на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Женское образование в России


энергичный человек, имя которого теперь принадлежит истории -

Н.А.Вышнеградский.

В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного

заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для

основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную

плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института

свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы

для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы

уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал

найти в одном из частных домов, ближайших к институту.

Для образца такое женское училище было устроено на следующих

основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии

Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище,

подчиняясь Главному Совету. Ближайшее заведование училищем вверялось, по

назначению государеву, особому попечителю; а для непосредственного

наблюдения за обучением девиц назначались начальник и главная

надзирательница с утверждения государыни; назначение же прочего

педагогического персонала утверждалось попечителем.

К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект

определялся в 250 учениц; но допускалось и большее число, если имелись

средства для открытия параллельных классов.

Учебный курс включал в себя первоначально: русский язык, Закон Божий,

словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию,

французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование,

пение, женские хозяйственные рукоделия и танцы. Особый интерес вызвала у

меня программа по рукоделию, тем более, что это связано с темой данной

дипломной работы (см. Приложение 1). Иностранные языки и танцы были

необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная

плата.

Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д.Семенов, В.Я.Стоюнин,

К.П.Петров, позже - И.Рашевкий, А.Н.Страннолюбский, стремились дать

ученицам серьезное образование и развить их умственные способности. Большое

значение они предавали естественным наукам.

Окончившим педагогическое отделение выдавалось свидетельство «домашней

учительницы».

В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских

гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении

приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к

«особенностям женской природы» и «назначению женщины». Принятая в 1905 году

«Нормальная учебная программа» (см. Приложение 2) окончательно уровняла

учебный курс гимназии с институтским курсом.

Женские гимназии ведомства императрицы Марии были платными учебными

заведениями, причем плата за обучение превышала плату в мужских гимназиях.

Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году

было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году

число женских гимназий и прогимназий составило 958.

1.1.3.Частные женские гимназии

С 1872 в России стали открываться частные женские гимназии, что было

вызвано недостатком числа женских средних учебных заведений, а так же

неудовлетворенностью общества содержанием обучения и объемом учебных курсов

в казенных женских гимназиях. По положению о частных женских

гимназиях 1972 года предусматривалось, что они обладают теми же правилами,

что и правительственные, обязаны придерживаться правил и программ,

установленных министерством народного просвещения, и подчинятся местному

учебному округу. В 70-х было открыто 23 таких гимназии: семь- в Санкт-

Петербурге, пять- в Харькове, четыре - в Москве и по одной в Орле, Одессе,

Киеве, Тифлисе, Омске, Иркутске. В связи с высокой платой за обучение

учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных

женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий (

например женские гимназии в Царском Селе, классическая гимназия С. Н.

Фишер в Москве ). Некоторые частные женские гимназии носили сословный

характер, например женская гимназия аристократического типа княжны

Оболенской в Петербурге.

1.1.4. .Женский медицинский институт.

Женский медицинский институт - единственный в дореволюционной России

институт ,дававший высшее образование женщинам. В 1872 году при медицинско

-хирургической академии ( в Петербурге ) были организованы Женские

врачебные курсы, которые существовали на частные средства и за 15 лет

выпустили около 600 женщин - врачей. В 1887 году курсы были закрыты.

Приемником их был открытый в Петербурге В 1897 году Женский медицинский

институт, приравненный в 1904 году к медицинским факультетам университетов

и принятый на содержание казны. Окончившим женский медицинский институт

предоставлялись права лекаря (врача ) и право получения ученой степени

доктора медицины.

1.1.5. Женский педагогический институт.

Женский педагогический институт - высшее педагогическое учебное

заведение в России, основанное в Петербурге в 1903 году на базе женских

педагогических курсов. В институт принимались девочки не моложе 16 лет,

окончившие женские гимназии, институты благородных девиц. Институт имел

два отделения : физико - математическое и словесно - историческое. Курс

обучения делился на четыре года : два года изучались общеобразовательные

дисциплины, с третьего года начинались занятия по педагогике и

педагогическая практика. Для проведения практики при институте были созданы

женская гимназия, начальная школа, детский сад. В 1913 году в женском

педагогическом училось 1030 студенток. После 1917 года институт был

переименован в первый Петроградский государственный педагогический

институт.

1.2. Особенности педагогического процесса в «Воспитательном Обществе

благородных девиц»

Большой интерес для меня, в связи с темой дипломной работы,

представила программа воспитания и образования, разработанная специально

для «Воспитательного Общества благородных девиц» (см. Приложение 2). Моё

внимание привлекли цели и задачи, которые ставило для себя это учебное

заведение при воспитании своих подопечных, на что обращало большее внимание

при формировании личности девушки, от чего отталкивалось и на что опиралось

при организации воспитательного процесса.

Итак, 5-го мая 1764 года императрицею Екатериною II был подписан указ

о воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском

монастыре: «Для пользы государства»,-говорилось там, - «Повелеваем сенату

разослать по всем губерниям, провинциям и городам, дабы, ведая о сем новом

учреждении, каждый из дворян мог дочерей своих в младенческих летах

препоручить сему от нас учрежденному воспитанию».

Таким вызовом сопровождалось основание первого женского института в

России, который скоро стал слыть под именем Смольного монастыря, а на

официальном языке «Воспитательным Обществом благородных девиц».

Идеальная система воспитания как мальчиков, так и девочек, была

выработана известным Бецким, который увлек императрицу блестящей идеей

воспитать новое поколение людей. Была разработана вся программа

государственного воспитания с шести до восемнадцатилетнего возраста. Весь

этот период дети не должны были видеть свои семьи.

Нравственное воспитание как для мальчиков, так и для девочек было одно

и тоже; разница между ними была в научном образовании, которое для девочек

не считалось нужным и отодвигалось на второй план. Весь воспитательный

период девочки разделяли на четыре класса, или возраста; каждому

назначалось по три года. В первом возрасте (от 6 до 9 лет) для преподавания

назначались русский и иностранные языки, арифметика, рисование, танцы,

музыка вокальная и инструментальная, шитье и рукоделие; во втором возрасте

(от 9 до 12 лет) к этому добавлялась география с историей и некоторая часть

экономии или домостроительства; в третьем (от 12 до 15 лет) прибавлялось

чтение исторических и нравоучительных книг, часть архитектуры и геральдики.

Этим собственно и заканчивалось все учение. Геральдика является в ряде наук

как необходимая для развития чувства чести в благородном звании, конечно,

уже по влиянию западноевропейских примеров. Арифметике отдавалась очень

невиданная роль: предписывалось обучать этой науке благородных девиц с

целью, чтобы «вперед содержать в добром порядке домашнюю экономику». В

четвертом возрасте (от 15 до 18 лет) назначалось девицам «повторять свое

учение почти одной практикой». Большую же часть времени они должны были

употреблять на другие занятия: «дежурить понедельно по хозяйству, вести

запись по расходам, договариваться с поставщиками о припасах, каждую

субботу делать расчет и производить платеж, определять цену товара по его

качеству, смотреть, чтоб во всем наблюдаемом был совершенный порядок и

чистота». Кроме того, по две девицы должны были каждый день дежурить в

других классах, как помощницы учительницы: «и от сей практики навыкнуть

заблаговременно, как им, будучи матерями, обучать детей своих и в

собственном своем воспитании найдут себе великое вспоможение, в каком бы

состоянии им жить не случилось».

Для занятий с воспитанницами назначались учительницы во всех классах.

Учительницам предписывалось более всего учить благонравию: «Стараться,

чтобы девицы не привыкали излишне важничать или унылый вид являть. Паче

всего наставлять их в основаниях благоразумия, добронравия,

благопристойности, благородной, а не принужденной учтивости и всех

добродетелей. Чтобы от самого юношества и до возраста приучаемы были к

добродетелям, учтивости, ласковым и приятным разговорам не только с

равными, но и с самыми последними, какого бы звания кто ни был. Через такое

доброе поведение и поступки при первом их в свете вступлении учинятся они

отличными в обществе»

Под словом общество здесь нужно понимать светские собрания,

переродившиеся петровские ассамблеи, где при общих удовольствиях

сближались между собой благородные люди обоих полов и где женское влияние

должно было смягчать грубость мужской натуры. Только в таком обществе

русская образованная женщина могла иметь значение, и, естественно, что к

этому велось всё воспитание благородных девиц.

В интересах светского общества обращалось и особое внимание на

развитие остроумия в девушках.

На практике, действительно, должно было всё свестись к воспитанию

благородной светской барышни, т.к. иного идеала женщины не могла и вызвать

среда. Нельзя упрекнуть императрицу Екатерину, что она думала только о

воспитании дворянских дочерей. 13 января 1765 года императрица подписала

новый указ: «Для пользы общества требуется, чтобы всякого чина и женский

пол воспитан был в добронравии и в приличных состоянию его знаниях и

рукоделиях. В Воскресенском монастыре, учредить училище для малолетних

девушек (мещанского звания) под управлением главной начальницы Общества

благородных девиц».

Таким образом появилось мещанское отделение при Воспитательном

Обществе благородных девиц. Главные основания физического и нравственного

воспитания там были те же. Принимались только шестилетние девочки и

воспитывались до 18-летнего возраста. Обучались Закону Божьему, русскому и

иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, рукоделию, музыке и

пению. Кроме того, приучались к «домостроительству», т.е. к хозяйству, и в

4-м классе должны были быть изучены все женские рукоделия и работы, т.е.

шить, ткать, вязать, стряпать, мыть, чистить и всю службу экономическую

знать.

Воспитательное Общество благородных девиц с мещанским отделением

послужило образцом для других женских институтов, о распространении которых

заботилась уже императрица Мария Федоровна. Так, в 1797 году она открывает

в Петербурге на собственные средства сиротское училище на 50 беднейших

сирот мещанского сословия, вскоре затем названное Мариинским институтом. С

1798 по 1807 гг. Были открыты ещё 4 женских училища в Москве и Петербурге.

Институтское воспитание давало то, что соответствовало тогдашнему

идеалу барышни; оно стало привлекать родителей-помещиков, которые, живя в

своих поместьях, не имели возможности воспитать своих дочерей согласно с

этим идеалом. Дворянство стало на свои средства основывать женские

институты в разных провинциальных центрах, и все они поступали в то же

ведомство, в каком находились институты столичные. Только благодаря женским

институтам, у нас долгое время поддерживалось и распространялось женское

образование.

В сороковых и пятидесятых годах было обращено на женские институты

особое внимание. Они были значительно преобразованы. Цель женского

образования была определена «в образовании добрых жен и полезных матерей

семейств». С этой целью была разработана учебная часть «чтобы с

образованием, в надлежащей мере ума и сердца, воспитанницы могли

приготовиться к будущему важному их значению». С другой стороны,

выставлялось на вид, что «образование свыше состояния учащихся не всегда

для них полезно, иногда обращается им во вред». Задача состояла в

согласовании средств с целями, не выпуская в то же время из вида и

состояния будущих жен материй. Образование женщины должно было резко

отличаться от образования в мужских заведениях. В инструкции

высказывалось следующее: «По предназначению женщины не для службы

государственной или общественной, подобно мужчине, не для ученного поприща,

а для круга семейного, и само воспитание и образование девицы должно быть

направлено к иной цели, чем воспитание юношей».

* * *

Из написанного выше следует, что одной из главных задач

воспитательного процесса была подготовка девушек к семейной жизни, к

осознанию роли матери и жены.

Большой акцент в воспитании личности девушки делался на формирование в

ней качеств, необходимых ей в дальнейшей жизни, при создании семьи и

воспитании детей.

Уделяя особое внимание именно на формирование в девушках женственности

и воспитании в них всех качеств, которые являются составляющими этого

широкого понятия, общество в результате имело хороших матерей, жен, как

говорится, хранительниц семейного очага, которые не только прекрасно

справлялись со своими обязанностями, но и создавали уют и тепло в своих

домах, дарили любовь всем его обитателям.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВУШЕК.

2.1. ПОНЯТИЕ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭТОЙ РОЛИ.

В предыдущей главе мы ознакомились с историей женского образования в

различные исторические периоды. Из прочитанного и проанализированного мною

материала по этому вопросу, можно сделать вывод, что воспитание и

формирование личности девушки шло в определенном направлении. Основной

задачей воспитания - было раскрытие в девушке тех качеств, которые были

необходимы ей в семейной жизни. Но следует отметить, что в образовании и

воспитании уделялось очень мало внимания развитию умственных способностей

девушки, получению ей научных знаний. Акцент делался на формирование в ней

роли матери, жены, поэтому ей давались только те знания и умения, которые

ей были нужны в будущей семейной жизни. Такое положение женщин в

образовательной системе объясняется скорее всего её социальным положением и

общественным значением.

Интересно будет проследить в чём видело само общество основную роль и

назначение женщины и как женщина воспринимала эту роль на протяжении всего

времени.

На протяжении многих лет, согласно морали, обычаям и нравам, женщина в

средневековье на Руси всегда находилась под покровительством мужчины: отца,

старшего брата, свекра, мужа. Большую часть жизни женщина в то время

проводила дома, в семье. В течение нескольких столетий (XI-XVII) русские

женщины вели замкнутый, затворнический образ жизни, им не полагалось

показываться на глаза посторонним людям, посещать общественные места.

Девушкам полагалось жить в дальних покоях и во всем подчиняться воле

родителей.

Наиболее важным событием в жизни женщины являлось вступление в брак.

С X века церковь присваивает себе монопольное право утверждения брака.

Церковь старалась придать браку силу священного нравственного союза мужчины

и женщины, которые связаны взаимными обязательствами на всю жизнь.

Многоженство и браки с близкими родственниками категорически

запрещались. Дети признавались только в том случае, если они рождены в

браке, освященном церковью. Ограничивалось и число замужеств: нормы

христианской морали позволяли не более двух. Повторный брак или замужество

благословлялось церковью лишь в случае смерти одного из супругов. Развод

практиковался крайне редко. Однако, в этом вопросе церковь демонстрировала

двойную мораль: мужчине разрешался повторный брак, а женщине

рекомендовалось пострижение в монахини.

До выхода замуж, девушке предстояло пройти школу воспитания в своей

родной семье. Будучи девочкой, она находилась под неусыпным контролем своих

родителей, которые должны были обеспечить ее и «воспитать в доброй науке:

учить страху божию и вежливости, и всякому порядку». Со временем родители

были обязаны учить своих детей ремеслу.

Ведение домашнего хозяйства, было прямой обязанностью замужней

женщины. Утром, «поднявшись с постели, умывшись и помолясь», жене следовало

распорядиться по дому. Кому «еду на день готовить, кому хлеб печь». Кроме

того, «сама бы хозяйка знала, как сеять муку, как квашню затворить,

замесить… знала сколько муки возьмут и сколько испекут». Сама хозяйка,

«разве что занедужит», не должна весь день сидеть без дела: «Люди ли

придут, простая ли гостья – всегда б за делом сидела».

Хозяйка при этом должна была уметь хорошо готовить еду «мясную,

рыбную, всякие пироги… любые блюда», знать, как хранить, обрабатывать

продукты, делать различные запасы. Помимо этого она должна была быть

отчасти и экономистом, чтобы «дом свой по добру устроить».

Испокон веков считалось само собой разумеющимся, что девушка рано или

поздно станет матерью. Осознание человечеством, что дети - это благо,

повлекло за собой уважение к женщине. И женщина желала стать матерью, чтобы

снискать себе почет и уважение. Материнство считалось священным долгом

каждой женщины.

* * *

Из вышеизложенного, ясно вырисовывается картина того, в каком

направлении шло воспитание девочек, на чем акцентировалось внимание. Мы

видим, что уже в те далекие времена понималась вся важность и необходимость

в подготовке девочек к будущей семейной жизни, формированию в ней

правильной роли матери и женщины. Но ничто не стоит на месте, всё

подвержено изменениям. Со временем стали меняться женские идеалы, а в

следствие и сам образ женщины. Женщина стала бороться за равные права с

мужчиной, доказывать, что она ничем не хуже «сильной половины» общества.

Женская эмансипация привела к тому, что женщина стала отождествлять себя с

мужчиной. Её сферы деятельности стала намного шире, и она старалась войти

в неё на равных правах с мужчиной.

Круг интересов стал настолько широк, что постепенно, незаметно для

себя, стал удаляться от семьи и своих материнских обязанностей. Борьба

женщин за равные с мужчиной права, желание ни в чем не уступать и быть

равной с ним во всем отразились на воспитательном процессе в

общеобразовательной системе.

Воспитание девочек и мальчиков на сегодняшний день не ориентировано на

половые особенности и их дальнейшие жизненные роли. Школа дает равное

образование и тем и другим, это, в принципе, не совсем плохо, а наоборот -

хорошо. Интеллектуальное развитие мальчиков и девочек ничем не отличается.

А что касается воспитания и подготовки школьников к семейной жизни - этот

вопрос остается нерешенным, школа не готовит детей к их дальнейшим

жизненным ролям. В девочках не воспитывается роль матери, не формируется

женственность. Учебные заведения не учитывают психологические особенности

подростков при организации образовательного и воспитательного процесса, а

знать эти особенности должен каждый педагог, и учитывать их при воспитании

личности как мальчиков, так и девушек. Ведь не зная этих особенностей

нельзя добиться положительных результатов при воспитании и формировании

необходимых качеств для любой девушки, поэтому хотелось бы обратить

внимание на психологические особенности девочек подросткового возраста.

2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕВУШКИ

И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ АСПЕКТЫ ИХ ВОСПИТАНИЯ.

Изучение психологических особенностей представителей мужского и

женского пола является важным научным и практическим вопросом. Знание этих

особенностей поможет нам правильно воспитать личность ребенка, сделать

акцент на формирование именно тех качеств, которые помогут ему в дальнейшей

жизни. Одной из важнейших задач, которая должна стоять перед педагогом -

это подготовка ребенка к самостоятельной жизни, помочь ему быть в этой

жизни счастливым и успешным. По мере развития психологической науки всё

более дифференцируются психологические особенности мальчиков и девочек,

юношей и девушек. Я считаю, что исходя из этого на сегодняшний день, будет

достигнут определенный прогресс в развитии педагогики, если принцип

индивидуального подхода в воспитании не будет больше игнорировать важнейший

фактор индивидуальности человека - половую принадлежность. В этой главе,

хотелось бы более подробно остановиться на некоторых психологических

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.