на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Изучение темы Акмеизм в 11 классе


- обращение к идее стихотворения как выражению душевного опыта, чувств и

переживаний поэта;

- в процессе анализа необходима работа над его выразительным чтением.

В книге даются тщательно проведенные анализы стихотворений «Анчар» А.С.

Пушкина, «Ходоки» А.Н. Заболоцкого; система уроков внеклассного чтения.

Также можно найти варианты проведения обзорных уроков в 11 классе (формы

уроков по изучению лирики: урок – концерт, урок – композиция, урок –

новелла, урок – путешествие в мир поэта).

В главе «Искусство изучения поэтического произведения» предлагается памятка

для учащихся «Как учить стихи».

Автор отмечает, что «обязательное условие приобщения к лирике – постоянное

обращение к ней».

2.Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Книга для учителя. – М.:

Просвещение. - 1985.

В книге рассказывается о методах и формах изучения лирики, даются

образцы анализа (с 4 по 10 класс) уроков лирики любви и дружбы, лирики

философской, поэтической, пейзажной и т.д. (лирика М.Ю. Лермонтова, А.С.

Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.)

Литературоведческие понятия: художественный образ в лирике, художественный

метод, целостный анализ стихотворения, стиль писателя и др. рассматриваются

в связи с анализом лирических произведений.

Делается попытка применить к школьный практике тот богатый опыт

анализа лирики, который накоплен литературоведами и методистами.

3.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. – Л.: Просвещение. - 1968.

В книге представлены формы и приемы анализа поэтических произведений

в IV – VII классах. Интересными и полезными при подготовке к урокам могут

оказаться принципы изучения и формирования теоретико-литературных понятий.

Виды самостоятельной работы учащихся (анализ стихов, их сопоставление,

написание сочинения – описания) даны на основе практических результатов

опыта, проводимого в одной из школ Ленинграда.

4.Русская литература XX века. 11 класс.: Учебник для общеобразовательных

учебных заведений. – В 2 ч. Ч.1 / Под. ред.

В.В. Агеносова. - М.: Дрофа. - 1999.

Данное учебное пособие использовалось нами как теоретическая база при

изучении темы «Акмеизм» в школе, и как практическая - при подготовке к

урокам. Учебник, на наш взгляд, интересный, современный и довольно удобный.

Материал, представленный в учебном пособии, его стиль, слог может

показаться сложным для понимания учащихся. В таком случае учителю следует

самому отбирать материал для самостоятельного изучения и для совместного

разбора отдельных глав в классе.

Учебник состоит из обзорных глав (например: «Русский исторический

роман 20-х – 30-х годов»), где дается информация о литературном процессе

того или иного периода и монографических разделов (Александр Блок; Анна

Ахматова и др.), в которых рассматривается творчество наиболее ярких

писателей XX века. Каждая глава снабжена вопросами для самостоятельного

повторения по теме, примерными темами сочинений и списком рекомендуемой

литературы (мемуарные и биографические источники, критические статьи и

литературоведческие работы, хрестоматии и антологии русской поэзии,

справочники).

В комплекте с учебником может быть использована двухтомная

хрестоматия, составленная из программных произведений.

5.Черников А.П. Поэзия и проза Серебряного века. - Калуга: Институт

усовершенствования учителей. - 1993.

Книга представляет собой сочетание обзорного принципа изложения

материала с принципом монографическим. Примером обзорных тем могут стать:

«Художественное своеобразие русской литературы начала XX века»,

«Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века» и др.

В главах, посвященных отдельным персоналиям (А.Ахматова, И.Бунин, И.Куприн)

дается их творческий путь, не ограничиваясь временными рамками эпохи

Серебряного века. Таким образом, у читателя создается целостный облик того

или иного писателя. Особое внимание уделяется произведениям, изучаемым в

средней школе.

Статьи_

1.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы. XI класс // Русская

словесность. - 2001.-№6.- с.20 – 29.

В статье предлагается система уроков по творчеству А.Ахматовой:

1) Поэтическое вступление к теме. Раннее творчество поэтессы. А. Ахматова и

Пушкин.

2) Послеоктябрьская лирика Ахматовой. Драма поэта и народа и ее отражение в

поэме «Реквием».

3) Война и послевоенные годы. Итоги жизни и творчества. «Поэма без героя».

Из данной статьи при изучении обзорной темы «Акмеизм» мы рекомендуем

использовать материал первого урока и предлагаемый анализ стихотворения

Ахматовой «Песня последней встречи».

2.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения. //

Литература в школе. – 1997. - №6. – с. 80-88.

В статье сделана попытка анализа сборников А.Ахматовой «Вечер» (1912),

«Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini»

(1922). Материал может быть использован в качестве примера при подготовке к

урокам как при изучении обзорной темы «Акмеизм» (ранние сборники), так и на

уроках по творчеству поэтессы.

3.Лекманов О. Концепция «Серебряного века» и акмеизма в записных книжках

А.Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. – с. 216-230.

Статья интересна необычным взглядом на проблему существования акмеизма

как идейно – эстетической школы. Автор пытается на материале записных

книжек Анны Ахматовой разобраться в следующих вопросах:

- «…почему теория акмеистов была столь беспомощно и неуклюже

сформулированной?»;

- «…как эта теория соотносится с замечательными произведениями поэтов –

акмеистов?»;

- «…стоит ли всерьез говорить об акмеизме как о поэтической школе?»

Глава 2.Психолого-педагогическое обоснование темы______

Старший школьный возраст, или возраст ранней юности, - период жизни

человека от 15 до 17 лет, который приходится на 10 – 11 классы средней

школы.

Проблемами психологии юношеского возраста занималось и занимается

сейчас большое количество психологов (И.С. Кон, Р.С. Немов, А.В. Петровский

и др.). Приведем результаты исследований некоторых из них.

И.С. Кон считает, что «психология юношеского возраста – одна из самых

сложных разделов возрастной психологии. Юность – период завершения

физического созревания человека, бурного роста его самосознания,

формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления в новую

жизнь» (11;3).

В старших классах развитие познавательных процессов достигает высокого

уровня. Выпускники могут мыслить логически, заниматься теоретическими

рассуждениями. Старшеклассники способны усваивать научные понятия на

лекциях и использовать их в процессе выполнения определенных заданий на

уроках, так как у них сформировалось теоретическое и словесно-логическое

мышление. Поэтому можно говорить, что учащиеся юношеского возраста готовы

освоить довольно сложные теоретические понятия на уроках литературы по

изучению темы «Акмеизм», для осмысления которых особенно важны способности

школьников к обобщению частных явлений и умение мыслить абстрактно.

Восприятие старшеклассников характеризуется целенаправленностью, внимание –

произвольностью и устойчивостью; активно развивается логическая память.

Учащиеся юношеского возраста шире, чем подростки пользуются приемами

запоминания, составлением планов и схем текстов, конспектов, выделением

основных мыслей. У школьников совершенствуется способность к переключению

внимания.

Психологи отмечают, что у старшеклассников формируется умение

одновременно и слушать объяснение учителя, и вести запись лекции, следить и

за содержанием, и за формой своего ответа. Поэтому на уроках литературы

учащиеся готовы воспринимать материал в форме лекции.

Для активного восприятия излагаемые материалы большое значение имеет умение

учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым

и интересным.

Изучение лирических произведений способствует развитию личности.

«Самое большое, что может лирика, - это обогатить душу и усложнить

переживание», - писал А.Блок. Нам кажется, что новому поколению сейчас это

крайне необходимо. В юношеском возрасте наблюдается стремление школьников к

самосовершенствованию, поиску и приобретению знаний, чему способствует

желание стать интересным, образованным человеком.

Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего

внутреннего мира. В это время пробуждается интерес и к внутреннему миру

других людей, привлекают «вечные» проблемы: смысла жизни, счастья, любви,

долга, свободы личности. Поэтому старшеклассников интересуют произведения,

помогающие выстроить свою систему взглядов.

Изучение темы «Акмеизм» в разделе «Серебряный век русской поэзии»

воздействует на формирование личности старшеклассников, так как школьникам

данного возраста близко внимание художников этого периода к внутреннему

миру человека, к состоянию его души.

В учебнике Р.С. Немова обращается внимание на то, что «…к

одиннадцатому классу познавательные процессы школьников приобретают такие

качества, которые делают их совершенными и гибкими. Юноши уже могут мыслить

логически, заниматься теоретическими рассуждениями, самоанализом, активно

развивается чтение, монологическая и письменная речь, формируются общие

интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление.

Учащиеся могут формировать гипотезы, исследовать и сравнивать между собой

различные альтернативы при решении одних и тех же задач, развивается

стремление к самоанализу».

В соответствии с этими особенностями развития в юношеском возрасте

изучение литературы в старших классах предлагается строить на историко –

литературной основе. С одной стороны, у учащихся формируется понятие об

историко – литературном процессе, с другой – высокий уровень мыслительных

операций. Так, умение сравнивать совершенствуется при сопоставлении

различных эпох и мировоззрений писателей и поэтов, их судеб, а так же при

попытке отыскать сходство и различие в трактовке образов, в темах и

проблематике произведений.

В этом возрасте восстанавливаются и развиваются естественные отношения

читателя и писателя. Школьникам раннего юношеского возраста мы не просто

даем справку энциклопедического характера, а пытаемся вызвать в их сознании

воспоминания о прочитанных произведениях и связанных с ними эмоциях.

Правильное и систематическое изучение лирических произведений

способствует развитию у старшеклассников смысловой, образной и

ассоциативной памяти. Это, в свою очередь, формирует самостоятельность

мышления, а также помогает учащемуся осознать себя как личность социальную,

почувствовать свою связь с историей.

Основными целями изучения художественного произведения в школе мы

видим следующие:

воспитательные:

- становление духовного мира учащихся;

- воспитание эстетического вкуса учащихся;

- воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой

ценности;

- создание условий для формирования внутренней потребности личности в

самосовершенствовании, в реализации своих творческих возможностей;

образовательные:

- формирование и развитие умений творческого, т.е. эстетического чтения;

- формирование ассоциативного, абстрактного мышления в сфере

художественной литературы;

- развитие умения вести самостоятельный научный поиск (отбор материала,

его первоначального анализа);

- формирование представления о мировой литературе и мировом литературном

процессе;

- ориентировка не на количественное накопление фактов, но на формирование

целостного и многогранного видения литературного процесса.

Глава 3. Своеобразие лирики как рода литературы_

Об особенностях лирического рода литературы написано много; мы

попытаемся все эти особенности свести к нескольким пунктам.

1)лирический образ – это образ – переживание, непосредственное отражение

мыслей и чувств;

2)особенности сюжетной организации лирического произведения; лирический

сюжет как развитие переживания, мысли;

3) лирический герой как специфический персонаж, особая связь между ним и

автором;

«В лирике аналогом повествователя (фигуры более или менее условной)

может быть признан лирический герой…Термин «лирический герой»…способствует

различению многообразных способов выражения в лирике авторского сознания»

(2;43).

4)максимальная обобщенность идеи, заложенной в тексте (по сравнению с

прозой и ее осуществление на минимальном словесном пространстве;

5)особая роль контекста в стихе, меняющего значение использованного в

поэтическом тексте слова по сравнению с его значением в обычной речи;

6)неотделимость плана выражения от плана содержания, значимость всех

элементов стиха для понимания общей идеи:

7)особенности поэтического языка, в котором даже звуки имеют смысл,

определяющие музыкальность стиха.

«У музыки есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она,

как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как

всеобщей». (Л. Гинзбург) (8; 8).

3.1.Общие подходы к изучению лирического произведения

Чтобы понять и сопережить поэтичный смысл стихотворения, необходимо

учитывать особые законы лирики, отличные от законов эпоса и драмы. По

сравнению с ними лирика менее информативна, она сосредоточена на нюансах

настроений, переживаний и этим близка музыке. Как и музыкальное

произведение, стихотворение невозможно пересказать без потерь. Мешают

недоговоренность и многозначность лирических образов, лаконизм, отсутствие

внешнего сюжета. Тут необходима ответная работа читателя, определенная

культура чтения, помогающая открыть новые границы произведения.

У поэзии свой язык, свои законы. В стихах выражаются такие глубокие,

такие сложные человеческие чувства, которые не всегда можно «перевести» на

язык прозы. В них есть слова и выражения, несущие гораздо более широкий

смысл, чем в обычной речи. Лирика требует вдумчивости, вчитывания, только

тогда смысл стихотворения может быть выявлен, а не просто указан.

Анализируя отдельное стихотворение, нельзя вырывать его из контекста

творчества поэта. При этом необходимо учитывать, что поэт, рассказывая о

себе, о своих переживаниях и размышлениях, делится с нами собственным

опытом, и главный интерес для нас – в постижении этого духовного опыта.

Е.В.Карсалова видит цель изучения лирического произведения следующей:

«Главная цель учителя при изучении поэзии – добиться сопереживания и

соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, вложить

кирпичик в формирование читательских качеств, необходимых для полноценного

восприятия лирики:

эмоциональной отзывчивости, образного ассоциативного мышления, эстетической

реакции на художественное слово» (10;17).

3.2.Приемы анализа лирического произведения_____________

На уроках литературы в старших классах при анализе лирического произведения

могут быть использованы такие приемы:

- по вопросам, предлагаемым учителем;

- по схеме анализа для самостоятельного разбора;

- с привлечением критических и литературоведческих статей;

- с использованием межпредметных связей;

- сопоставление различных вариантов конкретного стихотворения одного

автора;

- компаративный анализ двух стихотворений с одинаковыми мотивами разных

авторов;

- компаративный анализ идеи стихотворения и живописного произведения;

- «интертекстуальный (сравнение данного стихотворения с предшествующей

традицией)» (3; 4);

- сопоставление различных точек зрения авторов критических и

литературоведческих статей по поводу одного лирического произведения;

- составление словаря стихотворения и т.п.

Термин «приемы анализа» по отношению к лирике нуждается в оговорке,

поскольку анализ лирического произведения индивидуален, и порой

представляет собой смешение методов и приемов. Методику урока, на наш

взгляд, прежде всего определяет художественное своеобразие произведения. В

этом смысле текст является главным методическим пособием учителя.

«Традиционный анализ художественного произведения в масштабах «темы»,

«проблемы», «идеи», «образов» не приближает школьников к его осмыслению, а

делает его формальным, отдаляет от жизни художественного текста. Эти

понятия важны, но, как и в случае с научной литературой, лучше «идти» к

ним, а не от них, чтобы они стали естественным обобщением размышлений» (32;

15).

Намерение и концепция, направляющие анализ, могут быть различными.

Однако, «в любом случае главная задача анализа – выявление наиболее

существенных смысловых элементов, темы и идеи стихотворения» (31; 13).

Существуют определенные аспекты анализа лирики:

1) жанровый аспект;

2) композиционный аспект;

3) индивидуально-авторский («вслед за автором»).

А.В.Белова в статье «Имманентный анализ поэтического текста»

рассматривает имманентный анализ в противопоставлении его контекстуальному.

«Имманентный анализ – не выходящий за пределы материала данного

стихотворения. Анализ интертекстуальный – учитывающий сторонний материал:

подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для

переводов и объекты для пародий…» (3; 3).

Имманентными в большей мере являются формальный анализ, структурный и

так называемое «медленное чтение». « В школьном варианте имманентный анализ

– это, прежде всего, анализ, не выходящий за пределы материала данного

стихотворения. Он может быть реализован в условиях как формального, так и

структурного анализа, равно как и в условиях «медленного чтения». В основе

«медленного» чтения – статарный принцип, остановка: читатель делает

остановку после каждой фразы (строки, строфы) для того, чтобы понять, какую

она дала ему новую информацию и как перестроила старую».

Важным условием для реализации задач имманентного анализа является

осознание особенностей поэтического текста в отличие от прозаического.

В ходе такого анализа обнаруживается тема и основная мысль

поэтического текста. Обычно учащиеся смешивают понятия темы и идеи. В таком

случае учителю важно объяснить, что в поэтическом тексте существуют

понятия: «про что» и «о чем» в отношении темы. Идея же – это определенный

ракурс рассмотрения темы.

К имманентному анализу поэтического текста приходятся обращаться на

уроках литературы и в средних, и в старших классах.

Независимо от выбранного аспекта анализ должен иметь внутреннюю

логику.

- Началом работы над лирическим произведением может быть повторение

изученного ранее. Цель этого этапа – проверить знания учащихся,

систематизировать и закрепить их.

- Следующим этапом может стать расширение и углубление знаний учащихся и

в области историко-литературного процесса, и в области теории

литературы.

- В итоге проведенной работы предполагается усвоение учащимися алгоритма

(схемы) анализа, а также понимания того, что схема не является

универсальной и подлежит пересмотру в каждом отдельном случае.

Характерной особенностью изучения лирического произведения в старших

классах является необходимое рассмотрение стихотворения или группы

стихотворений в контексте творчества автора или в контексте определенной

эпохи (литературного направления).

3.3.Трудности при изучении лирического произведения

Изучение курса литературы в целом в выпускном классе представляет

определенные сложности, которые решаются с помощью педагогических умений

педагога и на основе знаний психологических особенностей школьников. В

основе изучения литературы в 11 классе лежит рассмотрение художественного

произведения на историко-литературной основе.

При анализе лирического произведения в школе следует помнить о

некоторых трудностях, которые могут возникнуть у учителя. Это и излишне

социологический подход к стихотворению, с одной стороны, и слишком

формального разбора – с другой; упрощения поэтической мысли и в то же

время неопределенность в терминологии и выводах.

В.П. Медведев в книге «Изучение лирики в школе » говорит и о том, что

многие стихи без соответствующих комментариев поняты не будут, многие же

рассчитаны на мгновенный эмоциональный отклик читателя. ()

Об этом, несомненно, следует помнить при подготовке к уроку по лирике.

Несмотря на определенные трудности анализ лирического произведения в школе

возможен и даже нужен. Ведь малый объем материала позволяет сказать

читателю гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. При анализе учитель

может продемонстрировать структурное единство произведения, нераздельность

в нем формы и содержания.

«Анализировать стихи – значит открывать гармонию звуков, чувств и дум,

видеть, что глубину мысли и силу чувства в лирическом произведении можно

понять только вдумываясь в слово» (10; 34).

В каждом возрасте свои специфические черты восприятия лирики. В

старших классах происходит сдвиг в эстетической подготовке учеников. Под

влиянием нестандартных методов школьного анализа критерии оценки лирических

произведений становятся глубже и многограннее.

Глава 4. Практическая часть_______________________

Практическая часть содержит материал, использованный при проведении

уроков по теме «Акмеизм» в 11 классе.

4.1. Примерный план анализа лирического произведения____________

1. Автор, название, время появления, история создания.

2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты

лирического героя.

3. Особенности поэтического языка:

- тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение)

- звукопись (аллитерация, ассонанс)

- стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.