![]() |
|
|
Женское образование в Россиидевушек к семейной жизни, стала очень важной и актуальной на сегодняшний день. И оставлять без внимания её никак нельзя. Общеобразовательные школы, в силу сложившихся обстоятельств, не могут полностью решить эту проблему. Они на данный момент , в процессе своей деятельности, реализуют другие, стоящие перед ними, задачи. Школа старается дать детям предметные знания, необходимые им для дальнейшего обучения. Но в тоже время, она забывает об выполнении одной из важных своих задач- подготовке детей к семейной жизни. Невнимание к проблеме женского воспитания, в какой-то мере , связано и с тем, что в педагогической литературе этот вопрос освящается незначительно. Изучив около 50 источников, только в 3-х из них, подымается проблема женского воспитания. В работах ТимощенкоЛ.Н., ХрипковойА.Г., КонаИ.С. подчеркивается необходимость женского воспитания. В них даются рекомендации по организации воспитательного процесса с учетом психологических особенностей девушек. Но ни в одном из источников не раскрывается вопрос, какие именно черты и качества должны быть сформированы в девушке, чтоб она была женственной, успешной и подготовленной к семейной жизни. Девочки- это завтрашние матери, воспитательницы детей и в каждой из них должно проснуться желание быть женственной, создать прочную и дружную семью. Женственность- это собирательная характеристика личности. Поэтому женственность характеризуется добротой, искренностью, нежностью, естественностью, общительностью, способностью понять другого человека, умением найти нужное решение в спорных ситуации. Исследование показало, что важными качествами для семейной жизни девушки могут стать: эмпатийность, коммуникативность, способность пойти на компромисс или сотрудничество в конфликтной ситуации. Все эти качества должны быть сформированы в девушке в ходе воспитательного процесса. Школы, как я уже отмечала выше, не могут полностью решить проблему женского воспитания. Поэтому компенсировать пробелы в воспитании личности девушки успешно могут детские театры мод. Организованная в них деятельность способствует не только приобретению навыков шитья, моделирования и конструирования, но и способствует воспитанию эстетической культуры, расширению понятия о культуре одежды, развитию собственного вкуса и стиля в одежде и манере поведения, приобщению девочек к искусству хореографии. Работа в театре моды ведется с учетом интересов девушек и их психологических особенностей. Индивидуальный подход к каждой из них позволяет найти наиболее эффективные пути решения в формирование личности девушки качеств необходимых для дальнейшей семейной жизни. Программу, которую я разработала и предлагаю для внедрения в подобные детские объединения, была апробирована мной в течении двух лет. В ней рассматриваются пять основных блоков, каждый из них был разработан с учетом интересов девушек и в тоже время с учетом развития в личности девушки женственности. Особое внимание в этой программе уделяется развитию в девушках эмпатии, коммуникативных и организаторских склонностей, способности правильно вести в конфликтной ситуации. Также затрагиваются вопросы, касающиеся роли брака и семьи в жизни человека, раскрываются понятия «мужественность» , «женственность», «влюбленность», « дружба», «любовь» и т.д. В программу включены темы и практические занятия, которые девушке найти свой образ и стиль, раскрыть и подчеркнуть свою индивидуальность. В ходе исследования среди девушек занимающихся в театре мод мною были изучены такие черты личности: коммуникативность, эмпатийность, способность эффективно реагировать в конфликтных ситуациях. Для доказательства результативности и эффективности работы детских театров мод эти же качества были изучены среди учениц общеобразовательной школы №35. Исследования уровня эмпатии показало, что среди девочек, занимающихся в детском театре моды, отсутствуют те у кого низкий уровень эмпатии. В школе № 35 оказалось 7.7% учениц с низким уровнем эмпатии. Девочек с высоким уровнем эмпатии в детском театре моды оказалось в 2 раза больше. Что касается исследования коммуникативных и организаторских склонностей, то результаты показали, что воспитанниц театра мод с высоким и очень высоким уровнем этих склонностей значительно больше, чем в школе №35 (высокий уровень: школа №35 - 26.9%, ДТМ - 31.8%; очень высокий уровень шк.№35 - 7.6%, ДТМ 18.2%). В конфликтных ситуациях наиболее эффективными путями решения считаются компромисс и сотрудничество. По результатам исследования оказалось, что большинство девушек из детского театра мод выбрало компромисс(36,4%) и сотрудничество(40,9%). В школе№35 сотрудничество выбрало только 18.2% учениц. Однако, соперничество, как способ реагирования в конфликтной ситуации, в школе №35 выбрало 29,3% девочек, а в театре мод прибегают к этому способу всего 13.6% воспитанниц. Результаты полученные мной в ходе исследования подтвердили, что организованная работа в театре мод способствует формированию у девушек более высокого уровня эмпатии, способствует развитию коммуникативных и организаторских склонностей, помогает находить девушкам эффективные пути решения в конфликтных ситуациях. Решая поставленные передо мной задачи и анализируя полученные результаты опытно-исследовательской работы, я пришла к выводу, что в таких объединениях, типа детского театра моды, ведется большая работа по формированию личности девушки, что театры мод могут компенсировать все недостатки и пробелы школьного воспитания девочек. А при разработке специальных программ, которые будут направлены на формирование в личности девушки специфических черт и качеств, необходимых для семейной жизни, проблема женского воспитания будет успешно решена, а вместе с ней будут решены и многие проблемы нашего общества. Список литературы: 1. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология. - М., Просвещение, 1965 г. 2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии, - СПб, 1996 г. 3. Миропольский С.А. Школа и общество (частная харьковская женская воскресная школа), - Харьков, 1992 г. 4. Сборник всех программ и правил поступления в женские и мужские учебные заведения, - М., Знание, 1991 г. 5. Проблемы социальной и психологической геронтологии, - Л., Нева, 1974 г. 6. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание, - М., Просвещение, 1993 г. 7. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. – СПб, 1994 г. 8. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе. – М., Знание 1991 г. 9. Никольская А.А Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России, - М., Школа, 1990 г. 10. Толстых А.В. Возрасты жизни. - М., 1988 г. 11. Женщина в обществе: реалии проблемы, прогнозы. – М., 1991 г. 12. Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований. – Ижевск, УдГУ, 1997 г. 13. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. – Л. 1974 г. 14. Инин А.С. Психология подростка- М., 1991 г. 15. Павлова О.Г. Феминизм: восток, запад, Россия. – М., Новое время, 1995 г. 16. Егорова Г.Р. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. – М., Наука и религия, 1994 г. 17. Анджелис Б.Д. Секреты о мужчинах, которые должна знать каждая женщина. – Екатеринбург, 1997 г. 18. Исаев Д.Н. Половое воспитание детей. – Л. 1998 г. 19. Хрипкова А.Г. Девочка – Подросток – Девушка. – М., Просвещение, 1988 г. 20. Возрастная и педагогическая психология. – М., Мысль, 1984 г. 21. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. – Киев, 1989 г. 22. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987 г. 23. История педагогики. - М., Мысль, 1976 24. История педагогики. - М., Просвещение, 1983 г. 25. Возрастная педагогическая психология. - М., Знание, 1984 г. 26. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общей психологии. - М., Просвещение, 1990 г. 27. Кон И.С. Дружба: этико-психологический очерк. - М., 1989 г. 28. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989 г. 29. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., Просвещение, 1983 г. 30. Воспитание девушек: учебно-методическая программа по факультативным занятиям. - Ижевск, УдГУ, 1993 г. 31. Возрастная педагогическая психология. - М., Знание, 1992 г. 32. Федосова Э.П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России. - М. 1980 г. 33. Высшие женские (бестужевские курсы). - М., 1966 г. 34. Санкт-Петербургские ВЖК. - Л., 1973 г. 35. Педагогическая хрестоматия. - М., 1907 г. 36. Основные положения, нормальная табель и учебные планы женских институтов и гимназий. - М., 1912 г. 37. Бардин С.М. Этика взаимных отношений. - М., 1969 г. 38. Этика и психология семейной жизни. - Минск, 1989 г. 39. Каган В.Е. Подготовка девушки к супружеству. - М, 1992 г. 40. Вальтер С. Девушкам от 14 до 18. - Минск, 1983 г. 41. Витэк, Карел. Проблемы супружеского благополучия. - М., Прогресс, 1988г. 42. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. - М., 1990 г. 43. Семья: социально-психологические проблемы. - Киев, 1989 г. 44. Михайлова Н.Н. Ориентационно-ролевая игра «Семья». - М.: Просвещение, 1991 г. 45. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. - М.: Медицина, 1991 г. 46. Исаев Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола. - М.: Знание, 1995 г. 47. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. - М.: Просвещение, 1990 г. 48. Женщины в меняющемся мире: история и современность. - Ижевск: УдГУ, 1996 г. 49. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. - Москва: Просвещение, 1985 г. Приложение 1 Рукоделия. Учебный план. VII класс ( 1час). 1. Изучение первоначальных швов. 2. Вязание на спицах бумажной подвязки. VI класс ( 1 час ). 1. Изучение французского шва. Петли воздушные. Пришивание пуговиц и металлических крючков и петель. 2. Штопка и заплаты. Шитье простого ночного чепчика. 3. Вязание крючком простой шерстяной покрышки для чайника. V класс ( 2 часа ). 1. Сборка на одну две нитки; пришивание сборок, закладывание складок и пришивание их; обшивка кружевом, петли прорезные. 2. Шитье простой ночной кофты. 3. Штопка чулочная и надвязка чулка. IV класс ( 2 часа ). 1. Украшающие швы. 2. Шитье лифчика (под дамскую блузу). 3. Выметка фестонов и простая метка белья цветной гладью. III класс ( 2 часа ). 1. Исполнение на шерстяной материи образцов швов, употребляемых при шитье платья. Ознакомление с шитьем на машине. 2. Ученицы приучаются распарывать швы, пришивать крючки и петли, выметывать петли и шить карманы. 3. Шитье дамской блузы из бумажной матери. II класс ( 2 часа ). 1. Кройка и шитье детского белья и простого дамского; причем требуется шитье одной настоящей вещи, а остальное можно в моделях. 2. На уроках кройки воспитанницы учатся снимать мерки, чертить, кроить и сметывать. I класс ( 2часа ). 1. Кройка детского платья. Кройка и шитье дамской блузы и простой дамской юбки. 2. На уроках кройки и шитья воспитанницы учатся снимать мерки, чертить, кроить, сметывать и приметывать. Объяснительная записка к учебному плану по рукоделию. 1. Цель обучения рукоделиям в средней общеобразовательной школе состоит в том, чтобы дать учащимся общую подготовку для разного рода женских работ и научить их изготовлять для себя и семьи предметы, необходимые в обыкновенном домашнем быту: чулки, простое белье, простое платье. 2. Обучение рукоделию должно вестись классным способом, т.е. все ученицы должны делать одну и ту же работу, причем объяснения должны делаться всему классу одновременно, а не каждой ученице в отдельности. 3. Элементы каждой отдельной техники работы, например стежки, швы, вязание на спицах, плетенные швы и т.п. должны быть первоначально изучены на образцах, т.е. проделаны на полосках, лоскутках, соответствующих тканей и т.д., а затем уже применяемы на работе предметов потребления; причем учительница должна соблюдать строгую последовательность и постепенно переходить от более легкого к более сложному. 4. Работы не должны даваться на дом, а должны быть исполнены ученицами в классе во время уроков. 5. Желательно, чтобы каждому уроку предшествовали общие объяснения относительно материалов, инструментов и других пособий, с которыми ученицам придется иметь дело во время занятия. 6. Необходимо, чтобы учительница объясняла учащимся общие правила для выполнения каждой работы, расчленяла бы употребительные приемы при вязании, шитье, вышивании крестом и других работах, заставляла бы учащихся запомнить последовательность отдельных манипуляций при вязании, шитье и т.д. Стремилась бы развить в ученицах самостоятельное и сознательное отношение к выполнению работы. При всех работах от учащихся надлежит требовать чистоты и возможной быстроты в работе. Приложение 2 Нормативный учебный табель женских Институтов и Гимназий Ведомства учреждений Императрицы Марии. ( Вышестоящее утверждено 6 августа 1905 года ). |Классы | |7 | 6 |5 |4 |3 |2 |1 |всего| |Закон |Божий |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |14 | |Русский язык| и |5 |4 |4 |3 |3 |3 |3 |25 | | |словесност| | | | | | | | | | |ь | | | | | | | | | |Французский |язык |5 |4 |4 |3 |3 |3 |3 |25 | |Немецкий |язык |2 |4 |4 |4 |4 |3 |3 |24 | |Математика | |3 |3 |3 |3 |3 |3 |4 |22 | |История | |---- |---- |2 |2 |2 |3 |3 |12 | |География | |---- |2 |2 |2 |2 |2 |2 |12 | |Естествознан|с |2 |---- |---- |2 |2 |2 |----|8 | |ие |гигиеной | | | | | | | | | |Физика |космографи|---- |---- |---- |----|2 |2 |2 |6 | |и |я | | | | | | | | | |Педагогика | |---- |---- |---- |----|----|----|2 |2 | |Хоровое |пение |1 |1 |1 |1 |2 |2 |2 |10 | |Рисование |чистописан|4 |4 |2 |2 |2 |2 |1 |17 | |и |ие | | | | | | | | | |Рукоделие | |1 |1 |2 |2 |2 |2 |2 |12 | |гимнастика и|инст |3 |3 |3 |3 |1 |1 |1 |15 | |танцы |гимн |2 |2 |2 |2 |1 |1 |1 |11 | |число уч. |инст |9 |9 |8 |8 |7 |7 |6 |54 | |часов | | | | | | | | | | |по |гимн |8 |8 |9 |9 |9 |9 |6 |50 | |искусствам | | | | | | | | | | |общее число|инст. |28 |28 |29 |29 |30 |30 |30 |204 | |учебных |гимн. |27 |27 |28 |28 |30 |30 |30 |200 | |часов | | | | | | | | | | Примечания к учебному табелю женских институтов и гимназий. Установленное настоящим табелем общее число уроков по каждому предмету и распределение их по классам должны оставаться неизменными. Положенные по табелю в каждом из 4-х младших классов в институтах 2 часа, а в гимназиях один час на гимнастические упражнения, могут быть разделены на получасовые уроки. Уроки рисования и рукоделия в старших классах тех и других заведений, по возможности, следует устраивать двухчасовые. Воспитанницы институтов и пансионов при гимназиях, сверх означенных в настоящем табеле предметов, могут обучаться музыке: обучающиеся музыке пользуются одним получасовым уроком в неделю, и в дни уроков полчаса, а остальные дни не более часа упражняться в игре на фортепиано; воспитанницы младших двух классов занимаются музыкой всего по полчаса в день. Означенные в табели уроки, а равно занятия по музыке в институтах должны быть распределены от 9 до 12 часов и от 2 до 5 часов дня.; причем более 4-х уроков по наукам и языкам в один и тот же день не допускается. Отступление от этого распределения допускается в виду исключения только для занятий по музыке, которая, по уважительным причинам, могут быть назначаемы на время от 6 до 9часов вечера. На приготовление уроков и самостоятельные занятия воспитанниц в институтах и пансионах при гимназиях должно быть назначаемо по 2 часа ежедневно, по возможности без перерыва иными занятиями, в случаях допущения подобного перерыва, назначенное время для подготовки должно быть разделено на 2 часа, по полному часу в каждой. В аттестатах отмечаются поведение и успехи по следующим предметам: Закону Божиму, русскому языку словесности, французскому языку, немецкому языку, математике, истории, географии, естествознанию и гигиеной, физике и космографии, педагогике, рисованию и чистописанию, рукоделиям. Баллы по рисованию с чистописанием и по рукоделиям, принимаемые во внимание наравне с баллами по другим предметам при переводе из класса в класс при выдаче аттестатов имеют. Приложение 3. П Р О Г Р А М М А Лекционного курса «Красота и этикет» ЦЕЛИ: Развитие познавательной деятельности учащихся за счет лекций об истории моды, о различных стилях и направлениях моды, о необходимости формирования своего индивидуального стиля, о правилах ношения одежды, о формировании гардероба. Лекции по этикету дают информацию о правильном поведении в обществе. Лекции и практические занятия раздела «Косметика для подростков» информируют учащихся о правилах пользования косметикой, необходимости тщательного и продуманного подбора косметики и парфюмерии. Девушки учатся правильно делать макияж. Лекции раздела «Мой мир и я» помогают девочкам в формировании следующих качеств: терпимость, уважение к окружающим, тактичность, начальные знания по этике и психологии семейной жизни. Блок 1. «Мода и стиль» 1.1. Вводное занятие (знакомство с особенностями курса). 1.2. Азбука моды (основная терминология в области моды). 1.3. Костюм и фигура (пропорции человеческой фигуры; идеальная фигура; как с помощью одежды скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства фигуры). 1.4. Цвет в одежде (цветовые типы; модельеры о цвете). 1.5. Журналы мод. Журналы для женщин. (знакомство с отечественными и зарубежными журналами). 1.6. Роль цвета в вашей жизни (психологическая, физиологическая, ассоциативная реакция человека на цвет). 1.7. Мода и стиль (понятие «стиль», «мода»). 1.8. Ваш мини-гардероб (правила комплектования вещей в гардеробе; количество или качество?). 1.9. Основные стили в мире моды (характерные особенности, истоки, динамика). 1.10. Лучшие модельеры мира 1.11. Лучшие модельеры России. 1.12. Направления современной моды (ассортимент одежды, цвет, аксессуары). 1.13. Мода с подиума (видеообзор). 1.14. Манекенщица. Топ-модель (лучшие манекенщицы мира, путь к успеху, секреты красоты). 1.15. Аксессуары. Украшения (история, современность, изготовление). Блок 2. Косметика для подростков. 2.1. Техника выполнения макияжа (оснащение, освещение, поэтапность). 2.2. Волосы: уход, лечение. Прически. 2.3. Парфюм (духи, туалетная вода, одеколон, фоновые запахи, как пользоваться парфюмерией). 2.4. Кожа лица. Глаза. Брови. (уход за кожей лица, маски, умывание, массаж) 2.5. Питание и режим (правильно сбалансированное питание, вред голодания, калории, здоровый образ жизни) 2.6. Косметика и фито-косметика. 2.7. Модный макияж (практические занятия). Блок 3. Этикет. 3.1. Этикет (история этикета, основные понятия). 3.2. Вы в гостях, у Вас гости (правила поведения , как принимать и приглашать гостей, застолье) 3.3. Ваша речь. Риторика (речевой этикет) 3.4. Официальные приемы. Презентации. Блок 4. Мой мир и я. 4.1. Я в группе. 4.2. Как мы общаемся. 4.3. Что такое сотрудничество. 4.4. Взаимопонимание и роль эмоций в нашей жизни. 4.5. Уважение и терпимость, жестокость и сочувствие. Роль этих качеств в жизни. 4.6. «Мужественность» и «Женственность» – два полярных понятия (их социальное становление). 4.7. Влюбленность, дружба, любовь. 8. Брак и супружество в нашей жизни. 9. Уважение в общении 10. Искусство общения Блок 5. Ритм-блок (спортивно-танцевальная аэробика). Цель: Совершенствовать движения, пластику тела; воспитывать ритмичность и восприимчивость эмоционального окраса музыки; развитие мышечной силы, снятие психологической усталости, физическое и эмоциональное раскрепощение. Содержание: 5.1. Спортивные упражнения на координацию движения, танцевальные упражнения. 5.2. Развитие гибкости, формирование правильной осанки; 5.3. Частое чередование упражнений различных по характеру и интенсивности (исключение монотонных упражнений); 5.4. Четкий, красивый показ упражнений. Структура занятий: v Подготовительная часть (10-15%) общего времени – гимнастические упражнения с небольшим объемом движения и интенсивности (растягивание, разогрев мышц). v Основная часть (20 минут в начале года до 60 минут в конце). Через 3-4 месяца состоит из цепочек упражнений для определения мышц, танцевальных движений, прыжков, беговых и смешанных упражнений. v Заключительная часть (10-15% общего времени) – дыхательные упражнения, гимнастические упражнения с небольшим объемом движения и интенсивности; упражнения на пластику. Другая форма занятий – комплекс «Волшебная линия» – направлен на упражнения, уменьшающие объем талии, делающей её гибкой, а все тело более пластичным. На этих же занятиях проходит работа над сценическим шагом, разработка схем для проходок. Девочки учатся правильно и красиво двигаться на сцене при демонстрации моделей. Приложение 4. Учебно-воспитательный план клуба «Волшебница» на 1997 – 1998 гг. |№ |Мероприятие |Сроки проведения | |1 |Организационная работа. | | | |1.1. Комплектование кружка |1-15 сентября | | |1.2. Утверждение списочного состава |Сентябрь | | |1.3. Знакомство с едиными требованиями клуба |Сентябрь | |2 |Работа с родителями | | | |2.1. Родительское собрание |Октябрь | | |«Организация, цели, задачи объединения» | | | |2.2. Собрание по итогам первого полугодия |Январь | | |(с демонстрацией моделей) | | | |2.3. Собрание по итогам второго полугодия |Май | | |(с демонстрацией моделей) | | |3 |Массовые мероприятия | | | |3.1. Подготовка и демонстрация имеющихся |Сентябрь | | |коллекций на «Дне открытых дверей» в ГДТЮ | | | |3.2. Городской конкурс оранжировщиков |Октябрь | | |3.3. Общеклубный конкурс на самую оригинальную |Октябрь | | |прическу «Осенние фантазии» | | | |3.4. Посвящение в клуб «Волшебница» |Ноябрь | | |3.5. Конкурс на самый лучший новогодний сувенир.|Декабрь | | |Выставка изделий, изготовленных участниками | | | |3.6. Подготовка традиционного вечера |Конец Декабря | | |«Рождественские встречи» | | | |3.7. Конкурс коллекций детских театров мод |Январь | | |«Новогодняя ярмарка» | | | |3.8. Конкурс моделей на нестандартную фигуру |Март | | |3.9. Организация выставок новых коллекции в |Март/Апрель | | |кабинете | | | |3.10. Обсуждение и проведение выпускного вечера | | | |«Листая дней былых страницы». Демонстрация |Май | | |лучших моделей года | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |