельной работы: ученический эксперимент, решение химических задач и упражнений, работа с литературой; выполнение творческих заданий; письменные работы контрольного характера и т.д.. Самостоятельная работа – это наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков в освоении методов химической науки. Образовательная цель самостоятельной работы – освоение методов химической науки, экспериментальными умениями; умениями работать с учебником, литературой; производить расчеты; пользоваться химическим языком. Воспитательная цель - формирование черт личности школьника, трудолюбия, настойчивости, товарищеской взаимопомощи. Развивающая цель – развитие самостоятельности, интеллектуальных умений, умение анализировать явления и делать выводы. Самостоятельная работа может быть источником знаний, способом их проверки, совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков. Этот вид деятельности учащихся формируется под контролем учителя. Как показано выше, ученический эксперимент – вид самостоятельной деятельности учащихся, запланированный в государственной программе по химии. Это способ проверки истинности, приобретенных знаний; способствующий более глубокому пониманию материала, усвоению знаний. Ученический эксперимент можно подразделить на лабораторные опыты и практические работы. Лабораторные опыты проводятся школьниками во время объяснения учителем нового материала. Для этого ученические столы оснащаются необходимым оборудованием и реактивами. Учитель руководит выполнением эксперимента, оформлением отчета. Лабораторный опыт – источник знания, к нему предварительно школьники не готовятся. В тетрадях делается соответствующие записи. Практические работы проводятся после изучения определенной темы или раздела. Это уроки контролирующие знания, умения и навыки. К ним готовятся заранее по инструкции, изложенной в учебнике. Перед допуском к выполнению практической работы учитель проводит инструктаж по технике безопасности и выполнению работы. Объясняются наиболее сложные моменты в работе. Работа выполняется в течении 45 минут, оценки выставляются каждому ученику. Отчет оформляется в специальных тетрадях, после проверки, проводится анализ. Ученический эксперимент должен удовлетворять следующим требованиям [4 с.102-109]: 1. Учащиеся должны понимать суть опыта и знать последовательность выполнения отдельных операций по инструкции. 2. Соблюдать дозировку реактивов и правила работы с ними. 3. Уметь собирать приборы по рисунку и правильно работать с ними. 4. Неукоснительно выполнять правила техники безопасности при обращении с оборудованием, приборами и реактивами. 5. Четко оформлять отчет о проведенной экспериментальной работе. Выполняя химические работы, самостоятельно, или наблюдая за их демонстрационной постановкой ученики узнают о природе вещества, устанавливают взаимосвязи между ее строением и свойствами. В настоящее время, совершенствование школьного химического эксперимента, в основном, заключается в модернизации приборов, аппаратов, создания оборудования для работы с малыми количествами и, к сожалению, в меньшей степени оно нацелено на разработку принципиально новых химических опытов, которые дали бы возможность применять на уроках проблемные и исследовательские формы организации учебной деятельности школьников. Известно, что положительные результаты в развитии творческих способностей школьников возможны при систематическом применении в обучении проблемного и исследовательского подходов. Однако методически это трудная задача, решать которую необходимо. Детальная разработка методики проведения проблемного эксперимента поможет учителю в организации мыслительной деятельности учащихся. Широко используемый объяснительно – иллюстративный метод обучения, не дает возможности учителю добиться прочного усвоения учениками знаний и умений. Проникающее в современную школу развивающее обучение, направлено на создание учителем проблемных ситуаций и самостоятельное овладение учениками новыми знаниями, поэтому меняется и роль учителя. Если раньше он выполнял в основном роль информатора знаний, то в настоящее время он должен управлять процессом обучения. В проблемном обучении (развивающем обучении) все учащиеся включаются в процесс решения проблем. Проблемные ситуации должны организовываться систематически, что способствует развитию логического мышления учащихся, их творческих способностей, интересам к учению. Классификация проблемных ситуаций приводится в книге Малафеева Р.И. [17]: - неожиданность - конфликт - предположение - опровержение - несоответствия - неопределенности. Все эти ситуации, на наш взгляд, можно выразить как возникшие у школьников противоречия, с имеющимися знаниями, которые следует разрешать выдвижением гипотезы и ее решением. Выполняя проблемные задания, ученик должен активно и непосредственно участвовать в поиске и приобретении новых знаний и овладением новыми способами деятельности. Рассмотрим возможности проблемного метода обучения на примере темы «Гидролиз», изучаемая в разделе «Теория электролитической диссоциации», курса химии 9-го класса. Проблемный урок по теме «Гидролиз солей». Цели урока: Образовательная: Закрепить у школьников знания теории электролитической диссоциации, умение разделять вещества н а электролиты и не электролиты, определять характер среды по окраске индикатора. Сформировать знания о гидролизе, как особом свойстве солей. Доказать влияние состава соли на направление реакции, и привести учащихся к выводу о смещении равновесия диссоциации молекул воды, за счет связывания одного из ее ионов ионами соли. Сформировать умение по составу соли (ее природе) прогнозировать реакцию среды. Воспитательная: Через проблемный метод обучения раскрыть перед учениками научный путь познания через доказательство гипотезы, способствовать переходу знаний в убеждения. Посредством эксперимента привить навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, к природе, эстетические качества. Развивающая: На примере свойств солей, различной природы, их отношение к воде, продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно – следственные связи, делать соответствующие выводы. Тип урока: По дидактической цели – формирование новых знаний. По способу организации – проблемный. Методы обучения: Основной – проблемный. Частные методы и методические приемы: - преподавание; фронтальная беседа, воспроизводящая беседа с использованием демонстрационного эксперимента. - Учения; эвристическая беседа, лабораторные опыты. Средства наглядности: таблица растворимости. Оборудование для эксперимента: штатив с пробирками, растворы лакмуса и фенолфталеина, растворы солей; хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида аммония, ацетата аммония. Литература: 1. Программа по химии для средней школы. М. Из-во «Дрофа». 1999. с.34 2. Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Химия. 9-й класс. М. Просвещение. 1999.с.18-20 3. Н.С. Ахметов. Актуальные вопросы курса неорганической химии. М. Просвещение. 1991.с.176-180 Межпредметные связи: Физика – заряд ионов. Биология – процесс гидролиза в организме человека; использование гидролиза при внесении удобрений в почву. Внутрипредметные связи: Теория строения вещества, теория электролитической диссоциации, свойства кислот и оснований, их действие на индикаторы, понятия электролит, не электролит. Структурные элементы урока: 1. Восстановление опорных знаний. |Деятельность учителя |Деятельность ученика | | | | |(время 5 минут) |Ученик А. Электролитической | |Фронтальная беседа: |диссоциацией называется распад | |1. Дайте определение |электролита на ионы при растворении в| |электролитической диссоциации. |воде или рас плавлении. | |Какие вещества называются |Ученик Б. Электролиты – вещества, | |электролитами? |обладающие ионной проводимостью. | |Дайте определение не электролитам. |Не электролиты – это вещества, не | | |обладающие ионной проводимостью. | |Приведите примеры: |Ученик В. | |Электролитов |соли: NaCl; K2SO4; Al(NaO3)3 и т.д. | | |кислоты: НСl; H2SO4; HNO3; HJ. | | |щелочи: NaOH; LiOH; Ba(OH)2 | |Не элекролитов |органические вещества, | | |концентрированные NH4OH, уксусная | | |кислота (ледяная), кристаллические | | |соли, сахар кристаллический и раствор| | |сахара и т.д. | |Перечислите, в каких случаях реакции |Ученик Г. Реакции между электролитами| |между растворами – электролитами идут|идут до конца если: | |до конца. |Выпадает осадок. | | |Выделяется газ. | | |Образуются молекулы воды или какого | | |либо другого слабого электролита. | 2. Формирование знаний, умений, навыков. |Деятельность учителя |Деятельность ученика | |(время 25 минут) | | |Запишите тему урока: | | |«Гидролиз солей» | | | | | |Вспомните, какую окраску будут иметь | | |индикаторы в дистиллированной воде: | | |лакмус |Ученик А. Лакмус – фиолетовую, | |фенолфталеин |Фенолфталеин – бесцветную. | |проводим эксперимент, доказывающий | | |рассуждения учеников. | | | | | |Как изменится окраска этих | | |индикаторов, если к их водному |Ученик Б. Окраска лакмуса станет | |раствору прилить раствор кислоты |красной, а фенолфталеин останется | |(проводим эксперимент). |бесцветным. В дистиллированной воде | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |