![]() |
|
|
Изучение темы Акмеизм в 11 классе| | |акмеисты подчеркивали свою | | | | | | |независимость, | | | | | | |индивидуальность. | | | | | | |1913 год – выход статьи Н. | | | | | | |Гумилева «Наследие символизма | | | | | | |и акмеизм» в журнале | | | | | | |«Аполлон», которая стала | | | | | | |манифестом новой школы. | | | | | | |Отношение к поэзии: с самого | | | | | | |начала к поэзии был взят | | | | | | |подход, как к ремеслу. Н. | | | | | | |Гумилев, например, считал, что| | | | | | |любой знающий культурный | | | | | | |человек может стать поэтом. | | | | | | |Детально разработанной |Записывают в | | | | | |эстетической программы акмеизм|тетради | | | | | |так и не выдвинул. | | | | | | |«Преодоление» символизма | | | | | | |происходило в основном на | | | | | | |уровне поэтики, нежели на | | | | | | |идейном: | | | | | | |очищение слова от наносных | | | | | | |смыслов, | | | | | | |отказ от эффектных рифм, | | | | | | |точность поэтического образа, | | | | | | |четкость композиции. | | | | | | |Для акмеистов роза, лилия – | | | | | | |это цветы, и только. | | | | | | |Такая реалистичность вовсе не | | | | | | |означала, что акмеизм | | | | | | |отказывался от духовных | | | | | | |поисков. Напротив, высшей |Записывают | | | | | |духовной ценностью объявляется| | | | | | |культура (возвращение к | | | | | | |эпиграфу). | | | | | | |Акмеизм опирался на самые | | | | | | |разные культурные традиции. | | | | | | |Это и мифологические сюжеты, | | | | | | |образы живописи, графики, | | | | | | |архитектуры. Ориентирами были | | | | | | |культуры: Древности (Греция, | | | | | | |Рим), Средневековья, Раннего | | | | | | |Возрождения, а также русская | | | | | | |классика «золотого века». | | | | | | |- Но уже к началу Первой | | | | | | |мировой войны (1914 г.) рамки | | | | | | |единой поэтической школы | | | | | | |становятся для акмеистов | | | | | | |тесны, а их творческие | | | | | | |устремления перерастают | | | | | | |теоретические установки. | | | | | | |Существует мнение, что акмеизм| | | | | | |был не столько литературным | | | | | | |течением, сколько группой | | | | | | |талантливых и разных поэтов, | | | | | | |которых объединяла личная | | | | | | |дружба. | | | | |3.Сообщения | |А теперь послушаем сообщения |Учащиеся | | | |учеников | |о творчестве поэтов – |записывают этапы| | | |(15 мин.) | |акмеистов. Первое сообщение о |жизни и | | | | | |Николае Гумилеве. Но сначала я|творчества | | | | | |хочу, чтобы вы посмотрели на |поэтов | | | | | |его портрет (показывается | | | | | | |портрет) и послушали в его | | | | | | |исполнении стихотворение | | | | | | |«Словно ветер страны | | | | | | |счастливой» (включается | | | | | | |запись). | | | | | | |-сообщение ученика о Н. | | | | | | |Гумилеве. | | | | | | |Следующий портрет – Анны | | | | | | |Ахматовой и запись с ее | | | | | | |голосом. | | | | | | |- сообщение ученика об А. | | | | | | |Ахматовой – Портрет О. | | | | | | |Мандельштама и сообщение о | | | | | | |нем. | | | | |4.Выводы по | |А теперь попрошу вас подвести |Ученики отвечают|К следующему уроку |Названия | |уроку, домашнее | |итог уроку, обозначить главные|(можно с |прочитать и приготовиться |стихотворений| |задание | |черты нового литературного |конспектом). |к анализу следующих |– на доске. | |(5 мин.) | |течения. | |стихотворений: «Она», | | | | | | |«Жираф» Н.Гумилева, | | | | | | |«Я пришла к поэту в | | | | | | |гости», | | | | | | |«Песня последней встречи» | | | | | | |А.Ахматовой; «Невыразимая | | | | | | |печаль», «Бессонница. | | | | | | |Гомер. Тугие паруса» | | | | | | |О.Мандельштама | | Заключение_____________________________________________ В данном индивидуальном творческом проекте мы рассмотрели тему «Акмеизм» в следующих содержательных и дидактических аспектах. Мы убеждены, что в акмеизме как идейно – художественном направлении наиболее полно представлены качественные характеристики модернизма. Кроме того, историко – культурный подход, предложенный при отборе материала, способствует формированию целостного и многогранного видения истории художественной культуры XX века. Не вызывает сомнения факт присутствия подобной темы в школьном курсе. Однако, подбор как самих произведений, авторов, так и формы проведения урока остаются за субъективным выбором учителя. По нашему мнению, наиболее приемлемой формой урока является обзорная лекция с элементами беседы. На уроке мы использовали следующие виды деятельности: конспектирование лекции ,составление ее плана, сообщения учащихся, работы с литературоведческими терминами, работа над эпиграфом. Приемы: образцовое чтение, рассказ учителя, ответы на вопросы с привлечением материала учебника, анализа произведения с учетом специфических особенностей лирики. Таким образом, мы попытались найти форму урока, имманентную духовному миру избранных авторов, соотнеся ее с необходимостью проведения анализа произведения. Библиография__________________________________________ 1.Активные формы преподавания литературы. - М.,1991. 2.Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения / Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1998. 3.Белова А.В. Имманентный анализ поэтического текста на уроках литературы в школе / Анализ литературного произведения.- Вологда: Русь. - 2001. 4.Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. – М.: Просвещение. – 1987. 5.Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пединститутов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение. – 1973. 6.Галюк Е. Символика розы у Николая Гумилева / Литература. Приложение к газете «1 сентября».-2000. – №45.- с.8-9. 7.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы в XI классе. // Русская словесность. – 2001. - №6. – с.20-29. 8.Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание - М., 1974. 9.Илина Р.У. Лекция на уроках в старших классах // Литература в школе. - 1986. - №3. – с.36-41. 10.Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение. - 1990. 11.Кон И.С. Психология юношеского возраста: Учебное пособие для пединститутов. - М., 1979. 12.Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс. Серебряный век русской поэзии: в 2-х частях / Под ред. Максидоновой Л.Г. – М.: Владос. – 2000. 13.Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение. - 1981. 14.Лекманов О. Концепция Серебряного века и акмеизма в записных книжках А. Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. – с. 216-230. 15.Лирическое произведение на уроках литературы. - Вологда: Русь. - 1989. 16.Литературное произведение – предмет анализа // Мелешко Т.А. Пламенно творящий подвиг своей жизни. – Вологда. – 1993. – с. 66-76. 17.Лотман Ю.М. Поэзия и проза / Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Ляпина Л.Е. - М.: Флинта. Наука. - 1998. 18.Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М., 1996. 19. Маймин Е.А. Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М.: Просвещение. – 1984. 20.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения // Литература в школе. – 1999. - №6. – с. 80-88. 21.Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение. - 1977. 22.Медведев В.П. Изучение лирики в школе. - М.: Просвещение. - 1985. 23.Словарь иностранных слов. – 15-е издание, испр. – М.: Рус. яз. - 1988. 24.Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз. - 1989. 25.Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение. Владос. - 1996. 26.Рез З.Я. Анализ лирического стихотворения в старших классах. А.С. Пушкин. Пророк / Искусство анализа художественного произведения. – М.: Просвещение. – 1971. – с. 106-123. 27.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. - Л.: Просвещение. - 1968. 28.Словарь иностранных слов. – 15-е издание, испр. – М.: Рус. яз. - 1988. 29.Страшнов С.Л. Русская поэзия XX в. в выпускном классе: Книга для учителя / Страшнов С.Л. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2001. 30.Сытова Э.В. Хореографическое искусство и дети: эстетические и нравственные аспекты воспитания / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - Ярославль. - 2001. 31.Титова Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения: к проблеме определения./ Анализ литературного произведения. - Вологда: Русь. - 2001. 32.Черобай Е.Н. Моделирование урока «Анализ художественного текста» // Русская словесность. - 2001.- №1.- с.15-21. Приложения____________________________________ Н.С. Гумилев Жираф Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелиться только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. 1907 г. Н. Гумилев Она Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слов Живет в таинственном мерцаньи Ее расширенных зрачков. Ее душа открыта жадно Лишь медной музыке стиха, Пред жизнью дольней и отрадной Высокомерна и глуха. Неслышный и неторопливый, Так странно плавен шаг ее, Назвать нельзя ее красивой, Но в ней все счастие мое. Когда я жажду своеволий, И смел и горд – я к ней иду Учиться мудрой сладкой боли В ее истоме и бреду. Она светла в часы томлений И держит молнии в руке, И четки сны ее, как тени На райском огненном песке. 1912 г. А. Ахматова Песня последней встречи Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала – их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…» Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно – желтым огнем. 1911 г. А. Ахматова « Я пришла к поэту в гости…» Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье. Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз И малиновое солнце Над лохматым сизым дымом… Как хозяин молчаливый Ясно смотрит на меня! У него глаза такие, Что запомнить каждый должен. Мне же лучше, осторожной, В них и вовсе не глядеть. Но запомнится беседа, Дымный полдень, воскресенье В доме сером и высоком У морских ворот Невы. 1914 г. О. Мандельштам «Невыразимая печаль…» Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, - Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Вся комната напоена Истомой – сладкое лекарство! Такое маленькое царство Так много поглотило сна. Немного красного вина, Немного солнечного мая – И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна. 1909 г. О. Мандельштам «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи, - На головах царей божественная пена, - Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер – все движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью. 1915 г. Словарь основных понятий при изучении_темы «Акмеизм» Адамизм – одно из названий акмеизма, означает «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Акмеизм – модернистское течение в литературе начала XX века. Термин был образован от греч. слова «acme», что в переводе означает «высшая степень развития чего-либо, расцвет». «Гиперборей» – журнал и издательство акмеистов. Гипербореями древние греки называли легендарный народ, живший на дальнем севере, которым покровительствовал Аполлон. Декадентство – от лат. decadentia – упадок. Тенденция в культуре конца XIX – начала XX века, связанная с кризисом идеалов предшествующего периода, отмеченная настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. Кларизм – от франц. clarie – ясность, одно из названий акмеизма. Термин ввел в обиход М.А. Кузмин, требовавший от художника строгости и точности поэтического образа, ясности и логичности в передаче смысла. Модернизм – от франц. modern – новейший, современный. Это направление художественной жизни конца XIX – начала XX века, ориентированное на современные тенденции духовной жизни общества, объединяющее различные литературные течения. Указатель имен_________________________________________ 1. Ахматова Анна (наст.фамилия Горенко). Годы жизни: 1889 – 1966. Поэтесса, переводчик, автор серий лирических портретов, мемуарных эссе; значителен ее вклад в отечественное пушкиноведение. Входила в кружок акмеистов «Цех поэтов». 2. Городецкий Сергей (1884 - 1967 г.г.), один из создателей кружка «Цеха поэтов», теоретик акмеизма, поэт, драматург, прозаик, переводчик. 3. Гумилев Николай (1886 – 1921 г.г.), один из создателей кружка «Цеха поэтов», теоретик акмеизма, поэт, драматург, литературный критик, прозаик, путешественник. 4. Иванов Вячеслав (1886 – 1949 г.г.), поэт – символист, прозаик, публицист, философ, ученый – историк. Его квартира в Петербурге – «башня» на Таврической улице стала местом встреч писателей, философов, ученых, одним из самых ярких литратурно-общественных кружков. 5. Иванов Георгий (1894 – 1958 г.г.), поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, сотрудник журналов «Аполлон», «Современник». 6. Кузмин Михаил (1872 – 1936 г.г.), поэт, прозаик, критик, музыкант, композитор, переводчик, теоретик акмеизма. 7. Маковский Сергей (1877 – 1962 г.г.), поэт, историк искусства, редактор журнала «Аполлон», мемуарист. 8. Мандельштам Осип (1891 – 1938 г.г.), поэт, прозаик, переводчик, примыкал одно время к акмеистам, сотрудничал в журналах «Аполлон», «Гиперборей». 9. Нарбут Владимир (1888 – 1938 г.г.), поэт, прозаик, входил в кружок акмеистов «Цех поэтов», издатель. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |