на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно- познавательной деятельности младших школьников


активность - это состояние, предшествующее деятельности и порождающее её.

Перед психологами стоит вопрос: как помочь ребёнку повысить уровень

познавательной активности? И можно ли вообще целенаправленно её изменить?

До недавних пор психологи были заняты в основном проблемой уровня

активности, присущей индивиду, и лишь некоторые работы указывали на

возможность качественных изменений активности детей. Для этого у учащегося

должны формироваться мотивы, потребности той или иной деятельности.

Здесь можно согласиться с B.C. Мерлиным: «управлять действиями

человека в отличие от действий машины можно только посредством управления

мотивами». (37,с.34)

Проблема учебно-познавательных мотивов не является новой.

Значительным фактором обучения, определяющим мотив учебно-познавательной

деятельности школьника, является познавательный интерес.

Рассматривая интерес с его содержательной стороны, Г.И. Щукина

выделяет несколько уровней:

- непосредственный интерес к фактам, занимательным явлениям,

которые фигурируют в информации. Это элементарный уровень интереса;

- интерес, к познанию существенных свойств предметов или явлений,

составляющих более широкую и часто невидимую их внутреннюю суть;

- интерес к причинно-следственным связям, к выявлению

закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в

различных условиях. (33,с.43)

Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых

факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность

протекания познавательной деятельности учащихся.

В познавательном интересе находит своё выражение ряд значительных

для обучения и развития моментов:

1. В нём выражено единство объективной и субъективной сторон

познавательной деятельности.

Любой учебный предмет и познавательная задача имеют объективные

интересные свойства, заключённые в новых фактах, неизвестных явлениях, в

связях и закономерностях, заставляющих по-иному рассматривать мир.

2. Ещё одной стороной ценности познавательного интереса является

процесс обучения, который связан с психологической

структурой самого феномена.

Анализ психологической структуры познавательного интереса привёл

психологов (С.Л. Рубинштейн, А.А. Гордон, А.К. Леонтьев) к заключению,

что это сугубо личностное образование, сопряжённое с потребностями.

Познание невозможно без активной мысли, поэтому наиболее

значительными для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие,

которые как бы вбирают в себя эмоциональные процессы, переживания, не

оставляют мест холодной рассудочности. В познавательном интересе мысль ищет

выхода, она активна, устремлена на решение познавательных задач.

3. Утверждая ценность познавательного интереса как фактора процесса

обучения, следует обратить внимание не та, что под его влиянием

активизируется вся познавательная деятельность в целом и психические

процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской

деятельности.

Под его влиянием активней протекает восприятие, острее

становится наблюдение, активизируется память, интенсивнее работает

воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой.

Как было сказано выше, познавательный интерес сопряжён с

потребностями. Специальный анализ познавательной потребности

проведён B.C. Юркевич, которая рассматривала этот феномен как

"потребность в деятельности, направленной на получение новых

знаний". (56,с.32) Выделяет две формы познавательной потребности: I)

потребность в познании может проявляться в форме усвоения уже готовых

знаний (потребность в усвоении впечатлений,

интеграции, систематизации их и, наконец, в накоплении знаний); 2)

потребность в исследовательской деятельности с целью

получения нового знания.

Вторая форма - наиболее активная, прямо направленная на

получение новых знаний. Школьники с такой формой потребности стараются сами

доходить до правильного ответа, любят "хитрые"

вопросы. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить

познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка

желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно,

чтобы на это была направлена активность, чтобы ребёнок испытывал

удовлетворение от самого процесса анализа вещей.

Л.И. Божович, анализируя снижение интереса к учению у детей,

высказала предположение, что одна из причин "лежит в недостатках содержания

и организации первоначального школьного

обучения". (2,с.255) Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению

более сложного материала и на более высоком уровне. Начальное обучение в

некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для интеллектуальной

деятельности ребёнка, для удовлетворения его познавательной потребности и

стремления к

интеллектуальной активности, т.е. недостаточное удовлетворение

познавательной потребности – одна из причин снижения интереса к учению.

Проблема внедрения межпредметных связей и интеграции в

обучение призвана решить вопросы такого характера. Исследования показывают,

что межпредметные связи на этапах включения

их в познавательную деятельность ученика играют роль пускового,

побуждающего стимула. Знания, полученные в результате

предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной

активности.

Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из

одного предмета в другой, который характеризует продуктивность

познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении

известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные

связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность

ученика, а также элементы репродукции и поиске, проявляющиеся в

познавательной деятельности.

Далее следует отметить, что на основе межпредметных связей строятся

интегрированные уроки, которые в свою очередь и активизируют интерес

учащихся к предмету

В данной дипломной работе целью является рассмотрение интеграции

на основе предметов русского языка и чтения. Психологические законы

восприятия, мышления, речевой активности, а также познавательной

активности в целом помогают отобрать и организовать языковой материал, а

также создать методические призмы развития познавательной активности детей.

Учитывая специфику интегрированных уроков, новая информация,

получаемая от учителя на уроках чтения и русского языка, должна быть

занимательной, оригинальной, безусловно, вызывающей активность детей.

Например, даже сказку учителю необходимо преподнести детям, максимально

активизируя все их психологические функции, чтобы помочь им её понять. Для

этого восприятие сказки следует разнообразить творческими заданиями,

применяя в этом случае интеграцию предметов чтения и изобразительного

искусства. Как, например, можно провести знакомство учащихся с русской

народной сказкой «'Колобок» смотрите в приложении I.

Выводы по первой главе.

Поскольку интеграция – это не самоцель, а определенная система в

деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат

интегрированного обучения. В чем мы его видим?

. В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется

в глубине усваиваемых понятий, закономерности за счет их

многогранной интерпритации с использованием сведений

интегрируемых наук.

. В изменении уровня интеллектуальной деятельности,

обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции

ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей

между изучаемыми проблемами.

. В эмоциональном развитии учащихся, основанном на

привлечении музыке, живописи, лепки, литературы и т.д.

. В росте познавательного интереса школьников, проявляемого

в желании активной и самостоятельной работы на уроке.

. Во включении учащихся в творческою деятельность,

результатом которой могут быть их собственные

стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся

отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и

процессам.

ГЛАВА II ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ

ИНТЕГРАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

1. Методика опытно-экспериментальной работы.

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе

теоретического изучения проблемы «Межпредметная интеграция в

образовательном процесс в начальной школе» было проведено исследование. В

эксперименте приняли участие учащиеся четвертых классов общеобразовательной

школы №7 города Октябрьского.

Экспериментальная работа проводилась в течении учебного года и

предусматривала три этапа:

1 этап – Изучение мотивов познавательных интересов учебной

деятельности школьников

2 этап – Содержание формирующего эксперимента

3 этап – формирование активизации учебно–познавательной

деятельности учащихся.

На первом этапе были изучены мотивы познавательных интересов и

определены следующие уровни:

1 уровень – появляется интерес лишь в общей, всем присущей

потребности, когда для школьника не имеет значение содержание

объекта, лишь бы он был несложен, доступен

2 уровень – проявляется интерес в общей любознательности

3 уровень – связан интерес с какой – либо социально – значимой для

школьника деятельностью.

Было проведено анкетирование с целью определения наличия

положительной мотивации к учебной деятельности.

Учащимся было предложено подчеркнуть любимые занятия:

- смотреть телевизор

- заниматься спортом

- делать домашнее задание

- читать книги

- ходить в школу

- играть с ребятами на улице

- решать разные задачи

- заниматься в кружке

- ходить в кино

- работать на уроке

- рисовать

- ездить за город

- играть в настольные игры

Сравнение данных обработки анкет позволяет сделать вывод, что у

большинства преобладает второй уровень.

4 «А» - 53% (контрольный класс)

4 «Б» - 57% (экспериментальный класс)

Проведен анализ отношения учащегося к тому или иному предмету

(профессор Н.В. Кузьмина)

Результаты были оценены по пяти бальной системе и занесены в

таблицу.

|Учебный предмет |Отношение ученика |

| | |

| |Люблю |Хочу |Не хочу|Совсем |Заставл|Не дали|Всего |

| |эти |заниматьс|занимать|не |яют |ответ |баллов|

| |уроки |я этим |ся |Люблю |занимат| | |

| | |предметом|этим |этот |ься | | |

| | | |предмето| | | | |

| | | |м | | | | |

|Русский Язык | | | | | | | |

|Математика | | | | | | | |

|Чтение | | | | | | | |

|Природоведение | | | | | | | |

|Физкультура | | | | | | | |

|Рисование | | | | | | | |

|Музыка | | | | | | | |

| | | | | | | | |

| | | | | | | | |

[pic]

р.я. – русский язык ф. – физкультура

р. – рисование муз.- музыка

м. – математика п. - природоведение

ч. – чтение

2 этап.

Для более интересного и успешного усвоения программы и активизации

учебно-познавательной деятельности учащихся было решено в четвертом классе

ввести интегрированный курс.

Русский язык и развитие речи – 4 часа

Чтение и развитие речи – 4 часа

Речь и культура общения – 1 час

Математика и конструирование – 6 часов

ИЗО и художественный труд – 2 часа

Музыка и ритмика – 2 часа

Родной язык и литература – 2 часа

С учетом данного курса были проведены интегрированные уроки (смотри

приложение 3,4)

3 этап.

Диагностика проводилась в форме мониторинга ЗУН, полученных после

изучения тем.

Учащимся 4 «А» и 4 «Б» классов были даны отдельно проверочные

работы по русскому языку на тему: «Правописание окончаний глаголов I и II

спряжения» и по природоведению на тему: «Перелетные птицы – вестники

весны». Учащиеся 4 «А» класса изучали эти темы на обычных уроках русского

языка и природоведения, в 4 «Б» был проведен интегрированный урок.

Подсчитано качество знаний по темам и отражено на графиках.

[pic]

р.я. – русский язык

п. - природоведение

Вывод:

- качество знаний по русскому языку 4 «Б» класс показал

выше, чем 4 «А» на 12%

- по природоведению качество знаний в 4 «Б» классе выше на 20% чем

в 4 «А»

- принимая во внимание, что оба класса примерно одинакового уровня

развития, но на интегрированном уроке дети были заинтересованные,

внимательные, сосредоточенные, дружные. Это и видно по результатам

контрольных работ.

- повысился интерес к учебным предметам.

В результате исследование были получены следующие выводы:

- после проведения эксперимента повысился уровень познавательного

интереса,

- произошли изменения в отношениях учащихся к учению, к учебным

предметам;

- интегрированные уроки повысили эмоциональный настрой в классе,

возможности для проявления индивидуальных творческих способностей детей.

- дети стали более общительны, раскованы в суждениях, у них

появилось стремление учиться, радуются познанию нового, не боятся

трудностей

- сформировалась активизация учебно – познавательной деятельности

учащихся.

2. Содержание межпредметной интеграции при изучении дисциплин:

русский язык, чтение.

Связи русского языка как предмета школьного преподавания с другими

учебными дисциплинами в зависимости от дидактических целей могут

рассматриваться с разных позиций. Обычно указывают на то, что русский язык

связан со всеми школьными дисциплинами, «поскольку язык является

необходимым средством выражения по всем предметам", (5,с.135) поскольку,

"он отражает все стороны действительности и поскольку без овладения

языком невозможна никакая мыслительная деятельность".Наличие такой связи

бесспорно. В цепочке "русский язык - другие предметы" эта связь

устанавливается не столько для русского языка, сколько для всех других

предметов, т.к. язык в качестве орудия познания является одним из решающих

условий усвоения учащимися знании по любому предмету.

Русский язык как предмет школьного образования – явление

многоаспектное, и контакты его с другими предметами обнаруживаются не

только в содержании. Связь между предметами, как отмечают учёные,

выражается также и в том, "что один предмет

служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете.

(3,с.115) Таким предметом для русского языка является, например,

математика. Связь русского; языка и математики является строго

фиксированной, закрытой. Реализация ее особенно актуальна в тех разделах,

материал которых легче всего поддаётся формализации. Поэтому интеграция

предметов русского языка и математики - очень сложный процесс, и на

практике его почти не осуществляют. Если же осуществляют, то очень редко.

Например, можно интегрировать русский язык с математикой при изучении темы

"Правописание числительных" или "Количественные и порядковые числительные"

и т.п.

Отметим ещё один вариант контактов, которые устанавливаются между

русским языком и другими предметами в организационно - методическом плане.

Имеется в виду организационные формы обучения, характерные для разных

школьных дисциплин, как базы для устных и письменных работ на уроках

русского языка: составление примеров, ответы на вопросы, письма сочинений

по личным впечатлениям и т.д.

Наиболее распространённой является интеграция русского

языка с чтением, природоведением, изобразительным искусством,

музыкой. А так же эти связи могут переплетаться ещё теснее,

где интегрируются не два предмета, а три и даже больше. Такие

уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово,

в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной

и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают

эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту

и богатство родной природы.

Кроме того, интеграция трех предметов является средством

интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость,

способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает

творческий потенциал учащихся. (17,с.8)

А сейчас перейдём непосредственно к рассмотрению возможностей

интеграции вышеуказанных предметов.

Интеграция русского языка с природоведением.

На интегрированных уроках русского языка и природоведения в

начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все

время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их

правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о

результатах наблюдений.

Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают

дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениями

о предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным

содержанием. Все это подготавливает детей к сознательному

чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию

природы. Дети с большим интересом читают и лучше понимают то,

что перед этим сами видели, о чём беседовали с учителем.

Для наглядности можно привести пример из практики.

Занятия по русскому языку в третьем классе (1-3) начинаются с

повторения знаний о предложении (о видах предложений по интонации, в

знаках препинания в конце предложений). Учитель ставит целью урока

повторить знания о предложении, сообщить учащимся сведения о Левитане как

о ценителе красоты русской природы. На данном уроке работа ведётся над

высказыванием такого содержания, как, например: "Природа не терпит ничего

безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мертвого,

все дышит, живёт, понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу,

задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз" (С.

Левитан).

Учащиеся читают это высказывание и делятся своими мнениями по этому

поводу. Далее сообщаются сведения о Левитане, как по-особому он любил

природу, какая она красивая в его работах, красивая и русская в его душе.

Такие красивые картины, как

"Золотая осень", “Март”, мог создать только человек, горячо

любивший природу своей Родины.

На уроке русского языка проводится небольшая беседа о бережном

отношении к природе, о том, как и для чего нужно любить её. Затем

учащиеся выполняют работу на закрепление пройденного материала, для этого

пишут сочинение по картинам Левитана "Золотая осень", "Март" или по

художественным открыткам, а так же допускается использование иллюстраций из

журналов, карточек из серии "С любовью к природе".

При повторении темы "Предложение" ведётся разговор о русской

белоствольной берёзе. Даётся словесное описание, определяется цвет,

форма листа (у каждого на парте лист берёзы), обращается внимание на

яркую белизну ствола, на его красоту. Затем с помощью магнитофонной

записи прослушивается шелест листвы при дуновении ветра. После этого

учащиеся составляют повествовательное, восклицательное и вопросительное

предложения о берёзе. Лучшие записываются на доске и в тетрадях. Одно из

них дети разбирают по членам предложения. Урок проходит живо и интересно,

учащиеся быстро повторяют материал о предложении. Итогом работы является

разговор о русской берёзе, о её удивительной красоте, о бережном

отношении человека, как к берёзе, так и к другим деревьям.

Помня о том, что развитие речи - это принцип работы, как

по чтению, так и по русскому языку, при обучении связной речи,

при изучении темы "Текст" можно пользоваться сочинениями, на

материале которых воспитывается в детях любовь к природе. Такие сочинения

можно проводить один раз в неделю (от пяти до

двадцати минут), объём составляет примерно 5-15 предложений.

Сочинения воспитывают у детей любовь к природе, помогают им

осознать нравственные требования современности. В свои рассказы дети вводят

(в меру!) цитаты, создают яркие словесные зарисовки, вклеивают

иллюстрации. Цель такой работы – создать художественную эмоционально-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.