![]() |
|
|
Изучение темы Акмеизм в 11 классе- обращение к идее стихотворения как выражению душевного опыта, чувств и переживаний поэта; - в процессе анализа необходима работа над его выразительным чтением. В книге даются тщательно проведенные анализы стихотворений «Анчар» А.С. Пушкина, «Ходоки» А.Н. Заболоцкого; система уроков внеклассного чтения. Также можно найти варианты проведения обзорных уроков в 11 классе (формы уроков по изучению лирики: урок – концерт, урок – композиция, урок – новелла, урок – путешествие в мир поэта). В главе «Искусство изучения поэтического произведения» предлагается памятка для учащихся «Как учить стихи». Автор отмечает, что «обязательное условие приобщения к лирике – постоянное обращение к ней». 2.Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение. - 1985. В книге рассказывается о методах и формах изучения лирики, даются образцы анализа (с 4 по 10 класс) уроков лирики любви и дружбы, лирики философской, поэтической, пейзажной и т.д. (лирика М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.) Литературоведческие понятия: художественный образ в лирике, художественный метод, целостный анализ стихотворения, стиль писателя и др. рассматриваются в связи с анализом лирических произведений. Делается попытка применить к школьный практике тот богатый опыт анализа лирики, который накоплен литературоведами и методистами. 3.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. – Л.: Просвещение. - 1968. В книге представлены формы и приемы анализа поэтических произведений в IV – VII классах. Интересными и полезными при подготовке к урокам могут оказаться принципы изучения и формирования теоретико-литературных понятий. Виды самостоятельной работы учащихся (анализ стихов, их сопоставление, написание сочинения – описания) даны на основе практических результатов опыта, проводимого в одной из школ Ленинграда. 4.Русская литература XX века. 11 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. Ч.1 / Под. ред. В.В. Агеносова. - М.: Дрофа. - 1999. Данное учебное пособие использовалось нами как теоретическая база при изучении темы «Акмеизм» в школе, и как практическая - при подготовке к урокам. Учебник, на наш взгляд, интересный, современный и довольно удобный. Материал, представленный в учебном пособии, его стиль, слог может показаться сложным для понимания учащихся. В таком случае учителю следует самому отбирать материал для самостоятельного изучения и для совместного разбора отдельных глав в классе. Учебник состоит из обзорных глав (например: «Русский исторический роман 20-х – 30-х годов»), где дается информация о литературном процессе того или иного периода и монографических разделов (Александр Блок; Анна Ахматова и др.), в которых рассматривается творчество наиболее ярких писателей XX века. Каждая глава снабжена вопросами для самостоятельного повторения по теме, примерными темами сочинений и списком рекомендуемой литературы (мемуарные и биографические источники, критические статьи и литературоведческие работы, хрестоматии и антологии русской поэзии, справочники). В комплекте с учебником может быть использована двухтомная хрестоматия, составленная из программных произведений. 5.Черников А.П. Поэзия и проза Серебряного века. - Калуга: Институт усовершенствования учителей. - 1993. Книга представляет собой сочетание обзорного принципа изложения материала с принципом монографическим. Примером обзорных тем могут стать: «Художественное своеобразие русской литературы начала XX века», «Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века» и др. В главах, посвященных отдельным персоналиям (А.Ахматова, И.Бунин, И.Куприн) дается их творческий путь, не ограничиваясь временными рамками эпохи Серебряного века. Таким образом, у читателя создается целостный облик того или иного писателя. Особое внимание уделяется произведениям, изучаемым в средней школе. Статьи_ 1.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы. XI класс // Русская словесность. - 2001.-№6.- с.20 – 29. В статье предлагается система уроков по творчеству А.Ахматовой: 1) Поэтическое вступление к теме. Раннее творчество поэтессы. А. Ахматова и Пушкин. 2) Послеоктябрьская лирика Ахматовой. Драма поэта и народа и ее отражение в поэме «Реквием». 3) Война и послевоенные годы. Итоги жизни и творчества. «Поэма без героя». Из данной статьи при изучении обзорной темы «Акмеизм» мы рекомендуем использовать материал первого урока и предлагаемый анализ стихотворения Ахматовой «Песня последней встречи». 2.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения. // Литература в школе. – 1997. - №6. – с. 80-88. В статье сделана попытка анализа сборников А.Ахматовой «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1922). Материал может быть использован в качестве примера при подготовке к урокам как при изучении обзорной темы «Акмеизм» (ранние сборники), так и на уроках по творчеству поэтессы. 3.Лекманов О. Концепция «Серебряного века» и акмеизма в записных книжках А.Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. – с. 216-230. Статья интересна необычным взглядом на проблему существования акмеизма как идейно – эстетической школы. Автор пытается на материале записных книжек Анны Ахматовой разобраться в следующих вопросах: - «…почему теория акмеистов была столь беспомощно и неуклюже сформулированной?»; - «…как эта теория соотносится с замечательными произведениями поэтов – акмеистов?»; - «…стоит ли всерьез говорить об акмеизме как о поэтической школе?» Глава 2.Психолого-педагогическое обоснование темы______ Старший школьный возраст, или возраст ранней юности, - период жизни человека от 15 до 17 лет, который приходится на 10 – 11 классы средней школы. Проблемами психологии юношеского возраста занималось и занимается сейчас большое количество психологов (И.С. Кон, Р.С. Немов, А.В. Петровский и др.). Приведем результаты исследований некоторых из них. И.С. Кон считает, что «психология юношеского возраста – одна из самых сложных разделов возрастной психологии. Юность – период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления в новую жизнь» (11;3). В старших классах развитие познавательных процессов достигает высокого уровня. Выпускники могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями. Старшеклассники способны усваивать научные понятия на лекциях и использовать их в процессе выполнения определенных заданий на уроках, так как у них сформировалось теоретическое и словесно-логическое мышление. Поэтому можно говорить, что учащиеся юношеского возраста готовы освоить довольно сложные теоретические понятия на уроках литературы по изучению темы «Акмеизм», для осмысления которых особенно важны способности школьников к обобщению частных явлений и умение мыслить абстрактно. Восприятие старшеклассников характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью; активно развивается логическая память. Учащиеся юношеского возраста шире, чем подростки пользуются приемами запоминания, составлением планов и схем текстов, конспектов, выделением основных мыслей. У школьников совершенствуется способность к переключению внимания. Психологи отмечают, что у старшеклассников формируется умение одновременно и слушать объяснение учителя, и вести запись лекции, следить и за содержанием, и за формой своего ответа. Поэтому на уроках литературы учащиеся готовы воспринимать материал в форме лекции. Для активного восприятия излагаемые материалы большое значение имеет умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным. Изучение лирических произведений способствует развитию личности. «Самое большое, что может лирика, - это обогатить душу и усложнить переживание», - писал А.Блок. Нам кажется, что новому поколению сейчас это крайне необходимо. В юношеском возрасте наблюдается стремление школьников к самосовершенствованию, поиску и приобретению знаний, чему способствует желание стать интересным, образованным человеком. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. В это время пробуждается интерес и к внутреннему миру других людей, привлекают «вечные» проблемы: смысла жизни, счастья, любви, долга, свободы личности. Поэтому старшеклассников интересуют произведения, помогающие выстроить свою систему взглядов. Изучение темы «Акмеизм» в разделе «Серебряный век русской поэзии» воздействует на формирование личности старшеклассников, так как школьникам данного возраста близко внимание художников этого периода к внутреннему миру человека, к состоянию его души. В учебнике Р.С. Немова обращается внимание на то, что «…к одиннадцатому классу познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими. Юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями, самоанализом, активно развивается чтение, монологическая и письменная речь, формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Учащиеся могут формировать гипотезы, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач, развивается стремление к самоанализу». В соответствии с этими особенностями развития в юношеском возрасте изучение литературы в старших классах предлагается строить на историко – литературной основе. С одной стороны, у учащихся формируется понятие об историко – литературном процессе, с другой – высокий уровень мыслительных операций. Так, умение сравнивать совершенствуется при сопоставлении различных эпох и мировоззрений писателей и поэтов, их судеб, а так же при попытке отыскать сходство и различие в трактовке образов, в темах и проблематике произведений. В этом возрасте восстанавливаются и развиваются естественные отношения читателя и писателя. Школьникам раннего юношеского возраста мы не просто даем справку энциклопедического характера, а пытаемся вызвать в их сознании воспоминания о прочитанных произведениях и связанных с ними эмоциях. Правильное и систематическое изучение лирических произведений способствует развитию у старшеклассников смысловой, образной и ассоциативной памяти. Это, в свою очередь, формирует самостоятельность мышления, а также помогает учащемуся осознать себя как личность социальную, почувствовать свою связь с историей. Основными целями изучения художественного произведения в школе мы видим следующие: воспитательные: - становление духовного мира учащихся; - воспитание эстетического вкуса учащихся; - воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности; - создание условий для формирования внутренней потребности личности в самосовершенствовании, в реализации своих творческих возможностей; образовательные: - формирование и развитие умений творческого, т.е. эстетического чтения; - формирование ассоциативного, абстрактного мышления в сфере художественной литературы; - развитие умения вести самостоятельный научный поиск (отбор материала, его первоначального анализа); - формирование представления о мировой литературе и мировом литературном процессе; - ориентировка не на количественное накопление фактов, но на формирование целостного и многогранного видения литературного процесса. Глава 3. Своеобразие лирики как рода литературы_ Об особенностях лирического рода литературы написано много; мы попытаемся все эти особенности свести к нескольким пунктам. 1)лирический образ – это образ – переживание, непосредственное отражение мыслей и чувств; 2)особенности сюжетной организации лирического произведения; лирический сюжет как развитие переживания, мысли; 3) лирический герой как специфический персонаж, особая связь между ним и автором; «В лирике аналогом повествователя (фигуры более или менее условной) может быть признан лирический герой…Термин «лирический герой»…способствует различению многообразных способов выражения в лирике авторского сознания» (2;43). 4)максимальная обобщенность идеи, заложенной в тексте (по сравнению с прозой и ее осуществление на минимальном словесном пространстве; 5)особая роль контекста в стихе, меняющего значение использованного в поэтическом тексте слова по сравнению с его значением в обычной речи; 6)неотделимость плана выражения от плана содержания, значимость всех элементов стиха для понимания общей идеи: 7)особенности поэтического языка, в котором даже звуки имеют смысл, определяющие музыкальность стиха. «У музыки есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». (Л. Гинзбург) (8; 8). 3.1.Общие подходы к изучению лирического произведения Чтобы понять и сопережить поэтичный смысл стихотворения, необходимо учитывать особые законы лирики, отличные от законов эпоса и драмы. По сравнению с ними лирика менее информативна, она сосредоточена на нюансах настроений, переживаний и этим близка музыке. Как и музыкальное произведение, стихотворение невозможно пересказать без потерь. Мешают недоговоренность и многозначность лирических образов, лаконизм, отсутствие внешнего сюжета. Тут необходима ответная работа читателя, определенная культура чтения, помогающая открыть новые границы произведения. У поэзии свой язык, свои законы. В стихах выражаются такие глубокие, такие сложные человеческие чувства, которые не всегда можно «перевести» на язык прозы. В них есть слова и выражения, несущие гораздо более широкий смысл, чем в обычной речи. Лирика требует вдумчивости, вчитывания, только тогда смысл стихотворения может быть выявлен, а не просто указан. Анализируя отдельное стихотворение, нельзя вырывать его из контекста творчества поэта. При этом необходимо учитывать, что поэт, рассказывая о себе, о своих переживаниях и размышлениях, делится с нами собственным опытом, и главный интерес для нас – в постижении этого духовного опыта. Е.В.Карсалова видит цель изучения лирического произведения следующей: «Главная цель учителя при изучении поэзии – добиться сопереживания и соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, вложить кирпичик в формирование читательских качеств, необходимых для полноценного восприятия лирики: эмоциональной отзывчивости, образного ассоциативного мышления, эстетической реакции на художественное слово» (10;17). 3.2.Приемы анализа лирического произведения_____________ На уроках литературы в старших классах при анализе лирического произведения могут быть использованы такие приемы: - по вопросам, предлагаемым учителем; - по схеме анализа для самостоятельного разбора; - с привлечением критических и литературоведческих статей; - с использованием межпредметных связей; - сопоставление различных вариантов конкретного стихотворения одного автора; - компаративный анализ двух стихотворений с одинаковыми мотивами разных авторов; - компаративный анализ идеи стихотворения и живописного произведения; - «интертекстуальный (сравнение данного стихотворения с предшествующей традицией)» (3; 4); - сопоставление различных точек зрения авторов критических и литературоведческих статей по поводу одного лирического произведения; - составление словаря стихотворения и т.п. Термин «приемы анализа» по отношению к лирике нуждается в оговорке, поскольку анализ лирического произведения индивидуален, и порой представляет собой смешение методов и приемов. Методику урока, на наш взгляд, прежде всего определяет художественное своеобразие произведения. В этом смысле текст является главным методическим пособием учителя. «Традиционный анализ художественного произведения в масштабах «темы», «проблемы», «идеи», «образов» не приближает школьников к его осмыслению, а делает его формальным, отдаляет от жизни художественного текста. Эти понятия важны, но, как и в случае с научной литературой, лучше «идти» к ним, а не от них, чтобы они стали естественным обобщением размышлений» (32; 15). Намерение и концепция, направляющие анализ, могут быть различными. Однако, «в любом случае главная задача анализа – выявление наиболее существенных смысловых элементов, темы и идеи стихотворения» (31; 13). Существуют определенные аспекты анализа лирики: 1) жанровый аспект; 2) композиционный аспект; 3) индивидуально-авторский («вслед за автором»). А.