на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Государственное регулирование социальной занятости населения


В отчете МОТ также отмечается неуклонное снижение общего количества рабочих мест с 1980 г. при том что трудоспособное на­селение выросло. С 1990 по 1995 гг. Количество рабочих мест уменьшилось на 8,2 млн.

Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня на­циональный доход, не могут сформировать мощного спроса на пред­меты массового потребления отечественного производства, что спо­собствует его стагнации и, как следствие, безработице.

В 1994 - 1995 гг. дифференциация доходов продолжала расти. При сохранении этой тенденции мы уже через два года догоним ла­тиноамериканские страны по глубине расслоения общества по до­ходам.

Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в России проходят очень пессимистично. Из всех прогнозов в социально-экономической сфере демографи­ческие являются самыми точными в силу того, что демография как наука успешно продвинулась, используя отработанные методики и полную информацию. Так, Центр экономической конъюнктуры пра­вительства РФ и Госкомстат подготовили прогноз численности на­селения нашей страны. Население России будет продолжать умень­шаться несмотря на ощутимый миграционный прирост, уровень ко­торого зависит от экономико-политической ситуации в СНГ и обеспечения прав русскоязычного населения. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 25,1 млн. человек в 1993 году до 21,4 млн. че­ловек в 2005 году (с 23,7% до 15,4%).

Это приводит к необратимым измерениям в профессиональ­ном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенден­цию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.

Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макро­экономический спад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к 2000 году на 4,8% по среднему варианту прогноза или на 8% по пессимистическому, а к 2005 году - соот­ветственно на 7% или 13%.

Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах выхода экономики России из кризиса безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер го­сударственного регулирования. Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику.

Уровень безработицы, достигнутый в 1995-1996 годах, говорит за то, что кризис занятости будет продолжаться по меньшей мере в течение нескольких последующих лет. Возникнут различные соци­ально-экономические диспропорции, в том числе: резкие регио­нальные различия в динамике занятости, сегментация и маргинали­зация рынка труда. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме со­кращения потребительского и инвестиционного спроса рост безра­ботицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих пе­риодов. По оценкам специалистов Министерства экономики такая так называемая "гистерезисная составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы. Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный долговременной, за­стойной незанятостью: это будет дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.

3.4. Распределение регионов РФ по соотношению между спросом и предложением на рынке труда

Рынок труда, как и любой товарный рынок, основан на спросе и предложении. Спрос в данном случае выступает в форме потребности на занятие свободных рабочих мест и выполнения работ, а предложение- наличие незанятой рабочей силы или желание изменить место работы. Спрос и предложение осуществляются в конкурентной борьбе, с одной стороны, между работниками за занятие того или иного рабочего места или выполнение работы, а с другой стороны между работодателями за привлечение нужной рабочей силы, как по своему количественному так и качественному составу. Справедливое решение этой состязательности предполагает соблюдение целого ряда условий. Прежде всего мобильность рабочей силы, рациональное размещение производительных сил. Для нашей страны в силу большой оседлости население, вызванной национальными особенностями, характерно развитие региональных рынков труда, что может негативно сказываться на соотношении между спросом и предложением в отдельных регионах страны. С целью выравнивания положения между различными региональными рынками труда, обеспечение социальной защищенности трудящихся, проживающих в регионах с избыточными трудовыми ресурсами, на местных уровнях разрабатываются государственные программы занятости. Кроме того государство предусматривает меры финансово- кредитной, инвестиционной и налоговой политики, поощрения создания малых предприятий и применение гибких режимов труда и другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест.

 Начнем анализ механизма рынка труда с классической концепции занятости применительно к условиям совершенной конкуренции. Под классической теорией в немарксистской экономической литературе подразумевается преимущественно теория английских и американских экономистов , базирующихся на учении, идущем от Смита и Рикардо к Маршаллу, Пигу и другим ученым, посвятившим себя разработке  теории общего экономического равновесия.

Неоклассическая теория занятости предполагает построение функции  совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда, применимых к условиям совершенной конкуренции. Эти сложные функции получаются путем агрегирования функций спроса отдельно взятых предпринимателей и функции предложения отдельных работников. Субъектами на рынке труда выступать бизнес и государство, а субъектами предложения- домашние хозяйства.

Конфигурация кривой и ее отрицательный наклон показывают, что более низкой заработной плате соответствует больший спрос и наоборот.

Иначе обстоит дело с функцией предложения труда.

Она также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Как правило (но есть и исключения) продавцы на рынке труда. в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы. Поэтому кривая предложения труда (рис 2) принимает иной вид, чем кривая спроса на труд.

Кривая предложения на труд показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении предложение труда уменьшается.

Совокупное предложения труда в обществе, по мнению П. Самэльсона, определяется как минимум четырьмя показателями:

1. общей численностью населения;

2. той долей, которую составляет самодеятельное население в общей численности жителей;

3. средним числом часов, отработанных рабочими на протяжении недели и на протяжении года;

4. качеством, количеством и квалификацией того труда, который будут затрачивать рабочие.

 Прежде чем объединить оба графика- спроса и предложения труда- рассмотрим еще одно важное экономическое явление, характеризующее предложение труда. Вернее два явления получивших название эффект замещения и эффект дохода

Эти эффекты проявляются тогда, когда мы пожелаем выяснить, как отразятся на предложении труда определенной группы трудящихся или индивидуума повышение ставок заработной платы. На первый взгляд, предложение труда должно вырасти. Однако есть влияние эффекта дохода и эффект замещения.

На рисунке 3. изображена кривая, показывающая общее количество рабочего времени, отработать которое при данной величине заработной платы согласна какая-либо категория трудящихся. От обычной кривой предложения труда эта кривая отличается своей конфигурацией.

До точки I кривая показывает увеличение предложения труда при росте заработной платы - она удаляется от оси ординат. Однако, пройдя точку I, кривая LS меняет направление. Она сгибается и снова приближается к оси ординат, показывая, на первый взгляд, парадоксальную ситуацию- уменьшение предложения труда при дальнейшем росте заработной платы до определенных размеров (W\P умножить на I) ведет к росту предложения труда, которое после достижения максимального уровня (LI) начинает сокращаться вследствие дальнейшего роста заработной платы. Одна и та же причина - увеличение заработной платы приводит и к росту и к сокращению предложения труда. Это происходит поскольку при увеличении заработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается, каждый час свободного времени воспринимается работником как возросший убыток, точнее, упущенная выгода. Эта выгода могла бы быть реализована при превращении свободного времени в рабочее- отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой. Соответственно досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую зарплату. Вышеописанный процесс получил название эффекта замещения. На рисунке 3. эффект замещения проявляется до точки I, т.е. до начала движения кривой предложения труда влево, к оси ординат.

Эффект дохода противостоит эффекту замещения и становится ощутим при достижении работником определенного, достаточно высокого уровня материального благополучия. Когда работник достигает материального благополучия меняется его отношение к свободному времени. Возникает желание купить не только больше товаров, но и иметь большее кол-во свободного времени. А сделать это можно, лишь сократив предложение труда , купив свободное время не за наличные деньги, а за те деньги, которые могли бы быть получены при отказе от досуга в пользу дополнительной работы. После прохождения кривой LS точки I эффект дохода становится преобладающим, что выражается в сокращении предложения труда при росте заработной платы, а практически в стремлении к переходу работника на сокращенный рабочий день или неделю, к получению дополнительных выходных дней и отпусков.

А теперь объединим оба графика- кривую спроса и кривую предложения труда и проанализируем более детально положение на рынке труда (рисунок 4.)

Точка Е является точкой пересечения кривой спроса на труд и кривой предложения труда. Этой точке на графике соответствуют определенный уровень реальной заработной платы (W\P x E) и заданное этим уровнем предложение труда (LE). В точке Е спрос на труд равен предложению труда, то есть рынок труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату W\Px E, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены все работники, готовые предложить свои услуги при заработной плате W\PxE. Поэтому точка Е определяет положение полной занятости.

При любых других условиях заработной платы, отличных от W\PxE, равновесие на рынке труда нарушается. Заработная плата- это цена равновесия на рынке труда.

В случае повышения реальной заработной платы уровня равновесной (случай W*\P) предложение на рынке труда (О-LS*) превышает спрос (О-LD*) на величину LD*-LS*. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, раб. мест не хватает для всех желающих продать свой труд при заработной плате W*\P. Возникает избыток предложения труда, измеряемый отрезком LD *- LS *  на оси абсцисс.

В случае снижения реальной заработной платы по сравнению с равновесной (например, до уровня W”\Р) спрос на рынке труда (О-LD”) превышает предложение (О-LS”) на  величину LS”-LD”. В результате образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

Обе эти ситуации (безработица и наличие незанятых рабочих мест) в условиях рынка совершенной конкуренции не могут быть устойчивыми, они подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления полной занятости.

Если предложение труда превышает спрос на него вследствие установления заработной платы выше равновесного уровня, появляются безработные, готовые предложить свой труд по более низкой цене, на которую вынуждены согласиться и те, кто занят в производстве, чтобы не потерять свои рабочие места. Предприниматели готовы занять большее количество труда, но при условии снижения заработной платы складывается как в сфере предложения труда, так и в сфере спроса на  труд.

Когда спрос на труд превышает его предложение из-за снижения заработной платы по сравнению с ее равновесным значением, наблюдается иная картина. Работодатели, чтобы заполнить пустующие рабочие места, готовы повысить заработную плату. Благодаря такому повышению расширяется круг работников, готовых при более высокой заработной плате предложить свой труд.

Как и в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости. Колебания спроса на труд и предложения труда позволяют в общем виде дать ответ на вопрос о том почему высока или низка заработная плата.

Глава 4. Государственная политика и система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе

4.1. Государственная политика занятости и её эффективность в РФ

    Анализ экономического  состояния  России  за  последние несколько лет показал, что государство оказалось  не  в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая  сила остается пассивной, условия  ее  воспроизводства  ухудшаются.

  Ускорение спада экономики не могло не  сказаться  на динамике занятости и  безработицы  в  1996  году. Общее число занятых в  экономике, составляющее  в  1993  году 70.9 млн. человек, уменьшилось к концу 1996 года  на  5 млн. человек.

  Сокращение занятости произошло в таких важнейших отраслях экономики, как  промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля  и  общественное питание, наука и научное обслуживание.  Устойчивый рост наблюдался лишь в органах управления всех видов - более полумиллиона человек за этот же период.

Кроме того , 1996 год принес и сокращение  занятости в кредитно-финансовой и страховой сфере, где  до  этого наблюдался быстрый рост. В  промышленности  в  целом  и сельском хозяйстве численность занятых сократилась на 23%.Хотя численность сельского населения  за  этот  период впервые в новейшей истории увеличивалась и возросла по сравнению с 1991 годом, последним годом ее уменьшения. Таким образом, база для роста эффективной  занятости  в сельской местности  впервые  возросла, а  рынок  труда, наоборот, сузился.

 Из 16 крупных отраслей промышленности рост численности занятых наблюдался в 5,при этом самый  значительный в 4 сырьевых отраслях : добывающая промышленность (где рост наблюдался с 1995 года и особенно значительный  в 1996 году ),электроэнергетике ,нефтедобыче  и  газовой промышленности. Одновременно в  перечисленных  отраслях объем производства за последние три года в  сопоставимых ценах сократился на 5-15%,и лишь в газовой промышленности в 1996 году наметилась стабилизация. Рост  занятости, несмотря на продолжающееся  падение  производства, сохраняется в отраслях - естественных  монополистах.

Ответ на вопрос о причине спада эффективной  занятости в одних отраслях и росте других  кроется  в  следующих цифрах:

если средний уровень оплаты труда в  промышленности  - 653 тысячи рублей - принять за базу (100%),то  в  легкой промышленности оплата труда составляла 48%,в машиностроении - 68%,в то время как в электроэнергетике  - 155% ,в цветной металлургии - 177% и в топливной  промышленности - 178%. Электроэнергетика как яркий  монополист российской экономики все три года снижала объемы  производства, наращивала  занятость  при    падении производительности труда и платила при этом самый  высокий среди отраслей налог с суммы превышения норматива расходов на оплату труда.

  В этих же трех  отраслях - цветной  металлургии, топливной промышленности и электроэнергетике - были и самые высокие затраты в расчете на один отработанный человеко-час не только в промышленности, но и среди  всех отраслей экономики. Наиболее значительным снижение  занятых было в легкой (62% от уровня 1993 года) и  деревообрабатывающей (64%) промышленности. Еще одним "лидером" падения было машиностроение (68%) .В результате происшедших структурных сдвигов в занятости за четыре года удельный вес  добывающей  промышленности уменьшился в 1,4 раза и достиг  в  1996  году ,а всего первичного сектора -  на  треть  и  достиг, что не соответствует даже приблизительно  пропорциям экономически развитых стран.

Общая  потенциальная  численность  безработных, включая ищущих работу пенсионеров и студентов превысила в 1996 году уровень в 9% от экономически активного населения. Тенденции 1995 года давали надежду на  сокращение  неполной занятости и скрытой безработицы и  в  1996  году, тем более, что в прогнозировалась стабилизация  экономики или, по крайней мере, минимальный в 1-2%  спад. Но оказались ближе к истине те пессимисты, которые предрекали превращение скрытой безработицы  в  открытую. Медленный рост безработицы вызван в немалой степени  значительным ростом занятых неполное  рабочее  время  (на 66% по сравнению со средним уровнем второго  полугодия 1995 года, когда ежемесячный объем спустился ниже уровня в 2 млн. человек, а в декабре превысил эту отметку) и еще более значительным ростом численности находящихся в так называемых административных отпусках. Общая численность находившихся в таких отпусках (менее точный показатель) возросла в 1996 году в среднем в 2,6 раза. Продолжительность самих отпусков по инициативе администрации (более точный показатель измеряемый числом дней на одного работника), явившая удивительную стабильность в течении всего 1996 года и крайне низкий уровень по cравнению с 1994 годом, увеличилась более чем в 3 раза.

            Уровень регистрируемой безработицы составил в конце 1996 года - начале 1997 года всего лишь 3,4% , но главное, на мой взгляд, в изменении общей динамики роста безработицы .  1996 год свидетельствует о явном тяготении к стабилизации , которая отчетлива видна в последние 6 месяцев.

           

В большинстве регионов с критической ситуацией на рынке труда масштабы высвобождения работников с крупных и средних предприятий превышает среднеросийский уровень в 1,5-2 раза. В 1,5 раза - Владимирская и Ивановская область, а в 2 раза - Дагестан, Марий Эл, Ингушетия, Архангельская область.

           

В этих регионах обострилась конкуренция на рынках труда - в Калмыкии на 1 рабочее место претендовали 470 человек, в Ингушетии - 415, в Ивановской - 190, в то время как по Российской Федерации - около 10.

           

Неожиданным для некоторых исследователей проблем женского труда является тот факт, что на половине этих кризисных территорий в 1996 году безработными было признано мужчин больше (на 20 %), чем женщин. В Ивановской области этот показатель составил даже почти 40%.

           

Занятость относится к одному из важнейших блоков необходимых системных изменений . Вместе  с тем занятость - одна из наиболее неудачных сфер деятельности нашего правительства. У него не дошли руки до жесткой  экономической политики по отношению к естественным монополиям.

При этом не учитывались в макроэкономической политике и прежде всего в ценообразовании факторы эффективной занятости и занятости как условие эффективности экономического роста.

4.2. Служба занятости населения: федеральные, региональные службы, фонды занятости

Одним из самых эффективных направлений в активной политике на рынке труда является целенаправленное воздействие на развитие важ­нейшего института рынка труда - специализированной общенациональ­ной службы занятости. Ее основная задача состоит в повышении эф­фективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда, во-первых, обеспечивающей сокращение времени поиска вакансий безработными и работников предпринимателями, а во-вторых, способствующей найму работодателями работников, наибо­лее соответствующих их требованиям, и позволяющей работникам най­ти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы.

Кроме того, к задачам службы занятости относится: профессио-чальноюе консультирование ищущих работу и обучение безработных новым специальностям; квотирование рабочих мест для инвалидов, молодежи, демобилизованных военнослужащих и других групп безработ­ных граждан, нуждающихся в социальной защите; территориальное перераспределение рабочей силы; поддержка рабочих мест для содействия занятости граждан, которые не могут быть трудоустроены обычным путем (многодетных и одиноких родителей, беженцев и т.д.); содействие предпринимательству и самозанятости безработных; поддержание дохо­дов безработных граждан и членов их семей; осуществление компенсационных выплат для сдерживания массовых увольнений.

Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Ос-новныб1е принципы работы российской службы занятости соответству­ют международной практике. Так, по Закону о занятости населения в рф «государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в под­боре подходящей работы и трудоустройстве» (ст. 12 п. 1), безработным предостставляется возможность бесплатного обучения (при необходимос­ти) новой профессии с выплатой стипендии, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, осуществляется политика поддержа­ния доходов безработных граждан. Служба занятости информирует обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требо­ваниях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывает содействие гражданам в выборе подходящей ра­боты, а а работодателям в подборе необходимых работников (ст. 9 п. 1, ст. 15 пл. 1, ст. 26 п. 3). Служба занятости гарантирует работодателям под­держку у программ по сохранению и созданию рабочих мест для молоде­жи, инвалидов, одиноких и многодетных родителей и т.п. Как и бюро по трудоустройству в промышленно развитых странах, российские органы службы у занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства.

В настоящее время в России функционируют около 2,5 тысяч цент­ре занятости),и есть в каждом городе и районе), подготовлены квалифицированные кадры (около 40 тыс. человек), отработана технология обслуживания клиентов, определены тенденции развития и потребности Рынка т труда, налажено информирование безработных граждан и работо­дателей и о деятельности службы занятости. В 1991—1995 гг. при содейст­вии службы занятости нашли работу 6 млн россиян.

Любой человек, безработный или желающий сменить свое рабочее место,  может обратиться в службу занятости, заполнив регистрационный лист, и далее работники службы проводят первоначальный отбор сравнивaя запросы работодателя и регистрационные листы. Служба занятости предоставляет также ряд других услуг, которые помогают безработным быстрее находить рабочие места. Это, к примеру, клубы ищущих работу, курсы «Новый старт», ярмарки вакансий, специальные молодежные и женские биржи труда. Эти направления работы оказались самыми эффективными и популярными видами услуг российской службы занятости. Это организационные формы, которые позволяют безра­ботным обрести уверенность в себе, научиться определять возможность трудоустройства, готовить документы, требуемые работодателям, и в це­лом повысить свою привлекательность для работодателей.

Общенациональные службы занятости регулируют определенный сег­мент рынка труда. Обобщение практики развитых стран показывает, что относительно небольшая часть вакансий заполняется с их помощью, причем это преимущественно рабочие места низкой и средней квалифи­кации. К примеру, в Швеции около 35% ищущих работу вступают в кон­такт со службой занятости, во Франции — около 15%, а в США — около 5%. Подсчитано, что большинство ищущих работу (более 50%) получают информацию о рабочих местах от друзей или родных.

Профессиональная подготовка и переподготовка считается главным направлением в активной политике на рынке труда, так как перспектива быть занятым в современном мире, характеризующемся быстрыми пере­менами и структурными преобразованиями, жестко связана с вложения­ми в человеческий капитал — получением высококачественного образо­вания и современной профессии, которые выступают гарантией от без­работицы. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что уровень безработицы, характерный для работников высокой квалификации, в 4—7 раз меньше, чем у неквалифицированных работников.

Поэтому практически во всех странах мира практикуется разработка разнообразных программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения. При этом они ориентированы в первую очередь, на тех, чья прежняя профес­сия не отвечает структурным преобразованиям в экономике и новой про­фессиональной структуре рабочих мест, а также на слабозащищенные группы населения (молодежь, не имеющую пока необходимой профес­сиональной подготовки; женщин, решивших вернуться на рынок рабо­чей силы; инвалидов, нуждающихся в профессиональной ориентации и др.). Чаще всего кандидатов для прохождения обучения выявляет госу­дарственная служба занятости.

Программы профессиональной подготовки и переподготовки раз­рабатываются и осуществляются при участии государства, предприни­мателей, профсоюзов. Непосредственным организатором этих программ чаще всего является государственная служба занятости, которая орга­низует учебный процесс в специально развернутой сети центров и учеб­ных курсов, а также по договорам с учебными заведениями или пред­приятиями; предоставляет стипендии обучающимся. Например, в 1995 г. в целях увеличения конкурентоспособности незанятых граждан России служба занятости направила на обучение 317 тыс. человек, в том числе 307 тыс. безработных.

Служба занятости, представляя интересы государства, стимулирует обучение и переобучение безработных через выплату им пособий в фор­ме вложения средств в ту профессиональную подготовку, которую они выберут. Государство стимулирует и предпринимателя через снятие на­логов на средства предприятий, направляемые на обучение персонала.

Российское законодательство следующим образом фиксирует это положение: «Безработные граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, пере­подготовку и повышение квалификации по направлению службы заня­тости» (ст. 92 Закона о занятости населения в РФ); эти права также га­рантируются в ст. 12 п. 2, ст. 23 Закона о занятости населения в РФ.

Основная сложность в реализации этого направления активной по­литики на рынке труда заключается в недостатке информации о буду­щей профессионально-квалификационной структуре экономики и о том, каким будет спрос на труд в профессиональном разрезе в средней и дол­госрочной перспективе. Проблемой является также низкий спрос на про­фессиональную переподготовку со стороны лиц, потерявших работу, поскольку последние надеются, что смогут трудоустроиться по прежней профессии. Фактором, сдерживающим развитие данного направления активной политики на рынке труда, является и ограниченное финансо­вое обеспечение деятельности службы занятости.

Самостоятельная занятость и система поддержки малого бизнеса. В настоящее время в рамках деятельности по реализации активной поли­тики на рынке труда все более важное значение приобретают програм­мы содействия развитию самостоятельной занятости, обучению пред­принимательским навыкам и созданию малого бизнеса. Это направле­ние политики на рынке труда призвано решать важнейшую социальную задачу для России — формирование нового трудового мировоззрения, нового типа трудовой социализации.

Безработные, желающие открыть собственное дело, подают заявле­ние в службу занятости об участии в конкурсе проектов с необходимым обоснованием (бизнес-планом), где его рассматривают специалисты и готовят свое заключение. Если просьба удовлетворяется, то в качестве стартового капитала для нового предпринимателя служит вся сумма по­собия по безработице, причитающаяся ему за определенный срок и вы­плачивающаяся единовременно.

Известно, что только 3—5% людей имеют склонности и способнос­ти к открытию и ведению своего дела. Исходя из этого, функцией службы занятости является отбор из числа обратившихся в нее тех, кто может создать свою фирму. Другой важнейшей задачей службы занятости яв­ляется обучение желающих заниматься самостоятельной трудовой дея­тельностью с целью приобретения ими основных деловых навыков (ос­новы ценообразования, бухгалтерского учета, планирования и т.д.). За­дача службы занятости — разъяснить предпринимателю, что означает самостоятельная занятость (например, значительное сокращение соци­альных благ, увеличение продолжительности рабочего времени, высо­кая степень риска, вероятность разорения, несовершенство российско­го законодательства и т.д.).

Поддержка нового предпринимателя включает в себя также: предо­ставление консультационных услуг, льготных кредитов, помощь в обес­печении производственными помещениями, сырьем, налаживание свя­зей с поставщиками и сбыт готовой продукции.

В России формирование мелкого производства на основе самозаня­тости и предпринимательской инициативы имеет широкие перспекти­вы. В настоящее время уже около 15% занятых работают на малых пред­приятиях всех форм собственности. Такие явления, как приватизация, сокращение размеров предприятий в связи с обострением конкуренции и переходом от массового производства к гибкой специализации, а так­же начинающийся в России процесс структурной перестройки, могут привести, как считают специалисты, к тому, что в России, как и в других странах с переходной экономикой, доля новых рабочих мест, создавае­мых на крупных фирмах, будет меньше, чем на малых.

4.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ

Переход от централизованно-плановой системы управления экономикой к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что объек­тивно требует разработки государственной политики занятости и механиз­ма ее реализации, включая социальную поддержку безработных.

Общество, формирующее в экономике рыночные отношения, признает безработицу в качестве спутника этой системы. В этих условиях содержа­ние полной занятости сводится не к максимальному вовлечению трудоспо­собного населения в сферу общественного производства, а к определенным принципам обеспечения занятости трудоспособного гражданина, приносящей ему доход как наемному работнику либо как предпринимателю.

Система регулирования занятости посредством корректировки меха­низмов государственного воздействия и саморегулирования прозвана обес­печить условия для воспроизводства рабочей силы и рабочих мест, их первичного соединения и повторного воссоединения. Формирование такой системы в период перехода к рыночной экономике осложняется в связи с различиями воспроизводственного процесса у рабочей силы (цикл воспро­изводства, который исходит из демографической базы, то есть связан с циклом воспроизводства населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводс­тва, который зависит от экономических и организационно-технических факторов). Этим определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих мест.

Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансиро­ванность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроу­ровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуют­ся общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.

Исходным пунктом правительственной стратегии занятости должен стать принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безра­ботицей.

Концепция государственной политики занятости должна базироваться на критериях экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и соци­альной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу "занятого" на­емного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного труда. Общая закономерность, действие которой в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоит в зависимости уровня и дина­мики инвестиций. И основная проблема при этом заключается не в необхо­димости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема капиталь­ных вложений, а в изменении источников финансирования, главным из ко­торых был государственный бюджет, в сторону повышения роли негосударс­твенного (акционерного, частного) капитала. Другая закономерность, обусловленная научно-техническим прогрессом и его влиянием на факты высвобождения работников, характерная для индустриальных стран, пока что не угрожает обществу снижением уровня занятости и увеличением без­работицы. Такое состояние может продолжаться до тех пор, пока в России не наступит финансово-кредитная и ценовая стабилизация и хозяйственные субъекты в поиске путей увеличения эффективности производства не обра­тятся к резервам производительности труда.

Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся сис­темы регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первич­ного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполни­тельной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредо­вано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости. До середины 1992 года в этом деле задействованными оказа­лись Министерство труда и занятости, Министерство экономики и Минис­терство образования.

По моему мнению, состав центральных органов исполнительной влас­ти, призванных взаимодействовать при разработке и реализации государс­твенной политики занятости, целесообразно расширить за счет привлече­ния Госкомитета РФ по высшему образованию и Комитета по делам молодежи (регулирование распределения выпускников образовательных учреждений и вузов), Министерства социальной защиты (регулирование занятости пенси­онеров и инвалидов), Министерства финансов (политика налоговых льгот, кредитов, привлечение инвестиций), Госкомитета по промышленной полити­ке (конверсия), Госкомитета по управлению государственным имуществом (поддержка малых предприятий, регулирование условий приватизации предприятий, в том числе вопрос о рабочих местах), Министерства оборо­ны (сокращение численности военнослужащих), Госкомитета по статистике. Организационной формой взаимодействия центральных органов федеральной исполнительной власти, по моему мнению, может стать Межправительствен­ный консультативный совет, который необходимо создать при правительст­ве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики за­нятости (с включением в него заместителей руководителей перечисленных ведомств и министерств), и возглавить который должен заместитель ми­нистра, ответственный за социальную политику.

Разработка и реализация политики занятости населения во многом зависит от взаимодействия органов государственной службы занятости "по вертикали" и "по горизонтали" индивидуализированных субъектов рыночных отношений в сфере занятости населения - работодателя и наемного работ­ника (трудоспособного лица, ищущего работу), интересы которого предс­тавляют соответственно ассоциации (союзы) работодателей и объединения профсоюзов. В современных условиях "ахиллесовой пятой" является слабое взаимодействие органов государственной службы "по горизонтали" с реги­ональными структурами исполнительной власти. Важное значение приобре­тает взаимодействие региональных центров занятости населения, предпри­ятий и организаций с учреждениями образовательной системы по поводу профессионального обучения и переподготовки кадров (работающих и неза­нятых) на договорной основе. Эффективное взаимодействие заинтересован­ных субъектов и организации этого процесса будет способствовать нор­мальному функционированию рынка рабочей силы, приспособляемого к тре­бованиям рынка рабочих мест. Поставленная во главу угла государствен­ной политики занятости цель - минимизировать на социально допустимом уровне безработицу на основе сокращения спада производства, его стаби­лизации и последующего роста - может быть достигнута при условии раз­работки и реализации экономического механизма обеспечения занятости населения и функционирования так называемого внешнего рынка труда.

Экономический механизм включает в себя:

прогнозирование предложения рабочей силы и спроса на нее; финан­сирование мероприятий по обеспечению занятости и функционированию рынка труда.  Прогнозирование является исходным пунктом разра­ботки системы мероприятий, реализация которых призвана обеспечить регулирующее воз­действие на рынок труда - как на предложение рабочей силы, так и на ее спрос.

Основная тяжесть в реализации политики занятости ложится на рес­публики и регионы, значит, и соответствующие финансовые ресурсы (бюд­жетные и внебюджетные) должны быть в их руках.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безра­ботицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность эконо­мики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышлен­ность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

До недавнего времени Правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с приня­тием “Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 г.”, в которой упор делается на совершенствова­ние рыночных механизмов регулирования занятости.

Будем надеяться, что данный нормативный акт не станет простой порчей бумаги, а будет эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой для экономического возрождения России.

Список использованных источников:

Книги:

1) К. Маркс - "Капитал " - 1997           .

2) К. Маркс и Ф. Энгельс - Сочинения - 1961

3) В. Н. Кириченко - "Ускоренное социально-экономическое развитие и перспективное планирование" - 1987

4) В. Г. Костиков - "Прогноз занятости населения" -  1979

5) А. Г. Вишневский - "Воспроизв. насел, и общество " - 1982

6) М. Г- Завельский - "Экономика и социология труда " - 1998

7) Рофе - "Занятость населения " - 1997

8) Аперьян - "Социализм: население и экономика" - 1983

9) В. А. Болдырев - "Народонаселение в развитом социалистическом обществе " - 1983

10) С. Л. Кузьмин - "Эффективная занятость населения " - 1990

11) И. Е. Рисин - "Эффективность управленческого труда" - 1990

12) И. А. Година - "Воспроизводство рабочей силы при социализме" - 1979

Статьи:           

1) В.И. Ведяпин, "Общая экономическая теория" Москва, 1995 г. ,

2) А.А. Никифорова, "Рынок труда: занятость и безработица " Москва, 1991 г.

3) С. Смирнов, Н. Исаев - "Социальная плитка: новый курс " - Вопросы экономики №2/ 1999 г.

4) Г. Лещинская, Ю. Палеев - " Проблемы занятости в Москве " - Экономист №12/1997 г.

5) Дж. Браччи - "Новые формы занятости, информационные технологии " - Вопросы экономики №2/1998 г.

6) В. Борисов, И. Kqawna, И. Тартаковская - "Проблемы шахтёрской безработицы " Вопросы экономики   №2/1998 г.

7) В. Кабалина, 3. Рыжикова - "Неполная занятость в России " - Вопросы экономики №2/1998 г.

8) Т. Четвернина, Л. Лакушина - "Напряжённость на российском рынке труда и механизм её преодоления " - Вопросы экономики №2/1999 г.

9) Р. Капелюшников - "Движение рабочей силы и рабочих мест в российской промышленности " - Вопосы экономики №2/1998 г.

10) К. Микульский - "Формирование новой модели занятости" - Экономист №12/1997 г.

11) В. Афанасьев - "Динамика и структура занятости на государственной службе в США " - Экономист №12/1997 г.

12) Т. Четвернина - "Положение безработных и государственная политика на рынке труда " - Вопросы экономики №2/1997 г.

13) Е. Катульский - "Мотивация на рынке труда " - Вопросы экономики №2/1997 г.

14) И. Заславский - "К характеристике труда в современной России" - Вопросы экономики №2/1997 г.

15) В. Гимпельсон - "Частный сектор в России: занятость и оплата труда " - Мировая экономика и международные отношения № "/1997 г.

16) Н. Вишневская - "Рынок труда на фазе подъёма наступил ли перелом? " - Мировая экономика и международные отношения №3/1996 г.

17) Е. Балацкий - "Регулирование занятости в свете теории мультипликатора " - Мировая экономика и международные отношения №4/1996 г.

18) А. Шастико - "Модели рационального экономического поведения человека" - Вопросы экономики №5/1998 г.


[1] - “Общая теория занятости, процента и денег” Дж.-М. Кейнс, Москва, 1993 г.

[2] - в данном абзаце приводятся цифры за 1995 г. из-за отсутствия официальной информации об объеме производства за 1996 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.