на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Государственное предпринимательство в РБ


Наряду с производственными государство владело и управленче­скими, холдинговыми компаниями. Особенно велики их число и значи­мость были в Италии. Крупнейшие из них - "ИРИ" (Институт про­мышленной реконструкции), "ЭНИ" (газовая и нефтяная индустрия), "ЭНЭЛ" (электроэнергетика), страховая группа "ИНА". "ИРИ" в свою очередь состояла из холдингов "Финсидер" (черная металлургия), "Финмекканика"  (машиностроение),  "Финкатиери"(судостроение), "СТЕТ" (телефонная связь), "Финмаре"(судоходство) и "СМЕ" (дивер­сифицированный концерн Юга Италии). Кроме того, в группу "ИРИ" входил ряд банков ("Банка ди санспирито", "Банка коммерциале ита-льяна", "Кредите итальяно"). В Великобритании действовали в 60-х годах "Транспортная холдинговая компания" (с 1968 г. - "Националь­ная автобусная корпорация"), а во второй половине 70-х-первой поло­вине 80-х годов государственный холдинг "Национальное управление предприятиями". В Швеции в 70-е годы существовал холдинг "Статсфоретаг", преобразованный впоследствии в "Прокордиа". Во Франции Комиссариат по ядерной энергии (КЭА) имел свой промыш­ленный холдинг - "КЭА-эндюстри". Государственные холдинги суще­ствовали и в других странах.

В одних странах преимущественной формой государственных предприятий были государственные корпорации (Франция, Велико­британия, Япония), в других (Германия и Италия) государственные компании частного права. Это не значит, что, во-первых, государствен­ные предприятия создавались с нуля, а во-вторых, возникали в резуль­тате перехода в собственность государства уже существующих. Повсе­местно преимущественной формой появления на свет государственных предприятий было преобразование частных (путем национализации, муниципализации и т.п.).

Статистики, учитывающей государственные предприятия всех юридических организационных форм и всех уровней подчинения, прак­тически ни в одной стране мира не ведется. Приведенные оценки доли государства носят приблизительный характер, поскольку основаны на учете предприятий, подконтрольных только центральным правитель­ствам (федеральным в странах с федеративным устройством). Второй и более низкие "эшелоны" государственных предприятий - на уровне штатов (земель) и местных органов власти - в национальной статисти­ке не регистрируется.

Поэтому показанные в табл. 1 размеры государственного сектора США, возможно, несколько занижены. Ведь в США (как и еще в ряде стран, например, в Германии) доминируют предприятия регионально­го (штатного, земельного), тогда как в других (Франция, Великобрита­ния) - национального масштаба. Впрочем, общепринято, что государ­ственный предпринимательский сектор США был и остается наимень­шим из семерки ведущих стран. Не случайно, что и в Японии, восста­новление которой после второй мировой войны происходило под жестким патронажем США, позиции государства в производстве также были относительно невелики. Иное дело Европа. В начале 80-х годов, до периода развертывания нынешней волны приватизации, доля госу­дарственных предприятий в ведущих европейских странах (Франции, Италии, Великобритании) составляла 15-25% в производстве ВВП, 20-45% - в капиталовложениях, 10-25% - в численности занятых. В ФРГ все эти показатели были на уровне примерно 10-12%.1

В силу различной подчиненности государственных предприятий единого центра управления ими нигде не существует. Государственные корпорации подконтрольны министерству финансов и "курирующим" отраслевым министрам, холдинги и участия - специально создаваемым министерствам по делам участий государства в предприятиях (как в Италии), муниципальные предприятия - соответствующим муниципаль­ным властям.

_____________________________________________

1 - Государственный сектор в развитых капиталистических странах. Сб. обзоров. Части 1-11. М., ИНИОН, 1982; Клинова М.В. Государственный предприни­мательский сектор в странах Европейского сообщества. Экономическая роль и тен­денции развития. М„ "Наука", 1988.

С первой половины 80-х годов государственный сектор во многих странах стал сокращаться в результате проведения приватизации. Вол­ны приватизации наблюдались и в прошлом. Но они не были столь дли­тельны, не охватывали столь большое число стран, да и по масштабам были гораздо скромнее. С позиций сегодняшнего дня их можно охарак­теризовать как поиски оптимального соотношения между частным и государственным предпринимательством. Нынешняя же кампания при­ватизации ставит под вопрос само существование последнего. В частный сектор передаются предприятия естественно-монопольных отраслей, в отношении которых еще недавно считалось, что, безусловно, предпоч­тительно их сохранение в государственной собственности.

В Японии, Канаде, многих странах Европы и Латинской Америки приватизированы телефонная связь, водоснабжение, производство (добыча) и распределение электроэнергии и газа. В Японии уже осущес­твлена, а в Великобритании развертывается передача в частный сектор железных дорог. В Голландии и Германии частный капитал внедряется в почтовую службу. Впрочем, позиции государства в отраслях есте­ственных монополий пока еще значительны (см. табл. 2).

В результате приватизации масштабы государственного предпри­нимательского сектора повсеместно существенно сократились. Так, в Германии с 1982 г. количество предприятий, в которых прямо или косвен­но участвует государство, уменьшилось более чем вдвое - с 958 до 400.

В отличие от капиталистических стран, где, несмотря на свое превалирование в ряде отраслей, государственное предпринимательство в целом занимало подчиненное по отношению к частному положение, в бывших социалистических странах оно абсолютно доминировало. Причем, в ряде из них (в частности, в СССР) частный сектор был пол­ностью ликвидирован. Продиктовано это было не прагматическими, а идеологическими соображениями.

Однако и развернувшаяся в 90-е годы в России приватизация не имела в своей основе четкой концепции. Так и не были определены оп­тимальные границы государственного предпринимательства примени­тельно к условиям современной России. Сильное влияние на политику в отношении государственной собственности оказывало ее идеологическое неприятие, питаемое тем, что огосударствленная экономика зашла в тупик. В течение нескольких лет правительство не могло определить­ся с тем, должны ли вообще быть сохранены государственные предпри­ятия - статус казенных предприятий был установлен только в 1994 г. В собственности государства по-прежнему остается ряд предприятий прежде оборонного комплекса, приватизация которых запрещена. Уча­ствует оно и в капитале значительного числа (на середину 1996 г. - бо­лее чем в 4,5 тыс.) акционерных обществ, но эти собственнические пра­ва государства в большинстве случаев закреплены на сравнительно ко­роткий (трехлетний) срок.


3. Причины существования государственного предпринимательства.

При прочих равных условиях существенную роль в определении границ между частным и государственным секторами играют нацио­нальный менталитет, национальные традиции. Последние, хотя и неот­делимы от особенностей политического и экономического развития, но не сводимы к ним. Вряд ли случайно, что именно в США, традиционно признаваемым "бастионом либерализма", государственный сектор не­велик, а во Франции, где сильна традиция дирижизма, он, напротив, весьма значителен.

Но, конечно же, своеобразием традиций, "национальным ментали­тетом" причины существования государственного предприниматель­ства далеко не исчерпываются. Оно возникает в силу троякого рода обстоятельств.

Первая группа обстоятельств определяется некоторыми действи­тельными или предполагаемыми (мнимыми) преимуществами государственной организации производства над частной вообще или в опреде­ленных условиях.

Вторая группа обстоятельств возникает в случаях невозможности организовать требуемое производство (или производство на требуемом уровне) на частной основе. В эту категорию попадают ситуации дезор­ганизации экономической жизни, нехватки факторов производства (частного капитала и предпринимательских кадров), высокого риска (неопределенность будущего) и т.д. Эти обстоятельства особенно остры в периоды масштабной социальной трансформации (например, ин­дустриализации) и восстановления хозяйства после экономических кризисов, войн и других крупных социальных катастроф и стихийных бедствий. В эту группу следует отнести случаи, когда развитие произ­водства сдерживали длительные сроки окупаемости, когда налицо острая необходимость защиты национального рынка от внешней кон­куренции и т.п.

Третья группа обстоятельств связана с так называемыми несовер­шенствами или провалами рынка. В качестве таковых трактуются сле­дующие отклонения от состояния совершенной конкуренции - специ­фика производства общественных благ с неполной присваиваемостью результатов экономической деятельности, внешние эффекты (экстерна-лии), искусственные или естественные монополии, неполная информи­рованность агентов, высокие трансакционные издержки и т.п. Иногда сюда же относят неудовлетворительное с общественной точки зрения распределение доходов.

Невозможность организовать производство на частной основе и не­способность противостоять конкуренции извне дали путевку в жизнь большей части государственных предприятий. Характерно, что в За­падной Европе масштабный государственный сектор возник непосред­ственно после второй мировой войны. Упомянутая "ИРИ" и ряд других итальянских холдингов были образованы именно в кризисные 20-е го­ды. В начале 80-х годов относительное ослабление позиций ряда фран­цузских компаний на внутреннем и международном рынках продикто­вало их переход под контроль государства. Возможно, именно конку­ренция со стороны более мощных и передовых в экономическом отно­шении стран, грозящая для малых и менее развитых утратой национального контроля над экономикой, объясняет тот факт, что доля го­сударственного сектора в последних была выше.

Преимущества государственного предпринимательства усматривались, прежде всего, в устранении конкуренции за счет сведения пред­приятий отрасли в единую организационно-производственную структу­ру. Ожидалось также, что национализация приведет к изменению цен­ностных установок работников, которые, ощутив себя сособственниками с остальными гражданами общества, станут более интенсивно трудиться. Один из ведущих британских идеологов национализации Г. Моррисон полагал, что для успешного функционирования государст­венных предприятий необходимо "новое осознание со стороны управ­ляющих, техников и рабочих своих обязанностей" перед страной. По его мнению, работники национализированного сектора должны были "черпать удовлетворение из того факта, что они имеют привилегию работать во благо всего общества и ради благосостояния собратьев-граждан"2. Однако на практике не было проявлено достаточной изоб­ретательности по части создания у работников чувства особой гордо­сти и ответственности. Им даже не были предоставлены те ограничен­ные права, по управлению, которые обязательны в крупных частных компаниях Германии. Их, правда, планировали предоставить во Фран­ции, но так и не сделали этого.

Наиболее теоретически разработан анализ причин возникновения государственных предприятий в связи с несовершенствами рынка.

Общественные блага суть те, которые не могут быть присвоены одним лицом (лицами), следовательно, блага, потребление которых не исключает и не уменьшает их потребление другим лицом (лицами). Чистые общественные блага - услуги государственного управления, обороны, охраны окружающей среды, охраны общественного порядка и т.п. Между чистыми частными и чистыми общественными благами лежит широкая промежуточная область коллективных благ (дороги, парки и. т.п.). Даже перечисленные выше в качестве чистых обществен­ных благ могут не быть

таковыми в той мере, в какой направлены не на общество в целом, а на некоторую его часть.

Из особенности природы общественного блага следует, что субъ­ект потребляет его вне зависимости от того, оплачивает ли он издерж­ки его производства или нет. Это означает, что возможна ситуация, когда ни один потребитель общественного блага не станет доброволь­но финансировать его производство, а следовательно, при частной организации производства таких благ они производиться не будут (или в лучшем случае будет наблюдаться их дефицит)'.

Но даже общественный в вышеуказанном смысле характер благ не является достаточным основанием для того, чтобы обязанности по его производству брало на себя государство. Оно может финансировать их производство, но не участвовать в нем непосредственно. Так, в США некоторые муниципалитеты отказались от собственной и нанимают частную пожарную охрану, в ряде стран частному бизнесу передано содержание тюрем. В Техасе планируется провести конкурс на переда­чу на пять лет в частные руки обслуживание штатной системы соци­ального вспомоществования.

Практически всякая деятельность в той или иной мере сопряжена с отрицательными или положительными внешними эффектами, (экстерналиями). В одних случаях они велики и их принимают во внимание, а в других столь незначительны, что ими пренебрегают.

Внешние эффекты характеризуют ситуацию неполной присваиваемости субъектом или субъектами результатов их деятельности (издержек и выгод), следовательно, сказываются на благосостоянии другого(их) субъекта(ов). Хрестоматийным примером отрицательного внешнего эффекта является загрязнение окружающей среды, положительного - научные исследования, особенно фундаментальные.

Известно, что компании - "первопроходцы" несут большие издерж­ки, чем идущие следом. Последние экономят на издержках получение нового технического знания и освоения новых процессов производства. "Утечка" информации - прямая (в форме "ноу-хау") или косвенная (в форме подсказок конкурентам самими свойствами продукта, что и как производить) - практически неизбежна. Чем больше ее вероятность, тем меньше

заинтересованность частной фирмы в финансировании по­лучения такого знания. В силу этого чисто рыночное его финансиро­вание будет оборачиваться недопроизводством.

_____________________

2 - Morrison Н. Foreword. - In: Efficiency in the Nationalis industries. L., 1952, p. i.


Таблица 2

Доля государственной собственности (в%) в отраслях естественных монополий.

Страна Отрасль
Почта Железные дороги Телефонная связь Электро- и газоэнергетика  и снабжение Водоснабжение
США 10 25-75 <25' 25-75 <25 <25
Япония 100 25-75 <25 <25 <25 100
Германия 100 100 80 <25 <25 25-75
Франция 100 100 100 100 100 25-75
Италия 100 100 100 100 100 100
Великобритания 100 25-75 <25 25-75 <25 <25
Канада 100 25-75 25-75 100 * *
Швеция 100 100 100 25-75 * 100
Испания 100 100 <25 25-75 25-75 100
Голландия 25-75 100 25-75 100 25-75 100
Австралия 100 100 100 100 25-75 100
* - величина незначительна. Источник: The Economist, 9.12.2000, p. 72

Именно это обстоя­тельство подводит теоретическую основу под участие государства в финансировании НИОКР, поддержку им передовых производств, но­вых отраслей и т.п.3

Но и наличие отрицательных или положительных внешних эффектов само по себе не может быть основанием для того, чтобы та или иная дея­тельность автоматически находилась в государственной собственности. Оно может представлять собой необходимое, но недостаточное условие.

Частная организация производства неэффективна в условиях мо­нополизации, ибо субъект получает возможность злоупотреблять своим положением на рынке. Именно поэтому одними из первых кандидатов на национализацию были отрасли естественных монополий (водо- и газоснабжение, подача электроэнергии, проводная телефонная связь, железные дороги и т.п.). Переход их под контроль государства был призван гарантировать общество от злоупотреблений частных монопо­листов. В то же время сохранение самого факта монополизации озна­чает возможность сохранения негативных последствий, и вопросом является лишь то, в какой мере государство, выступая собственником монополии, способно снизить уровень негативных проявлений моно­полизма либо может усугубить их.

Следствием такого несовершенства рынка как неполная информи­рованность и конфликтности интересов сотрудничающих субъектов являются трансакционные издержки. Конфликтность интересов имеет своим следствием недобросовестное (оппортунистическое) поведение, т.е. несоблюдение сторонами контрактных отношений принятых на себя или подразумеваемых обязательств. Отсюда возникает необходи­мость в

несении издержек принуждения к соблюдению контрактов. Размер трансакционных издержек и распространенность недобросо­вестного поведения при прочих равных условиях определяются этикой поведения субъектов, в частности, укорененностью экономического индивидуализма.

Возможные издержки определения государством того, насколько производимые по его заказу частной компанией товары и услуги соот­ветствуют согласованным требованиям, могут быть столь высоки, а потери в результате несоблюдения договоренностей столь значитель­ны, что дешевле и надежнее будет организовать их государственное производство.

Жертвой недобросовестности со стороны частных предпринима­телей может быть не

только государство (правительство), но и третьи лица. Поэтому, вероятно, во многих странах системы сберегательных касс находились в собственности государства, что в известной мере гарантировало то, что средства вкладчиков не будут разворованы.

Опасением, что собственник может оказаться недобросовестным, вызвано и закрепление за национальным государственным капиталом стратегических отраслей и производств, в частности, существование государственных предприятий по производству вооружений (например, "Аэроспасьяль" во Франции и "КАСА" в Испании) и государственных ядерных реакторов "Фраматом" (во Франции).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.