на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»


их, объяснила, что ребенка воспитываем до пяти лет, а после пяти –

перевоспитываем. Познакомила мам и пап с поставленными задачами и

предложила решать их вместе.

Итак, какие приемы и методы были использованы в работе? Во-первых,

личный пример. Не дожидалась пока ребенок поздоровается, первой

здоровалась сама, находила, о чем спросить, о чем поговорить, так как дети

в раздевалке почему-то молчат, а здороваются, заходя в групповую комнату

(даже если не видят воспитателя). Чтобы проверить, насколько этот навык

закрепился, иногда делая вид, что не вижу входящего ребенка.

Много раз говорила детям: если кто-то вошел в группу, нужно пригласить

гостя, предложить стул и так далее. Но одни только слова не давали нужного

эффекта. Тогда решила упражнять детей в выполнении некоторых правил.

Например, специально приглашала кого-нибудь зайти в группу и вначале

напомнила ребятам: «Что нужно сказать?» Показывала, как предложить войти,

как подать стул. Очень помогли в разработке и выполнении различных правил

поведения игрушки-гости.

Чтобы дети поняли, почему нужно выполнять правила поведения, обращалась

к наглядным действиям. Например, предлагала некоторым ребятам всем вместе

войти в двери. Остальные наблюдали, и им, конечно, было смешно, они

видели, что таким образом ничего не получится. После этого показывала или

просила кого-нибудь из детей показать, как нужно правильно входить,

пропуская друг друга.

Постоянно проверяла, как дети усвоили те или иные правила. Например,

уроню предмет и сделаю вид, что не заметила. Вначале немногие

догадывались, что надо поднять этот предмет и подать воспитателю. Теперь

уже все знают, что надо поднять этот предмет и подать воспитателю. Теперь

уже все знают, что надо сделать и сказать: «Возьмите, пожалуйста, вы

уронили».

Чтобы научить детей убирать игрушки на место, провела экскурсию по

группе. Рассмотрели, где какие игры лежат, какой порядок в гараже и

домике. Но и после этого некоторые дети оставляли игрушки там, где играли.

Однажды после уборки в группе я спрятала вымытые куклы и машины. Пришли

ребята на другой день – нет игрушек. Удивляются, спрашивают меня, а я

шутливым тоном говорю: «Вы их обижали? Вы их убирали на место? Ну тогда

они обязательно вернутся».

Самым трудным в своей работе считаю воспитание дружеских

взаимоотношений между детьми. Из-за чего начинаются конфликты? Обычно из-

за игрушек, нежелания уступить место, принять в игру сверстника. Очень

удручал меня недоброжелательный тон некоторых детей. Практика показала,

что наказаниями ничего не добьешься. Наказывая, мы растим детей

неискренними, так как в присутствии взрослого они не дерутся, не грубят, а

когда рядом нет воспитателя, сразу начинаются конфликты.

Можно ли обойтись без наказаний? Можно, если велика сила слова и сила

примера. Хороший пример – серьезный помощник в воспитании. Ребенок по

собственной воле подражает человеку, которого любит, уважает, считает

справедливым, на которого хочет быть похож. Для себя я сделала такой

вывод: надо воспитывать собственной воспитанностью.

Рассказала родителям, над чем им нужно работать. Обратила внимание

Аниной мамы на то, что девочка изменилась к лучшему, почти не грубит

детям. Попросила поделиться с другими родителями, как это ей удалось.

Оказывается, мама дочке сказку «про девочку Анечку», в которой осуждается

или хвалит дочку за поступки.

На собрании я не читала родителям утомительных докладов. Беседовала с

ними, предлагала, например, вопросы: «Как ваш ребенок общается со

сверстниками? «Как ведет себя в общественных местах?». Проводила практикум

«Как бы вы поступили в данной ситуации».

После наших встреч родители уходили задумавшись. Но надо признать, что

работа с семьей не дает пока большого эффекта. Будем продолжать её. Нужно

убедить родителей в том, что они ответственны перед государством и

обществом за воспитание своих детей.

Речевой этикет и вежливость

Что это значит: быть вежливым? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде

всего рассмотрим соотношение таких явления, как этикет и вежливость.

Этикет и речевой этикет – это принятые в том или ином обществе, в кругу

людей правила, нормы поведения, в том числе речевого поведения, которые с

одной стороны, регулируют, а с другой – обнаруживают, показывают отношение

членов общества по таким примерно линиям: свой - чужой, вышестоящий -

нижестоящий, старший - младший, далекий - близкий, знакомый - незнакомый и

даже приятный - неприятный.

Ну а вежливость? Вежливость – это проявление уважения. Вежливость – это

и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт.

И конечно же, своевременное и уместное речевое проявление – речевой этикет

– неотъемлемый этикет вежливости. Присущая человеку вежливость оценивается

окружающими как его положительное качество. Каждый из нас слышал что-то

похожее: «Какой хороший человек! Всегда поздравляет меня с праздником»;

«Славная у вас дочка. Всегда со всеми здоровается».

Психологи, изучающие межличностные отношения, придают большое значение

знакам внимания, способным успокаивать, оказывать своего рода,

психотерапевтическое действие.

Приятно получать знаки внимания. Не дают нам таких знаком внимания – и

портиться настроение, возникает обида, порой и горькая.

Волшебная сила речевого этикета состоит в том, что он отражает особый

уровень информации, которой мы обмениваемся в общении. Психиатры

установили, что потребность прикосновения, ласки у людей весьма значима.

Отсутствие ласки со стороны взрослых вызывало у грудных детей сильное

отставание в развитии, и даже тяжелое заболевание. Поэтому то, что

интуитивно делает мать – разговаривает с малышом, улыбается ему, берет на

руки, гладит, - совершенно необходимы для ребенка.

Речевой этикет реализуется в ситуации непосредственного общения, когда

«здесь (в точке встрече)» и «сейчас (в момент встречи)» «я» и «ты» открыта

обмениваются «поглаживаниями». Именно поэтому выражения речевого этикета

задевают нас лично.

«Волшебство» речевого этикета и в том, что он действительно открывает

двери к нашим взаимодействиям. Вот несколько способов «поглаживания»: «Вам

не трудно подвинуться?», «Если вас не затруднит, подвиньтесь,

пожалуйста?».

Не улавливать социальной сути «поглаживания» в речевом этикете, значит

не правильно истолковывать вопрос встречного знакомого: «Как дела? Как

здоровье?». Ведь в этом случае никто не требует подробного ответного

рассказа о делах и здоровье. Между тем обмен знаками типа «я тебя замечаю,

уважаю, желаю добра» - вовсе не пустая трата времени. В конечном счете

обмен информацией типа «я желаю тебе добра» и т.п. играет не меньшую роль

в процессах социального взаимодействия, чем продуктивное обсуждение научно

техничкой, политической, художественной или иной проблематики.

Итак, вежливость – это форма проявления уважения к человеку, и

выражается эта форма в стереотипах речевого этикета. Именно форма и

стереотип!

Воспитание культуры речи у дошкольников

Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать

необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует

обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач,

которая стоит перед дошкольным учреждением.

Представляю стихотворный материал, цель которого помочь воспитателям в

работе с детьми по предупреждению наиболее часто встречающихся речевых

ошибок.

Почему отдается предпочтение стихам? Ритмичные и рифмированные строки

вызывают интерес у дошкольников, «врезаются» в память, тем самым,

закрепляя правильное произношение языковой единицы. Кроме того,

выразительное поэтическое слово – прекрасный образец высокохудожественной

речи, который способствует обогащению лексики, развитию языкового чутья.

Работу с поэтическими строчками, включающими слово, в котором дети

часто допускают ошибку, следует считать дополнением к тем занятиям и

дидактическим играм, которые проводятся в ставших группах.

Задача педагога выработать у каждого ребенка произношение

(проговаривание) всех звуков.

Помощником в этом деле становятся стихи, в частности отрывок из

стихотворения С. Михалкова «Сашина каша»:

Живет на свете Саша.

Во рту у Саши каша, -

Не рисовая

каша,

Не гречневая

каша,

Не манка,

Не овсянка

На сладком

молоке.

С утра во рту

у Саши

Слова простые

наши –

Слова простые

наши

На русском

языке.

Но то, что

можно внятно

Сказать для

всех понятно,

Красиво,

чисто,

ясно, -

Как люди

говорят, -

Наш Саша так

корежит,

Что сам понять

не может:

Произнесет

словечко –

И сам тому не

рад.

Он скажет: «До

свидания»,

А слышится: «До

здания».

Он спросит:

«Где калоши?»

А слышно: «Это

лошадь»

В речи дошкольников встречаются различные ошибки: орфоэпические,

акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические,

синтаксические.

К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, например

коклета вместо котлета, колидор вместо коридор. Детям также нелегко

выговаривать губной и губно-зубной звуки на стыке слогов, поэтому в слове

трамвай некоторые дошкольники мв заменяют на нв.

Для закрепления в речи детей правильного произношения этих слов

предлагаю следующие стихи:

Рано утром в коридоре

Вдруг раздался

топот ног.

Встал сосед

Иван Петрович,

Ничего понять

не мог.

………………………….

Встала бабушка

с кровати –

Все равно

вставать пора!

Это Лида в

коридоре

Прыгать учится

с утра

(А. Барто. Веревочка.)

В практике часто встречается неправильное произношение согласных в

словах скучно, скучный, конечно ( чн вместо шн); что, чтобы, чтоб, потому

что (чт вместо шт)

Тренировочные тексты:

Мне не скучно без огня –

Есть фонарик у

меня.

(А. Барто.

Фонарик.)

Уронили мишку

на пол,

Оторвали мишке

лапу.

Все равно его

не брошу,

Потому что он

хороший

(А. Барто Мишка.)

В последнем примере следует обратить внимание на слова «все равно».

Часто дети произносят их как «сирамно»

Нередко на месте (о) появляется (э) в таких словах, как оседланный

(вместо нормативного осёдланный), щелка, щелочка (вместо щёлка, щёлочка),

шерстка ( вместо шёрстка)

Тренировочные тексты:

Горит на столе

Одинокий огонь,

И

смотрит в кроватку

Осёдланный конь

(Л. Квитко. Лошадка.)

Бродили по дороге Дремота и

Зевота.

Дремота забегала в калитки и

ворота,

Заглядывала в окна

И в щёлочки дверей

И детям говорила:

- Ложитесь поскорей!

(С. Маршак. Дремота и зевота.)

Я люблю свою

лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко.

(А. Барто. Лошадка.)

Вторая группа ошибок – акцентологические. Это речевые ошибки,

состоящие в неверной постановке ударения в слове.

Дошкольники произносят: запыхавшись (вместо запыхавшись), ракушка

(вместо ракушка) и т.п.

Закрепить нормативное ударение в данных словах помогут следующие стихи:

И вдруг,

запыхавшись, Зайчишка

Бежит,

перепуган до слез:

- Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в

корзине унес.

(В. Осеева. Ежинка.)

У старших дошкольников наблюдается неверное произношение слова квартал в

значении «часть города, отрезок пути». Замечу, что и в этом случае, и в

значении «четвертая часть года» произносится квартал, а не квартал.

Но пожарные

узнали,

Где горит, в

каком квартале,

Командир сигнал

дает,

И сейчас же – в

миг единый –

Вырываются

машины

Из распахнутых

ворот.

(С. Маршак. Пожар.)

Довольно часто дети допускают акцентологические ошибки в некоторых

глагольных формах: раскидал (вместо раскидал) и др.

Воспитателей не затруднит подбор четверостиший с нужными глаголами, и

все же приведу поэтическую иллюстрацию:

В квартире над

нами

Есть мальчик

Андрюшка.

По комнате всей

раскидал он

игрушки.

(Я. Аким. Неумейка.)

Третья группа – словообразовательные ошибки. Они состоят в

неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приставок и

корней. Так, вместо поскользнулся можно услышать «подскользнулся», вместо

сшить платье – просторечное «пошить платье» и др.

Приведу пример тренировочного текста:

Поскользнулся,

Задом пятясь, -

И к милиции

В объятья.

(А. Барто. Мальчик наоборот.)

Четвертая группа – морфологические ошибки, связанные с ненормативным

образованием форм слов и употреблением частей речи.

Значительная часть речевых ошибок на морфологическом уровне появляется

в результате слишком прямолинейного следования законам языковой системы.

Ребенок первоначально вырабатывает для себя упрощенный вариант нормативного

языка и придерживается его логики, подгоняя исключения под общие правила.

Так, в детской речи, вопреки нормам литературного языка, существительное

пальто, кенгуру изменяются по падежам и числам, существительные ножницы,

брюки приобретают единственное число и т.п. Чтобы предостеречь ребят от

этих ошибок, нужно обучать их правильному формообразованию слов такого

типа. И в этом опять же помощниками воспитателя могут стать стихотворные

строки.

За партой Павлик

и Тарас

Сидят два друга

милых.

Вот видит Павлик

как-то раз:

У друга нос в

чернилах.

(А. Барто. Позорное пятно.)

Пятая группа – лексические ошибки. Наиболее часто встречается такое

типичное искажение нормы, как употребление слова обратно в значении «опять,

снова». Слово опять хорошо закрепляется с помощью стихотворения С.

Михалкова «Тридцать шесть и пять»:

У меня опять

Тридцать шесть и

пять.

Шестая группа – синтаксические ошибки, заключающиеся в неверном

построении словосочетаний и предложений. Низкая частотность этих ошибок

объясняется тем, что дошкольники в своей речи обходятся без сложных

синтаксических конструкций. На уровне словосочетания мы наблюдаем нарушения

норм согласования и управления, например: «день рождение» вместо день

рождения, «смеется с меня» вместо смеется надо мной.

Что за

наваждение?

Чей же день

рождения?

(А. Барто. День рождения.)

В детской памяти слово закрепляется, если воспитатель не только

предлагает поэтические строки для прослушивания, но и проводит беседу по

содержанию стихотворения.

Дети черпают свои знания о языке из окружающей речи. Поэтому

воспитатель должен быть внимателен к собственной речи, со словарем в руках

готовиться к чтению вслух детской художественной литературы, постоянно

следить за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной

деятельности.

|Группа |Навыки личной |Общение со |Общение с |Культура |Культура |

| |гигиены и |сверстникам|взрослыми |речи |деятельност|

| |культуры еды |и | | |и |

|II | | | | | |

|младшая | | | | | |

|группа | | | | | |

|Средняя | | | | | |

|группа | | | | | |

|Старшая | | | | | |

|группа | | | | | |

|Подготови| | | | | |

|тельная | | | | | |

|группа | | | | | |

Вывод:

В младшем дошкольном возрасте начинает появляться культура

деятельности дошкольника.

В среднем дошкольном возрасте, дети уже приобретают навыки личной

гигиены и культурной еды, культурной речи и деятельности.

В старшем дошкольном возрасте, дети уже овладели навыками личной

гигиены и культурной еды. Общение с взрослыми и культурной деятельности и

к концу года начинают овладевать общением со сверстниками и культурной

речи.

В подготовительном дошкольном возрасте, дети уже овладели навыками

личной гигиены и культурной еды, общения с взрослыми, культурой речи и

деятельности и к концу года уже овладели общением со сверстниками.

Навыки личной гигиены

Культура еды

Общение со сверстниками

Общение со взрослыми

«Мы играем»

«Собираемся гулять»

|Фамилия Имя|Навыки |Знание |Умение |Общение|Общение|Культур|Культура|

|ребенка |личной |детьми |оцениват|со |с |а речи |деятельн|

| |гигиены |правил |ь свое |сверстн|взрослы| |ости |

| |и |поведен|поведени|иками |ми | | |

| |культуры|ия |е | | | | |

| |еды | | | | | | |

|Блинова | | | | | | | |

|Саша | | | | | | | |

|Бемцев | | | | | | | |

|Максим | | | | | | | |

|Безель Даша| | | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.