В.Белова в статье «Имманентный анализ поэтического текста» рассматривает имманентный анализ в противопоставлении его контекстуальному. «Имманентный анализ – не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный – учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий…» (3; 3). Имманентными в большей мере являются формальный анализ, структурный и так называемое «медленное чтение». « В школьном варианте имманентный анализ – это, прежде всего, анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Он может быть реализован в условиях как формального, так и структурного анализа, равно как и в условиях «медленного чтения». В основе «медленного» чтения – статарный принцип, остановка: читатель делает остановку после каждой фразы (строки, строфы) для того, чтобы понять, какую она дала ему новую информацию и как перестроила старую». Важным условием для реализации задач имманентного анализа является осознание особенностей поэтического текста в отличие от прозаического. В ходе такого анализа обнаруживается тема и основная мысль поэтического текста. Обычно учащиеся смешивают понятия темы и идеи. В таком случае учителю важно объяснить, что в поэтическом тексте существуют понятия: «про что» и «о чем» в отношении темы. Идея же – это определенный ракурс рассмотрения темы. К имманентному анализу поэтического текста приходятся обращаться на уроках литературы и в средних, и в старших классах. Независимо от выбранного аспекта анализ должен иметь внутреннюю логику. - Началом работы над лирическим произведением может быть повторение изученного ранее. Цель этого этапа – проверить знания учащихся, систематизировать и закрепить их. - Следующим этапом может стать расширение и углубление знаний учащихся и в области историко-литературного процесса, и в области теории литературы. - В итоге проведенной работы предполагается усвоение учащимися алгоритма (схемы) анализа, а также понимания того, что схема не является универсальной и подлежит пересмотру в каждом отдельном случае. Характерной особенностью изучения лирического произведения в старших классах является необходимое рассмотрение стихотворения или группы стихотворений в контексте творчества автора или в контексте определенной эпохи (литературного направления). 3.3.Трудности при изучении лирического произведения Изучение курса литературы в целом в выпускном классе представляет определенные сложности, которые решаются с помощью педагогических умений педагога и на основе знаний психологических особенностей школьников. В основе изучения литературы в 11 классе лежит рассмотрение художественного произведения на историко-литературной основе. При анализе лирического произведения в школе следует помнить о некоторых трудностях, которые могут возникнуть у учителя. Это и излишне социологический подход к стихотворению, с одной стороны, и слишком формального разбора – с другой; упрощения поэтической мысли и в то же время неопределенность в терминологии и выводах. В.П. Медведев в книге «Изучение лирики в школе » говорит и о том, что многие стихи без соответствующих комментариев поняты не будут, многие же рассчитаны на мгновенный эмоциональный отклик читателя. () Об этом, несомненно, следует помнить при подготовке к уроку по лирике. Несмотря на определенные трудности анализ лирического произведения в школе возможен и даже нужен. Ведь малый объем материала позволяет сказать читателю гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. При анализе учитель может продемонстрировать структурное единство произведения, нераздельность в нем формы и содержания. «Анализировать стихи – значит открывать гармонию звуков, чувств и дум, видеть, что глубину мысли и силу чувства в лирическом произведении можно понять только вдумываясь в слово» (10; 34). В каждом возрасте свои специфические черты восприятия лирики. В старших классах происходит сдвиг в эстетической подготовке учеников. Под влиянием нестандартных методов школьного анализа критерии оценки лирических произведений становятся глубже и многограннее. Глава 4. Практическая часть_______________________ Практическая часть содержит материал, использованный при проведении уроков по теме «Акмеизм» в 11 классе. 4.1. Примерный план анализа лирического произведения____________ 1. Автор, название, время появления, история создания. 2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты лирического героя. 3. Особенности поэтического языка: - тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение) - звукопись (аллитерация, ассонанс) - стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |