на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»


положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком

нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает

интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам

общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к

доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень

естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.

Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Их можно

рекомендовать для работы с теми детьми, которые легко отвлекаются.

Для овладения малышами приемов одевания в игру можно включить и кукол. В

группе обязательно должна быть крупная кукла с подбором одежды. Например,

любимый малышами мишка. Надевая на него рубашку и штанишки, шапку, дети

быстрее научатся одеваться сами.

С первого дня воспитатель предупреждает родителей, чтобы на одежде детей

были пришиты петельки, за которые он может вешать ее в свой шкаф. Это

облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду. Ну а для более

быстрого запоминания ребенком своего шкафа, своего места за столом и т.д.

Также используются игровые приемы: «Сейчас мы узнаем, кто хорошо запомнил

картинку на своем шкафу». Дети, возвращаясь с прогулки, находят картинки и

безошибочно вешают одежду в свой шкаф.

Игры – занятия, проведенные с целью воспитания у детей культуры поведения,

имеют свою специфику. Они органично вписываются в такие разделы

воспитательной работы как, «Расширение ориентировки в окружающем и развитие

речи», «Ознакомление с окружающим и развитие речи». Проводятся они раз в

месяц.

Планируя содержание нравственно направленных игр-занятий, воспитатель

основывается на своих наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в

развитии поведения детей, он корректирует содержание игр-занятий с учетом

конкретных условий и возможностей детей.

Вторая младшая группа

С переходом в эту группу программные требования к воспитанию у них навыков

культуры поведения, планирование воспитательного процесса, усложняется.

У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать самостоятельность,

умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляется сложные требования к

выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к

игрушкам, к труду старших. Воспитатель большое внимание должен уделять

формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения,

организованного поведения в детском саду, на улице.

Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких

качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность,

которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как

следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим

неприятность.

Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер.

Это время особенно доверительного общения воспитателя с детьми, разговора

по душам. Непосредственное общение с воспитателем содействует укреплению

привязанности, доверия к нему ребенка – важнейшего условия нравственного

воспитания. На вечерние час также могут быть запланированы инсценировки

несложных сюжетов с помощью игрушек. Содержание таких сценок педагог

черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

Уровень развития детей 4-го года жизни позволяет несколько усложнить

программные требования к нравственно направленным играм-занятиям, играм-

упражнениям, инсценировкам. Теперь они строятся так, чтобы каждое

последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем

самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.

Принципом проведения игр становится более широкое, комплексное

воздействие на сознание и нравственные чувства детей, а также

предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий,

поступков. Постепенно детям предоставляется все больше самостоятельность,

минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений

в культурном поведении.

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и

конкретным поведением ребенка, следует широко использовать упражнения

игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на

закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в

которых используются кукольный театр, игрушки, юмористические картинки,

слайды, отрывки из диафильмов и т.п.

Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и

необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей. Например:

на занятии «В гостях у Матрешки» было наглядно показано, как надо вежливо

здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми

необходимо не только приветливо здороваться, но в случае необходимости

напомнить, как здороваться с Матрешкой на занятии, т.е. последовательно и

настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.

Постепенно игровые упражнения и задания усложняются, демонстрировать

действия в комплексе. Такие упражнения позволяют обобщить отдельные

действия, показать детям в комплексе, например, процесс умывания. У них

возникает активный интерес, они называют части, которые следует мыть и т.п.

Игры-упражнения «Каждой вещи – свое место» - воспитывает аккуратность,

навыки поддерживать порядок. После проведения таких игр, занятий и

упражнений на тему «Поддержания порядка» дети быстрее замечают беспорядок.

Постепенно воспитатель вносит в игровые уголки новые атрибуты, позволяющие

развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками

культурного поведения. Например, в игре-упражнении «Кукла Таня

простудилась» детям были показаны способы правильного пользования носовым

платком. Затем воспитатель вложил чистые платочки куклам в карман. Дети с

удовольствием играют с «больными» куклами и в результате через 2-3 недели в

большинстве своем овладевают навыки правильного пользования носовым платком

и т.д.

Средняя группа

Минул еще год. Дети подросли, овладели рядом навыков культурного

поведения, много узнали. А между тем работа педагога по воспитанию у ребят

навыков культурного поведения значительно усложняется и расширяется.

Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы

становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются

возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом

детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе

труда, яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера

жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и

качеств особое значение.

Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной

деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду

взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному

расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними.

Эта область воспитательной деятельности требует, организации внимания детей

к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к

близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых

о них. Чтобы это не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и

оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее

средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и

играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить специально

в течении года специально уважения к окружающим взрослым, прежде всего к

родителям, педагогам, няням.

Старшая группа

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и

привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание

педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к

родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного

стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным

окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно

формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща,

умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших

людей, положительным, героическим персонажем известных художественных

произведений.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое

место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим,

доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе

сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль,

взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных

качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным,

отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к

себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет

действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом

волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения,

которое надо развивать и закреплять.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени

старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и

деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения,

формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений

старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны

органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается

существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном

подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и прежде всего

самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и

поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками

и взрослыми.

Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий,

помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в

соответствии с правилами нравственного поведения.

Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия,

содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения

в детском саду». Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог

должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения,

воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и

индивидуальных особенностей детей.

Число подобных бесед невелико: пять-семь в год т.е. один раз в течение

полутора-двух месяцев.

Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы

сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы

руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны,

прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке

предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было

предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное,

как переживают его.

Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из

того или иного художественного произведения, он обязательно должен

подчинить их содержания воспитателям функциям.

Если содержание беседы доступно и интересно детям, то следует

заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искреннее оценки: педагогу как бы

приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно

определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает

возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то

обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения

и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей

друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических

представлений.

Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том,

что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания

отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством

этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей

разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы

нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной

системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра,

общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о

человеческом достоинстве.

Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на саморегуляцию его

поведения еще не велико. Но в этом возрасте ребенок еще в состоянии

оценивать поведение свое на окружающих. Поэтому темы этических бесед должны

обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия. «Моя

мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и многие др.

Названые темы могут быть конкретизированы и дополнены в зависимости от

представлений, знаний, уровня воспитанности, препятствующей по данной теме

и т.п. Важно чтобы содержание перечисленных ведущих тем и тем дополняющих

обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса, без

чего нельзя обеспечить эффективность нравственного воспитания, а также

помогают систематизировать и обобщить представления о нравственности,

которые приобрели дети в предыдущих группах.

Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в

практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Что очень важно

для закрепления результатов педагогического воздействия.

Первый день новой, старшей группы. Групповые помещения оформлены по-

праздничному. Так было прежде и при переходе детей во II младшую группу и в

среднюю. Отличие – в более серьезном и доверительном тоне беседы

воспитателя.

Он не только показывает детям все помещения, но и организует просмотр

работ детей, перешедших в подготовительную группу, рассказывает им, как они

трудились, играли, как были должны. Вместе с детьми воспитатель размышляет,

как лучше все расставить в комнатах группы. В тоже время он содействует

веселому настроению детей, их радостному общению друг с другом, знакомству

с новинками. А когда прием новичок завершен, можно организовать развлечение

с участием всех детей и сотрудников.

Подготовительная группа

Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе

состоит, прежде всего в закрепление, углублении и расширении всего того,

что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в

детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен

стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и

их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране –

более устойчивым и организованными. Нравственные представления детей о

явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как

справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и др.) становятся

более осознанными. Приобретают большую обобщенность, и навыки нравственного

поведения – более естественными и прочными, обретают большую широту и

устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском

саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под

контролем, но и по собственному побуждению. Особое внимание воспитателя в

данной возрастной группе должно быть сосредоточено также на воспитании

потребности в соблюдении правил личной гигиены и в естественной

взаимопомощи детей в различной режимных процессах, в формировании волевых

качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.

Названные задачи конкретизированы в соответствующих разделах «Программы

воспитания и обучения в детском саду». «Воспитание культурно-гигиенических

навыков», «Воспитание навыков культуры поведения», «Воспитание гуманных

чувств и положительных взаимоотношений, этических представлений» и др.

Для обеспечения органической преемственности между детским садом и школой

в нравственном воспитании очень важен высокий уровень воспитанности в

широком понимании слова. Именно положительный опыт гуманных отношений детей

начальная школа справедливо рассматривает как главный результат

нравственного воспитания ребенка в предшествующий период; именно на этом

фундаменте в начальных классах происходит дальнейшие развитие новых форм

нравственного поведения.

От достигнутого воспитания зависит и процесс обучения. Среди отрицательных

качеств первоклассника затрудняющих учебную деятельность и воспитание,

педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности.

Чистоплотность, воспитания в годы дошкольного детства обеспечивает

первокласснику естественное, без особых усилий поддержания порядка

портфеля, на рабочем месте и тем самым экономит время для учебной

деятельности.

Многие учителя начальных классов нередко сетуют на то, что у

первоклассника можно отметить «леность ума». Неприученность к настойчивости

в овладении знаний, и стремлении понять смысл полученных сведений, неумение

сосредоточится – это серьезная проблема. Выпустить детей в школу с такими

качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата – одна из

важнейших воспитательных задач в подготовительной к школе группе детского

сада.

Хорошим средством для привития этого качества служат коллективная чтения

с последующим пересказом содержания прочитанной сказки, басни и т.д. Это

очень помогает воспитанию ребенка, готовящегося к обучению в школе,

формированию навыков учебной деятельности.

Задачи воспитания культуры поведения в данной возрастной группе, как и в

предыдущих, решаются на основе целесообразного отбора методов и приемов,

наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-

познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Важно отметить, что в работе с детьми этой группы надо предусмотреть,

чтобы приобретенный опыт ребенка не шел в разрез с новыми знаниями, которые

он будет получать в процессе воспитания. Необходимо также внимательнейшим

образом учитывать, как на поведении детей отражаются их впечатления,

получаемые в результате наблюдений жизненных различных ситуаций, каково

отношение детей к подмеченным поступкам товарищей и взрослых. Поэтому

особое значение приобретает задушевные индивидуальные беседы и групповые

этические беседы; очень эффективны также игры-инсценировки, игры-

упражнения. Дополняя друг друга они позволяют формировать нравственный мир

старшего дошкольника, социальную нравственность его поведения.

Используя нравственного направленные методы воспитания, педагог формирует

этические понятия культуру поведения в общественных местах, культуру

взаимоотношений культуру речи, культуру внешнего вида. Но следует помнить,

что в подготовительной группе не теряют свой значимости игровые приемы,

включенные в воспитательный процесс, сочетая их с этическими беседами,

педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы повседневного

общения. Важно также чтобы нравственно направленные занятия, беседы

содержали не только правило этикета, но и интересные практические

упражнения в культурном общения. Тогда можно эффективнее воздействовать на

внутренний мир ребенка.

Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения

повышается, если педагог устанавливает органическую связь между

разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа должна обязательно

найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы.

Воспитателю важно постоянно вести записи наблюдений за поступками детей.

Именно здесь воспитатель отмечает, как воздействовали на ребенка

предусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели и т.д.

Воспитание – творческий процесс, поэтому предусмотреть и планировать

работу на две недели, месяц и т.д. без анализа предшествующих дневниковых

записей невозможно.

Продуманное использование многовариантных связей позволяет «красной нитью»

провести воспитание культуры поведения через все процессы обучения на

занятиях, игры, музыкальную, изобразительную и др. виды деятельности детей.

Конкретная реализация взаимосвязи воспитательного процесса –

самостоятельная деятельность.

Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем

повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и

общением. Это способствует духовного мира ребенка. Решая данную задачу,

педагог создает благоприятную почву для формирования положительных черт

характера и нравственных качеств личности.

На укрепление культурно-гигиенических навыков и привычек направлены

некоторые игры-занятия, игры-упражнения. В зависимости от их конкретного

содержания усваиваются различные правила или их сочетания (мой руки перед

едой, правильно пользуйся носовым платком и т.п.).

При этом воспитатель должен неустанно подчеркивать социальное значение

правил аккуратности, их выполнение – это признак и уважения к близким,

вообще к окружающим.

II Практическая часть:

Старшая группа. Правило «Поделись игрушками с товарищем»

1. Чтение стихотворения В. Лифшица «Мяч и Петя».

Воспитатель читает стихотворение и спрашивает: «Почему мяч ускакал от

Пети? Как вы оцениваете поведение ребят, которых обидел Петя? Почему Пете

стало совестно? А как вы поступаете, если игрушку или книжку у вас просит

товарищ? В нашей «Книге добрых правил» есть очень важное правило (читает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.