![]() |
|
|
Изучение темы Акмеизм в 11 классевыразительность художественного слова): антитеза, оксюморон, анафора, инверсия, риторический вопрос. 4. Стихотворный размер, рифма. 5. Связь стихотворения с литературным направлением. 6. Мое восприятие произведения. 4.2.Примерный анализ стихотворения_____________________________ 1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней. 2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое». Композиционно стихотворение состоит из трех частей: 1) 1-3 строфы, 2) 4 строфа, 3) 5 строфа. Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст. 3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль». 3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности: - эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»); - сравнения («четки сны ее, как тени»); - гиперболы («держит молнии в руке»); - метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»). Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»: душа – 1)внутренний мир человека; 2)свойства характера; открыта – 1)поднять что-либо; 2)сделать доступным; 3)обнажить; жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание; 2)скупость, корысть. Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини. 3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости. Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а]. 3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины. 4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная. 5.С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии. 6.Ответ на данный вопрос зависит от духовного опыта ученика, от того, знакомо ли ему чувство любви, от его эмоционального состояния. 4.3.Планирование уроков по теме «Акмеизм» |Номер |Основные этапы |Деятельность |ТСО и оборудование |Работа с |Домашнее задание |Использованная | |урока |урока |учащихся | |литературовед| |литература | |Тема | | | |ческими | | | | | | | |терминами | | | |1 урок |1.Орг. момент. |слушают |доска; |акмеизм |К следующему уроку |1.Гумилев Н.С. | | |2.Эмоц. слово |записывают |портреты Н.Гумилева, |адамизм |прочитать и |Наследие | |Акмеизм|учителя. | |А.Ахматовой, |кларизм |приготовиться к анализу|символизма и | |и | | |О.Мандельштама; |«Цех поэтов» |следующих |акмеизм // Гумилев| |акмеист|3.Изложение |конспектируют|грамзапись стихов в |«Гиперборей» |стихотворений: «Она», |Н.С. Письма о | |ы |нового | |исполнении Н.Гумилева,|«Аполлон» |«Жираф» Н.Гумилева, |русской поэзии. – | | |материала. | |А.Ахматовой. | |«Я пришла к поэту в |М.: Просвещение. -| | | | | | |гости», |1990. | | |4.Сообщения |делают | | |«Песня последней |2.Жирмунский В.М. | | |учащихся. |сообщения, | | |встречи» А.Ахматовой; |Преодолевшие | | | |записывают | | |«Невыразимая печаль», |символизм // | | | | | | |«Бессонница. Гомер. |Жирмунский В.М. | | |5.Задание на |записывают | | |Тугие паруса» |Теория литературы.| | |дом. | | | |О.Мандельштама. |Поэтика. | | | | | | | |Стилистика.- Л. – | | | | | | | |1977. | | | | | | | |3.Мандельштам О.Э.| | | | | | | |Утро акмеизма // | | | | | | | |Мандельштам О. | | | | | | | |Слово и культура. | | | | | | | |– М. – 1987. | | | | | | | |4.Русская | | | | | | | |литература XX | | | | | | | |века. 11 класс. В | | | | | | | |2-х частях. Часть | | | | | | | |1 / Под ред. В.В. | | | | | | | |Агеносова. – М.: | | | | | | | |Дрофа. - 1998. | |2 – 3 |1.Орг. момент. |слушают |тексты стихотворений, |лирический |Выучить понравившееся |см. выше | |урок |2.Работа по |анализируют, |примерный план анализа|герой, |стихотворение любого из| | |Анализ |анализу |работают в | |тема, |поэтов – акмеистов. | | |стихов |стихотворений по|группах по | |идея, | | | | |группам. |плану | |виды тропов, | | | | | | | |стилистически| | | | | |выступают, | |е фигуры. | | | | |3.Анализ |задают | | | | | | |стихотворений. |вопросы, | | | | | | | |отвечают на | | | | | | | |вопросы, | | | | | | | |рассуждают, | | | | | | | |делают выводы| | | | | | | | | | | | | | |4. Задание на | | | | | | | |дом |записывают | | | | | 4.4. План - конспект урока по литературе___________________________ тема: Акмеизм и акмеисты цели урока: 1) образовательная - дать представление о литературном течении акмеизм, познакомить учащихся с его основными представителями; 2) воспитательная – вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям через рассказ об их творческой судьбе, через их стихотворения, воспитывать грамотного читателя; 3) развивающая – развивать у учащихся навык конспектирования лекции, развитие эмоциональной отзывчивости. тип урока: лекция с сообщениями учащихся. методы: - репродуктивный (лекция); - эвристическая беседа; - исследовательский (сообщения учащихся). эпиграф к уроку: «Акмеизм – это тоска по мировой культуре» (О. Мандельштам). 4.4. План – конспект урока по теме «Акмеизм и акмеисты» |Этапы урока, |Тип урока | Деятельность учителя |Деятельность |Домашнее задание |Заметки по | |Время | | |учащихся | |ходу урока | |Организационный |Лекция с |Учитель озвучивает тему, |Слушают, |Прочитать в учебнике |Перед уроком | |момент (1,5 мин)|сообщениями|цель, предлагает ход урока. |записывают тему |Агеносова в разделе |необходимо | | |учащихся | |урока. |«Модернизм» главу |посмотреть | | | | | |об акмеизме. Трое учащихся|сообщения | | | | | |готовят небольшие |учащихся | | | | | |сообщения | | | | | | |(5 мин.) о жизни и | | | | | | |творчестве Н.Гумилева, | | | | | | |А.Ахматовой, | | | | | | |О.Мандельштама | | |2.Слово учителя,| |Литературное течение акмеизм | | | | | | |возникло в начале 1910-х годов| | | | |изложение нового| |и генетически было связано с | | | | |материала | |символизмом. Близкие | | | | |(15 – 20 мин.) | |символизму в начале своего | | | | | | |творческого пути молодые поэты| | |1911 год | | | |посещали в начале ХХ века | | |Название «Цех| | | |«Башню» Вячеслава Иванова. | | |поэтов» | | | |1911 год – возникновение | | |вынесено на | | | |литературного объединения «Цех| | |доску | | | |поэтов» в Петербурге. | | | | |Вопрос классу | |– Что можно сказать о названии|Отвечают на | | | | | |объединения? Каковы ваши |вопрос | | | | | |ассоциации со словом «цех»? | | | | | | |Литературная группа строилась | | |Имена | | | |по модели средневековых | | |акмеистов и | | | |мастеровых цехов, синдиками | | |годы жизни | | | |(главами) избраны С. |Записывают в | |вынесены на | | | |Городецкий и Н. Гумилев, |тетради | |доску | | | |секретарем – | | | | | | |А. Ахматова. Членами являлись:| | | | | | |Георгий Адамович, Владимир | | | | | | |Нарбут, Осип Мандельштам и | | | | | | |другие. | | | | | | |На одном из собраний «Цеха | | | | | | |поэтов» Гумилев и Городецкий | | |Черты | | | |провозгласили программу своего| | |акмеизма | | | |литературного направления, | | |вынесены на | | | |которое должно было сменить | | |доску | | | |символизм. | | | | | | |Сущность нового течения | | | | | | |сводилась к следующему – отказ|Записывают | | | | | |от мистики символистов, | | | | | | |безусловное принятие | | | | | | |действительности. | | | | | | |Вспоминает Анна Ахматова: | | | | | | |«Заговорили о необходимости | | |На доске | | | |отмежеваться от символизма, | | |записаны | | | |поднять новое поэтическое | | |значения | | | |знамя. Слова «расцвет», | | |слова «acme» | | | |«цветение» были избраны новым |Записывают | | | | | |поэтическим ориентиром. Тут же| | | | | | |стали рыться в словарях и | | | | | | |набрели на греческое слово | | | | | | |«вершина» («acme»). Так | | | | | | |родилось слово «акмеизм». | | | | | | |Сергей Городецкий | | | | | | |акцентировал внимание на | | | | | | |другом значении этого слова – | | | | | | |«острие». Он говорил, что | | | | | | |«акмеизм, как стрела проходит | | | | | | |сквозь туман к чистому воздуху| | | | | | |грядущей поэзии». | | | | | | |Было предложено и еще одно | | | | | | |название – « адамизм». Поэты | | | | | | |считали, что современный | | | | | | |человек должен уступить место | | | | | | |«новому Адаму», с его | | | | | | |первобытно-звериными | | | | | | |ощущениями, незамутненными | | | | | | |культурой, со свежим взглядом | | | | | | |на мир. | | | | | | |Характерно, что наиболее | | | | | | |авторитетными учителями для | | | | | | |акмеистов стали поэты – | | | | | | |символисты: Михаил Кузмин, | | | | | | |Иннокентий Анненский, | | | | | | |Александр Блок. Об этом нужно | | |На доске – | | | |знать, чтобы не думать, что | | |дата, | | | |между акмеистами и их | | |название | | | |предшественниками была большая|Записывают | |журнала | | | |острота расхождений. | | | | | | |Акмеисты наследовали | | | | | | |достижения символистов, минуя | | | | | | |их крайности. | | | | | | |1912 год – выход в свет | | | | | | |первого номера журнала | | | | | | |«Гиперборей», среди авторов – | | | | | | |Ахматова, Гумилев, | | | | | | |Мандельштам, Городецкий. | | | | | | |Знаете ли вы, кто такие | | | | | | |«гипербореи»? | | | | | | |Гипербореи – в греческой | | | | | | |мифологии – народ, живущий на | | | | | | |крайнем севере, «за Бореем», | | |На доске – | | | |любимый Аполлоном. Гипербореи | | |название | | | |художественно одарены, их | | |статьи, год | | | |жизнь сопровождается песнями, |Записывают | | | | | |танцами и музыкой. | | | | | | |Таким названием журнала | | | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |